Сойфер

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Эпоха Судей)
Строка 22: Строка 22:
   
   
-
== Эпоха Судей ==
+
== Персидский период ==
   
   
Согласно мнению ряда исследователей, софрим были создателями и членами [[Великий Собор|Великого собора]]; эпоха софрим начинается с деятельности [[Эзра|Эзры]] и продолжается до времени [[Шимон Праведный|Шимона Праведного]], который был последним «мужем Великого собора». Безымянные софрим, действовавшие преимущественно в персидскую эпоху, заложили основу [[Устный Закон|Устного Закона]]: они вводили установления, касающиеся общественной и религиозной жизни, объясняли народу смысл Торы и ее предписаний: «И читали из Книги, из Закона Божия, внятно, и присоединяли толкование» (Нех. 8:8). В результате деятельности софрим Тора перестала быть исключительным достоянием священников и левитов.
Согласно мнению ряда исследователей, софрим были создателями и членами [[Великий Собор|Великого собора]]; эпоха софрим начинается с деятельности [[Эзра|Эзры]] и продолжается до времени [[Шимон Праведный|Шимона Праведного]], который был последним «мужем Великого собора». Безымянные софрим, действовавшие преимущественно в персидскую эпоху, заложили основу [[Устный Закон|Устного Закона]]: они вводили установления, касающиеся общественной и религиозной жизни, объясняли народу смысл Торы и ее предписаний: «И читали из Книги, из Закона Божия, внятно, и присоединяли толкование» (Нех. 8:8). В результате деятельности софрим Тора перестала быть исключительным достоянием священников и левитов.
-
 
== Шрифт ==
== Шрифт ==

Версия 13:48, 4 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Сойфер стам (софер или сойфер, СТаМ — это аббревиатура на иврите — свитки Торы, тфилин и мезузот ), или переписчик свитков — еврейская религиозная специальность по написанию свитков Торы, пергаментов для тфилин и мезуз, свитков Эстер и других книг Танаха. Иногда тот же метод письма используется также при написании различных каббалистических талисманов («камеот»).


Содержание

Значение термина

Первоначально термин обозначал должностных лиц, в чьи обязанности входит чтение и письмо (см. Писец). В Талмуде содержится трактат Софрим, подробно излагающий правила переписывания Торы (например, запрет писать пером нечистой птицы, пользоваться разными сортами чернил и т. п.).

Начиная с периода Объединенного царства, значительную часть софрим составляли левиты (см. Леви), поскольку еврейский религиозный Закон — Тора — существовал в письменном виде. Кроме того, возникала необходимость административно-фискальной организации храмовой службы (см. Храм). Хотя переписывание Торы составляло одну из наиболее важных сфер деятельности софрим, уже в эпоху Первого храма в их функцию входило обучение детей письму, чтению, а также собственно Закону.


Персидский период

Согласно мнению ряда исследователей, софрим были создателями и членами Великого собора; эпоха софрим начинается с деятельности Эзры и продолжается до времени Шимона Праведного, который был последним «мужем Великого собора». Безымянные софрим, действовавшие преимущественно в персидскую эпоху, заложили основу Устного Закона: они вводили установления, касающиеся общественной и религиозной жизни, объясняли народу смысл Торы и ее предписаний: «И читали из Книги, из Закона Божия, внятно, и присоединяли толкование» (Нех. 8:8). В результате деятельности софрим Тора перестала быть исключительным достоянием священников и левитов.

Шрифт

Стам пишут особым шрифтом, называемым «ашурит» — «ассирийский» шрифт. На самом деле, шрифт этот использовался для написания Стам во все времена , но к моменту Вавилонского изгнания он стал забываться среди евреев, которые для будничных целей пользовались другим шрифтом. Поэтому пророки Эзра и Нехемья (Ездра и Неемия) установили по возвращении из Вавилонского изгнания правила написания этого шрифта. Поэтому шрифт и назван Ассирийским — в честь вернувшийся из Ассирии. Пророки Эзра и Нехемья в еврейской традиции называются также Писцами (ха-Софер).

Ряд исследователей приписывают софрим все те традиции и hалахот (см. Галаха), которые называются микра софрим («чтение софрим»), иттур софрим («украшение софрим»), тиккун софрим («исправление софрим»), дикдукей софрим («уточнения софрим») и диврей софрим («слова софрим»). Однако, хотя Талмуд упоминает постановления Эзры и членов Великого собора, он не приписывает ни одной из hалахот софрим периода между Эзрой и эпохой таннаев.

Написание свитков и пергаментов требует специальной техники, знания законов написания букв, особой сосредоточенности. От софера требуется особая богобоязненность и честность, тщательное выполнение заповедей Торы.

См. также

Еврейский алфавит


da:Skriftklogeel:Σοφερείμlt:Soferis

nds:Sofer no:Soferim pl:Sofer sv:SoferУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках