Симхат Тора

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add notice: From Wiki)
м (Замена текста — «Категория:Иудейские праздники» на «Категория:Календарь и праздники»)
Строка 51: Строка 51:
{{еврейские праздники}}
{{еврейские праздники}}
-
[[Категория:Иудейские праздники]]
+
[[Категория:Календарь и праздники]]
[[ceb:Paglipay sa Tora]]
[[ceb:Paglipay sa Tora]]

Версия 20:04, 20 марта 2010


Симхат Тора ивр. שִׂמְחַת תּוֹרָה
Тип Еврейский
иначе Радость Торы
Значение Завершение годового цикла изучения Торы и начало нового цикла
Установлен В период раннего средневековья (эпоха гаонов)
Отмечается евреями
в период с 22 тишрей в Израиле или 23 тишрей вне Израиля
Празднование синагога
Традиции Молитва в синагоге, чтение Торы, акафот.
Запрет работы.
Связан с Суккот, Шмини Ацерет

Симха́т-Тора́ (ивр. שִׂמְחַת תּוֹרָה‎, букв. «радость Торы»; ашкеназ. Си́мхас-То́йрэ) — еврейский праздник, празднуемый сразу после Суккот; в Израиле — на следующий день после Суккот (совпадает с Шмини Ацерет), в странах рассеяния — на девятый день (после Шмини Ацерет). В этот день завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый цикл.

Содержание

Происхождение праздника

Симхат-Тора как отдельный праздник был известен уже во времена Талмуда, в котором этот день называется хафтара[1]. Однако особое празднование этого дня установилось в эпоху вавилонских гаонов (раннее средневековье), когда трёхгодичный цикл чтения Торы был заменён годичным. С тех пор в этот день читается последний раздел Торы — Ве-Зот а-Браха (33 и 34 главы Второзакония), тем не менее, традиция начинать новый цикл в тот же день появилась позднее.

Обычаи праздника

Файл:SimhatTora.jpg
Празднование в синагоге

Симхат-Тора — один из самых весёлых праздников еврейского календаря, его с особой радостью отмечали советские евреи. В 60-х они сделали его своим особым праздником, отмечаемым даже более радостно, чем Песах или Йом-Кипур. Хотя с точки зрения еврейского закона это менее важный праздник, чем Песах и Йом-Кипур, советские евреи были так ограничены в совершении своих ритуалов (или были плохо осведомлены о них), что выбрали самый весёлый из праздников.[2]

Вечером и утром Симхат Тора, в синагогах устраивают Акафот: торжественное шествие со свитками Торы вокруг возвышения в центре синагоги, на котором читается Тора. Акафот сопровождается танцами и всеобщим ликованием, которыми евреи выражают веру и любовь к Творцу — одни из самых светлых в жизни каждого еврея.[3]

В день Симхат Тора, завершая годичный цикл чтения Торы в синагогах по субботам, читают заключитльную главу, и, чтобы подчеркнуть непрерывность и вечность Торы, тут же начинают ее с начала. На Симхат Тора принято вызывать к чтению Торы все без исключения мужчин, даже самых маленьких мальчиков.

Еврейские законоучители приводят несколько причин того, что новый цикл чтения Торы начинается в тот же день, когда заканчивается прежний:

1. В мидраше, описывающем, как царь Соломон (Шломо) устроил праздник в знак дарования ему Всевышним особой мудрости, приводятся слова рабби Элазара,

« ...мы приходим к выводу о целесообразности устроения праздника в день, когда мы заканчиваем читать Тору, ибо, когда сказал Всевышний царю Соломону: «Я дарую тебе мудрость и чуткое сердце, и подобных тебе не было и не будет», то Соломон тотчас же устроил пир для всех слуг своих, дабы отпраздновать это событие, и это значит, что приличествует устроить пир и празднество в день, когда мы закончили чтение Торы. »

2. С тем, чтобы «не дать возможности Сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения, но не жаждут начать читать снова».[4]

Изначально существовал обычай, согласно которому человек, заканчивавший чтение Второзакония, тут же начинал читать книгу Бытия по памяти, поскольку существует правило: «Одному чтецу не дают двух свитков». В дальнейшем возникла практика вызывать к Торе двоих — один заканчивал читать Книгу Дварим, после чего другой начинал читать Книгу Берешит — таким образом, использовались два разных свитка.

Примечания

  1. Талмуд, Сукка 16а; Рош-хаШана 46; Мидраш Псикта Зута, разд. Пинхас 29,35
  2. Телушкин Йосеф. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. — М.:Лехаим, 1998.- 574 с.
  3. http://www.moshiach.ru/calendar/7/succot_simchat_tora.html Мошиах.ру
  4. Шульхан Арух и Тур., ОХ. 669

Ссылки

ceb:Paglipay sa Tora

cs:Simchat Tórafi:Simhat Torahu:Szimchat Tóránl:Simchat Thora nn:Simhàt Torá pt:Simchat Torá sv:Simchat Torahzh:西赫托拉節 zh-yue:妥拉節Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация