Соболь, Андрей
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Add template остатье) |
(шаблон) |
||
(11 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ | + | {{О_статье |
- | | | + | |ТИП СТАТЬИ=4 |
- | | | + | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
- | | | + | |УРОВЕНЬ= |
- | | | + | |КАЧЕСТВО= |
- | | | + | |АВТОР1= |
- | | | + | |АВТОР2= |
- | | | + | |АВТОР3= |
- | | | + | |ВИКИПЕДИЯ= |
- | | | + | |ПРОЕКТ= |
- | | | + | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= |
- | | | + | |ПОДТЕМА= |
- | }}{{ | + | |ДАТА СОЗДАНИЯ= |
- | + | }} | |
- | + | {{Писатель | |
- | + | | Имя = 'Андрей Соболь | |
- | + | | Оригинал имени = | |
+ | | Фото = Андрей Соболь.jpg | ||
+ | | Ширина = 180 | ||
+ | | Подпись = | ||
+ | | Имя при рождении = Юлий Михайлович (Израиль Моисеевич) Соболь | ||
+ | | Псевдонимы = Собель | ||
+ | | Дата рождения = 1888 | ||
+ | | Место рождения = Саратов, Россия | ||
+ | | Дата смерти = 1926 | ||
+ | | Место смерти = Москва, Россия | ||
+ | | Гражданство = | ||
+ | | Род деятельности = писатель | ||
+ | | Годы активности = | ||
+ | | Направление = | ||
+ | | Жанр = | ||
+ | | Язык произведений= русский | ||
+ | | Дебют = | ||
+ | | Премии = | ||
+ | | Награды = | ||
+ | | Lib = | ||
+ | | Сайт = | ||
+ | | Викитека = | ||
+ | }} | ||
+ | '''Андрей Со́боль''' ([[январь]] [[1888]], [[Саратов]] — [[8 июня]] [[1926]], [[Москва]]) — русский писатель. | ||
== Биография == | == Биография == | ||
+ | Родился в семье мелкого служащего. С 1904 — член группы [[сионизм|сионистов-социалистов]]. В начале 1906 арестован в [[Мариямполе]] по обвинению в «доставлении средств необнаруженным противозаконным сообществам» (из «Обвинительного акта» [[Вильнюс|Виленского]] военно-окружного суда) и присужден к 4 годам каторжных работ на строительстве «Колесухи» — [[Амурская колёсная дорога|Амурской колёсной дороги]], окончательно подорвавшей его физическое и психическое здоровье. Здесь он сблизился с крупными деятелями [[Партия социалистов-революционеров|партии социалистов-революционеров]] (Е. Созонов, П. Прошьян). Заболел чахоткой и был переведён на [[Ссылка (наказание)|поселение]], откуда в 1909 бежал за границу. | ||
- | + | === Во время Первой мировой войны === | |
+ | [[Первая мировая война]] застала Соболя в [[Париж]]е, где он пытался вступить в [[Французский иностранный легион|Иностранный легион]], но не прошёл из-за слабого здоровья. В 1915 г. через [[Сербия|Сербию]] нелегально вернулся в Россию. В качестве корреспондента нескольких газет побывал на Кавказском фронте. После [[Февральская революция|Февральской революции]] 1917 г. Соболь поступил в школу прапорщиков, но не окончил ее, став [[комиссар]]ом [[Временное правительство (Россия)|Временного правительства]] при 12-й армии. | ||
- | + | === После Октябрьской революции в России === | |
+ | После [[Октябрьская революция 1917 года в России|Октябрьского переворота]] отошел от политической деятельности и после окончания [[Гражданская война в России|гражданской войны]] опубликовал в московских газетах открытые письма, в которых «признал» советскую власть (1923). В 1922 — секретарь правления Всероссийского союза писателей (подпись Соболя, между прочим, стоит на членском билете [[Есенин, Сергей Александрович|Сергея Есенина]]). | ||
+ | |||
+ | === Во время Гражданской войны в России === | ||
+ | Во время гражданской войны скитался по югу России; его арестовывали и белые, и красные (в Одессе, арестованный ЧК, Соболь едва избежал расстрела, спасся благодаря помощи писателя М. Осоргина). Не принимая контрреволюции и убедившись в бессилии российской демократии, Соболь после окончания гражданской войны опубликовал в московских газетах открытые письма, в которых «признал» советскую власть (1923). В 1925 г. в Италии встречался с [[Горький, Максим|М. Горьким]], который его недолюбливал. | ||
- | |||
== Творчество == | == Творчество == | ||
+ | В литературном творчестве Соболя, которое обычно относят к [[Русско-Еврейская Литература|русско-еврейской литературе]], нашли выражение и обостренное еврейское национальное сознание писателя, и чувство неразрывной связи с Россией. Первые литературные опыты Соболя — стихи в духе [[Надсон, Семен Яковлевич|С. Надсона]] и [[Фруг, Семен Григорьевич|С. Фруга]] — объединены им в рукописный сборник «Песни из голуса» (см. [[Галут]]), в посвящении к которому Соболь писал «о дорогой нам цели — Сионе». Под впечатлением Кишиневского погрома (см. [[Кишинёв]]; [[Погромы]]) Соболь написал стихотворение «К народу», близкое по духу к стихотворению [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялика]] «Бе-ир hа-харега» («Сказание о погроме»); признаваясь в любви к своему народу, Соболь клеймил презрением его безволие и готовность мириться с унижениями. Именно после Кишиневского погрома Соболь ушел в общероссийскую революционную среду. Первые публикации стихов Соболя (подписанные Юлий Соболь или Ю. С.) появились в пермских газетах. В Вильне (1903) некоторое время Соболь сотрудничал в еврейской газете [[«Фрайнд»]]. К этому периоду относятся и прозаические опыты: переводы с немецкого, английского и французского языков. Первый рассказ Соболя «Секрет» был напечатан в виленском детском журнале «Зорька». Затем, в связи с революционной работой, тюрьмой, каторгой, ссылкой и бегством за границу, в литературной деятельности Соболя наступил длительный перерыв (за исключением издания тюремного журнала «Овод»). | ||
- | + | Свой жизненный опыт Соболь впоследствии отразил в воспоминаниях «Записки каторжанина» (М., 1925), пьесе «Давай улетим» (М., 1925) и очерке «Там, где решетки. Из жизни Зерентуйской каторги» (М., 1926; опубликован посмертно). Автобиографично в той или иной степени все творчество Соболя. После долгого перерыва его рассказы появились под псевдонимом Андрей Нежданов в журналах «Современник» (1911), «Русское богатство» (1914), «Заветы» (1914). Рассказ «Ростом не вышел» («Заветы», №5, 1914) повествует о самоубийстве изнасилованной еврейской девушки от лица соучастника преступления. Герои некоторых рассказов Соболя — безвольные, рефлексирующие интеллигенты-евреи, обреченные на поражение и гибель. Недаром псевдоним Соболя — «Андрей Нежданов» — это имя героя романа И. Тургенева «Новь», «романтика реализма», добровольно ушедшего из жизни. Этим героям Соболь противопоставляет волевых и уверенных евреев-революционеров, «бывших талмудистов», не знающих сомнений. Такому герою отдает сердце героиня рассказа «Песнь Песней» (1917), прообразом которой послужила юная активистка [[Бунд|Бунда]]. | |
- | В | + | Ожесточенные споры вызвал роман Соболя «Пыль» (написан в 1914 г., опубликован в журнале «Русская мысль», 1915, выдержал два отдельных издания — 1916 и 1917), в котором рассказывается о группе революционеров, подготавливающих террористический акт. [[Розанов, Василий Васильевич|В. Розанов]] усмотрел в романе «рекламу революции». Однако главная идея романа — это отчужденность евреев-революционеров от их товарищей. Соболь смело коснулся «запретной» темы, заговорив о зараженности антисемитизмом русской революционной интеллигенции и «сознательных» рабочих. Вместе с недоверием к России роман проникнут острой, болезненной любовью к ней — любовью изгнанника. Герой романа, еврей-революционер, плачет, когда, вернувшись в Россию, слышит звон церковных колоколов, в прошлом — символ всего ненавистного ему в русской жизни. Пессимизм и «иконоборчество» Соболя вызвали резкие нападки на него не только публицистов радикального лагеря, но и таких еврейских критиков, как [[Баал-Махашавот|Баал-Махашавот]], за то, что Соболь разрушил традиционный стереотип героя, хотя и показал в романе евреев — мужественных борцов, жертвующих жизнью во имя народа. Впоследствии Соболь писал, что всем статьям в защиту еврейства он предпочитает «крепких, здоровых евреев, могущих отстоять свой кров, свое достоинство, свою жизнь» («Опять оправдания», 1922). В рассказе «Тихое течение» (1918), навеянном воспоминаниями о Сибири, повествуется о жизни семьи сибирских евреев — тружеников и богатырей, первопроходцев и строителей. Таких евреев русская литература до Соболя не знала. В статье «Русские беллетристы и евреи на войне» (журнал «Еврейская неделя», №25, 1915) Соболь писал, что русские писатели, изображая евреев, знают только две краски — черную и белую. По мысли Соболя, этого не избежал и М. Горький, впавший в «трафаретность». В 1916 г. в Москве вышел первый сборник Соболя «Рассказы». |
- | + | Соболь принял участие в ряде коллективных еврейских изданий на русском языке. В журнале «Еврейская жизнь» (№ 14–15, 1916; номер целиком посвящен памяти Х. Н. Бялика) Соболь писал: «... по сей день многим из нас чужд и непонятен язык, на котором Бялик пел и поет свои песни. Мы получили их из вторых рук, мы — чужие чужим и получужие своим». Под редакцией Соболя и [[Лойтер, Эфраим Барухович|Э. Б. Лойтера]] вышел литературный сборник «Еврейский мир» (М., 1918), в котором Соболь опубликовал переведенную им повесть [[Сегалович, Зусман|З. Сегаловича]] «Золотые павлины», снабдив ее предисловием, и свой рассказ «Тихое течение». В сборнике «Сафрут» (кн. 1-я, М., 1918) был напечатан рассказ Соболя «Встань и иди». Инсценировка этого рассказа под названием «Перерыв» была напечатана в «Еврейском альманахе» (П.- М., 1923). Соболь — редактор сборника рассказов [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхема]] «Сквозь слезы» (М., 1925) и его романа «В пучине» (М., 1927). | |
+ | В 1917 г. вышли в свет второе издание романа «Пыль», сборники «На каторге», «На чужбине», сборник повестей «Бред». В 1922 г. Соболь стал секретарем правления Союза писателей в Москве. После «признания» советской власти перед ним открылись двери советских издательств. Вышли в свет книги: «Люди прохожие» (2-я книга рассказов 1916–18; М., 1923); «Обломки» (3-я книга рассказов 1920–23; М.– П., 1923); «Человек за бортом» (Харьков, 1924); «Паноптикум» (4-я книга рассказов; М., 1925); «Любовь на Арбате» (М., 1925); «Мемуары веснущатого человека» (журнал «Новый мир», № 1, 1926) и другие. «Собрание сочинений» Соболя (в четырех томах) вышло в свет в 1926 г.; новое «Собрание сочинений» (в трех томах) — в 1928 г. Сквозь все рассказы Соболя проходит мысль о бессилии человека перед грозным потоком событий; судьба почти всех его героев трагична. С одинаковым сочувствием пишет Соболь обо всех жертвах революционного вихря, к какому бы лагерю они ни принадлежали. Мир, изображаемый Соболем, безжалостен к простым человеческим чувствам. В рассказе «Погреб» (1922) несчастный еврей, по имени Давид Пузик, пытается бежать от захлестнувших Россию погромов в Палестину: «Должна же найтись земля, где будет простое и гордое: Давид бен-Симон, — древнее, по праву, имя, под древним и своим, по праву, небом». Невольно оказавшись в компании юдофоба-белогвардейца и покорного ему адвоката-кадета, еврей гибнет, преданный спутниками, так и не сумев пересечь пограничной реки. | ||
+ | |||
+ | Вершиной художественной прозы Соболя считается повесть «Салон-вагон» (1922). Ее герой, комиссар Временного правительства, в прошлом революционер и каторжанин (автобиографические черты), видит, как долгожданная революция превращается в кровавый кошмар, но бессилен помешать этому. Стиль Соболя ярок и динамичен, ритмическая организация его прозы виртуозна. Соболь, «признав» советскую власть, остался верен идеалам свободы мысли. Он мужественно протестовал против государственной опеки над художественным творчеством, критиковал резолюцию ЦК ВКП(б) о литературе (1925). Советская критика клеймила писателя кличками-цитатами: «человек-прохожий», «человек из паноптикума» и т. п. В эпоху сталинизма произведения Соболя не переиздавались. Прочно забытый писатель под прозрачным именем «Лось» появился в не чуждой антисемитизма повести В. Катаева «Уже написан «Вертер» («Новый мир», №6, 1980). В отдельных местах своей повести Катаев имитирует стиль повести Соболя «Салон-вагон». В годы перестройки в журнале «Огонек» (№ 41, 1989) опубликованы два рассказа Соболя. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Личная жизнь == | ||
+ | С юношеских лет страдал от тяжелой депрессии, неоднократно пытался покончить с собой. [[7 июня]] [[1926 год в литературе|1926 года]] застрелился в Москве, на [[Тверской бульвар|Тверском бульваре]], у памятника Пушкину, причинив себе огнестрельное ранение, максимально соответствующее ране поэта. Похоронен [[9 июня]] на [[Новодевичье кладбище (Москва)|Новодевичьем кладбище]]. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Семья == | ||
+ | Соболь Марк Андреевич (1918–1999), сын Соболя, русский советский писатель. По окончании режиссерского факультета ГИТИСа был режиссером и актером. Участник Второй мировой войны. Автор нескольких книг стихов, пьес («Товарищи романтики», 1956; «Неизвестный», 1958), статей, рассказов и очерков. | ||
+ | |||
+ | Отец поэта [[Соболь, Марк Андреевич|Марка Соболя]]. | ||
+ | |||
+ | Первая супруга (до 1919 года) - Рахиль Сауловна Бахмутская-Соболь (1883-1979), во втором браке Рочко (была сестрой Льва Сауловича Бахмутского, мужа актрисы [[Синельникова, Мария Давыдовна|М.Д. Синельниковой]], и Софьи Сауловны Рубиной, супруги философа [[Арон Ильич Рубин|Арона Ильича Рубина]]). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Книги == | ||
* Рассказы, Кн. 1. изд. «Северные дни», М., 1916 | * Рассказы, Кн. 1. изд. «Северные дни», М., 1916 | ||
* Пыль. Роман. изд. то же, М., 1916 (изд. 2, М., 1917) | * Пыль. Роман. изд. то же, М., 1916 (изд. 2, М., 1917) | ||
Строка 52: | Строка 99: | ||
* Косноязычное.// сб. «Писатели об искусстве и о себе», М., 1924 | * Косноязычное.// сб. «Писатели об искусстве и о себе», М., 1924 | ||
* Автобиографич. сведения // сб. «Писатели. Под ред. В. Лидина», М., 1926. | * Автобиографич. сведения // сб. «Писатели. Под ред. В. Лидина», М., 1926. | ||
+ | |||
== Примечание == | == Примечание == | ||
Строка 58: | Строка 106: | ||
{{Writer-stub}} | {{Writer-stub}} | ||
+ | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://www.eleven.co.il/article/13871 Электронная еврейская энциклопедия] | * [http://www.eleven.co.il/article/13871 Электронная еврейская энциклопедия] | ||
* [http://marksobol.narod.ru/Andrej_Sobol.htm К биографии А.Соболя] | * [http://marksobol.narod.ru/Andrej_Sobol.htm К биографии А.Соболя] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|13871|СОБОЛЬ Андрей}} | ||
+ | |||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
Строка 74: | Строка 127: | ||
[[Категория:Умершие 8 июня]] | [[Категория:Умершие 8 июня]] | ||
[[Категория:Персоналии, известные под литературными псевдонимами]] | [[Категория:Персоналии, известные под литературными псевдонимами]] | ||
- | + | {{checked_final}} | |
- | + | ||
- | {{ | + |
Текущая версия на 19:45, 12 июля 2012
Текст унаследован из Википедии | |
'Андрей Соболь | |
Файл:Андрей Соболь.jpg | |
Имя при рождении: |
Юлий Михайлович (Израиль Моисеевич) Соболь |
---|---|
Псевдонимы: |
Собель |
Дата рождения: |
1888 |
Место рождения: |
Саратов, Россия |
Дата смерти: |
1926 |
Место смерти: |
Москва, Россия |
Род деятельности: |
писатель |
Язык произведений: |
русский |
Андрей Со́боль (январь 1888, Саратов — 8 июня 1926, Москва) — русский писатель.
Содержание |
Биография
Родился в семье мелкого служащего. С 1904 — член группы сионистов-социалистов. В начале 1906 арестован в Мариямполе по обвинению в «доставлении средств необнаруженным противозаконным сообществам» (из «Обвинительного акта» Виленского военно-окружного суда) и присужден к 4 годам каторжных работ на строительстве «Колесухи» — Амурской колёсной дороги, окончательно подорвавшей его физическое и психическое здоровье. Здесь он сблизился с крупными деятелями партии социалистов-революционеров (Е. Созонов, П. Прошьян). Заболел чахоткой и был переведён на поселение, откуда в 1909 бежал за границу.
Во время Первой мировой войны
Первая мировая война застала Соболя в Париже, где он пытался вступить в Иностранный легион, но не прошёл из-за слабого здоровья. В 1915 г. через Сербию нелегально вернулся в Россию. В качестве корреспондента нескольких газет побывал на Кавказском фронте. После Февральской революции 1917 г. Соболь поступил в школу прапорщиков, но не окончил ее, став комиссаром Временного правительства при 12-й армии.
После Октябрьской революции в России
После Октябрьского переворота отошел от политической деятельности и после окончания гражданской войны опубликовал в московских газетах открытые письма, в которых «признал» советскую власть (1923). В 1922 — секретарь правления Всероссийского союза писателей (подпись Соболя, между прочим, стоит на членском билете Сергея Есенина).
Во время Гражданской войны в России
Во время гражданской войны скитался по югу России; его арестовывали и белые, и красные (в Одессе, арестованный ЧК, Соболь едва избежал расстрела, спасся благодаря помощи писателя М. Осоргина). Не принимая контрреволюции и убедившись в бессилии российской демократии, Соболь после окончания гражданской войны опубликовал в московских газетах открытые письма, в которых «признал» советскую власть (1923). В 1925 г. в Италии встречался с М. Горьким, который его недолюбливал.
Творчество
В литературном творчестве Соболя, которое обычно относят к русско-еврейской литературе, нашли выражение и обостренное еврейское национальное сознание писателя, и чувство неразрывной связи с Россией. Первые литературные опыты Соболя — стихи в духе С. Надсона и С. Фруга — объединены им в рукописный сборник «Песни из голуса» (см. Галут), в посвящении к которому Соболь писал «о дорогой нам цели — Сионе». Под впечатлением Кишиневского погрома (см. Кишинёв; Погромы) Соболь написал стихотворение «К народу», близкое по духу к стихотворению Х. Н. Бялика «Бе-ир hа-харега» («Сказание о погроме»); признаваясь в любви к своему народу, Соболь клеймил презрением его безволие и готовность мириться с унижениями. Именно после Кишиневского погрома Соболь ушел в общероссийскую революционную среду. Первые публикации стихов Соболя (подписанные Юлий Соболь или Ю. С.) появились в пермских газетах. В Вильне (1903) некоторое время Соболь сотрудничал в еврейской газете «Фрайнд». К этому периоду относятся и прозаические опыты: переводы с немецкого, английского и французского языков. Первый рассказ Соболя «Секрет» был напечатан в виленском детском журнале «Зорька». Затем, в связи с революционной работой, тюрьмой, каторгой, ссылкой и бегством за границу, в литературной деятельности Соболя наступил длительный перерыв (за исключением издания тюремного журнала «Овод»).
Свой жизненный опыт Соболь впоследствии отразил в воспоминаниях «Записки каторжанина» (М., 1925), пьесе «Давай улетим» (М., 1925) и очерке «Там, где решетки. Из жизни Зерентуйской каторги» (М., 1926; опубликован посмертно). Автобиографично в той или иной степени все творчество Соболя. После долгого перерыва его рассказы появились под псевдонимом Андрей Нежданов в журналах «Современник» (1911), «Русское богатство» (1914), «Заветы» (1914). Рассказ «Ростом не вышел» («Заветы», №5, 1914) повествует о самоубийстве изнасилованной еврейской девушки от лица соучастника преступления. Герои некоторых рассказов Соболя — безвольные, рефлексирующие интеллигенты-евреи, обреченные на поражение и гибель. Недаром псевдоним Соболя — «Андрей Нежданов» — это имя героя романа И. Тургенева «Новь», «романтика реализма», добровольно ушедшего из жизни. Этим героям Соболь противопоставляет волевых и уверенных евреев-революционеров, «бывших талмудистов», не знающих сомнений. Такому герою отдает сердце героиня рассказа «Песнь Песней» (1917), прообразом которой послужила юная активистка Бунда.
Ожесточенные споры вызвал роман Соболя «Пыль» (написан в 1914 г., опубликован в журнале «Русская мысль», 1915, выдержал два отдельных издания — 1916 и 1917), в котором рассказывается о группе революционеров, подготавливающих террористический акт. В. Розанов усмотрел в романе «рекламу революции». Однако главная идея романа — это отчужденность евреев-революционеров от их товарищей. Соболь смело коснулся «запретной» темы, заговорив о зараженности антисемитизмом русской революционной интеллигенции и «сознательных» рабочих. Вместе с недоверием к России роман проникнут острой, болезненной любовью к ней — любовью изгнанника. Герой романа, еврей-революционер, плачет, когда, вернувшись в Россию, слышит звон церковных колоколов, в прошлом — символ всего ненавистного ему в русской жизни. Пессимизм и «иконоборчество» Соболя вызвали резкие нападки на него не только публицистов радикального лагеря, но и таких еврейских критиков, как Баал-Махашавот, за то, что Соболь разрушил традиционный стереотип героя, хотя и показал в романе евреев — мужественных борцов, жертвующих жизнью во имя народа. Впоследствии Соболь писал, что всем статьям в защиту еврейства он предпочитает «крепких, здоровых евреев, могущих отстоять свой кров, свое достоинство, свою жизнь» («Опять оправдания», 1922). В рассказе «Тихое течение» (1918), навеянном воспоминаниями о Сибири, повествуется о жизни семьи сибирских евреев — тружеников и богатырей, первопроходцев и строителей. Таких евреев русская литература до Соболя не знала. В статье «Русские беллетристы и евреи на войне» (журнал «Еврейская неделя», №25, 1915) Соболь писал, что русские писатели, изображая евреев, знают только две краски — черную и белую. По мысли Соболя, этого не избежал и М. Горький, впавший в «трафаретность». В 1916 г. в Москве вышел первый сборник Соболя «Рассказы».
Соболь принял участие в ряде коллективных еврейских изданий на русском языке. В журнале «Еврейская жизнь» (№ 14–15, 1916; номер целиком посвящен памяти Х. Н. Бялика) Соболь писал: «... по сей день многим из нас чужд и непонятен язык, на котором Бялик пел и поет свои песни. Мы получили их из вторых рук, мы — чужие чужим и получужие своим». Под редакцией Соболя и Э. Б. Лойтера вышел литературный сборник «Еврейский мир» (М., 1918), в котором Соболь опубликовал переведенную им повесть З. Сегаловича «Золотые павлины», снабдив ее предисловием, и свой рассказ «Тихое течение». В сборнике «Сафрут» (кн. 1-я, М., 1918) был напечатан рассказ Соболя «Встань и иди». Инсценировка этого рассказа под названием «Перерыв» была напечатана в «Еврейском альманахе» (П.- М., 1923). Соболь — редактор сборника рассказов Шалом Алейхема «Сквозь слезы» (М., 1925) и его романа «В пучине» (М., 1927).
В 1917 г. вышли в свет второе издание романа «Пыль», сборники «На каторге», «На чужбине», сборник повестей «Бред». В 1922 г. Соболь стал секретарем правления Союза писателей в Москве. После «признания» советской власти перед ним открылись двери советских издательств. Вышли в свет книги: «Люди прохожие» (2-я книга рассказов 1916–18; М., 1923); «Обломки» (3-я книга рассказов 1920–23; М.– П., 1923); «Человек за бортом» (Харьков, 1924); «Паноптикум» (4-я книга рассказов; М., 1925); «Любовь на Арбате» (М., 1925); «Мемуары веснущатого человека» (журнал «Новый мир», № 1, 1926) и другие. «Собрание сочинений» Соболя (в четырех томах) вышло в свет в 1926 г.; новое «Собрание сочинений» (в трех томах) — в 1928 г. Сквозь все рассказы Соболя проходит мысль о бессилии человека перед грозным потоком событий; судьба почти всех его героев трагична. С одинаковым сочувствием пишет Соболь обо всех жертвах революционного вихря, к какому бы лагерю они ни принадлежали. Мир, изображаемый Соболем, безжалостен к простым человеческим чувствам. В рассказе «Погреб» (1922) несчастный еврей, по имени Давид Пузик, пытается бежать от захлестнувших Россию погромов в Палестину: «Должна же найтись земля, где будет простое и гордое: Давид бен-Симон, — древнее, по праву, имя, под древним и своим, по праву, небом». Невольно оказавшись в компании юдофоба-белогвардейца и покорного ему адвоката-кадета, еврей гибнет, преданный спутниками, так и не сумев пересечь пограничной реки.
Вершиной художественной прозы Соболя считается повесть «Салон-вагон» (1922). Ее герой, комиссар Временного правительства, в прошлом революционер и каторжанин (автобиографические черты), видит, как долгожданная революция превращается в кровавый кошмар, но бессилен помешать этому. Стиль Соболя ярок и динамичен, ритмическая организация его прозы виртуозна. Соболь, «признав» советскую власть, остался верен идеалам свободы мысли. Он мужественно протестовал против государственной опеки над художественным творчеством, критиковал резолюцию ЦК ВКП(б) о литературе (1925). Советская критика клеймила писателя кличками-цитатами: «человек-прохожий», «человек из паноптикума» и т. п. В эпоху сталинизма произведения Соболя не переиздавались. Прочно забытый писатель под прозрачным именем «Лось» появился в не чуждой антисемитизма повести В. Катаева «Уже написан «Вертер» («Новый мир», №6, 1980). В отдельных местах своей повести Катаев имитирует стиль повести Соболя «Салон-вагон». В годы перестройки в журнале «Огонек» (№ 41, 1989) опубликованы два рассказа Соболя.
Личная жизнь
С юношеских лет страдал от тяжелой депрессии, неоднократно пытался покончить с собой. 7 июня 1926 года застрелился в Москве, на Тверском бульваре, у памятника Пушкину, причинив себе огнестрельное ранение, максимально соответствующее ране поэта. Похоронен 9 июня на Новодевичьем кладбище.
Семья
Соболь Марк Андреевич (1918–1999), сын Соболя, русский советский писатель. По окончании режиссерского факультета ГИТИСа был режиссером и актером. Участник Второй мировой войны. Автор нескольких книг стихов, пьес («Товарищи романтики», 1956; «Неизвестный», 1958), статей, рассказов и очерков.
Отец поэта Марка Соболя.
Первая супруга (до 1919 года) - Рахиль Сауловна Бахмутская-Соболь (1883-1979), во втором браке Рочко (была сестрой Льва Сауловича Бахмутского, мужа актрисы М.Д. Синельниковой, и Софьи Сауловны Рубиной, супруги философа Арона Ильича Рубина).
Книги
- Рассказы, Кн. 1. изд. «Северные дни», М., 1916
- Пыль. Роман. изд. то же, М., 1916 (изд. 2, М., 1917)
- На каторге. изд. то же, М., 1917
- На чужбине. изд. то же, М., 1917
- Бред. Повести, изд. то же, М., 1917
- Люди прохожие. 2-я книга рассказов. (1916—1918 гг.), «ЗиФ», М., 1923
- Обломки. 3-я книга рассказов (1920—1923 гг.), изд. «Круг», М.— Пг., 1923
- Человек за бортом. изд. «Пролетарий», Харьков, 1924
- «Колесуха». Амурская колесная дорога. М.: Изд-во всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1925. (Текст доступен на сайте Библиотеки правозащитной литературы, вот здесь: http://www.biblioteka.freepress.ru/kolesuha.htm)
- Паноптикум. 4-я книга рассказов, изд. «Никитинские субботники», М., 1925
- Книга маленьких рассказов (1922—1925 гг.). изд. Московского т-ва писателей, М., 1925
- Давай улетим. Пьеса, изд. Всес. об-ва политкаторжан и сс.-поселенцев, М., 1925
- Записки каторжанина. изд. «Круг», М., 1925
- Рассказ о голубом покое. «Библиотека „Прожектор“», М., 1925
- Мемуары веснущатого человека. «Библиотека „Огонек“», М., 1926
- Там где решетки. Из жизни Зерентуйской каторги. Посмертный очерк, изд. Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, М., 1926
- Собр. сочинений, 4 тт., «ЗиФ», М. — Л., 1926; Открытое письмо, «На посту» 1923, II—III
- Косноязычное.// сб. «Писатели об искусстве и о себе», М., 1924
- Автобиографич. сведения // сб. «Писатели. Под ред. В. Лидина», М., 1926.
Примечание
- При написаниии этой статьи использована информация из Литературной энциклопедии в 11 т. — [М.], 1929—1939.
Это незавершённая статья о писателе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Ссылки
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СОБОЛЬ Андрей в ЭЕЭ