Сараево (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 15:29, 24 августа 2011; Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья



Город
Сараево
Сараjево, Sarajevo
Флаг Герб
Файл:Flag of Sarajevo.svg Файл:Coat of arms of Sarajevo.svg
Страна Босния и Герцеговина


Сара́ево (сербохорв. Сарајево, Sarajevo) — столица Боснии и Герцеговины.

Содержание

Начало еврейской истории города

Страница из Сараевской агады

По некоторым данным, еврейская история Сараево начинается в начале XVI в. Имеются письменные источники о том, что в этот период Сараево неоднократно посещали еврейские торговцы (главным образом из города Салоники), часть которых оставалась здесь на длительный срок. Вскоре, когда турецкий наместник потребовал от них либо переселиться в городе, вместе с семьями, либо покинуть Сараево, все они предпочли направиться в Венгрию и Дубровник, однако уже в начале 1550-х годов в Сараево было постоянное еврейское население; на еврейском кладбище города имеются надгробия, датированные 5311 годом. (1551 год. христианского летосчисления).

Первые упоминания

Вход на еврейское кладбище Сараева

Первые упоминания о евреях в Сараево, в сохранившихся документах, относятся к 1565 году, когда в городе насчитывалось 10–15 семей евреев-сефардов, в основном выходцев из Салоник; этот год считается датой возникновения еврейской общины Сараева. В 1577 году, с разрешения наместника Сиявуш-паши в Сараево начал строиться еврейский квартал, названный его именем: этот квартал, проживание в котором не было принудительным, находился недалеко от центральной площади города, но позднее был перенесен на окраину. В 1581 году в Сараево была возведена синагога «Каль Гранде» (впоследствии неоднократно перестраивалась и восстанавливалась после пожаров), в 1630 году было открыто еврейское кладбище. Не позднее XVII века при синагоге начала работать талмуд-тора (еврейское среднее религиозное учебное заведение).

XVII-XVIII

Вид из окна Большой синагоги (ныне - Музея еврейской общины в Сараево) одновременно на колокольню церкви и минарет мечети.

В XVII-XVIII веках в Сараево переселялись евреи-сефарды из Болгарии, Сербии и ряда областей Италии, включая Венецию, а также отдельные семьи евреев-ашкеназов из Западной и Центральной Европы. Еврейское население города постепенно возрастало, несмотря на то, что в 1679 году, при осаде Сараево австрийскими войсками, еврейский квартал был разрушен и многие его обитатели погибли.

В 1779 году в Сараево насчитывалось уже 1770 евреев. Многие из них, используя выгодное расположение города на перекрестке оживленных торговых путей, активно занимались коммерцией, покупая и перепродавая ткани, меха, красители, изделия из стекла, железа и дерева, позднее — также медь и цинк; другие были ремесленниками — кузнецами, портными, сапожниками, столярами, а также мясниками. Жившие в городе еврейские врачи и аптекари пользовались широкой известностью по всему вилайету Босния и за его пределами.

С момента своего создания еврейская община Сараево пользовалась внутренней автономией. Гражданские дела, касавшиеся только евреев (за исключением вопросов о землевладении и об уплате налогов), рассматривал бейт-дин , а турецкая администрация города обеспечивала, в случае необходимости, выполнение его решений. Община имела собственные статуты (сохранился их экземпляр на ладино) , относящийся к 1622 году, написанный от руки. Велись также пинкасы (бухгалтерские дела) на иврите (уничтожены усташами в годы Второй мировой войны).

Во главе общины стоял совет из пяти человек, избиравшийся на год. Должности габбая, смотрителя школы «талмуд-тора» и хранителя фонда пожертвований в пользу евреев Земли Израиля (халукка), были выборными; отказ занять их наказывался штрафом. «Совет пяти» проводил разверстку хараджа (или джизии - подушной подати, которую, согласно «Закону халифа Омара», платили евреи в Османской империи), сбор денежных выплат взамен особой еврейской трудовой повинности, чрезвычайные сборы, нередко взимавшиеся турецкими чиновниками или вымогавшиеся ими как взятки, а также вводил собственные внутриобщинные налоги. Духовными руководителями общины были хахамы, среди которых особенно известны Цви-Гирш бен Яаков Ашкенази, живший в Сараево в 1689–97 годах, и раввин Давид Пардо «Морену» (ивр. «наш учитель»; 1719–1791) в 1765–1781 годах — раввин Сараево, автор многочисленных комментариев к Талмуду, основатель раввинской династии Пардо. До конца XIX века. почти все евреи Сараево говорили и писали на языке ладино: стихи, песни и пословицы на этом языке передавались в неизменном виде из поколения в поколение. Тщательно сохранялись традиции еврейства Испании в быту, особенно в одежде, а также в архитектуре и внутреннем убранстве жилых домов и синагог.

Период Танзимата

Файл:Sarajevo jewish synagogue.JPG
Главная Четырёхкупольная синагога в Сараево – самая крупная на Балканском полуострове (фото до реставрации)
Четырёхкупольная синагога в Сараево после реставрации
Интерьер Четырёхкупольной синагоги

В период либеральных реформ, осуществлявшихся в Османской империи – танзимата, с 1839 года, положение сараевских евреев значительно улучшилось: они обрели равные с мусульманами гражданские права. В 1840 году община получила официальный статус, а ее руководитель раввин Моше Перейра был признан духовным главой (хахам-баши) еврейства вилайета Босния и Герцеговина. Евреи Сараево были представлены в провинциальном законодательном собрании вилайета и в избранном в 1876 году имперском парламенте.

Под властью Австро-Венгрии

В 1878 году, с оккупацией Боснии и Герцеговины австро-венгерскими войсками, еврейская община города была обложена контрибуцией в сто тысяч дукатов. Однако этот враждебный акт остался единичным эпизодом: новые власти сохранили все экономические и политические права евреев города. Экономический подъем, начавшийся после фактического присоединения области к Австро-Венгрии (Босния и Герцеговина официально аннексирована Австро-Венгрией лишь в 1908 году), способствовал заметному повышению благосостояния значительной части сараевских евреев: некоторые из них стали крупными коммерсантами и владельцами банков, другие сыграли ведущую роль в создании новых отраслей производства: текстиль, оптика, точная механика, производство папиросной бумаги, книгопечатание и другие. В то же время около трети еврейского населения Сараево составляли в конце XIX – начале XX веков бедняки, жившие в трущобах города. Для помощи неимущим в 1894 году было основано еврейское благотворительное общество «La Benevolensia», действовал также еврейский профсоюз «La Matatia», организации «Мелаха» (бюро по трудоустройству) и «Геулла», оказывавшие поддержку ремесленникам и предпринимателям. С 1901 года в Сараево выходила еженедельная газета «La Alborada», печатавшаяся на ладино. В том же году было создано музыкальное общество «Лира», хор которого исполнял песни на ладино и иврите. В XIX – начале XX веков в Сараево переселилось значительное число евреев-ашкеназов из Галиции, Буковины и Словакии, а также из Австрии, Венгрии и Германии. Это были главным образом представители свободных профессий (врачи, адвокаты), а также чиновники австро-венгерской администрации.


Ашкеназы в Сараево

В 1879 году в Сараево образовалась ашкеназская еврейская община, построившая в 1902 году собственную синагогу, при которой были хевра каддиша (похоронная компания), талмуд-тора (существовала до 1910 года) и женская ассоциация. Сефардская община была в 1882 году реорганизована: ее возглавил избиравшийся на три года совет в составе двенадцати действительных членов и четырех их заместителей. Право участвовать в выборах с этого времени имели лишь те, кто платил не менее трех форинтов ежегодного налога в государственную казну. Между сефардами и ашкеназами Сараево первоначально сложились напряженные отношения, однако в начале XX века они были урегулированы; с этого времени браки между представителями двух общин стали обычным явлением.

Численность евреев Сараева

В XIX – начале XX веков в Сараево переселилось значительное число евреев-ашкеназов из Галиции, Буковины и Словакии, а также из Австрии, Венгрии и Германии. Это были главным образом представители свободных профессий (врачи, адвокаты), а также чиновники австро-венгерской администрации. Численность еврейского населения города возрастала:

  • в 1895 году — 4058 человек (10,9% всего населения),
  • в 1901 году — 5244 человека (11,2%),
  • в 1910 году — 6397 человек, в том числе 4985 сефардов (77,9%) и 1412 ашкеназов (22,1%).

В период между Первой и Второй мировыми войнами Сараево, наряду с Белградом и Загребом, был одним из крупнейших еврейских центров Югославии. В 1921 году в городе насчитывалось 7458 евреев (11% всего населения), в 1931 году — 7615 (10%), в 1939 году — 8114 евреев (из них 7054 сефарда и 1060 ашкеназов). В 1927–31 годах в Сараево была построена новая сефардская синагога, самая большая на Балканах. В городе работали многочисленные еврейские культурные и благотворительные организации, общества взаимопомощи. Действовали сионистские кружки, среди которых наиболее активна была секция «Ха-Шомер ха-ца‘ир» - социалистическое объединение еврейской молодёжи, работало также сараевское отделение Всемирного союза сефардов, в 1933 году возникла ложа организации Бней-Брит.

Выходили еженедельники «Židovska svijest», «Jevrejska tribuna», «Narodna židovska svijest», «Jevrejski glas» на сербскохорватском языке латинским алфавитом-гаевицей; печатались книги на ладино и иврите. В Сараево жили известные писатели Ицхак Самоковлия (умер в 1955 году), в произведениях которого ярко описан быт боснийского еврейства, и Лаура Папо (Бохорета, 1891–1941), художники и скульпторы Даниэль Кабильо-Данилюс, Иосиф Леви-Монзино, Даниэль Озмо (все трое погибли в годы Катастрофы).


Вторая Мировая война

В апреле 1941 года, когда войска нацистской Германии и ее союзников оккупировали Югославию, Сараево оказался под властью марионеточного правительства «Независимого Государства Хорватия» и вскоре, после этого, евреям города было приказано носить отличительный знак – жёлтую шестиконечную Звезду Давида с надписью «Žid»; начались аресты, казни, экспроприация еврейского имущества. Хорватские нацисты-усташи осквернили, разграбили и частично разрушили новую сефардскую синагогу. В сентябре — ноябре 1941 года, большая часть сараевских евреев была отправлена в концентрационные лагеря Ясеновац, Лобоград и Дьяково, где почти все они погибли. В декабре 1941 года – январе 1942 года немногих остававшихся в городе евреев (главным образом детей и стариков) депортировали в лагерь смерти «Освенцим».

Известно, что 973 сараевских еврея (в основном коммунисты и члены «Ха-Шомер ха-ца‘ир») сражались в партизанских отрядах; из них 340 человек погибли в боях, 46 были награждены орденами и медалями, четверо — удостоены звания Национальных героев Югославии. Имена почти восьми тысяч евреев Сараево, уничтоженных усташами и павших в боях, составляют основную часть списка жертв войны, высеченного на стене средневековой цитадели города, вокруг которой разбит мемориальный парк.

После Второй Мировой войны

После Второй мировой войны партизаны, демобилизованные солдаты и уцелевшие узники концлагерей восстановили еврейскую общину Сараево, которая вошла в Федерацию еврейских общин Югославии. Вновь начала действовать ашкеназская синагога (ныне — единственная в Боснии и Герцеговине); были воссозданы некоторые общественные и культурные организации. В 1946 году в Сараево насчитывалось 1413 евреев, однако в конце 1940-х – начале 1950-х годов многие из них репатриировались в Израиль. В 1952 году численность еврейского населения города составляла 1028 человек, в 1969 году — 1095 человек. В 1966 году торжественно отмечалось 400-летие еврейской общины Сараево. В период 60-80 годов в Сараево полулегально действовала Международная ассоциация хасидов ХАБАД. Вообще в Югославии было несколько синагог, но только один раввин — Менахем бен Аврахам Романо (1882–1960), живший в Сараево.

Давид (Дадо) Элазар - девятый начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля

В 1970-х – начале 1990-х годов численность евреев Сараево почти не менялась. В городе функционировали синагога (с 1960 года в ней нет раввина), расположенный рядом с ней еврейский общинный центр и Музей еврейства Боснии и Герцеговины (в здании старой сефардской синагоги). В Национальном музее Боснии и Герцеговины экспонируется богато иллюстрированная рукопись «Сараевской аггады», выполненная в Испании (предположительно, в Барселоне) во второй половине XIV веке.

В 1992 году, когда с провозглашением независимости Боснии и Герцеговины в Сараево шли ожесточенные бои между вооруженными формированиями боснийских мусульман, сербов и хорватов, значительная часть евреев (в том числе все дети) покинула город: их срочная эвакуация была организована «Еврейским агентством» и Американским еврейским финансово-распорядительным комитетом «Джойнт» (под эгидой которых из Сараево были вывезены также многие неевреи), под впечатлением распространяемой в Боснии и Герцеговине книги президента Алии Изетбеговича «Islamska deklaracija». Некоторые из евреев, покинувших город, репатриировались в Израиль, но большинство осели в Белграде и Новом-Саде (Сербия).

Сегодня в Сараево осталось не более 700 евреев, в основном люди пожилого возраста и потомки от смешанных браков.

Известные уроженцы Сараева

  • АлкалайРав Иеhуда Алкалай - один из предвестников сионизма,
  • Давид Элазар - девятый начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля.

Ссылки

["Сараевская Агада" наконец-то обрела покой] [Сараевской агады получила книжный приз Австралии] [презентация репринта "Сараевской Агады"] [бабочки раскрыло тайну Сараевской агады] [агаду» умножили на 613] [и мусульманин спасли Агаду]

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация