Смертная казнь в иудаизме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «Иерусалимский храм» на «Иерусалимский Храм»)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(оформление)
 
(4 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 1
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}  {{Полуфабрикат}}
+
}}   
-
{{main|Смертная казнь}}
+
'''Смертная Казнь ''' в Библейском за­ко­но­да­тель­стве как и в законо­да­тельстве других древних народов, нередко служит наказанием за тяжкое преступление.
-
{{также|Смертная казнь в Библии}}
+
 
-
[[Талмуд]] упоминает четыре формы смертной казни, к которой приговаривает суд (''арба митот бет-дин''): [[побитие камнями]], [[сожжение]], [[казнь мечом]] и [[удушение]].
+
[[Талмуд]] упоминает четыре формы смертной казни, к которой приговаривает суд (''арба митот бет-дин''): [[побиение камнями]], [[сожжение]], [[казнь мечом]] и [[удушение]].
В отношении смертной казни библейская заповедь любить ближнего как самого себя ({{Библия|Лев|19:18}}) интерпретируется законоучителями Талмуда как предписание казнить приговорённого преступника наиболее гуманным способом.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 45а, 52а; Псахим 75а; Ктубот 37а</ref> Согласно этому подходу, смертная казнь должна быть подобна тому, как отнимает у человека жизнь сам Бог, то есть не калеча тело.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 52а; Сифра 7:9</ref>
В отношении смертной казни библейская заповедь любить ближнего как самого себя ({{Библия|Лев|19:18}}) интерпретируется законоучителями Талмуда как предписание казнить приговорённого преступника наиболее гуманным способом.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 45а, 52а; Псахим 75а; Ктубот 37а</ref> Согласно этому подходу, смертная казнь должна быть подобна тому, как отнимает у человека жизнь сам Бог, то есть не калеча тело.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 52а; Сифра 7:9</ref>
-
Есть основания полагать, что талмудические дискуссии о смертной казни, её видах и способах носят преимущественно теоретический характер, подобно обсуждению вопросов, связанных с [[Жертвоприношения в иудаизме|храмовыми жертвоприношениями]] в то время, когда [[Иерусалимский Храм|Храма]] уже давно не существовало. Аналогия между обсуждением различных видов смертной казни и дискуссиями о жертвоприношениях прямо приводится в самом Талмуде.
+
В целом законоучители Талмуда относились к смертной казни отрицательно. Так, в [[Мишна|Мишне]]<ref>[[Мишна]], Маккот 1:10</ref> сказано: <blockquote>[[Синедрион]], приговаривающий к смерти раз в семь лет, называется кровожадным; рабби [[Элазар бен Азария|Эл‘азар бен Азария]] говорит: «Даже раз в 70 лет»; [[рабби Тарфон]] и [[рабби Акива]] сказали: «Если бы мы заседали в Синедрионе, смертные приговоры никогда не выносились бы», но раббан [[Шимон бен Гамлиэль|Шим‘он бен Гамлиэль]] сказал: «Если так, они бы умножили число убийц в среде Израиля».</blockquote>
-
В целом законоучители Талмуда относились к смертной казни отрицательно. Так, в [[Мишна|Мишне]]<ref>[[Мишна]], Маккот 1:10</ref> сказано: <blockquote>[[Синедрион]], приговаривающий к смерти раз в семь лет, называется кровожадным; рабби [[Элазар бен Азария|Эл‘азар бен Азария]] говорит: «Даже раз в 70 лет»; [[рабби Тарфон]] и [[рабби Акива]] сказали: «Если бы мы заседали в Синедрионе, смертные приговоры никогда не выносились бы», а раббан [[Шимон бен Гамлиэль|Шим‘он бен Гамлиэль]] сказал: «Если так, они бы умножили число убийц в среде Израиля».</blockquote>
+
Приговор не приводили в исполнение в тот же день, чтобы увеличить возможность новых, благоприятных свидетельств. Даже когда осуждённого вели на казнь, существовала готовность в любую минуту остановить шествие. Сам осужденный имел право остановить шествие четыре или пять раз и потребовать, чтобы его отвели в суд, так как он вспомнил новое обстоятельство. На пути к месту казни [[глашатай]] обращался к возможным свидетелям на улицах с призывом прийти и засвидетельствовать невиновность обвиняемого. Перед казнью осужденного призывали к выражению раскаяния.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 42б-43б</ref>
-
Приговор не приводили в исполнение в тот же день, чтобы увеличить возможность новых, благоприятных свидетельств. Даже когда осуждённого вели на казнь, существовала готовность в любую минуту остановить шествие. Сам осужденный имел право остановить шествие четыре или пять раз и потребовать, чтобы его отвели в суд, так как он вспомнил новое обстоятельство. На пути к месту казни [[глашатай]] обращался к возможным свидетелям на улицах. Перед казнью осужденного призывали к выражению раскаяния.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 42б-43б</ref>
+
Законоучители Талмуда постановили, что с разрушением [[Иерусалимский Храм|Храма]] Синедрион утратил право приговаривать к смертной казни.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 52б; Ктубот 30а</ref>
Законоучители Талмуда постановили, что с разрушением [[Иерусалимский Храм|Храма]] Синедрион утратил право приговаривать к смертной казни.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 52б; Ктубот 30а</ref>
 +
 +
Есть основания полагать, что талмудические дискуссии о смертной казни, её видах и способах носят преимущественно теоретический характер, подобно обсуждению вопросов, связанных с [[Жертвоприношения в иудаизме|храмовыми жертвоприношениями]] в то время, когда [[Иерусалимский Храм|Храма]] уже давно не существовало. Аналогия между обсуждением различных видов смертной казни и дискуссиями о жертвоприношениях прямо приводится в самом Талмуде.
== Виды казней ==
== Виды казней ==
Строка 29: Строка 30:
=== Побиение камнями ===
=== Побиение камнями ===
{{main|Побиение камнями}}
{{main|Побиение камнями}}
-
 
-
К [[побиение камнями|побитию камнями]] приговаривали лишь за те 18 видов преступлений, за которые Библия прямо предписывает подобную казнь.<ref name="Talmud_6">[[Мишна]], Санхедрин 6:4</ref> Тем не менее, в Талмуде забрасывание камнями было заменено сбрасыванием приговорённого на камни.<ref name="Talmud_6" /> Согласно Талмуду, приговорённого следует сбрасывать с такой высоты, чтобы смерть наступила мгновенно, но его тело при этом не было обезображено. Побиение камнями происходило так: приговорённого судом поили вытяжкой из наркотических трав в качестве обезболивающего, после чего его сбрасывали со скалы, и, если он не умирал от этого, сбрасывали на него сверху один большой камень. В [[Библия|Библии]] есть свидетельства побиения камнями (см. {{Библия|Деян|7:54|–60}}).
 
=== Сожжение ===
=== Сожжение ===
-
{{main|Сожжение}}
 
-
[[Сожжение]] предписывается Талмудом только в тех случаях, в которых эта казнь установлена библейским законом. Чтобы тело приговорённого к казни сожжением не было изувечено, его шею следует обмотать двумя платками и тянуть их в противоположные стороны до тех пор, пока осужденный не откроет рот; затем следует ввести в рот горящий фитиль, который «достигнет его внутренностей».<ref name="Talmud_7">[[Мишна]], Санхедрин 7:2</ref> Фактически эта казнь является удушением, поскольку, по всей вероятности, в этом случае смерть наступает не от огня, а от удушья. Такой способ умерщвления на деле не практиковался.<ref name="Talmud_7" />
+
[[Сожжение]] предписывается Талмудом только в тех случаях, в которых эта казнь установлена библейским законом. Чтобы тело приговорённого к казни сожжением не было изувечено, его шею следует обмотать двумя платками и тянуть их в противоположные стороны до тех пор, пока осужденный не откроет рот; затем следует бросить в рот раскалённый кусок металла, который «достигнет его внутренностей» и сожжёт человека изнутри.<ref name="Talmud_7">[[Мишна]], Санхедрин 7:2</ref> Фактически при этом осуждённый умирает от болевого шока.
 +
 
 +
В то же время в Талмуде<ref>Вавилонский Талмуд, Бехорот 45а.</ref> описано, как ученики р.Ишмаэля (конец II в. н.э.) сварили некую блудницу, "которая была приговорена к сожжению по царскому (римскому) суду", и после этого подсчитали все кости её тела; эта информация потом использовалась для установления законодательства в отношении ритуальной нечистоты, ведь анатомировать трупы иудаизм запрещает.
=== Казнь мечом ===
=== Казнь мечом ===
-
[[Казнь мечом]] предписывалась для наказания убийц или жителей отложившихся городов. В обоих случаях эта форма казни основывается на библейских предписаниях ({{Библия|Исх|21:20}}; {{Библия|Лев|26:25}}; {{Библия|Втор|13:15|,16}}). По некоторым сведениям, лишь убийцам отсекали голову мечом («способом, практикуемым [римским] правительством».<ref>[[Мишна]], Санхедрин 7:3</ref>
+
[[Казнь мечом]] предписывалась для наказания убийц или жителей впавших в идолопоклонство городов. В обоих случаях эта форма казни основывается на библейских предписаниях ({{Библия|Исх|21:20}}; {{Библия|Лев|26:25}}; {{Библия|Втор|13:15|,16}}). По некоторым сведениям, лишь убийцам отсекали голову мечом («способом, практикуемым [римским] правительством».<ref>[[Мишна]], Санхедрин 7:3</ref>
=== Удушение ===
=== Удушение ===
-
[[Удушение]] предписывалось во всех случаях, когда другой способ смертной казни за совершённое преступление не был предусмотрен законом<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 52б, 84б, 89а</ref>, поскольку оно считалось наиболее гуманной и наименее обезображивающей тело казнью.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 52б</ref> Однако нет свидетельств, что и этот способ реально практиковался. Талмуд разрешает вывешивать тело казнённого только за два вида преступлений — богохульство и идолопоклонство.<ref>[[Мишна]], Санхедрин 6:4; [[Талмуд]] 45 б</ref>
+
[[Удушение]] предписывалось во всех случаях, когда другой способ смертной казни за совершённое преступление не был предусмотрен законом<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 52б, 84б, 89а</ref>, поскольку оно считалось наиболее гуманной и наименее обезображивающей тело казнью.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 52б</ref> Однако нет свидетельств, что и этот способ реально практиковался. Талмуд разрешает вывешивать для обозрения тело казнённого только за два вида преступлений — богохульство и идолопоклонство.<ref>[[Мишна]], Санхедрин 6:4; [[Талмуд]] 45 б</ref>
=== Другие виды казней ===
=== Другие виды казней ===
-
Существуют также сведения о применении таких видов смертной казни, которые не предписываются Талмудом. Так, [[Иосиф Флавий]]<ref>[[Иосиф Флавий]], [[Иудейские Древности]] 13:380-381</ref> сообщает, что [[Александр Яннай]] казнил распятием (то есть способом, который применяли римляне) 800 [[фарисеи|фарисеев]].
+
Существуют также сведения о применении таких видов смертной казни, которые не предписываются Талмудом. Так, [[Иосиф Флавий]]<ref>[[Иосиф Флавий]], [[Иудейские Древности]] 13:380-381</ref> сообщает, что [[Александр Яннай]] казнил распятием (то есть способом, который применяли римляне) 800 [[фарисеи|фарисеев]]. Упоминается также, что раби Шимон бен Шатах повесид (или распял?) 80 колдуний в один день, что было воспринято как однократная мера<ref>Иерусалимский Талмуд, Хагига 2:2</ref>.
 +
 
 +
В талмудические и пост-талмудические времена смертная казнь в иудаизме не применялась.
 +
== Смертная казнь в Израиле в наши дни ==
 +
В Государстве Израиль смертная казнь предусматривается только для лиц, виновных в нацистском геноциде, и за предательство во время военных действий; форма смертной казни для гражданских лиц — повешение, для военнослужащих — расстрел. За всю историю Израиля были приведены в исполнение лишь два смертных приговора (один — по приговору полевого суда с посмертной реабилитацией; другой — казнь [[Эйхмана Процесс|А. Эйхмана]]). Противники смертной казни в Израиле подчас ссылаются на постановление, согласно которому с разрушением Храма утрачено право налагать смертную казнь. Во время первого после образования государства судебного процесса над подозреваемым в убийстве оба верховных раввина страны ([[ашкеназ]]ский и [[сефард]]ский) обратились к министру юстиции с требованием немедленно отменить смертную казнь, предусматривавшуюся британским правом. Верховные раввины указали, что смертная казнь несовместима с [[Право Еврейское|еврейским правом]] и её осуществление было бы религиозным преступлением.
 +
 
 +
См. также [[Наказание]].
== Литература ==
== Литература ==
Строка 53: Строка 59:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
-
* {{ЭЕЭ|13855|Смертная казнь}}
+
{{ElevenCopyRight|13855|СМЕРТНАЯ КАЗНЬ}}
 +
 
[[Категория:Еврейская философия]]
[[Категория:Еврейская философия]]
[[Категория:Еврейское право]]
[[Категория:Еврейское право]]
-
[[Категория:Смертная казнь]]
 
-
 
-
 
-
[[en:Corporal punishment (Judaism)]]
 
-
 
-
 
-
{{WikiCopyRight}}
 

Текущая версия на 19:26, 12 июля 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Смертная Казнь в Библейском за­ко­но­да­тель­стве как и в законо­да­тельстве других древних народов, нередко служит наказанием за тяжкое преступление.

Талмуд упоминает четыре формы смертной казни, к которой приговаривает суд (арба митот бет-дин): побиение камнями, сожжение, казнь мечом и удушение.

В отношении смертной казни библейская заповедь любить ближнего как самого себя (Лев.19:18) интерпретируется законоучителями Талмуда как предписание казнить приговорённого преступника наиболее гуманным способом.[1] Согласно этому подходу, смертная казнь должна быть подобна тому, как отнимает у человека жизнь сам Бог, то есть не калеча тело.[2]

В целом законоучители Талмуда относились к смертной казни отрицательно. Так, в Мишне[3] сказано:

Синедрион, приговаривающий к смерти раз в семь лет, называется кровожадным; рабби Эл‘азар бен Азария говорит: «Даже раз в 70 лет»; рабби Тарфон и рабби Акива сказали: «Если бы мы заседали в Синедрионе, смертные приговоры никогда не выносились бы», но раббан Шим‘он бен Гамлиэль сказал: «Если так, они бы умножили число убийц в среде Израиля».

Приговор не приводили в исполнение в тот же день, чтобы увеличить возможность новых, благоприятных свидетельств. Даже когда осуждённого вели на казнь, существовала готовность в любую минуту остановить шествие. Сам осужденный имел право остановить шествие четыре или пять раз и потребовать, чтобы его отвели в суд, так как он вспомнил новое обстоятельство. На пути к месту казни глашатай обращался к возможным свидетелям на улицах с призывом прийти и засвидетельствовать невиновность обвиняемого. Перед казнью осужденного призывали к выражению раскаяния.[4]

Законоучители Талмуда постановили, что с разрушением Храма Синедрион утратил право приговаривать к смертной казни.[5]

Есть основания полагать, что талмудические дискуссии о смертной казни, её видах и способах носят преимущественно теоретический характер, подобно обсуждению вопросов, связанных с храмовыми жертвоприношениями в то время, когда Храма уже давно не существовало. Аналогия между обсуждением различных видов смертной казни и дискуссиями о жертвоприношениях прямо приводится в самом Талмуде.

Содержание

Виды казней

Побиение камнями

Основная статья: Побиение камнями

Сожжение

Сожжение предписывается Талмудом только в тех случаях, в которых эта казнь установлена библейским законом. Чтобы тело приговорённого к казни сожжением не было изувечено, его шею следует обмотать двумя платками и тянуть их в противоположные стороны до тех пор, пока осужденный не откроет рот; затем следует бросить в рот раскалённый кусок металла, который «достигнет его внутренностей» и сожжёт человека изнутри.[6] Фактически при этом осуждённый умирает от болевого шока.

В то же время в Талмуде[7] описано, как ученики р.Ишмаэля (конец II в. н.э.) сварили некую блудницу, "которая была приговорена к сожжению по царскому (римскому) суду", и после этого подсчитали все кости её тела; эта информация потом использовалась для установления законодательства в отношении ритуальной нечистоты, ведь анатомировать трупы иудаизм запрещает.

Казнь мечом

Казнь мечом предписывалась для наказания убийц или жителей впавших в идолопоклонство городов. В обоих случаях эта форма казни основывается на библейских предписаниях (Исх.21:20; Лев.26:25; Втор.13:15,16). По некоторым сведениям, лишь убийцам отсекали голову мечом («способом, практикуемым [римским] правительством».[8]

Удушение

Удушение предписывалось во всех случаях, когда другой способ смертной казни за совершённое преступление не был предусмотрен законом[9], поскольку оно считалось наиболее гуманной и наименее обезображивающей тело казнью.[10] Однако нет свидетельств, что и этот способ реально практиковался. Талмуд разрешает вывешивать для обозрения тело казнённого только за два вида преступлений — богохульство и идолопоклонство.[11]

Другие виды казней

Существуют также сведения о применении таких видов смертной казни, которые не предписываются Талмудом. Так, Иосиф Флавий[12] сообщает, что Александр Яннай казнил распятием (то есть способом, который применяли римляне) 800 фарисеев. Упоминается также, что раби Шимон бен Шатах повесид (или распял?) 80 колдуний в один день, что было воспринято как однократная мера[13].

В талмудические и пост-талмудические времена смертная казнь в иудаизме не применялась.

Смертная казнь в Израиле в наши дни

В Государстве Израиль смертная казнь предусматривается только для лиц, виновных в нацистском геноциде, и за предательство во время военных действий; форма смертной казни для гражданских лиц — повешение, для военнослужащих — расстрел. За всю историю Израиля были приведены в исполнение лишь два смертных приговора (один — по приговору полевого суда с посмертной реабилитацией; другой — казнь А. Эйхмана). Противники смертной казни в Израиле подчас ссылаются на постановление, согласно которому с разрушением Храма утрачено право налагать смертную казнь. Во время первого после образования государства судебного процесса над подозреваемым в убийстве оба верховных раввина страны (ашкеназский и сефардский) обратились к министру юстиции с требованием немедленно отменить смертную казнь, предусматривавшуюся британским правом. Верховные раввины указали, что смертная казнь несовместима с еврейским правом и её осуществление было бы религиозным преступлением.

См. также Наказание.

Литература

Примечания

  1. Талмуд, Санхедрин 45а, 52а; Псахим 75а; Ктубот 37а
  2. Талмуд, Санхедрин 52а; Сифра 7:9
  3. Мишна, Маккот 1:10
  4. Талмуд, Санхедрин 42б-43б
  5. Талмуд, Санхедрин 52б; Ктубот 30а
  6. Мишна, Санхедрин 7:2
  7. Вавилонский Талмуд, Бехорот 45а.
  8. Мишна, Санхедрин 7:3
  9. Талмуд, Санхедрин 52б, 84б, 89а
  10. Талмуд, Санхедрин 52б
  11. Мишна, Санхедрин 6:4; Талмуд 45 б
  12. Иосиф Флавий, Иудейские Древности 13:380-381
  13. Иерусалимский Талмуд, Хагига 2:2

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация