Социологическая картина американского еврейства (2010)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 13:04, 17 апреля 2011; Raphael (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск


Содержание

Общее количество евреев в мире

Файл:Слайд6.JPG Hebrew University of Jerusalem, 2010

  1. На графике не видно, но до Второй Мировой войны мировое количество евреев (синяя линяя) было 17 миллионов, после стало на 6 меньше – 11 миллионов, и до сих пор ещё довольно далеко до его первоначального значения: первый миллион восстановился за 20 лет, после скорость прироста упала ещё ниже и сегодня нас 13 млн.
  2. Также видно, что общее количество евреев (синяя линяя) состоит из евреев Израиля (голубая линия) и евреев диаспоры (зелёная линия), и в течении всего времени численность израильских евреев активно растет, а число евреев диаспоры так же активно падает. Интересный факт: количество евреев растет пропорционально с количеством мирового населения. А доля евреев в мировом населении падает и довольно быстро.

Доля еврейского населения в мире.

Файл:Слайд7.JPG Распределение евреев по странам (в тыс. чел.), Hebrew University of Jerusalem, 2010

  1. Понятно, что примерно 45% евреев находится в Израиле, и примерно столько же – в США. Эти страны являются абсолютными лидерами. По сравнению с ними остальные содержат ничтожно малую часть евреев. Если бы мы делали этот график 20 лет назад, то была огромная группа - Советский Союз. Но на сегодняшний день его нет, следовательно, кроме Израиля и Америки никаких демографических резервов у еврейского народа нет. Возможны только открытия новых демографических резервов в виде открытия новых видов евреев. (Существуют несколько групп-кандидатов, например, Бней-Менаше на северо-востоке Индии, составляющие 4 млн. человек).

Динамика еврейского населения США

Год Численность евреев в США
1654 25
1700 200-300
1800 2.000-2.500
1880 230.000-280.000
1890 400.000-475.000
1900 937.800-1.058.135
1910 1.508.000-2.349.754
1920 3.300.000-3.604.580
1940 4.770.000-4.975.000
1950 4.500.000-5.000.000
1960 5.367.000-5.531.500
1970 5.370.000-6.000.000
1980 5.500.000-5.920.890
1992 5.828.000
2010 5.275.000

NJPS 2000

Некоторые социальные особенности США:

  1. Крупные города в основном расположены на побережьях, а не в центре страны. В них процент пришлых несравненно больше.
  2. В центральных районах больше коренных жителей.
  3. Все прибрежные города голосуют за демократов, а центральные глубины – за республиканцев.
  4. Евреи появились в США относительно позже других национальных групп, и поэтому являлись в некотором смысле чужими. И, как чужие, селились по побережьям, где живут до сих пор. А из предыдущего следует, что евреи голосовали за демократов, и сейчас тоже в основном голосуют за них.
Начиная с 1880 года, наблюдается резкий и огромный прирост численности евреев в США. С 1880 по 1890 год и с 1890 по 1900 (то есть всего за 10 лет) еврейское население США удваивалось. Затем темп прироста немного снижается. Есть огромная эмиграция, создавшая еврейское население Америки. Основная часть прибывает из Германии (1880-1900), а потом, до 1920 года – из России и Польши. Достигнув некоторого максимума, еврейство в США начинает снижаться. Начиная с 70-го года, в США прибыл примерно миллион евреев из Советского Союза. Но при этом общая их цифра немного понизилась. Из этого следует, что собственное американское еврейство уменьшилось гораздо сильнее, чем это видно на графике, и динамика американского еврейства резко отрицательная. Достигнув некоторой точки, еврейское население начинает уменьшаться. Между 1992 и 2010 гг, падение сразу на 600 000 человек, а до этого было стабильно. Если учесть, что в этот период приехал миллион евреев из России, то за этой стабильностью скрывается постоянное падение.

Источники еврейской эмиграции в США

Файл:Слайд9.JPG‎

NJPS 2000

Начиная с 1980 гг более 2/3 еврейской эмиграции в США приходится на СССР. Также видно, что 10% прибывает с Израиля, остальное менее существенно.

График годовых доходов на семью

Файл:Слайд12.JPG

NJPS 2000

  1. Среди зарабатывающих менее 25 000 в год немало евреев, но всё равно меньше, чем в среднем по Америке. Большая часть евреев этой группы — пенсионеры из бывшего Советского Союза.
  2. Наиболее тяжело живется группе с доходом примерно 50 000, так как они обязаны платить все налоги, для них не предоставляются субсидии, бесплатное образование и муниципальное жилье, как для более бедного слоя.
  3. Доход от 100 000 и больше — удел cпециалистов с высшим образованием. Поэтому есть кардинальная разница между еврейским населением (22 %) и средним по Америке (8 %). То есть, по сути, это социальное распределение.

Конфессии американского общества

Файл:Слайд13.JPG

NJPS 2000

Американское общество в своем самосознании по конфессиональному признаку делятся на следующие группы:

  1. Протестанты — основное белое население Америки
  2. Протестанты евангелические. Другие протестанты их называют фундаменталистами. (Эти 2 группы — основное население Америки)
  3. Католики
  4. Те, которые ни к кому себя не относят
  5. Евреи

Соотношения с доходами:

  • Среди еврейского населения, 45 % — те, кто имеют доход от 100 000. Примерно четверть с низкими.
  • В остальных группах американского населения примерно равные значения в распределении доходов, разве что евангелические протестанты отличаются, у них доходы ниже, потому что они фундаменталистски настроены: у них более низкий уровень образования, они живут в глубинах Америки и более с/х — люди.
  • В целом же, евреи резко отличаются от среднего американца.

«Верите ли вы в Бога?»

Вопрос задан с точки зрения абсолютной уверенности и показывает с интересной и неожиданной стороны американское еврейство. Файл:Слайд15.jpg

Видно, что по отношению к другим группам, евреи являются наименее религиозными в Америке.

Политические взгляды

Файл:Слайд17.jpg

NJPS 2000

  • Либеральные взгляды – левые (демократы)
  • Консервативные взгляды – правые (республиканцы)
  • «Moderate» - так называемые средние между ними.

Политические взгляды коррелируют с религиозными, так, например, наибольшее количество консерваторов среди евангелистов. Евреи – самая либеральная и левая группа среди американского общества.

Интересный феномен: евреи с одной стороны – самая богатая группа, но голосует ровно также как самая бедная группа. Это поразительное еврейское свойство разрушать систему, в которой они успешно устраиваются. Евреи голосуют за демократов, при том, что как раз республиканцы зачастую более произраильские.

На этом графике отражены глубокие противоречия евреев со странами, в которых они живут.

Религиозное состояние американского еврейства

В ходе соц.опроса американских евреев просили ответить, что они совершают из ежегодных мероприятий:
Сначала отвечают на вопрос, что они делают (соблюдают) с периодичностью раз в год?
Файл:Слайд14а.jpg

NJPS 2000

Другой вопрос – что евреи совершают из ежедневных заповедей?
Файл:Слайд14б.jpg

NJPS 2000

Округляя, можно сказать, что ⅔ делают что-нибудь раз в год, и лишь ¼ - постоянно.

Религиозные взгляды евреев США

За исследуемый период (1990 – 2000 гг) всего 40% еврейских домов являются членами синагоги. Эти 40% домов составляют 46% взрослых евреев.

Среди них можно выделить следующие группы:

В 1990м году соотношение этих течений было следующее: Файл:слайд20а.jpg

по данным NJPS 1990

через десять лет повторное исследование показало следующую картину: Файл:слайд20б.jpg

по данным NJPS 2000

За 10 лет, то есть за довольно-таки малый срок, кардинально меняется распределение по этим группам.

Доля консерваторов упала в полтора раза, незначительно выросла доля реформистов, зато доля ортодоксов выросла в полтора раза.

Объясняется это тем, что консерваторы уходят к реформистам, а ортодоксы увеличиваются за счет естественного прироста.

Вообще говоря, в еврействе США были волны реформистов – конец 19 века, и консерваторов – середина 20 века. Группы реформистов и консерваторов росли из-за эмиграций. Сейчас же волны уже стихли, и взяться им неоткуда.

Ортодоксы

Ортодоксы – самая разнообразная группа иудаизма, потому что у консерваторов и реформистов есть свои общие центры, а у ортодоксов нет. Есть только 2 основных направления, которые делятся примерно пополам между классическими ортодоксами и модерн-ортодоксами, но стоит сказать, что среди них уже много разных групп.

В целом, ортодоксы составляют примерно 10% американского еврейства, которое относится к синагоге. Это самая маленькая группа.

Модерн-ортодокс самосформировались в середине 19 века в Германии, в качестве оппозиции для реформизма. Зачинщиком считается Ш.Р. Гирш. Его движение началось где-то в 1915 году в Германии. В США это движение началось после 1915 года. То есть до этого для приехавших евреев были только варианты: реформисты, консерваторы или обычные ортодоксы. Сегодня модерн-ортодокс объединяют около тысячи синагог по всем США. В чем отличие от классических (ешивных) ортодоксов?

  1. Выступают за необходимость получения светского образования
  2. Среди них наиболее высокий процент наличия высшего образования и специалистов.
  3. Настроены просионистски. То есть более менее интегрируются с вязаными кипами в Израиле. Но если вязаные кипы считают образование государства Израиля началом мессианского процесса, то то, что отличает модерн-ортодокс в США – это видение для них ценности получения светского образования как такового, а не только из необходимости зарабатывать деньги.
  4. Если заглянут в еврейские средневековые источники, можно сказать, что модерн-ортодокс – продолжение линии Нахманида и Маймонида, а классические ортодоксы – продолжение линии Раши и Тосафот.

Отношение евреев США к Израилю

Файл:слайд30.jpg

по данным NJPS 2000

Из тех 35%, что посетили Израиль Файл:слайд31.jpg Распределение посетивших Израиль по возрасту.

¾ американского молодого еврейства не посетили Израиль. Можно сказать, с одной стороны, что они еще успеют, а с другой стороны – это меньше поддержки государству Израиль с их стороны.

Дальнейшее исследования были проведено в среднем городе побережья США – Майами. Это не сильно консервативный, не сильно либеральный город. Флорида характеризуется тем, что там население существенно старше, чем среднее.

Большой процент людей – обеспеченные люди, которые уже вышли на пенсию, у них есть дом, они уже отдыхают в теплом климате.

Результаты опроса по поводу посещения Израиля (в расчёт берутся семьи, в которых хотя бы один человек побывал в Израиле): Файл:слайд32.jpg North American Jewish Data Bank: Attitudes of American Jews Toward Israel

  • Разрез по религиозным характеристикам показал, что чем более религиозен человек, тем больше он настроен посещать Израиль.
  • Если он состоит в еврейском браке (75%), то больше настроен посещать Израиль, чем, если в смешанном (28%, а если супруг обратился в иудаизм – 63%).
  • Те, кто члены синагог, общинных центров, а так же те, кто дает пожертвования, чаще склонны посещать Израиль.

Привязанность к Израилю

Всего людей, которые сильно или очень сильно привязаны к Израилю, 62%, из них Файл:слайд33.jpg North American Jewish Data Bank: Attitudes of American Jews Toward Israel

  • Среди ортодоксов – 90%.
  • В еврейских браках – 71%.
  • Среди членов синагог – 76%.

Таким образом, чем больше человек религиозен, тем больше он увлечен жизнью и проблемами Израиля, более сионистски настроен.

Отношение к израильско-палестинскому конфликту

Неортодоксальные Ортодоксальные Просто евреи
Моложе 35 29 67 34
35-64 37 71 39
Старше 65 52 82

World Jewish Population 2010 by S. DellaPergolla

Мы видим, что из всех евреев, для которых важен израильско-палестинский конфликт, доля ортодоксальных в два раза выше, чем у не ортодоксальных.

Что интересно, Израиль позиционирует себя как государство светское, но поддерживают его в большинстве своем ортодоксы.

14

15

16

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация