Самоубийство - трактовка в еврейской традиции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Коллективное самоубийство)
Строка 36: Строка 36:
=== Коллективное самоубийство ===
=== Коллективное самоубийство ===
Наиболее известен в еврейской истории акт коллективного самоубийства еврейского гарнизона [[Масада|Масады]] в 73 г., о котором повествует [[Иосиф Флавий]] (Война 7:320). Коллективные самоубийства во имя Киддуш hа-Шем случались и ранее, в частности, во время гонений [[Антиоха]] (II Макк. 14:37–46) и в другие периоды. По-видимому, защитники Масады полагали, что подчинение чужеземцам и рабство подпадают под категорию тех поступков (идолопоклонство, убийство, кровосмешение), которым, согласно Галахе, следует предпочесть смерть. Актами мученичества считаются самоубийства, причина которых — стремление избежать [[Обращение Насильственное|насильственного обращения]] в другую веру или страх попасть в руки погромщиков (например, коллективные самоубийства евреев [[Вормс|Вормса]], [[Майнц|Майнца]] во время первого [[Крестовые Походы|крестового похода]] в 1096 г. и евреев [[Йорк|Йорка]] в 1190 г.).
Наиболее известен в еврейской истории акт коллективного самоубийства еврейского гарнизона [[Масада|Масады]] в 73 г., о котором повествует [[Иосиф Флавий]] (Война 7:320). Коллективные самоубийства во имя Киддуш hа-Шем случались и ранее, в частности, во время гонений [[Антиоха]] (II Макк. 14:37–46) и в другие периоды. По-видимому, защитники Масады полагали, что подчинение чужеземцам и рабство подпадают под категорию тех поступков (идолопоклонство, убийство, кровосмешение), которым, согласно Галахе, следует предпочесть смерть. Актами мученичества считаются самоубийства, причина которых — стремление избежать [[Обращение Насильственное|насильственного обращения]] в другую веру или страх попасть в руки погромщиков (например, коллективные самоубийства евреев [[Вормс|Вормса]], [[Майнц|Майнца]] во время первого [[Крестовые Походы|крестового похода]] в 1096 г. и евреев [[Йорк|Йорка]] в 1190 г.).
-
Как религиозное преступление самоубийство наказывается Богом; моральное осуждение самоубийства людьми выражается в особенностях ритуала [[Погребение|погребения]], в частности, в том, что самоубийцу не хоронят до захода солнца. Законы о самоубийстве были впервые сформулированы в позднем послеталмудическом трактате Смахот (Эвел раббати 2:1–5). Согласно этим законам, по самоубийце проводят лишь те траурные обряды, которые должны выразить соболезнование родственникам покойного, а церемонии, символизирующие уважение к умершему (например, криа — буквально `разрывание`; см. [[Погребение|Погребение]]), отменяют.
+
Как религиозное преступление самоубийство наказывается Богом; моральное осуждение самоубийства людьми выражается в особенностях ритуала [[Погребение|погребения]], в частности, в том, что самоубийцу не хоронят до захода солнца.  
 +
=== Законы о самоубийстве ===
 +
Законы о самоубийстве были впервые сформулированы в позднем послеталмудическом трактате Смахот (Эвел раббати 2:1–5). Согласно этим законам, по самоубийце проводят лишь те траурные обряды, которые должны выразить соболезнование родственникам покойного, а церемонии, символизирующие уважение к умершему (например, криа — буквально `разрывание`; см. [[Погребение|Погребение]]), отменяют.
Однако изменение церемоний допускается по еврейскому праву лишь после доказательства вины покойного в совершении самоубийства: если факт самоубийства засвидетельствован показаниями очевидцев, а не косвенными уликами; если самоубийство совершено в здравом уме (ла-даат), а не в состоянии невменяемости (ше-ло ла-даат, что не может быть поставлено в вину; по этой же причине самоубийство несовершеннолетнего не считается преступлением); если самоубийство было умышленным (умысел считается доказанным только тогда, когда самоубийца заявил о своем намерении перед совершением самоубийства). Ограничения приводят к тому, что доказанное самоубийство — крайне редкое явление: обычно признается, что самоубийство было совершено в состоянии невменяемости, для чего достаточно самого незначительного намека в поведении самоубийцы. Если самоубийство представляет собой замену одного вида смерти другим (например, самоубийство смертельно больного или приговоренного к смерти), траурный церемониал проводится полностью.
Однако изменение церемоний допускается по еврейскому праву лишь после доказательства вины покойного в совершении самоубийства: если факт самоубийства засвидетельствован показаниями очевидцев, а не косвенными уликами; если самоубийство совершено в здравом уме (ла-даат), а не в состоянии невменяемости (ше-ло ла-даат, что не может быть поставлено в вину; по этой же причине самоубийство несовершеннолетнего не считается преступлением); если самоубийство было умышленным (умысел считается доказанным только тогда, когда самоубийца заявил о своем намерении перед совершением самоубийства). Ограничения приводят к тому, что доказанное самоубийство — крайне редкое явление: обычно признается, что самоубийство было совершено в состоянии невменяемости, для чего достаточно самого незначительного намека в поведении самоубийцы. Если самоубийство представляет собой замену одного вида смерти другим (например, самоубийство смертельно больного или приговоренного к смерти), траурный церемониал проводится полностью.
 +
=== Статистика самоубийств среди евреев в европейских странах ===
 +
Религиозный запрет и моральное осуждение самоубийства привело к тому, что на протяжении всей истории среди евреев было сравнительно немного случаев самоубийства. Первые статистически достоверные данные о частоте самоубийств в ряде европейских стран свидетельствуют, что в середине 19 в. число самоубийств среди евреев было в 2,7 раз ниже, чем среди католиков, в 4,8 – чем среди протестантов. Во второй половине 19 в. число самоубийств среди евреев возросло в 2,4 раза, что объяснялось не только уменьшением религиозности, но и урбанизацией, изменением характера занятости и общим ростом числа самоубийств среди окружающего населения.
Религиозный запрет и моральное осуждение самоубийства привело к тому, что на протяжении всей истории среди евреев было сравнительно немного случаев самоубийства. Первые статистически достоверные данные о частоте самоубийств в ряде европейских стран свидетельствуют, что в середине 19 в. число самоубийств среди евреев было в 2,7 раз ниже, чем среди католиков, в 4,8 – чем среди протестантов. Во второй половине 19 в. число самоубийств среди евреев возросло в 2,4 раза, что объяснялось не только уменьшением религиозности, но и урбанизацией, изменением характера занятости и общим ростом числа самоубийств среди окружающего населения.
 +
=== Статистика самоубийств среди евреев в Израиле ===
В Израиле частота самоубийств в конце 1980-х – начале 1990-х гг. оставалось приблизительно на одном уровне — в пределах шести–восьми случаев на сто тысяч населения, что считается весьма низким показателем для промышленно развитых стран, однако среди еврейского населения число самоубийств самое высокое в стране (8,3 на сто тысяч человек; ср. среди друзов — 3,8, среди христиан и мусульман — соответственно 2,6 и 2,3).
В Израиле частота самоубийств в конце 1980-х – начале 1990-х гг. оставалось приблизительно на одном уровне — в пределах шести–восьми случаев на сто тысяч населения, что считается весьма низким показателем для промышленно развитых стран, однако среди еврейского населения число самоубийств самое высокое в стране (8,3 на сто тысяч человек; ср. среди друзов — 3,8, среди христиан и мусульман — соответственно 2,6 и 2,3).
Число самоубийств на 100 тыс. жителей по странам (1987–91)Советский Союз 30,8Германия 14,5 Австрия 23,0США12,2 Швейцария20,9Нидерланды10,1 Франция19,7Израиль8,0 Швеция17,3Испания7,1 Япония 16,4Италия7,0
Число самоубийств на 100 тыс. жителей по странам (1987–91)Советский Союз 30,8Германия 14,5 Австрия 23,0США12,2 Швейцария20,9Нидерланды10,1 Франция19,7Израиль8,0 Швеция17,3Испания7,1 Япония 16,4Италия7,0

Версия 12:32, 25 декабря 2011

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Самоубийство.

Содержание

Запрет самоубийства в иудаизме

Запрет самоубийства в иудаизме выводится из библейского запрета убийства (см. Десять заповедей) и из галахической (см. Галаха) концепции пиккуах-нефеш. В Талмуде не содержится прямого запрета самоубийства, однако послеталмудические авторитеты считали самоубийство грехом даже более тяжким, чем убийство, поскольку оно посягает на концепцию Божественного воздаяния, олам hа-ба и самое всемогущество Бога. Различие проводится между самоубийством и поведением человека, который не противится своему убийству.

Отличие самоубийства от мученичества

Самоубийство следует отличать от мученичества (см. Киддуш hа-Шем), которое в определенных обстоятельствах считается величайшей мицвой (см. Мицвот; см. также Ханна и семеро сыновей).

Самоубийство как наказание самого себя за тяжкие проступки

В раввинистической литературе есть примеры самоубийства как наказания самого себя за тяжкие проступки (за идолопоклонство, кровосмешение и т. п.). Законоучители Талмуда не осуждают подобное самоубийство. В Библии описываются четыре случая самоубийства — Самсона (Суд. 16:30), Саула и его оруженосца (I Сам. 31:4–5) и Ахитофела (II Сам. 17:23). Первые три самоубийства считаются совершенными при смягчающих обстоятельствах. Более того, Шулхан арух (ИД. 345:3) рассматривает смерть Саула как пример дозволенного самоубийства, «потому что он знал, что филистимляне поступят с ним по своему усмотрению и убьют его». Самоубийство Самсона, в результате которого погибли филистимляне, превозносится как пример Киддуш hа-Шем.

Коллективное самоубийство

Наиболее известен в еврейской истории акт коллективного самоубийства еврейского гарнизона Масады в 73 г., о котором повествует Иосиф Флавий (Война 7:320). Коллективные самоубийства во имя Киддуш hа-Шем случались и ранее, в частности, во время гонений Антиоха (II Макк. 14:37–46) и в другие периоды. По-видимому, защитники Масады полагали, что подчинение чужеземцам и рабство подпадают под категорию тех поступков (идолопоклонство, убийство, кровосмешение), которым, согласно Галахе, следует предпочесть смерть. Актами мученичества считаются самоубийства, причина которых — стремление избежать насильственного обращения в другую веру или страх попасть в руки погромщиков (например, коллективные самоубийства евреев Вормса, Майнца во время первого крестового похода в 1096 г. и евреев Йорка в 1190 г.). Как религиозное преступление самоубийство наказывается Богом; моральное осуждение самоубийства людьми выражается в особенностях ритуала погребения, в частности, в том, что самоубийцу не хоронят до захода солнца.

Законы о самоубийстве

Законы о самоубийстве были впервые сформулированы в позднем послеталмудическом трактате Смахот (Эвел раббати 2:1–5). Согласно этим законам, по самоубийце проводят лишь те траурные обряды, которые должны выразить соболезнование родственникам покойного, а церемонии, символизирующие уважение к умершему (например, криа — буквально `разрывание`; см. Погребение), отменяют. Однако изменение церемоний допускается по еврейскому праву лишь после доказательства вины покойного в совершении самоубийства: если факт самоубийства засвидетельствован показаниями очевидцев, а не косвенными уликами; если самоубийство совершено в здравом уме (ла-даат), а не в состоянии невменяемости (ше-ло ла-даат, что не может быть поставлено в вину; по этой же причине самоубийство несовершеннолетнего не считается преступлением); если самоубийство было умышленным (умысел считается доказанным только тогда, когда самоубийца заявил о своем намерении перед совершением самоубийства). Ограничения приводят к тому, что доказанное самоубийство — крайне редкое явление: обычно признается, что самоубийство было совершено в состоянии невменяемости, для чего достаточно самого незначительного намека в поведении самоубийцы. Если самоубийство представляет собой замену одного вида смерти другим (например, самоубийство смертельно больного или приговоренного к смерти), траурный церемониал проводится полностью.

Статистика самоубийств среди евреев в европейских странах

Религиозный запрет и моральное осуждение самоубийства привело к тому, что на протяжении всей истории среди евреев было сравнительно немного случаев самоубийства. Первые статистически достоверные данные о частоте самоубийств в ряде европейских стран свидетельствуют, что в середине 19 в. число самоубийств среди евреев было в 2,7 раз ниже, чем среди католиков, в 4,8 – чем среди протестантов. Во второй половине 19 в. число самоубийств среди евреев возросло в 2,4 раза, что объяснялось не только уменьшением религиозности, но и урбанизацией, изменением характера занятости и общим ростом числа самоубийств среди окружающего населения.

Статистика самоубийств среди евреев в Израиле

В Израиле частота самоубийств в конце 1980-х – начале 1990-х гг. оставалось приблизительно на одном уровне — в пределах шести–восьми случаев на сто тысяч населения, что считается весьма низким показателем для промышленно развитых стран, однако среди еврейского населения число самоубийств самое высокое в стране (8,3 на сто тысяч человек; ср. среди друзов — 3,8, среди христиан и мусульман — соответственно 2,6 и 2,3). Число самоубийств на 100 тыс. жителей по странам (1987–91)Советский Союз 30,8Германия 14,5 Австрия 23,0США12,2 Швейцария20,9Нидерланды10,1 Франция19,7Израиль8,0 Швеция17,3Испания7,1 Япония 16,4Италия7,0

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья САМОУБИЙСТВО в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация