Сефер Йецира

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
м (Замена текста — « ха-» на « hа-»)
Строка 37: Строка 37:
«СЕ́ФЕР-ИЕЦИРА́» (סֵפֶר יְצִירָה, `Книга творения`), старейший сохранившийся текст на иврите, содержащий систематически изложенные умозрительные идеи. Текст краток — около 1,6 тыс. слов. Стиль «Сефер-иецира» лаконичен, смысл не всегда ясен; термины не имеют параллелей в других сочинениях, посвященных аналогичным предметам. Книга подвергалась в течение более тысячи лет разнообразным интерпретациям; даже научное исследование ее в 19 в. не привело к окончательным выводам.  
«СЕ́ФЕР-ИЕЦИРА́» (סֵפֶר יְצִירָה, `Книга творения`), старейший сохранившийся текст на иврите, содержащий систематически изложенные умозрительные идеи. Текст краток — около 1,6 тыс. слов. Стиль «Сефер-иецира» лаконичен, смысл не всегда ясен; термины не имеют параллелей в других сочинениях, посвященных аналогичным предметам. Книга подвергалась в течение более тысячи лет разнообразным интерпретациям; даже научное исследование ее в 19 в. не привело к окончательным выводам.  
-
«Сефер-иецира» сохранилась в двух вариантах: более кратком, который в большинстве изданий фигурирует как сама книга, и более пространном, который иногда печатается как дополнение. Оба варианта существовали уже в 10 в.; их влияние обнаруживается в многочисленных рукописях, старейшие из которых (11 в.?), найденные в Каирской генизе, были опубликованы А. М. Хаберманом (1947). В обоих вариантах книга делится на шесть глав мишнайот или халахот (см. Мишна, Галаха), состоящих из кратких утверждений, в которых мнение автора подается в догматической форме без какого-либо объяснения или обоснования. Лексика (особенно первой главы) напоминает словарь мистических сочинений так называемый сифрут ха-меркава (`литература колесницы`, см. Каббала). Цитируются лишь немногие библейские стихи. Разное расположение мишнайот в двух вариантах «Сефер-иецира» влияет на характер содержания.  
+
«Сефер-иецира» сохранилась в двух вариантах: более кратком, который в большинстве изданий фигурирует как сама книга, и более пространном, который иногда печатается как дополнение. Оба варианта существовали уже в 10 в.; их влияние обнаруживается в многочисленных рукописях, старейшие из которых (11 в.?), найденные в Каирской генизе, были опубликованы А. М. Хаберманом (1947). В обоих вариантах книга делится на шесть глав мишнайот или халахот (см. Мишна, Галаха), состоящих из кратких утверждений, в которых мнение автора подается в догматической форме без какого-либо объяснения или обоснования. Лексика (особенно первой главы) напоминает словарь мистических сочинений так называемый сифрут -меркава (`литература колесницы`, см. Каббала). Цитируются лишь немногие библейские стихи. Разное расположение мишнайот в двух вариантах «Сефер-иецира» влияет на характер содержания.  
В центре «Сефер-иецира» — сжатое рассуждение о космологии и космогонии (разновидность ма‘асе брешит, см. Космогония) в умозрительной форме, явно мистического характера. Связь книги с еврейскими умозрительными представлениями о Божьей мудрости явствует из утверждения о том, что Бог сотворил мир с помощью «32 тайных путей мудрости». Эти 32 пути, определяемые как десять сфирот бли ма (буквально `сфирот без чего-либо`; см. Сфирот) плюс 22 буквы еврейского алфавита, представлены как основа всего творения.  
В центре «Сефер-иецира» — сжатое рассуждение о космологии и космогонии (разновидность ма‘асе брешит, см. Космогония) в умозрительной форме, явно мистического характера. Связь книги с еврейскими умозрительными представлениями о Божьей мудрости явствует из утверждения о том, что Бог сотворил мир с помощью «32 тайных путей мудрости». Эти 32 пути, определяемые как десять сфирот бли ма (буквально `сфирот без чего-либо`; см. Сфирот) плюс 22 буквы еврейского алфавита, представлены как основа всего творения.  
Строка 63: Строка 63:
Самое раннее упоминание «Сефер-иецира» — в сочинении «Барайта ди-Шмуэль» («Барайта Шмуэля»; см. Барайта) и в стихах Эл‘азара Калира (около 6 в.). Позднее книга оказала большое влияние на развитие еврейской философии до Маймонида и на каббалу; были написаны десятки комментариев к «Сефер-иецира». В начале 10 в. ее комментировал Са‘адия Гаон и внес в нее некоторые изменения на основании пространного варианта. Арабский текст «Сефер-иецира» с переводом на французский язык был опубликован в Париже в 1891 г. Начиная с 11 в. комментарий Са‘адии несколько раз переводился на иврит и приобрел широкое распространение.  
Самое раннее упоминание «Сефер-иецира» — в сочинении «Барайта ди-Шмуэль» («Барайта Шмуэля»; см. Барайта) и в стихах Эл‘азара Калира (около 6 в.). Позднее книга оказала большое влияние на развитие еврейской философии до Маймонида и на каббалу; были написаны десятки комментариев к «Сефер-иецира». В начале 10 в. ее комментировал Са‘адия Гаон и внес в нее некоторые изменения на основании пространного варианта. Арабский текст «Сефер-иецира» с переводом на французский язык был опубликован в Париже в 1891 г. Начиная с 11 в. комментарий Са‘адии несколько раз переводился на иврит и приобрел широкое распространение.  
-
В 955–956 гг. в Кайруане Дунаш бен Тамим (родился, по-видимому, в 890 г. – умер не ранее 958 г.) написал комментарий к краткому варианту «Сефер-иецира». Фрагменты этого арабского оригинала сохранились в Каирской генизе. Он неоднократно переводился на иврит. Третий комментарий (10 в.) был написан в южной Италии Шабтаем Донноло и напечатан в 1880 г. Наиболее важным из комментариев считается комментарий Иехуды бен Барзиллая ал-Барджелони (конец 11 в. – начало 12 в.). Иехуда ха-Леви в своем сочинении «Кузари» комментировал многие разделы «Сефер-иецира». Комментарий Аврахама Ибн Эзры к первой главе «Сефер-иецира», который был известен Аврахаму Абул‘афии, не сохранился. Шломо Ибн Габирол писал стихи на темы «Сефер-иецира».  
+
В 955–956 гг. в Кайруане Дунаш бен Тамим (родился, по-видимому, в 890 г. – умер не ранее 958 г.) написал комментарий к краткому варианту «Сефер-иецира». Фрагменты этого арабского оригинала сохранились в Каирской генизе. Он неоднократно переводился на иврит. Третий комментарий (10 в.) был написан в южной Италии Шабтаем Донноло и напечатан в 1880 г. Наиболее важным из комментариев считается комментарий Иехуды бен Барзиллая ал-Барджелони (конец 11 в. – начало 12 в.). Иехуда -Леви в своем сочинении «Кузари» комментировал многие разделы «Сефер-иецира». Комментарий Аврахама Ибн Эзры к первой главе «Сефер-иецира», который был известен Аврахаму Абул‘афии, не сохранился. Шломо Ибн Габирол писал стихи на темы «Сефер-иецира».  
Много комментариев к «Сефер-иецира» было написано в кругах Хасидей Ашкеназ. Число комментариев в духе каббалистической концепции сфирот приближается к 50. Самым ранним из них является комментарий Ицхака Сагги Нехоры (Ицхака Слепого, 1165?-1235). Комментарий к «Сефер-иецира» писали Нахманид, Аврахам Абул‘афия, Моше Кордоверо, Элияху бен Шломо Залман (Виленский Гаон) и другие. Многие комментарии к «Сефер-иецира» были обнаружены и опубликованы Г. Шолемом.
Много комментариев к «Сефер-иецира» было написано в кругах Хасидей Ашкеназ. Число комментариев в духе каббалистической концепции сфирот приближается к 50. Самым ранним из них является комментарий Ицхака Сагги Нехоры (Ицхака Слепого, 1165?-1235). Комментарий к «Сефер-иецира» писали Нахманид, Аврахам Абул‘афия, Моше Кордоверо, Элияху бен Шломо Залман (Виленский Гаон) и другие. Многие комментарии к «Сефер-иецира» были обнаружены и опубликованы Г. Шолемом.

Версия 11:50, 26 января 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии




Файл:Seferyetzirahcover.jpg
Сефер Йецира (Книга творения)


Сефер Йецира (ивр. ספר יצירה‎, Книга творения) — основополагающий текст Каббала,

рабби Акивой (по другим данным в XVI в. н. э.). По мнению же каббалистов, книга была написана в XVI—XVII веках до н. э. праотцом Авраамом.

Содержание

по Википедии

авторство которого традиционно приписывают Аврааму (около 2000 года до н. э.). По другой версии, тот текст, который мы сегодня имеем, является более поздней компиляцией — III—IX вв. нашей эры. Наиболее раннее свидетельство о существовании Сефир Йецира в письменном виде относят 120 году н. э., предположительно она была записана рабби Акивой. Арье Каплан, написавший глубокий комментарий к Сефер Йецира утверждал, что первые комментарии на эту книгу были написаны в 10 в., а сам текст скорее всего датируется 6 в. Ссылки на неё появляются в первом столетии, а давняя традиция её использования свидетельствует, что она существовала даже в библейские времена. Эта книга настолько древняя, что тайна её происхождения совершенно не доступна для историков.

Трактат дошёл до нас в четырёх основных версиях: "краткой", "пространной", "каббалистической" (ГРА-версия, изданная Виленским Гаоном) и версии Саадии Гаона; в наиболее пространной редакции его объём 2,5 тыс. слов. В этом небольшом, но чрезвычайно ёмком сочинении содержится оригинальное учение о сотворении мира, времени и человека посредством букв еврейского алфавита и 10 мистических чисел-сфирот. В комментарии на Сефер Йецира Р. Эльханана бен Йакара из Лондона сказано: «…Вот десять сфирот, которые были эманированы и сотворены (неетцелу ве-нивреу) двадцатью двумя буквами». Сефер Йецира - наиболее древний источник, в котором впервые указываются астрологические знаки под именами, известными нам сегодня.

В первой главе рассказывается о сфирот, а в остальных пяти — о значении отдельных букв в процессе творения. Далее в тексте рассматриваются 22 буквы еврейского алфавита в их связи с творением. Комбинации «основных букв» содержат в себе корни всех вещей, а также противоположность между добром и злом (онег ве-нега). Буквы разделяются на три группы: три матери, семь двойных, 12 простых. Тремя буквами-матерями были созданы воздух, вода и огонь в мире; три времени года; три части человеческого тела — голова, живот и грудь.

По некоторым версиям, книга является самым древним учебником химии (алхимии), передавая в зашифрованном виде сведения о химических соединениях и химических реакциях. С течением времени, смысл написанного был утерян.


Текст по ЭЕЭ

«СЕ́ФЕР-ИЕЦИРА́» (סֵפֶר יְצִירָה, `Книга творения`), старейший сохранившийся текст на иврите, содержащий систематически изложенные умозрительные идеи. Текст краток — около 1,6 тыс. слов. Стиль «Сефер-иецира» лаконичен, смысл не всегда ясен; термины не имеют параллелей в других сочинениях, посвященных аналогичным предметам. Книга подвергалась в течение более тысячи лет разнообразным интерпретациям; даже научное исследование ее в 19 в. не привело к окончательным выводам.

«Сефер-иецира» сохранилась в двух вариантах: более кратком, который в большинстве изданий фигурирует как сама книга, и более пространном, который иногда печатается как дополнение. Оба варианта существовали уже в 10 в.; их влияние обнаруживается в многочисленных рукописях, старейшие из которых (11 в.?), найденные в Каирской генизе, были опубликованы А. М. Хаберманом (1947). В обоих вариантах книга делится на шесть глав мишнайот или халахот (см. Мишна, Галаха), состоящих из кратких утверждений, в которых мнение автора подается в догматической форме без какого-либо объяснения или обоснования. Лексика (особенно первой главы) напоминает словарь мистических сочинений так называемый сифрут hа-меркава (`литература колесницы`, см. Каббала). Цитируются лишь немногие библейские стихи. Разное расположение мишнайот в двух вариантах «Сефер-иецира» влияет на характер содержания.

В центре «Сефер-иецира» — сжатое рассуждение о космологии и космогонии (разновидность ма‘асе брешит, см. Космогония) в умозрительной форме, явно мистического характера. Связь книги с еврейскими умозрительными представлениями о Божьей мудрости явствует из утверждения о том, что Бог сотворил мир с помощью «32 тайных путей мудрости». Эти 32 пути, определяемые как десять сфирот бли ма (буквально `сфирот без чего-либо`; см. Сфирот) плюс 22 буквы еврейского алфавита, представлены как основа всего творения.

В первой главе рассматриваются сфирот, а в остальных пяти — функции букв. По-видимому, термин «сфирот» означает здесь просто «числа», хотя автор, используя новый термин (сфирот вместо миспарим), вероятно, намекает на метафизические принципы или стадии сотворения мира. В литературе, посвященной каббале, термин «сфирот» обычно связывали с теорией эманации, хотя в «Сефер-иецира» не говорится о том, что первая сфира сама произошла от Бога путем эманации, а не была сотворена Им как независимое действие. Автор «Сефер-иецира» подчеркивает мистический характер сфирот, подробно описывает их и обсуждает их иерархический порядок. По крайней мере четыре первых сфирот происходят одна от другой путем эманации.

Первая сфира — это «дух (руах) Живого Бога» (далее в книге слово руах продолжает употребляться в его двойном смысле — абстрактного духа и воздуха или эфира). Первая сфира порождает вторую путем сгущения первого элемента — воздуха, из которого в свою очередь происходят вода и огонь (третья и четвертая сфира). Из первичного воздуха Бог сотворил («высек») 22 буквы; из первичной воды — космический хаос; из первичного огня — престол Славы и сонмы ангелов. Характер этого вторичного творения недостаточно ясен, поскольку точное терминологическое значение слов, используемых автором («высек», «сотворил»), может быть истолковано по-разному.

Последние шесть сфирот — совершенно иного характера; они представляют шесть измерений (буквально кцавот — `концы`) пространства; прямо не говорится об их создании из предшествующих элементов. Подчеркивается, что десять сфирот образуют законченное целое, ибо «их конец в их начале, а их начало в их конце»; они вращаются одна в другой. Таким образом, эти десять основных начал образуют единство, которое не идентично Божеству. Лишь первая стадия творения выражает пути Божьей мудрости.

Автор сознательно пользуется словами, заимствованными из описания хайот (`животных`), несущих престол Славы в видении «колесницы» Иехезкеля (Иех. 1), и, по-видимому, устанавливает определенное соотношение между «животными» и сфирот. Последние описываются как слуги царя, исполняющие его повеления и простирающиеся ниц перед его престолом. В то же время они — это мерила (амаким) всего сущего — добра и даже зла. Тот факт, что теория значения 22 букв как основания всего творения, изложенная во второй главе «Сефер-иецира» частично противоречит содержанию первой главы, побудил многих исследователей приписать автору «Сефер-иецира» концепцию двойного творения: идеального, совершаемого с помощью сфирот, и реального, осуществляемого соединением элементов речи (то есть букв). Некоторые исследователи полагали, что в «Сефер-иецира» объединены две различные космогонические доктрины.

Согласно «Сефер-иецира», все реальные сущности в трех слоях бытия — в мире, во времени и в человеческом теле («мир», «год», «душа») возникли благодаря соединению 22 букв и особенно благодаря комбинации букв в пары; каждая такая пара представляет собой корень ивритского глагола (автор, по-видимому, считал этот корень двухбуквенным). Всего таких пар («врат») 231. В ранних рукописях «Сефер-иецира» вместо логично обоснованного числа 231 фигурирует число 221. Согласно «Сефер-иецира», каждая существующая вещь содержит эти лингвистические элементы и обусловлена их силой, основанием которой является одно имя, то есть тетраграмматон или, возможно, алфавитный порядок, который в своей полноте рассматривается как одно мистическое имя.

В главах 3–5 основные 22 буквы делятся на три группы. Первая содержит три элемента (иммот, или уммот на языке Мишны) — алеф, мем, шин, которые являются источниками трех элементов, или стихий, упоминаемых в главе 1, — воздуха, огня, воды; из этих стихий возникло все остальное. Параллелью этим трем буквам служат три времени года (в соответствии с делением года, принятым греческими и эллинистическими авторами) и три части тела: голова, грудь и живот. Вторая группа состоит из семи «двойных» согласных, которые могут на письме принимать дагеш (см. Письмо): бет, гимел, далет, каф, пе, реш, тав (присутствие буквы реш в этой группе объясняют разные лингвистические теории).

С помощью этих букв были сотворены семь планет, семь небес, семь дней недели и семь отверстий головы человека (глаза, уши, ноздри, рот); они намекают также на основные изменения (тмурот) в человеческой жизни. Остальные 12 «простых» (ха-пшутот) букв соответствуют 12 знакам зодиака, 12 месяцам и 12 главным членам человеческого тела (ха-манхигим). Кроме того, автор «Сефер-иецира» дает еще и фонетическую классификацию букв по месту образования соответствующих звуков (горловые, губные, задненёбные, зубные и свистящие-шипящие). Такая классификация появилась впервые в истории изучения иврита; возможно, она не содержалась в первом варианте книги. Соединение этих «основных букв» содержит корни всех вещей и различие между добром и злом (онег ве-нега).

Существует явная связь между этой мистико-лингвистической космогонией, весьма близкой к астрологическим спекуляциям, и словесной или буквенной магией. Здесь источник веры в возможность создания голема с помощью упорядоченного произнесения всех возможных сочетаний букв. Согласно талмудической легенде (Санх. 65б), рабби Ханина и рабби Хошайя (4 в.) создали с помощью «Сефер-иецира» (более старый вариант названия — «Хилхот иецира» — «Пути творения») трехлетнего тельца, которого они затем употребили в пищу. Идентичность этой книги «Хилхот иецира» с существующей «Сефер-иецира» не может быть установлена, однако самые ранние тексты «Сефер-иецира» содержали вводные главы с описанием магических действий, представленные как своего рода праздничный ритуал, которым должно быть ознаменовано завершение изучения этой книги.

По вопросу о времени написания «Сефер-иецира» мнения ученых расходятся. Л. Цунц, Г. Трец и другие историки считали, что «Сефер-иецира» была создана в эпоху гаонов, около 8 в. Л. Бек пытался доказать, что «Сефер-иецира» была написана под влиянием философа-неоплатоника Прокла, возможно, в 6 в. Однако о написании «Сефер-иецира» в более ранний период свидетельствует язык книги, а также связь ее содержания с разными гностическими и синкретическими учениями (см. Гностицизм). Учение о сфирот и система языка обнаруживают влияние неопифагореизма и стоицизма. Идея о том, что каждый акт творения был скреплен как печатью именем Божьим, — одно из самых ранних положений мистики «колесницы» (меркава); аналогичные идеи характерны для гностицизма. Функция букв еврейского алфавита в созидании мира упоминается в старинном фрагменте мидраша Танхума (см. также Мидраш), посвященном творению.

Главная часть «Сефер-иецира» была написана в 3–6 вв., по-видимому, в Эрец-Исраэль, благочестивым евреем, склонным к мистике скорее спекулятивного и магического, чем экстатического характера. Автор «Сефер-иецира» стремился придать еврейский облик нееврейским мистическим учениям. В конце «Сефер-иецира» говорится о том, что праотец Авраам первым изучал идеи, выраженные в книге, и следовал им на практике. Впоследствии возникло мнение, согласно которому автором «Сефер-иецира» был Авраам. В некоторых рукописях «Сефер-иецира» именуется «Отийот де-Аврахам авину» («Буквы отца нашего Авраама»). Атрибуция «Сефер-иецира» рабби Акиве появилась в литературе каббалы в 13 в. под влиянием позднего мидраша «Отийот де-рабби Акива» («Буквы рабби Акивы»).

Самое раннее упоминание «Сефер-иецира» — в сочинении «Барайта ди-Шмуэль» («Барайта Шмуэля»; см. Барайта) и в стихах Эл‘азара Калира (около 6 в.). Позднее книга оказала большое влияние на развитие еврейской философии до Маймонида и на каббалу; были написаны десятки комментариев к «Сефер-иецира». В начале 10 в. ее комментировал Са‘адия Гаон и внес в нее некоторые изменения на основании пространного варианта. Арабский текст «Сефер-иецира» с переводом на французский язык был опубликован в Париже в 1891 г. Начиная с 11 в. комментарий Са‘адии несколько раз переводился на иврит и приобрел широкое распространение.

В 955–956 гг. в Кайруане Дунаш бен Тамим (родился, по-видимому, в 890 г. – умер не ранее 958 г.) написал комментарий к краткому варианту «Сефер-иецира». Фрагменты этого арабского оригинала сохранились в Каирской генизе. Он неоднократно переводился на иврит. Третий комментарий (10 в.) был написан в южной Италии Шабтаем Донноло и напечатан в 1880 г. Наиболее важным из комментариев считается комментарий Иехуды бен Барзиллая ал-Барджелони (конец 11 в. – начало 12 в.). Иехуда hа-Леви в своем сочинении «Кузари» комментировал многие разделы «Сефер-иецира». Комментарий Аврахама Ибн Эзры к первой главе «Сефер-иецира», который был известен Аврахаму Абул‘афии, не сохранился. Шломо Ибн Габирол писал стихи на темы «Сефер-иецира».

Много комментариев к «Сефер-иецира» было написано в кругах Хасидей Ашкеназ. Число комментариев в духе каббалистической концепции сфирот приближается к 50. Самым ранним из них является комментарий Ицхака Сагги Нехоры (Ицхака Слепого, 1165?-1235). Комментарий к «Сефер-иецира» писали Нахманид, Аврахам Абул‘афия, Моше Кордоверо, Элияху бен Шломо Залман (Виленский Гаон) и другие. Многие комментарии к «Сефер-иецира» были обнаружены и опубликованы Г. Шолемом.

Литература

  • Нечипуренко В.Н. Еврейская философия и каббала: Сефер Йецира; 32 пути Мудрости; Объяснение десяти сефирот рабби Азриэля из Жероны (новые переводы с древнееврейского). – Ростов н/Д: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2007. (Еврейский текст Сефер Йецира (ГРА-версия), перевод, предисловие и комментарий. С.404-441).

Смотри также

Ссылки


az:Sefer Yetsir

ca:Séfer Ietzirà cs:Sefer Jeciraet:Sefer Yetzirahja:形成の書 nl:Sefer Jetzirah pl:Sefer Jecira pt:Sêfer Yetzirá sv:Sefer jetziraУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках