Сараево (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 09:08, 4 сентября 2011; Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке


Город
Сараево
сербохорв. Sarajevo, Сарајево
Флаг Герб
Файл:Flag of Sarajevo.svg Файл:Coat of arms of Sarajevo.svg
Страна Босния и Герцеговина
Координаты Координаты: 43°52′00″ с. ш. 18°25′00″ в. д. / 43.866667° с. ш. 18.416667° в. д. (G) (O) (Я)43°52′00″ с. ш. 18°25′00″ в. д. / 43.866667° с. ш. 18.416667° в. д. (G) (O) (Я)


Сара́ево (сербохорв. Сарајево, Sarajevo) — столица Боснии и Герцеговины.

Содержание

Начало еврейской истории города

По некоторым данным, еврейская история Сараево начинается в начале XVI в. Имеются письменные источники о том, что в этот период Сараево неоднократно посещали еврейские торговцы (главным образом из города Салоники), часть которых оставалась в городе на длительный срок. Вскоре, когда турецкий наместник потребовал от них либо переселиться в городе, вместе с семьями, либо покинуть Сараево, все они предпочли направиться в Венгрию и Дубровник, однако уже в начале 1550-х годов в Сараево было постоянное еврейское население; на еврейском кладбище города имеются надгробия, датированные 5311 годом. (1551 год. христианского летосчисления).

Первые упоминания

Страница из Сараевской агады
Вход на еврейское кладбище Сараева
Еврейское кладбище Сараева. Фото 1929 г.

Первые упоминания о евреях в Сараево, в сохранившихся документах, относятся к 1565 году, когда в городе насчитывалось 10–15 семей евреев-сефардов, в основном выходцев из Салоник; этот год считается датой возникновения еврейской общины Сараева. В 1577 году, с разрешения наместника Сиявуш-паши в Сараево начал строиться еврейский квартал, названный его именем: этот квартал, проживание в котором не было принудительным, находился недалеко от центральной площади города, но позднее был перенесен на окраину. В 1581 году в Сараево была возведена синагога «Каль Гранде» (впоследствии неоднократно перестраивалась и восстанавливалась после пожаров), в 1630 году было открыто еврейское кладбище. Не позднее XVII века при синагоге начала работать талмуд-тора (еврейское среднее религиозное учебное заведение).

XVII-XVIII

Вид из окна Большой синагоги (ныне - Музея еврейской общины в Сараево) одновременно на колокольню церкви и минарет мечети.

В XVII-XVIII веках в Сараево переселялись евреи-сефарды из Болгарии, Сербии и ряда областей Италии, включая Венецию, а также отдельные семьи евреев-ашкеназов из Западной и Центральной Европы. Еврейское население города постепенно возрастало, несмотря на то, что в 1679 году, при осаде Сараево австрийскими войсками, еврейский квартал был разрушен и многие его обитатели погибли.

В 1779 году в Сараево насчитывалось уже 1770 евреев. Многие из них, используя выгодное расположение города на перекрестке оживленных торговых путей, активно занимались коммерцией, покупая и перепродавая ткани, меха, красители, изделия из стекла, железа и дерева, позднее — также медь и цинк; другие были ремесленниками — кузнецами, портными, сапожниками, столярами, а также мясниками. Жившие в городе еврейские врачи и аптекари пользовались широкой известностью по всему вилайету Босния и за его пределами.

С момента своего создания еврейская община Сараево пользовалась внутренней автономией. Гражданские дела, касавшиеся только евреев (за исключением вопросов о землевладении и об уплате налогов), рассматривал бейт-дин , а турецкая администрация города обеспечивала, в случае необходимости, выполнение его решений. Община имела собственные статуты (сохранился их экземпляр на ладино) , относящийся к 1622 году, написанный от руки. Велись также пинкасы (бухгалтерские дела) на иврите (уничтожены усташами в годы Второй мировой войны).

Во главе общины стоял совет из пяти человек, избиравшийся на год. Должности габбая, смотрителя школы «талмуд-тора» и хранителя фонда пожертвований в пользу евреев Земли Израиля (халукка), были выборными; отказ занять их наказывался штрафом. «Совет пяти» проводил разверстку хараджа (или джизии - подушной подати, которую, согласно «Закону халифа Омара», платили немусульмане в Османской империи), сбор денежных выплат взамен особой еврейской трудовой повинности, чрезвычайные сборы, нередко взимавшиеся турецкими чиновниками или вымогавшиеся ими как взятки, а также вводил собственные внутриобщинные налоги. Духовными руководителями общины были хахамы, среди которых особенно известны Цви-Гирш бен Яаков Ашкенази, живший в Сараево в 1689–97 годах, и раввин Давид Пардо «Морену» (ивр. «наш учитель»; 1719–1791) в 1765–1781 годах — раввин Сараево, автор многочисленных комментариев к Талмуду, основатель раввинской династии Пардо. До конца XIX века. почти все евреи Сараево говорили и писали на языке ладино: стихи, песни и пословицы на этом языке передавались в неизменном виде из поколения в поколение. Тщательно сохранялись традиции еврейства Испании в быту, особенно в одежде, а также в архитектуре и внутреннем убранстве жилых домов и синагог.

Период Танзимата

В период либеральных реформ, осуществлявшихся в Османской империи – танзимата, с 1839 года, положение сараевских евреев значительно улучшилось: они обрели равные с мусульманами гражданские права. В 1840 году община получила официальный статус, а ее руководитель раввин Моше Перейра был признан духовным главой (хахам-баши) еврейства вилайета Босния и Герцеговина. Евреи Сараево были представлены в провинциальном законодательном собрании вилайета и в избранном в 1876 году имперском парламенте.

Под властью Австро-Венгрии

В 1878 году, с оккупацией Боснии и Герцеговины австро-венгерскими войсками, еврейская община города была обложена контрибуцией в сто тысяч дукатов. Однако этот враждебный акт остался единичным эпизодом: новые власти сохранили все экономические и политические права евреев города. Экономический подъем, начавшийся после фактического присоединения области к Австро-Венгрии (Босния и Герцеговина официально аннексирована Австро-Венгрией лишь в 1908 году), способствовал заметному повышению благосостояния значительной части сараевских евреев: некоторые из них стали крупными коммерсантами и владельцами банков, другие сыграли ведущую роль в создании новых отраслей производства: текстиль, оптика, точная механика, производство папиросной бумаги, книгопечатание и другие. В то же время около трети еврейского населения Сараево составляли в конце XIX – начале XX веков бедняки, жившие в трущобах города. Для помощи неимущим в 1894 году было основано еврейское благотворительное общество «La Benevolensia», действовал также еврейский профсоюз «La Matatia», организации «Мелаха» (бюро по трудоустройству) и «Геулла», оказывавшие поддержку ремесленникам и предпринимателям. С 1901 года в Сараево выходила еженедельная газета «La Alborada», печатавшаяся на ладино. В том же году было создано музыкальное общество «Лира», хор которого исполнял песни на ладино и иврите. В XIX – начале XX веков в Сараево переселилось значительное число евреев-ашкеназов из Галиции, Буковины и Словакии, а также из Австрии, Венгрии и Германии. Это были главным образом представители свободных профессий (врачи, адвокаты), а также чиновники австро-венгерской администрации.


Ашкеназы в Сараево

Файл:Sarajevo jewish synagogue.JPG
Главная Четырёхкупольная синагога в Сараево – самая крупная на Балканском полуострове (фото до реставрации)
Четырёхкупольная синагога в Сараево после реставрации
Интерьер Четырёхкупольной синагоги

В 1879 году в Сараево образовалась ашкеназская еврейская община, построившая в 1902 году собственную синагогу, при которой были хевра каддиша (похоронная компания), талмуд-тора (существовала до 1910 года) и женская ассоциация. Сефардская община была в 1882 году реорганизована: ее возглавил избиравшийся на три года совет в составе двенадцати действительных членов и четырех их заместителей. Право участвовать в выборах с этого времени имели лишь те, кто платил не менее трех форинтов ежегодного налога в государственную казну. Между сефардами и ашкеназами Сараево первоначально сложились напряженные отношения, однако в начале XX века они были урегулированы; с этого времени браки между представителями двух общин стали обычным явлением.

Численность евреев Сараева

В XIX – начале XX веков в Сараево переселилось значительное число евреев-ашкеназов из Галиции, Буковины и Словакии, а также из Австрии, Венгрии и Германии. Это были главным образом представители свободных профессий (врачи, адвокаты), а также чиновники австро-венгерской администрации. Численность еврейского населения города возрастала:

  • в 1895 году — 4058 человек (10,9% всего населения),
  • в 1901 году — 5244 человека (11,2%),
  • в 1910 году — 6397 человек, в том числе 4985 сефардов (77,9%) и 1412 ашкеназов (22,1%).

В период между Первой и Второй мировыми войнами Сараево, наряду с Белградом и Загребом, был одним из крупнейших еврейских центров Югославии. В 1921 году в городе насчитывалось 7458 евреев (11% всего населения), в 1931 году — 7615 (10%), в 1939 году — 8114 евреев (из них 7054 сефарда и 1060 ашкеназов). В 1927–31 годах в Сараево была построена новая сефардская синагога, самая большая на Балканах. В городе работали многочисленные еврейские культурные и благотворительные организации, общества взаимопомощи. Действовали сионистские кружки, среди которых наиболее активна была секция «Ха-Шомер ха-ца‘ир» - социалистическое объединение еврейской молодёжи, работало также сараевское отделение Всемирного союза сефардов, в 1933 году возникла ложа организации Бней-Брит.

Выходили еженедельники «Židovska svijest», «Jevrejska tribuna», «Narodna židovska svijest», «Jevrejski glas» на сербскохорватском языке латинским алфавитом-гаевицей; печатались книги на ладино и иврите. В Сараево жили известные писатели Ицхак Самоковлия (умер в 1955 году), в произведениях которого ярко описан быт боснийского еврейства, и Лаура Папо (Бохорета, 1891–1941), художники и скульпторы Даниэль Кабильо-Данилюс, Иосиф Леви-Монзино, Даниэль Озмо (все трое погибли в годы Катастрофы).


Вторая Мировая война

В апреле 1941 года, когда войска нацистской Германии и ее союзников оккупировали Югославию, Сараево оказался под властью марионеточного правительства «Независимого Государства Хорватия» и вскоре, после этого, евреям города было приказано носить отличительный знак – жёлтую шестиконечную Звезду Давида с надписью «Žid»; начались аресты, казни, экспроприация еврейского имущества. Хорватские нацисты-усташи осквернили, разграбили и частично разрушили новую сефардскую синагогу. В сентябре — ноябре 1941 года, большая часть сараевских евреев была отправлена в концентрационные лагеря Ясеновац, Лобоград и Дьяково, где почти все они погибли. В декабре 1941 года – январе 1942 года немногих остававшихся в городе евреев (главным образом детей и стариков) депортировали в лагерь смерти «Освенцим».

Известно, что 973 сараевских еврея (в основном коммунисты и члены «Ха-Шомер ха-ца‘ир») сражались в партизанских отрядах; из них 340 человек погибли в боях, 46 были награждены орденами и медалями, четверо — удостоены звания Национальных героев Югославии. Имена почти восьми тысяч евреев Сараево, уничтоженных усташами и павших в боях, составляют основную часть списка жертв войны, высеченного на стене средневековой цитадели города, вокруг которой разбит мемориальный парк.


После Второй Мировой войны

После Второй мировой войны партизаны, демобилизованные солдаты и уцелевшие узники концлагерей восстановили еврейскую общину Сараево, которая вошла в Федерацию еврейских общин Югославии. Вновь начала действовать ашкеназская синагога (ныне — единственная в Боснии и Герцеговине); были воссозданы некоторые общественные и культурные организации. В 1946 году в Сараево насчитывалось 1413 евреев, однако в конце 1940-х – начале 1950-х годов многие из них репатриировались в Израиль. В 1952 году численность еврейского населения города составляла 1028 человек, в 1969 году — 1095 человек. В 1966 году торжественно отмечалось 400-летие еврейской общины Сараево. В период 60-80 годов в Сараево полулегально действовала Международная ассоциация хасидов ХАБАД. Вообще в Югославии было несколько синагог, но только один раввин — Менахем бен Аврахам Романо (1882–1960), живший в Сараево.

Давид (Дадо) Элазар - девятый начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля

В 1970-х – начале 1990-х годов численность евреев Сараево почти не менялась. В городе функционировали синагога (с 1960 года в ней не стало раввина), расположенный рядом с ней еврейский общинный центр и Музей еврейства Боснии и Герцеговины (в здании старой сефардской синагоги). В Национальном музее Боснии и Герцеговины экспонируется богато иллюстрированная рукопись «Сараевской аггады», выполненная в Испании (предположительно, в Барселоне) во второй половине XIV веке.


В Республике Босния и Герцеговина

В 1992 году, когда с провозглашением независимости Боснии и Герцеговины в Сараево шли ожесточенные бои между вооруженными формированиями боснийских мусульман, сербов и хорватов, значительная часть евреев (в том числе все дети) покинула город: их срочная эвакуация была организована «Еврейским агентством» и Американским еврейским финансово-распорядительным комитетом «Джойнт» (под эгидой которых из Сараево были вывезены также многие неевреи), под впечатлением распространяемой в Боснии и Герцеговине книги президента Алии Изетбеговича «Islamska deklaracija» (которая выдвигала идею превращения Республики Босния и Герцеговина в исламское государство, ограничения в правах немусульман и обложения их "подушным налогом" (джизия) в пользу мусульманского духовенства). Некоторые из евреев, покинувших город, репатриировались в Израиль, но большинство осели в Белграде и Новом-Саде (Сербия).

Сегодня в Сараево осталось не более 700 евреев, в основном люди пожилого возраста и потомки от смешанных браков.


Известные евреи-уроженцы Сараева

  • Иеhуда Алкалай - раввин, один из провозвестников сионизма,
  • Давид Элазар - девятый начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля.


Известные личности, связанные с городом


Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Сараево в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация