Тайхталь, Иссахар Шломо, и его книга "Эм hа-баним смеха"

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Рабби Иссахар Шломо Тайхталь и его книга "Эм а баним смеха"» в «[[Рабби Иссахар Шломо Тайхталь и его книга "Эм hа-баним смеха"])
 
(20 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
Рабби Иссахар Шломо Тайхталь (1885-1945) один из немногих европейских ортодоксальных раввинов, поддержавший усилия по заселению и отстраиванию Эрец Исраэль. 
+
#redirect [[:ej:Тайхталь, Иссахар Шломо, и его книга "Эм -баним смеха"]]
-
 
+
-
 
+
-
== Ранние годы ==
+
-
Иссахар Шломо Тайхталь родился в Венгрии в 1885 году в семье известного раввина, Ицхака Тайхталя. Его отец был ученым, учителем и хасидом Реббе из Занца. В тринадцать лет Иссахар приступил к занятиям в ешиве по руководством рабби Шалома Вайдера, главного судьи раввината города Ньиредьхазы в Венгрии. В пятнадцать лет он переезжает в  Польшу, где учится у  рабби Шалома Унгера.
+
-
В двадцать  один год р. Тайхталь возвращается в Венгрию и  получает смиху от ребе из Талишевы. Рабби Тайхталь получил еще одну смиху год спустя от рава Шмуэля Розенберга и третью смиху в тот же год от рабби Мордехая Лейба Винклера.
+
-
В 1921 году рабби Тейхталь  становится ав бейт дин и главным раввином Пьештяны, города в Словакии известного своими минеральными водами, Там он остается на 25 лет и основывает ешиву «Мория».
+
-
 
+
-
 
+
-
== Вторая мировая война ==
+
-
Во время окуппации Чехословакии рав Тайхталь находился в Пьештянах. Он с семьей прячется от нацистов в местном бейт мидраше, становясь свидетелем массовой депортации своих друзей и соседей.
+
-
Главный рав Словакии предлает р. Тайхталю и его семье способы бегства.  В элуле 1942 года он с семьей скрывается в Венгрии в Нитре. После многих скитаний он в конце концов останавливается в Будапеште, где остается почти на два года. В Будапеште он заканчивает свою главную книгу «Эм а баним смеха».
+
-
В 1944 году Венгрия была оккупирована нацистами. Надеясь, что Словакия останется безопасным местом до конца войны семья Тайхталь возвращается туда ожидать окончания войны. В это время нацисты предпринимают усилия по поиску уцелевших евреев. Рабби Тайхталь и его семья арестованы и отправлены в Освенцим.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Смерть ==
+
-
 
+
-
Когда советская армия начала продвигаться вглубь Польшы в январе 1945, года пленники Освенцима, включая рабби Тайхталя и его семью были перевезены в Германию. Рабби Тейхталь умер в поезде по дороге в концентрационный лагерь Маутхаузен, 10 Швата, 5705 (Январь 24, 1945).
+
-
 
+
-
 
+
-
== Сионизм ==
+
-
Во время Холокоста рабби Тайхталь изменил свою позицию по отношению к отстраиванию страны Израиля. Его попытки разобраться в происходящем привели к созданию книги «Эм а баним смеха» - «Мать, радующаяся о своих сыновьях». Книга написана в то время, пока он укрывается от нацистов, во время скитаний. В этой работе впервые опубликованной в 1943 году он пишет о том, что отстраивание земли Израиля принесет геулу. В этом отношении его работе предшествовали работы Авраама Ицхака Кука. Изначально р. Тайхталь придерживался в отношении Израиля той же позиции, что и большинство ортодоксального еврейства в его время, не поддерживающее активное движение за возвращение евреев в Израиль. Преобладающим в то время было мнение, что Бог принесет избавление своему народу без человеческого участия. Холокост вынудил его пересмотреть этот подход. Р. Тайхталь приходит в выводу, что катастрофа произошла потому, что еврейский народ медлил вернуться на свою землю, в страну Израиля, чтобы отстроить ее и вернуть ее прежнюю славу.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Наследие, "Эм а баним смеха" ==
+
-
«Эм а баним смеха», «Мать радующаяся своим сыновьям» - название книги представляет собой отрывок стиха из 103 псалма: «Делающий бесплодную хозяйкой дома,  матерью, радующейся детям своим». Книга честно пытается найти ответы на вопросы поколебленной веры и массового отхода от традиции. В центре гитлеровской Европы, не имея необходимой литературы, Тайхталь  создает труд, который отличает огромная тораническая эрудированность  и ученость.
+
-
До Второй  Мировой войной раби Тайхталь был последователем рабби из Мункача, рабби Хаима Элазара Шапиры. Рабби из Мункача был яростным противником сионизма.  Он противостоял и критиковал несионисткую организацию Агдудат Исраэль за ее сотрудничество в некоторых областях с сионистами в отстраивании  земли Израиля . Тайхталь был не менее непримиримым оппонентом и суровым критиком сионистского движения перед войной, чем р.Шапиро. Только став вынужденным свидетелем  разрушения еврейской общины Словакии, он начинает приходить к выводам диаметрально противоположенным его довоенным взглядам на сионизм, мессианскую эру и светских евреев. Цель этого труда – призыв к таким же как он евреям, ученым Торы, строго придерживающимся заповедей, отказаться от своего слепого и неверного противостояния сионизму, призыв к ним, как и ко всем евреям вне зависимости  от их уровня учености и соблюдения заповедей, в едином усилии отстроить землю Израиля и еврейский народ. Уроком Холокоста стало то, что евреи должны отказаться от пассивного отношения к галуту, которое основывалось на мнении, что только божественное вмешательство принесет мессианское избавление.  Активная деятельность, направленная на заселение и отстраивание земли Израиля вместе с отказом от жизни в галуте в любой другой стране (в качестве решения проблемы еврейского народа), подкрепленное решительными усилиями относится ко всем евреям с терпимостью, пониманием и даже любовью  - таковы способы успешного начала мессианской эры. 
+
-
Изменившееся отношение к сионизму рава Тайхталя не нашло всеобщей поддержки. Он был изгнан из некоторых венгерских синагог,  ему не позволили проводить регулярные занятия Торой из-за его ныне «еретических» воззрений. Но это только послужило для него дополнительным стимулом к распространению своих идей с большей энергией.  Особенное возмущение Тайхталя вызывали заявления некоторых раввинов Венгрии о том, что венгерское еврейство избежит участи немецкого, польского и литовского,  поскольку Бог одобряет его непримиримую антисионисткую и антипросвещенническую позицию. Они немало гордились тем, что их отношение к сионизму  (отношние рава из Мункача) резко контрастирует с распространенным отношением к нему в других странах, где даже ортодоксальные лидеры народа были «испорчены»  сионискими идеями, а именно, поддерживали иммиграцию в землю Израиля и отстраивание страны. История доказала трагическую правоту Тайхтела , в 1944 году венгерское еврейство постигла та же участь, какая уже постигла ранее все восточно- европейское еврейство.
+
-
После Холокоста и возникновения государства Израиль много из того, что так критиковал Тайхталь и что по его мнению привело к ловушке Холокоста, противостояло отстраиванию земли Израиля в рамках сионисткого движения, и сейчас противостоит государству Израиль и его официальным структурам: санкционирование и утверждение нетерпимости и даже ненависти к другим евреям, чувство фатализма и бездействие перед лицом меняющихся социальных обстоятельств, прославление легкой жизни в галуте, в других странах, ошибочная догма, проповедующая пассивную зависимость исключительно от божественной помощи, парализующей любую национальную инициативу. Выросло новое поколение, которое не знает обстоятельств Холокоста или создания государства Израиль и таким образом неспособно извлечь исторические уроки из этих событий. К этому новому поколению евреев обращена книга "Эм а баним смеха".
+
-
 
+
-
Р. Тайхталь является автором и других трудов в частности Мишней Сохир (респонсы). Чудесным образом некоторое количество других его трудов уцелело в Холокосте. Современный центр Мишне Сохир, расположенный в Бней Браке, назван в честь труда Тайхталя,  сохраняет и развивает его наследие.
+
-
Недавние исследования наследия р. Тайхталя (Исаак Хершковец) показывают, что те изменения в мысли Тайхталя,  которые обычно связывались с войной, на самом деле произошли раньше – в начале тридцатых годов. Эта метаморфоза отражена как в его взглядах на сионизм, так и (что гораздо более важно) в его галахическом подходе.
+
-
 
+
-
«Я должен признать правду и заявить о своих грехах. Я сам с пренебрежением относился к отстраиванию Эрец Исраэль, поскольку научился этому от многих наших учителей, боящихся Бога. И это было начертано у меня на сердце. Я не интересовался этой темой совершенно, поскольку был занят изучением Гемары и обучением моих учеников, редактированием комментариев на Раши и тосафот или галахическими решениями, дабы отвечать каждому спрашивающему по слову Бога.
+
-
Только после того, как мы были поражены ударами в этом горьком изгнании, я начал интересоваться всерьез вопросом о возвращении в Сион.  И Господь просветил мои глаза, оказалось, что я ошибался и ошибались те, кто противился этому (возвращению в Сион). Итак, я признаю и говорю, как это делал Рава и другие великие мудрецы Талмуда, да будет благословенна их память. Они признавали и провозглашали: «те слова, что сказал я вам были ошибкой, и я несу за это ответственность». Когда же мудрецы признают свои ошибки, то становятся достойны прославления.
+
-
 
+
-
«Все удары, которыми мы были поражены, обрушились на нас лишь для того, чтобы пробудить нас вернуться в нашу Святую землю. И я слышал на эту тему комментарий нашего учителя, божьего человека, святого мудреца Рабби Бунима из Пшисхи. Стих из Песни песней: «влеки нас, за Тобой побежим» он объяснял так: когда мы покупаем скотину у нас есть два способа заставить ее двигаться. Первый – это позвать ее и скотина идет за своим хозяином. Второй - ударить ее палкой и она побежит перед ним. ...Так и мы перед святым благословен Он, когда Он зовет нас вернуться в землю Израиль. Если послушаемся голоса, зовущего нас именем Бога вернуться в землю Израиля, то будем как скотина, которую зовет хозяин и она идет за ним. И в таком случае не будем ни страдать от ударов, ни испытывать бед. Мы пойдем по своей доброй воле без какого либо понуждения извне. Предвечный пойдет перед нами, а мы последуем за ним. Но если мы не обратим внимания на призыв идти в Эрец Исраэль по собственной воле и дождемся, пока палка обрушит на нас удары, то будем как животное, которое подгоняет хозяин, чтобы оно бежало впереди него. И испытаем страдания и боль от наших врагов, пока они не вынудят нас бежать перед Предвечным в Землю Израиль.
+
-
+
-
И это то, что мы говорим перед Богом благословенным «влеки нас, за Тобой побежим» ...и пробуди наши сердца, чтобы мы услышали голос Твой и последовали за Тобой, вернулись бы по своей воле в нашу Святую землю, потому что Ты призываешь нас через праведных нашего поколения, убеждающих нас именем Твоим вернуться  к наследию наших предков». (Эм а баним смеха. Рав Шломо Тейхталь).
+
-
 
+
-
статья написана на основе следующих статей:
+
-
http://en.wikipedia.org/wiki/Yisachar_Shlomo_Teichtal
+
-
The Book �Eim Habanim Semeichah�:
+
-
Its Historical Background and Relevance Today
+
-
by Rabbi Berel Wein
+
-
http://www.ou.org/torah/tt/5765/toldot65/chosen.htm
+

Текущая версия на 01:05, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Тайхталь, Иссахар Шломо, и его книга "Эм hа-баним смеха"
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация