Светлов, Михаил Аркадьевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Karkaix (Обсуждение | вклад) (→Биография) |
Karkaix (Обсуждение | вклад) |
||
(17 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 |
- | {{Писатель | + | | АВТОР1 = |
- | | Имя | + | | АВТОР2 = |
- | | Оригинал имени | + | | АВТОР3 = |
- | | Фото | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = |
- | | Ширина | + | | ПРОЕКТ = |
- | | Подпись | + | | ПОДТЕМА = |
+ | | КАЧЕСТВО = | ||
+ | | УРОВЕНЬ = | ||
+ | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
+ | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
+ | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
+ | }} {{Писатель | ||
+ | | Имя = Михаил Светлов | ||
+ | | Оригинал имени = | ||
+ | | Фото = M._Svetlov.jpg | ||
+ | | Ширина = 160px | ||
+ | | Подпись = | ||
| Имя при рождении = Михаил Аркадьевич Шейнкман | | Имя при рождении = Михаил Аркадьевич Шейнкман | ||
- | | Псевдонимы | + | | Псевдонимы = |
- | | Дата рождения | + | | Дата рождения = 17.06.1903(4.06) |
- | | Место рождения | + | | Место рождения = [[Екатеринослав]] |
- | | Дата смерти | + | | Дата смерти = 28.09.1964 |
- | | Место смерти | + | | Место смерти = [[Москва]] |
- | | Гражданство | + | | Гражданство = |
- | | Род деятельности = | + | | Род деятельности = |
- | | Годы активности | + | | Годы активности = |
- | | Направление | + | | Направление = |
- | | Жанр | + | | Жанр = [[поэзия]] |
- | | Дебют | + | | Дебют = |
- | | Премии | + | | Премии = {{Ленинская премия}} |
- | | Lib | + | | Lib = |
- | | Сайт | + | | Сайт = |
}} | }} | ||
- | '''Михаи́л Арка́дьевич Светло́в''' (настоящая фамилия '''Ше́йнкман'''; 4 ([[17 июня|17]]) июня [[1903]], [[Екатеринослав]] (ныне [[Днепропетровск]]) — [[28 сентября]] [[1964]], [[Москва]]) — советский [[поэт]] и [[драматург]]. | + | '''Михаи́л Арка́дьевич Светло́в''' (настоящая фамилия '''Ше́йнкман'''; 4 ([[17 июня|17]]) июня [[1903|1903]], [[Екатеринослав|Екатеринослав]] (ныне [[Днепропетровск|Днепропетровск]]) — [[28 сентября|28 сентября]] [[1964|1964]], [[Москва|Москва]]) — советский [[Поэт|поэт]] и [[Драматург|драматург]]. |
+ | |||
== Биография == | == Биография == | ||
- | + | РРодился в небогатой семье ремесленника. В детские годы посещал [[Хедер|хедер]]. В 1917 г. окончил четырехклассное начальное училище. В 1919 г. вступил в комсомол и вскоре был назначен заведующим отделом печати Екатеринославского губкома комсомола, стал редактором первого на Украине советского молодежного журнала «Юный пролетарий». В 1920 г. пошел добровольцем в Красную армию, принимал активное участие в гражданской войне. В 1922 г. из Харькова (где он недолго жил) переехал в Москву, учился на рабфаке, в Высшем литературно-художественном институте имени В. Брюсова, а после его закрытия — на факультете общественных наук Московского университета (1927–28). Публиковаться начал с 1917 г. В первых стихотворных сборниках «Рельсы», «Стихи о ребе» (оба — Харьков, 1923), «Стихи» (М., 1924), «Корни» (М., 1925), наряду с абстрактными, безличными, монументальными образами (характерными для поэтов Пролеткульта и «Кузницы»), господствовавшими в большинстве его произведений, встречались и глубоко личные стихи, зачастую окрашенные впечатлениями провинциального еврейского детства. Стихотворениями 1925–27 гг. («Двое», «Рабфаковке», «Гренада», «В разведке», «Пирушка» и другие) Светлов вошел в литературу как поэт-романтик, воспевший героику революции, жертвенность и интернациональное братство ее рядовых бойцов. В этих стихах проявилась характерная для поэтики Светлова двуплановость — пересечение высокого и житейского, романтического и будничного. На слова популярной «Гренады» (1926) около 20 композиторов в разных странах написали музыку, в годы Второй мировой войны она стала гимном заключенных [[Маутхаузен|Маутхаузена]], а строфы из нее послужили рефреном романа [[Триоле, Эльза|Эльзы Триоле]] «Свидание чужеземцев» (1956, в русском переводе «Незваные гости»). Сборник «Ночные встречи» (1927), в котором стихотворения героико-песенного стиля сменились произведениями, отразившими смятенность эпохи нэпа, подвергся официальной «проработочной» критике, усмотревшей в нем отход от партийной идеологии. В этот период под влиянием поэтики [[Гейне, Генрих|Г. Гейне]] романтическое направление в лирике Светлова обогащается шуткой и иронией, которая со временем становится неотъемлемой особенностью его поэтической манеры. В 1930-х гг. Светлов редко публиковал лирические произведения, и лишь ностальгически романтическая «Песня о Каховке» (1935, музыка [[Дунаевский, Исаак Осипович|И. Дунаевского]]) получила широкую известность. | |
- | + | С середины 1930-х гг. Светлов обращается к драматургии: «Глубокая провинция» (поставлена в 1935 г.) — о несчастливой жизни колхозников — сразу же была запрещена цензурой; последующие пьесы, важным компонентом которых были лирические песни, — «Сказка» (1939), «Двадцать лет спустя» (1940), «Мыс Желания» (написана в 1940 г., не была поставлена) — предназначались для детей и юношества. | |
- | + | В годы Второй мировой войны Светлов был корреспондентом газеты «Красная звезда», затем работал во фронтовой печати. Широкое признание получило стихотворение «Итальянец» (1943), воплотившее русский патриотизм, гуманизм борьбы с фашизмом и высшую справедливость возмездия («Я стреляю, и нет справедливости справедливее пули моей»). Хотя в 1946 г. была поставлена пьеса «Бранденбургские ворота» и изредка в печати появлялись стихотворения Светлова, в послевоенные годы его творчество было в негласной опале, и лишь после 2-го съезда писателей (1954), на котором в его защиту выступили [[Кирсанов, Семен Исаакович|С. Кирсанов]] и Ольга Берггольц, стена молчания вокруг его имени была разрушена. Для сборников «Горизонт» (1959), «Охотничий дом» (1964) характерен переход от окрашенной пафосом романтики к философской, задушевной и разговорной лирике. За книгу «Стихи последних лет» в 1967 г. Светлову посмертно была присуждена Ленинская премия. | |
- | + | Характерной особенностью творчества и личности Светлова был своеобразный, меткий юмор, часто с элементами самоиронии. Многие его остроты получили широкую известность во многом благодаря книгам воспоминаний литературоведа З. Паперного (родился в 1919 г.) «Человек, похожий на самого себя» (М., 1967; впоследствии на ее основе создан поэтический спектакль), художника И. Игина «Улыбка Светлова» (Л., 1968) и других. | |
+ | |||
+ | Еврейская тематика в поэзии Светлова 1920-х гг. в основном носит личный характер, она служит контрастным фоном чувствам нового, современного человека — интернационалиста, свободного от национальных предрассудков, с горькой, ироничной усмешкой упоминающего о своем еврействе («Стихи о ребе», 1923; «Песня отца», 1925; «Колька», 1925; «Письмо», 1929). В поэме «Хлеб» (1927) Светлов, раскрывая трагедию еврейских [[Погромы|погромов]], в то же время примиряет в послереволюционное время погромщика и его жертву (этот мотив звучал и в «Песне отца» — «и того, кто бил и громил меня, он зовет своим близнецом») во имя грядущего братства и принесенных на его алтарь жизней. В 1927 г. Светлов в связи с агитационной кампанией, развернутой [[Озет|ОЗЕТом]], пишет стихотворение «Еврей-земледелец». В 1939 г. он неожиданно возвращается к еврейской тематике в короткой «Песне Моисея», написанной для пьесы «Сказка». | ||
+ | |||
+ | Значительное место в переводческой деятельности Светлова занимают переводы на русский язык стихов еврейских поэтов [[Аксельрод, Зелик|З. Аксельрода]], [[Вергелис, Ахарон|А. Вергелиса]], [[Квитко, Лейб|Л. Квитко]], [[Телесин, Зяма|З. Телесина]], [[Фефер, Ицик|И. Фефера]] и других. | ||
- | |||
- | |||
== Семья == | == Семья == | ||
Жена М. А. Светлова — ''Родам Ираклиевна Амирэджиби'' — сестра грузинского писателя [[Амирэджиби, Чабуа Ираклиевич|Чабуа Ираклиевича Амирэджиби]] и впоследствии жена физика [[Понтекорво, Бруно Максимович|Бруно Максимовича Понтекорво]]. | Жена М. А. Светлова — ''Родам Ираклиевна Амирэджиби'' — сестра грузинского писателя [[Амирэджиби, Чабуа Ираклиевич|Чабуа Ираклиевича Амирэджиби]] и впоследствии жена физика [[Понтекорво, Бруно Максимович|Бруно Максимовича Понтекорво]]. | ||
- | == | + | == Сноски == |
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=253 Аудиозапись чтения Светловым «Обращения к молодежи»] | * [http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=253 Аудиозапись чтения Светловым «Обращения к молодежи»] | ||
- | * [http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1130 Аудиозапись чтения Светловым двух стихотворений: «Моя поэзия» (1957) и «Большая дорога»] | + | * [http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1130 Аудиозапись чтения Светловым двух стихотворений: «Моя поэзия» (1957) и «Большая дорога»] |
+ | * В Библиотеке [[АМК]]: [http://amkob113.ru/swtlv/] | ||
* {{hrono|http://www.hrono.ru/biograf/svetlov.html}} | * {{hrono|http://www.hrono.ru/biograf/svetlov.html}} | ||
* {{krugosvet|http://www.krugosvet.ru/articles/94/1009492/1009492a1.htm}} | * {{krugosvet|http://www.krugosvet.ru/articles/94/1009492/1009492a1.htm}} | ||
Строка 56: | Строка 71: | ||
{{writer-stub}} | {{writer-stub}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|13719|СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич}} | ||
- | + | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[en:Mikhail Arkadyevich Svetlov]] | [[en:Mikhail Arkadyevich Svetlov]] | ||
Строка 73: | Строка 89: | ||
[[pl:Michaił Swietłow]] | [[pl:Michaił Swietłow]] | ||
[[uk:Свєтлов Михайло Аркадійович]] | [[uk:Свєтлов Михайло Аркадійович]] | ||
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Категория:Драматурги по алфавиту]]{{checked_final}} |
Текущая версия на 20:04, 17 декабря 2015
Текст унаследован из Википедии | |
Михаил Светлов | |
Файл:M. Svetlov.jpg | |
Имя при рождении: |
Михаил Аркадьевич Шейнкман |
---|---|
Дата рождения: |
17.06.1903(4.06) |
Место рождения: | |
Дата смерти: |
28 сентября 1964 |
Место смерти: | |
Жанр: |
поэзия |
Премии: | |
Михаи́л Арка́дьевич Светло́в (настоящая фамилия Ше́йнкман; 4 (17) июня 1903, Екатеринослав (ныне Днепропетровск) — 28 сентября 1964, Москва) — советский поэт и драматург.
Содержание |
Биография
РРодился в небогатой семье ремесленника. В детские годы посещал хедер. В 1917 г. окончил четырехклассное начальное училище. В 1919 г. вступил в комсомол и вскоре был назначен заведующим отделом печати Екатеринославского губкома комсомола, стал редактором первого на Украине советского молодежного журнала «Юный пролетарий». В 1920 г. пошел добровольцем в Красную армию, принимал активное участие в гражданской войне. В 1922 г. из Харькова (где он недолго жил) переехал в Москву, учился на рабфаке, в Высшем литературно-художественном институте имени В. Брюсова, а после его закрытия — на факультете общественных наук Московского университета (1927–28). Публиковаться начал с 1917 г. В первых стихотворных сборниках «Рельсы», «Стихи о ребе» (оба — Харьков, 1923), «Стихи» (М., 1924), «Корни» (М., 1925), наряду с абстрактными, безличными, монументальными образами (характерными для поэтов Пролеткульта и «Кузницы»), господствовавшими в большинстве его произведений, встречались и глубоко личные стихи, зачастую окрашенные впечатлениями провинциального еврейского детства. Стихотворениями 1925–27 гг. («Двое», «Рабфаковке», «Гренада», «В разведке», «Пирушка» и другие) Светлов вошел в литературу как поэт-романтик, воспевший героику революции, жертвенность и интернациональное братство ее рядовых бойцов. В этих стихах проявилась характерная для поэтики Светлова двуплановость — пересечение высокого и житейского, романтического и будничного. На слова популярной «Гренады» (1926) около 20 композиторов в разных странах написали музыку, в годы Второй мировой войны она стала гимном заключенных Маутхаузена, а строфы из нее послужили рефреном романа Эльзы Триоле «Свидание чужеземцев» (1956, в русском переводе «Незваные гости»). Сборник «Ночные встречи» (1927), в котором стихотворения героико-песенного стиля сменились произведениями, отразившими смятенность эпохи нэпа, подвергся официальной «проработочной» критике, усмотревшей в нем отход от партийной идеологии. В этот период под влиянием поэтики Г. Гейне романтическое направление в лирике Светлова обогащается шуткой и иронией, которая со временем становится неотъемлемой особенностью его поэтической манеры. В 1930-х гг. Светлов редко публиковал лирические произведения, и лишь ностальгически романтическая «Песня о Каховке» (1935, музыка И. Дунаевского) получила широкую известность.
С середины 1930-х гг. Светлов обращается к драматургии: «Глубокая провинция» (поставлена в 1935 г.) — о несчастливой жизни колхозников — сразу же была запрещена цензурой; последующие пьесы, важным компонентом которых были лирические песни, — «Сказка» (1939), «Двадцать лет спустя» (1940), «Мыс Желания» (написана в 1940 г., не была поставлена) — предназначались для детей и юношества.
В годы Второй мировой войны Светлов был корреспондентом газеты «Красная звезда», затем работал во фронтовой печати. Широкое признание получило стихотворение «Итальянец» (1943), воплотившее русский патриотизм, гуманизм борьбы с фашизмом и высшую справедливость возмездия («Я стреляю, и нет справедливости справедливее пули моей»). Хотя в 1946 г. была поставлена пьеса «Бранденбургские ворота» и изредка в печати появлялись стихотворения Светлова, в послевоенные годы его творчество было в негласной опале, и лишь после 2-го съезда писателей (1954), на котором в его защиту выступили С. Кирсанов и Ольга Берггольц, стена молчания вокруг его имени была разрушена. Для сборников «Горизонт» (1959), «Охотничий дом» (1964) характерен переход от окрашенной пафосом романтики к философской, задушевной и разговорной лирике. За книгу «Стихи последних лет» в 1967 г. Светлову посмертно была присуждена Ленинская премия.
Характерной особенностью творчества и личности Светлова был своеобразный, меткий юмор, часто с элементами самоиронии. Многие его остроты получили широкую известность во многом благодаря книгам воспоминаний литературоведа З. Паперного (родился в 1919 г.) «Человек, похожий на самого себя» (М., 1967; впоследствии на ее основе создан поэтический спектакль), художника И. Игина «Улыбка Светлова» (Л., 1968) и других.
Еврейская тематика в поэзии Светлова 1920-х гг. в основном носит личный характер, она служит контрастным фоном чувствам нового, современного человека — интернационалиста, свободного от национальных предрассудков, с горькой, ироничной усмешкой упоминающего о своем еврействе («Стихи о ребе», 1923; «Песня отца», 1925; «Колька», 1925; «Письмо», 1929). В поэме «Хлеб» (1927) Светлов, раскрывая трагедию еврейских погромов, в то же время примиряет в послереволюционное время погромщика и его жертву (этот мотив звучал и в «Песне отца» — «и того, кто бил и громил меня, он зовет своим близнецом») во имя грядущего братства и принесенных на его алтарь жизней. В 1927 г. Светлов в связи с агитационной кампанией, развернутой ОЗЕТом, пишет стихотворение «Еврей-земледелец». В 1939 г. он неожиданно возвращается к еврейской тематике в короткой «Песне Моисея», написанной для пьесы «Сказка».
Значительное место в переводческой деятельности Светлова занимают переводы на русский язык стихов еврейских поэтов З. Аксельрода, А. Вергелиса, Л. Квитко, З. Телесина, И. Фефера и других.
Семья
Жена М. А. Светлова — Родам Ираклиевна Амирэджиби — сестра грузинского писателя Чабуа Ираклиевича Амирэджиби и впоследствии жена физика Бруно Максимовича Понтекорво.
Сноски
Ссылки
- Аудиозапись чтения Светловым «Обращения к молодежи»
- Аудиозапись чтения Светловым двух стихотворений: «Моя поэзия» (1957) и «Большая дорога»
- В Библиотеке АМК: [1]
- Светлов, Михаил Аркадьевич на Хроносе
- Светлов, Михаил Аркадьевич в энциклопедии «Кругосвет»
- Светлов Михаил. Стихотворения
- Светлов, Михаил Аркадьевич на Стихии
- Варлам Шаламов Разговор с Михаилом Светловым
- "На мотив "Кол-Нидрей" - статья в журнале "Флорида"
- Эпиграммы Михаила Светлова
Это незавершённая статья о писателе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич в ЭЕЭpl:Michaił Swietłow
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.