Синагога Тиферет Исраэль (Иерусалим)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 20:09, 2 июля 2012; Architect (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Синагога
Синагога «Тиферет Исраэль»
ивр. בית הכנסת תפארת ישראל
Страна Файл:Ottoman Flag.svg Османская империя
Файл:Palestine-Mandate-Ensign-1927-1948.svg Британский мандат в Палестине
Израиль Израиль
Город Иерусалим
Координаты 31° с. ш. 35° в. д. / 31.7754° с. ш. 35.2323° в. д. (G) (O)
Конфессия Ортодоксальный иудаизм
Строитель Нисан Бек
Строительство 1858—1872 годы
Основные даты:
1843 — покупка земельного участка
1858 — фирман (разрешение на строительство)
1870 — Франц Иосиф финансирует строительство купола
19.08.1872 — освящена
21.05.1948 — взорвана
Статус разрушена
Синагога «Тиферет Исраэль» на Викискладе

Синагога Тиферет Исраэль (она же «синагога Нисан Бек») — одна из самых легендарных синагог Иерусалима.

Название дано р. Исроэлем из Ружина. Который сослался при этом на стих из книги Эйха (2:1): «С неба на землю низринул великолепие Израиля (Тиферет Исраэль)».

Возведение синагоги связано с возникновением в Иерусалиме хасидской общины. На протяжении первой половины 19-го века хасидов в Иерусалиме практически не было. Считанные исключения только подтверждали правило.

В пятидесятых годах, как уже было сказано, ситуация меняется. Нехасидские ашкеназские семьи и общины все более массово перебираются в новые районы вне стен Старого города. В освобождающиеся квартиры въезжают хасиды.

В Иерусалиме все время ходят разговоры о восстановлении синагоги "Хурва", нехасидской синагоги. Это заставляло хасидов с особой остротой переживать отсутствие синагоги хасидской.

Рабби Исроэль из Ружина, один из легендарнейших духовных вождей хасидизма, правнук Магида из Межерича, в то время проживавший в Австро-Венгерской империи на положении политического эмигранта (после того, как был вынужден бежать из Российской империи, где он с маниакальной беспричинностью последовательно преследовался властями: царь Николай I испытывал к р. Исроэлю необъяснимую личную неприязнь), предлагает финансировать покупку участка в Старом городе под хасидскую синагогу. По забавному стечению обстоятельств, то есть б-жьим промыслом, параллельно, этот же участок пытается купить, по указанию Николая I, Российское Императорское Православное Палестинское Общество. Представителям р. Исроэля удается опередить конкурентов. Что приводит русского царя в бешенство. Он публично признается «Еврей Исроэль Фридман опять(?) победил меня». В дальнейшем, на выделенные деньги Русское Палестинское общество приобретает участок вне стен Старого города, на Яффской дороге, где и возводится комплекс, поныне именуемый «Русским подворьем».

После приобретения участка, обнаруживается, что на нем расположена могила арабского шейха, некоего Абушоша. Для того, чтобы добиться разрешения на перенос могилы и начало строительных работ, хасидам приходится попросить р. Исроэля из Ружина, патрона проекта, задействовать свои связи при австрийском императорском дворе. Строительство синагоги становится предметом имперской дипломатии (строительство синагоги «Хурва» лоббируют англичане).

Практически, строительство начинается в 1857 году, фактически параллельно со строительством синагоги «Хурва». Проект возглавляет р. Нисан Бек (уроженец Бердичева, 1815—1889), феерическая фигура, один из основателей хасидской общины в Иерусалиме (сам он был буяновским хасидом), потомственный печатник, подрядчик, возведший первый хасидский район за пределами стен Старого города (и незамысловато именуемый «Дома Нисана Бека»), создатель первой антимиссионерской организации в Иерусалиме и бессменный староста (габай) синагоги «Тиферет Исраэль» с момента её основания и до её смерти.

На этапе строительства р. Нисан Бек организовывал сбор средств, лично руководил работами, лично решал, практически, все организационные, административные и технические вопросы. Проявляя при этом фантастическую находчивость и дерзость. Например, к созданию проекта синагоги он умудрился привлечь русского архитектора, проектировавшего Русское подворье, Мартина Ивановича Эппингера.

Рабби Исроэль из Ружина финансировал только покупку участка. На строительство деньги собирали, что называется, с миру по нитке. Впрочем, это некоторое преувеличение. Дело в том, что после того, как все тот же р. Исроэль из Ружина объявил, что «Когда был Храм, он служил вратами для молитв Израиля. В наше время врата молитв Израиля находятся в синагоге Тиферет Исраэль», многие праведники и богачи того поколения поспешили приобрести места в строящейся синагоге, что составило весьма значительную сумму.

Однако на возведение великолепного, по тем временам, трехэтажного здания (одиннадцать на одиннадцать метров, при двадцатиметровой высоте) этого не хватило. Из России, от хасидов и хасидских ребе, шли и шли посылки с дорогой и даже драгоценной синагогальной утварью. А днег на завершение строительство не было. И тем не менее, к 1870-му году синагога была почти достроена. Оставалось только покрыть огромный купол крыши. На что денег не было категорически.

Именно в этот момент, Иерусалим, проездом на открытие Суэцкого канала, посетил австрийский император Франц-Йосеф. И изъявил желание побывать в синагоге, о которой столько слышал и для возведения которой кое-что сделал. Император обратил внимание на тот факт, что у синагоги нет крыши и поинтересовался у р. Нисана Бека о причине её отсутствия. Р.Нисан находчиво ответил: «Синагога сняла свой „головной убор“ в знак почтения к Вам, Ваше Величество!». «Сколько мне будет стоить убедить её покрыть голову снова?» — поинтересовался в ответ Франц-Йосеф. Была названа (и получена) точная сумма.

Окончательно строительство закончилось в 1872-м году. В честь открытия, четырехстам еврейским семьям Старого города были роздано, р. Нисаном Беком, праздничное угощение: хлеб и мясо.

Синагога сразу стала одной из самых посещаемых в городе. Зачастую части молящихся приходилось молиться снаружи — места в синагоге на всех желающих просто не хватало.

Купол синагоги, одного из самых высоких зданий в городе, покрасили в зеленый цвет. Практически сразу же обнаружилось, что это привело в ярость мусульман города, считавших зеленый цвет «своим» и даже «священным». Раздражение мусульман не утихало со временем, а только росло, пока барон Ротшильд, узнав о проблеме, не оплатил перекраску купола в другой цвет.

Во время войны за независимость государства Израиль (1948-й год) в синагоге располагался один из опорных пунктов отрядов еврейской самообороны. После захвата Старого города иорданцами, синагога Тиферет Исраэль, как и прочие синагоги района, была разграблена и разрушена.

В 2010-м году, после завершения востановления синагоги Хурва, группа финансировавших этот проект еврейских филантропов из Украины, заявила о готовности помочь восстановить и синагогу «Тиферет Исраэль». На настоящий момент, подготовительные и проектировочные работы по этому проекту уже ведутся.

Зеленым ли будет купол синагоги после восстановления, пока неизвестно.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках