Серов, Валентин

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Серов, Валентин Александрович''' (1865, Петербург, – 1911, Москва), русский художник. Отец Серова, Александр Николаевич (внук крещеного еврея, сенатора и естествоиспытателя К. Л. Габлица, 1752–1821), композитор, художественный критик и теоретик музыки; мать, Валентина Семеновна (1846–1924; урожденная Бергман), дочь крещеных евреев, пианистка (ее учителем был [[Рубинштейн, Антон Григорьевич|А. Г. Рубинштейн]]), композитор, автор оперы «Уриэль Акоста» (1885), написала воспоминания о Серове.
+
'''Серов, Валентин Александрович''' (1865, Петербург, – 1911, Москва), русский художник.  
 +
== Биографические сведения ==
-
Талант Серова проявился в детстве; в 1874–75 гг. в Мюнхене он начал брать уроки живописи и рисунка, а затем в 1878–80 гг. учился у И. Репина. В 1880 г. поступил в Петербургскую академию художеств, где его педагогом стал П. Чистяков, который, по словам самого Серова, был лучшим учителем законов формы. В 1885 г. Серов ушел из Академии, считая свое академическое образование завершенным.
+
Отец Серова, Александр Николаевич (внук крещеного еврея, сенатора и естествоиспытателя К. Л. Габлица, 1752–1821), композитор, художественный критик и теоретик музыки; мать, Валентина Семеновна (1846–1924; урожденная Бергман), дочь крещеных евреев, пианистка (ее учителем был [[Рубинштейн, Антон Григорьевич|А. Г. Рубинштейн]]), композитор, автор оперы «Уриэль Акоста» (1885), написала воспоминания о Серове.
 +
 
 +
Талант Серова проявился в детстве; в 1874–75 гг. в Мюнхене он начал брать уроки живописи и рисунка, а затем в 1878–80 гг. учился у И. Репина.  
 +
 
 +
В 1880 г. поступил в Петербургскую академию художеств, где его педагогом стал П. Чистяков, который, по словам самого Серова, был лучшим учителем законов формы.  
 +
 
 +
В 1885 г. Серов ушел из Академии, считая свое академическое образование завершенным.
 +
== Творчество ==
В ранних полотнах Серова — портретах, пейзажах («Девочка с персиками», 1887, Третьяковская галерея, Москва; «Заросший пруд. Домотканово», 1888, и другие) — художник стремился воплотить «отрадный», положительный идеал; в этих работах проявились черты раннего русского импрессионизма.
В ранних полотнах Серова — портретах, пейзажах («Девочка с персиками», 1887, Третьяковская галерея, Москва; «Заросший пруд. Домотканово», 1888, и другие) — художник стремился воплотить «отрадный», положительный идеал; в этих работах проявились черты раннего русского импрессионизма.
-
С 1890-х гг. портрет стал одним из основных жанров в творчестве Серова. В портретах выдающихся деятелей русской культуры Серов тяготеет к строгости и сдержанности колористического и композиционного решения, утверждает в них значительность внутренне свободной творческой личности (портреты [[Горький, Максим|М. Горького]], 1904, Музей М. Горького, Москва; М. Ермоловой, 1905; Ф. Шаляпина, 1905, оба — Третьяковская галерея). В 1894 г. Серов стал членом Товарищества передвижных выставок и получил широкую известность; в эти годы он много писал парадные портреты, которые отличаются импозантностью, красотой композиции и колорита («Портрет великого князя Павла Александровича», 1897, Третьяковская галерея; «Портрет княгини О. К. Орловой», 1911, Русский музей, Петербург). Откликом на события 9 января 1905 г., очевидцем которых оказался Серов, был демонстративный выход из Академии художеств и создание сатирических произведений: «После усмирения», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905, Русский музей).
+
С 1890-х гг. портрет стал одним из основных жанров в творчестве Серова.  
 +
 
 +
В портретах выдающихся деятелей русской культуры Серов тяготеет к строгости и сдержанности колористического и композиционного решения, утверждает в них значительность внутренне свободной творческой личности (портреты [[Горький, Максим|М. Горького]], 1904, Музей М. Горького, Москва; М. Ермоловой, 1905; Ф. Шаляпина, 1905, оба — Третьяковская галерея).  
 +
 
 +
В 1894 г. Серов стал членом Товарищества передвижных выставок и получил широкую известность; в эти годы он много писал парадные портреты, которые отличаются импозантностью, красотой композиции и колорита («Портрет великого князя Павла Александровича», 1897, Третьяковская галерея; «Портрет княгини О. К. Орловой», 1911, Русский музей, Петербург).  
 +
 
 +
Откликом на события 9 января 1905 г., очевидцем которых оказался Серов, был демонстративный выход из Академии художеств и создание сатирических произведений: «После усмирения», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905, Русский музей).
 +
== Особенности творчества ==
 +
 
 +
Серов — художник широкого диапазона: он работал в живописи и графике, в разных материалах и технике, обращался к портрету, пейзажу, жанровой композиции, историческим и мифологическим сюжетам, предпринимал опыты в театральной декорации и стенной живописи, книжной иллюстрации и мелкой пластике.  
-
Серов — художник широкого диапазона: он работал в живописи и графике, в разных материалах и технике, обращался к портрету, пейзажу, жанровой композиции, историческим и мифологическим сюжетам, предпринимал опыты в театральной декорации и стенной живописи, книжной иллюстрации и мелкой пластике. В более поздних произведениях художественный метод Серова, оставаясь реалистическим, включает черты модерна. С начала 1900-х гг. Серов стал членом объединения «Мир искусства».
+
В более поздних произведениях художественный метод Серова, оставаясь реалистическим, включает черты модерна. С начала 1900-х гг. Серов стал членом объединения «Мир искусства».
 +
== Отношение к еврейству ==
 +
 +
Связь Серова как человека и художника с еврейским народом не была глубокой и крепкой, однако он был непримирим к проявлениям антисемитизма в художественной среде.  
-
Связь Серова как человека и художника с еврейским народом не была глубокой и крепкой, однако он был непримирим к проявлениям антисемитизма в художественной среде. Некоторые его работы непосредственно связаны с библейской темой (например, оформление в 1898 г. оперы отца «Юдифь»).
+
Некоторые его работы непосредственно связаны с библейской темой (например, оформление в 1898 г. оперы отца «Юдифь»).
 +
== Дружеские отношения ==
Серов был близок к семье своей тети со стороны матери, Аделаиды Симонович (1844–1933), что отразилось в многочисленных портретах ее дочерей: Марии (1864–1955; мать [[Львов, Андре Мишель|А. М. Львова]]) — «Девушка, освещенная солнцем», 1888, Третьяковская галерея; «Портрет М. Я. Львовой», 1895, Париж, частное собрание; Надежды (1866–1908) — «Портрет Н. Я. Дервиз с ребенком», 1888–89, Третьяковская галерея. Серов писал портреты людей искусства, в том числе [[Левитан, Исаак Ильич|И. И. Левитана]] (1893, Третьяковская галерея), [[Рубинштейн, Ида Львовна|Иды Рубинштейн]] (1910, Русский музей) и других.
Серов был близок к семье своей тети со стороны матери, Аделаиды Симонович (1844–1933), что отразилось в многочисленных портретах ее дочерей: Марии (1864–1955; мать [[Львов, Андре Мишель|А. М. Львова]]) — «Девушка, освещенная солнцем», 1888, Третьяковская галерея; «Портрет М. Я. Львовой», 1895, Париж, частное собрание; Надежды (1866–1908) — «Портрет Н. Я. Дервиз с ребенком», 1888–89, Третьяковская галерея. Серов писал портреты людей искусства, в том числе [[Левитан, Исаак Ильич|И. И. Левитана]] (1893, Третьяковская галерея), [[Рубинштейн, Ида Львовна|Иды Рубинштейн]] (1910, Русский музей) и других.

Версия 16:48, 23 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Серов, Валентин Александрович (1865, Петербург, – 1911, Москва), русский художник.

Содержание

Биографические сведения

Отец Серова, Александр Николаевич (внук крещеного еврея, сенатора и естествоиспытателя К. Л. Габлица, 1752–1821), композитор, художественный критик и теоретик музыки; мать, Валентина Семеновна (1846–1924; урожденная Бергман), дочь крещеных евреев, пианистка (ее учителем был А. Г. Рубинштейн), композитор, автор оперы «Уриэль Акоста» (1885), написала воспоминания о Серове.

Талант Серова проявился в детстве; в 1874–75 гг. в Мюнхене он начал брать уроки живописи и рисунка, а затем в 1878–80 гг. учился у И. Репина.

В 1880 г. поступил в Петербургскую академию художеств, где его педагогом стал П. Чистяков, который, по словам самого Серова, был лучшим учителем законов формы.

В 1885 г. Серов ушел из Академии, считая свое академическое образование завершенным.

Творчество

В ранних полотнах Серова — портретах, пейзажах («Девочка с персиками», 1887, Третьяковская галерея, Москва; «Заросший пруд. Домотканово», 1888, и другие) — художник стремился воплотить «отрадный», положительный идеал; в этих работах проявились черты раннего русского импрессионизма.

С 1890-х гг. портрет стал одним из основных жанров в творчестве Серова.

В портретах выдающихся деятелей русской культуры Серов тяготеет к строгости и сдержанности колористического и композиционного решения, утверждает в них значительность внутренне свободной творческой личности (портреты М. Горького, 1904, Музей М. Горького, Москва; М. Ермоловой, 1905; Ф. Шаляпина, 1905, оба — Третьяковская галерея).

В 1894 г. Серов стал членом Товарищества передвижных выставок и получил широкую известность; в эти годы он много писал парадные портреты, которые отличаются импозантностью, красотой композиции и колорита («Портрет великого князя Павла Александровича», 1897, Третьяковская галерея; «Портрет княгини О. К. Орловой», 1911, Русский музей, Петербург).

Откликом на события 9 января 1905 г., очевидцем которых оказался Серов, был демонстративный выход из Академии художеств и создание сатирических произведений: «После усмирения», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905, Русский музей).

Особенности творчества

Серов — художник широкого диапазона: он работал в живописи и графике, в разных материалах и технике, обращался к портрету, пейзажу, жанровой композиции, историческим и мифологическим сюжетам, предпринимал опыты в театральной декорации и стенной живописи, книжной иллюстрации и мелкой пластике.

В более поздних произведениях художественный метод Серова, оставаясь реалистическим, включает черты модерна. С начала 1900-х гг. Серов стал членом объединения «Мир искусства».

Отношение к еврейству

Связь Серова как человека и художника с еврейским народом не была глубокой и крепкой, однако он был непримирим к проявлениям антисемитизма в художественной среде.

Некоторые его работы непосредственно связаны с библейской темой (например, оформление в 1898 г. оперы отца «Юдифь»).

Дружеские отношения

Серов был близок к семье своей тети со стороны матери, Аделаиды Симонович (1844–1933), что отразилось в многочисленных портретах ее дочерей: Марии (1864–1955; мать А. М. Львова) — «Девушка, освещенная солнцем», 1888, Третьяковская галерея; «Портрет М. Я. Львовой», 1895, Париж, частное собрание; Надежды (1866–1908) — «Портрет Н. Я. Дервиз с ребенком», 1888–89, Третьяковская галерея. Серов писал портреты людей искусства, в том числе И. И. Левитана (1893, Третьяковская галерея), Иды Рубинштейн (1910, Русский музей) и других.

Дружеские отношения связывали Серова с меценатами — супругами Г. Л. и В. О. Гиршман (портрет В. О. Гиршмана, 1911, портрет Г. Л. Гиршман, 1907, оба — Третьяковская галерея; последняя работа — шедевр русского портретного искусства начала 20 в.).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СЕРОВ Валентин Александрович в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация