Самария (Шомрон, Себастия) (город)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск


Город Самария, столица Израильского (Северного) царства в IX–VIII вв. до н. э.

Содержание

Древняя история города

Город был основан царем Омри около 800 г. до н. э. на холме, принадлежавшем некоему Шемеру, откуда, согласно библейской этимологии, произошло название Шомрон.[1]

"Он (Омри) купил гору Шомрон у Шемэра за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал город, который построил, по имени Шемэра, владельца горы Шомрон".(III Ц. 16:24)

Времена Израильского царства

Благодаря исследованиям стало известно, что гора Самария расположена в долине, окруженной холмами, в десяти километрах от Шхема, и почти на краю морской равнины. Благодаря её плодородию, которое упоминается в Ис. 28:1, Омри выбрал её в качестве места жительства, и она продолжала быть столицей царства десяти колен на протяжении двух веков, пока не была разрушена ассирийским царем (III Ц. 16:29 и далее. IV Ц. 1:3, 3:1 и далее). Исайя называет Самарию "глава Эфраима" (Ис. 7:9), и Иезекииль говорит о "Самарии и дочерях её" (Иез. 16:53). Следовательно, город находился в уделе Эфраима.

Омри перенёс столицу Израильского царства в Самарию из Тирцы, которая была слишком уязвима для нападений.[2]

Омри возвёл на вершине холма крепостные стены из тесаного камня, образующие в плане прямоугольник 90 × 180 м. Позднее площадь города была увеличена и огорожена с севера и запада казематной стеной. Эта стена служила не только фортификационным целям, но была также подпорной стеной дворца и прилегающих к нему складских помещений.

Город был сильно укреплен, что видно из бесплодной осады которые она понесла (см. ниже; сравни Иосиф Флавий, "Иудейские древности". VIII 14, § 1.).

Ахав построил там храм Ваала с алтарем для культа этого божества, что (III Ц 16:32). Возможно, дворец из слоновой кости (ib. 22:39) был также в городе Самарии или около него. Дворец царя был отдельной крепостью (IV Ц. 15:25), и имел крытые дворы (ib. 1:2). Городские ворота Самарии часто упоминаются (III Ц 22:10; IV Ц 7:1,18,20; II Пар 18:9), и есть одна ссылка на "бассейн Самарии" (III Ц 22:38).

Нижний город был защищен кольцевой массивной стеной из тесаного камня. В верхнем городе, где располагался царский дворец Омри и Ахава, при раскопках были обнаружены изделия из слоновой кости финикийской работы, — по-видимому, принадлежавшие «дому из слоновой кости», который построил Ахав (III Ц 22:39).

В западной части верхнего города находились склады, где при раскопках были найдены 63 остракона, по-видимому, относящиеся ко времени царствования Иоровоама (Яров‘ама) II, то есть около 785–749 гг. до н. э., содержащие записи о поставках дворцу вина и масла.

Еще во время жизни Омри отец царя Бен-Хадада потребовал выделить в городе участки для сирийцев (III Царств 20:34). Но не указано, была ли Самария непосредственно осаждена сирийским царём или Омри, потерпев поражение в одном из боёв, был вынужден пойти на уступки в Самарии.

Самария успешно выдержали две осады сирийцами при Бен-Хададе, первая из которых была во времена Ахава (901 г. до н.э.;. III Царств 20:1 и след.), а вторая девять лет спустя, во времена Иорама, сын Ахава (IV Ц 6:24-7:7). Во время первой осады Самария страдала от голода, вызванного засухой (III Царств 18:2). Но страшнее был голод, вызванный второй осадой, когда женщины ели своих детей, и голова осла была продана за восемьдесят шекелей серебра (IV Ц. 6:25 и след.). Чудесный разгром сирийской армии вызвал чрезвычайную дешевизну провизии в Самарии (ib. 7:16).

Другие заметные события имели место в Самарии: там Ахав встретил Иосафата, оба они сидели в воротах, чтобы услышать пророчество Михея (III Ц. 22:10; II Пар 18:2, 9...).

Семьдесят сыновей Ахава были воспитаны в Самарии, и там были убиты по приказу Ииуя, который уничтожил "всё, что осталось от дома Ахава", а также храм Ваала (IV Ц. 10:1-27). Согласно II Пар. 22:9, Охозия, царь Иудейский, был убит в Самарии (ср. IV Ц. 9:27).

Иоас, после того, как захватил Иерусалим, привёз в Самарию все золото, серебро и сосуды Храма и дворца царя (ib. 14:14; II Пар 24:25). Факей вернулся в Самарию с добычей и большим количеством пленных иудеев, с которыми хорошо обращались в Самарии и потом отпустили (II Пар. 28:8-9, 15).

В седьмой год Осии Самария была осажден Салманассаром. Три года спустя она была захвачена ассирийским царем, чье имя не упоминается (IV Ц. 17:5-6, 18:9-10...). И хотя Иосиф Флавий ("Иудейские древности". IX 14, § 1.) заявляет, что это был Салманассар, ассирийские клинописные надписи показывают, что это был Саргон, который взошел на престол в 722 г. до н.э. и захватил Самарию в следующем году.

Город, однако, не был разрушен (ср. Иер. 41:5). Два года спустя он заключил союз с Емафом, Арпадом, и Дамаском против ассирийцев, который распался из-за свержения царя Емафа (инспирированного Саргоном).

Депортированных израильтян из Самарии заменили язычниками из разных стран, в основном из Сирии и Месопотамии (из Вавилона, Кута, Хамата и Сфарваима), посланными туда ассирийским царём. Новые поселенцы установил там смешанные культ Б-га с язычеством (IV Ц 17:24-41). Согласно еврейской теории, они были основателями самаритянской религии и предками самаритян.

С момента своего основания и до падения город был местом идолопоклонства, ни один из его царей не был поклонником Б-га. Он был жестоко осуждаем Амосом (8:14), Исайейи (7:1, далее везде), Михой (1:6), и другими пророками, которые предсказывали также наказание города.

После ассирийского завоевания

Город служил резиденцией ассирийского наместника. В персидский период правители Самарии, наиболее известными из которых были представители семейства Санваллат, находились в постоянном конфликте с Нехемией и его преемниками.

Самария возникает снова в истории четырех столетий после ее захвата ассирийцами. Самаритяне, которые убили Андромаха, губернатора Южной Сирии (332 или 331 до н.э.), были сурово наказаны Александром Великим, которые превратил город в македонскую колонию (331 г. до н.э.).[3] Самария была заселена шестью тысячами македонских колонистов и превратилась в эллинистический город.

Также находим у Евсевия, [4] что несколько лет спустя по приказу Александра Самарии была восстановлена. В 312 г. до н.э. город, который по-прежнему хорошо укреплен, был лишён укреплений Птолемеем, сыном Лагуса, и пятнадцать лет спустя (ок. 296 г. до н.э.) было вновь разрушен Димитрием Полиокретом.[5]

Во времена Хасмонейского царства и римского владычества

Почти два века ничего не слышали о Самарии, но совершенно очевидно, что город был восстановлен и сильно укреплён, так как в конце II века до н.э. Иоанн Гиркан I осаждал его целый год, прежде чем захватил и разрушил, подведя водные потоки, которые затопили нижнюю часть города.[6] Год завоевания Самарии четко не указано. В Мегилат Таанит говорится, что город был взят 25 Mar ḥeshwan (= ноября), а другие обстоятельства, связанные с осадой, указывают, что она была предпринята незадолго до 107 г. до н.э.

Однако город был вновь заселен при Александре Яннае.[7]

Помпей восстановил Самарию как греческий город в 25 г. до н. э. и передал его в подчинение Сирии[8] Город был в дальнейшего укреплён Габинием, из-за чего его жителей называли также Γαβινιεῖς (габиниеос).[9]

Август отдал Самарию Ироду Великому, при котором она расцвела заново, ибо он перестроил её в 27 или 25 г. до н.э. в гораздо большем масштабе (4 км в окружности) и украсил великолепными зданиями, особенно храмом императора Августа. Среди построек были колоннады, театр, стадион и городская стена. При Ирода город стал столицей всего района, который также был назван Самария. Сам город известен как Себасте, как показывает монеты с надписью Σεβαστηνῶν. Это имя - греческий эквивалент латинского "Август". Город был назван в честь Августа - императора.[10]

Себастия упоминается в Мишне ("Ar. III. 2), где хвалят его сады. Иосиф Флавий ("Bibliotheca Judaica" II 3, § 4; 4, § § 2-3) написал о солдатах из Себасте, которые служили в армии Ирода и который потом воевали на стороне римлян против евреев.

После смерти Ирода Себасте со всей провинции Самария попал в долю Архелая, после изгнания которого он перешёл под контроль прокуроров Римской империи. Потом он вернулся к Агриппе I, и снова попал под римских прокураторов.[11] С началом Иудейской войны он подвергся нападению со стороны евреев ("Bibliotheca Judaica" II. 18, § 1).

Во II в. н. э. город переживал упадок. При Септимии Севере Себасте стал римской колонией под именем Луция Септимия Севера Себасте (около 193–194 гг.), но с ростом Шхема (Наблуса) он утратил свое значение.

В четвертом веке Себасте был небольшым городом.[12] Раннехристианский писатель Иероним[13] записал предание, что Самария была местом захоронения Элиши, Овадии и Иоанна Крестителя. В начале IV в. Самария стала центром епархии. В V в. в городе под акрополем были построены церковь и монастырь.

Средние века

В 614 г. Самария была разрушена персами. При крестоносцах Самария вновь стала центром епархии. Была построена церковь, ныне — у восточной оконечности расположенной на холме арабской деревни Сабастия, в которой около двух тысяч жителей (2003 г., оценочно).

Источники

Библиография

  • Иосиф Флавий, "Иудейские древности"
  • Eusebius, "Chronicon," ed. Schoene
  • "Bibliotheca Judaica"; Cedrenus, ed. Bekker,

Примечания

  1. Тот факт, что гора называется Shomeron когда Омри купил это наводит на мысль, что правильность вышеизложенного пперевода находится под вопросом. Реальная этимология имени может быть "Сторожевая гора" (см. у Stade в его "Zeitschrift", параграф 165 и далее). В ранних клинописных надписей Самария обозначена под названием "Бейт Хумри" (= "доме Омри"), но это в табличках Тиглаффилласара III, а затем она называется Самирин, арамейским именем (ср. Rawlinson, "Historical Evidences", стр. 321). Из статьи Joseph Jacobs, M. Seligsohn SAMARIA in Jewish Encyclopedia
  2. 3. Дашевский. Лекции по книге Мелахим I. Лекция 41. 16:23-16:34
  3. Eusebius, "Chronicon," ed. Schoene, ii. 114
  4. (ib. ii. 118)
  5. Eusebius, та же книга
  6. Иосиф Флавий, "Иудейские древности" XIII 10, § § 2-3;. То же, "Bibliotheca Judaica" I. 2, § 7
  7. Иосиф Флавий, "Иудейские древности", XIII. 15, § 4
  8. Иосиф Флавий, "Иудейские древности", XIV 4, § 4; "Bibliotheca Judaica" I. 7, § 7
  9. "Иудейские древности" xiv. 5, § 3; "Bibliotheca Judaica" i. 8, § 4; Cedrenus, ed. Bekker, i. 323
  10. "Иудейские древности" XV 7, § 3; 8, § 5; "Bibliotheca Judaica" I. 8, § 4, 21, § 2; Страбон, XVI 760
  11. "Иудейские древности", XVII 11, § 4; "Bibliotheca Judaica" II 6, § 3
  12. Eusebius, "Onomasticon," s.v.
  13. Комментарий на Овадию
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация