Самаритяне

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 93: Строка 93:
=== В период Крестовых походов ===
=== В период Крестовых походов ===
-
Самаритяне, как и остальные нехристианские общины Эрец-Исраэль, официально приветствовали завоевание страны крестоносцами. Когда в 1137 г. Шхем был захвачен армиями Дамаска, мусульмане учинили резню, которая нанесла тяжелый удар самаритянам.  
+
Самаритяне, как и остальные нехристианские общины [[Эрец-Исраэль]], официально приветствовали завоевание страны [[Крестоносцы|крестоносцами]]. Когда в 1137 г. [[Шхем]] был захвачен армиями [[Дамаск]]а, мусульмане учинили резню, которая нанесла тяжелый удар самаритянам.  
Тамплиеры, взяв Шхем в 1242 г., уничтожили всё нехристианское население города, включая, по всей видимости, и самаритян. Самаритянская хроника сообщает еще об одной резне, которая, по-видимому, произошла в 1244 г., во время хорезмского завоевания, или в 1266 г., во время монгольского вторжения.  
Тамплиеры, взяв Шхем в 1242 г., уничтожили всё нехристианское население города, включая, по всей видимости, и самаритян. Самаритянская хроника сообщает еще об одной резне, которая, по-видимому, произошла в 1244 г., во время хорезмского завоевания, или в 1266 г., во время монгольского вторжения.  
-
[[Биньямин Из Туделы|Биньямин из Туделы]], посетивший Эрец-Исраэль в середине 12 в., сообщает, что в Шхеме насчитывалось 1000 самаритянских семейств, в Кесарии — 200, в Ашкелоне — 300 и в Дамаске — 400, всего — менее двух тысяч семейств. В 13 в. в Шхеме оставалось лишь 200 семейств.
+
[[Биньямин Из Туделы|Биньямин из Туделы]], посетивший Эрец-Исраэль в середине XII в., сообщает, что в [[Шхем]]е насчитывалось 1000 самаритянских семейств, в [[Кейсария|Кейсарии]] — 200, в [[Ашкелон]]е — 300 и в [[Дамаск]]е — 400, всего — менее двух тысяч семейств. В XIII в. в Шхеме оставалось лишь 200 семейств.
=== Под властью мамлюков ===
=== Под властью мамлюков ===
-
В начале мамлюкского периода у самаритян были конфискованы большинство общественных зданий; главная самаритянская [[Синагога|синагога]] была превращена в мечеть; власти оказывали на самаритян постоянное давление с целью заставить их принять [[Ислам|ислам]]. Вместе с тем связи между духовным руководством самаритян Шхема, Дамаска и Каира привели к расцвету литературной и религиозной жизни самаритян в 14 в.
+
В начале мамлюкского периода у самаритян были конфискованы большинство общественных зданий; главная самаритянская [[синагога]] была превращена в мечеть. Власти оказывали на самаритян постоянное давление с целью заставить их принять [[ислам]]. Вместе с тем связи между духовным руководством самаритян [[Шхем]]а, [[Дамаск]]а и [[Каир]]а привели к расцвету литературной и религиозной жизни самаритян в XIV в.
== При власти Османской империи ==
== При власти Османской империи ==
-
В период турецкого владычества самаритянские общины вне Шхема прекратили свое существование. Дамасская община была вырезана в 17 в. Тогда же умер последний самаритянский первосвященник из династии [[Кохен|коhенов]], и с тех пор должность отправляют священники-левиты (см. [[Леви]]). В конце 18 в. исчезли самаритянские общины в Каире и Газе. Тогда же самаритяне приобрели участок земли на горе Гризим, который с тех пор (с перерывами из-за запретов мусульман) служит местом пасхального жертвоприношения (см. [[Песах]]). В 1842 г. самаритяне были обвинены в безбожии и их под страхом смерти заставляли принимать ислам. Главный раввин Иерусалима ([[Ришон Ле-Цион|ришон ле-Цион]]) Аврахам Хаим Гагин (1787–1848) официально подтвердил, что самаритяне — ветвь народа Израиля, избавив их от гонений и истребления. В 1854 г. британское правительство также ходатайствовало перед турецкими властями за самаритян. В этот период численность самаритян в Шхеме составляла менее 200 человек, поскольку многие перешли в ислам.
+
В период турецкого владычества самаритянские общины вне Шхема прекратили свое существование. Дамасская община была вырезана в XVII в. Тогда же умер последний самаритянский первосвященник из династии [[коhен]]ов, и с тех пор должность отправляют священники-[[левиты]].  
 +
В конце XVIII в. исчезли самаритянские общины в [[Каир]]е и [[Газа|Газе]]. Тогда же самаритяне приобрели участок земли на [[Гора Гризим|горе Гризим]], который с тех пор (с перерывами из-за запретов мусульман) служит местом [[Песах|пасхального жертвоприношения]]. В 1842 г. самаритяне были обвинены в безбожии и их под страхом смерти заставляли принимать [[ислам]].
-
== Отношения самаритян с ишувом ==
+
Главный [[раввин]] [[Иерусалим]]а ("ришон ле-Цион") Аврахам Хаим Гагин (1787–1848) официально подтвердил, что самаритяне — ветвь народа Израиля, избавив их от гонений и истребления. В 1854 г. британское правительство также ходатайствовало перед турецкими властями за самаритян. В этот период численность самаритян в Шхеме составляла менее 200 человек, поскольку многие перешли в ислам.
-
В начале 20 в. укрепились связи самаритян с еврейским [[Ишув|ишувом]], в первую очередь благодаря деятельности [[Бен-Цви|И. Бен-Цви]]. После образования еврейского государства в Холоне был основан самаритянский центр под руководством Яфета бен Аврахама Цедаки (Цадки), который вместе с семьей переселился из Шхема в Яффу еще в начале 20 века. В 1951 г. на основании соответствующего пункта в соглашении о прекращении огня между Израилем и арабскими странами (см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Исторический очерк]]) самаритянам — жителям Израиля было разрешено участвовать в пасхальном жертвоприношении на горе Гризим, находившейся под контролем Иордании.
+
 +
== Отношения самаритян с ишувом ==
 +
В начале XX в. укрепились связи самаритян с еврейским [[ишув]]ом, в первую очередь благодаря деятельности [[Бен-Цви, Ицхак|И. Бен-Цви]].
== В Государстве Израиль ==
== В Государстве Израиль ==
-
В 1954 г. в Холоне были построены первые дома для самаритян, а в 1963 г. в самаритянском квартале города была открыта самаритянская синагога. В результате перехода Самарии под контроль Израиля после [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] 1967 г. усилились контакты между самаритянами Холона и Шхема. См. также [[Самаритянское Пятикнижие|Самаритянское пятикнижие]].
+
После образования [[Государство Израиль|еврейского государства]] в [[Холон]]е был основан самаритянский центр под руководством Яфета бен Аврахама Цедаки (Цадки), который вместе с семьей переселился из [[Шхем]]а в [[Яфо]] еще в начале XX века.  
-
=== В Палестинской автономии ===
+
В 1951 г. на основании соответствующего пункта в [[История Страны Израиля#Создания государства Израиля и первые годы независимого существования|соглашении о прекращении огня между Израилем и арабскими странами]] самаритянам — жителям Израиля было разрешено участвовать в пасхальном жертвоприношении на [[Гора Гризим|горе Гризим]], находившейся под контролем [[Иордания|Иордании]].
 +
 
 +
В 1954 г. в [[Холон]]е были построены первые дома для самаритян, а в 1963 г. в самаритянском квартале города была открыта самаритянская [[синагога]]. В результате перехода Самарии под контроль Израиля после [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] 1967 г. усилились контакты между самаритянами Холона и Шхема.
 +
 
 +
== Современное положение ==
 +
Самаритяне имеют некоторые этнографические особенности. Например, празднование [[Песах]]а сопровождается у них обязательным принесением в жертву барана на горе Гризим. [[Маца]] у них имеет вид мягкой круглой лепёшки.
 +
 
 +
<!-- === В Палестинской автономии ===
В [[Палестинский законодательный совет I созыва|Палестинском законодательном совете первого созыва]] ([[1996]]—[[2006]]) за самаритянами был закреплен один депутатский мандат в округе Наблус. Депутатом от самаритянского меньшинства был избран Салум Исхак ас-Самири.
В [[Палестинский законодательный совет I созыва|Палестинском законодательном совете первого созыва]] ([[1996]]—[[2006]]) за самаритянами был закреплен один депутатский мандат в округе Наблус. Депутатом от самаритянского меньшинства был избран Салум Исхак ас-Самири.
-
 
+
-->
== См. также ==
== См. также ==
* [[Гора Гризим]]
* [[Гора Гризим]]
* [[Кирьят-Луза]]
* [[Кирьят-Луза]]
 +
* [[Самаритянское Пятикнижие]].
Строка 140: Строка 150:
[[Категория:Народы Израиля]]
[[Категория:Народы Израиля]]
[[Категория:Самаритяне| ]]
[[Категория:Самаритяне| ]]
-
<!--
 
-
 
-
 
-
самаритяне, как и остальные нехристианские общины Эрец-Исраэль, официально приветствовали завоевание страны крестоносцами. Когда в 1137 г. Шхем был захвачен армиями Дамаска, мусульмане учинили резню, которая нанесла тяжелый удар самаритянам. Тамплиеры, взяв Шхем в 1242 г., уничтожили всё нехристианское население города, включая, по всей видимости, и самаритян. Самаритянская хроника сообщает еще об одной резне, которая, по-видимому, произошла в 1244 г., во время хорезмского завоевания, или в 1266 г., во время монгольского вторжения. Биньямин из Туделы, посетивший Эрец-Исраэль в середине 12 в., сообщает, что в Шхеме насчитывалось 1000 самаритянских семейств, в Кесарии — 200, в Ашкелоне — 300 и в Дамаске — 400, всего — менее двух тысяч семейств. В 13 в. в Шхеме оставалось лишь 200 семейств.
 
-
 
-
В начале мамлюкского периода у самаритян были конфискованы большинство общественных зданий; главная самаритянская синагога была превращена в мечеть; власти оказывали на самаритян постоянное давление с целью заставить их принять ислам. Вместе с тем связи между духовным руководством самаритян Шхема, Дамаска и Каира привели к расцвету литературной и религиозной жизни самаритян в 14 в.
 
-
 
-
В период турецкого владычества самаритянские общины вне Шхема прекратили свое существование. Дамасская община была вырезана в 17 в. Тогда же умер последний самаритянский первосвященник из династии кохенов, и с тех пор должность отправляют священники-левиты (см. Леви). В конце 18 в. исчезли самаритянские общины в Каире и Газе. Тогда же самаритяне приобрели участок земли на горе Гризим, который с тех пор (с перерывами из-за запретов мусульман) служит местом пасхального жертвоприношения (см. Песах). В 1842 г. самаритяне были обвинены в безбожии и их под страхом смерти заставляли принимать ислам. Главный раввин Иерусалима (ришон ле-Цион) Аврахам Хаим Гагин (1787–1848) официально подтвердил, что самаритяне — ветвь народа Израиля, избавив их от гонений и истребления. В 1854 г. британское правительство также ходатайствовало перед турецкими властями за самаритян. В этот период численность самаритян в Шхеме составляла менее 200 человек, поскольку многие перешли в ислам.
 
-
 
-
В начале 20 в. укрепились связи самаритян с еврейским ишувом, в первую очередь благодаря деятельности И. Бен-Цви. После образования еврейского государства в Холоне был основан самаритянский центр под руководством Яфета бен Аврахама Цедаки (Цадки), который вместе с семьей переселился из Шхема в Яффу еще в начале 20 века. В 1951 г. на основании соответствующего пункта в соглашении о прекращении огня между Израилем и арабскими странами (см. Государство Израиль. Исторический очерк) самаритянам — жителям Израиля было разрешено участвовать в пасхальном жертвоприношении на горе Гризим, находившейся под контролем Иордании.
 
-
 
-
В 1954 г. в Холоне были построены первые дома для самаритян, а в 1963 г. в самаритянском квартале города была открыта самаритянская синагога. В результате перехода Самарии под контроль Израиля после Шестидневной войны 1967 г. усилились контакты между самаритянами Холона и Шхема. См. также Самаритянское пятикнижие.
 
-
-->
 

Версия 08:11, 29 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная статья
Файл:Samaritains garizim 2006 2.jpg
Самаритяне на горе Гризим в праздник Шавуот, 2006 год.

Самаритя́не (שׁוֹמְרוֹנִים, шомрони́м, в Талмуде кути́м; - религиозно-этническая группа.

Содержание

Основные сведения

Самоназвание: шамрим, буквально `хранители` и более полное — шамрим ал hа-эмет, `хранители истины`). Численностью около 600 человек, проживающая в отдельном квартале Холона (более половины) и в посёлке Кирьят-Луза около Шхема. Самаритяне консолидировались в качестве религиозно-этнической группы в начале эпохи Второго храма на территории Самарии.

Самаритяне Самаритяне на горе Гризим. 2005 г. Фото Н. Мозговой.

Согласно традиции самаритян, они — часть народа Израиля, хранящая верность его подлинному наследию. Согласно той же традиции, вплоть до дней священника Эли продолжался период, называемый рахута (по-арамейски `благоволение`), когда местопребыванием Бога была гора Гризим близ Шхема. Однако во времена Эли начался период, называемый пнута (`отход`), когда большинство народа Израиля покинуло гору Гризим, и лишь колено Йосефа, с которым самаритяне себя идентифицируют, осталось хранителем подлинной традиции.

Самаритяне в древности

Происхождение самаритян, согласно ТАНАХу

ТАНАХ связывает происхождение самаритян с завоеванием Самарии ассирийцами в 722–721 гг. до н. э., которое сопровождалось депортацией еврейского населения этого района в глубинные районы Ассирийской империи и поселением на их место «людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Хамата, и из Сфарваима» (II Ц. 17:24).

ТАНАХ повествует:

« донесли царю ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот, они умерщвляют их. »

Царь приказал отправить в Самарию одного из выселенных оттуда священников, чтобы тот научил новоприбывших, как чтить Бога, после чего

« Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их (II Ц. 17:25–34). »

Согласно ассирийским источникам, большинство населения Шаблон:Самария не было изгнано, а поселенцы образовали высший слой общества; таким образом обе этнические группы сыграли роль в формировании самаритян.

В правление последних царей Иудеи сохранившиеся жители бывшего Израильского царства продолжали поддерживать связь с Иерусалимом и Храмом (Иер. 31:6), и, следовательно, самаритяне еще не были отдельной религиозной группой.

Еще в начале периода возвращения в Сион лидеры Самарии во главе с Санваллатом пытались сотрудничать с вернувшимися из изгнания, однако те отвергли сотрудничество, что привело к длительной вражде между самаритянами и вернувшимися и способствовало превращению самаритян в отдельную религиозно-этническую группу. Хотя в ТАНАХе не объясняется, почему вернувшиеся так повели себя с жителями Самарии, исследователи полагают, что причина коренилась в языческих элементах самаритянского культа.

Версия Иосифа Флавия

Внешнее изображение (транслируется с http://genealogyreligion.net/tag/yitzhak-magen)
mount-gerizim.jpg
Руины самаритянского храма на горе Гризим

Согласно Иосифу Флавию, окончательный разрыв между евреями и самаритянами произошел уже после Нехемии, когда из-за женитьбы на дочери Санваллата был смещен Менаше из семьи первосвященников. Санваллат построил зятю храм на горе Гризим, что, по всей видимости, привело к формальному размежеванию между евреями и самаритянами. Среди исследователей существуют разногласия относительно датировки этого события, однако не подлежит сомнению, что ко времени завоевания Эрец-Исраэль Александром Македонским (332 г. до н. э.) самаритяне уже были вполне сформировавшейся религиозно-этнической группой, обособленной от евреев.

Начало вражды с евреями

Самаритяне оказали поддержку завоеванию Александра, за что тот к ним благоволил. После этого между евреями и самаритянами сложились враждебные отношения. Согласно еврейским источникам, самаритяне неоднократно посягали на Иерусалимский храм.

Вспомогательный самаритянский контингент, сопровождавший Александра в его походе в Египет, положил начало общине самаритян в Египте. Самаритяне потеряли расположение Александра, когда они сожгли македонского наместника в городе Самария. В наказание Александр разрушил город, изгнал его жителей и основал на этом месте македонскую колонию. Возможно, именно это изгнание послужило причиной переселения самаритян в Шхем, который стал их религиозным центром.

В эллинистические времена

Самаритяне не участвовали в восстании Хасмонеев, а в правление Гиркана I Иоханана вошли в коалицию нееврейских городов против Хасмонеев. В 128–127 гг. до н. э. Иоханан Гиркан захватил и разрушил Шхем и Самарию, а также разрушил храм на горе Гризим. Самария была вскоре восстановлена, а Шхем — лишь спустя 180 лет. Храм на горе Гризим более не восстанавливался и почти не упоминался, однако, по-видимому, после царствования Иоханана Гиркана на горе Гризим был сооружен алтарь.

Под властью Рима

Завоевание Эрец-Исраэль Помпеем (63 г. до н. э.) не повлияло на положение самаритян, однако последующая адми­нистратив­но-территориальная реформа (56 г. до н. э.), предоставившая самаритянам территориальную автономию, способствовала их политической консолидации. Ирод I пользовался услугами самаритян в борьбе с Антигоном II. Сыновья Ирода, которым он завещал власть, — Архелай, Ирод Антипа и Ирод Филипп I — были детьми его самаритянской жены Малтаки.

Мессианские движения в период, непосредственно предшествовавший Иудейской войне I, по-видимому, захватили и самаритян. Так, известно о собрании самаритян на горе Гризим, где новоявленный самаритянский «мессия» обещал явить верующим священные предметы, которые, по самаритянской традиции, были скрыты в конце периода рахута (см. выше), и их явление должно было символизировать окончание периода пнута.

Собрание завершилось кровавой бойней, которую учинили римляне по приказу прокуратора Иудеи Понтия Пилата (26–36 гг. н. э.). Самаритяне обратились с жалобой к римскому наместнику Сирии Вителлию, и тот отправил Понтия Пилата в Рим с тем, чтобы он дал отчет в своих действиях императору. Это решение свидетельствует о том, что римляне видели в самаритянах лояльных подданных.

Антиримское восстание почти не затронуло район Самарии. Во время подавления восстания в Галилее (66 н. э.) Веспасиан пресек беспорядки на горе Гризим, которые не перешли в восстание. В 72 г. Веспасиан основал близ Шхема новый город Флавия Неаполис, часть населения которого составили самаритяне. По-видимому, отношения между римлянами и самаритянами в этот период были хорошими: вместо изображений языческих богов на монетах Шхема изображалась гора Гризим.

Хотя в начале восстания Бар-Кохбы самаритяне, видимо, склонялись к его поддержке, во время его подавления они заняли нейтральную и даже проримскую позицию, что отражено как в еврейских, так и в самаритянских источниках. При Адриане на горе Гризим был воздвигнут языческий храм.

Запустение, постигшее еврейские поселения после подавления восстания, привело к расселению самаритян в районах, примыкавших к территории Самарии (Северная Иудея, Приморская равнина, долина Бейт-Шеана), где они составили значительную часть населения. Самаритянское население появилось и в более удаленных от Самарии районах — в Башане, возле Яффы, Явне и др. В городах Бейт-Шеан, Кастра (близ Хайфы), Тивон, Кесария, Эммаус, Яффа и Явне сложились значительные самаритянские центры.

Во время борьбы за власть между Септимием Севером и Песценниусом Нигером самаритяне поддержали последнего, и после его поражения отношения между самаритянами и римскими властями стали напряженными. Преследования христиан (см. Христианство) в 3 в. сказались и на самаритянах: их религия не была признана, и их заставили доказывать лояльность языческой вере. Поскольку самаритяне не были признаны властями как евреи, им было запрещено производить обрезание, и они, как и все остальное нееврейское население империи, были обязаны производить культовые возлияния. В результате гонений многие самаритяне отступили от своей веры.

Под властью Византии

С торжеством христианства в 4 в. начались новые преследования самаритян, многие из них перешли в христианство, причем часть их осталась верна самаритянской религии, внешне соблюдая христианские обряды. По-видимому, из-за этих преследований самаритяне приняли участие в антихристианских беспорядках в правление Юлиана Отступника (361–363). Перевод в середине 4 в. расквартированных в Эрец-Исраэль легионов на границы Византийской империи для участия в войне создал условия, позволившие самаритянам поднять несколько восстаний, во главе которых стоял Баба Раба; этот период был временем высшего расцвета самаритян, их культуры и культа.

Гонения самаритян христианами продолжались в 5 в. и 6 в. и вызвали несколько самаритянских восстаний. Первое из них произошло в 484 г. После его подавления на горе Гризим была сооружена церковь; на горе и в Неаполисе (Шхеме) были поставлены гарнизоны.

В правление императора Анастасия (491–518) началось новое восстание, подавленное этими гарнизонами. В 529 г. самаритяне вновь восстали, и восстание охватило всю территорию Самарии и самаритянские центры в Бейт-Шеане и Кейсарии. При подавлении этого восстания Самария подверглась жестокому опустошению.

Во время восстаний 484 г. и 529 г. самаритянам удавалось ненадолго достичь независимости и возвести на престол собственных царей (Юстуса в 484 г. и Юлиануса в 529 г.). Кровопролитные подавления восстаний, в ходе которых погибли или были проданы в рабство тысячи людей, послужили одной из основных причин упадка самаритян.

Самаритяне, как и евреи, оказали помощь персам в захвате Эрец-Исраэль в 614 г., за что по возвращении византийцы учинили им резню.

В средние века

Арабское завоевание

Во время арабского завоевания (638) многие самаритяне помогали арабам: были лазутчиками и проводниками. В благодарность за помощь арабские завоеватели освободили самаритян от поземельного налога (однако уже в 680–83 гг. этот налог был на них распространен). Вместе с тем, согласно арабским источникам, тысячи самаритян были изгнаны из прибрежных городов, по-видимому, в наказание за участие в обороне Кесарии от арабов.

Эпоха арабского владычества — период глубокого кризиса в истории самаритян. Народ, насчитывавший в начале арабской эпохи около 350 тысяч человек, ко времени завоевания Эрец-Исраэль крестоносцами (см. Крестовые походы) превратился в лишенную влияния религиозную секту, состоявшую из нескольких тысяч членов.

При арабской власти

В арабскую эпоху самаритяне продолжали жить в большинстве районов Самарии и в горных областях к югу от нее. Самаритянские общины сохранились в районе Лода, а после основания Рамлы там возникла большая самаритянская община. По-видимому, и в прибрежных городах возродились общины самаритян, их центры в этот период известны в Явне, Кесарии и Газе.

За пределами Эрец-Исраэль небольшие самаритянские общины существовали в Египте и в крупных городах Сирии. Во время многочисленных периодов политической дестабилизации самаритяне подвергались погромам со стороны мусульманского населения и преследованиям со стороны властей.

В начале 11 в. наиболее значительная самаритянская община существовала в Шхеме, который все еще рассматривался как самаритянский город, несмотря на его значительное мусульманское население. Крупные самаритянские общины были в Дамаске, Халебе, Тире и Газе, а также в Каире и Александрии.

В период Крестовых походов

Самаритяне, как и остальные нехристианские общины Эрец-Исраэль, официально приветствовали завоевание страны крестоносцами. Когда в 1137 г. Шхем был захвачен армиями Дамаска, мусульмане учинили резню, которая нанесла тяжелый удар самаритянам.

Тамплиеры, взяв Шхем в 1242 г., уничтожили всё нехристианское население города, включая, по всей видимости, и самаритян. Самаритянская хроника сообщает еще об одной резне, которая, по-видимому, произошла в 1244 г., во время хорезмского завоевания, или в 1266 г., во время монгольского вторжения.

Биньямин из Туделы, посетивший Эрец-Исраэль в середине XII в., сообщает, что в Шхеме насчитывалось 1000 самаритянских семейств, в Кейсарии — 200, в Ашкелоне — 300 и в Дамаске — 400, всего — менее двух тысяч семейств. В XIII в. в Шхеме оставалось лишь 200 семейств.

Под властью мамлюков

В начале мамлюкского периода у самаритян были конфискованы большинство общественных зданий; главная самаритянская синагога была превращена в мечеть. Власти оказывали на самаритян постоянное давление с целью заставить их принять ислам. Вместе с тем связи между духовным руководством самаритян Шхема, Дамаска и Каира привели к расцвету литературной и религиозной жизни самаритян в XIV в.

При власти Османской империи

В период турецкого владычества самаритянские общины вне Шхема прекратили свое существование. Дамасская община была вырезана в XVII в. Тогда же умер последний самаритянский первосвященник из династии коhенов, и с тех пор должность отправляют священники-левиты.

В конце XVIII в. исчезли самаритянские общины в Каире и Газе. Тогда же самаритяне приобрели участок земли на горе Гризим, который с тех пор (с перерывами из-за запретов мусульман) служит местом пасхального жертвоприношения. В 1842 г. самаритяне были обвинены в безбожии и их под страхом смерти заставляли принимать ислам.

Главный раввин Иерусалима ("ришон ле-Цион") Аврахам Хаим Гагин (1787–1848) официально подтвердил, что самаритяне — ветвь народа Израиля, избавив их от гонений и истребления. В 1854 г. британское правительство также ходатайствовало перед турецкими властями за самаритян. В этот период численность самаритян в Шхеме составляла менее 200 человек, поскольку многие перешли в ислам.

Отношения самаритян с ишувом

В начале XX в. укрепились связи самаритян с еврейским ишувом, в первую очередь благодаря деятельности И. Бен-Цви.

В Государстве Израиль

После образования еврейского государства в Холоне был основан самаритянский центр под руководством Яфета бен Аврахама Цедаки (Цадки), который вместе с семьей переселился из Шхема в Яфо еще в начале XX века.

В 1951 г. на основании соответствующего пункта в соглашении о прекращении огня между Израилем и арабскими странами самаритянам — жителям Израиля было разрешено участвовать в пасхальном жертвоприношении на горе Гризим, находившейся под контролем Иордании.

В 1954 г. в Холоне были построены первые дома для самаритян, а в 1963 г. в самаритянском квартале города была открыта самаритянская синагога. В результате перехода Самарии под контроль Израиля после Шестидневной войны 1967 г. усилились контакты между самаритянами Холона и Шхема.

Современное положение

Самаритяне имеют некоторые этнографические особенности. Например, празднование Песаха сопровождается у них обязательным принесением в жертву барана на горе Гризим. Маца у них имеет вид мягкой круглой лепёшки.


См. также


Литература

  • Л. Х. Вильскер. Самаритянский язык. Москва: Главная редакция восточных языков издательства «Наука», 1974.


Ссылки

מאת: נח זבולוני]

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья САМАРИТЯНЕ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация