Спасение евреев Болгарии

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Депортация евреев с оккупированных Болгарией территорий)
Строка 26: Строка 26:
* определены улицы, по которым запрещено передвигаться евреям,  
* определены улицы, по которым запрещено передвигаться евреям,  
* по 6-7 месяцев в году трудоспособные евреи от совершеннолетия до 50-55-летнего возраста должны были проводить в „трудовых лагерях“.
* по 6-7 месяцев в году трудоспособные евреи от совершеннолетия до 50-55-летнего возраста должны были проводить в „трудовых лагерях“.
 +
 +
По воспоминаниям Бохора Пилосова из Дупница:
 +
<blockquote>
 +
"Тогда требовали, чтобы мы носили давидовы значки, наложен на нас был полицейский час, хлеб мы могли покупать только из отдельной печи, были улицы, по которым нам было запрещено двигаться. По 6-7 месяцев в году мужчины от допризывного до 50-55-летнего возраста были помещены в "трудовые лагеря". Еды было достаточно, но невероятно низкого качества. Между надзирателей, преимущественно запасных офицеров и унтер-офицеров, были как форменные скоты, так и нормальные болгары, которые стремились всячески облегчать нашу участь."<ref>[http://www.omda.bg/bulg/news/personal/evr_hist.htm#worldwar ИСТОРИЧЕСКА СПРАВКА ЗА ЕВРЕИТЕ В БЪЛГАРИЯ]</ref>
 +
</blockquote>
 +
22 февраля 1943 г. комиссар по еврейским вопросам [[Александр Белев]] заключил договор с представителем [[Гестапо]] в Болгарии о поэтапной депортации болгарских евреев.  
22 февраля 1943 г. комиссар по еврейским вопросам [[Александр Белев]] заключил договор с представителем [[Гестапо]] в Болгарии о поэтапной депортации болгарских евреев.  
Строка 34: Строка 40:
С 4 по 12 марта 1943 г. болгарские оккупационные власти депортировали евреев Македонии и Фракии. Все они попали в лагеря смерти. Из более чем 11 тысяч человек выжило около 300.
С 4 по 12 марта 1943 г. болгарские оккупационные власти депортировали евреев Македонии и Фракии. Все они попали в лагеря смерти. Из более чем 11 тысяч человек выжило около 300.
-
Были отпечатаны бланки повесток евреям о явке на сборные пункты для депортации. Один из типографских рабочих вынес экземпляр бланка и передал его евреям-коммунистам евреям Исааку Франсезу и Фиделю Баруху.<ref>[[Бенадов, Хаим|Хаим Бенадов]]. Жива памет: мемоари. София, Български писател, 1982</ref><ref>[http://www.jig.ru/anti/003.html Яков Этингер  Спасенные в Холокосте]</ref>
+
Были отпечатаны бланки повесток евреям о явке на сборные пункты для депортации. Один из типографских рабочих вынес экземпляр бланка и передал его евреям-коммунистам евреям Исааку Франсезу и Фиделю Баруху.<ref>[[Бенадов, Хаим|Хаим Бенадов]]. Жива памет: мемоари. София, Български писател, 1982</ref><ref>[http://www.jig.ru/anti/003.html Яков Этингер  Спасенные в Холокосте]</ref> Секретность операции была нарушена, и начались акции протеста.
== Предотвращение депортации из Болгарии ==
== Предотвращение депортации из Болгарии ==
Около девяти тысяч человек из „старой Болгарии“ были собраны в [[Пловдив]]е, но они не были погружены на транспорты в [[Польша|Польшу]] в силу официальной отмены приказа о депортации в последний момент. В этом событии проявил себя [[Кирилл (болгарский патриарх)|митрополит Кирилл]] (будущий Патриарх Болгарский). Он проник в еврейский лагерь в Пловдиве и заявил, что ляжет под поезд с депортируемыми, если они не будут освобождены.  
Около девяти тысяч человек из „старой Болгарии“ были собраны в [[Пловдив]]е, но они не были погружены на транспорты в [[Польша|Польшу]] в силу официальной отмены приказа о депортации в последний момент. В этом событии проявил себя [[Кирилл (болгарский патриарх)|митрополит Кирилл]] (будущий Патриарх Болгарский). Он проник в еврейский лагерь в Пловдиве и заявил, что ляжет под поезд с депортируемыми, если они не будут освобождены.  
-
Тем временем в стране покатилась волна народного негодования по поводу решения правительства. Основную роль в отмене первой и наиболее организованной попытки депортации евреев из „старой Болгарии“ сыграли быстрые и решительные действия группы из 42 депутатов во главе с вице-председателем Народного собрания [[Димитр Пешев|Димитром Пешевым]]. Они объявили о случившемся, а также через подписной лист в Народном собрании сделали происходящее действия публично известным, показав фактическую его нелегитимнность и этим блокировали антисемитские действия прогитлеровского правительства.  
+
Тем временем в стране покатилась волна народного негодования по поводу решения правительства.  
 +
Одним из самых видных деятелей, выступивших против политики правительства по еврейскому вопросу, являлся митрополит Стефан. Под его руководством Святой Синод послал письмо-протест правительству. Его поддержали митрополиты Пловдивский и Видинский Кирилл и Неофит.
 +
 
 +
Основную роль в отмене первой и наиболее организованной попытки депортации евреев из „старой Болгарии“ сыграли быстрые и решительные действия группы из 42 депутатов во главе с вице-председателем Народного собрания [[Димитр Пешев|Димитром Пешевым]]. 17 марта 1943 г. они объявили о случившемся и вручили правительству коллективное обращение, в котором резко осудили депортацию евреев. Тем самым они сделали происходящие действия публично известными, показав фактическую их нелегитимнность и этим блокировав их.
 +
 
 +
Наряду со Святым Синодом и парламентариями в защиту евреев встали группа "Звено", запрещенные партии "Земледельческий союз", "Александр Стамболийский", коммунистическая партия.
 +
 
 +
"Земледельцы" Г.М.Димитрова (Гемето), Кеста Марков и Димитр Мацакиев выступили по радиостанции союзников из Хайфы. Г.Димитров и В.Коларов - по нелегальной станции из СССР с резким осуждением политики правительства и в защиту евреев. Общественные деятели Симон Георгиев, Димо Казасов, Цвятко Бобошевский, Венелин Ганев и многие другие, представлявшие гордость и славу, милосердие нации, поддерживали акции в защиту болгарских евреев.
 +
 
 +
19 мая 1943 г. радио Берлина сообщило, что в ближайшие дни в Болгарии приступят к депортации евреев. В тот же день еврейская община узнала о подготовке сил полиции во главе с полковником [[Белев, Александр|Белевым]] к выполнению решения правительства по этому вопросу.<ref>[http://www.vestnik.com/issues/2002/0131/win/letters.htm  Михаил Дыхан (Коламбус, Огайо) на сайте «Вестник»]</ref>
Само правительство прекратило депортацию и отложило её на март. Лекарский союз, Союз писателей и спортивное общество „Славия“ заявили протест. Болгарская православная церковь реагировала особенно последовательно, поддерживая морально как евреев, так и множество болгар, несогласных с политикой  правительства на разделение нации с мотивом, что гонения на евреев наносят удар по самой Болгарии.  
Само правительство прекратило депортацию и отложило её на март. Лекарский союз, Союз писателей и спортивное общество „Славия“ заявили протест. Болгарская православная церковь реагировала особенно последовательно, поддерживая морально как евреев, так и множество болгар, несогласных с политикой  правительства на разделение нации с мотивом, что гонения на евреев наносят удар по самой Болгарии.  
Строка 46: Строка 61:
  </ref>  
  </ref>  
-
Проявили себя и множество отдельных личностей. Планы депортации евреев Болгарии были разделены на два этапа — на март и май 1943 г., после чего не были возобновлены, так что правительство провалилось в этом своём намерении.  
+
Немаую роль сыграла вдова государственного деятеля Петко Каравелова [[Екатерина Каравелова]] — одна из создателей Комитета защиты евреев.<ref>{{cite book | last = Груев | first = Стефан | author | year = 1991 | title = Корона от тръни. Царуването на Борис ІІІ 1918-1943 | publisher = издателства - Български писател и списание Летопис | location = София | pages = 387 - 393}}</ref>
 +
 
 +
Проявили себя и множество отдельных личностей. Планы депортации евреев Болгарии были разделены на два этапа — на март и май 1943 г., после чего не были возобновлены, так что правительство провалилось в этом своём намерении.
 +
 
 +
Однако ни массовая демонстрация евреев в Софии 24 мая, ни протесты ряда видных общественных и политических деятелей не остановили планомерного осуществления высылки. Были созданы лагеря принудительного труда и специальный ''концентрационный лагерь Сомовит''<ref>[http://www.claimscon.co.il/new/rus/article.php?id=36&prt=1 Фонд Центральной и Восточной Европы (CEEF) – право на подачу заявления сидевших в лагере Сомовит в Болгарии]</ref> на берегу Дуная, в который посадили около 120 наиболее видных представителей общины.
 +
== Позиция и манёвры царя Бориса III ==
== Позиция и манёвры царя Бориса III ==
Строка 63: Строка 83:
* [http://www.omda.bg/BULG/news/personal/evr_hist.htm#worldwar Евреите в България]
* [http://www.omda.bg/BULG/news/personal/evr_hist.htm#worldwar Евреите в България]
* [http://focus-news.net Агенция Фокус от 22 февруари 2006 г.]
* [http://focus-news.net Агенция Фокус от 22 февруари 2006 г.]
 +
* [http://www.vestnik.com/issues/2002/0131/win/letters.htm  Михаил Дыхан (Коламбус, Огайо) на сайте «Вестник»]
== Литература ==
== Литература ==
-
* Ардити, С. Човекът, който изигра Хитлер. Цар Борис III - гонител или приятел на * Бар-Зоар, М. Извън хватката на Хитлер. С., 1999.
+
* Ардити, С. Човекът, който изигра Хитлер. Цар Борис III - гонител или приятел на българските евреи. Русе, 2008
 +
* Бар-Зоар, М. Извън хватката на Хитлер. С., 1999.
* Барух, Н. Откупът. Цар Борис и съдбата на българските евреи. С., 1991.
* Барух, Н. Откупът. Цар Борис и съдбата на българските евреи. С., 1991.
-
* Хаим Бенадов. Жива памет: мемоари. София, Български писател, 1982
+
* [[Бенадов, Хаим|Хаим Бенадов]]. Жива памет: мемоари. София, Български писател, 1982
* Борбата на българския народ за защита и спасяване на евреите в България през Втората световна война. Документи и материали. С., 1978.
* Борбата на българския народ за защита и спасяване на евреите в България през Втората световна война. Документи и материали. С., 1978.
* Бояджиев, Х. Спасяването на българските евреи през Втората световна война. С., 1991.
* Бояджиев, Х. Спасяването на българските евреи през Втората световна война. С., 1991.
Строка 84: Строка 106:
* Stefanov, P., Archim. The Bulgarian Orthodox Church and the Holocaust: Addressing Common Misconceptions. — Religion in Eastern Europe, XXVI, 2006, № 2, 10-19.
* Stefanov, P., Archim. The Bulgarian Orthodox Church and the Holocaust: Addressing Common Misconceptions. — Religion in Eastern Europe, XXVI, 2006, № 2, 10-19.
* Todorov, Tzvetan. The Fragility of Goodness: Why Bulgaria's Jews Survived the Holocaust. Trans.: Arthur Denner. Princeton, NJ, 2001.
* Todorov, Tzvetan. The Fragility of Goodness: Why Bulgaria's Jews Survived the Holocaust. Trans.: Arthur Denner. Princeton, NJ, 2001.
-
българските евреи. Русе, 2008.
 
Примечания
Примечания

Версия 06:07, 13 октября 2011

Тип статьи: Регулярная статья

Во время Второй мировой войны Германия начала оказывать всё более сильный нажим на болгарские власти для пресловутого „окончательного решения еврейского вопроса“.

Содержание

Закон о защите нации и его применение

В течение декабря 1940 г., через несколько дней после раcширения Трёхстороннего пакта между Венгрией, Румынией и Словакией и в период усиленной подготовки Болгарии к включению в него, Народное собрание приняло Закон о защите нации, который положил начало организованному государственному торможению и преследованию евреев в Болгарии.

Согласно этому закону:

  • смешанные браки между болгарами и евреями запрещались (они осуществлялись только нелегально),
  • запрещены евреям занятия определёнными профессиями в стране,
  • наложены обременительные имущественные налоги на еврейское население,
  • введено ношение „звёзд Давида“ для индентификации,
  • введён комендантский час для евреев,
  • евреи могли покупать себе хлеб только в отдельных пекарнях,
  • определены улицы, по которым запрещено передвигаться евреям,
  • по 6-7 месяцев в году трудоспособные евреи от совершеннолетия до 50-55-летнего возраста должны были проводить в „трудовых лагерях“.

По воспоминаниям Бохора Пилосова из Дупница:

"Тогда требовали, чтобы мы носили давидовы значки, наложен на нас был полицейский час, хлеб мы могли покупать только из отдельной печи, были улицы, по которым нам было запрещено двигаться. По 6-7 месяцев в году мужчины от допризывного до 50-55-летнего возраста были помещены в "трудовые лагеря". Еды было достаточно, но невероятно низкого качества. Между надзирателей, преимущественно запасных офицеров и унтер-офицеров, были как форменные скоты, так и нормальные болгары, которые стремились всячески облегчать нашу участь."[1]


22 февраля 1943 г. комиссар по еврейским вопросам Александр Белев заключил договор с представителем Гестапо в Болгарии о поэтапной депортации болгарских евреев.

Депортация евреев с оккупированных Болгарией территорий

Первая партия включала 20 000 душ, которых в конце февраля и начале марта должны были быть отправлены в концлагерь Треблинка. Было решено, что первый контингент будет сформирован из 11 363 евреев из Македонии и Фракии и 8 560 евреев из „старой Болгарии“.

С 4 по 12 марта 1943 г. болгарские оккупационные власти депортировали евреев Македонии и Фракии. Все они попали в лагеря смерти. Из более чем 11 тысяч человек выжило около 300.

Были отпечатаны бланки повесток евреям о явке на сборные пункты для депортации. Один из типографских рабочих вынес экземпляр бланка и передал его евреям-коммунистам евреям Исааку Франсезу и Фиделю Баруху.[2][3] Секретность операции была нарушена, и начались акции протеста.

Предотвращение депортации из Болгарии

Около девяти тысяч человек из „старой Болгарии“ были собраны в Пловдиве, но они не были погружены на транспорты в Польшу в силу официальной отмены приказа о депортации в последний момент. В этом событии проявил себя митрополит Кирилл (будущий Патриарх Болгарский). Он проник в еврейский лагерь в Пловдиве и заявил, что ляжет под поезд с депортируемыми, если они не будут освобождены.

Тем временем в стране покатилась волна народного негодования по поводу решения правительства. Одним из самых видных деятелей, выступивших против политики правительства по еврейскому вопросу, являлся митрополит Стефан. Под его руководством Святой Синод послал письмо-протест правительству. Его поддержали митрополиты Пловдивский и Видинский Кирилл и Неофит.

Основную роль в отмене первой и наиболее организованной попытки депортации евреев из „старой Болгарии“ сыграли быстрые и решительные действия группы из 42 депутатов во главе с вице-председателем Народного собрания Димитром Пешевым. 17 марта 1943 г. они объявили о случившемся и вручили правительству коллективное обращение, в котором резко осудили депортацию евреев. Тем самым они сделали происходящие действия публично известными, показав фактическую их нелегитимнность и этим блокировав их.

Наряду со Святым Синодом и парламентариями в защиту евреев встали группа "Звено", запрещенные партии "Земледельческий союз", "Александр Стамболийский", коммунистическая партия.

"Земледельцы" Г.М.Димитрова (Гемето), Кеста Марков и Димитр Мацакиев выступили по радиостанции союзников из Хайфы. Г.Димитров и В.Коларов - по нелегальной станции из СССР с резким осуждением политики правительства и в защиту евреев. Общественные деятели Симон Георгиев, Димо Казасов, Цвятко Бобошевский, Венелин Ганев и многие другие, представлявшие гордость и славу, милосердие нации, поддерживали акции в защиту болгарских евреев.

19 мая 1943 г. радио Берлина сообщило, что в ближайшие дни в Болгарии приступят к депортации евреев. В тот же день еврейская община узнала о подготовке сил полиции во главе с полковником Белевым к выполнению решения правительства по этому вопросу.[4]

Само правительство прекратило депортацию и отложило её на март. Лекарский союз, Союз писателей и спортивное общество „Славия“ заявили протест. Болгарская православная церковь реагировала особенно последовательно, поддерживая морально как евреев, так и множество болгар, несогласных с политикой правительства на разделение нации с мотивом, что гонения на евреев наносят удар по самой Болгарии.

Особенно активен был софийский митрополит Стефан, возглавявший Святой Синод в то время.[5]

Немаую роль сыграла вдова государственного деятеля Петко Каравелова Екатерина Каравелова — одна из создателей Комитета защиты евреев.[6]

Проявили себя и множество отдельных личностей. Планы депортации евреев Болгарии были разделены на два этапа — на март и май 1943 г., после чего не были возобновлены, так что правительство провалилось в этом своём намерении.

Однако ни массовая демонстрация евреев в Софии 24 мая, ни протесты ряда видных общественных и политических деятелей не остановили планомерного осуществления высылки. Были созданы лагеря принудительного труда и специальный концентрационный лагерь Сомовит[7] на берегу Дуная, в который посадили около 120 наиболее видных представителей общины.


Позиция и манёвры царя Бориса III

Царю Борису были предложены „План А“ (депортация) и „План Б“ (выселение из Софии и использование евреев в трудовых лагерях в Болгарии), и он выбрал второй. Вследствии разселения евреев, как и разгрома Вермахта в течение следующих месяцев депортация стала практически неосуществимой.

Протесты создали возможность царю Борису III отменить депортацию евреев „старой Болгарии“. Есть предположения, что протесты поощрялись и закулисными комбинациями самого царя. Известно, что он, который подписывал антиеврейское законодательство в 1940-41 г., позже (и особенно во время последних своих разговоров с Гитлером (август 1943 г.) фактически противопоставил себя депортации евреев „старой Болгарии“.

О расположении правящих кругов к евреям говорит и факт, что нелегально через Румынию и Болгарию в Хайфу, Палестина, пробралось много румънских, польских, чешских, венгерских и литовских евреев.

Антиеврейское законодательство в Болгарии было отменено официально позже — правительством Константина Муравиева. По английской инициативе в Софии правительство вело переговоры с швейцарским посланником о переселении в Палестину 4000 детей и 400 взрослых евреев.

Дополнительные подробности о спасении болгарских евреев (на англ. языке) можно прочесть на сайте посольства Републики Болгарии в США.

Источники и ссылки

Литература

  • Ардити, С. Човекът, който изигра Хитлер. Цар Борис III - гонител или приятел на българските евреи. Русе, 2008
  • Бар-Зоар, М. Извън хватката на Хитлер. С., 1999.
  • Барух, Н. Откупът. Цар Борис и съдбата на българските евреи. С., 1991.
  • Хаим Бенадов. Жива памет: мемоари. София, Български писател, 1982
  • Борбата на българския народ за защита и спасяване на евреите в България през Втората световна война. Документи и материали. С., 1978.
  • Бояджиев, Х. Спасяването на българските евреи през Втората световна война. С., 1991.
  • Гезенко, Ив. Дейността на Българския екзарх Стефан по спасяването на българските евреи през 1943 г. — Известия на държавните архиви, Т. 73, 1999, 40-57.
  • Гласове в защита на гражданското общество. Протоколите на Светия Синод на БПЦ по еврейския въпрос. Съст. А. Танева и Ив. Гезенко. С., 2003.
  • Дубова, Л. Л., Г. Й. Чернявский. Опыт беды и выживания. Судьба евреев Болгарии в годы Второй мировой войны. С., 2007.
  • Нисим, Г. Човекът, който спря Хитлер. Историята на Димитър Пешев, спасил евреите на една нация. С., 2000.
  • Няголов, Св. Кр. Истината за спасяването на евреите в България. С., 1998.
  • Пауновски, Вл., Й. Илел. Евреите в България между унищожението и спасението. С., 2000.
  • Райчевски, Ст. Българи и евреи през вековете. С., 2008.
  • Оцеляването. Сборник от документи 1940–1944. Съст. Д. Коен. С., 1995.
  • Невена Стефанова, „Книга за Давид Перец“ (1981, издателство „Хр. Г. Данов“, Пловдив)
  • Хаджийски, Ив. Съдбата на евреите от Югозападна България през 1940–1944 г. Благоевград, 1998.
  • Chary, F. B. The Bulgarian Jews and the Final Solution, 1940–1944. Pittsburgh, 1972.
  • Chivarov, N. Die bulgarisch-orthodoxe Kirche und die Rettung der bulgarischen Juden. — Oesterreichische Osthefte, 42, 2000, № 1, 23-34.
  • Stefanov, P., Archim. The Bulgarian Orthodox Church and the Holocaust: Addressing Common Misconceptions. — Religion in Eastern Europe, XXVI, 2006, № 2, 10-19.
  • Todorov, Tzvetan. The Fragility of Goodness: Why Bulgaria's Jews Survived the Holocaust. Trans.: Arthur Denner. Princeton, NJ, 2001.

Примечания

  1. ИСТОРИЧЕСКА СПРАВКА ЗА ЕВРЕИТЕ В БЪЛГАРИЯ
  2. Хаим Бенадов. Жива памет: мемоари. София, Български писател, 1982
  3. Яков Этингер Спасенные в Холокосте
  4. Михаил Дыхан (Коламбус, Огайо) на сайте «Вестник»
  5. В апреле 1943 года, после решения царя о высылке евреев из Софии в провинцию Стефан написал царю письмо, угрожая ему отлучением от церкви в случае продолжения преследования евреев. Он писал: "Не преследуй других, чтобы не преследовали и тебя. Бог следит за твоими делами с небес". Источник: Статья "המטרופוליט סטפן" в ивритской части Википедии
  6. Стефан Груев Корона от тръни. Царуването на Борис ІІІ 1918-1943. — София: издателства - Български писател и списание Летопис, 1991. — С. 387 - 393.
  7. Фонд Центральной и Восточной Европы (CEEF) – право на подачу заявления сидевших в лагере Сомовит в Болгарии

Оригинал Статья "Холокост и България" в болгарской части Википедии


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация