Соотношение понятий "Галаха", "hидур" и "хумра" в различных направлениях ортодоксального иудаизма

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 59: Строка 59:
В ХХ веке в [[литовском иудаизме]] устрожение стало основной нормой жизни. Такую норму установил великий знаток Торы и авторитет "литовского" еврейства р.Авраhам Йешаяhу Карелиц ([[Хазон Иш]]). Это приводило к парадоксальным результатам. Так, новое поколение отказывалось пользоваться кубками для [[кидуш]]а, принадлежавшими их отцам, считая их размер недостаточно кошерным. При этом люди не задумывались над тем, что это бросает тень на праведность их предков. Даже внуки [[Хафец Хаим]]а, автора "[[Мишна брура]]", отказывались пользоваться кубками своего деда<ref>[http://www.lookstein.org/russian/galaha/zabytyj_kubok.php Менахем Фридман, Забытый кубок для киддуша: изменения в ашкеназской ультра-ортодоксальной культуре]</ref>.  
В ХХ веке в [[литовском иудаизме]] устрожение стало основной нормой жизни. Такую норму установил великий знаток Торы и авторитет "литовского" еврейства р.Авраhам Йешаяhу Карелиц ([[Хазон Иш]]). Это приводило к парадоксальным результатам. Так, новое поколение отказывалось пользоваться кубками для [[кидуш]]а, принадлежавшими их отцам, считая их размер недостаточно кошерным. При этом люди не задумывались над тем, что это бросает тень на праведность их предков. Даже внуки [[Хафец Хаим]]а, автора "[[Мишна брура]]", отказывались пользоваться кубками своего деда<ref>[http://www.lookstein.org/russian/galaha/zabytyj_kubok.php Менахем Фридман, Забытый кубок для киддуша: изменения в ашкеназской ультра-ортодоксальной культуре]</ref>.  
 +
 +
Распространились также обычаи:
 +
* не продавать настоящий [[хамец]] перед [[Песах]]ом, а уничтожать его;
 +
* распространять пищевой [[кашрут]] даже на непищевые продукты (особенно в отношении [[Песах]]а);
 +
* проверять кошерность [[этрог]]а с лупой и одежду на [[шаатнез]] под микроскопом;
 +
* отказ от цветной капусты, из которой трудно удалить червяков;
 +
* отказ ашкеназов от употребления в Песах масла из [[китниот]];
 +
* написание ה или даже ד вместо имён Бога даже на занавесях ковчегов в синагогах;
 +
и другие.
=== Устрожение и облегчение ===
=== Устрожение и облегчение ===
Строка 69: Строка 78:
<references/>
<references/>
== Ссылки ==
== Ссылки ==
-
[http://tora.us.fm/tnk1/sofrim/zuckm/hidur.html Менахем Цукер, הידור מצוה]
+
 
-
[http://www.lookstein.org/russian/galaha/zabytyj_kubok.php Менахем Фридман, Забытый кубок для киддуша: изменения в ашкеназской ультра-ортодоксальной культуре]
+
*[http://tora.us.fm/tnk1/sofrim/zuckm/hidur.html Менахем Цукер, הידור מצוה]
 +
*[http://www.lookstein.org/russian/galaha/zabytyj_kubok.php Менахем Фридман, Забытый кубок для киддуша: изменения в ашкеназской ультра-ортодоксальной культуре]
 +
*[http://lukeford.net/blog/?p=3541 Хаим Соловейчик, RUPTURE AND RECONSTRUCTION:THE TRANSFORMATION OF CONTEMPORARY ORTHODOXY]
 +
 
[[Категория:Ортодоксальный иудаизм]]
[[Категория:Ортодоксальный иудаизм]]
[[Категория:Устный Закон]]
[[Категория:Устный Закон]]

Версия 08:32, 31 мая 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман




Содержание

Градации соблюдения Галахи

Одной из главных основ ортодоксального иудаизма является соблюдение Галахи. Однако в соблюдении Галахи есть много градаций:

  • лехатхила (ле-ка-тхила, לְכַתְּחִילָה) - строгое соблюдение того, что предписывают галахические кодексы и современные поским,
  • бедиавад (бедиэвед, бе-ди-авад, בְּדִיעֲבַד) - соблюдение на таком уровне, который может быть признан достаточным только задним числом, но изначально так поступать не рекомендуется,
  • hидур (הִידּוּר), дополнительное улучшенное соблюдение заповедей,
  • хумра (חוּמְרָה), устрожение соблюдения,
  • кула (קוּלָא), облегчение соблюдения,
  • минhаг (מִנְהָג), обычай конкретной общины.

Например, изначально (лехатхила) нужно брать для исполнения заповеди "четырёх видов" в Суккот прямой и свежий лулав. Если был взят кривоватый лулав или такой, листья которого слегка расходятся, задним числом (бедиавад) заповедь считается выполненной. Но hидур состоит в выборе идеально прямого лулава, листья которого не будут изгибаться даже на вершине и будут располагаться симметрично по отношению к центру. Хумра может проявляться в покупке лулавов определённой длины, а минhаг - в покупке этрогов определённого сорта, принятого в данной общине.

Талмуд (Шабат, 133б) обосновывает необходимость hидура стихом из Торы "Это мой Бог, и я украшу для Него" (זֶה אֵלִי וְאַנְוֶהוּ) (Шмот, 15:2).

Человек, осуществляющий hидур в своей религиозной практике - меhадер (мн.ч. меhадрин, מְהַדְּרִין). Высшая степень hидура обозначается как меhадрин мин hа-меhадрин (מְהַדְּרִין מִן הַמְּהַדְּרִין).

Различие между hидуром и хумрой не всегда можно провести. Тщательное исполнение заповедей обычно связано с устрожением в их соблюдении, но не всегда. В целом hидур относится к способу выполнения заповеди, а хумра ограничивает сферу дозволенного в какой-либо области.

hидур

Обязательность hидура

Большинство ришоним считают, что hидур - это заповедь, но её исполнение не обязательно (אינה מעכבת). Ритва же считает, что на уровне заповедей деорайта hидур обязателен. Но даже в таком случае лучше исполнить заповедь без промедления, чем дожидаться возможности hидура.

Различие направлений ортодоксального иудаизма

Различие между разными ортодоксальными направлениями можно описать в терминах того, в какой области они предлагают сделать hидур. Во всех областях жизни сделать hидур практически невозможно. Обычно каждое движение стремится сделать hидуp в той области, которая кажется ему наиболее проблемной в данную эпоху или в данной ситуации.

Так, "литовский иудаизм" в классический период своей истории осуществлял hидур изучения Торы, хасидизм - hидур радостного отношения к миру и связи простого еврея с праведником (цадиком), йеменское еврейство - hидур изучения текстуальных особенностей Танаха, религиозный сионизм - hидур исполнения заповеди заселения Страны Израиля. В позднем средневековье был распространён обычай личного hидура - человек выбирал некую заповедь, которую он обязывался исполнять всю жизнь с наибольшим тщанием, не считаясь ни с чем.

Сферы hидура

В современном иудаизме чаще всего применяют понятие "hидур" к кашруту. В этой области оно практически сливается с хумрой. Пищевые продукты, произведённые по строгим мнениям, без облегчений, называются меhадрин или меhадрин мин hа-меhадрин (здесь эти термины обозначают продукт или его кошерность, а не человека, соблюдающего эти ограничения).

Также понятие меhадрин применяют к кошерности "четырёх видов" для Суккота.

Связь hидура и облегчения

hидур в определённой области может привести к облегчению или даже к небрежению в другой. Рассказывают, что некий человек в XVIII веке принял личный hидур в заповеди цицит. Однажды в поле накануне шабата его цицит порвался, и он, не желая идти без кошерных цицит, остался в чистом поле на весь шабат. Таким образом, hидур в цицит привёл к небрежению заповедями молитвы в миньяне, субботних трапез, мира в семье. hидур при попупке "четырёх видов" на Суккот за большие деньги может привести к уменьшению трат на благотворительность, а hидур в кашруте - к лишению себя и домочадцев необходимых продуктов (например, мяса, если невозможно достать мясо того конкретного кашрута, которого придерживается этот человек). hидур в изучении Торы иногда приводил к жизни за счёт благотворительности или к пренебрежению семейной жизнью и воспитанием детей.

Хумра

Устрожение в соблюдении заповедей было принято в иудаизме на протяжении всей его истории. Практически вся галаха строится на устрожениях. Так, современные правила разделения мясной и молочной еды, а также посуды, являются результатом многих устрожений. То же справедливо для законов семейной чистоты. Большая часть заповедей дерабанан является устрожением соблюдения заповедей деорайта. Уже в первой мишне трактата Авот "мужи Великого собрания" заповедуют позднейшим мудрецам: "Ставьте ограду вокруг Торы", то есть устрожайте и расширяйте сферу применения законов Торы. Рамбан, Рашба, Ритва и другие ришоним обещали: "Устрожающий удостоится благословения" (המחמיר תבוא עליו ברכה).

В ХХ веке

В ХХ веке в литовском иудаизме устрожение стало основной нормой жизни. Такую норму установил великий знаток Торы и авторитет "литовского" еврейства р.Авраhам Йешаяhу Карелиц (Хазон Иш). Это приводило к парадоксальным результатам. Так, новое поколение отказывалось пользоваться кубками для кидуша, принадлежавшими их отцам, считая их размер недостаточно кошерным. При этом люди не задумывались над тем, что это бросает тень на праведность их предков. Даже внуки Хафец Хаима, автора "Мишна брура", отказывались пользоваться кубками своего деда[1].

Распространились также обычаи:

  • не продавать настоящий хамец перед Песахом, а уничтожать его;
  • распространять пищевой кашрут даже на непищевые продукты (особенно в отношении Песаха);
  • проверять кошерность этрога с лупой и одежду на шаатнез под микроскопом;
  • отказ от цветной капусты, из которой трудно удалить червяков;
  • отказ ашкеназов от употребления в Песах масла из китниот;
  • написание ה или даже ד вместо имён Бога даже на занавесях ковчегов в синагогах;

и другие.

Устрожение и облегчение

Устрожение в одной области галахи часто приводит к облегчению или к небрежению в другой. Так, устрожение в кашруте или правилах скромности может привести к отторжению от других евреев, соблюдающих кашрут и правила скромности менее строго или по-другому, к злословию и даже к разжиганию ненависти к другим евреям. Устрожение в аскетизме - к проблемам в семейной жизни и отсутствию мира в доме. Устрожение в заповеди заселения Страны Израиля - к конфликтам с Государством Израиль и другими евреями (это неоднократно происходило в поселенческом движении). Устрожение же в заповеди мира и любви ко всем евреям может привести к облегчениям в ритуальных вопросах галахи (например, принятие реформистов в миньян).

О некоем[источник?] раввине рассказывают, что он легко давал разрешения на лечение лёгких недомоганий в Шабат (в Шабат разрешено лечить лишь тяжёлые болезни). Его спрашивали: "Вы облегчаете в соблюдении Шабата?" Он отвечал: "Я устрожаю в законах спасения жизни (пикуах нефеш)".

Примечания

  1. Менахем Фридман, Забытый кубок для киддуша: изменения в ашкеназской ультра-ортодоксальной культуре

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация