Соколов, Нахум

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
 
Строка 37: Строка 37:
}}
}}
'''Нахум Соколов''' ([[1859]], [[Вышогруд]] — [[1936]], [[Лондон]]) — пионер журналистики на иврите, многолетний сионистский лидер, писатель.
'''Нахум Соколов''' ([[1859]], [[Вышогруд]] — [[1936]], [[Лондон]]) — пионер журналистики на иврите, многолетний сионистский лидер, писатель.
 +
== Биография ==
== Биография ==
-
Родился в [[1859 год]]у в [[Вышогруд]]е в ортодоксальной семье. Получил основательное религиозное образование у отца и деда, а также некоторое светское образование. Обладая блестящими способностями смог овладеть светской культурой, в частности знал не менее 12 языков. С семнадцати лет начал писать в газетах, в том же возрасте женился и стал жить в доме тестя. В [[1880 год]]у переехал в [[Варшава|Варшаву]]. Много лет писал в газету на [[иврит]]е «Ха-Цфира» («Сирена»), постепенно стал её соредактором и совладельцем.
+
Родился в семье с давними традициями глубокой талмудической учености (среди его предков называют [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|М. Иссерлеса]]). Основательное образование в этой области получил вначале у деда и отца, а затем в окружении Любавичского ребе. Немногие частные уроки по русскому языку и арифметике, которые родители сочли полезными, а также блестящие способности к языкам позволили ему путем самообразования овладеть и светской культурой. Ко времени переезда в 1880 г. в [[Варшава|Варшаву]] Соколов обладал эрудицией в области [[Галаха|Галахи]] на уровне раввинского авторитета, а образованностью в области литературы, искусства, истории — европейского интеллигента с дипломом университета. Такое сочетание вместе с владением основными европейскими языками (он знал не менее 12 языков) обеспечило ему важные преимущества во всей его журналистской и общественной карьере. С 17 лет (в этом возрасте он женился и переехал в близлежащее [[Местечко|местечко]] Маков в дом тестя, который избавил его от забот о хлебе насущном) Соколов начал писать для газеты [[«hа-Цфира»]], в которой позднее, уже живя в Варшаве, стал постоянным автором, а с 1885 г. — ведущим публицистом и соредактором ее издателя [[Слонимский, Хаим Зелиг|Х. З. Слонимского]]. Широкую популярность принесли Соколову статьи, знакомившие читателей с мировой поэзией, драматургией, историей и, особенно, регулярные рубрики и колонки («Страж дома Израилева», «Хроника», «От субботы до субботы»), в которых впервые на иврите в стиле европейской журналистики излагалась информация об актуальных проблемах и текущих событиях еврейской жизни. В 1880-х гг. Соколов также активно сотрудничал в еврейских газетах на других языках (в частности, «Израэлита» на польском, «Дер телеграф» на идиш; некоторое время редактировал эти газеты), однако исключительной известностью Соколов был больше всего обязан публицистической и просветительской деятельности на иврите. Будучи в этот период убежденным приверженцем [[Хаскала|Хаскалы]] (см. также [[Маскилим]]), Соколов старался доказать, что о любых, даже самых сложных современных проблемах можно писать на древнем национальном языке еврейского народа. Соколов не ограничивался одной публицистикой. Совершая уже тогда поездки в страны Европы и Северной Америки, он публиковал в «hа-Цфира» путевые заметки, в которых знакомил читателей с природой, древностями, музеями этих стран, жизнью их еврейских общин, вкладом евреев в их культуру. Соколов был автором стихов, рассказов, эссе, пьес на иврите (одна из его пьес — «Последняя расплата» — была в 1936 г. поставлена в Тель-Авиве театром [[«Хабима»]]), сочинений по истории евреев Польши и России, в том числе и отдельных общин, исследований по истории [[Антисемитизм|антисемитизма]] («Вечная ненависть к вечному народу», 1882) и даже популярного изложения кантовской философии. Тем самым он и субъективно, и объективно противостоял грозящей многим маскилим опасности [[Ассимиляция|ассимиляции]], настаивая на том, что приобщение евреев к культурным достижениям других народов должно происходить в национальной форме и служить национальному возрождению и расцвету духовного творчества самого еврейского народа. Соколов, лично порвавший с религией, прилагал немалые усилия (в частности, в публикациях на немецком, английском, польском, русском и других языках), чтобы возродить в среде светски образованных соплеменников интерес к еврейскому религиозному наследию и традициям именно как национальным ценностям. Важным вкладом в возрождение иврита и превращение его в язык современного культурного творчества стал задуманный Соколовым литературный ежегодник «hа-Асиф» («Жатва»), в шести томах которого (1885–94) участвовали лучшие культурные ивритоязычные силы того времени и публиковались многие произведения самого Соколова. Крупный успех этого издания, особенно его первого тома, стимулировал появление в 1886 г. ежедневной прессы на иврите (в 1886 г. ежедневной стала и «hа-Цфира»).
-
Был пионером ивристкой журналистике, в совершенстве владея ивритом, впервые начал писать на нём современным стлем сообщния о текущих событиях. Такж путешествовал и печатал путевые заметки. Сотрудничал с еврейскими газетами и на других языках - [[польский язык|польском]] и [[идиш]]. Писал также стихи, рассказы, пьесы, исторические исследования на иврите. Однако главные силы бросал на развитие журналистики на иврите. Издавал ежегодники ивритской литературы «Ха-Ассиф» («Жатва»), пользовавшимся огромным успехом.
+
Хотя Соколов порой и высказывал опасения по поводу того, что евреи могут утратить свою национальную индивидуальность в условиях [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]], он, как и все маскилим, был горячим поборником гражданского и политического равноправия евреев, отсюда и его весьма прохладное отношение к движению [[Ховевей Цион]]. В рецензии на работу [[Пинскер, Леон|Л. Пинскера]] «Автоэмансипация» Соколов упрекал автора в мелодраматичности, пессимизме и прожектерстве и призывал положиться на прогресс и просвещение как самый надежный путь к решению еврейского вопроса. Первоначально Соколов так же отреагировал на работу [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]] «Еврейское государство» и на первые шаги сионистского движения. Личное знакомство с Т. Герцлем и атмосфера 1-го [[Сионистские Конгрессы|Сионистского конгресса]] в Базеле (см. [[Базельская Программа|Базельская программа]]; [[Сионизм|Сионизм]]), куда Соколов отправился как представитель прессы, произвели, однако, на него столь сильное впечатление, что в Варшаву он вернулся пламенным приверженцем политического сионизма. С этого времени Соколов целиком посвятил себя пропагандистской, организационной, политической и дипломатической деятельности в рамках сионистского движения, а Т. Герцль приобрел в лице Соколова одного из самых ценных помощников, близко знакомого, в отличие от него, с условиями жизни еврейских масс и специфическими вопросами еврейской традиции. Видной фигурой в сионистском движении Соколов стал вначале благодаря своему дарованию публициста. В статьях в газете «hа-Цфира», превращенной им в рупор сионизма, а также в популярных брошюрах и памфлетах на идиш он разъяснял сионистскую программу широким слоям населения. Так, придавая важное значение привлечению к сионистскому движению представителей ортодоксального еврейства, он обратился к ним с брошюрой «К нашим мудрецам и учителям», не без воздействия которой через несколько лет возникло движение [[Мизрахи]]. В 1903 г. он перевел на иврит утопический роман Т. Герцля «Альтнойланд».
-
Выступал за предоставление евреям равноправия, но выражал опасения, что это приведёт к ассимиляции и потере национального своеобразия. Критиковал протосионистсткое движение Ховевей Цион и работу [[Пинскер, Леон|Пинскера]] «Автоэмансипация», и по-началу относился к [[сионизм]]у прохладно.
+
В 1906 г. началась продолжавшаяся затем около 30 лет непосредственная практическая работа Соколова во Всемирной сионистской организации. Он был ее генеральным секретарем (при президенте [[Вольфсон, Давид|Д. Вольфсоне]]), членом малого правления, ведающим политическими вопросами (в 1911 г. и вновь в 1913 г.), председателем правления (при президенте [[Вейцман, Хаим|Х. Вейцмане]]), а в 1931–35 гг. — президентом. В эти десятилетия Соколов вел организационную, дипломатическую и политическую работу, посещал еврейские общины десятков стран и встречался с государственными и политическими лидерами (первая и долго державшаяся в секрете встреча такого рода была у него еще в 1905 г. с тогдашним российским премьер-министром [[Витте, Сергей Юльевич|С. Витте]]). В 1905 г. Соколов совершил поездку в Турцию, где установил первые контакты с политическими кругами, которые впоследствии, после революции младотурок (1908), приобрели влияние (а также основал сионистское бюро и сионистские органы печати на французском, [[Еврейско-Испанский Язык|еврейско-испанском языке]] и иврите; редактором последнего стал молодой журналист из России [[Жаботинский, Владимир Евгеньевич|В. Жаботинский]]). В 1913 г. Соколов посетил США и Канаду, где его восторженно встречали десятки тысяч евреев Нью-Йорка и других городов. В Вашингтоне его принял государственный секретарь У. Дж. Брайан. Незадолго до начала Первой мировой войны Соколов посетил также Эрец-Исраэль во главе ревизионной комиссии Всемирной сионистской организации (в путевых заметках он делился с читателями впечатлениями об этой и большинстве других своих поездок, сообщая о достигнутых успехах). В годы Первой мировой войны Соколов вместе с Х. Вейцманом и [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Амом]] вел сложные и напряженные политические переговоры, добиваясь от Великобритании публичного обязательства признать в послевоенном устройстве мира законность национальных притязаний евреев на Эрец-Исраэль. Именно он возглавлял в Лондоне сионистскую комиссию, которая работала над максимально благоприятными для евреев формулировками будущей [[Бальфура Декларация|Бальфура Декларации]] (немалая их часть вошла в ее текст). В марте 1917 г. Соколов посетил Париж и Рим (здесь он был принят также папой Бенедиктом XV) с целью убедить правительства Франции и Италии не противодействовать готовящемуся документу и сыграл роль в преодолении подчас упорного сопротивления принятию Декларации Бальфура со стороны влиятельных во Франции и Англии антисионистски настроенных еврейских кругов (в этом ему серьезно помог барон [[Ротшильд Барон Эдмон Джеймс Де|Э. де Ротшильд]]). В эти и последующие годы Соколов продолжал тесно сотрудничать с Х. Вейцманом, поддерживать его общую пробританскую политическую ориентацию, позиции в отношении [[Еврейское Агентство|Еврейского агентства]] и [[Керен hа-Иесод|Керен hа-иесод]], а также дипломатические усилия Х. Вейцмана, направленные на защиту еврейских интересов (в частности, на Парижской мирной конференции, а затем в [[Лига Наций|Лиге Наций]] в качестве главы [[Комитет Еврейских Делегаций|Комитета еврейских делегаций]]). В 1920-х гг., а также в первой половине 1930-х гг., когда Соколов был президентом Всемирной сионистской организации и Еврейского агентства, он, несмотря на преклонный возраст, оставался столь же энергичным и неутомимым. В этот период он по-прежнему посещал десятки стран (в том числе Эрец-Исраэль, где Соколов, в частности, присутствовал в 1925 г. на официальной церемонии открытия [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]]). Соколов встречался с высшими государственными и политическими руководителями различных стран (например, в 1927 г. — с королем Италии и Б. Муссолини, заявившим Соколову о своем сочувствии сионистским целям), с лидерами еврейских общин, выступал на бесчисленных собраниях и митингах. В 1935 г. 19-й Сионистский конгресс, вновь избравший Х. Вейцмана президентом Всемирной сионистской организации, в знак признания заслуг Соколова избрал его почетным президентом.
-
С [[Сионистский всемирный конгресс|Первого Сионистского конгресса]], где Соколов был представителем прессы, он вернулся убеждённым сторонником сионизма. С этого момента он становтися ближайшим подвижником [[Герцль, Теодор|Теодора Герцля]], многолетнум ярким лидером движения. Хотя сам Соколов отошёл от иудейской религии, он понимал важность участия религиозных евреев и написал призыв, который способствовал созданию [[Мизрахи (движение)|движения «Мизрахи»]]. В 1903 году перевёл на иврит утопический роман Герцля «Альтенойеланд» под названием «Тель-Авив», что стало названием города [[Тель-Авив]].
+
Соколов оставил заметный след в истории сионистского движения, в частности, как неутомимый борец за его единство. Стремясь противодействовать часто возникавшим в движении опасностям раскола, он отмежевывался как от социалистического, так и от ревизионистского (см. [[Сионисты-Ревизионисты|Сионисты-ревизионисты]]) крыла в сионистском руководстве. Классовой позиции социалистов он противопоставлял требование приоритета общенациональных интересов еврейства над партикулярными эгоистическими притязаниями любых отдельных слоев и групп. В ревизионизме его особенно не устраивал упор на силовые военизированные формы борьбы, несовместимые, как считал Соколов, с основным этическим принципом сионизма, согласно которому не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Особой была позиция Соколова и в расхождениях между приверженцами политического, практического и культурного сионизма. Являясь одним из общепризнанных лидеров политического сионизма, он одновременно активно поддерживал усилия по созданию поселений и современной инфраструктуры в Эрец-Исраэль, хоть и предостерегал против того, чтобы масштабы эмиграции чрезмерно опережали темпы экономического развития страны. Соколов во многом (хотя и не во всем) солидаризировался с идеалами культурного сионизма. Так, он утверждал, что возрождение еврейской государственности в Стране Израиля — не самоцель, а необходимое условие полноправного участия еврейского народа в духовном и культурном прогрессе человечества.
-
С [[1906 год]]а участвовал в практической политике сионизма, стал генеральным секретарём Всемирной сионистской организации. Участвовал в переговорах с премьер-мнистром России [[Витте, Сергей Юльевич|С.Ю.Витте]], руководителями Турции, католической церкви. В США он был с восторгом принят встречен местными евреями, был принят государственным секретарём [[Брайан, Уильям Дженнингс|У. Брайаном]]. Был в составе комиссии по выработке формулировки [[Декларация Бальфура 1917 года|декларации Бальфура]].
+
Продолжал неутомимо путешествовать и в 1920-ые годы, встречался с [[Виктор Эммануил III|королём Италии Виктором Эмануилом III]], получил от Муссолини заверения, что он поддерживает сионизм. В [[1935 год]]у избран почётным президентом Всемирной сионистской организации (президентом был [[Вейцман, Хаим|Хаим Вайцман]]).  
-
 
+
-
Продолжал неутомимо путешествовать и в1920-ые годы, встречался с [[Виктор Эммануил III|королём Италии Виктором Эмануилом III]], получил от Муссолини заверения, что он поддерживает сионизм. В [[1935 год]]у избран почётным президентом Всемирной сионистской организации (президентом был [[Вейцман, Хаим|Хаим Вайцман]]).  
+
В сионистской деятельности стремился к единству сил, избегая крайних позиций. Видел реализацию целей сионизма как средство в участии евреев в общем прогрессе человечества<ref>{{ЭЕЭ|13884|Соколов Нахум}}</ref>.
В сионистской деятельности стремился к единству сил, избегая крайних позиций. Видел реализацию целей сионизма как средство в участии евреев в общем прогрессе человечества<ref>{{ЭЕЭ|13884|Соколов Нахум}}</ref>.
Строка 57: Строка 56:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
 +
 +
{{ElevenCopyRight|13884|СОКОЛОВ Нахум}}
 +
* {{ЭЕЭ|13884|Соколов Нахум}}
* {{ЭЕЭ|13884|Соколов Нахум}}
* [http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/18-4/062.htm Соколов, Нахум] в «Еврейской энциклопедии» Брокгауза и Эфрона.
* [http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/18-4/062.htm Соколов, Нахум] в «Еврейской энциклопедии» Брокгауза и Эфрона.

Текущая версия на 09:57, 4 января 2012

Автор статьи: Китросский, Леви
Соколов, Нахум
Файл:Sokolov N.jpg
Дата рождения:

1859

Место рождения:

Вышогруд, Россия

Дата смерти:

1936

Место смерти:

Лондон

Гражданство:

Россия

Род деятельности:

прозаик, журналист, сионист

Направление:

журналистка на иврите

Нахум Соколов (1859, Вышогруд — 1936, Лондон) — пионер журналистики на иврите, многолетний сионистский лидер, писатель.


Биография

Родился в семье с давними традициями глубокой талмудической учености (среди его предков называют М. Иссерлеса). Основательное образование в этой области получил вначале у деда и отца, а затем в окружении Любавичского ребе. Немногие частные уроки по русскому языку и арифметике, которые родители сочли полезными, а также блестящие способности к языкам позволили ему путем самообразования овладеть и светской культурой. Ко времени переезда в 1880 г. в Варшаву Соколов обладал эрудицией в области Галахи на уровне раввинского авторитета, а образованностью в области литературы, искусства, истории — европейского интеллигента с дипломом университета. Такое сочетание вместе с владением основными европейскими языками (он знал не менее 12 языков) обеспечило ему важные преимущества во всей его журналистской и общественной карьере. С 17 лет (в этом возрасте он женился и переехал в близлежащее местечко Маков в дом тестя, который избавил его от забот о хлебе насущном) Соколов начал писать для газеты «hа-Цфира», в которой позднее, уже живя в Варшаве, стал постоянным автором, а с 1885 г. — ведущим публицистом и соредактором ее издателя Х. З. Слонимского. Широкую популярность принесли Соколову статьи, знакомившие читателей с мировой поэзией, драматургией, историей и, особенно, регулярные рубрики и колонки («Страж дома Израилева», «Хроника», «От субботы до субботы»), в которых впервые на иврите в стиле европейской журналистики излагалась информация об актуальных проблемах и текущих событиях еврейской жизни. В 1880-х гг. Соколов также активно сотрудничал в еврейских газетах на других языках (в частности, «Израэлита» на польском, «Дер телеграф» на идиш; некоторое время редактировал эти газеты), однако исключительной известностью Соколов был больше всего обязан публицистической и просветительской деятельности на иврите. Будучи в этот период убежденным приверженцем Хаскалы (см. также Маскилим), Соколов старался доказать, что о любых, даже самых сложных современных проблемах можно писать на древнем национальном языке еврейского народа. Соколов не ограничивался одной публицистикой. Совершая уже тогда поездки в страны Европы и Северной Америки, он публиковал в «hа-Цфира» путевые заметки, в которых знакомил читателей с природой, древностями, музеями этих стран, жизнью их еврейских общин, вкладом евреев в их культуру. Соколов был автором стихов, рассказов, эссе, пьес на иврите (одна из его пьес — «Последняя расплата» — была в 1936 г. поставлена в Тель-Авиве театром «Хабима»), сочинений по истории евреев Польши и России, в том числе и отдельных общин, исследований по истории антисемитизма («Вечная ненависть к вечному народу», 1882) и даже популярного изложения кантовской философии. Тем самым он и субъективно, и объективно противостоял грозящей многим маскилим опасности ассимиляции, настаивая на том, что приобщение евреев к культурным достижениям других народов должно происходить в национальной форме и служить национальному возрождению и расцвету духовного творчества самого еврейского народа. Соколов, лично порвавший с религией, прилагал немалые усилия (в частности, в публикациях на немецком, английском, польском, русском и других языках), чтобы возродить в среде светски образованных соплеменников интерес к еврейскому религиозному наследию и традициям именно как национальным ценностям. Важным вкладом в возрождение иврита и превращение его в язык современного культурного творчества стал задуманный Соколовым литературный ежегодник «hа-Асиф» («Жатва»), в шести томах которого (1885–94) участвовали лучшие культурные ивритоязычные силы того времени и публиковались многие произведения самого Соколова. Крупный успех этого издания, особенно его первого тома, стимулировал появление в 1886 г. ежедневной прессы на иврите (в 1886 г. ежедневной стала и «hа-Цфира»).

Хотя Соколов порой и высказывал опасения по поводу того, что евреи могут утратить свою национальную индивидуальность в условиях эмансипации, он, как и все маскилим, был горячим поборником гражданского и политического равноправия евреев, отсюда и его весьма прохладное отношение к движению Ховевей Цион. В рецензии на работу Л. Пинскера «Автоэмансипация» Соколов упрекал автора в мелодраматичности, пессимизме и прожектерстве и призывал положиться на прогресс и просвещение как самый надежный путь к решению еврейского вопроса. Первоначально Соколов так же отреагировал на работу Т. Герцля «Еврейское государство» и на первые шаги сионистского движения. Личное знакомство с Т. Герцлем и атмосфера 1-го Сионистского конгресса в Базеле (см. Базельская программа; Сионизм), куда Соколов отправился как представитель прессы, произвели, однако, на него столь сильное впечатление, что в Варшаву он вернулся пламенным приверженцем политического сионизма. С этого времени Соколов целиком посвятил себя пропагандистской, организационной, политической и дипломатической деятельности в рамках сионистского движения, а Т. Герцль приобрел в лице Соколова одного из самых ценных помощников, близко знакомого, в отличие от него, с условиями жизни еврейских масс и специфическими вопросами еврейской традиции. Видной фигурой в сионистском движении Соколов стал вначале благодаря своему дарованию публициста. В статьях в газете «hа-Цфира», превращенной им в рупор сионизма, а также в популярных брошюрах и памфлетах на идиш он разъяснял сионистскую программу широким слоям населения. Так, придавая важное значение привлечению к сионистскому движению представителей ортодоксального еврейства, он обратился к ним с брошюрой «К нашим мудрецам и учителям», не без воздействия которой через несколько лет возникло движение Мизрахи. В 1903 г. он перевел на иврит утопический роман Т. Герцля «Альтнойланд».

В 1906 г. началась продолжавшаяся затем около 30 лет непосредственная практическая работа Соколова во Всемирной сионистской организации. Он был ее генеральным секретарем (при президенте Д. Вольфсоне), членом малого правления, ведающим политическими вопросами (в 1911 г. и вновь в 1913 г.), председателем правления (при президенте Х. Вейцмане), а в 1931–35 гг. — президентом. В эти десятилетия Соколов вел организационную, дипломатическую и политическую работу, посещал еврейские общины десятков стран и встречался с государственными и политическими лидерами (первая и долго державшаяся в секрете встреча такого рода была у него еще в 1905 г. с тогдашним российским премьер-министром С. Витте). В 1905 г. Соколов совершил поездку в Турцию, где установил первые контакты с политическими кругами, которые впоследствии, после революции младотурок (1908), приобрели влияние (а также основал сионистское бюро и сионистские органы печати на французском, еврейско-испанском языке и иврите; редактором последнего стал молодой журналист из России В. Жаботинский). В 1913 г. Соколов посетил США и Канаду, где его восторженно встречали десятки тысяч евреев Нью-Йорка и других городов. В Вашингтоне его принял государственный секретарь У. Дж. Брайан. Незадолго до начала Первой мировой войны Соколов посетил также Эрец-Исраэль во главе ревизионной комиссии Всемирной сионистской организации (в путевых заметках он делился с читателями впечатлениями об этой и большинстве других своих поездок, сообщая о достигнутых успехах). В годы Первой мировой войны Соколов вместе с Х. Вейцманом и Ахад-hа-Амом вел сложные и напряженные политические переговоры, добиваясь от Великобритании публичного обязательства признать в послевоенном устройстве мира законность национальных притязаний евреев на Эрец-Исраэль. Именно он возглавлял в Лондоне сионистскую комиссию, которая работала над максимально благоприятными для евреев формулировками будущей Бальфура Декларации (немалая их часть вошла в ее текст). В марте 1917 г. Соколов посетил Париж и Рим (здесь он был принят также папой Бенедиктом XV) с целью убедить правительства Франции и Италии не противодействовать готовящемуся документу и сыграл роль в преодолении подчас упорного сопротивления принятию Декларации Бальфура со стороны влиятельных во Франции и Англии антисионистски настроенных еврейских кругов (в этом ему серьезно помог барон Э. де Ротшильд). В эти и последующие годы Соколов продолжал тесно сотрудничать с Х. Вейцманом, поддерживать его общую пробританскую политическую ориентацию, позиции в отношении Еврейского агентства и Керен hа-иесод, а также дипломатические усилия Х. Вейцмана, направленные на защиту еврейских интересов (в частности, на Парижской мирной конференции, а затем в Лиге Наций в качестве главы Комитета еврейских делегаций). В 1920-х гг., а также в первой половине 1930-х гг., когда Соколов был президентом Всемирной сионистской организации и Еврейского агентства, он, несмотря на преклонный возраст, оставался столь же энергичным и неутомимым. В этот период он по-прежнему посещал десятки стран (в том числе Эрец-Исраэль, где Соколов, в частности, присутствовал в 1925 г. на официальной церемонии открытия Еврейского университета в Иерусалиме). Соколов встречался с высшими государственными и политическими руководителями различных стран (например, в 1927 г. — с королем Италии и Б. Муссолини, заявившим Соколову о своем сочувствии сионистским целям), с лидерами еврейских общин, выступал на бесчисленных собраниях и митингах. В 1935 г. 19-й Сионистский конгресс, вновь избравший Х. Вейцмана президентом Всемирной сионистской организации, в знак признания заслуг Соколова избрал его почетным президентом.

Соколов оставил заметный след в истории сионистского движения, в частности, как неутомимый борец за его единство. Стремясь противодействовать часто возникавшим в движении опасностям раскола, он отмежевывался как от социалистического, так и от ревизионистского (см. Сионисты-ревизионисты) крыла в сионистском руководстве. Классовой позиции социалистов он противопоставлял требование приоритета общенациональных интересов еврейства над партикулярными эгоистическими притязаниями любых отдельных слоев и групп. В ревизионизме его особенно не устраивал упор на силовые военизированные формы борьбы, несовместимые, как считал Соколов, с основным этическим принципом сионизма, согласно которому не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Особой была позиция Соколова и в расхождениях между приверженцами политического, практического и культурного сионизма. Являясь одним из общепризнанных лидеров политического сионизма, он одновременно активно поддерживал усилия по созданию поселений и современной инфраструктуры в Эрец-Исраэль, хоть и предостерегал против того, чтобы масштабы эмиграции чрезмерно опережали темпы экономического развития страны. Соколов во многом (хотя и не во всем) солидаризировался с идеалами культурного сионизма. Так, он утверждал, что возрождение еврейской государственности в Стране Израиля — не самоцель, а необходимое условие полноправного участия еврейского народа в духовном и культурном прогрессе человечества.

Продолжал неутомимо путешествовать и в 1920-ые годы, встречался с королём Италии Виктором Эмануилом III, получил от Муссолини заверения, что он поддерживает сионизм. В 1935 году избран почётным президентом Всемирной сионистской организации (президентом был Хаим Вайцман).

В сионистской деятельности стремился к единству сил, избегая крайних позиций. Видел реализацию целей сионизма как средство в участии евреев в общем прогрессе человечества[1].

Примечания

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СОКОЛОВ Нахум в ЭЕЭ


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация