Сфирот

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Kofman (Обсуждение | вклад)
(Источники)
Architect1 (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
'''Сфирот''' (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») — десять проявлений Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров ([[седер hишталшелут]]) и осуществляет Свое управление ими.
+
'''Сфирот''' (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») — в Каббале десять проявлений Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров ([[седер hишталшелут]]) и осуществляет Свое управление ими.
 +
 
 +
 
 +
== Сфирот как проявление воли Бога в ограниченном аспекте ==
Сфирот — ограничение бесконечного желания Творца ([[Эйн Соф]]) для сотворения мира.
Сфирот — ограничение бесконечного желания Творца ([[Эйн Соф]]) для сотворения мира.
Сфирот, ограниченное желание Творца, являлось частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное.
Сфирот, ограниченное желание Творца, являлось частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное.
-
«Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь» (Рамхаль. «Клах питхей хохма», петах 24). <ref>До сокращения ([[цимцум|цимцума]]) было простое неограниченное желание Творца. «Цимцум — есть проявление действия ограниченного из безграничного… Высшее желание — Эйн Соф включает все множество сил без конца и предела, однако мы не говорим о беспредельном — ибо никак не относимся к нему — но о силе среди других сил. Ограниченное желание — одно из сил Эйн Софа, и она выделяется среди прочих сил Творца, поскольку она — наша причина». Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь" (Рамхаль. «Клах питхей хохма», петах 24).</ref>
+
 
 +
«Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь»(Рамхаль, «Клах питхей хохма», 24).
Сфирот — проявления желания Творца: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца — или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот — корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль).
Сфирот — проявления желания Творца: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца — или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот — корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль).
-
Сфирот образуют концептуальную парадигму для понимания всего .<ref>Сфирот являясь проявлениями желания Творца — проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Кабала занимается не материальной реальностью, а сутью вещей и духовными корнями. В конечном счете, эти корни — представляют десять сфирот.
+
Сфирот образуют концептуальную парадигму для понимания всего .Сфирот являясь проявлениями желания Творца — проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Кабала занимается не материальной реальностью, а сутью вещей и духовными корнями. В конечном счете, эти корни — представляют десять сфирот.
-
</ref>
+
<blockquote>
<blockquote>
Строка 15: Строка 18:
</blockquote>
</blockquote>
-
== Метафора человека в каббале ==
+
== Структура сфирот подобна структуре человека ==
-
В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность (Бог создал человека по своему образу и подобию). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного, наряду с другой метафорой, метафорой света. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и образуют [[парцуфы]].
+
В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность ("Бог создал человека по своему образу и подобию"). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и структурой души человека, это соотношение выражено в идее [[Адам Кадмон]].
== Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир ==
== Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир ==
-
 
+
{{Заготовка_раздела}}
== Описание сфирот ==
== Описание сфирот ==
-
Кетер — корона: божественная воля творить; бесконечный свет Творца.
+
[[Кетер]] — корона: воля, творческий потенциал.
-
Хохма — мудрость: первый проблеск мысли, прежде чем она получит оформление и ограничения. „Мужская“ сфира. Божественная реальность, первое раскрытие божественного, творение из ничто.
+
[[Хохма]] — мудрость: инсайт, первый проблеск идеи, прежде чем она получит оформление и ограничения. Первое раскрытие божественного, творение из ничто. Экстравертная интеллектуальная направленность.
-
Бина — понимание: бесконечный проблеск хохмы, заключенный в сосуд понимания, схватывающего мысль в ее широте или глубине; „женская“ сфира, которая дает рождение „божественным“ эмоциям, разуму, пониманию. Понимание приносит с собой тшуву — возвращение к Богу.
+
[[Бина]] — понимание: формирование структурного понимания на основе идеи, полученной от хохма. Интравертная интеллектуальная направленность.
-
Даат — знание.
+
[[Даат]] — познание: глубокая сопричастность. Иногда рассматривается как отдельная сфира (в этом случае кетер - это "супер-сфира",т.к. сфирот всего 10).
-
Хесед — доброта, милость, ничем не обусловленная любовь Бога.
+
[[Хесед]] — милость: доброта, благодать, любовь, экстравертная эмоциональная направленность.
-
Гвура — могущество, суровость: сила, суд, намерение, воздержание, страх перед Богом.
+
[[Гвура]] — могущество: суровость, сила, суд, самоограничение, трепет, интравертная эмоциональная направленность.
-
Тиферет — великолепие, гармония: симметрия, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии.
+
[[Тиферет]] — великолепие: гармония, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии.
-
Нецах — победа.
+
[[Нецах]] — победа, вечность: экстравертная практическая направленность.
-
hод — слава: уступка, подчинение, искренность.
+
[[hод]] — слава: уступка, подчинение, искренность, притягательность, интравертная практическая направленность.
-
Йесод — основание: завершение, память, последовательное знание.
+
[[Йесод]] — основание: равновесие между Нецах и hод, завершение, память, последовательное знание.
-
Малхут — царство: женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света „эмоциональных“ сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. Малхут становится кетером — желанием Творца, источником для любого последующего более нижнего уровня в творении. Завершение, реализация божественного замысла.
+
[[Малхут]] — царство: завершение, реализация замысла, женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света „эмоциональных“ сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. При последовательном нисхождении миров Малхут становится кетером, источником для последующего более нижнего уровня.  
 +
 
 +
== Три линии ==
 +
{{Заготовка_раздела}}
== Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир ==
== Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир ==
Строка 71: Строка 77:
{{Заготовка_раздела}}
{{Заготовка_раздела}}
-
== Три линии ==
 
-
{{Заготовка_раздела}}
 
-
 
-
== Примечания ==
 
-
 
-
1* До сокращения ([[цимцум|цимцума]]) было простое неограниченное желание Творца. „Цимцум — есть проявление действия ограниченного из безграничного… Высшее желание — Эйн Соф включает все множество сил без конца и предела, однако мы не говорим о беспредельном — ибо никак не относимся к нему — но о силе среди других сил. Ограниченное желание — одно из сил Эйн Софа, и она выделяется среди прочих сил Творца, поскольку она — наша причина“. Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь» (Рамхаль. «Клах питхей хохма», петах 24).
 
-
 
-
2* Сфирот являясь проявлениями желания Творца — проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Кабала занимается не материальной реальностью, а сутью вещей и духовными корнями. В конечном счете, эти корни — представляют десять сфирот.
 
== Источники ==
== Источники ==

Версия 22:24, 12 февраля 2011

Сфирот (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») — в Каббале десять проявлений Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров (седер hишталшелут) и осуществляет Свое управление ими.


Содержание

Сфирот как проявление воли Бога в ограниченном аспекте

Сфирот — ограничение бесконечного желания Творца (Эйн Соф) для сотворения мира.

Сфирот, ограниченное желание Творца, являлось частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное.

«Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь»(Рамхаль, «Клах питхей хохма», 24).

Сфирот — проявления желания Творца: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца — или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот — корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль).

Сфирот образуют концептуальную парадигму для понимания всего .Сфирот являясь проявлениями желания Творца — проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Кабала занимается не материальной реальностью, а сутью вещей и духовными корнями. В конечном счете, эти корни — представляют десять сфирот.

«Единство и простота присущи Богу и в них — корень различных влияний идущих от Него. Из того, что есть у него в Его реальности, которая вся — единство и полнота, Он создает для сотворенных различные реальности в зависимости от того, какая реальность им подобает. Его простота — корень всех сфирот и от нее зависит существование всего… Вся их совокупность и все подробности происходят от Его единства и простоты и все их силы зависят от Него. И вот Его простоту называют Эйн Соф, и сказано, что Он внутри каждой сфиры и окружает каждую сфиру и окружает всю совокупность сфирот. В зависимости от того, о какой категории идет речь, они называются света или качества, или силы, или корни. (Рамхаль. „Клалей хохмат hа эмет“).

Структура сфирот подобна структуре человека

В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность ("Бог создал человека по своему образу и подобию"). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и структурой души человека, это соотношение выражено в идее Адам Кадмон.

Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир

Описание сфирот

Кетер — корона: воля, творческий потенциал.

Хохма — мудрость: инсайт, первый проблеск идеи, прежде чем она получит оформление и ограничения. Первое раскрытие божественного, творение из ничто. Экстравертная интеллектуальная направленность.

Бина — понимание: формирование структурного понимания на основе идеи, полученной от хохма. Интравертная интеллектуальная направленность.

Даат — познание: глубокая сопричастность. Иногда рассматривается как отдельная сфира (в этом случае кетер - это "супер-сфира",т.к. сфирот всего 10).

Хесед — милость: доброта, благодать, любовь, экстравертная эмоциональная направленность.

Гвура — могущество: суровость, сила, суд, самоограничение, трепет, интравертная эмоциональная направленность.

Тиферет — великолепие: гармония, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии.

Нецах — победа, вечность: экстравертная практическая направленность.

hод — слава: уступка, подчинение, искренность, притягательность, интравертная практическая направленность.

Йесод — основание: равновесие между Нецах и hод, завершение, память, последовательное знание.

Малхут — царство: завершение, реализация замысла, женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света „эмоциональных“ сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. При последовательном нисхождении миров Малхут становится кетером, источником для последующего более нижнего уровня.

Три линии

Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир

Игулим и йошер

Игулим

Йошер

Эволюция сфирот в лурианской каббале от игулим к йошер

Взаимодействия сфирот

Парцуфим

Сфирот и силы души

Сфирот и четыре мира


Источники

"The Song of the Soul" Yechiel Bar-Lev

http://en.wikipedia.org/wiki/Sephirot

Сноски

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация