Седер

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Порядок трапезы: оформление)
 
(18 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
 
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=2
|ТИП СТАТЬИ=2
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 16: Строка 16:
|ИСТОЧНИК=
|ИСТОЧНИК=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
-
 
+
}}
 +
'''Седер''' (סֵדֶר, `порядок`)- термин, который употребляется в нескольких значениях.
 +
== Седер в Торе ==
 +
Слово «седер» в [[Тора|Торе]] обозначает разделы, отрывки (сдарим) [[Тора|Торы]] в соответствии с трехгодичным циклом ее чтения; в арамейской форме «[[Сидра|сидра]]» термин иногда неправильно употребляется в применении к [[Недельные разделы Торы|недельным разделам]], читаемым в синагоге. Шесть разделов (шиша сдарим, акроним «шас»), на которые делится [[Мишна]]. Порядок молитв, сборник молитв, чаще называемый [[сиддур]]. Порядок литургии, например, седер [[Бенедикция|бенедикций]] (РхШ. 4:5), звуков [[шофар]]а (РхШ. 4:9) или дней [[пост]]а (Таан. 2:1).
 +
== Седер Песах ==
 +
Седер Песах — ритуальная семейная трапеза в праздник [[Песах]], во время которой читается [[Пасхальная hагада|пасхальная агада]].
 +
Неизвестно, когда возник обычай проводить седер в праздник Песах. Существует предположение, что он уходит корнями во времена [[Бар-Кохбы Восстание|восстания Бар-Кохбы]], когда законоучители, чтобы обезопасить себя от доносчиков, обсуждали как бы [[исход из Египта]], на самом же деле говорили о восстании. Ритуал пасхального седера окончательно сложился в средние века. Во время седера каждый участник трапезы должен выпить четыре бокала вина (Псах. 10:1), соответствующие четырем фразам в Исх. 6:6-7 («И так скажи сынам Израилевым: и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими, и приму вас Себе в народ…») или четырем чашам, упоминаемым в Быт. 40:11-13 (ТИ., Псах. 10:1, 3в).
 +
=== Пасхальная еда ===
-
'''Седер''' (סֵדֶר, `порядок`)- термин, который употребляется в нескольких значениях.  
+
На пасхальном столе во время седера находятся: три (в некоторых общинах — две) пластины [[Мацца|маццы]], положенные одна на другую; крутое яйцо и куриное крылышко или мясо с костью (напоминание о пасхальном агнце и праздничном приношении во времена [[Храм]]а); плошка с соленой водой (как символ слез Израиля в египетском рабстве), марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава, в память о горькой траве, которую израильтянам было заповедано есть вместе с опресноками и мясом пасхального агнца /Исх. 12:8/ во всех их поколениях /Чис. 9:11/); харосет (буквально `глина`, сладкая смесь из натертых фруктов, молотых орехов, специй, вина и маццовой муки для подслащивания марора, в память о глиняном сырье, использовавшимся для изготовления кирпичей на строительных работах в египетском рабстве).
-
== Седер в Торе ==
+
=== Порядок трапезы ===
-
Слово "седер" в [[Тора|Торе]] обозначает разделы, отрывки (сдарим) [[Тора|Торы]] в соответствии с трехгодичным циклом ее чтения; в арамейской форме [[Сидра|сидра]] термин иногда неправильно употребляется в применении к недельным разделам, читаемым в синагоге (см. [[Парашат hа-Шавуа|Парашат hа-шавуа]]). Шесть разделов (шишша сдарим, акроним шас), на которые делится [[Мишна]].Порядок молитв, сборник молитв, чаще называемый [[Сиддур|сиддур]].Порядок литургии, например, седер [[Бенедикция|бенедикций]] (РхШ. 4:5), звуков [[Шофар|шофара]] (РхШ. 4:9) или дней [[Пост|поста]] (Таан. 2:1).Седер Песах, ритуальная семейная трапеза в праздник [[Песах]], во время которой читается [[Хаггада Пасхальная|Хаггада пасхальная]].
+
Порядок пасхальной трапезы следующий:
 +
# каддеш (`освящение`) — произнесение [[Киддуш|киддуша]] — бенедикции, благодарящей Бога за дарование Израилю праздников;
 +
# рхац — омовение рук в соответствии с древним правилом [[Ритуальная Чистота|ритуальной чистоты]];
 +
# карпас (`зелень`) — зеленые листья (обычно салата) обмакивают в соленую воду;
 +
# яхац (`деление`) — среднюю пластину [[Маца|мацы]] разламывают надвое и одну половину прячут (это афикоман, от несохранившегося греческого слова эпикомон, смысл которого — «веселье, празднование, после какого-либо события»); по сложившемуся обычаю дети ищут афикоман, нашедший получает награду; его едят в конце трапезы как напоминание о пасхальном агнце, который съедался в конце, чтобы вкус подольше оставался во рту; маггид — чтение пасхальной Хаггады;
 +
# рахца — ритуальное омовение рук перед преломлением хлеба (в данном случае — мацы);
 +
# моци (`производящий`) — благодарственная бенедикция перед трапезой: «Благословен Ты… производящий хлеб из земли…»;
 +
# мацца — преломляют верхнюю пластину мацы и съедают ее;
 +
# марор — к горькой траве добавляют харосет и едят;
 +
# корех (буквально `связывание`) — на нижнюю пластину мацы кладут марор и съедают его;
 +
# шулхан арух (`накрытый стол`), собственно праздничная трапеза;
 +
# цафун (буквально `скрытый`) — находят и съедают афикоман;
 +
# барех (`благословение`) — благодарственная бенедикция после еды; халлел (`восславляющие псалмы`) — читаются Пс. 115—118 (в русской традиции 113:9-117);
 +
# нирца (буквально `приятие`) — завершение пасхального седера.
-
Неизвестно, когда возник обычай проводить седер в праздник Песах. Существует предположение, что он уходит корнями во времена [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстания]], когда законоучители, чтобы обезопасить себя от доносчиков, обсуждали как бы [[Исход Из Египта|исход]] из Египта, на самом же деле говорили о восстании. Ритуал пасхального седера окончательно сложился в средние века. Во время седера каждый участник трапезы должен выпить четыре бокала вина (Псах. 10:1), соответствующие четырем фразам в Исх. 6:6–7 («И так скажи сынам Израилевым: и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими, и приму вас Себе в народ...») или четырем чашам, упоминаемым в Быт. 40:11–13 (ТИ., Псах. 10:1, 3в).
+
=== Обычаи ===
-
 
+
-
На пасхальном столе во время седера находятся: три (в некоторых общинах — две) пластины [[Мацца|маццы]], положенные одна на другую; крутое яйцо и куриное крылышко или мясо с костью (напоминание о пасхальном агнце и праздничном приношении во времена [[Храм|Храма]]); плошка с соленой водой (как символ слез Израиля в египетском рабстве), марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава, в память о горькой траве, которую израильтянам было заповедано есть вместе с опресноками и мясом пасхального агнца /Исх. 12:8/ во всех их поколениях /Чис. 9:11/); харосет (буквально `глина`, сладкая смесь из натертых фруктов, молотых орехов, специй, вина и маццовой муки для подслащивания марора, в память о глиняном сырье, использовавшимся для изготовления кирпичей на строительных работах в египетском рабстве).
+
-
 
+
-
Порядок пасхальной трапезы следующий: каддеш (`освящение`) — произнесение [[Киддуш|киддуша]] — бенедикции, благодарящей Бога за дарование Израилю праздников;рхац — омовение рук в соответствии с древним правилом [[Ритуальная Чистота|ритуальной чистоты]];карпас (`зелень`) — зеленые листья (обычно салата) обмакивают в соленую воду;яхац (`деление`) — среднюю пластину маццы разламывают надвое и одну половину прячут (это афикоман, от несохранившегося греческого слова эпикомон, смысл которого — «веселье, празднование, после какого-либо события»); по сложившемуся обычаю дети ищут афикоман, нашедший получает награду; его едят в конце трапезы как напоминание о пасхальном агнце, который съедался в конце, чтобы вкус подольше оставался во рту;маггид — чтение пасхальной Хаггады;рахца — ритуальное омовение рук перед преломлением хлеба (в данном случае — маццы);моци (`производящий`) — благодарственная бенедикция перед трапезой: «Благословен Ты... производящий хлеб из земли...»;мацца — преломляют верхнюю пластину маццы и съедают ее;марор — к горькой траве добавляют харосет и едят;корех (буквально `связывание`) — на нижнюю пластину маццы кладут марор и съедают его;шулхан арух (`накрытый стол`), собственно праздничная трапеза;цафун (буквально `скрытый`) — находят и съедают афикоман;барех (`благословение`) — благодарственная бенедикция после еды;халлел (`восславляющие псалмы`) — читаются Пс. 115–118 (в русской традиции 113:9–117);нирца (буквально `приятие`) — завершение пасхального седера.
+
Существует обычай во время пасхального седера ставить на стол бокал вина для [[Илия|Илии]]. К концу трапезы открывают входную дверь, что символизирует «ночь бдения» (Исх. 12:42). Праздничная трапеза в последний день Песах называется Малый или Второй седер.
Существует обычай во время пасхального седера ставить на стол бокал вина для [[Илия|Илии]]. К концу трапезы открывают входную дверь, что символизирует «ночь бдения» (Исх. 12:42). Праздничная трапеза в последний день Песах называется Малый или Второй седер.
-
 
-
О традиционных блюдах на седер см. [[Пища]]. См. также [[Песах]]; [[Хаггада Пасхальная|Хаггада пасхальная]].
 
{{ElevenCopyRight|13743|СЕДЕР}}
{{ElevenCopyRight|13743|СЕДЕР}}
-
 
[[Категория:Календарь и праздники]]
[[Категория:Календарь и праздники]]

Текущая версия на 20:45, 25 февраля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Седер (סֵדֶר, `порядок`)- термин, который употребляется в нескольких значениях.

Содержание

Седер в Торе

Слово «седер» в Торе обозначает разделы, отрывки (сдарим) Торы в соответствии с трехгодичным циклом ее чтения; в арамейской форме «сидра» термин иногда неправильно употребляется в применении к недельным разделам, читаемым в синагоге. Шесть разделов (шиша сдарим, акроним «шас»), на которые делится Мишна. Порядок молитв, сборник молитв, чаще называемый сиддур. Порядок литургии, например, седер бенедикций (РхШ. 4:5), звуков шофара (РхШ. 4:9) или дней поста (Таан. 2:1).

Седер Песах

Седер Песах — ритуальная семейная трапеза в праздник Песах, во время которой читается пасхальная агада.

Неизвестно, когда возник обычай проводить седер в праздник Песах. Существует предположение, что он уходит корнями во времена восстания Бар-Кохбы, когда законоучители, чтобы обезопасить себя от доносчиков, обсуждали как бы исход из Египта, на самом же деле говорили о восстании. Ритуал пасхального седера окончательно сложился в средние века. Во время седера каждый участник трапезы должен выпить четыре бокала вина (Псах. 10:1), соответствующие четырем фразам в Исх. 6:6-7 («И так скажи сынам Израилевым: и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими, и приму вас Себе в народ…») или четырем чашам, упоминаемым в Быт. 40:11-13 (ТИ., Псах. 10:1, 3в).

Пасхальная еда

На пасхальном столе во время седера находятся: три (в некоторых общинах — две) пластины маццы, положенные одна на другую; крутое яйцо и куриное крылышко или мясо с костью (напоминание о пасхальном агнце и праздничном приношении во времена Храма); плошка с соленой водой (как символ слез Израиля в египетском рабстве), марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава, в память о горькой траве, которую израильтянам было заповедано есть вместе с опресноками и мясом пасхального агнца /Исх. 12:8/ во всех их поколениях /Чис. 9:11/); харосет (буквально `глина`, сладкая смесь из натертых фруктов, молотых орехов, специй, вина и маццовой муки для подслащивания марора, в память о глиняном сырье, использовавшимся для изготовления кирпичей на строительных работах в египетском рабстве).

Порядок трапезы

Порядок пасхальной трапезы следующий:

  1. каддеш (`освящение`) — произнесение киддуша — бенедикции, благодарящей Бога за дарование Израилю праздников;
  2. рхац — омовение рук в соответствии с древним правилом ритуальной чистоты;
  3. карпас (`зелень`) — зеленые листья (обычно салата) обмакивают в соленую воду;
  4. яхац (`деление`) — среднюю пластину мацы разламывают надвое и одну половину прячут (это афикоман, от несохранившегося греческого слова эпикомон, смысл которого — «веселье, празднование, после какого-либо события»); по сложившемуся обычаю дети ищут афикоман, нашедший получает награду; его едят в конце трапезы как напоминание о пасхальном агнце, который съедался в конце, чтобы вкус подольше оставался во рту; маггид — чтение пасхальной Хаггады;
  5. рахца — ритуальное омовение рук перед преломлением хлеба (в данном случае — мацы);
  6. моци (`производящий`) — благодарственная бенедикция перед трапезой: «Благословен Ты… производящий хлеб из земли…»;
  7. мацца — преломляют верхнюю пластину мацы и съедают ее;
  8. марор — к горькой траве добавляют харосет и едят;
  9. корех (буквально `связывание`) — на нижнюю пластину мацы кладут марор и съедают его;
  10. шулхан арух (`накрытый стол`), собственно праздничная трапеза;
  11. цафун (буквально `скрытый`) — находят и съедают афикоман;
  12. барех (`благословение`) — благодарственная бенедикция после еды; халлел (`восславляющие псалмы`) — читаются Пс. 115—118 (в русской традиции 113:9-117);
  13. нирца (буквально `приятие`) — завершение пасхального седера.

Обычаи

Существует обычай во время пасхального седера ставить на стол бокал вина для Илии. К концу трапезы открывают входную дверь, что символизирует «ночь бдения» (Исх. 12:42). Праздничная трапеза в последний день Песах называется Малый или Второй седер.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СЕДЕР в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация