Святая земля

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add notice: From Wiki)
Obersachsebot (Обсуждение | вклад)
м (little fixes)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}
+
{{IsFromWiki}}[[Файл:1759 map Holy Land and 12 Tribes.jpg|thumb|250px|Карта Святой Земли, 1759 год.]]
-
 
+
-
[[Файл:1759 map Holy Land and 12 Tribes.jpg|thumb|250px|Карта Святой Земли, 1759 год.]]
+
'''Святая земля''' — часть территорий современного [[Израиль|Государства Израиль]] (до 1948 года — [[Палестина|Палестины]]). Является центром трёх [[Авраамические религии|авраамических религий]]: [[иудаизм]]а, [[христианство|христианства]] и [[ислам]]а.
'''Святая земля''' — часть территорий современного [[Израиль|Государства Израиль]] (до 1948 года — [[Палестина|Палестины]]). Является центром трёх [[Авраамические религии|авраамических религий]]: [[иудаизм]]а, [[христианство|христианства]] и [[ислам]]а.
Строка 12: Строка 10:
=== Представления европейцев о Святой земле ===
=== Представления европейцев о Святой земле ===
-
Обитатели средневековой Европы совершали паломничества в Святую землю и торговали с ней. Тем не менее знания европейцев о Палестине отличались многочисленными преувеличениями. По словам римского папы [[Урбан II|Урбана II]] ''«земля та течёт молоком и мёдом»'' (слова из его речи на [[Клермонский собор|Клермонском соборе]], где было объявлено о начале крестовых походов). Представления об изобилии и богатстве Святой земли объясняются мифологическими представлениями христиан. (Подобные представления имеются и в иных религиях.) Они были убеждены, что Святая земля (и прежде всего Иерусалим) как центр христианства и центр мира противопоставляется всем остальным землям как периферии мира. И если в Европе (на периферии) бывает голод, болезни, засуха и несправедливость, то в центре мира всё наоборот. Там благостно, земля плодородна, царит покой и справедливость. Именно в этом заключается одна из причин массовости [[крестовые походы|крестовых походов]].
+
Обитатели средневековой Европы совершали паломничества в Святую землю и торговали с ней. Тем не менее знания европейцев о Палестине отличались многочисленными преувеличениями. По словам римского папы [[Урбан II (папа римский)|Урбана II]] ''«земля та течёт молоком и мёдом»'' (слова из его речи на [[Клермонский собор|Клермонском соборе]], где было объявлено о начале крестовых походов). Представления об изобилии и богатстве Святой земли объясняются мифологическими представлениями христиан. (Подобные представления имеются и в иных религиях.) Они были убеждены, что Святая земля (и прежде всего Иерусалим) как центр христианства и центр мира противопоставляется всем остальным землям как периферии мира. И если в Европе (на периферии) бывает голод, болезни, засуха и несправедливость, то в центре мира всё наоборот. Там благостно, земля плодородна, царит покой и справедливость. Именно в этом заключается одна из причин массовости [[крестовые походы|крестовых походов]].
== История Святой земли ==
== История Святой земли ==
Строка 45: Строка 43:
== Литература ==
== Литература ==
* {{Книга:Густерин П.В.: Города Арабского Востока|2007}}
* {{Книга:Густерин П.В.: Города Арабского Востока|2007}}
-
 
== Ссылки ==
== Ссылки ==
Строка 84: Строка 81:
[[th:ดินแดนศักดิ์สิทธิ์]]
[[th:ดินแดนศักดิ์สิทธิ์]]
[[tr:Kutsal Topraklar]]
[[tr:Kutsal Topraklar]]
-
[[zh:聖地]]
+
[[zh:聖地]]{{WikiCopyRight}}
-
 
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Версия 19:46, 7 декабря 2009

Карта Святой Земли, 1759 год.

Святая земля — часть территорий современного Государства Израиль (до 1948 года — Палестины). Является центром трёх авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама.

Содержание

В иудаизме

Основная статья: Земля Израиля

В христианстве

Святая земля — общее европейское наименование Иерусалима и окружающих его территорий. Географически отождествляется с Палестиной. Название возникло из-за размещения на этих землях основных христианских святынь, которые являлись следами проходивших здесь событий священной (библейской) истории или были как-то с ними связаны (например: Гефсиманский сад, Голгофа и т. д.).

Представления европейцев о Святой земле

Обитатели средневековой Европы совершали паломничества в Святую землю и торговали с ней. Тем не менее знания европейцев о Палестине отличались многочисленными преувеличениями. По словам римского папы Урбана II «земля та течёт молоком и мёдом» (слова из его речи на Клермонском соборе, где было объявлено о начале крестовых походов). Представления об изобилии и богатстве Святой земли объясняются мифологическими представлениями христиан. (Подобные представления имеются и в иных религиях.) Они были убеждены, что Святая земля (и прежде всего Иерусалим) как центр христианства и центр мира противопоставляется всем остальным землям как периферии мира. И если в Европе (на периферии) бывает голод, болезни, засуха и несправедливость, то в центре мира всё наоборот. Там благостно, земля плодородна, царит покой и справедливость. Именно в этом заключается одна из причин массовости крестовых походов.

История Святой земли

История крестовых походов формировалась под предлогом восстановления контроля над христианскими святынями на Святой земле.

До крестовых походов единственными обладателями Святых мест являлись церковные общины Востока — греко-православная, армянская, сирийско-якобитская, коптская и абиссинская; после крестовых походов Святые места перешли в руки римско-католиков, или латинян.

Когда, в 1187 г., Иерусалим вновь был занят мусульманами, султан Саладин овладел как ключами Гроба Господня, так и прочими Святыми местами, и лишь впоследствии постепенно удалось латинянам и грекам, пользуясь благоприятными обстоятельствами, получить право владения Святыми местами.

В 1230 т. папа Григорий IX назначил францисканцев стражами Святых мест. С XVI века Франция стала защитницей римско-католической церкви на Востоке и добилась от Порты подтверждения прав францисканцев на владение Святыми местами. Между латинянами и греками с давних пор происходило соперничество по поводу различных льгот и преимуществ, которыми пользовались последователи обоих исповеданий при посещении Святых мест. Споры их затрудняли Порту, которая решала дела то в пользу одной, то в пользу другой стороны и часто вызывала неудовольствие обеих.

В 1740 г. Франция добилась от султана для латинской церкви новых привилегий, в ущерб православию; но затем, при равнодушии французов к религиозным делам, грекам удалось получить от визирей большую часть церкви Св. Гроба, церковь в Вифлееме и один из трех ключей от пещеры, где родился Иисус.

Когда, в 1808 г., церковь над Гробом Господним сгорела, греки взяли на себя сооружение нового храма и сделались единственными владельцами большей его части. В XIX в. Россия выступает в качестве покровительницы всех греко-православных христиан на Востоке и предъявляет требование на обладание ключом от церкви Св. Гроба. Этому воспротивилась Франция, которая в 1850 г. потребовала, на основании договора 1740 г., чтобы католическому духовенству была возвращена большая церковь в Вифлееме, с правом поставить там новую звезду, переменить ковры в вертепе и вообще иметь в исключительном владении гробницу Пресв. Богородицы и камень помазания; вместе с тем Франция присваивала себе право сделать необходимые починки в большом куполе церкви Воскресения и восстановить в ней все, как было до пожара 1808 г. Вследствие возражений России, Порта обещала грекам дать право совершать литургию в церкви Вознесения, до того времени принадлежавшей исключительно католикам; грекам предоставлено было также возобновить купол без вмешательства католиков, но последним было разрешено отправлять службу в вертепе Гефсимании, и они получили право, наравне с греками и армянами, иметь ключи от юго-вост. и сев. врат большой Вифлеемской церкви. Вскоре, однако, Турция, под влиянием Франции, уклонилась от исполнения данных России обещаний. Это вызвало прекращение дипломатических сношений между Россией и Турцией, а затем восточную войну 1853—55 г, вследствие неудачного исхода которой требования России остались неисполненными.

В 1868—69 гг. Россия, вместе с Францией, возобновила купол над Св. Гробом, после чего и Россия получила право владения церковью Св. Гроба.

К началу XX века различные права на церковь Гроба Господня выглядели следующим образом: султан считался владельцем земли под церковью и воздуха над церковью; ключи от церкви находились в руках мусульман; они же охраняли здание церкви и наблюдали за порядком внутри здания. Церковь образовывала общую собственность (condomimum) шести вероисповеданий; главными собственниками являлись три привилегированных вероисповедания в Иерусалиме — латиняне, греки и армяне; меньшие права имели копты, якобиты и эфиопы. Церковь в Вифлееме принадлежала грекам; что касается пещеры, то на неё предъявляли притязание как восточная церковь, так и латиняне.

Вообще, в вопросе об обладании Святыми местами следует различать общее владение, исключительное владение и право пользования. Берлинский конгресс 1878 г. постановил, что относительно Святых мест должно быть сохранено status quo.

Начиная с 60-х годов XX века территория Святой земли является предметом арабско-израильского конфликта.

См. также

Источники

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Литература

  • Густерин В. П. Города Арабского Востока. — М.: Восток—Запад, 2007. — 352 с. — (Энциклопедический справочник). — 2000 экз. — ISBN 978-5-478-00729-4

Ссылки

cs:Svatá země da:Det hellige landel:Άγιοι Τόποιeo:Sankta Landoeu:Lur Santua fi:Pyhä maahr:Povijest Svete Zemljeja:聖地 ko:성지 mk:Света земја nl:Heilige Land nn:Det heilage landet no:Det Hellige Land pl:Ziemia Święta pt:Terra Santa ro:Ţara Sfântă sk:Svätá zem sl:Sveta dežela sv:Det heliga landet th:ดินแดนศักดิ์สิทธิ์ tr:Kutsal Topraklar zh:聖地Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках