Сербия (История евреев Сербии)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Численность еврейского населения Сербии между двумя Мировыми войнами)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Федерация Еврейских общин Югославии)
Строка 217: Строка 217:
Во время [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%9E_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2_%D0%AE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B8 Войны НАТО против Югославии] в 1999 году, Федерация еврейских общин Союзной республики Югославия (в составе Сербии и [[Черногория - еврейская община|Черногории]]) эвакуировала многих пожилых евреев, женщин и детей [[Белград - еврейская община|Белграда]] в [[Будапешт - еврейская община|Будапешт]], откуда также [[Алия (репатриация в Израиль)|репатриировались в Израиль]].
Во время [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%9E_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2_%D0%AE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B8 Войны НАТО против Югославии] в 1999 году, Федерация еврейских общин Союзной республики Югославия (в составе Сербии и [[Черногория - еврейская община|Черногории]]) эвакуировала многих пожилых евреев, женщин и детей [[Белград - еврейская община|Белграда]] в [[Будапешт - еврейская община|Будапешт]], откуда также [[Алия (репатриация в Израиль)|репатриировались в Израиль]].
-
В 2002 году в Сербии была проведена перепись населения, результаты которой приведены в следующей таблице<ref>[http://webrzs.stat.gov.rs/axd/Zip/VJN3.pdf Statistical Office of the Republic of Serbia, 2002 Census Results, p12]</ref>:
+
В 2002 году в Сербии была проведена перепись населения, результаты которой приведены в следующей таблице:
{|class="standard sortable" style="text-align:center"
{|class="standard sortable" style="text-align:center"

Версия 08:58, 21 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 2 декабря 2011


Сербия - государство в южной Европе.


Иудаизм — одна из религий, последователи которой проживают на территории Сербии. Численность иудеев в Сербии очень мала — по данным переписи населения 2002 на территории Центральной Сербии и Воеводины проживает 785 (или 0,01 % населения) последователей иудаизма. Данные по Косово и Метохии, из-за нестабильной ситуации в крае, отсутствуют.

Содержание

Первые упоминания о евреях

По некоторым археологическим данным, уже в первых веках н. э. на территории современной Сербии, входившей тогда в состав провинции Паннония Римской империи, проживали евреи.

В Средние века

В начале XXI века раскопан некрополь VIII-IX веков в Челарево (современная Воеводина). Некрополь находился на окраине очень большого по тем временам города, возможно - столицы Аварского каганата. Большая часть могил содержит скелеты людей монголоидного типа, а другая часть - несомненно, евреев.

В могилах найдены остатки деревянных щитов, отделявших тело покойного от земли. В каждую могилу клались обломки кирпичей с выцарапанными на них изображениями меноры (иногда - ханукии), а также лулава, этрога и шофара и надписями на иврите, содержащими имя Б-га и слово "Исраэль".[1]

Сохранились свидетельства пребывания евреев в Белграде и в других населенных пунктах на берегах реки Дунай в Х веке, когда Сербия стала независимым княжеством. В XII–XIII вв. в страну переселялись отдельные семьи евреев-ашкеназов из Венгрии и Германии. Евреи упоминаются также в двух грамотах сербского царя Стефана Душана, датированных 1337 и 1361 годами.

В XIV веке основным занятием евреев Сербии, живших главным образом в Белграде, была торговля солью[2].

В период власти Османской империи

При Османской власти на территории нынешней Сербии, еврейские общины с окружающим их сербским православным населением, как правило, были в хороших отношениях, а еврейские купцы поддерживали почти все торговые маршруты в империи.

Еврейские общины на Балканском полуострове значительно возросли в результате изгнания евреев из Испании в конце 1492 года, когда множество целых общин были переселены из Испании в Османскую империю, в частности на Балканский полуостров.

Новое общество на периферии Османской империи

Чтобы создать новую аристократическую прослойку общества, в недавно завоёванных Королевствах Босния и Сербия, султан Баязид II направил в 1492 году свои корабли в Испанию, с целью эвакуировать еврейскую элиту из Испании «за деньги». Султан рассчитывал, что перевезённые им евреи, а практически все они были состоятельными и образованными людьми, в благодарность султану примут ислам и «растворятся» в многонациональном населении Империи. Появление новой, доселе неизвестной местному населению этнорелигиозной прослойки, было встречено без какого-либо сопротивления.

Территория бывшего Королевства Сербия, как и территория бывшего Королевства Босния ставшие теперь частью области (вилайета) Босна Османской империи, после падения и уничтожения династии Хребляновичей, а после и пришедших им на смену Бранковичей в Сербии и династии Котроманичей в Босния и их приближённых, были полностью разграблены и опустошены.

Немалая часть населения была уничтожена, или продана в рабство на невольничьих рынках Константинополя (Стамбула), а на территории Босния происходило и массовое обращение покорённых народов в ислам. Многие города были просто сравнены с землёй. Не разрушала турецкая армия только надгробные плиты на кладбищах.

XVI-XVIII века

В 1521 году, когда войска Османской империи захватили Белград, часть живших там евреев была переселена в Стамбул. В первой половине XVI века в Сербию начали прибывать евреи-сефарды, в основном из Салоник.

Так, к 1530 году в Белграде уже существовали две общины — сефардская и ашкеназская. Тогда же в городе возник еврейский квартал, размещавшийся близ реки Сава (в XVII перенесен на берег Дуная), проживание в нем не было обязательным. В это же время образовались общины в расположенных недалеко от Белграда городах Шабац, Смедерево и Пожаревац.

Файл:Synagogues in Nis.JPG
Нишская синагога, построенная в 1925 году. В 2009 году - городской Дом культуры Ниша
Файл:Sinagoga u Kikindi.JPG
Синагога в Кикинде (снесена в 1953 году)

В XVI-XVII веках численность еврейского населения Сербии постоянно колебалась: её стабильному росту препятствовали эпидемии, пожары и войны. Тем не менее, к 1663 году в Белграде жили примерно восемьсот евреев и, таким образом, город был третьим по величине еврейским центром на Балканском полуострове, после Салоник и Стамбула.

Евреи также занимались в этот период главным образом торговлей и кредитным делом, поддерживая тесные деловые контакты с такими городами, как Дубровник, Сплит, Буда (Будапешт), куда плавали по Дунаю на собственных судах. Поддерживались торговые связи также со столицей Болгарии Софией, Салониками, Сараево и главным городом Вардарской МакедонииСкопье по суше.

Еврейские купцы вывозили из Сербии кожи, воск и медь, ввозили – тонкие сукна и другие товары. Объем этой торговли заметно возрос в конце XVI века, когда реконструкция порта в Сплите обеспечила надежную связь между Балканским полуостровом и Венецией.

В XVII веке Белград был крупным центром еврейской учености: широкой известностью пользовалась иешива, открывшаяся здесь в 1617 году по инициативе рабби Иехуды Лермы (раввин Белграда в 1617–42 гг.).

В 1688 году, когда австрийские войска осадили Белград, янычары разграбили еврейский квартал, а после падения города австрийцы сожгли синагоги и учинили массовую резню евреев. Уцелевших взяли в плен, намереваясь продать в рабство (многих из них впоследствии выкупили еврейские общины Австрии) и лишь немногим удалось бежать в Болгарию и в другие страны. Эти трагические события нашли отклик в среде европейского еврейства: в Лондоне был учрежден фонд помощи пострадавшим. Два года спустя, когда Белград вновь перешел под власть Османской империи, некоторые евреи вернулись в город и отстроили одну синагогу, но даже в начале XVIII века здесь насчитывалось не более 50 еврейских семей (в четыре раза меньше, чем до 1688 года).

В 1690 году бесчинства гайдуков (участников вооруженного антиосманского движения) вынудили евреев бежать из Шабаца. В XVIII веке северная часть Сербии (включая Белград) неоднократно становилась ареной австро-турецких войн; при этом обе стороны преследовали евреев и неоднократно вводили против них дискриминационные ограничительные меры, в результате чего численность еврейского населения здесь не только не росла, но и сокращалась. На юге страны, где политическая ситуация была более стабильной, в это время возник ряд новых общин, самая крупная из них в городе Ниш (1728).

Борьба сербского народа за независимость и евреи.

Начиная с 1804 года сербский народ начал вооружённую борьбу за независимость от Османской империиОсманская империя (Турция) - еврейские общины. Многие евреи восстали вместе с сербами с оружием в руках, за что турецкая армия жестоко карала. Так, в 1804 году евреи Сербии поддержали вооруженное выступление местного населения против османского владычества, организовав снабжение повстанческой армии продовольствием, оружием и боеприпасами.[3]

Несмотря на это и вопреки распоряжениям руководителя восстания Георгия Петровича «Чёрного» (Карагеоргия – основателя династии Карагеоргиевичей в будущем), участники движения грабили еврейские дома и лавки, разрушали синагоги, убивали евреев или подвергали их насильственному крещению. Наибольший размах эти бесчинства приобрели после вступления повстанцев в Белград (декабрь 1806– март 1807 гг.). Многие евреи были вынуждены бежать в находившуюся под властью Австрии область Воеводина, в частности, в расположенный близ Белграда город Землин (ныне Земун - район Белграда); другие переселились в Боснию и в Болгарию.

Когда на части территории Сербии в 1815 году, было создано фактически автономное княжество со столицей в Белграде, положение живших здесь евреев значительно улучшилось. Князь Милош Обренович (правил в 1815–39 гг. и в 1858–60 гг.) не только предоставил им равные с сербами-православными политические и экономические права, подтвержденные султанскими указами (Хатт-и Шериф) от 1830 года и 1833 года, но и лично покровительствовал общине. При его власти еврейская община Белграда даже выпустила собственные деньги. В ближайшем окружении князя находилось несколько евреев – Х. Давид (Давичо) был его советником по финансовым вопросам.

Численность еврейского населения страны быстро возрастала:

  • в 1815 году жили 1200 евреев,
  • в 1835 году — около 2000 (из них 200 – евреи-ашкеназы).

В 1818 году в городе открылся бейт-мидраш, в 1819 году — новая синагога. В 1837 году княжеская типография начала печатать книги на иврите и ладино (до 1867 года было выпущено 35 таких книг, включая Шульхан Арух Йосефа Каро.

После отречения Милоша Обреновича от престола (1839) и, в особенности, после того, как князем стал Александр Карагеоргиевич (правил в 1842–58 гг.), отношение сербских властей к евреям заметно ухудшилось.

Под давлением сербского купечества, опасавшегося конкуренции со стороны евреев, они были в 1846 году изгнаны из всех городов страны, за исключением Белграда, где им предписывалось жить в особом квартале городской цитадели Калемегдан, в которой стоял турецкий гарнизон. Евреям запрещалось также заниматься некоторыми ремеслами, в частности, сапожным и портняжным делом.

Парижским трактатом, заключенным в марте 1856 года, по итогам Крымской войны, провозглашалось равноправие всех жителей Сербии независимо от вероисповедания и национального происхождения. Тем не менее, в сентябре 1856 года почти все ранее введенные в стране ограничительные законы против евреев были подтверждены.

С возвращением на престол Милоша Обреновича сербские евреи подали в государственный совет петицию с просьбой вернуть им равные с сербами-православными гражданские права, включая свободу передвижения и экономической деятельности (апрель 1858 г.). В сентябре 1858 года эта просьба была удовлетворена. Однако вскоре после смерти князя Милоша (1860) его сын Михаил (на престоле до 1868 г.) приказал 60 еврейским семьям, жившим в провинциальных городах (главным образом в Шабаце), переселиться в белградскую цитадель Калемегдан.[3]

Высылка была приостановлена лишь благодаря вмешательству генерального консула Великобритании, указавшего князю, что подобные действия могут лишить его покровительства великих держав. Михаил Обренович уступил; его указ, изданный в ноябре 1861 года, разрешал евреям оставаться в тех городах, где они уже жили (без права приобретать недвижимость), и беспрепятственно заниматься ремеслом и торговлей (за исключением торговли сырьем и некоторыми видами готовых изделий).

Однако весной 1862 года евреев вновь начали выселять из внутренних районов страны; летом 1863 года эта кампания усилилась. Меморандум евреев сербским властям, содержавший требование привести законодательство страны в соответствие с указом турецкого султана (формально остававшегося сюзереном Сербии) от 1833 года, остался без ответа. Заступничество дипломатических представителей европейских государств и письмо Моше Монтефиоре правительству Сербии также не дали никаких результатов.

Сербская печать активно вела антисемитскую пропаганду; выходившая в Шабаце газета «Световид» даже требовала немедленно изгнать всех евреев из страны. В январе 1865 года в Шабаце были убиты два еврея, в апреле того же года насильно крещена 16-летняя девушка. После этого многие евреи покинули Сербию: если в 1861 году в стране насчитывалось 450 еврейских семей (около двух с половиной тысяч человек), то в 1869 году — лишь 210 семей.

Альянс развернул кампанию в защиту сербских евреев; ряд великих держав (в особенности Великобритания) обусловили свою поддержку требования Сербии об эвакуации турецкого гарнизона из белградской цитадели изменением политики правительства страны по отношению к евреям. Все это способствовало улучшению положения евреев в Сербии: уже в 1867 году направленные против них ограничения были смягчены.

В 1869 года Скупщина Сербии (парламент) приняла новую конституцию, исключавшую дискриминацию по религиозным и национальным признакам, однако в последний момент эта конституция была по предложению правительства дополнена статьей, оставившей в силе антиеврейские законы, выпущенные в 1846 и 1856 годах. Протесты консулов Великобритании, Франции, Италии и Австро-Венгрии не возымели действия: была отклонена и петиция евреев, служивших в сербской армии.

В 1873 году власти вновь выслали большое число евреев из Шабаца, Пожареваца и Смедерево. Делегация Альянса, посетившая князя Милона Обреновича (правил в 1868–89 гг.), который находился в это время в Париже, просила его прекратить выселения, но получила уклончивый ответ.

Королевство Сербия и евреи

В 1877 году в скупщину Сербии впервые был избран еврей — Аврахам Озер (Озерович, 1848–1916). В сербо-турецкой войне 1876–78 годов, обеспечившей стране полную независимость, приняли участие 55 евреев; четверо из них были награждены, а Михаэль Озер, отличившийся в восьми сражениях, получил за храбрость чин бригадира.

В 1878 г. Берлинский конгресс постановил, что Сербия должна отменить все ограничительные антиеврейские законы; против этого решения выступил лишь глава российской делегации князь А. М. Горчаков. В соответствии с требованиями конгресса конституция Сербии, утвержденная в 1888 г. (в 1894–1903 гг. не действовала), закрепила гражданское равноправие евреев.

Хор братьев Барух был основан в 1879 г. в Белграде, и это старейший в мире действующий поныне еврейский хор.

Еврейские общины Сербии в XIX-XX веках.

В конце XIX в. – начале XX в. численность еврейского насления Сербии постепенно возрастала:

  • в 1884 г. в стране насчитывалось 4160 евреев,
  • в 1890 г. — 4623 еврея (0,21% всего населения),
  • в 1895 г. — 5102 еврея (0,22%),
  • в 1900 г. — 5729 евреев (0,23%), из которых лишь трое жили в сельской местности,
  • в 1905 г. — 6430 евреев (0,26%), из них:
    • примерно 4000 — в Белграде,
    • около 800 — в Нише,
    • около 600 — в Шабаце,
    • около 300 — в Пироте,
    • по 200 — в Пожароваце и Лесковаце,
    • примерно 150 — в Смедерево,
    • около 100 — в Обреноваце.

Во всех этих городах существовали сефардские общины; кроме того, в Белграде в 1869 г. была создана небольшая община ашкеназов (получила официальный статус лишь в 1892 г., поскольку сефарды возражали против ее формирования).

Многие евреи Сербии были на рубеже XIX-XX веков двуязычными: в быту использовался как сербохорватский язык, так и ладино (у евреев-ашкеназов — немецкий). С конца 1860-х года документы сефардской общины Белграда велись на сербохорватском языке, для чего приходилось на первых порах нанимать секретарей-сербов, но уже с конца 1880-х годов, многие евреи Сербии (в том числе молодежь, увлеченная лозунгами сербского национализма) встали на путь ассимиляции. Эту тенденцию отразили, в частности, публикации ежемесячника «El amigo del pueblo (Друг народа)» (Белград, 1888–99), выходившего на ладино.

С другой стороны, в стране сравнительно рано начали распространяться идеи сионизма. В 1880-х годах, здесь действовали кружки Ховевей Цион; в 1897 году они вошли во Всемирную Сионистской организацию. Среди делегатов 1-го Сионистского конгресса был представитель Сербии — Давид Алкалай (1862–1933). После возвращения с конгресса он основал в Белграде ассоциацию «Цион», позднее в городе было также создано молодежное сионистское объединение «Гидъон».

Евреи области Воеводина

В Бачке, Банате и Среме, образовавших в середине XIX в. область Воеводина, которая с 1918 г. входит в состав Сербии (с 1945 г. — как автономный край), в XVI–XVII вв., когда эти территории находились под властью Османской империи, жили отдельные семьи сефардов.

Почти все они покинули край в конце XVII в. – начале XVIII в., когда Бачка, Банат и Срем перешли под контроль Австрии; немногие оставшиеся были убиты или проданы в рабство. В то же время на территории современной Воеводины начали селиться ашкеназы — выходцы из Венгрии, Австрии и Чехии. Первоначально почти все они жили в селах, занимаясь мелкой торговлей. Вид на жительство в городе могли получить лишь владельцы постоялых дворов, корчмари и поставщики австрийской армии (среди последних был И. б. И. З. Оппенхеймер).

Первая еврейская община на территории современной Воеводины возникла в городе Петроварадин в 1697 г.; в 1699 г. образовалась община в городе Нови-Сад, ставшая вскоре крупнейшей в области: на протяжении XVIII в. в этом городе было построено несколько синагог, организована хевра кадиша, открыта еврейская школа. В 1786 г. возникла община в городе Суботица, в 1790 г. — в городе Бечкерек (ныне Зренянин), в 1793 г. — в городе Сента, в 1828 г. — в городе Сомбор.

В 1807 г. евреи, бежавшие из Белграда, создали общину в городе Землин (Земун); в середине XIX в. ее духовным руководителем был раввин Иехуда Алкалай, один из первых провозвестников сионизма. Почти все общины Воеводины были в конце XVIII в. – начале XIX в. очень бедны: так, в Зренянине сбор денег на строительство синагоги удалось провести лишь в 1831 г.

До конца XVIII в. правовое положение евреев в Бачке, Банате и Среме было таким же, как и в других частях Австрии. В 1791 г. венгерский сейм, под юрисдикцией которого находились эти области, принял закон «де юдеис», разрешавший евреям беспрепятственно торговать любыми товарами и покупать землю.

В дальнейшем многие положения этого закона были фактически выхолощены, однако в 1840-х гг. евреи Воеводины вновь добились существенного расширения своих прав. Еврейское население края в основном поддержало венгерскую революцию 1848–49 гг., и после ее подавления подверглось респрессиям: только евреям Бачки пришлось заплатить семьдесят пять тысяч флоринов контрибуции.

Эмансипация воеводинского еврейства завершилась в 1867 г. с образованием Австро-Венгрии, конституция которой провозгласила равенство всех граждан, независимо от их национальности и религиозных убеждений.

В конце XIX в. – начале XX в. в Воеводине насчитывалось около 50 еврейских общин, в основном неологических. В области проживали свыше десяти тысяч евреев, из них две тысячи — в Нови-Саде.

Евреи Сербии после между двумя Мировыми войнами

После Первой мировой войны Сербия вошла в состав Королевства сербов хорватов и словенцев, вместе с Княжеством Черногория, Боснией и Герцеговиной и хорватскими областями бывшей Австро-Венгерской империи. Королевство позднее было переименовано в Королевство Югославия. В совместном южнославянском государство жило около 65 200 евреев (на территории нынешней Республики Сербия – около 13 500). Межвоенный период (1919-1939) был периодом расцвета, для еврейских общин Югославии.

До Второй мировой войны в Белграда жило около около 10000 евреев, из них 80% были ладиноговорящими евреями-сефардами и 20% евреев-ашкеназов, говоривших на языке идиш.

Королевство Югославия стремилось соблюдать нейтралитет в начале Второй мировой войны. Политика Югославии не была антисемитской. Югославия – единственное государство в Европе, открывшее свои границы для евреев, бежавших из Австрии после Аншлюса.[4] Под сильным давлением Германии, Югославией был подписан Тройственный пакт с Германией и Италией, который также подписали Болгария и Венгрия. Из-за этой подписи, правительство премьер-министра Цветковича было свергнуто через три дня в перевороте, которые поддержали британские и антинемецки настроенные офицеры Югославской армии. Немецкий ответ на смену правительства был жестокой: 16 апреля 1941 года началась интенсивная бомбардировка Белграда, а войска Германии, Италии, Болгарии и Венгрии вошли на территорию Югославии. Так Югославия была втянута во Вторую мировую войну.


Численность еврейского населения Сербии между двумя Мировыми войнами

В 1912 году в Сербии жило 5000 евреев. В Первую Мировую войну евреи Сербии на равных сражались в составе сербской армии. Ещё в 1878 году Берлинский конгресс постановил, что Сербия должна отменить все ограничительные антиеврейские законы; против этого решения выступил лишь глава российской делегации князь А. М. Горчаков. В соответствии с требованиями конгресса конституция Сербии, утвержденная в 1888 году (в 1894–1903 годах не действовала), закрепила гражданское равноправие евреев. В конце XIX – начале XX веков численность еврейского населения Сербии постепенно возрастала:

  • в 1884 году в стране насчитывалось 4160 евреев,
  • в 1890 году — 4623 еврея (0,21% всего населения),
  • в 1895 году — 5102 еврея (0,22%),
  • в 1900 году — 5729 евреев (0,23%), из которых лишь трое жили в сельской местности,
  • в 1905 году — 6430 евреев (0,26%),

из них примерно четыре тысячи — в Белграде, около восьмисот — в Нише, около шестисот — в Шабаце, около трехсот — в Пироте, по двести — в Пожароваце и Лесковаце, примерно сто пятьдесят — в Смедерево, около ста — в Обреноваце. Во всех этих городах существовали сефардские общины; кроме того, в Белграде в 1869 году была создана небольшая община ашкеназов (получила официальный статус лишь в 1892 году, поскольку сефарды возражали против её формирования).

Евреи Сербии во время Второй Мировой войны

Основная статья: Холокост в Сербии
Моше Пьяде - деятель югославского партизанского движения, государственный деятель, премьер-министр Югославии в 1948-1954 гг.
Файл:Zrtve racije01.jpg
Памятник жертвам усташского террора в Нови-Саде (фрагмент монумента, посвящённый евреям)

С 1941 года в оккупированной Югославии начался нацистский геноцид отдельных этнических групп, в частности евреев и цыган. Германская армия разделила страну таким образом:

Евреи из области Срем были отправлены в лагеря в «Независимое Государство Хорватия», как и многих евреев остальной части Сербии. Из созданного Германией «Государства Сербия», во главе с коллаборационистом Миланом Недичем, немцы депортировали евреев из области Банат и Белграда в концлагерь Саймеште, неподалеку от Белграда. Этот лагерь был создан для уничтожения евреев и пленных сербских солдат.

Правительство «Государства Сербия» 22 октября 1941 года, открыло в Белграде антисемитскую выставку, центральной темой которой стал предполагаемый еврейско-коммунистическо-масонсий заговор, с целью достижения мирового господства. Сербские газеты «Обнова» и «Наша борьба» поддержали идею выставки, утверждая, что евреи были давними врагами сербского народа.

Ликвидация

Физическое уничтожение нацистами евреев в Сербии проводилось очень быстро, без необходимости организации этапов в лагеря смерти. Только в мае 1942 года погибло около 16 тысяч евреев[5].

Пять организаций координировали уничтожение евреев: немецкое военное командование во главе Бюро экономической ариизации, представители министерств иностранных дел Третьего рейха, разведки полиции (SS) и, с момента своего создания в августе 1944 года правительство генерала Милана Недича. Первые четыре организаций встретились 14 мая 1941 года, для рассмотрения решения «проблемы евреев и цыган». Так 30 мая был принят ряд мер:

  • все, кто были сочтёны евреями, были отстранены от государственной службы,
  • введена обязанность носить желтую звезду Давида и принудительные работы.
  • из конфискованного еврейского имущества 60% удерживалось нацистской Германией, в качестве военных репараций, а остальные 40% были переданы правительству Сербии.

В ответ на возникновение вооруженного сопротивления против оккупационных сил в Сербии, нацисты проводили активную политику мести: в случае потерь немецкой армии, расстрелу подлежало равное количество евреев, цыган и коммунистов.

С конца лета 1941 года, еврейские мужчины систематически депортировались в концентрационные лагеря в Шапац и Топовска шупа. В это время, процесс ликвидации евреев в Европе не набрал обороты. Германское министерство иностранных дел в Белграде посылает Феликса Бензлера в качестве посла Германии в Сербии. В первой же телеграмме в Берлин, он пишет, что евреи несут ответственность за саботаж и терроризм. Он предложил отправить 8000 еврейских мужчин на баржах в дельту Дуная. Йоахим фон Риббентроп отверг эту идею, сказав, что это не возможно без согласия Румынии, которая откажется принять такое большое количество евреев. Несмотря на частые призывы из Белграда о депортации евреев, Министерству иностранных дел было отказано, потому было решено поручить «окончательное решение еврейского вопроса» Адольфу Эйхману. Он предложил расстрел евреев. На высшем уровне было решено расстрелять 2100 еврейских и цыганских заключенных, в лагере Шабац, под предлогом мести за убийство евреями 21 немецкого солдата в боях под Белградом. Так 100 узников были казнены за каждого убитого немецкого солдата, и 50 за каждого раненого. Это соотношение стало систематическим.

Подобная политика не привела к полной ликвидации потому, что многие солдаты Вермахта отказывались расстреливать женщин, детей и пожилых людей. Кроме того, массовые казни стали вызывать побочные реакции в нейтральных странах. Было решено направить оставшихся евреев в лагере перемещённых лиц в Землин.

3 ноября 1941 года вышел приказ собрать всех еврейских женщин и детей Белграда и отправить на баржах в лагерь Саймиште. Мэр Белграда Драгомир Йованович распорядился организовать для них пропитание, в основном это были картофель и капуста. В мае 1942 года из Берлина в Белград был доставлен грузовик-душегубка для удушья газом. Грузовик работал каждый день, кроме воскресенья. Всего в лагерях Саймиште и Яйница, при помощи душегубки было убито от 5 до 6 тысяч человек и длилось это с апреля по май 1942 года. Операция закончилась на 10 мая 1942, и грузовик вернули в Берлин, для использования в Беларусии.

В рапорте офицера СС Харальда Турнера было сказано: "Сербия - единственная страна, где еврейский и цыганский вопросы полностью решены".[6]

Сопротивление

В начале Второй мировой войны в Сербии, некоторые евреи присоединились к сопротивлению: к Югославской народно-освободительной армии Йосипа Броза Тито и к движению сербских монархистов-четников Драголюба Михайловича.

Итог Второй Мировой войны для евреев Югославии

Большинство евреев Югославии было уничтожено до её освобождения в 1944 году. Из 82500 евреев в Югославии в 1941 году, до окончания войны дожили только 14 тысяч (17%). Из них в Сербии – 4000. [7].

Федерация Еврейских общин Югославии

После Второй мировой войны для координации общинной жизни евреев была создана Федерация еврейских общин Югославии, с целью лоббирования права евреев на репатриацию в Израиль [8]. Более половины из оставшихся в живых евреев выбрала своим местом жительства Израиль.

Федерация еврейских общин Югославии перестала существовать в 1991 году, в связи с развалом Югославии. Тогда многие евреи тоже решил репатриироваться в Израиль.

До гражданской войны в Югославии 1990-х годов и последующего её распада, собственно в Сербии проживало около 2500 евреев, в основном в Белграде. Небольшие еврейские общины есть в Нови-Саде, Сомборе и Суботице. Во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине в 1992–95 годах, около тысячи боснийских евреев бежали в Белград. Большинство из них репатриировалось в Израиль, но около двухсот человек осталось в Сербии.

Файл:Synagogue de Novi Sad.jpg
Синагога города Нови-Сад

Во время Войны НАТО против Югославии в 1999 году, Федерация еврейских общин Союзной республики Югославия (в составе Сербии и Черногории) эвакуировала многих пожилых евреев, женщин и детей Белграда в Будапешт, откуда также репатриировались в Израиль.

В 2002 году в Сербии была проведена перепись населения, результаты которой приведены в следующей таблице:

Еврейское население Сербии в 2002 году.
Город Населref name=ение города Еврейское население
Белград 1 576 124 415
Нови-Сад 299 294 400
Суботица 148 401 89
Панчево 127 162 42
В остальных городах 5 646 314 239
Всего 7 498 001 1 185
Округа Численность евреев, чел. Доля в населении, %
Белград 415 0,026
Северно-Бачский округ 92 0,046
Средне-Банатский округ 15 0,007
Северно-Банатский округ 18 0,011
Южно-Банатский округ 47 0,015
Западно-Бачский округ 18 0,008
Южно-Бачский округ 135 0,023
Сремский округ 4 0,001
Мачванский округ 4 0,001
Колубарский округ 4 0,002
Подунайский округ 3 0,001
Браничевский округ 1 0,0005
Шумадийский округ 2 0,001
Поморавский округ 1 0,0004
Борский округ 1 0,001
Златиборский округ 2 0,001
Моравичский округ 2 0,001
Рашский округ 1 0,0003
Расинский округ 1 0,0004
Нишавский округ 19 0,005
СЕРБИЯ (без Косово) 785 0,010

В пяти округах Сербии во время переписи 2002 не зафиксировано ни одного последователя иудаизма:

  • Заечарский округ
  • Топличский округ
  • Пиротский округ
  • Ябланичский округ
  • Пчиньский округ

Более половины (415 человек, 52,9 %) евреев Сербии проживало в Белграде. В Воеводине проживали 329 (41,9 %) всех евреев страны, а во всей Центральной Сербии (без Белграда) только 41.

Антисемитизм

В обстановке гражданской войны и последовавшего распада Югославии, возникшей проблемой сотен тысяч сербских беженцев, изгнанных из новопровозглашённых сопредельных государств (бывших союзных республик Хорватии и Боснии и Герцеговины) и, как следствие - резко возросших безработицы и нехватки товаров первой необходимости в Югославии усилился национализм, участились проявления антисемитизма:

В период начавшейся Войны НАТО против Югославии в телевизионной программе, посвященной политике США, в которой много говорилось о государственном секретаре Мадлен Олбрайт, делался вывод: «Евреи управляют миром. Евреи ответственны за то, что произошло в Сербии». Иерархи Сербской православной церкви осудили нападки на евреев, в том числе и антисемитскую статью, опубликованную в студенческой газете.

В 1999 году А. Сингер, президент Федерации еврейских общин, заявил, что власти Югославии, включая президента страны Слободана Милошевича, сейчас не выступают против антисемитизма и никто из лиц, ответственных за антисемитские акты, не был арестован. Многие евреи Югославии протестовали против попыток сербских, хорватских и боснийских националистов использовать евреев в своих целях и произвести раскол среди евреев, живущих в различных частях бывшей Югославии; в то же время часть еврейских лидеров выразила недовольство критическими высказываниями о Югославии некоторых известных евреев — политиков и общественных деятелей западного мира.

1 декабря 2011 года Неизвестные осквернили еврейское кладбище в Приштине - административном центре края Косово и Метохия. [9] Власти самопорвозглашённой "Республики Косово" осудили акт вандализма. [10]

Еврейская община Сербии сегодня

Еврейское кладбище в Приштине

Сербское правительство признает евреев как одну из семи традиционных этнорелигиозных общин Сербии[11]. Большинство евреев в Сербии – сефардского происхождения. Единственная действующая синагога в Сербии находится в Белграде.

Белградская еврейская община помогает евреям, живущим в различных населенных пунктах Югославии, в развитии культурной и общинной жизни; вместе с Джойнтом община осуществляет социальные программы, в первую очередь помощь пожилым, посылает продовольственные посылки, оплачивает медицинские услуги и т. п. При Белградской синагоге работают молодежный центр, в котором 150 еврейских детей и молодых людей участвуют в различных программах, воскресная школа для детей, клуб для старшеклассников и студентов, семинары по изучению иудаизма, иврита. Действуют программы для взрослых и пожилых людей. В Белграде дает концерты Еврейский хор братьев Барух (основан в 1879 году в Белграде, является старейшим действующим еврейским хором в мире) и ставит спектакли еврейский детский театр, проводятся различные еврейские выставки; так, в январе 1997 года Белградский еврейский музей организовал выставку, посвященную евреям Югославии, которую посетило множество людей. Федерация еврейских общин Югославии выпускает ежемесячный бюллетень.

Отношения Сербии и Израиля

Коммунистическое правительство Йосипа Броз Тито поддерживало борьбу еврейского населения Эрец-Исраэль против британского господства за создание независимого государства. До образования Государства Израиль из портов Югославии шли к берегам Эрец-Исраэль суда с репатриантами из Болгарии и Румынии.

Югославия и Израиль возобновили дипломатические отношения в конце 1996 года. Израиль формально поддерживал международную блокаду Югославии во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине в 1992–95 годах. и действия НАТО против Югославии в 1999 году, но фактически поддерживал торговые и туристические отношения с Югославией и её еврейской общиной.

В 2008 году Израиль, одним из первых заявил о непризнании самопровозглашённой албанцами "Независимой Республики Косово".[12]

Знаменитые евреи-уроженцы Сербии

  • Моше Пьяде - деятель югославского партизанского движения, генерал-майор, один из ближайших соратников Иосипа Броза Тито, югославский государственный деятель, премьер-министр Югославии в 1948 - 1954 гг..

Интересный факт

Источники и ссылки

Примечания

  1. Бунарджич Радован. Челарево – некрополь и поселение VIII-IX веков. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 524-525
  2. Virtual Jewish History Tour - Serbia and Montenegro
  3. 3,0 3,1 Virtual Jewish History Tour - Serbia and Montenegro
  4. Schneider, Getrude. "Exile and Destruction: The Fate of Austrian Jews, 1938-1945". p. 53 [1]
  5. Raul Hilberg, La Destruction des Juifs d'Europe, é, « Folio »-histoire, 2006, tome II, pp. 1264 - 1284
  6. Stefan, Ljubica. "Anti-semitism in Serbia during World war II"
  7. Synagogues Without Jews-Croatia and Serbia
  8. Jews of the Former Yugoslavia After the Holocaust
  9. Неизвестные осквернили еврейское кладбище в столице края Косово
  10. Президент Косово осудила осквернение еврейского кладбища в Приштине
  11. International Religious Freedom Report 2005, Serbia and Montenegro (includes Kosovo) (released by US Department of State)
  12. Израиль пока не намерен признавать независимость Косово
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Сербия в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация