Сфирот

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
(Описание сфирот)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м
 
(10 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
'''Сфирот''' (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») — в Каббале десять проявлений Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров ([[седер hишталшелут]]) и осуществляет Свое управление ими.
+
{{Остатье\ЭЕЭ
 +
|ТИП СТАТЬИ=2
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|УРОВЕНЬ=
 +
|НАЗВАНИЕ=
 +
|ПОДЗАГОЛОВОК=
 +
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
 +
|АВТОР2=
 +
|ТЕМА=
 +
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
 +
|ИЗ ЦИКЛА=
 +
|ПУБЛИКАЦИИ=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ИСТОЧНИК=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
}} 
-
== Термин "сфирот" и его смыслы==
+
'''Сфирот''' (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») — одно из фундаментальных понятий в [[Каббала|Каббале]], созданное автором [[Сефер Йецира|«Сефер-йецира»]]. Сфирот - это десять проявлений (эманаций) Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров ([[седер hишталшелут]]) и осуществляет Свое управление ими.
-
{{Заготовка_раздела}}
+
 +
Божественные эманации именуются обычно сфирот, однако наряду с этим понятием в ранних произведениях каббалы и даже в [[Зоhар]]е употребляются термины [[миддот]] (`качества`), мадрегот (`ступени`) и другие.
 +
 +
== Термин "сфирот" и его смыслы==
Термин сфирот производят от:
Термин сфирот производят от:
*"ограничивать" (сфар)
*"ограничивать" (сфар)
Строка 11: Строка 30:
== Сфирот как проявление воли Бога в ограниченном аспекте ==
== Сфирот как проявление воли Бога в ограниченном аспекте ==
-
 
+
Сфирот — ограничение бесконечного желания Творца ([[Эйн Соф]]) для сотворения мира. Это учение призвано перебросить мост через пропасть, отделяющую абсолютно трансцендентное Божество от сотворенного Им мира, объяснить сотворение мира с помощью противоположного понятию «творения из ничего» учения об эманации
-
Сфирот — ограничение бесконечного желания Творца ([[Эйн Соф]]) для сотворения мира.
+
Сфирот, ограниченное желание Творца, являлось частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное.
Сфирот, ограниченное желание Творца, являлось частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное.
Строка 18: Строка 36:
«Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь»(Рамхаль, «Клах питхей хохма», 24).
«Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь»(Рамхаль, «Клах питхей хохма», 24).
-
Сфирот — проявления желания Творца: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца — или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот — корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль).
+
Сфирот — проявления желания Творца, выражающие различные Его атрибуты: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца — или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот — корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль).
-
Сфирот образуют концептуальную парадигму для понимания всего .Сфирот являясь проявлениями желания Творца — проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Кабала занимается не материальной реальностью, а сутью вещей и духовными корнями. В конечном счете, эти корни — представляют десять сфирот.
+
Сфирот являясь проявлениями желания Творца — проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Каббала занимается не материальной реальностью, а духовными корнями реальности. В конечном счете, эти корни — представляют десять сфирот.
<blockquote>
<blockquote>
«Единство и простота присущи Богу и в них — корень различных влияний идущих от Него. Из того, что есть у него в Его реальности, которая вся — единство и полнота, Он создает для сотворенных различные реальности в зависимости от того, какая реальность им подобает. Его простота — корень всех сфирот и от нее зависит существование всего… Вся их совокупность и все подробности происходят от Его единства и простоты и все их силы зависят от Него. И вот Его простоту называют Эйн Соф, и сказано, что Он внутри каждой сфиры и окружает каждую сфиру и окружает всю совокупность сфирот. В зависимости от того, о какой категории идет речь, они называются света или качества, или силы, или корни. (Рамхаль. „Клалей хохмат hа эмет“).
«Единство и простота присущи Богу и в них — корень различных влияний идущих от Него. Из того, что есть у него в Его реальности, которая вся — единство и полнота, Он создает для сотворенных различные реальности в зависимости от того, какая реальность им подобает. Его простота — корень всех сфирот и от нее зависит существование всего… Вся их совокупность и все подробности происходят от Его единства и простоты и все их силы зависят от Него. И вот Его простоту называют Эйн Соф, и сказано, что Он внутри каждой сфиры и окружает каждую сфиру и окружает всю совокупность сфирот. В зависимости от того, о какой категории идет речь, они называются света или качества, или силы, или корни. (Рамхаль. „Клалей хохмат hа эмет“).
</blockquote>
</blockquote>
 +
 +
Понятие сфирот (в значении «сферы») встречается также в философской литературе еврейского неоплатонизма (см. [[Ибн Габирол Шломо Бен Иехуда|Ибн Габирол]]). Со времени первых произведений собственно каббалистической литературы понятие сфирот стало употребляться в гораздо более широком смысле и означать десять стадий эманации, происходящей от [[Эйн-Соф]] (трансцендентного Божества) и образующей царство проявления Бога в Его различных атрибутах. Каждая отдельная сфира указывает на один из аспектов Бога в Его качестве Творца, образуя в то же время целый мир Божьего света в цепи бытия. Все сфирот, взятые вместе, образуют перевёрнутое «древо сфирот», чьи корни на небе, а крона на земле, - оно рассматривается как динамическое единство, в котором проявляется активность Бога. Ритм раскрытия сфирот определяет ритм всего творения и различим на каждом из его уровней.
== Структура сфирот подобна структуре человека ==
== Структура сфирот подобна структуре человека ==
-
 
В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность ("Бог создал человека по своему образу и подобию"). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и структурой души человека, это соотношение выражено в идее [[Адам Кадмон]].
В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность ("Бог создал человека по своему образу и подобию"). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и структурой души человека, это соотношение выражено в идее [[Адам Кадмон]].
 +
Органы человеческого тела соответствуют десяти сфирот, человек должен обеспечить господство высших сфирот над низшими, чтобы достичь общения, [[Двекут|привязанности к Богу]]. Первоначальная гармония Бога, человека и мира была нарушена грехопадением [[Адам]]а, которое принесло в мир [[Добро И Зло|смерть и зло]]. После смерти человека его душа подвергается суду и направляется в ад, рай или в [[гилгул]]. После появления Зоhара учение о переселении душ (гилгул) стало одной из основных доктрин каббалы.
== Описание сфирот ==
== Описание сфирот ==
-
 
+
[[Кетер]] (кетер эльйон) — корона: воля, творческий потенциал.
-
[[Кетер]] — корона: воля, творческий потенциал.
+
[[Хохма]] — мудрость: инсайт, первый проблеск идеи, прежде чем она получит оформление и ограничения. Первое раскрытие божественного, творение из ничто. Экстравертная интеллектуальная направленность.
[[Хохма]] — мудрость: инсайт, первый проблеск идеи, прежде чем она получит оформление и ограничения. Первое раскрытие божественного, творение из ничто. Экстравертная интеллектуальная направленность.
-
[[Бина]] — понимание: формирование структурного понимания на основе идеи, полученной от хохма. Интравертная интеллектуальная направленность.
+
[[Бина]] — понимание, разум: Божественный разум, в котором сокровенный прообраз обретает конкретность и форму, структурное понимание на основе идеи, полученной от хохма. Интравертная интеллектуальная направленность.
[[Даат]] — познание: глубокая сопричастность. Иногда рассматривается как отдельная сфира (в этом случае кетер - это "супер-сфира",т.к. сфирот всего 10), иначе рассматривается как часть сфиры бина.
[[Даат]] — познание: глубокая сопричастность. Иногда рассматривается как отдельная сфира (в этом случае кетер - это "супер-сфира",т.к. сфирот всего 10), иначе рассматривается как часть сфиры бина.
Строка 43: Строка 62:
[[Хесед]] — милость: доброта, благодать, любовь, экстравертная эмоциональная направленность.
[[Хесед]] — милость: доброта, благодать, любовь, экстравертная эмоциональная направленность.
-
[[Гвура]] — могущество: суровость, сила, суд, самоограничение, трепет, интравертная эмоциональная направленность.
+
[[Гвура]] — могущество, сила или Дин (суд) : суровость, сила, суд, самоограничение, трепет, интравертная эмоциональная направленность.
-
[[Тиферет]] — великолепие: гармония, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии.
+
Рахамим - сострадание или [[Тиферет]] — великолепие: гармония, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии.
[[Нецах]] — победа, вечность: экстравертная практическая направленность.
[[Нецах]] — победа, вечность: экстравертная практическая направленность.
Строка 54: Строка 73:
[[Малхут]] — царство: завершение, реализация замысла, женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света „эмоциональных“ сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. При последовательном нисхождении миров Малхут становится кетером, источником для последующего более нижнего уровня.
[[Малхут]] — царство: завершение, реализация замысла, женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света „эмоциональных“ сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. При последовательном нисхождении миров Малхут становится кетером, источником для последующего более нижнего уровня.
 +
 +
Эта сфира отождествляется в Зоhаре с [[Кнесет-Исраэль]], мистическим прообразом общины Израиля, или со [[Шхина|Шхиной]], Божественным присутствием в мире.
 +
 +
=== Связь сфирот с персонажами Торы ===
 +
Все сфирот, кроме первых трех, находят мистическое воплощение в библейских персонажах патриархов, [[Моше]] (Моисея), [[Аhарон]]а, [[Иосиф]]а, в свою очередь, отождествляемых с частями тела первочеловека (Адам Кадмон). Давид отождествляется со сфирой Малхут.
== Три линии ==
== Три линии ==
Строка 59: Строка 83:
== Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир ==
== Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир ==
-
 
{{Заготовка_раздела}}
{{Заготовка_раздела}}
Строка 72: Строка 95:
== Взаимодействия сфирот ==
== Взаимодействия сфирот ==
-
{{Заготовка_раздела}}
+
Взаимоотношения между сфирот, их разделение и соединение представляют, в глазах каббалистов, тайну внутренней жизни и единства Бога, а также космической гармонии и единства между высшим и низшим мирами. Судьба низшего мира отражает динамику сфирот: мир и добро обусловлены влиянием сфиры хесед, война и голод — сфиры гвура. Но и жизнь сфирот, в свою очередь, испытывает влияние человеческих поступков; между сфирот и человечеством существует взаимодействие.
 +
 
 +
Умножение греха ведет к изгнанию Шхины; с ней в изгнание уходит и народ Израиля. Добрые дела — молитва и исполнение [[мицвот]] — приближают возвращение [[Шхина|Шхины]] из изгнания.
== Парцуфим ==
== Парцуфим ==
-
{{Заготовка_раздела}}
+
Важнейшим элементом учения о космической реинтеграции (тикун) является идея возвращения вселенной в совершенное состояние, предшествовавшее ломке сосудов (швират hа-келим), с помощью духовного света, исходящего из чела Адама Кадмона. Под воздействием сфирот, не затронутых мировой катастрофой, формируются новые устойчивые структуры, '''''парцуфим''''' (`лики`), которые занимают место сфирот в качестве главных проявлений Адама Кадмона. В каждом из парцуфим силы новой эманации связываются с силами, поврежденными при ломке сосудов; каждый «лик» представляет собой особый этап процесса очищения и преобразования мира.
 +
 
 +
Пять главных парцуфим: абба (`отец`), има (`мать`), арих анпин (`долгий лик`, то есть долготерпеливый), зеейр анпин (буквально `короткий лик`, то есть нетерпеливый), нукба де-зеейр (женская ипостась зеейр) — образуют новый облик Адама Кадмона, отличный от предшествовавшего ломке сосудов.
 +
 
 +
Парцуфим образуют также «мир равновесия» (олам hа-маткела), идентичный миру сфирот (олам hа-ацилут) более ранней каббалы. Нисходящий поток эманации последовательно образует миры бриа (`творение`), йецира (`творческое оформление`) и асия (`действие`). Завершение процесса тикун требует активного вмешательства человека, которое должно вернуть олам hа-асия на предназначенное ему духовное место, полностью отделив его от мира клипот. Этот процесс идентичен избавлению: в нем преодолевается не только историческое изгнание еврейского народа, но и мистическое изгнание [[Шхина|Шхины]], вызванное ломкой сосудов.
 +
 
 +
Следование предписаниям Торы открывает путь к исправлению мира и достижению вечного блаженного единства всех сотворенных существ с Богом, то есть [[Машиах|мессианской]] эры.
== Сфирот и силы души ==
== Сфирот и силы души ==
Строка 85: Строка 116:
== Источники ==
== Источники ==
-
 
"The Song of the Soul" Yechiel Bar-Lev
"The Song of the Soul" Yechiel Bar-Lev
http://en.wikipedia.org/wiki/Sephirot
http://en.wikipedia.org/wiki/Sephirot
 +
{{ElevenCopyRight|13985|СФИРОТ}}
== Сноски ==
== Сноски ==

Текущая версия на 18:05, 3 января 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Сфирот (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») — одно из фундаментальных понятий в Каббале, созданное автором «Сефер-йецира». Сфирот - это десять проявлений (эманаций) Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров (седер hишталшелут) и осуществляет Свое управление ими.

Божественные эманации именуются обычно сфирот, однако наряду с этим понятием в ранних произведениях каббалы и даже в Зоhаре употребляются термины миддот (`качества`), мадрегот (`ступени`) и другие.

Содержание

Термин "сфирот" и его смыслы

Термин сфирот производят от:

  • "ограничивать" (сфар)
  • "число" (миспар)
  • "описание" (лесапер)

Сфирот как проявление воли Бога в ограниченном аспекте

Сфирот — ограничение бесконечного желания Творца (Эйн Соф) для сотворения мира. Это учение призвано перебросить мост через пропасть, отделяющую абсолютно трансцендентное Божество от сотворенного Им мира, объяснить сотворение мира с помощью противоположного понятию «творения из ничего» учения об эманации

Сфирот, ограниченное желание Творца, являлось частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное.

«Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь»(Рамхаль, «Клах питхей хохма», 24).

Сфирот — проявления желания Творца, выражающие различные Его атрибуты: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца — или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот — корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль).

Сфирот являясь проявлениями желания Творца — проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Каббала занимается не материальной реальностью, а духовными корнями реальности. В конечном счете, эти корни — представляют десять сфирот.

«Единство и простота присущи Богу и в них — корень различных влияний идущих от Него. Из того, что есть у него в Его реальности, которая вся — единство и полнота, Он создает для сотворенных различные реальности в зависимости от того, какая реальность им подобает. Его простота — корень всех сфирот и от нее зависит существование всего… Вся их совокупность и все подробности происходят от Его единства и простоты и все их силы зависят от Него. И вот Его простоту называют Эйн Соф, и сказано, что Он внутри каждой сфиры и окружает каждую сфиру и окружает всю совокупность сфирот. В зависимости от того, о какой категории идет речь, они называются света или качества, или силы, или корни. (Рамхаль. „Клалей хохмат hа эмет“).

Понятие сфирот (в значении «сферы») встречается также в философской литературе еврейского неоплатонизма (см. Ибн Габирол). Со времени первых произведений собственно каббалистической литературы понятие сфирот стало употребляться в гораздо более широком смысле и означать десять стадий эманации, происходящей от Эйн-Соф (трансцендентного Божества) и образующей царство проявления Бога в Его различных атрибутах. Каждая отдельная сфира указывает на один из аспектов Бога в Его качестве Творца, образуя в то же время целый мир Божьего света в цепи бытия. Все сфирот, взятые вместе, образуют перевёрнутое «древо сфирот», чьи корни на небе, а крона на земле, - оно рассматривается как динамическое единство, в котором проявляется активность Бога. Ритм раскрытия сфирот определяет ритм всего творения и различим на каждом из его уровней.

Структура сфирот подобна структуре человека

В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность ("Бог создал человека по своему образу и подобию"). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и структурой души человека, это соотношение выражено в идее Адам Кадмон.

Органы человеческого тела соответствуют десяти сфирот, человек должен обеспечить господство высших сфирот над низшими, чтобы достичь общения, привязанности к Богу. Первоначальная гармония Бога, человека и мира была нарушена грехопадением Адама, которое принесло в мир смерть и зло. После смерти человека его душа подвергается суду и направляется в ад, рай или в гилгул. После появления Зоhара учение о переселении душ (гилгул) стало одной из основных доктрин каббалы.

Описание сфирот

Кетер (кетер эльйон) — корона: воля, творческий потенциал.

Хохма — мудрость: инсайт, первый проблеск идеи, прежде чем она получит оформление и ограничения. Первое раскрытие божественного, творение из ничто. Экстравертная интеллектуальная направленность.

Бина — понимание, разум: Божественный разум, в котором сокровенный прообраз обретает конкретность и форму, структурное понимание на основе идеи, полученной от хохма. Интравертная интеллектуальная направленность.

Даат — познание: глубокая сопричастность. Иногда рассматривается как отдельная сфира (в этом случае кетер - это "супер-сфира",т.к. сфирот всего 10), иначе рассматривается как часть сфиры бина.

Хесед — милость: доброта, благодать, любовь, экстравертная эмоциональная направленность.

Гвура — могущество, сила или Дин (суд) : суровость, сила, суд, самоограничение, трепет, интравертная эмоциональная направленность.

Рахамим - сострадание или Тиферет — великолепие: гармония, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии.

Нецах — победа, вечность: экстравертная практическая направленность.

hод — слава: уступка, подчинение, искренность, притягательность, интравертная практическая направленность.

Йесод — основание: равновесие между Нецах и hод, завершение, память, последовательное знание.

Малхут — царство: завершение, реализация замысла, женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света „эмоциональных“ сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. При последовательном нисхождении миров Малхут становится кетером, источником для последующего более нижнего уровня.

Эта сфира отождествляется в Зоhаре с Кнесет-Исраэль, мистическим прообразом общины Израиля, или со Шхиной, Божественным присутствием в мире.

Связь сфирот с персонажами Торы

Все сфирот, кроме первых трех, находят мистическое воплощение в библейских персонажах патриархов, Моше (Моисея), Аhарона, Иосифа, в свою очередь, отождествляемых с частями тела первочеловека (Адам Кадмон). Давид отождествляется со сфирой Малхут.

Три линии

Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир

Игулим и йошер

Игулим

Йошер

Эволюция сфирот в лурианской каббале от игулим к йошер

Взаимодействия сфирот

Взаимоотношения между сфирот, их разделение и соединение представляют, в глазах каббалистов, тайну внутренней жизни и единства Бога, а также космической гармонии и единства между высшим и низшим мирами. Судьба низшего мира отражает динамику сфирот: мир и добро обусловлены влиянием сфиры хесед, война и голод — сфиры гвура. Но и жизнь сфирот, в свою очередь, испытывает влияние человеческих поступков; между сфирот и человечеством существует взаимодействие.

Умножение греха ведет к изгнанию Шхины; с ней в изгнание уходит и народ Израиля. Добрые дела — молитва и исполнение мицвот — приближают возвращение Шхины из изгнания.

Парцуфим

Важнейшим элементом учения о космической реинтеграции (тикун) является идея возвращения вселенной в совершенное состояние, предшествовавшее ломке сосудов (швират hа-келим), с помощью духовного света, исходящего из чела Адама Кадмона. Под воздействием сфирот, не затронутых мировой катастрофой, формируются новые устойчивые структуры, парцуфим (`лики`), которые занимают место сфирот в качестве главных проявлений Адама Кадмона. В каждом из парцуфим силы новой эманации связываются с силами, поврежденными при ломке сосудов; каждый «лик» представляет собой особый этап процесса очищения и преобразования мира.

Пять главных парцуфим: абба (`отец`), има (`мать`), арих анпин (`долгий лик`, то есть долготерпеливый), зеейр анпин (буквально `короткий лик`, то есть нетерпеливый), нукба де-зеейр (женская ипостась зеейр) — образуют новый облик Адама Кадмона, отличный от предшествовавшего ломке сосудов.

Парцуфим образуют также «мир равновесия» (олам hа-маткела), идентичный миру сфирот (олам hа-ацилут) более ранней каббалы. Нисходящий поток эманации последовательно образует миры бриа (`творение`), йецира (`творческое оформление`) и асия (`действие`). Завершение процесса тикун требует активного вмешательства человека, которое должно вернуть олам hа-асия на предназначенное ему духовное место, полностью отделив его от мира клипот. Этот процесс идентичен избавлению: в нем преодолевается не только историческое изгнание еврейского народа, но и мистическое изгнание Шхины, вызванное ломкой сосудов.

Следование предписаниям Торы открывает путь к исправлению мира и достижению вечного блаженного единства всех сотворенных существ с Богом, то есть мессианской эры.

Сфирот и силы души

Сфирот и четыре мира


Источники

"The Song of the Soul" Yechiel Bar-Lev

http://en.wikipedia.org/wiki/Sephirot

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СФИРОТ в ЭЕЭ

Сноски

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация