ТаНаХ (Еврейская Библия)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add notice: From Wiki)
м (переименовал «ТаНаХ» в «ТаНаХ (Еврейская Библия)»)
 
(20 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}
+
{{О_статье
 +
|ТИП СТАТЬИ=2
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=
 +
|УРОВЕНЬ=
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
}}
-
[[Файл:Leningrad Codex Carpet page e.jpg|thumb|Заглавная страница [[Ленинградский кодекс|Ленинградского кодекса]] Танаха (1008 год).]]
+
[[Файл:Leningrad Codex Carpet page e.jpg|thumb|Заглавная страница [[Ленинградский кодекс|Ленинградского кодекса]] ТаНаХа (1008 год).]]
{{Библейская статья}}
{{Библейская статья}}
-
'''Тана́х''' ({{lang-he|תַּנַ"ךְ}}) — принятое в [[иврит]]е название еврейского [[Священные писания|Священного писания]] (в [[христианство|христианской]] традиции практически полностью соответствует — [[Ветхий Завет|Ветхому Завету]]<ref>Как пишет р. И. Тёлушкин (Еврейский мир. М.1998 г.): «Еврей не называет Еврейскую Библию „Ветхим Заветом“, — это чисто христианское наименование»</ref>).
+
'''Тана́х''' ({{lang-he|תַּנַ"ךְ}}) — Священное писание [[иудаизм]]а. В науке принято название "Еврейская Библия". Христиане называют Танах ''Ветхим Заветом''.
-
Слово «ТаНаХ» представляет собой [[акроним]] (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания:
+
Слово «ТаНаХ» представляет собой [[акроним]] (начальные буквы) названий трёх разделов Священного Писания:
* ''[[Тора|Тора́]]'', {{lang-he|תּוֹרָה}} [{{unicode|tōrā}}] — [[Пятикнижие]]
* ''[[Тора|Тора́]]'', {{lang-he|תּוֹרָה}} [{{unicode|tōrā}}] — [[Пятикнижие]]
-
* ''[[Невиим|Невии́м]]'', {{lang-he|נְבִיאִים}} [{{unicode|nəḇīʾīm}}] — Пророки
+
* ''[[Невиим|Невии́м]]'', {{lang-he|נְבִיאִים}} [{{unicode|nəḇīʾīm}}] — [[Пророки (раздел ТаНаХа)|Пророки]]
-
* ''[[Ктувим|Ктуви́м]]'', {{lang-he|כְּתוּבִים}} [{{unicode|kəṯūḇīm}}] — Писания ([[Агиографы]])
+
* ''[[Ктувим|Ктуви́м]]'', {{lang-he|כְּתוּבִים}} [{{unicode|kəṯūḇīm}}] — [[Писания (раздел ТаНаХа)|Писания ]]
-
Термин «Танах» появился впервые в трудах [[Средние века|средневековых]] еврейских [[богословие|богословов]].
+
Термин «ТаНаХ» появился впервые в трудах [[Средние века|средневековых]] еврейских [[богословие|богословов]]<ref>Напр. Тосфот [[РиД]] на [[Таанит]] 4а.</ref>.
-
== Содержание Танаха ==
+
Датировка самых ранних текстов колеблется в промежутке XII—VIII вв. до н. э., самые поздние книги датируются II—I вв. до н. э. <ref>См, напр. [http://bse.sci-lib.com/article116088.html Библия, БСЭ], [http://www.britannica.com/EBchecked/topic/427211/Old-Testament Old Testament (Encyclopedia Britannica)]</ref>
-
ТаНаХ описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода [[Второй Храм|Второго Храма]]. Евреи считают эти книги священными, потому что они были дарованы людям ''руах акодеш'' — духом святости.<ref>http://www.istok.ru/jews-n-world/Forta/Forta_13.shtml</ref>  
+
== Содержание ТаНаХа ==
 +
 
 +
ТаНаХ описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода [[Второй Храм|Второго Храма]]. По традиционным представлениям, эти книги были дарованы людям посредством ''руах hа-кодеш'' — духом святости.<ref>http://www.istok.ru/jews-n-world/Forta/Forta_13.shtml</ref>  
ТаНаХ, а также религиозно-философские представления [[иудаизм]]а послужили основой для становления [[Христианство|христианства]] и [[ислам]]а.<ref>{{ЭЕЭ|12187|Коран}}</ref><ref>{{ЭЕЭ|15449|Библия. Влияние Библии на мировую и еврейскую культуру}}</ref>
ТаНаХ, а также религиозно-философские представления [[иудаизм]]а послужили основой для становления [[Христианство|христианства]] и [[ислам]]а.<ref>{{ЭЕЭ|12187|Коран}}</ref><ref>{{ЭЕЭ|15449|Библия. Влияние Библии на мировую и еврейскую культуру}}</ref>
-
== Состав Танаха ==
+
== Язык Танаха ==
-
Танах содержит 24 книги. Состав книг идентичен протестантскому [[Ветхий Завет|Ветхому Завету]], но отличается порядком расположения книг. Впрочем, Вавилонский [[Талмуд]] указывает порядок, отличный от заведённого ныне. Католический и православный [[Библейский канон|каноны]] Ветхого Завета могут включать в себя дополнительные книги [[Септуагинта|Септуагинты]], отсутствующие в Танахе.
+
Большая часть книг Танаха написана на [[библейский иврит|библейском иврите]], кроме нескольких глав в книгах [[Эзра]] (4:8 — 6:18, 7:12-26) и [[Даниэль]] ( 2:4 - 7:28) и небольших отрывков в книгах [[Берешит]] (31:47) и [[Ирмеяhу (книга)|Ирмеяhу]] (10:11), написанных на [[библейский арамейский|библейском арамейском]].  
-
Еврейский канон подразделяется на три части в соответствии с жанром и временем написания тех или иных книг.
+
== Состав ТаНаХа ==
-
#Закон, или [[Тора]], включающая [[Пятикнижие|Пятикнижие Моисеево]]
+
-
#Пророки, или [[Невиим]], включающие, кроме пророческих, некоторые книги, которые сегодня принято считать историческими хрониками.
+
-
#:Невиим подразделяются, в свою очередь, на три раздела.
+
-
#*«Ранние пророки»: книги Иисуса Навина, Судей, 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царств) и 1 и 2 Царей (3 и 4 Царств)
+
-
#*«Поздние пророки», включающие 3 книги «больших пророков» (Исаии, Иеремии и Иезекииля) и 12 «малых пророков». В рукописях «малые пророки» составляли один свиток и считались одной книгой.
+
-
#Писания, или [[Ктувим]], включающие произведения мудрецов Израиля и молитвенную поэзию.
+
-
#:В составе Ктувим выделялся сборник «пяти свитков», включающий книги Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь, собранные в соответствии с годичным кругом чтений в синагоге.
+
-
Деление Танаха на три части засвидетельствовано многими древними авторами на рубеже нашей эры. Упоминание о «законе, пророках и остальных книгах» (Сир. 1:2) мы обнаруживаем в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанной около 190 г. до н.э. Три раздела Танаха называют также [[Филон Александрийский]] (ок. 20 до н.э. — ок. 50 н.э.) и [[Иосиф Флавий]] (37 н.э. — ?).
+
В ТаНаХ входят 39 книг.
-
Многие древние авторы насчитывают в Танахе 24 книги. Еврейская традиция подсчёта объединяет 12 малых [[пророк]]ов в одну книгу, а также рассматривает пары [[Книга Самуила|Самуила]] 1, 2, Царей 1, 2 и Хроники 1, 2 за одну книгу. Также объединяются в одну книгу [[Книга Ездры|Эзра]] и [[Книга Неемии|Нехемья]]. Кроме того, иногда условно объединяют пары книг [[Книга Судей|Судей]] и [[Книга Руфь|Рут]], [[Книга Иеремии|Иеремии]] и [[Плач Иеремии|Эйха]], <!--не знаю, правильно ли--> так что общее число книг Танаха приравнивается к 22 по числу букв еврейского алфавита. В христианской традиции каждая из этих книг рассматривается как отдельная, таким образом говорится о 39 книгах Ветхого Завета.
+
{{main|Книги Танаха}}
-
== Различия между Танахом и Ветхим Заветом ==
+
В талмудические времена считалось,что ТаНаХ содержит 24 книги. Это число получается, если объединить книги [[Эзра (книга)Эзры]] и [[Нехемья (книга)|Нехемьи]], считать одной книгой весь сборник [[Трей асар]], а также считать обе части книг [[Шемуэль (Самуил), библейская книга|Шемуеля]], [[Мелахим (Цари), библейская книга|Мелахим]] и [[Диврей hа-ямим (Хроники)|Диврей hа-ямим]] за одну книгу.
-
[[Файл:LeningradCodex text.jpg|thumb|Текст [[Ленинградский кодекс|Ленинградского кодекса]].]]
+
-
Сегодня существуют три главных формы Священного Писания Танаха/Ветхого Завета, несколько отличающиеся по составу и происхождению:
+
-
#Еврейский канон (Танах), сформировавшийся до новой эры в [[иудаизм]]е;
+
-
#Классический Христианский канон, основанный на александрийской версии иудейского канона ([[Септуагинта]]) и принятый в [[Православие|Православной]] и [[Католицизм|Католической]] Церквях;
+
-
#Протестантский канон, возникший в XVI веке и занимающий промежуточное положение между первыми двумя.
+
-
=== Александрийский канон (Септуагинта) ===
+
Кроме того, иногда условно объединяют пары книг [[Шофтим]] и [[Рут (книга)|Рут]], [[Ирмеяhу (книга)|Ирмеяhу]] и [[Эйха]], так что общее число книг ТаНаХа приравнивается к 22 по числу букв еврейского алфавита.
-
Александрийский канон Ветхого Завета ([[Септуагинта]]) был принят на рубеже нашей эры у евреев Александрии и лёг в основу христианского канона Ветхого Завета (это касается как текста, так и состава и рубрикации книг). Он заметно отличается от [[Танах]]а как по составу книг, так и по их расположению и отдельным текстам. Необходимо иметь в виду, что текстуально александрийский канон основан на иной, не протомасоретской версии оригинального текста. Нельзя исключить также и того, что дополнения в нём могут иметь христианское происхождение.
+
[[Вавилонский Талмуд]]<ref>Бава батра 14б</ref> указывает порядок следования книг ТаНаХа, отличный от принятого сейчас. В этом источнике книга [[Йешаяhу (книга)|Йешаяhу]] идет после [[Йехезкель (книга)|Йехезкеля]] и перед [[Трей асар]]. [[Писания (раздел ТаНаХа)|Писания]] же располагаются в таком порядке: [[Рут (книга)|Рут]], [[Теhилим]], [[Иов (книга)|Иов]], [[Мишлей]], [[Коhелет]], [[Шир hа-ширим]], [[Эйха]], [[Даниэль (книга)|Даниэль]], [[Эстер (книга)|Эстер]], [[Эзра (книга)|Эзра]] (объединённая с [[Нехемья (книга)|Нехемьей]]), [[Диврей hа-ямим (Хроники), библейская книга|Диврей hа-ямим]].
-
После разрушения [[Второй Храм|Второго Храма]] александрийский канон не был принят иудаизмом и сохранился только в списках христианского происхождения.
+
Различные древние рукописи ТаНаХа также дают различный порядок книг в нём. Принятый в еврейском мире порядок книг ТаНаХа соответствует изданию ''Микраот гедолот''<ref>{{книга|автор=Эмануэл Тов|заглавие=Текстология Ветхого Завета|место=Москва|издательство=ББИ|год=2001|страницы=3-4}}</ref>.
-
Структурно александрийский канон отличается тем, что книги Невиим и Ктувим перераспределены между разделами в соответствии с иным, чем в Танахе, представлением о жанрах. Это 39 книг, которые представляют собой следующие разделы:
+
Католический и православный [[Библейский канон|каноны]] ''Ветхого Завета'' включают  дополнительные книги, отсутствующие в ТаНаХе - [[апокрифы]] и [[псевдоэпиграфы]].
-
# Пятикнижие ([[Тора]]) (Быт-Втор)
+
-
# Исторические книги (Нав-Есф)
+
-
# Учительные (поэтические) книги (Иов-Песн)
+
-
# Пророческие книги (Ис-Мал)
+
-
Кроме того, добавлены к канону целиком или существенно текстуально дополнены ряд книг. Так, 2 Пар включает часто употребляемую в восточнохристианском богослужении молитву Манассии (2 Пар. 36:24 слл), существенно дополнены книги Есфири и пророка Даниила. Целиком отсутствуют в еврейской Библии книги Товита и Иудифи, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха и Послание Иеремии, а также 2 книги Ездры. Некоторые списки Септуагинты включают также 1 и 2 книги Маккавейские.
+
Еврейский канон подразделяется на три части в соответствии с жанром и временем написания тех или иных книг.
-
 
+
#[[Тора]], или [[Пятикнижие]]
-
=== Протестантский канон ===
+
#[[Пророки (раздел ТаНаХа)|Пророки]], или [[Невиим]],
-
 
+
#[[Писания (раздел ТаНаХа)|Писания]], или [[Кетувим]].
-
В эпоху [[Реформация|Реформации]] господствующее на [[Запад]]е представление о [[канон]]ичности и [[авторитет]]е библейских книг подвергается радикальному пересмотру. [[Якоб ван Лисвельдт]] (Jacob van Liesveldt) в [[1526]] г. и [[Мартин Лютер]] в [[1534]] г. издают Библии, в которых включают в Ветхий Завет только книги иудейского канона. Не входящие в иудейский канон книги получают в протестантской традиции название [[апокриф]]ы — термин, закреплённый в восточнохристианской традиции за поздней (II в. до н.э. — I в. н.э) литературой, никогда не входившей в александрийский и христианский каноны.
+
-
== Книги Танаха ==
+
Деление ТаНаХа на три части засвидетельствовано многими древними авторами. Упоминание о «законе, пророках и остальных книгах» (Сир. 1:2) мы обнаруживаем в книге Бен-Сиры (Премудрости Иисуса, сына Сирахова), написанной около 190 г. до н.э. Три раздела ТаНаХа упоминают также [[Филон Александрийский]] (ок. 20 до н.э. — ок. 50 н.э.) и [[Иосиф Флавий]] (37 н.э. — ?). В евангелиях  встречается формулировка «''в Законе Моисеевом, в Пророках и Псалмах''» ({{Библия|Лк|24:44}}).
-
=== Тора (Пятикнижие) ===
+
-
{{main|Пятикнижие}}
+
=== Составители книг ТаНаХа ===
 +
На основании: Вавилонский талмуд, трактат Бава батра, 14Б-15А
-
{| class="standard"
+
{| class="wikitable"
|-
|-
-
!
+
!Еврейское название || Составитель
-
!Иврит
+
-
!Еврейское название<br/>(перевод)
+
-
!Русское синодальное<br/> название
+
-
!Латынь
+
|-
|-
-
|1.
+
| Тора || [[Моше]] (Моисей)
-
|{{lang-he|בְּרֵאשִׁית}}||Бе-решит (В начале)||[[Книга Бытие|Бытие]]||Genesis
+
|-
|-
-
|2.
+
| Тора (последние 8 фраз) || [[Йеhошуа бин Нун]] (Иисус Навин)
-
|{{lang-he|שְׁמוֹת}}||Шмот (Имена)||[[Книга Исход|Исход]]||Exodus
+
|-
|-
-
|3.
+
| Йеhошуа || [[Йеhошуа бин Нун]]
-
|{{lang-he|וַיִּקְרָא}}||Ва-йикра (И сказал)||[[Книга Левит|Левит]]||Leviticus
+
|-
|-
-
|4.
+
| Шофтим || [[Шмуэль (пророк)|Шемуэль]] (Самуил)
-
|{{lang-he|בְּמִדְבַּר}}||Бе-мидбар (В пустыне)||[[Книга Числа|Числа]]||Numeri
+
|-
|-
-
|5.
+
| Шмуэль || [[Шмуэль (пророк)|Шемуэль]]. Некоторые фрагменты - пророки [[Гад (пророк)|Гад]] и [[Натан (пророк)|Натан]]
-
|{{lang-he|דְּבָרִים}}||Дварим (Слова)||[[Второзаконие]]||Deuteronomium
+
-
|}
+
-
 
+
-
=== Невиим ===
+
-
 
+
-
{| class="standard"
+
|-
|-
-
!
+
| Мелахим || [[Ирмеяhу]] (Иеремия)
-
!Иврит
+
-
!Еврейское название<br/>(перевод)
+
-
!Русское синодальное<br/> название
+
-
!Латынь
+
|-
|-
-
!colspan=5|<center>Ранние пророки</center>
+
| Йешаяhу || [[Хизкияhу]] (Иезекия) и его свита
|-
|-
-
|6.
+
| Йермияу || [[Ирмеяhу]]
-
|{{lang-he|יְהוֹשֻׁע}}
+
-
|Йе''h''ошуа||[[Книга Иисуса Навина|Иисуса Навина]]||Iosue
+
|-
|-
-
|7.
+
| Йехезкель || Мужи [[Великое собрание|великого собрания]]: [[Хагай]], [[Зехарья]], [[Малахи]], [[Зерубавель]], [[Мордехай]] и др.
-
|{{lang-he|שׁוֹפְטִים}}
+
-
|Шофтим
+
-
|[[Книга Судей Израилевых|Судей Израилевых]]
+
-
|Iudicum
+
|-
|-
-
|8а.||{{lang-he|שְׁמוּאֵל א}}||Шмуэль А (I Самуила)||[[Первая книга Царств|1-я Царств]]||1 Samuelis
+
| Двенадцать малых пророков || Мужи [[Великое собрание|великого собрания]]
|-
|-
-
|8б.||{{lang-he|שְׁמוּאֵל ב}}||Шмуэль Б (II Самуила)||[[Вторая книга Царств|2-я Царств]]||2 Samuelis
+
| Теhилим || [[Давид]] и десять мудрецов: [[Адам]], [[Малкицедек]], [[Авраhам]], [[Моше]], [[Ѓеман]], [[Йедутун]], [[Асаф]] и трое сыновей [[Корах]]а.
 +
Согласно другой версии Асаф был одним из сыновей Кораха, а десятым был [[Шеломо]] (Соломон).
 +
Согласно третьей версии одним из составителей был не Авраам, а [[Эйтан]].
|-
|-
-
|9а.||{{lang-he|מְלָכִים א}}||Мелахим А (I Царей)||[[Третья книга Царств|3-я Царств]]||1 Regum
+
| Мишлей || [[Хизкияh]]у и его свита
|-
|-
-
|9б.||{{lang-he|מְלָכִים ב}}||Мелахим Б (II Царей)||[[Четвёртая книга Царств|4-я Царств]]||2 Regum
+
| Иов || [[Моше]]
|-
|-
-
!colspan=5|<center>Поздние пророки</center>
+
| Песнь песней || [[Хизкияhу]] и его свита
|-
|-
-
|10.
+
| Рут || [[Шмуэль (пророк)|Шемуэль]]
-
|{{lang-he|יְשַׁעְיָהוּ}}
+
-
|Йешайя''h''у
+
-
|[[Книга пророка Исайи|Пр. Исайи]]
+
-
|Isaias
+
|-
|-
-
|11.
+
| Эйха || [[Ирмеяhу]]  
-
|{{lang-he|יִרְמְיָהוּ}}
+
-
|Ирмия''h''у
+
-
|[[Книга пророка Иеремии|Пр. Иеремии]]
+
-
|Ieremias
+
|-
|-
-
|12.
+
| Коhелет || [[Хизкияhу]] и его свита
-
|{{lang-he|יְחֶזְקֵאל}}
+
-
|Йехезкель
+
-
|[[Книга пророка Иезекииля|Пр. Иезекииля]]
+
-
|Ezechielis
+
|-
|-
-
|13.
+
| Эстер || Мужи [[Великое собрание|великого собрания]]
-
|{{lang-he|תרי עשר}}
+
-
!colspan=3|<center>Малые пророки</center>
+
|-
|-
-
|I
+
| Даниэль || Мужи [[Великое собрание|великого собрания]]
-
|{{lang-he|הוֹשֵׁע}}
+
-
|''h''ошеа
+
-
|[[Книга пророка Осии|Пр. Осии]]
+
-
|Osee
+
|-
|-
-
|II
+
| Эзра || [[Эзра]]
-
|{{lang-he|יוֹאֵל}}
+
-
|Йоэль
+
-
|[[Книга пророка Иоиля|Пр. Иоиля]]
+
-
|Ioel
+
|-
|-
-
|III
+
| Нехемья || [[Нехемья]]  
-
|{{lang-he|עָמוֹס}}
+
-
|Амос
+
-
|[[Книга пророка Амоса|Пр. Амоса]]
+
-
|Amos
+
|-
|-
-
|IV
+
| Диврей hаямим || [[Эзра]], [[Нехемья]]
-
|{{lang-he|עֹבַדְיָה}}
+
-
|Овадья
+
-
|[[Книга пророка Авдия|Пр. Авдия]]
+
-
|Abdias
+
-
|-
+
-
|V
+
-
|{{lang-he|יוֹנָה}}
+
-
|Йона
+
-
|[[Книга пророка Ионы|Пр. Ионы]]
+
-
|Ionas
+
-
|-
+
-
|VI
+
-
|{{lang-he|מִיכָה}}
+
-
|Миха
+
-
|[[Михей|Пр. Михея]]
+
-
|Michaeas
+
-
|-
+
-
|VII
+
-
|{{lang-he|נַחוּם}}
+
-
|Нахум
+
-
|[[Книга пророка Наума|Пр. Наума]]
+
-
|Nahum
+
-
|-
+
-
|VIII
+
-
|{{lang-he|חֲבַקּוּק}}
+
-
|Хавакук
+
-
|[[Книга пророка Аввакума|Пр. Аввакума]]
+
-
|Habacuc
+
-
|-
+
-
|IX
+
-
|{{lang-he|צְפַנְיָה}}
+
-
|Цфания
+
-
|[[Книга пророка Софонии|Пр. Софонии]]
+
-
|Sophonias
+
-
|-
+
-
|X
+
-
|{{lang-he|חַגַּי}}
+
-
|Хагай
+
-
|[[Книга пророка Аггея|Пр. Аггея]]
+
-
|Aggaeus
+
-
|-
+
-
|XI
+
-
|{{lang-he|זְכַרְיָה}}
+
-
|Зехарья
+
-
|[[Книга пророка Захарии|Пр. Захарии]]
+
-
|Zacharias
+
-
|-
+
-
|XII
+
-
|{{lang-he|מַלְאָכִי}}
+
-
|Мала’хи
+
-
|[[Книга пророка Малахии|Пр. Малахии]]
+
-
|Malachias
+
|}
|}
-
=== Ктувим ===
+
== Номера глав и стихов, деление книг ==
-
{| class="standard"
+
Современное деление книг на главы введено епископом Кентерберийским Стефаном Лэнгтоном в 1214 г. для текста Вульгаты. Текст Танаха впервые разделил на главы Ицхак Натан бен Калонимус в XV в. при составлении первой ивритской конкорданции "Меир Натив". Стихи Вульгаты пронумерованы Сантесом Панино в первой половине XVI в., затем Робером Этьеном ок. 1555 г. Впоследствии это деление было почти механически перенесено в еврейскую Библию.
-
|-
+
 
-
!
+
Деление на главы и номера стихов не имеет никакого значения в еврейской традиции. Тем не менее, они присутствуют во всех современных изданиях ТаНаХа, что упрощает поиск и цитирование стихов. Деление книг [[Шемуэль (Самуил), библейская книга|Шемуэля]], [[Мелахим (Царей), библейская книга|Мелахим]] и [[Диврей hа-ямим (Хроники), библейская книга|Диврей hа-ямим]] на части I и II сделано только для удобства обращения с большими книгами.  
-
!Иврит
+
Принятие евреями христианского деления на главы началось в эпоху позднего средневековья в Испании, частично в контексте принудительных религиозных дебатов, которые состоялись на фоне жестких преследований и испанской инквизиции. Целью принятия такого деления было облегчение поиска библейских цитат. До сих пор в традиционном мире [[ешива|ешив]] главы книг Танаха называют не ''перек'', как главы Мишны или мидрашей, а заимствованным словом ''капител''.
-
!Еврейское название<br/>(перевод)
+
 
-
!Русское синодальное<br/> название
+
С точки зрения еврейской традиции, деление на главы не только необоснованно, но также открыто для серьезной критики трех видов:
-
!Латынь
+
 
-
|-
+
* Деление на главы иногда отражает христианское толкование Библии.
-
|14.
+
* Даже если они не предполагается христианское толкование, главы часто делят библейские тексты во многих местах, которые могут быть расценены как неуместные по литературным или иным причинам.
-
|{{lang-he|תְּהִלִים}}
+
* Они игнорируют принятое деление закрытыми и открытыми пробелами, существующее в масоретских текстах.
-
|Те''h''илим
+
 
-
|[[Псалтирь]]
+
Номера глав и стихов очень часто указывали на видном месте в старых изданиях, помимо того, что они заслоняли традиционное еврейское масоретское деление. Однако, во многих еврейских изданиях ТаНаХа, опубликованных за последние сорок лет, наблюдается тенденция к минимизации влияния и значимости номеров глав и стихов на странице. Большинство изданий достигли этого, удалив их из самого текста и переместив на края страниц. Основной текст в этих изданиях не прерывается в начале глав (которые отмечены только на полях). Отсутствие разбиения на главы в тексте в этих изданиях также служит для укрепления визуального воздействия созданного пробелами и началами параграфов на страницах, которые отсылают к традиционному еврейскому делению.
-
|Psalmorum
+
 
-
|-
+
Эти современные еврейские издания представляют книги [[Шемуэль (Самуил), библейская книга|Шемуэля]], [[Мелахим (Цари), библейская книга|Мелахим]] и [[Диврей hа-ямим (Хроники), библейская книга|Диврей hа-ямим]] в качестве одной книги на их титульных страницах, и не делают никаких указаний внутри основного текста об их разделении на две части (хотя это отмечено в верхних и боковых полях). В таких изданиях вторые книги [[Шемуэль (Самуил), библейская книга|Шемуэля]], [[Мелахим (Цари), библейская книга|Мелахим]] и [[Диврей hа-ямим (Хроники), библейская книга|Диврей hа-ямим]] являются продолжениями первых книг на тех же страницах, где заканчиваются первые, без каких либо разрывов в тексте. В случае книги [[Мелахим (Цари), библейская книга|Мелахим]], в которой нет традиционного разделения в данной точке текста, текст второй части книги начинается на той же строке, где заканчивается текст первой части.
-
|15.
+
 
-
|{{lang-he|מִשְׁלֵי}}
+
== Мировоззрение Танаха ==
-
|Мишлей
+
 
-
|[[Книга притчей Соломоновых|Притчей Соломоновых]]
+
{{main|Мировоззрение Танаха}}
-
|Proverbia
+
 
-
|-
+
== Переводы Танаха ==
-
|16.
+
 
-
|{{lang-he|אִיּוֹב}}
+
{{main|Переводы Танаха}}
-
|Ийов
+
 
-
|[[Книга Иова|Иова]]
+
== Комментирование Танаха ==
-
|Iob
+
 
-
|-
+
{{main|Еврейское комментирование Танаха}}
-
|17.
+
 
-
|{{lang-he|שִׁיר הַשִּׁירִים}}
+
== Танах и литература ==
-
|Шир ''h''аширим
+
 
-
|[[Песни Песней]]
+
{{main|Танах и литература}}
-
|Canticum Canticorum
+
 
-
|-
+
== Издания ==
-
|18.
+
 
-
|{{lang-he|רוּת}}
+
* Первый печатный Хумаш на иврите просто был библейским текстом с Раши на обложке, и с тех пор появилось много других изданий.
-
|Рут
+
* Первый Масоретский Микраот Гдолот был напечатан в Венеции в 1524-1525, под редакцией Даниэля Бомберга.
-
|[[Книга Руфь|Руфь]]
+
* Издание Сончино было напечатано в 1527 году в Венеции.
-
|Ruth
+
* Много изданий Микраот Гдолот было выпущено с тех пор.
-
|-
+
* Biblia Hebraica Рудольфа Киттеля появилась в 1906 году и была переиздана в 1913 году.
-
|19.
+
* Ленинградский кодекс был отредактирован при Павле Е. Кале как Biblia Hebraica (ВНК), опубликованная в Штутгарте, в 1937 году. Кодекс был также использован для Biblia Hebraica Stuttgartensia (BHS) в 1977 году, и будет использоваться для Biblia Hebraica Quinta (BHQ). Ленинградский кодекс представляет иной порядок для книг Ктувим.
-
|{{lang-he|אֵיכָה}}
+
* Mesorah Publications מקראות גדלות, (Иерусалим, 1996)
-
|Эйха
+
* The JPS Hebrew-English Tanakh (Филадельфия, 1999)  
-
|[[Плач Иеремии]]
+
* Кодекс Алеппо под редакцией Мордехай Бройер в 1977-1982
-
|Lamentationes
+
* Иерусалимская Корона: Библия Еврейского Университета в Иерусалиме, 2000. Редактировалась по методу Мордехай Бройер под руководством Йосефа Офера, с дополнительными коррекцией и уточнениями по сравнению с изданием Хорев.
-
|-
+
* Jerusalem Simanim Institute, Feldheim Publishers, 2004 (опубликован в однотомном и трехтомном изданиях).
-
|20.
+
-
|{{lang-he|קֹהֶלֶת}}
+
-
|Ко''h''елет
+
-
|[[Екклесиаст]]
+
-
|Ecclesiasticus
+
-
|-
+
-
|21.
+
-
|{{lang-he|אֶסְתֵּר}}
+
-
|Эстер
+
-
|[[Книга Есфирь|Есфирь]]
+
-
|Esther
+
-
|-
+
-
|22.
+
-
|{{lang-he|דָּנִיֵּאל}}
+
-
|Даниэль
+
-
|[[Книга пророка Даниила|Пр. Даниила]]
+
-
|Daniel
+
-
|-
+
-
|23.
+
-
|{{lang-he|עֶזְרָא}}
+
-
|Эзра
+
-
|[[Книга Ездры|Ездры]]
+
-
|Esdrae
+
-
|-
+
-
|23.
+
-
|{{lang-he|נְחֶמְיָה}}
+
-
|Нехемья
+
-
|[[Книга Неемии|Неемии]]
+
-
|Nehemiae
+
-
|-
+
-
|24а.||{{lang-he|דִּבְרֵי הַיָּמִים א}}||Диврей ''h''а-ямим А              (I Хроники)||[[1-я Паралипоменон]]||1 Paralipomenon
+
-
|-
+
-
|24б.||{{lang-he|דִּבְרֵי הַיָּמִים ב}}||Диврей ''h''а-ямим Б              (II Хроники)||[[2-я Паралипоменон]]||2 Paralipomenon
+
-
|}
+
== Примечания и источники ==
== Примечания и источники ==
<references />
<references />
 +
 +
== Литература ==
 +
 +
 +
=== Библеистика ===
 +
 +
* [[Шифман, Илья Шолеймович|И. Ш. Шифман]], «Ветхий Завет и его мир», изд. СПбГУ, 2007.
 +
* D.N. Freedman, A.C. Myers, A.B. Beck, «Eerdmans dictionary of the Bible», Eerdmans, 2000.
 +
* Тов, Э. Тексктология Ветхого Завета.— М.: ББИ, 2003
 +
* «Учение. Пятикнижие Моисеево». Пер., введение и комментарий [[Шифман, Илья Шолеймович|И. Ш. Шифмана]], М. Республика, 1993.
 +
* [[Тантлевский, Игорь Романович|Тантлевский И. Р.]] «Введение в Пятикнижие», М. РГГУ, 2000.
== Ссылки ==
== Ссылки ==
Строка 305: Строка 180:
* {{ЭЕЭ|15446|Библия. История создания и характеристика отдельных книг Библии}}
* {{ЭЕЭ|15446|Библия. История создания и характеристика отдельных книг Библии}}
* [http://www.moshiach.ru/tanach.php ТаНаХ - полный текст на русском языке с возможностью поиска и быстрого перехода по книгам и  главам].
* [http://www.moshiach.ru/tanach.php ТаНаХ - полный текст на русском языке с возможностью поиска и быстрого перехода по книгам и  главам].
-
* [http://ihtys.narod.ru/index.html#tanakh Танах на иврите в формате pdf].
+
* [http://ihtys.narod.ru/index.html#tanakh ТаНаХ на иврите в формате pdf].
-
* [http://toldot.ru/tora/library/ Еврейская Библия — Танах].
+
* [http://toldot.ru/tora/library/ Еврейская Библия — ТаНаХ].
-
* [http://www.toraonline.ru/bereyshis/bereyshis.htm Текст Танаха в переводе Д. Иосифона.] изд. «Мосад Рав Кук».
+
* [http://www.toraonline.ru/bereyshis/bereyshis.htm Текст ТаНаХа в переводе Д. Иосифона.] изд. «Мосад Рав Кук».
-
* [http://www.chassidus.ru/toraonline/ Танах с параллельным текстом на русском и иврите]  
+
* [http://www.chassidus.ru/toraonline/ ТаНаХ с параллельным текстом на русском и иврите]  
-
* [http://www.machanaim.org/tanach/in_tnh.htm Текст Танаха с набором комментариев]
+
* [http://www.machanaim.org/tanach/in_tnh.htm Текст ТаНаХа с набором комментариев]
-
* [http://scripture.org.ua/Default.aspx?ct=%c2%e5%f2%f5%e8%e9+%c7%e0%e2%e5%f2&cl=Tanah.xml&b=%c1%fb%f0%fd%e9%f8%e8%f2&c=2 Танах на русском и английском языках с возможностью поиска по тексту]
+
* [http://scripture.org.ua/Default.aspx?ct=%c2%e5%f2%f5%e8%e9+%c7%e0%e2%e5%f2&cl=Tanah.xml&b=%c1%fb%f0%fd%e9%f8%e8%f2&c=2 ТаНаХ на русском и английском языках с возможностью поиска по тексту]
-
* [http://he.wikisource.org/wiki/A0101 Текст Танаха с набором комментариев] на Wikisource {{ref-he}}
+
* [http://he.wikisource.org/wiki/A0101 Текст ТаНаХа с набором комментариев] на Wikisource {{ref-he}}
-
* [http://www.mechon-mamre.org/i/t/t0.htm Текст Танаха] {{ref-he}}
+
* [http://www.mechon-mamre.org/i/t/t0.htm Текст ТаНаХа] {{ref-he}}
* [http://tanakh.ru Учебное пособие "ТаНаХ (Ветхий Завет)". Автор: Г. В. Синило]
* [http://tanakh.ru Учебное пособие "ТаНаХ (Ветхий Завет)". Автор: Г. В. Синило]
 +
* [http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%82%D1%85%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82 Синодальный перевод]
 +
* [http://www.biblia.ru/translation/show/?2&start=0 Российское Библейское Общество: Ветхий Завет: новый перевод с древнееврейского]
 +
* [http://www.bible.in.ua/underl/index.htm Подстрочный перевод книг Септуагинты на русский]
 +
* [http://apostolic.interlinearbible.org/ Подстрочный перевод книг Септуагинты на английский (utf-8)]{{ref-en}}
 +
* [http://bqt.blessing.ru «Цитата из Библии» On-line] для ПК, КПК и мобильных телефонов
 +
* [http://www.ptacek.ru/Bible.htm Библия на мобильном телефоне, смартфоне, коммуникаторе (MDA) или на карманном компьютере (PDA)]
 +
* [http://smartbible.my1.ru/ Библия для мобильного устройства с номерами Стронга, параллельными местами, современным и синодальным переводами, комментариями Баркли, возможностью оставлять комментарии в интернете и снабженной удобной системой навигации]
 +
* [http://rostovchurch.ru/jbible/ jBible] — Java-Библия: программа, обеспечивающая работу с текстом Библии (чтение, закладки, поиск) в мобильных телефонах.
 +
* [http://wap.rusbible.ru/ WAP-Библия]: сайт с Библией, доступный по протоколу WAP (с мобильного телефона).
 +
* [http://www.bible.in.ua/mobil/index.htm Многофункциональная программа по работе с Библией на мобильном телефоне]. Программа обеспечивает несколько режимов чтения и тестирования знаний Писания.
 +
* [http://khazarzar.skeptik.net/books/index.htm Сборник ссылок на различные канонические тексты и апокрифы]
 +
* [http://www.museum.com.ua/project/oldodessa/ant_otkr/ant_otkritki_ru_svyat.html Библейские сюжеты на старинных открытках] на сайте [[Одесский музей нумизматики|Одесского музея нумизматики]]
 +
* [http://www.biblia.ru/reading/articles/show/?4&prn=y История Синодального перевода Библии]
-
[[Категория:Танах| ]]
+
[[Категория:ТаНаХ]]
-
[[Категория:Еврейская Библия| ]]
+
[[Категория:Иудаизм]]
[[Категория:Иудаизм]]
-
 
-
[[ar:تناخ]]
 
-
[[az:Tanah]]
 
-
[[bg:Танах]]
 
-
[[br:Tanac'h]]
 
-
[[bs:Tanakh]]
 
-
[[ca:Tanakh]]
 
-
[[cs:Tanach]]
 
-
[[da:Tanakh]]
 
-
[[de:Tanach]]
 
-
[[el:Τανάκ]]
 
-
[[en:Tanakh]]
 
-
[[eo:Tanaĥo]]
 
-
[[es:Tanaj]]
 
-
[[et:Tanah]]
 
-
[[fa:تنخ]]
 
-
[[fi:Tanak]]
 
-
[[fr:Tanakh]]
 
-
[[fy:Tenach]]
 
-
[[he:תנ"ך]]
 
-
[[hr:Tanakh]]
 
-
[[hu:Tanakh]]
 
-
[[id:Tanakh]]
 
-
[[is:Tanakh]]
 
-
[[it:Tanakh]]
 
-
[[ja:タナハ]]
 
-
[[ka:თანახი]]
 
-
[[kn:ತನಾಕ್]]
 
-
[[ko:타나크]]
 
-
[[lt:Tanachas]]
 
-
[[ms:Tanakh]]
 
-
[[nl:Tenach]]
 
-
[[nn:Tanákh]]
 
-
[[no:Tanákh]]
 
-
[[pl:Tanach]]
 
-
[[pt:Tanakh]]
 
-
[[ro:Biblia ebraică]]
 
-
[[scn:Tanakh]]
 
-
[[simple:Tanakh]]
 
-
[[sk:Tanach]]
 
-
[[sl:Tanah]]
 
-
[[sv:Tanach]]
 
-
[[sw:Tanakh]]
 
-
[[tr:Tanah]]
 
-
[[uk:Танах]]
 
-
[[ur:تناخ]]
 
-
[[vi:Tanakh]]
 
-
[[yi:תנ"ך]]
 
-
[[zh:塔納赫]]
 
-
[[zh-yue:塔納赫]]
 
-
 
-
 
-
{{WikiCopyRight}}
 

Текущая версия на 21:45, 25 декабря 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Файл:Leningrad Codex Carpet page e.jpg
Заглавная страница Ленинградского кодекса ТаНаХа (1008 год).

Иудаизм

п·о·р

Тана́х (ивр. תַּנַ"ךְ‎) — Священное писание иудаизма. В науке принято название "Еврейская Библия". Христиане называют Танах Ветхим Заветом.

Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов Священного Писания:

Термин «ТаНаХ» появился впервые в трудах средневековых еврейских богословов[1].

Датировка самых ранних текстов колеблется в промежутке XII—VIII вв. до н. э., самые поздние книги датируются II—I вв. до н. э. [2]

Содержание

Содержание ТаНаХа

ТаНаХ описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма. По традиционным представлениям, эти книги были дарованы людям посредством руах hа-кодеш — духом святости.[3]

ТаНаХ, а также религиозно-философские представления иудаизма послужили основой для становления христианства и ислама.[4][5]

Язык Танаха

Большая часть книг Танаха написана на библейском иврите, кроме нескольких глав в книгах Эзра (4:8 — 6:18, 7:12-26) и Даниэль ( 2:4 - 7:28) и небольших отрывков в книгах Берешит (31:47) и Ирмеяhу (10:11), написанных на библейском арамейском.

Состав ТаНаХа

В ТаНаХ входят 39 книг.

Основная статья: Книги Танаха

В талмудические времена считалось,что ТаНаХ содержит 24 книги. Это число получается, если объединить книги Эзра (книга)Эзры и Нехемьи, считать одной книгой весь сборник Трей асар, а также считать обе части книг Шемуеля, Мелахим и Диврей hа-ямим за одну книгу.

Кроме того, иногда условно объединяют пары книг Шофтим и Рут, Ирмеяhу и Эйха, так что общее число книг ТаНаХа приравнивается к 22 по числу букв еврейского алфавита.

Вавилонский Талмуд[6] указывает порядок следования книг ТаНаХа, отличный от принятого сейчас. В этом источнике книга Йешаяhу идет после Йехезкеля и перед Трей асар. Писания же располагаются в таком порядке: Рут, Теhилим, Иов, Мишлей, Коhелет, Шир hа-ширим, Эйха, Даниэль, Эстер, Эзра (объединённая с Нехемьей), Диврей hа-ямим.

Различные древние рукописи ТаНаХа также дают различный порядок книг в нём. Принятый в еврейском мире порядок книг ТаНаХа соответствует изданию Микраот гедолот[7].

Католический и православный каноны Ветхого Завета включают дополнительные книги, отсутствующие в ТаНаХе - апокрифы и псевдоэпиграфы.

Еврейский канон подразделяется на три части в соответствии с жанром и временем написания тех или иных книг.

  1. Тора, или Пятикнижие
  2. Пророки, или Невиим,
  3. Писания, или Кетувим.

Деление ТаНаХа на три части засвидетельствовано многими древними авторами. Упоминание о «законе, пророках и остальных книгах» (Сир. 1:2) мы обнаруживаем в книге Бен-Сиры (Премудрости Иисуса, сына Сирахова), написанной около 190 г. до н.э. Три раздела ТаНаХа упоминают также Филон Александрийский (ок. 20 до н.э. — ок. 50 н.э.) и Иосиф Флавий (37 н.э. — ?). В евангелиях встречается формулировка «в Законе Моисеевом, в Пророках и Псалмах» (Лк.24:44).

Составители книг ТаНаХа

На основании: Вавилонский талмуд, трактат Бава батра, 14Б-15А

Еврейское название Составитель
Тора Моше (Моисей)
Тора (последние 8 фраз) Йеhошуа бин Нун (Иисус Навин)
Йеhошуа Йеhошуа бин Нун
Шофтим Шемуэль (Самуил)
Шмуэль Шемуэль. Некоторые фрагменты - пророки Гад и Натан
Мелахим Ирмеяhу (Иеремия)
Йешаяhу Хизкияhу (Иезекия) и его свита
Йермияу Ирмеяhу
Йехезкель Мужи великого собрания: Хагай, Зехарья, Малахи, Зерубавель, Мордехай и др.
Двенадцать малых пророков Мужи великого собрания
Теhилим Давид и десять мудрецов: Адам, Малкицедек, Авраhам, Моше, Ѓеман, Йедутун, Асаф и трое сыновей Кораха.

Согласно другой версии Асаф был одним из сыновей Кораха, а десятым был Шеломо (Соломон). Согласно третьей версии одним из составителей был не Авраам, а Эйтан.

Мишлей Хизкияhу и его свита
Иов Моше
Песнь песней Хизкияhу и его свита
Рут Шемуэль
Эйха Ирмеяhу
Коhелет Хизкияhу и его свита
Эстер Мужи великого собрания
Даниэль Мужи великого собрания
Эзра Эзра
Нехемья Нехемья
Диврей hаямим Эзра, Нехемья

Номера глав и стихов, деление книг

Современное деление книг на главы введено епископом Кентерберийским Стефаном Лэнгтоном в 1214 г. для текста Вульгаты. Текст Танаха впервые разделил на главы Ицхак Натан бен Калонимус в XV в. при составлении первой ивритской конкорданции "Меир Натив". Стихи Вульгаты пронумерованы Сантесом Панино в первой половине XVI в., затем Робером Этьеном ок. 1555 г. Впоследствии это деление было почти механически перенесено в еврейскую Библию.

Деление на главы и номера стихов не имеет никакого значения в еврейской традиции. Тем не менее, они присутствуют во всех современных изданиях ТаНаХа, что упрощает поиск и цитирование стихов. Деление книг Шемуэля, Мелахим и Диврей hа-ямим на части I и II сделано только для удобства обращения с большими книгами. Принятие евреями христианского деления на главы началось в эпоху позднего средневековья в Испании, частично в контексте принудительных религиозных дебатов, которые состоялись на фоне жестких преследований и испанской инквизиции. Целью принятия такого деления было облегчение поиска библейских цитат. До сих пор в традиционном мире ешив главы книг Танаха называют не перек, как главы Мишны или мидрашей, а заимствованным словом капител.

С точки зрения еврейской традиции, деление на главы не только необоснованно, но также открыто для серьезной критики трех видов:

  • Деление на главы иногда отражает христианское толкование Библии.
  • Даже если они не предполагается христианское толкование, главы часто делят библейские тексты во многих местах, которые могут быть расценены как неуместные по литературным или иным причинам.
  • Они игнорируют принятое деление закрытыми и открытыми пробелами, существующее в масоретских текстах.

Номера глав и стихов очень часто указывали на видном месте в старых изданиях, помимо того, что они заслоняли традиционное еврейское масоретское деление. Однако, во многих еврейских изданиях ТаНаХа, опубликованных за последние сорок лет, наблюдается тенденция к минимизации влияния и значимости номеров глав и стихов на странице. Большинство изданий достигли этого, удалив их из самого текста и переместив на края страниц. Основной текст в этих изданиях не прерывается в начале глав (которые отмечены только на полях). Отсутствие разбиения на главы в тексте в этих изданиях также служит для укрепления визуального воздействия созданного пробелами и началами параграфов на страницах, которые отсылают к традиционному еврейскому делению.

Эти современные еврейские издания представляют книги Шемуэля, Мелахим и Диврей hа-ямим в качестве одной книги на их титульных страницах, и не делают никаких указаний внутри основного текста об их разделении на две части (хотя это отмечено в верхних и боковых полях). В таких изданиях вторые книги Шемуэля, Мелахим и Диврей hа-ямим являются продолжениями первых книг на тех же страницах, где заканчиваются первые, без каких либо разрывов в тексте. В случае книги Мелахим, в которой нет традиционного разделения в данной точке текста, текст второй части книги начинается на той же строке, где заканчивается текст первой части.

Мировоззрение Танаха

Основная статья: Мировоззрение Танаха

Переводы Танаха

Основная статья: Переводы Танаха

Комментирование Танаха

Танах и литература

Основная статья: Танах и литература

Издания

  • Первый печатный Хумаш на иврите просто был библейским текстом с Раши на обложке, и с тех пор появилось много других изданий.
  • Первый Масоретский Микраот Гдолот был напечатан в Венеции в 1524-1525, под редакцией Даниэля Бомберга.
  • Издание Сончино было напечатано в 1527 году в Венеции.
  • Много изданий Микраот Гдолот было выпущено с тех пор.
  • Biblia Hebraica Рудольфа Киттеля появилась в 1906 году и была переиздана в 1913 году.
  • Ленинградский кодекс был отредактирован при Павле Е. Кале как Biblia Hebraica (ВНК), опубликованная в Штутгарте, в 1937 году. Кодекс был также использован для Biblia Hebraica Stuttgartensia (BHS) в 1977 году, и будет использоваться для Biblia Hebraica Quinta (BHQ). Ленинградский кодекс представляет иной порядок для книг Ктувим.
  • Mesorah Publications מקראות גדלות, (Иерусалим, 1996)
  • The JPS Hebrew-English Tanakh (Филадельфия, 1999)
  • Кодекс Алеппо под редакцией Мордехай Бройер в 1977-1982
  • Иерусалимская Корона: Библия Еврейского Университета в Иерусалиме, 2000. Редактировалась по методу Мордехай Бройер под руководством Йосефа Офера, с дополнительными коррекцией и уточнениями по сравнению с изданием Хорев.
  • Jerusalem Simanim Institute, Feldheim Publishers, 2004 (опубликован в однотомном и трехтомном изданиях).

Примечания и источники

  1. Напр. Тосфот РиД на Таанит 4а.
  2. См, напр. Библия, БСЭ, Old Testament (Encyclopedia Britannica)
  3. http://www.istok.ru/jews-n-world/Forta/Forta_13.shtml
  4. Статья «Коран» в Электронной еврейской энциклопедии
  5. Статья «Библия. Влияние Библии на мировую и еврейскую культуру» в Электронной еврейской энциклопедии
  6. Бава батра 14б
  7. Эмануэл Тов Текстология Ветхого Завета. — Москва: ББИ, 2001. — С. 3-4.

Литература

Библеистика

  • И. Ш. Шифман, «Ветхий Завет и его мир», изд. СПбГУ, 2007.
  • D.N. Freedman, A.C. Myers, A.B. Beck, «Eerdmans dictionary of the Bible», Eerdmans, 2000.
  • Тов, Э. Тексктология Ветхого Завета.— М.: ББИ, 2003
  • «Учение. Пятикнижие Моисеево». Пер., введение и комментарий И. Ш. Шифмана, М. Республика, 1993.
  • Тантлевский И. Р. «Введение в Пятикнижие», М. РГГУ, 2000.

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация