Страсбур (еврейская община )

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 17:34, 3 мая 2013; Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Страсбург - город на северо-востоке Франции.

Содержание

Исторические свидетельства.

Первое надежное свидетельство о пребывании евреев в Страсбурге восходит к 1188 г. В 1189 г. бесчинства, учиненные рыцарями, отправлявшимися в 3-й крестовый поход, вынудили евреев бежать из города, однако спустя непродолжительное время они вновь поселились в Страсбурге. Евреи упоминаются в городских статутах, датируемых приблизительно 1200 г.; к 1213 г. относится старейшее из сохранившихся надгробий еврейского кладбища в Страсбурге. В 13 в. – 1-й половине 14 в. число евреев, живших в городе, постоянно росло, главным образом за счет притока переселенцев из небольших населенных пунктов Эльзаса, из других германских земель и из Франции: уже к 1306 г. это число составило около 300 человек. Первоначально они находились под юрисдикцией епископа Страсбурга, а с 1260 г. подчинялись муниципалитету. Основным занятием страсбургских евреев в этот период было кредитное дело (см. Ссуда денежная); в число их клиентов входили представители знати и христианские религиозные учреждения, причем размер займов достигал шести тысяч ливров (очень крупная по тем временам сумма). О величине еврейского населения Страсбурга и размахе его экономической деятельности свидетельствует тот факт, что уже в 1242 г. оно давало казне больше дохода нежели любая другая община Священной Римской империи. Не позднее 1292 г. в Страсбурге была построена синагога.

Наветы и погромы.

В конце 1348 г. в Страсбурге стали распространяться слухи о том, что в ряде европейских городов евреев обвиняют в отравлении колодцев (см. «Чёрная смерть»). Поскольку в самом Страсбурге эпидемия к этому времени еще не началась, муниципалитет решил не предпринимать никаких действий, направленных против еврейской общины, пока из Кёльна, Лозанны, Шильона, Берна и ряда других мест не будут получены известия об исходе следствия по делу предполагаемых отравителей. Однако против такого решения выступили мастера ремесленных цехов, решившие воспользоваться всеобщей уверенностью горожан в том, что виновники эпидемии — евреи, и ненавистью христиан к ростовщикам-иноверцам для свержения власти городского патрициата, преобладавшего в муниципальном совете. Несмотря на то что церковь рассматривала чуму как божью кару, потрясенному сознанию обывателей требовался более доступный для мщения виновник постигшего их бедствия и удобная, во всех отношениях чуждая им, жертва. Евреев обвиняли в отравлении колодцев и источников с целью "уничтожить всех христиан и захватить власть над всем миром". Не помогла изданная папой Климентом VI булла [1], доказывавшая, что евреи, как и христиане, сами гибнут от чумы и призывавшая духовенство взять их под свое покровительство. В Страсбурге городской совет, пытавшийся предотвратить расправу с местными евреями, был смещен, вновь избранный его состав был более расположен слушать обезумевший "глас народа" [2]. В феврале 1349 г. были заживо сожжены две тысячи евреев Страсбурга. 9 февраля 1349 г. его главе П. Шварберу и двум членам совета пришлось уйти в отставку; 13 февраля новый муниципалитет принял решение о поголовном уничтожении евреев Страсбурга. Согласно традиции, на следующий день, в субботу, две тысячи евреев города (это число, по всей видимости, сильно преувеличено) погибли на костре; их имущество было разграблено. Спастись удалось лишь тем, кто принял крещение, однако летом того же года, когда чума достигла Страсбурга, многие из них пали жертвами новой волны преследований. 12 сентября 1349 г. император Карл IV официально простил жителям города убийство евреев и присвоение их собственности; до Великой французской революции в Страсбурге существовал обычай дважды в ночь трубить в горн в напоминание о «еврейском заговоре».

Запреты для евреев и на контакты с евреями в Страсбурге.

После событий 1349 г. страсбургские власти запретили евреям появляться в городе в течение 100 лет. Тем не менее, уже с 1369 г. некоторым еврейским семьям стали разрешать поселиться здесь при условии уплаты ими чрезвычайно высоких налогов. Число таких семей достигло 25, однако в 1388 г. они вновь были изгнаны из Страсбурга, на сей раз «навечно». Евреи обосновались в близлежащих деревнях, продолжая поддерживать деловые контакты с горожанами; муниципалитет неоднократно (например, в 1570 г.) запрещал подобные контакты или издавал распоряжения, направленные на то, чтобы свести их к минимуму. Не позднее 1512 г. с евреев, посещавших Страсбург, стали взимать высокую пошлину; помимо этого каждому из них приходилось оплачивать «услуги» муниципального служащего, без сопровождения которого он не имел права передвигаться по городу. Если еврею разрешали остаться в Страсбурге на ночь, ему приходилось вносить пошлину в двойном размере (как если бы он покинул город и вернулся на следующий день). В 17 в. прибывавших в Страсбург евреев во многих случаях подвергали у городских ворот допросу и обыску, пытаясь выяснить, с кем они поддерживают связи и какие товары привезли. Дабы избежать унижения и излишних затрат, еврейские торговцы заключали сделки со своими контрагентами вне стен города, однако муниципалитет, стремясь сохранить важный источник доходов, пытался пресечь подобную практику: например, в 1648 г. он запретил торговать лошадьми иначе как на рыночной площади.

Несмотря на царившую в Страсбурге юдофобию, в 16–17 вв. некоторым евреям удавалось поддерживать хорошие отношения с городскими властями. Так, в 1537 г. страсбургский муниципалитет дал Иосефу бен Гершону из Росхейма рекомендательное письмо к саксонскому курфюрсту, а в 1-й половине 1540-х гг. запретил по просьбе того же Иосефа бен Гершона переиздание антисемитских сочинений М. Лютера «О евреях и их лжи» и «О непроизносимом имени Божьем», а также направленного против евреев памфлета местного проповедника. В 16 в. христианские типографы неоднократно печатали в Страсбурге тексты на иврите, включая отрывки из Таргума Онкелоса (см. Онкелос и Аквила), Притчей Соломоновых книгу, Песнь Песней и книгу Экклесиаст.

Страсбург под властью Франции.

С переходом Страсбурга под власть Франции (1681) действовавшие в городе антиеврейские установления [3] были частично смягчены: к примеру, евреям, жившим в незащищенных предместьях, позволили укрываться за стенами города во время его осады неприятелем. Тем не менее, еще в 1740-х гг. М. Блим, крупный поставщик французской армии, смог добиться для себя и для своих еврейских контрагентов разрешения на временное пребывание в Страсбурге лишь благодаря вмешательству покровительствовавшего ему министра. Подчиняясь требованию королевских властей, в 1767 г. муниципалитет согласился на то, чтобы другой военный поставщик Х. Серфбер (1726–94) квартировал в Страсбурге зимой, а в 1771 г. предоставил ему право проживать в городе постоянно, вне зависимости от времени года. Поскольку это право распространялось на многочисленных домочадцев Серфбера и его прислугу, к 1785 г. в Страсбурге уже насчитывалось 60–70 евреев; они занимали три или четыре дома. В 1777 г. по инициативе Серфбера и при его финансовой поддержке И. Лоренц открыл в городе еврейскую типографию, выпускавшую раввинистическую литературу на иврите. В королевской жалованной грамоте от 1785 г. об отмене подушной подати особо отмечалось, что в Страсбурге «с евреев взимается подушный налог, низводящий их до уровня скотов... сбор, унижающий человеческое достоинство». Хоть король обещал возместить городу убытки, которые он понесет в результате отмены подати, муниципалитет стал саботировать выполнение этого указа.

Период Великой французской революции.

В первые годы Великой французской революции жители Страсбурга почти единодушно выступили против предоставления евреям гражданских прав [4]. Когда Учредительное собрание все же приняло такое решение (сентябрь 1791 г.), численность еврейского населения города начала быстро расти и к 1806 г. достигла 1500 человек. В ходе антирелигиозной кампании, развернутой якобинским правительством Франции в 1793–94 гг. и направлявшейся главным образом против католической церкви, в Страсбурге конфисковывались и уничтожались еврейские обрядовые предметы и книги, особенно Талмуд. На собрании еврейских нотаблей (1806–1807 гг.), предшествовавшем Синедриону французскому, страсбургских евреев представляли семь делегатов, среди которых выделялся главный раввин города, видный галахист (см. Галаха) И. Д. Зинцхейм (1745–1812); правительство назначило его президентом (наси) Синедриона, а в 1808 г. он стал первым главным раввином Франции и занимал этот пост до конца жизни.

19 век.

В 19 в. число евреев, живших в Страсбурге, постоянно увеличивалось; в городе работали синагоги, еврейское профессиональное училище (с 1825 г.), дом для престарелых (с 1853 г.), раввинская семинария (с 1885 г.; просуществовала лишь несколько лет). В 1871 г., когда Страсбург, как и весь Эльзас, отошел к Германии, часть евреев покинула город, однако рост общины не прекратился; он стал особенно бурным после того, как в 1919 г. Страсбург вновь оказался в составе Франции. В 1931 г. в городе насчитывалось около 8500 евреев, 60% которых родились во Франции, на исходе 1930-х гг. — около десяти тысяч. В период между двумя Мировыми войнами в Страсбурге действовал целый ряд еврейских ассоциаций. Созданный здесь в ноябре 1925 г. Региональный союз сионистов Восточной Франции стал крупнейшим и наиболее активным в стране сионистским объединением (в 1941 г. слился с Сионистской федерацией Франции); он выпускал еженедельник «Жюиф» (позднее «Ла трибюн жюив»). С 1917 г. в городе находилась штаб-квартира молодежного сионистского движения hа-Тиква, к которому принадлежали почти все халуцим, переселившиеся в 1920–30-х гг. из Франции в Эрец-Исраэль. В 1919–26 гг. страсбургская комиссия Еврейского национального фонда выполняла функции его центрального представительства во Франции и выпускала бюллетень «Ла терр промиз».

Период Второй мировой войны (1939 - 1945 гг.).

С началом Второй мировой войны (сентябрь 1939 г.) все население Страсбурга, включая евреев, было переправлено на юг страны. После капитуляции Франции (июнь 1940 г.) руководителям общины удалось наладить связь между эвакуированными, которые размещались в более чем 50 населенных пунктах южнее реки Луара, открыть бюро социальной помощи (в городе Перигё) и синагогу (в Лиможе). Страсбургские евреи активно участвовали в Сопротивлении антинацистском, в том числе и вооруженном (за что многих из них нацисты и их французские приспешники казнили или депортировали в лагеря смерти), тайно вывозили детей и подростков в Швейцарию и в Эрец-Исраэль (через Испанию), организовывали (под эгидой ОЗЕ) клиники и детские дома, открывали сельскохозяйственные школы. В годы Второй мировой войны погибло около тысячи евреев Страсбурга; в самом городе нацисты сожгли и сровняли с землей синагогу, построенную в 1898 г.

После окончания боевых действий на территории Франции около восьми тысяч евреев вернулись в Страсбург . К 1965 г. их численность возросла до 12000 человек, частично за счет естественного прироста (который оставался положительным только до 1955 г.), но главным образом — благодаря переселению в город выходцев из более мелких населенных пунктов Эльзаса (около 1200 человек), стран Центральной Европы (около 500 человек) и Северной Африки (около двух тысяч человек); все вновь прибывшие вошли в состав единой общины — одной из самых динамичных в Западной Европе. В 1958 г. в Страсбурег открылась новая синагога; в 1960-х гг. здесь работали также еврейский детский сад, дневная школа, два интерната для учащихся средней школы и студентов, две иешивы. Выходил ежемесячный еврейский бюллетень, по радио еженедельно передавалась программа, предназначенная для евреев. Кафедру иудаистики (см. Наука о еврействе) в Страсбургском университете возглавлял видный философ А. Неер. Вместе с тем, в еврейской среде усилилась тенденция к ассимиляции: так, только в 1960–65 гг. число браков смешанных увеличилось на 40%. Основным проявлением антисемитизма стало в 1950-х гг. создание организаций, боровшихся против возвращения евреям их собственности, конфискованной нацистами в 1940 г., и строительства в городе синагоги.

В настоящее время.

В конце 60- гг. ХХ в. еврейская община Страсбурга, как и, в целом, Франции, значительно возросла за счет иммиграции евреев из Алжира. К 1990 г. численность еврейского населения Страсбурга составила, по приблизительной оценке, около 15 тысяч человек.

Примечание: В ЭЕЭ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ (по состоянию на январь 2012 г.)

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СТРАСБУРГ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация