м |
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Соотношение понятий "Галаха", "hидур" и "хумра" в различных направлениях ортодоксального иудаизма]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}{{checked_final}}
| + | |
- | {{Начало_работы}}
| + | |
- | | + | |
- | == Градации соблюдения Галахи ==
| + | |
- | | + | |
- | Одной из главных основ [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]] является соблюдение [[Галахи]]. Однако в соблюдении Галахи есть много градаций:
| + | |
- | * ''лехатхила'' (ле-ка-тхила, לְכַתְּחִילָה) - строгое соблюдение того, что предписывают галахические кодексы и современные [[поским]],
| + | |
- | * ''бедиавад'' (бедиэвед, бе-ди-авад, בְּדִיעֲבַד) - соблюдение на таком уровне, который может быть признан достаточным только задним числом, но изначально так поступать не рекомендуется,
| + | |
- | * ''hидур'' (הִידּוּר), дополнительное улучшенное соблюдение заповедей,
| + | |
- | * ''хумра'' (חוּמְרָה), устрожение соблюдения,
| + | |
- | * ''кула'' (קוּלָא), облегчение соблюдения,
| + | |
- | * [[минhаг]] (מִנְהָג), обычай конкретной общины.
| + | |
- | | + | |
- | Например, изначально (лехатхила) нужно брать для исполнения заповеди "[[четырёх видов]]" в [[Суккот]] прямой и свежий [[лулав]]. Если был взят кривоватый лулав или такой, листья которого слегка расходятся, задним числом (бедиавад) заповедь считается выполненной. Но hидур состоит в выборе идеально прямого лулава, листья которого не будут изгибаться даже на вершине и будут располагаться симметрично по отношению к центру. Хумра может проявляться в покупке лулавов определённой длины, а минhаг - в покупке [[этрог]]ов определённого сорта, принятого в данной общине.
| + | |
- | | + | |
- | Талмуд (Шабат, 133б) обосновывает необходимость hидура стихом из Торы "Это мой Бог, и я украшу для Него" (זֶה אֵלִי וְאַנְוֶהוּ) ([[Шмот]], 15:2).
| + | |
- | | + | |
- | Человек, осуществляющий hидур в своей религиозной практике - меhадер (мн.ч. ''меhадрин'', מְהַדְּרִין). Высшая степень hидура обозначается как ''меhадрин мин hа-меhадрин'' (מְהַדְּרִין מִן הַמְּהַדְּרִין).
| + | |
- | | + | |
- | Различие между hидуром и хумрой не всегда можно провести. Тщательное исполнение заповедей обычно связано с устрожением в их соблюдении, но не всегда. В целом hидур относится к способу выполнения заповеди, а хумра ограничивает сферу дозволенного в какой-либо области.
| + | |
- | == hидур ==
| + | |
- | | + | |
- | === Обязательность hидура ===
| + | |
- | | + | |
- | Большинство [[ришоним]] считают, что hидур - это заповедь, но её исполнение не обязательно (אינה מעכבת). [[Ритва]] же считает, что на уровне заповедей [[деорайта]] hидур обязателен. Но даже в таком случае лучше исполнить заповедь без промедления, чем дожидаться возможности hидура.
| + | |
- | | + | |
- | === Различие направлений ортодоксального иудаизма ===
| + | |
- | | + | |
- | Различие между разными ортодоксальными направлениями можно описать в терминах того, в какой области они предлагают сделать hидур. Во всех областях жизни сделать hидур практически невозможно. Обычно каждое движение стремится сделать hидуp в той области, которая кажется ему наиболее проблемной в данную эпоху или в данной ситуации.
| + | |
- | | + | |
- | Так, "[[литовский иудаизм]]" в классический период своей истории осуществлял hидур изучения [[Торы]], [[хасидизм]] - hидур радостного отношения к миру и связи простого еврея с праведником ([[цадик]]ом), [[йеменское еврейство]] - hидур изучения текстуальных особенностей [[Танах]]а, [[религиозный сионизм]] - hидур исполнения заповеди заселения [[Страны Израиля]]. В позднем средневековье был распространён обычай личного hидура - человек выбирал некую заповедь, которую он обязывался исполнять всю жизнь с наибольшим тщанием, не считаясь ни с чем.
| + | |
- | | + | |
- | === Сферы hидура ===
| + | |
- | | + | |
- | В современном иудаизме чаще всего применяют понятие "hидур" к [[кашрут]]у. В этой области оно практически сливается с хумрой. Пищевые продукты, произведённые по строгим мнениям, без облегчений, называются меhадрин или меhадрин мин hа-меhадрин (здесь эти термины обозначают продукт или его [[кошерность]], а не человека, соблюдающего эти ограничения).
| + | |
- | | + | |
- | Также понятие меhадрин применяют к кошерности "четырёх видов" для [[Суккот]]а.
| + | |
- | | + | |
- | === Связь hидура и облегчения ===
| + | |
- | | + | |
- | hидур в определённой области может привести к облегчению или даже к небрежению в другой. Рассказывают, что некий человек в XVIII веке принял личный hидур в заповеди [[цицит]]. Однажды в поле накануне шабата его цицит порвался, и он, не желая идти без кошерных цицит, остался в чистом поле на весь шабат. Таким образом, hидур в цицит привёл к небрежению заповедями молитвы в [[миньян]]е, субботних трапез, мира в семье. hидур при попупке "четырёх видов" на Суккот за большие деньги может привести к уменьшению трат на [[благотворительность]], а hидур в [[кашрут]]е - к лишению себя и домочадцев необходимых продуктов (например, мяса, если невозможно достать мясо того конкретного кашрута, которого придерживается этот человек). hидур в изучении Торы иногда приводил к жизни за счёт благотворительности или к пренебрежению семейной жизнью и воспитанием детей.
| + | |
- | | + | |
- | == Хумра ==
| + | |
- | | + | |
- | Устрожение в соблюдении заповедей было принято в иудаизме на протяжении всей его истории. Практически вся [[галаха]] строится на устрожениях. Так, современные [[кашрут|правила разделения мясной и молочной еды]], а также посуды, являются результатом многих устрожений. То же справедливо для [[законов семейной чистоты]]. Большая часть заповедей [[дерабанан]] является устрожением соблюдения заповедей [[деорайта]]. Уже в первой мишне трактата [[Авот]] "мужи Великого собрания" заповедуют позднейшим мудрецам: "Ставьте ограду вокруг Торы", то есть устрожайте и расширяйте сферу применения законов Торы. [[Рамбан]], [[Рашба]], [[Ритва]] и другие [[ришоним]] обещали: "Устрожающий удостоится благословения" (המחמיר תבוא עליו ברכה).
| + | |
- | === В ХХ веке ===
| + | |
- | | + | |
- | В ХХ веке в [[литовском иудаизме]] устрожение стало основной нормой жизни. Такую норму установил великий знаток Торы и авторитет "литовского" еврейства р.Авраhам Йешаяhу Карелиц ([[Хазон Иш]]). Это приводило к парадоксальным результатам. Так, новое поколение отказывалось пользоваться кубками для [[кидуш]]а, принадлежавшими их отцам, считая их размер недостаточно кошерным. При этом люди не задумывались над тем, что это бросает тень на праведность их предков. Даже внуки [[Хафец Хаим]]а, автора "[[Мишна брура]]", отказывались пользоваться кубками своего деда<ref>[http://www.lookstein.org/russian/galaha/zabytyj_kubok.php Менахем Фридман, Забытый кубок для киддуша: изменения в ашкеназской ультра-ортодоксальной культуре]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Распространились также обычаи:
| + | |
- | * не продавать настоящий [[хамец]] перед [[Песах]]ом, а уничтожать его;
| + | |
- | * распространять пищевой [[кашрут]] даже на непищевые продукты (особенно в отношении [[Песах]]а);
| + | |
- | * проверять кошерность [[этрог]]а с лупой и одежду на [[шаатнез]] под микроскопом;
| + | |
- | * отказ от цветной капусты, из которой трудно удалить червяков;
| + | |
- | * отказ ашкеназов от употребления в Песах масла из [[китниот]];
| + | |
- | * написание ה или даже ד вместо имён Бога даже на занавесях ковчегов в синагогах;
| + | |
- | и другие.
| + | |
- | | + | |
- | === Устрожение и облегчение ===
| + | |
- | | + | |
- | Устрожение в одной области галахи часто приводит к облегчению или к небрежению в другой. Так, устрожение в кашруте или правилах скромности может привести к отторжению от других евреев, соблюдающих кашрут и правила скромности менее строго или по-другому, к злословию и даже к разжиганию ненависти к другим евреям. Устрожение в аскетизме - к проблемам в семейной жизни и отсутствию мира в доме. Устрожение в заповеди заселения [[Страны Израиля]] - к конфликтам с [[Государством Израиль]] и другими евреями (это неоднократно происходило в [[поселенческом движении]]). Устрожение же в заповеди мира и любви ко всем евреям может привести к облегчениям в ритуальных вопросах галахи (например, принятие [[реформистов]] в [[миньян]]).
| + | |
- | | + | |
- | О некоем{{источник?}} раввине рассказывают, что он легко давал разрешения на лечение лёгких недомоганий в Шабат (в Шабат разрешено лечить лишь тяжёлые болезни). Его спрашивали: "Вы облегчаете в соблюдении Шабата?" Он отвечал: "Я устрожаю в законах спасения жизни (пикуах нефеш)".
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | *[http://tora.us.fm/tnk1/sofrim/zuckm/hidur.html Менахем Цукер, הידור מצוה]
| + | |
- | *[http://www.lookstein.org/russian/galaha/zabytyj_kubok.php Менахем Фридман, Забытый кубок для киддуша: изменения в ашкеназской ультра-ортодоксальной культуре]
| + | |
- | *[http://lukeford.net/blog/?p=3541 Хаим Соловейчик, RUPTURE AND RECONSTRUCTION:THE TRANSFORMATION OF CONTEMPORARY ORTHODOXY]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Ортодоксальный иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Устный Закон]]
| + | |