Сербия (История евреев Сербии)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Строка 14: Строка 14:
{{Начало_работы}}
{{Начало_работы}}
-
'''Сербия''' - государство в центральной части Балканского полуострова. С 1918 по 1945 годы - в составе '''Королевства сербов, хорватов и словенцев (Королевство Югославия)''', с 1945 по 1992 годы - социалистическая республика с составе [[Югославия - еврейская община|Югославии]], с 1992 по 2006 годы - республика в составе '''Союзной республики Югославия''' (с 2003 по 2006 годы - переименована в Государственное содружество Сербии и [[Черногория - еврейская община|Черногории]]), с 2006 года - '''Республика Сербия'''.
+
'''Сербия''' - государство в центральной части Балканского полуострова. С 1918 по 1945 годы - в составе '''Королевства сербов, хорватов и словенцев (Королевство Югославия)''', с 1945 по 1992 годы - социалистическая республика с составе '''Югославии''', с 1992 по 2006 годы - республика в составе '''Союзной республики Югославия''' (с 2003 по 2006 годы - переименована в Государственное содружество Сербии и Черногории), с 2006 года - столица '''Республики Сербия'''.
== Первые упоминания о евреях ==
== Первые упоминания о евреях ==
-
Евреи впервые появились на территории нынешней Сербии ещё во времена Римской империи, которая являлась римской провинцией Паннония. Сохранились также свидетельства пребывания евреев в [[Белград - еврейская община|Белграде]] и в других населенных пунктах на берегах реки Дунай в Х веке, когда Сербия стала независимым княжеством. В XII–XIII вв. в страну переселялись отдельные семьи евреев-[[Ашкеназы|ашкеназов]] из [[Венгрия - еврейская община|Венгрии]] и [[Германия - еврейская община|Германии]]; евреи упоминаются в двух грамотах сербского царя Стефана Душана, датированных 1337 г. и 1361 г. В XIV в. основным занятием евреев Сербии, живших главным образом в [[Белград - еврейская община|Белграде]], была торговля солью.  
+
По некоторым археологическим данным, уже в первых веках н. э. на территории современной Сербии, входившей тогда в состав провинции Паннония Римской империи, проживали евреи.
-
== Под властью Османской империи ==
+
== В Средние века ==
-
В 1521 году, когда армия Османской империи захватила [[Белград - еврейская община|Белград]], часть живших здесь евреев была переселена в [[Стамбул - еврейская община|Стамбул]], но всё же еврейские общины на Балканском полуострове были немногочисленными, пока в конце XV века не началось бегство евреев из Испании в Османскую империю, частью которой в то время стала Сербия.  
+
Сохранились свидетельства пребывания евреев в Белграде и в других населенных пунктах на берегах реки Дунай в Х веке, когда Сербия стала независимым княжеством. В XII–XIII вв. в страну переселялись отдельные семьи евреев-ашкеназов из Венгрии и Германии. Евреи упоминаются также в двух грамотах сербского царя Стефана Душана, датированных 1337 и 1361 годами.  
-
=== Испанские беженцы и выкуп элиты «за деньги» ===
 
-
Еврейские общины на Балканском полуострове значительно возросли в результате [[Изгнание евреев из Испании (1492)|изгнания евреев из Испании в конце 1492 года]], когда множество целых общин были переселены в Османскую империю, в область (вилайет) Босна, частью которой была тогда и территория завоёванного королевства Сербия.
 
-
=== Новое общество Османской периферии ===
+
== В период власти Османской империи ==
-
Чтобы создать новую аристократическую прослойку общества, в недавно завоёванных  Королевствах [[Босния и Герцеговина - еврейская община|Босния]] и Сербия, султан Баязид II направил в 1492 году свои корабли в Испанию, с целью эвакуировать еврейскую элиту из Испании «за деньги». Султан рассчитывал, что перевезённые им евреи, а практически все они были состоятельными и образованными людьми, в благодарность султану примут ислам и «растворятся» в многонациональном населении Империи. Появление новой, доселе неизвестной местному населению этнорелигиозной прослойки, было встречено без какого-либо сопротивления.
+
В 1521 году, когда войска Османской империи захватили Белград, часть живших здесь евреев была переселена в Стамбул. В первой половине XVI века в Сербию начинают прибывать евреи-сефарды, в основном из Салоник.  
-
Территория бывшего Королевства Сербия, ставшая теперь частью области (вилайета) Босна Османской империи, после падения и уничтожения династии Хребляновичей, а после и пришедших им на смену Бранковичей и их приближённых, была полностью разграблена и опустошена. Немалая часть населения была уничтожена, или продана в рабство на невольничьих рынках Константинополя (Стамбула). Территория бывшего Королевства Босния, ставшая теперь областью (вилайетом) Османской империи, после падения и уничтожения династии Котроманичей и их приближённых, была полностью разграблена и опустошена, а немалая часть населения была обращена в ислам, погибла, или была продана в рабство на невольничьих рынках Константинополя (Стамбула). Многие города были просто сравнены с землёй. Не разрушала турецкая армия только надгробные плиты на кладбищах.
+
=== Новое общество на периферии Османской империи ===
 +
Чтобы создать новую аристократическую прослойку общества, в недавно завоёванных Королевствах Босния и Сербия, султан Баязид II направил в 1492 году свои корабли в Испанию, с целью эвакуировать еврейскую элиту из Испании «за деньги». Султан рассчитывал, что перевезённые им евреи, а практически все они были состоятельными и образованными людьми, в благодарность султану примут ислам и «растворятся» в многонациональном населении Империи. Появление новой, доселе неизвестной местному населению этнорелигиозной прослойки, было встречено без какого-либо сопротивления.
 +
Еврейские общины на Балканском полуострове значительно возросли в результате изгнания евреев из Испании в конце 1492 года, когда множество целых общин были переселены из Испании в Османскую империю, в частности на Балканский полуостров.
-
== XVI век ==
+
Территория бывшего Королевства Сербия, как и территория  бывшего Королевства Босния ставшие теперь частью области (вилайета) Босна Османской империи, после падения и уничтожения династии Хребляновичей, а после и пришедших им на смену Бранковичей в Сербии и династии Котроманичей в Боснии и их приближённых, были полностью разграблены и опустошены. Немалая часть населения была уничтожена, или продана в рабство на невольничьих рынках Константинополя (Стамбула), а на территории Боснии происходило и массовое обращение покорённых народов в ислам. Многие города были просто сравнены с землёй. Не разрушала турецкая армия только надгробные плиты на кладбищах.
-
В первой половине XVI века, в Сербию начинают прибывать евреи-[[Сефарды|сефарды]], многие из [[Салоники - еврейская община|Салоник]]. К 1530 году в [[Белград - еврейская община|Белград]] существовали две еврейские общины — [[Сефарды|сефардская]] и [[Ашкеназы|ашкеназская]]. Тогда же в городе возник Еврейский квартал, размещавшийся близ реки Сава (в XVII веке перенесен на берег Дуная); проживание в нем не было обязательным. В это же время образовались общины в расположенных недалеко от [[Белград - еврейская община|Белград]] городах Шабац, Смедерево и Пожаревац.
+
Так, к 1530 году в Белграде уже существовали две общины — сефардская и ашкеназская. Тогда же в городе возник еврейский квартал, размещавшийся близ реки Сава (в XVII перенесен на берег Дуная), проживание в нем не было обязательным. В это же время образовались общины в расположенных недалеко от Белграда городах Шабац, Смедерево и Пожаревац.
 +
 
 +
=== Занятия евреев в Сербии. ===
 +
В XIV веке основным занятием евреев Сербии, живших главным образом в Белграде, была торговля солью. Евреи также занимались в этот период главным образом торговлей и кредитным делом, поддерживая тесные деловые контакты с такими городами, как Дубровник, Сплит, Буда (Будапешт), куда плавали по Дунаю на собственных судах. Поддерживались торговые связи также со столицей Болгарии Софией, Салониками, Сараевом и главным городом Вардарской Македонии — Скопье по суше. Еврейские купцы вывозили из Сербии кожи, воск и медь, ввозили – тонкие сукна и другие товары. Объем этой торговли заметно возрос в конце XVI века, когда реконструкция порта в Сплите обеспечила надежную связь между Балканским полуостровом и Венецией.
 +
 
 +
При Османской власти на территории нынешней Сербии, еврейские общины с окружающим их сербским православным населением, как правило, были в хороших отношениях, а еврейские купцы поддерживали почти все торговые маршруты в империи [1].
 +
XVI-XVIII века.
 +
 
 +
В XVI-XVII веках численность еврейского населения Сербии постоянно колебалась: её стабильному росту препятствовали эпидемии, пожары и войны. Тем не менее, к 1663 году в Белграде жили примерно восемьсот евреев и, таким образом, город был третьим по величине еврейским центром на Балканском полуострове, после Салоник и Стамбула.
 +
 
 +
В XVII веке Белград был крупным центром еврейской учености: широкой известностью пользовалась иешива, открывшаяся здесь в 1617 году по инициативе рабби Иехуды Лермы (раввин Белграда в 1617–42 гг.).
 +
 
 +
В 1688 году, когда австрийские войска осадили Белград, янычары разграбили еврейский квартал, а после падения города австрийцы сожгли синагоги и учинили массовую резню евреев. Уцелевших взяли в плен, намереваясь продать в рабство (многих из них впоследствии выкупили еврейские общины Австрии) и лишь немногим удалось бежать в Болгарию и в другие страны. Эти трагические события нашли отклик в среде европейского еврейства: в Лондоне был учрежден фонд помощи пострадавшим. Два года спустя, когда Белград вновь перешел под власть Османской империи, некоторые евреи вернулись в город и отстроили одну синагогу, но даже в начале XVIII века здесь насчитывалось не более 50 еврейских семей (в четыре раза меньше, чем до 1688 года).
 +
 
 +
В 1690 году бесчинства гайдуков (участников вооруженного антиосманского движения) вынудили евреев бежать из Шабаца. В XVIII веке северная часть Сербии (включая Белград) неоднократно становилась ареной австро-турецких войн; при этом обе стороны преследовали евреев и неоднократно вводили против них дискриминационные ограничительные меры, в результате чего численность еврейского насления здесь не только не росла, но и сокращалась. На юге страны, где политическая ситуация была более стабильной, в это время возник ряд новых общин, самая крупная из них в городе Ниш (1728).
 +
 
 +
=== Борьба сербского народа за независимость и евреи. ===
 +
Начиная с 1804 года сербский народ начал вооружённую борьбу за независимость от Османской империи. Многие евреи восстали вместе с сербами с оружием в руках, за что турецкая армия жестоко карала [1]. Так, в 1804 году евреи Сербии поддержали вооруженное выступление местного населения против османского владычества, организовав снабжение повстанческой армии продовольствием, оружием и боеприпасами. Несмотря на это и вопреки распоряжениям руководителя восстания Георгия Петровича «Чёрного» (Карагеоргия – основателя династии Карагеоргиевичей в будущем), участники движения грабили еврейские дома и лавки, разрушали синагоги, убивали евреев или подвергали или насильно обращали в православие. Наибольший размах эти бесчинства приобрели после вступления повстанцев в Белград (декабрь 1806– март 1807 гг.). Многие евреи были вынуждены бежать в находившуюся под властью Австрии область Воеводина, в частности, в расположенный близ Белграда город Землин (ныне Земун, район Белграда); другие переселились в Боснию и в Болгарию.
 +
 
 +
Когда, на части территории Сербии, в 1815 году, было создано фактически автономное княжество со столицей в Белграде, положение живших здесь евреев значительно улучшилось. Князь Милош Обренович (правил в 1815–39 гг. и в 1858–60 гг.) не только предоставил им равные с сербами-православными политические и экономические права, подтвержденные султанскими указами (Хатти Шериф) от 1830 года и 1833 года, но и лично покровительствовал общине. При его власти еврейская община Белграда даже выпустила собственные деньги. В ближайшем окружении князя находилось несколько евреев – Х. Давид (Давичо) был его советником по финансовым вопросам.
 +
 
 +
Численность еврейского населения страны быстро возрастала:
 +
* в 1815 году жили тысяча двести евреев,
 +
* в 1835 году — около двух тысяч (из них двести – евреи-ашкеназы).
 +
 
 +
В 1818 году в городе открылся бейт-мидраш, в 1819 году — новая синагога. В 1837 году княжеская типография начала печатать книги на иврите и ладино (до 1867 года было выпущено 35 таких книг, включая Шулхан арух Йосефа Каро.
 +
 
 +
После отречения Милоша Обреновича от престола (1839) и, в особенности, после того, как князем стал Александр Карагеоргиевич (правил в 1842–58 гг.), отношение сербских властей к евреям заметно ухудшилось. Под давлением сербского купечества, опасавшегося конкуренции со стороны евреев, они были в 1846 году изгнаны из всех городов страны, за исключением Белграда, где им предписывалось жить в особом квартале городской цитадели Калемегдан, в которой стоял турецкий гарнизон. Евреям запрещалось также заниматься некоторыми ремеслами, в частности, сапожным и портняжным делом. Парижским трактатом, заключенным в марте 1856 года, по итогам Крымской войны, провозглашалось равноправие всех жителей Сербии независимо от вероисповедания и национального происхождения. Тем не менее, в сентябре 1856 года почти все ранее введенные в стране ограничительные законы против евреев были подтверждены.
 +
 
 +
С возвращением на престол Милоша Обреновича сербские евреи подали в государственный совет петицию с просьбой вернуть им равные с христианами гражданские права, включая свободу передвижения и экономической деятельности (апрель 1858 г.) и в сентябре 1858 года эта просьба была удовлетворена. Однако вскоре после смерти князя Милоша (1860) его сын Михаил (на престоле до 1868 г.) приказал 60 еврейским семьям, жившим в провинциальных городах (главным образом в Шабаце), переселиться в белградскую цитадель Калемегдан.
 +
Высылка была приостановлена лишь благодаря вмешательству генерального консула Великобритании, указавшего князю, что подобные действия могут лишить его покровительства великих держав. Михаил Обренович уступил; его указ, изданный в ноябре 1861 года, разрешал евреям оставаться в тех городах, где они уже жили (без права приобретать недвижимость), и беспрепятственно заниматься ремеслом и торговлей (за исключением торговли сырьем и некоторыми видами готовых изделий). Однако весной 1862 года евреев вновь начали выселять из внутренних районов страны; летом 1863 года эта кампания усилилась. Меморандум евреев сербским властям, содержавший требование привести законодательство страны в соответствие с указом турецкого султана (формально остававшегося сюзереном Сербии) от 1833 года, остался без ответа. Заступничество дипломатических представителей европейских государств и письмо Моше Монтефиоре правительству Сербии также не дали никаких результатов.
 +
 
 +
Сербская печать активно вела антисемитскую пропаганду; выходившая в Шабаце газета «Световид» даже требовала немедленно изгнать всех евреев из страны. В январе 1865 года в Шабаце были убиты два еврея, в апреле того же года насильно крещена 16-летняя девушка. После этого многие евреи покинули Сербию: если в 1861 году в стране насчитывалось 450 еврейских семей (около двух с половиной тысяч человек), то в 1869 году — лишь 210 семей. Альянс развернул кампанию в защиту сербских евреев; ряд великих держав (в особенности Великобритания) обусловили свою поддержку требования Сербии об эвакуации турецкого гарнизона из белградской цитадели изменением политики правительства страны по отношению к евреям. Все это способствовало улучшению положения евреев в Сербии: уже в 1867 году направленные против них ограничения были смягчены.
 +
В 1869 года Скупщина Сербии (парламент) приняла новую конституцию, исключавшую дискриминацию по религиозным и национальным признакам, однако в последний момент эта конституция была по предложению правительства дополнена статьей, оставившей в силе антиеврейские законы, выпущенные в 1846 и 1856 годах. Протесты консулов Великобритании, Франции, Италии и Австро-Венгрии не возымели действия: была отклонена и петиция евреев, служивших в сербской армии. В 1873 году власти вновь выслали большое число евреев из Шабаца, Пожареваца и Смедерево. Делегация Альянса, посетившая князя Милона Обреновича (правил в 1868–89 гг.), который находился в это время в Париже, просила его прекратить выселения, но получила уклончивый ответ.
-
При Османской власти на территории нынешней Сербии, еврейские общины с окружающим их сербским православным населением, как правило, были в хороших отношениях, а еврейские купцы поддерживали почти все торговые маршруты в империи [1]. Начиная с 1804 года сербы начали борьбу за независимость от Османской империи. Многие евреи восстали вместе с сербами с оружием в руках, за что турецкая армия жестоко карала [1]. Борьба сербского народа за независимость продолжалась до 1878 года, когда Сербия получила независимость.
 
== Королевство Сербия и евреи ==
== Королевство Сербия и евреи ==
 +
В 1877 году в скупщину Сербии впервые был избран еврей — Аврахам Озер (Озерович, 1848–1916). В сербо-турецкой войне 1876–78 годов, обеспечившей стране полную независимость, приняли участие 55 евреев; четверо из них были награждены, а Михаэль Озер, отличившийся в восьми сражениях, получил за храбрость чин бригадира. Сербский парламент (Скупщина) отменил все антиеврейские ограничения только в 1889 году.
-
Правители Сербии, в основном, доброжелательно относились к евреям. Под властью короля Милоша Обреновича, еврейская община Белграда выпустила собственные деньги. Сменивший его король Михайло Обренович III ввёл ряд [[Антисемитизм|антиеврейских законов и ограничений]]. [1]. Сербский парламент (Скупщина) отменил все [[Антисемитизм|антиеврейские ограничения]] только в 1889 году.
+
=== Язык еврейских общин Сербии в XIX-XX веках. ===
 +
Многие евреи Сербии были на рубеже XIX-XX веков двуязычными: в быту использовался как сербохорватский язык, так и ладино (у евреев-ашкеназов — идиш). С конца 1860-х года документы сефардской общины Белграда велись на сербохорватском языке, для чего приходилось на первых порах нанимать секретарей-сербов, но уже с конца 1880-х годов, многие евреи Сербии (в том числе молодежь, увлеченная лозунгами сербского национализма) встали на путь интеграции и ассимиляции. Эту тенденцию отразили, в частности, публикации ежемесячника «El amigo del pueblo» (Белград, 1888–99), выходившего на ладино. С другой стороны, в стране сравнительно рано начали распространяться идеи сионизма. В 1880-х годах, здесь действовали кружки Ховевей Цион; в 1897 году они вошли во всемирную Сионистской организацию. Среди делегатов 1-го Сионистского конгресса был представитель Сербии — Давид Алкалай (1862–1933). После возвращения с конгресса он основал в Белграде ассоциацию «Цион», позднее в городе было также создано молодежное сионистское объединение «Гидон».
-
Хор братьев Барух, основаный в 1879 году в Белграде, является старейшим действующим еврейским хором в мире.
 
-
== Численность еврейского населения Сербии между двумя Мировыми войнами ==
+
== Евреи Сербии после между двумя Мировыми войнами. ==
-
+
После Первой мировой войны Сербия вошла в состав Королевства сербов хорватов и словенцев, вместе с Княжеством Черногория, Боснией и Герцеговиной и хорватскими областями бывшей Австро-Венгерской империи. Королевство позднее было переименовано в Королевство Югославия. В совместном южнославянском государство жило около 65 200 евреев (на территории нынешней Республики Сербия – около 13 500). Межвоенный период (1919-1939) был периодом расцвета, для еврейских общин Югославии.
-
В 1912 году в Сербии жило 5000 евреев [1]. В Первую Мировую войну евреи Сербии на равных сражались в составе сербской армии [2].
+
-
После Первой мировой войны Сербия вошла в состав [[Югославия - еврейская община|Королевства сербов хорватов и словенцев]], вместе с Княжеством Черногория, Боснией и Герцеговиной и хорватскими областями бывшей Австро-Венгерской империи. Королевство позднее было  переименовано в [[Югославия - еврейская община|Королевство Югославия]]. В совместном южнославянском государство жило около 65 200 евреев (около 13 500 на территории нынешней Республики Сербия). Межвоенный период (1919-1939) был периодом расцвета, для еврейских общин  Югославии.  
+
До Второй мировой войны в Белграде жило около около 10000 евреев, из них 80% были ладиноговорящими евреями-сефардами и 20% евреев-ашкеназов, говоривших на языке идиш.
-
До Второй мировой войны в Белграде жило около около 10000 евреев, из них 80% были [[Ладино|ладиноговорящими]] [[Евреи|евреями]]-[[Сефарды|сефардами]] и 20% [[Евреи|евреев]]-[[Ашкеназы|ашкеназов]], говоривших на языке [[Идиш|идиш]].
+
Королевство Югославия стремилось соблюдать нейтралитет в начале Второй мировой войны. Политика Югославии не была антисемитской. Югославия – единственное государство в Европе, открывшее свои границы для евреев, бежавших из Австрии после Аншлюса. [3]. Под сильным давлением Германии, Югославией был подписан Тройственный пакт с Германией и Италией, который также подписали Болгария и Венгрия. Из-за этой подписи, правительство премьер-министра Цветковича было свергнуто через три дня в перевороте, которые поддержали британские и антинемецки настроенные офицеры Югославской армии. Немецкий ответ на смену правительства был жестокой: 16 апреля 1941 года началась интенсивная бомбардировка Белграда, а войска Германии, Италии, Болгарии и Венгрии вошли на территорию Югославии. Так Югославия была втянута во Вторую мировую войну.
-
[[Югославия - еврейская община|Королевство Югославия]] стремилось соблюдать нейтралитет в начале Второй мировой войны. Политика [[Югославия - еврейская община|Югославии]] не была [[Антисемитизм|антисемитской]]. [[Югославия - еврейская община|Югославия]] – единственное государство в Европе, открывшее свои границы для евреев, бежавших из Австрии после Аншлюса. [3]. Под сильным давлением [[Германия - еврейская община|Германии]], [[Югославия - еврейская община|Югославией]] был подписан Тройственный пакт с [[Германия - еврейская община|Германией]] и Италией, который также подписали [[Болгария - еврейская община|Болгария]] и [[Венгрия - еврейская община|Венгрия]]. Из-за этой подписи, правительство Цветковича было свергнуто через три дня в перевороте, которые поддержали британские и антинемецки настроенные офицеры Югославской армии. Немецкий ответ на смену правительства был жестокой: 16 апреля 1941 года началась интенсивная бомбардировка [[Белград - еврейская община|Белграда]], а войска [[Германия - еврейская община|Германии]], Италии, [[Болгария - еврейская община|Болгарии]] и [[Венгрия - еврейская община|Венгрии]] вошли на территорию [[Югославия - еврейская община|Югославии]].
 
-
С 1941 года в оккупированной [[Югославия - еврейская община|Югославии]] начался нацистский геноцид отдельных этнических групп, в частности [[Евреи|евреев]] и цыган. Германская армия разделила страну таким образом:  
+
== Численность еврейского населения Сербии между двумя Мировыми войнами ==
-
* Большая часть территории нынешней [[Словения - еврейская община|Словении]] была присоединена к Третьему Рейху, часть - к Италии,
+
В 1912 году в Сербии жило 5000 евреев [1]. В Первую Мировую войну евреи Сербии на равных сражались в составе сербской армии [2].
-
* восточная часть сербского края Воеводина была "воссоединена" с [[Венгрия - еврейская община|Венгрией]],
+
В 1878 году Берлинский конгресс постановил, что Сербия должна отменить все ограничительные антиеврейские законы; против этого решения выступил лишь глава российской делегации князь А. М. Горчаков. В соответствии с требованиями конгресса конституция Сербии, утвержденная в 1888 году (в 1894–1903 годах не действовала), закрепила гражданское равноправие евреев.
-
* большая часть Сербской [[Македония - еврейская община|Македонии]] занята армией [[Болгария - еврейская община|Болгарии]],
+
В конце XIX – начале XX веков численность еврейского насления Сербии постепенно возрастала:  
-
* часть западной Сербской [[Македония - еврейская община|Македонии]] и почти весь сербский край Косово и Метохия "воссоединён" с [[Албания - еврейская община|Албанией]],
+
* в 1884 году в стране насчитывалось 4160 евреев,  
-
на территории [[Хорватия - еврейская община|Хорватии]] и [[Босния и Герцеговина - еврейская община|Боснии и Герцеговины]], а также западной части сербского края Воеводина и области Санджак, было создано марионеточное государство [[Катастрофа в Независимом государстве Хорватии|"Независимое  Государство Хорватия" (Nezavisna država Hrvatska)]] под руководством главы хорватских [[Усташи - антисемитизм|фашистов-усташей]] Анте Павелича. У евреев в районах, присоединенных к [[Венгрия - еврейская община|Венгрии]], а также в итальянской зоне оккупации было больше шансов уцелеть.
+
* в 1890 году — 4623 еврея (0,21% всего населения),  
-
* на большей части территории Черногории было "возрождено" [[Черногория - еврейская община|Королевство Черногория]] во главе с коллаборационистами Секулы Дрлевича.
+
* в 1895 году — 5102 еврея (0,22%),  
 +
* в 1900 году — 5729 евреев (0,23%), из которых лишь трое жили в сельской местности,  
 +
* в 1905 году — 6430 евреев (0,26%),
 +
 +
из них примерно четыре тысячи — в Белграде, около восьмисот — в Нише, около шестисот — в Шабаце, около трехсот — в Пироте, по двести — в Пожароваце и Лесковаце, примерно сто пятьдесят — в Смедерево, около ста — в Обреноваце. Во всех этих городах существовали сефардские общины; кроме того, в Белграде в 1869 году была создана небольшая община ашкеназов (получила официальный статус лишь в 1892 году, поскольку сефарды возражали против её формирования).
-
Евреев из области Срем были отправлены в лагеря в «[[Катастрофа в Независимом государстве Хорватии|Независимое  Государство Хорватия]]», как и многих евреев остальной части Сербии. Из созданного [[Германия - еврейская община|Германией]] «Государства Сербия»,  во главе с коллаборационистом Миланом Недичем, немцы депортировали евреев из области Банат и [[Белград - еврейская община|Белграда]] в концлагерь Саймеште, неподалеку от [[Белград - еврейская община|Белграда]]. Этот лагерь был создан для уничтожения [[Евреи|евреев]] и пленных сербских солдат.
 
-
Правительство «Государства Сербия» 22 октября 1941 года, открыло в [[Белград - еврейская община|Белграде]] антисемитскую выставку, центральной темой которой стал предполагаемый еврейско-коммунистическо-масонсий заговор, с целью достижения мирового господства. Сербские газеты «Обнова» и «Наша борьба» поддержали идею выставки, утверждая, что евреи были давними врагами сербского народа
+
== Евреи Сербии во время Второй Мировой войны. ==
 +
С 1941 года в оккупированной Югославии начался нацистский геноцид отдельных этнических групп, в частности евреев и цыган. Германская армия разделила страну таким образом:
 +
* большая часть территории нынешней Словении была присоединена к Третьему Рейху, часть - к Италии,
 +
* восточная часть сербского края Воеводина была "воссоединена" с Венгрией,
 +
* большая часть Сербской Македонии занята армией Болгарии,
 +
* часть западной Сербской Македонии и почти весь сербский край Косово и Метохия "воссоединён" с Албанией,
 +
* на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины, а также западной части сербского края Воеводина и области Санджак, было создано марионеточное государство "Независимое Государство Хорватия" (Nezavisna država Hrvatska) под руководством главы хорватских фашистов-усташей Анте Павелича.
 +
* на большей части территории Черногории было "возрождено" Королевство Черногория во главе с коллаборационистами Секулы Дрлевича.
-
== Ликвидация ==
+
Евреи из области Срем были отправлены в лагеря в «Независимое Государство Хорватия», как и многих евреев остальной части Сербии. Из созданного Германией «Государства Сербия», во главе с коллаборационистом Миланом Недичем, немцы депортировали евреев из области Банат и Белграда в концлагерь Саймеште, неподалеку от Белграда. Этот лагерь был создан для уничтожения евреев и пленных сербских солдат.
-
Физическое уничтожение нацистами евреев в Сербии проводилось очень быстро, без необходимости организации этапов в [[Концентрационные лагеря Третьего рейха|лагеря смерти]]. Только в мае 1942 года погибло около 16 тысяч евреев [4].
+
Правительство «Государства Сербия» 22 октября 1941 года, открыло в Белграде антисемитскую выставку, центральной темой которой стал предполагаемый еврейско-коммунистическо-масонсий заговор, с целью достижения мирового господства. Сербские газеты «Обнова» и «Наша борьба» поддержали идею выставки, утверждая, что евреи были давними врагами сербского народа.
 +
 
 +
=== Ликвидация ===
 +
Физическое уничтожение нацистами евреев в Сербии проводилось очень быстро, без необходимости организации этапов в лагеря смерти. Только в мае 1942 года погибло около 16 тысяч евреев [4].
Пять организаций координировали уничтожение евреев: немецкое военное командование во главе Бюро экономической ариизации, представители министерств иностранных дел Третьего рейха, разведки полиции (SS) и, с момента своего создания в августе 1944 года правительство генерала Милана Недича, [4]. Первые четыре организаций встретились 14 мая 1941 года, для рассмотрения решения «проблемы евреев и цыган». Так 30 мая был принят ряд мер:
Пять организаций координировали уничтожение евреев: немецкое военное командование во главе Бюро экономической ариизации, представители министерств иностранных дел Третьего рейха, разведки полиции (SS) и, с момента своего создания в августе 1944 года правительство генерала Милана Недича, [4]. Первые четыре организаций встретились 14 мая 1941 года, для рассмотрения решения «проблемы евреев и цыган». Так 30 мая был принят ряд мер:
-
* все, кто были сочтёны евреями, были отстранены от государственной службы,
 
-
* введена обязанность носить желтую [[Маген Давид|звезду Давида]] и принудительные работы [4].
 
-
* Из конфискованного еврейского имущества 60% удерживалось нацистской Германией, в качестве военных репараций, а остальные 40% были переданы правительству Сербии [4].
 
-
В ответ на возникновение вооруженного сопротивления против оккупационных сил в Сербии, нацисты проводили активную политику мести: в случае потерь немецкой армии, расстрелу подлежало равное количество евреев, цыган и коммунистов.  
+
* все, кто были сочтёны евреями, были отстранены от государственной службы,
 +
* введена обязанность носить желтую звезду Давида и принудительные работы [4].
 +
* из конфискованного еврейского имущества 60% удерживалось нацистской Германией, в качестве военных репараций, а остальные 40% были переданы правительству Сербии [4].
-
С конца лета 1941 года, еврейские мужчины систематически депортировались в [[Концентрационные лагеря Третьего Рейха|концентрационные лагеря]] в Шапац и Топовска шупа [4]. В это время, процесс [[Катастрофа европейского еврейства|ликвидации евреев в Европе]] не набрал обороты. Германское министерство иностранных дел в [[Белград - еврейская община|Белграде]] посылает Феликса Бензлера в качестве посла Германии в Сербии. В первой же телеграмме в Берлин, он пишет, что евреи несут ответственность за саботаж и терроризм. Он предложил отправить 8000 еврейских мужчин на баржах в дельту Дуная. Йоахим фон Риббентроп отверг эту идею, сказав, что это не возможно без согласия [[Румыния - еврейская община|Румынии]], которая откажется принять такое большое количество евреев [4]. Несмотря на частые призывы из [[Белград - еврейская община|Белграда]] о депортации евреев, Министерству иностранных дел было отказано, потому было решено поручить «[[Катастрофа европейского еврейства|окончательное решение еврейского вопроса]]» Адольфу Эйхману. Он предложил расстрел евреев [4]. На высшем уровне было решено расстрелять 2100 еврейских и цыганских заключенных, в лагере Шабац, под предлогом мести за убийство евреями 21 немецкого солдата в боях под [[Белград - еврейская община|Белградом]]. Так 100 узников были казнены за каждого убитого немецкого солдата, и 50 за каждого раненого. Это соотношение стало систематическим [4].
+
В ответ на возникновение вооруженного сопротивления против оккупационных сил в Сербии, нацисты проводили активную политику мести: в случае потерь немецкой армии, расстрелу подлежало равное количество евреев, цыган и коммунистов.
-
Подобная политика не привела к полной ликвидации потому, что многие солдаты Вермахта отказывались расстреливать женщин, детей и пожилых людей [4]. Кроме того, массовые казни стали вызывать побочные реакции в нейтральных странах [4]. Было решено направить оставшихся евреев в лагере перемещённых лиц в Землин [5].  
+
С конца лета 1941 года, еврейские мужчины систематически депортировались в концентрационные лагеря в Шапац и Топовска шупа [4]. В это время, процесс ликвидации евреев в Европе не набрал обороты. Германское министерство иностранных дел в Белграде посылает Феликса Бензлера в качестве посла Германии в Сербии. В первой же телеграмме в Берлин, он пишет, что евреи несут ответственность за саботаж и терроризм. Он предложил отправить 8000 еврейских мужчин на баржах в дельту Дуная. Йоахим фон Риббентроп отверг эту идею, сказав, что это не возможно без согласия Румынии, которая откажется принять такое большое количество евреев [4]. Несмотря на частые призывы из Белграда о депортации евреев, Министерству иностранных дел было отказано, потому было решено поручить «окончательное решение еврейского вопроса» Адольфу Эйхману. Он предложил расстрел евреев [4]. На высшем уровне было решено расстрелять 2100 еврейских и цыганских заключенных, в лагере Шабац, под предлогом мести за убийство евреями 21 немецкого солдата в боях под Белградом. Так 100 узников были казнены за каждого убитого немецкого солдата, и 50 за каждого раненого. Это соотношение стало систематическим [4].
-
3 ноября 1941 года вышел приказ собрать всех еврейских женщин и детей [[Белград - еврейская община|Белграда]] и отправить на баржах в лагерь Саймиште. Мэр [[Белград - еврейская община|Белграда]] Драгомир Йованович распорядился организовать для них пропитание, в основном это были картофель и капуста [4]. В мае 1942 года. из Берлина в [[Белград - еврейская община|Белграда]] был доставлен грузовик-душегубка для удушья газом. Грузовик работал каждый день, кроме воскресенья. Всего в лагерях Саймиште и Яйница, при помощи душегубки было убито от 5 до 6 тысяч человек и длилась она с апреля по май 1942 года [4]. Операция закончилась на 10 мая 1942 и грузовик вернули в Берлин, для использования в Беларусии [4].
+
Подобная политика не привела к полной ликвидации потому, что многие солдаты Вермахта отказывались расстреливать женщин, детей и пожилых людей [4]. Кроме того, массовые казни стали вызывать побочные реакции в нейтральных странах [4]. Было решено направить оставшихся евреев в лагере перемещённых лиц в Землин [5].
-
== Сопротивление ==
+
3 ноября 1941 года вышел приказ собрать всех еврейских женщин и детей Белграда и отправить на баржах в лагерь Саймиште. Мэр Белграда Драгомир Йованович распорядился организовать для них пропитание, в основном это были картофель и капуста [4]. В мае 1942 года. из Берлина в Белграда был доставлен грузовик-душегубка для удушья газом. Грузовик работал каждый день, кроме воскресенья. Всего в лагерях Саймиште и Яйница, при помощи душегубки было убито от 5 до 6 тысяч человек и длилась она с апреля по май 1942 года [4]. Операция закончилась на 10 мая 1942 и грузовик вернули в Берлин, для использования в Беларусии [4].
 +
=== Сопротивление ===
В начале Второй мировой войны в Сербии, некоторые евреи присоединились к сопротивлению: к Югославской народно-освободительной армии Йосипа Броза Тито и к движению сербских монархистов-четников Драголюба Михайловича.
В начале Второй мировой войны в Сербии, некоторые евреи присоединились к сопротивлению: к Югославской народно-освободительной армии Йосипа Броза Тито и к движению сербских монархистов-четников Драголюба Михайловича.
-
 
+
=== Итог Второй Мировой войны для евреев Югославии ===
-
== Итог Второй Мировой войны для евреев Югославии ==
+
Большинство евреев Югославии было уничтожено до её освобождения в 1944 году. Из 82500 евреев в Югославии в 1941 году, до окончания войны дожили только 14 тысяч (17%) [1]. Из них в Сербии – 4000 [8].
Большинство евреев Югославии было уничтожено до её освобождения в 1944 году. Из 82500 евреев в Югославии в 1941 году, до окончания войны дожили только 14 тысяч (17%) [1]. Из них в Сербии – 4000 [8].
-
== Федерация Еврейских общин Югославии ==  
+
== Федерация Еврейских общин Югославии ==
-
После Второй мировой войны для координации общинной жизни евреев была создана Федерация еврейских общин [[Югославия - еврейская община|Югославии]], с целью лоббирования права евреев на [[Алия в Эрец-Исраэль|репатриацию в Израиль]] [10]. Более половины из оставшихся в живых евреев выбрала своим местом жительства [[Государство Израиль|Израиль]].
+
После Второй мировой войны для координации общинной жизни евреев была создана Федерация еврейских общин Югославии, с целью лоббирования права евреев на репатриацию в Израиль [10]. Более половины из оставшихся в живых евреев выбрала своим местом жительства Израиль.
 +
Федерация еврейских общин Югославии перестала существовать в 1991 году, в связи с развалом Югославии. Тогда многие евреи тоже решил репатриироваться в Израиль.
-
Федерация еврейских общин [[Югославия - еврейская община|Югославии]] перестала существовать в 1991 году, в связи с развалом [[Югославия - еврейская община|Югославии]]. Тогда многие евреи тоже решил репатриироваться в Израиль
+
Во время войны НАТО против Югославии в 1999 году, Федерация еврейских общин Союзной республики Югославия (в составе Сербии и Черногории) эвакуировала многих пожилых евреев, женщин и детей Белграда в Будапешт, откуда также репатриировались в Израиль[8].
 +
До гражданской войны в Югославии 1990-х годов, собственно в Сербии проживало около 2500 евреев [1], в основном в Белграде.
 +
В 2002 году в Сербии была проведена перепись населения, результаты которой приведены в следующей таблице [11]:
-
Во время войны НАТО против [[Югославия - еврейская община|Югославии]] в 1999 году, Федерация еврейских общин '''Союзной республики Югославия''' (в составе Сербии и Черногории) эвакуировала многих пожилых евреев, женщин и детей [[Белград - еврейская община|Белграда]] в [[Будапешт - еврейская община|Будапешт]], откуда также [[Алия в Эрец-Исраэль|репатриировались в Израиль]][8].
+
ТАБЛИЦА!!!
-
До гражданской войны в [[Югославия - еврейская община|Югославии]] 1990-х годов, собственно в Сербии проживало около 2500 евреев [1], в основном в [[Белград - еврейская община|Белграде]].
+
Единственная действующая синагога в Сербии находится в Белграде.
-
В 2002 году в Сербии была проведена перепись населения, результаты которой приведены в следующей таблице [11]:
+
Антисемитские инциденты в Сербии относительно редки.
-
Единственная действующая [[Белградская синагога|синагога]] в Сербии находится в [[Белград - еврейская община|Белграде]].
 
-
Антисемитские инциденты в Сербии относительно редки.
+
== Еврейская община Сербии сегодня ==
 +
Сербское правительство признает евреев как одну из семи традиционных этнорелигиозных общин Сербии [12]. Большинство евреев в Сербии – сефардского происхождения.
 +
 
 +
Хор братьев Барух, основаный в 1879 году в Белграде, является старейшим действующим еврейским хором в мире.
 +
 
-
Сербское правительство признает евреев как одну из семи традиционных этнорелигиозных общин Сербии [12]. Большинство евреев в Сербии – [[Сефарды|сефардского]] происхождения
+
== Отношения Сербии с Израилем ==
 +
В 2008 году Израиль, одним из первых заявил о непризнании самопровозглашённой албанцами "Независимой Республики Косово".

Версия 10:25, 5 декабря 2011

Тип статьи: Регулярная статья



Сербия - государство в центральной части Балканского полуострова. С 1918 по 1945 годы - в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев (Королевство Югославия), с 1945 по 1992 годы - социалистическая республика с составе Югославии, с 1992 по 2006 годы - республика в составе Союзной республики Югославия (с 2003 по 2006 годы - переименована в Государственное содружество Сербии и Черногории), с 2006 года - столица Республики Сербия.


Содержание

Первые упоминания о евреях

По некоторым археологическим данным, уже в первых веках н. э. на территории современной Сербии, входившей тогда в состав провинции Паннония Римской империи, проживали евреи.


В Средние века

Сохранились свидетельства пребывания евреев в Белграде и в других населенных пунктах на берегах реки Дунай в Х веке, когда Сербия стала независимым княжеством. В XII–XIII вв. в страну переселялись отдельные семьи евреев-ашкеназов из Венгрии и Германии. Евреи упоминаются также в двух грамотах сербского царя Стефана Душана, датированных 1337 и 1361 годами.


В период власти Османской империи

В 1521 году, когда войска Османской империи захватили Белград, часть живших здесь евреев была переселена в Стамбул. В первой половине XVI века в Сербию начинают прибывать евреи-сефарды, в основном из Салоник.

Новое общество на периферии Османской империи

Чтобы создать новую аристократическую прослойку общества, в недавно завоёванных Королевствах Босния и Сербия, султан Баязид II направил в 1492 году свои корабли в Испанию, с целью эвакуировать еврейскую элиту из Испании «за деньги». Султан рассчитывал, что перевезённые им евреи, а практически все они были состоятельными и образованными людьми, в благодарность султану примут ислам и «растворятся» в многонациональном населении Империи. Появление новой, доселе неизвестной местному населению этнорелигиозной прослойки, было встречено без какого-либо сопротивления.

Еврейские общины на Балканском полуострове значительно возросли в результате изгнания евреев из Испании в конце 1492 года, когда множество целых общин были переселены из Испании в Османскую империю, в частности на Балканский полуостров.

Территория бывшего Королевства Сербия, как и территория бывшего Королевства Босния ставшие теперь частью области (вилайета) Босна Османской империи, после падения и уничтожения династии Хребляновичей, а после и пришедших им на смену Бранковичей в Сербии и династии Котроманичей в Боснии и их приближённых, были полностью разграблены и опустошены. Немалая часть населения была уничтожена, или продана в рабство на невольничьих рынках Константинополя (Стамбула), а на территории Боснии происходило и массовое обращение покорённых народов в ислам. Многие города были просто сравнены с землёй. Не разрушала турецкая армия только надгробные плиты на кладбищах. Так, к 1530 году в Белграде уже существовали две общины — сефардская и ашкеназская. Тогда же в городе возник еврейский квартал, размещавшийся близ реки Сава (в XVII перенесен на берег Дуная), проживание в нем не было обязательным. В это же время образовались общины в расположенных недалеко от Белграда городах Шабац, Смедерево и Пожаревац.

Занятия евреев в Сербии.

В XIV веке основным занятием евреев Сербии, живших главным образом в Белграде, была торговля солью. Евреи также занимались в этот период главным образом торговлей и кредитным делом, поддерживая тесные деловые контакты с такими городами, как Дубровник, Сплит, Буда (Будапешт), куда плавали по Дунаю на собственных судах. Поддерживались торговые связи также со столицей Болгарии Софией, Салониками, Сараевом и главным городом Вардарской Македонии — Скопье по суше. Еврейские купцы вывозили из Сербии кожи, воск и медь, ввозили – тонкие сукна и другие товары. Объем этой торговли заметно возрос в конце XVI века, когда реконструкция порта в Сплите обеспечила надежную связь между Балканским полуостровом и Венецией.

При Османской власти на территории нынешней Сербии, еврейские общины с окружающим их сербским православным населением, как правило, были в хороших отношениях, а еврейские купцы поддерживали почти все торговые маршруты в империи [1]. XVI-XVIII века.

В XVI-XVII веках численность еврейского населения Сербии постоянно колебалась: её стабильному росту препятствовали эпидемии, пожары и войны. Тем не менее, к 1663 году в Белграде жили примерно восемьсот евреев и, таким образом, город был третьим по величине еврейским центром на Балканском полуострове, после Салоник и Стамбула.

В XVII веке Белград был крупным центром еврейской учености: широкой известностью пользовалась иешива, открывшаяся здесь в 1617 году по инициативе рабби Иехуды Лермы (раввин Белграда в 1617–42 гг.).

В 1688 году, когда австрийские войска осадили Белград, янычары разграбили еврейский квартал, а после падения города австрийцы сожгли синагоги и учинили массовую резню евреев. Уцелевших взяли в плен, намереваясь продать в рабство (многих из них впоследствии выкупили еврейские общины Австрии) и лишь немногим удалось бежать в Болгарию и в другие страны. Эти трагические события нашли отклик в среде европейского еврейства: в Лондоне был учрежден фонд помощи пострадавшим. Два года спустя, когда Белград вновь перешел под власть Османской империи, некоторые евреи вернулись в город и отстроили одну синагогу, но даже в начале XVIII века здесь насчитывалось не более 50 еврейских семей (в четыре раза меньше, чем до 1688 года).

В 1690 году бесчинства гайдуков (участников вооруженного антиосманского движения) вынудили евреев бежать из Шабаца. В XVIII веке северная часть Сербии (включая Белград) неоднократно становилась ареной австро-турецких войн; при этом обе стороны преследовали евреев и неоднократно вводили против них дискриминационные ограничительные меры, в результате чего численность еврейского насления здесь не только не росла, но и сокращалась. На юге страны, где политическая ситуация была более стабильной, в это время возник ряд новых общин, самая крупная из них в городе Ниш (1728).

Борьба сербского народа за независимость и евреи.

Начиная с 1804 года сербский народ начал вооружённую борьбу за независимость от Османской империи. Многие евреи восстали вместе с сербами с оружием в руках, за что турецкая армия жестоко карала [1]. Так, в 1804 году евреи Сербии поддержали вооруженное выступление местного населения против османского владычества, организовав снабжение повстанческой армии продовольствием, оружием и боеприпасами. Несмотря на это и вопреки распоряжениям руководителя восстания Георгия Петровича «Чёрного» (Карагеоргия – основателя династии Карагеоргиевичей в будущем), участники движения грабили еврейские дома и лавки, разрушали синагоги, убивали евреев или подвергали или насильно обращали в православие. Наибольший размах эти бесчинства приобрели после вступления повстанцев в Белград (декабрь 1806– март 1807 гг.). Многие евреи были вынуждены бежать в находившуюся под властью Австрии область Воеводина, в частности, в расположенный близ Белграда город Землин (ныне Земун, район Белграда); другие переселились в Боснию и в Болгарию.

Когда, на части территории Сербии, в 1815 году, было создано фактически автономное княжество со столицей в Белграде, положение живших здесь евреев значительно улучшилось. Князь Милош Обренович (правил в 1815–39 гг. и в 1858–60 гг.) не только предоставил им равные с сербами-православными политические и экономические права, подтвержденные султанскими указами (Хатти Шериф) от 1830 года и 1833 года, но и лично покровительствовал общине. При его власти еврейская община Белграда даже выпустила собственные деньги. В ближайшем окружении князя находилось несколько евреев – Х. Давид (Давичо) был его советником по финансовым вопросам.

Численность еврейского населения страны быстро возрастала:

  • в 1815 году жили тысяча двести евреев,
  • в 1835 году — около двух тысяч (из них двести – евреи-ашкеназы).

В 1818 году в городе открылся бейт-мидраш, в 1819 году — новая синагога. В 1837 году княжеская типография начала печатать книги на иврите и ладино (до 1867 года было выпущено 35 таких книг, включая Шулхан арух Йосефа Каро.

После отречения Милоша Обреновича от престола (1839) и, в особенности, после того, как князем стал Александр Карагеоргиевич (правил в 1842–58 гг.), отношение сербских властей к евреям заметно ухудшилось. Под давлением сербского купечества, опасавшегося конкуренции со стороны евреев, они были в 1846 году изгнаны из всех городов страны, за исключением Белграда, где им предписывалось жить в особом квартале городской цитадели Калемегдан, в которой стоял турецкий гарнизон. Евреям запрещалось также заниматься некоторыми ремеслами, в частности, сапожным и портняжным делом. Парижским трактатом, заключенным в марте 1856 года, по итогам Крымской войны, провозглашалось равноправие всех жителей Сербии независимо от вероисповедания и национального происхождения. Тем не менее, в сентябре 1856 года почти все ранее введенные в стране ограничительные законы против евреев были подтверждены.

С возвращением на престол Милоша Обреновича сербские евреи подали в государственный совет петицию с просьбой вернуть им равные с христианами гражданские права, включая свободу передвижения и экономической деятельности (апрель 1858 г.) и в сентябре 1858 года эта просьба была удовлетворена. Однако вскоре после смерти князя Милоша (1860) его сын Михаил (на престоле до 1868 г.) приказал 60 еврейским семьям, жившим в провинциальных городах (главным образом в Шабаце), переселиться в белградскую цитадель Калемегдан. Высылка была приостановлена лишь благодаря вмешательству генерального консула Великобритании, указавшего князю, что подобные действия могут лишить его покровительства великих держав. Михаил Обренович уступил; его указ, изданный в ноябре 1861 года, разрешал евреям оставаться в тех городах, где они уже жили (без права приобретать недвижимость), и беспрепятственно заниматься ремеслом и торговлей (за исключением торговли сырьем и некоторыми видами готовых изделий). Однако весной 1862 года евреев вновь начали выселять из внутренних районов страны; летом 1863 года эта кампания усилилась. Меморандум евреев сербским властям, содержавший требование привести законодательство страны в соответствие с указом турецкого султана (формально остававшегося сюзереном Сербии) от 1833 года, остался без ответа. Заступничество дипломатических представителей европейских государств и письмо Моше Монтефиоре правительству Сербии также не дали никаких результатов.

Сербская печать активно вела антисемитскую пропаганду; выходившая в Шабаце газета «Световид» даже требовала немедленно изгнать всех евреев из страны. В январе 1865 года в Шабаце были убиты два еврея, в апреле того же года насильно крещена 16-летняя девушка. После этого многие евреи покинули Сербию: если в 1861 году в стране насчитывалось 450 еврейских семей (около двух с половиной тысяч человек), то в 1869 году — лишь 210 семей. Альянс развернул кампанию в защиту сербских евреев; ряд великих держав (в особенности Великобритания) обусловили свою поддержку требования Сербии об эвакуации турецкого гарнизона из белградской цитадели изменением политики правительства страны по отношению к евреям. Все это способствовало улучшению положения евреев в Сербии: уже в 1867 году направленные против них ограничения были смягчены. В 1869 года Скупщина Сербии (парламент) приняла новую конституцию, исключавшую дискриминацию по религиозным и национальным признакам, однако в последний момент эта конституция была по предложению правительства дополнена статьей, оставившей в силе антиеврейские законы, выпущенные в 1846 и 1856 годах. Протесты консулов Великобритании, Франции, Италии и Австро-Венгрии не возымели действия: была отклонена и петиция евреев, служивших в сербской армии. В 1873 году власти вновь выслали большое число евреев из Шабаца, Пожареваца и Смедерево. Делегация Альянса, посетившая князя Милона Обреновича (правил в 1868–89 гг.), который находился в это время в Париже, просила его прекратить выселения, но получила уклончивый ответ.


Королевство Сербия и евреи

В 1877 году в скупщину Сербии впервые был избран еврей — Аврахам Озер (Озерович, 1848–1916). В сербо-турецкой войне 1876–78 годов, обеспечившей стране полную независимость, приняли участие 55 евреев; четверо из них были награждены, а Михаэль Озер, отличившийся в восьми сражениях, получил за храбрость чин бригадира. Сербский парламент (Скупщина) отменил все антиеврейские ограничения только в 1889 году.

Язык еврейских общин Сербии в XIX-XX веках.

Многие евреи Сербии были на рубеже XIX-XX веков двуязычными: в быту использовался как сербохорватский язык, так и ладино (у евреев-ашкеназов — идиш). С конца 1860-х года документы сефардской общины Белграда велись на сербохорватском языке, для чего приходилось на первых порах нанимать секретарей-сербов, но уже с конца 1880-х годов, многие евреи Сербии (в том числе молодежь, увлеченная лозунгами сербского национализма) встали на путь интеграции и ассимиляции. Эту тенденцию отразили, в частности, публикации ежемесячника «El amigo del pueblo» (Белград, 1888–99), выходившего на ладино. С другой стороны, в стране сравнительно рано начали распространяться идеи сионизма. В 1880-х годах, здесь действовали кружки Ховевей Цион; в 1897 году они вошли во всемирную Сионистской организацию. Среди делегатов 1-го Сионистского конгресса был представитель Сербии — Давид Алкалай (1862–1933). После возвращения с конгресса он основал в Белграде ассоциацию «Цион», позднее в городе было также создано молодежное сионистское объединение «Гидон».


Евреи Сербии после между двумя Мировыми войнами.

После Первой мировой войны Сербия вошла в состав Королевства сербов хорватов и словенцев, вместе с Княжеством Черногория, Боснией и Герцеговиной и хорватскими областями бывшей Австро-Венгерской империи. Королевство позднее было переименовано в Королевство Югославия. В совместном южнославянском государство жило около 65 200 евреев (на территории нынешней Республики Сербия – около 13 500). Межвоенный период (1919-1939) был периодом расцвета, для еврейских общин Югославии.

До Второй мировой войны в Белграде жило около около 10000 евреев, из них 80% были ладиноговорящими евреями-сефардами и 20% евреев-ашкеназов, говоривших на языке идиш.

Королевство Югославия стремилось соблюдать нейтралитет в начале Второй мировой войны. Политика Югославии не была антисемитской. Югославия – единственное государство в Европе, открывшее свои границы для евреев, бежавших из Австрии после Аншлюса. [3]. Под сильным давлением Германии, Югославией был подписан Тройственный пакт с Германией и Италией, который также подписали Болгария и Венгрия. Из-за этой подписи, правительство премьер-министра Цветковича было свергнуто через три дня в перевороте, которые поддержали британские и антинемецки настроенные офицеры Югославской армии. Немецкий ответ на смену правительства был жестокой: 16 апреля 1941 года началась интенсивная бомбардировка Белграда, а войска Германии, Италии, Болгарии и Венгрии вошли на территорию Югославии. Так Югославия была втянута во Вторую мировую войну.


Численность еврейского населения Сербии между двумя Мировыми войнами

В 1912 году в Сербии жило 5000 евреев [1]. В Первую Мировую войну евреи Сербии на равных сражались в составе сербской армии [2]. В 1878 году Берлинский конгресс постановил, что Сербия должна отменить все ограничительные антиеврейские законы; против этого решения выступил лишь глава российской делегации князь А. М. Горчаков. В соответствии с требованиями конгресса конституция Сербии, утвержденная в 1888 году (в 1894–1903 годах не действовала), закрепила гражданское равноправие евреев. В конце XIX – начале XX веков численность еврейского насления Сербии постепенно возрастала:

  • в 1884 году в стране насчитывалось 4160 евреев,
  • в 1890 году — 4623 еврея (0,21% всего населения),
  • в 1895 году — 5102 еврея (0,22%),
  • в 1900 году — 5729 евреев (0,23%), из которых лишь трое жили в сельской местности,
  • в 1905 году — 6430 евреев (0,26%),

из них примерно четыре тысячи — в Белграде, около восьмисот — в Нише, около шестисот — в Шабаце, около трехсот — в Пироте, по двести — в Пожароваце и Лесковаце, примерно сто пятьдесят — в Смедерево, около ста — в Обреноваце. Во всех этих городах существовали сефардские общины; кроме того, в Белграде в 1869 году была создана небольшая община ашкеназов (получила официальный статус лишь в 1892 году, поскольку сефарды возражали против её формирования).


Евреи Сербии во время Второй Мировой войны.

С 1941 года в оккупированной Югославии начался нацистский геноцид отдельных этнических групп, в частности евреев и цыган. Германская армия разделила страну таким образом:

  • большая часть территории нынешней Словении была присоединена к Третьему Рейху, часть - к Италии,
  • восточная часть сербского края Воеводина была "воссоединена" с Венгрией,
  • большая часть Сербской Македонии занята армией Болгарии,
  • часть западной Сербской Македонии и почти весь сербский край Косово и Метохия "воссоединён" с Албанией,
  • на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины, а также западной части сербского края Воеводина и области Санджак, было создано марионеточное государство "Независимое Государство Хорватия" (Nezavisna država Hrvatska) под руководством главы хорватских фашистов-усташей Анте Павелича.
  • на большей части территории Черногории было "возрождено" Королевство Черногория во главе с коллаборационистами Секулы Дрлевича.

Евреи из области Срем были отправлены в лагеря в «Независимое Государство Хорватия», как и многих евреев остальной части Сербии. Из созданного Германией «Государства Сербия», во главе с коллаборационистом Миланом Недичем, немцы депортировали евреев из области Банат и Белграда в концлагерь Саймеште, неподалеку от Белграда. Этот лагерь был создан для уничтожения евреев и пленных сербских солдат. Правительство «Государства Сербия» 22 октября 1941 года, открыло в Белграде антисемитскую выставку, центральной темой которой стал предполагаемый еврейско-коммунистическо-масонсий заговор, с целью достижения мирового господства. Сербские газеты «Обнова» и «Наша борьба» поддержали идею выставки, утверждая, что евреи были давними врагами сербского народа.

Ликвидация

Физическое уничтожение нацистами евреев в Сербии проводилось очень быстро, без необходимости организации этапов в лагеря смерти. Только в мае 1942 года погибло около 16 тысяч евреев [4].

Пять организаций координировали уничтожение евреев: немецкое военное командование во главе Бюро экономической ариизации, представители министерств иностранных дел Третьего рейха, разведки полиции (SS) и, с момента своего создания в августе 1944 года правительство генерала Милана Недича, [4]. Первые четыре организаций встретились 14 мая 1941 года, для рассмотрения решения «проблемы евреев и цыган». Так 30 мая был принят ряд мер:

  • все, кто были сочтёны евреями, были отстранены от государственной службы,
  • введена обязанность носить желтую звезду Давида и принудительные работы [4].
  • из конфискованного еврейского имущества 60% удерживалось нацистской Германией, в качестве военных репараций, а остальные 40% были переданы правительству Сербии [4].

В ответ на возникновение вооруженного сопротивления против оккупационных сил в Сербии, нацисты проводили активную политику мести: в случае потерь немецкой армии, расстрелу подлежало равное количество евреев, цыган и коммунистов.

С конца лета 1941 года, еврейские мужчины систематически депортировались в концентрационные лагеря в Шапац и Топовска шупа [4]. В это время, процесс ликвидации евреев в Европе не набрал обороты. Германское министерство иностранных дел в Белграде посылает Феликса Бензлера в качестве посла Германии в Сербии. В первой же телеграмме в Берлин, он пишет, что евреи несут ответственность за саботаж и терроризм. Он предложил отправить 8000 еврейских мужчин на баржах в дельту Дуная. Йоахим фон Риббентроп отверг эту идею, сказав, что это не возможно без согласия Румынии, которая откажется принять такое большое количество евреев [4]. Несмотря на частые призывы из Белграда о депортации евреев, Министерству иностранных дел было отказано, потому было решено поручить «окончательное решение еврейского вопроса» Адольфу Эйхману. Он предложил расстрел евреев [4]. На высшем уровне было решено расстрелять 2100 еврейских и цыганских заключенных, в лагере Шабац, под предлогом мести за убийство евреями 21 немецкого солдата в боях под Белградом. Так 100 узников были казнены за каждого убитого немецкого солдата, и 50 за каждого раненого. Это соотношение стало систематическим [4].

Подобная политика не привела к полной ликвидации потому, что многие солдаты Вермахта отказывались расстреливать женщин, детей и пожилых людей [4]. Кроме того, массовые казни стали вызывать побочные реакции в нейтральных странах [4]. Было решено направить оставшихся евреев в лагере перемещённых лиц в Землин [5].

3 ноября 1941 года вышел приказ собрать всех еврейских женщин и детей Белграда и отправить на баржах в лагерь Саймиште. Мэр Белграда Драгомир Йованович распорядился организовать для них пропитание, в основном это были картофель и капуста [4]. В мае 1942 года. из Берлина в Белграда был доставлен грузовик-душегубка для удушья газом. Грузовик работал каждый день, кроме воскресенья. Всего в лагерях Саймиште и Яйница, при помощи душегубки было убито от 5 до 6 тысяч человек и длилась она с апреля по май 1942 года [4]. Операция закончилась на 10 мая 1942 и грузовик вернули в Берлин, для использования в Беларусии [4].

Сопротивление

В начале Второй мировой войны в Сербии, некоторые евреи присоединились к сопротивлению: к Югославской народно-освободительной армии Йосипа Броза Тито и к движению сербских монархистов-четников Драголюба Михайловича.

Итог Второй Мировой войны для евреев Югославии

Большинство евреев Югославии было уничтожено до её освобождения в 1944 году. Из 82500 евреев в Югославии в 1941 году, до окончания войны дожили только 14 тысяч (17%) [1]. Из них в Сербии – 4000 [8].


Федерация Еврейских общин Югославии

После Второй мировой войны для координации общинной жизни евреев была создана Федерация еврейских общин Югославии, с целью лоббирования права евреев на репатриацию в Израиль [10]. Более половины из оставшихся в живых евреев выбрала своим местом жительства Израиль. Федерация еврейских общин Югославии перестала существовать в 1991 году, в связи с развалом Югославии. Тогда многие евреи тоже решил репатриироваться в Израиль.

Во время войны НАТО против Югославии в 1999 году, Федерация еврейских общин Союзной республики Югославия (в составе Сербии и Черногории) эвакуировала многих пожилых евреев, женщин и детей Белграда в Будапешт, откуда также репатриировались в Израиль[8]. До гражданской войны в Югославии 1990-х годов, собственно в Сербии проживало около 2500 евреев [1], в основном в Белграде. В 2002 году в Сербии была проведена перепись населения, результаты которой приведены в следующей таблице [11]:

ТАБЛИЦА!!!

Единственная действующая синагога в Сербии находится в Белграде.

Антисемитские инциденты в Сербии относительно редки.


Еврейская община Сербии сегодня

Сербское правительство признает евреев как одну из семи традиционных этнорелигиозных общин Сербии [12]. Большинство евреев в Сербии – сефардского происхождения.

Хор братьев Барух, основаный в 1879 году в Белграде, является старейшим действующим еврейским хором в мире.


Отношения Сербии с Израилем

В 2008 году Израиль, одним из первых заявил о непризнании самопровозглашённой албанцами "Независимой Республики Косово".

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация