Такканот (постановления галахических авторитетов)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Восемнадцатый век)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Такканот (постановления галахических авторитетов)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Такканот''' (תַּקָּנוֹת, ед. число תַּקָּנָה, таккана), постановление галахических авторитетов (см. [[Галаха]]) или другого правомочного органа (см. ниже такканот hа-кахал), обладающие законной силой и служащие одной из основ [[Право Еврейское|права еврейского]].
+
-
 
+
-
== Юридическая сила закона, опирающегося на такканот ==
+
-
 
+
-
Закон, опирающийся на такканот, представляет собой легально обоснованное нововведение в универсальную галахическую систему, в то время как закон, проистекающий из [[Мидраш|Мидраша]], выявляет скрытое содержание существующего закона.
+
-
 
+
-
Это различие между двумя источниками закона закреплено терминологически: закон, выведенный путем библейской [[Экзегеза|экзегезы]], по большей части принадлежит к категории законов, называемых ми-де-орайта, в то время как законы, проистекающие из такканот, всегда относятся к категории, называемой ми-де-раббанан.
+
-
 
+
-
== Право издания такканот ==
+
-
 
+
-
Основополагающий письменный Закон — [[Тора]] — наделяет галахистов правом издавать такканот, подобно тому как в других юридических системах определенные органы наделяются правом выступать в качестве законодателей (например, кабинет министров наделяется правом издания постановлений или муниципалитет — правом издания вспомогательных городских законов).
+
-
 
+
-
Право галахистов издавать такканот усматривается во [[Второзаконие|Второзаконии]]: «По закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе» (17:11) или: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, дедов твоих, и они скажут тебе» (32:7).
+
-
== Законодательная деятельность ==
+
-
+
-
Законодательная деятельность галахических ученых называется такканот, иногда — гзера.
+
-
 
+
-
Последний термин, как правило, относится к поста­новлениям, преследующим цель предотвратить правонарушения, то есть к постановлениям запретительного характера, требующим воздержания от совершения определенного поступка, в то время как термин такканот обычно определяет постановления позитивного характера, требующие совершения определенных поступков.
+
-
 
+
-
Однако это терминологическое различие не проводится строго. Относительно такканот действует правило: «Не следует предписывать ограничения (гзерот), которые невыполнимы для большинства общины» (БК. 79б)
+
-
== Цель галахического законодательства ==
+
-
 
+
-
Галахическое законодательство преследует две основные цели.
+
-
 
+
-
Во-первых, оно призвано заполнить юридические пробелы, возникающие в результате изменения условий жизни, и дать ответ на проблемы, которым нет решения в существующей Галахе; в этом случае такканот служат дополнением к ней.
+
-
 
+
-
Во-вторых, галахическое законодательство стремится к усовершенствованию и обогащению Галахи в соответствии с возникающими потребностями; в этих случаях нельзя сказать, что существующий закон не дает ответа на проблему, однако, когда в сложившихся обстоятельствах применение существующего закона порождает сложности общественного, экономического или нравственного порядка, такканот служат средством упрощения юридических решений.
+
-
 
+
-
Некоторые области Галахи целиком основаны на такканот, в то время как в других ее областях роль такканот широко варьируется.
+
-
 
+
-
Введение такканот в первую очередь зависит от того, могут ли насущные проблемы быть решены при помощи метода интерпретации (объяснения); лишь тогда, когда проблема не может быть разрешена путем интерпретации существующей Галахи, законоучители прибегают к нововведениям, которые представляют собой такканот.
+
-
== Юридическая правомочность такканот ==
+
-
 
+
-
Вопрос, не являются ли такканот добавлением к законам Торы, широко обсуждался галахистами. На этот вопрос были даны два основных ответа. [[Адрет, Шломо Бен Авраhам|Шломо Адрет]] полагал, что запрет вводить новые или исключать существующие законы Торы относится лишь к тем раввинам, которые не имеют на это соответствующих полномочий, однако не относится к галахическим авторитетам, которые имеют право интерпретировать и развивать Галаху, что вытекает из Торы (Втор. 17:8–11).
+
-
 
+
-
Другой ответ был дан [[Маймонид|Маймонидом]] (Майм. Яд., Мамрим 2:9), который полагал, что библейский запрет добавлять или отменять закон Торы относится ко всем галахистам, которые, следовательно, обладают правом вводить и отменять законы лишь в сфере соподчиненного законодательства, в которой, в отличие от вечных законов Торы, юридические постановления носят преходящий характер («временные меры» — хораат шаа, лефи шаа); галахистам таким образом возбраняется устанавливать неизменные постановления.
+
-
 
+
-
Введенное Маймонидом различение имеет чисто теоретический характер.
+
-
=== Основополагающий принцип в издании такканот ===
+
-
 
+
-
Основополагающий принцип законодательной деятельности как в области Галахи, так и в издании такканот состоит в том, что Тора была передана в руки галахических авторитетов, которые таким образом наделялись исключительным правом в сфере законодательства.
+
-
 
+
-
[[Амораи]] установили ряд правил и руководств, которые определили сферу и юридическую силу законодательной деятельности галахических ученых.
+
-
=== Отмена предписаний Торы ===
+
-
 
+
-
Шев ве-ал таасе (воздержание от исполнения [[Мицвот|мицвы]]). [[Бет-Дин|Бет-дин]] имеет право посредством такканот отменить выполнение определенного позитивного предписания Торы.
+
-
 
+
-
Наиболее известное постановление такого рода — отмена трубления в [[Шофар|шофар]] в [[Рош hа-Шана|Рош hа-Шана]], выпадающий на [[Суббота|субботу]].
+
-
 
+
-
Хефкер бет-дин — хефкер. Согласно этому правилу, в вопросах гражданского права галахисты могут вводить даже такие такканот, которые содержат в себе отмену законов Торы (кум ве-асе).
+
-
 
+
-
Этот принцип лежит в основе многочисленных такканот в различных областях гражданского права (собственность, завещания, наследование и т. п.), которые позволяют решать имущественные вопросы не в пользу тех лиц, права которых специально оговорены в Торе.
+
-
 
+
-
Так, на основании этого правила галахисты постановили, что имущество женщины, состоящей в браке согласно законам ми-де-раббанан (см. выше), но не в соответствии со строгим законом, тем не менее наследуется ее мужем, а не ее родителями или членами ее клана, как предписано библейским законом.
+
-
 
+
-
Кум ве-асе. В уголовном праве галахические авторитеты вправе издавать такканот, даже если такие постановления связаны с отменой законов Торы, в случаях, когда такие решения диктуются условиями времени, то есть, по словам вавилонских амораев, когда необходимо действовать с целью защиты Торы.
+
-
 
+
-
В силу этого правила считалось позволительным приговаривать к телесным [[Наказание|наказаниям]] и даже к [[Смертная Казнь|смертной казни]], когда социальные и нравственные обстоятельства требовали этого, вопреки тому, что Тора возбраняет бичевание и тем более смертную казнь в случаях, когда эти наказания не предписаны библейским законом.
+
-
 
+
-
Экстраординарные меры для возвращения народа к вере допускают постановления, которые связаны с отменой законов Торы в соответствии с принципом кум ве-асе.
+
-
 
+
-
Правомочность таких постановлений выводится из библейского повествования о [[Жертвоприношение|жертвоприношении]] пророка [[Илия|Илии]] на горе [[Кармел]] — вопреки запрету жертвоприношений где бы то ни было, за исключением Иерусалимского [[Храм|храма]] — с целью отвратить людей от служения Ваалу (см. [[Ваала Культ|Ваала культ]]) и вернуть их к почитанию Бога Израиля (I Ц. 18:19–28).
+
-
 
+
-
Юридическая правомочность такканот такого рода суммирована Маймонидом (Майм. Яд., Мамрим 2:4) следующим образом: «И если члены бет-дина сочли подобающим временно отменить позитивное предписание или нарушить запрет с тем, чтобы вернуть людей к служению Богу или спасти многих из народа Израиля от преткновения в других делах, они поступают согласно потребности, возникшей в данное время.
+
-
 
+
-
Как врач лечит руку или ногу больного с тем, чтобы вылечить его всего, так иногда бет-дин распоряжается временно преступить некоторые из предписаний, чтобы все предписания были бы выполнены, как это постановили законоучители прежних времен (Иома 85а): «Оскверни из-за него одну субботу, дабы многие субботы были соблюдены».
+
-
 
+
-
Постановления, для которых «есть причина и оправдание» (в сфере ритуальных повелений и запретов), — это постановления, не подпадающие ни под одно из вышеперечисленных правил и которые, согласно объяснениям галахических авторитетов, основываются на особых принципах социального характера.
+
-
 
+
-
Классический пример такканот такого рода — постановления относительно женщины-[[Агуна|агуны]], имевшие большое общественное и гуманистическое значение.
+
-
 
+
-
Так, в случае, когда муж женщины пропал, невозможно его отыскать и потому нет достаточных свидетельств его смерти, необходимых по закону Торы для разрешения вступления женщины в новый брак, галахические ученые издали ряд такканот, которые позволяют преодолеть это препятствие.
+
-
 
+
-
Амораи стремились найти юридическое оправдание таких такканот.
+
-
 
+
-
Так, в частности, постановления относительно агунот оправдываются тем, что, во-первых, предполагается, что женщина сама должна быть уверена в смерти мужа перед тем, как вновь выйти замуж, и, во-вторых, что люди не будут лгать относительно обстоятельств, истинное положение которых непременно откроется.
+
-
 
+
-
[[Мишна]] устанавливает, что «один бет-дин не может отменить постановления другого, если только не превосходит его в учености и в числе судей» (Эд. 1:5).
+
-
 
+
-
Тем не менее, один бет-дин может отменить такканот, вынесенные другим, даже не обладая указанными преимуществами перед первым.
+
-
 
+
-
Это возможно, когда,
+
-
 
+
-
во-первых, суд, установивший данную таккану, прямо оговорил, что она может быть отменена любым судом, который пожелает сделать это;
+
-
 
+
-
во-вторых, когда обнаруживается, что таккана, которая, как предполагалось, получит распространение среди всех евреев, на самом деле действует среди меньшинства;
+
-
 
+
-
в-третьих, когда первоначальное основание постановления теряет свою силу.
+
-
 
+
-
Правило, согласно которому один бет-дин не вправе отменять постановления другого, сообщило устойчивость и постоянную юридическую силу законодательным постановлениям ученых авторитетов и превратило такканот в неотъемлемую часть еврейского правового кодекса.
+
-
== История такканот ==
+
-
=== Древнейшие времена ===
+
-
 
+
-
[[Талмуд]] относит различные такканот к древнейшим временам, приписывая их введение [[Патриархи|патриархам]], [[Моисей|Моисею]], [[Самуил|Самуилу]], [[Давид|Давиду]], некоторым [[Пророки И Пророчество|пророкам]] и т. п.
+
-
 
+
-
Одна из основных задач Кнесет hа-гдола (см. [[Великий Собор|Великий собор]]) состояла в законодательной деятельности.
+
-
 
+
-
Талмуд приписывает членам Кнесет hа-гдола многочисленные такканот в разных сферах Галахи (Бр. 33а; ББ. 15а; Иев. 2:4, 21а); многие такканот считаются нововведениями [[Эзра|Эзры]].
+
-
 
+
-
Такканот, введенные [[Синедрион|Синедрионом]] в период Второго храма, и [[Наси|наси]] и бет-дином после разрушения Храма, сыграли важнейшую роль в формировании методов галахического законодательства.
+
-
 
+
-
В середине 2 в. Синедрион, заседавший тогда в [[Уша|Уше]], принял ряд такканот, известных как «такканот Уша», преимущественно касавшихся семейного права (взаимные обязанности мужа и жены, [[Родители И Дети|родителей и детей]]: ТИ., Кт. 49б, е; БК. 88б; ББ. 139б), что объясняется определенной дезинтеграцией семейной жизни в годы гонений императора [[Адриан, Публий Элий|Адриана]].
+
-
=== Эпоха таннаев ===
+
-
 
+
-
Ряд такканот датируется концом периода [[Таннаи|таннаев]] и приписывается отдельным законоучителям — Иосе бен Халафте, [[Иеhуда hа-Наси|hа-Наси]] и другим, однако подавляющее большинство такканот более ранних и этого периодов анонимны, что затрудняет изучение истории становления еврейского права.
+
-
=== Эпоха амораев  ===
+
-
+
-
Амораи установили правила, касающиеся введения такканот (см. выше), и были авторами многочисленных постановлений во всех областях Галахи.
+
-
 
+
-
Амораи интерпретировали предписание: «И делай справедливое и доброе перед очами Господа...» (Втор. 6:18) — как руководство законодательной практики, установив необходимость иногда дополнять «заповеди Господа Бога и уставы Его» (Втор. 6:17) путем введения постановлений, отвечающих требованиям социальной и экономической справедливости.
+
-
=== Эпоха гаонов ===
+
-
 
+
-
В эпоху [[Гаон|гаонов]] в жизни евреев [[Вавилония|Вавилонии]] произошли значительные общественные и экономические изменения: мусульманские власти ввели большие налоги на землю, которой владели евреи, и нередко даже экспроприировали еврейскую земельную собственность; вследствие этого евреи постепенно оставили земледелие и занялись [[Ремёсла|ремеслами]] и [[Торговля|торговлей]].
+
-
 
+
-
Переход к новым занятиям вызвал к жизни многочисленные правовые проблемы, на которые Галаха не имела ответа.
+
-
 
+
-
В тех случаях, когда юридическое решение не могло быть введено путем интерпретации существующих hалахот, гаоны прибегали к введению такканот.
+
-
 
+
-
=== Одиннадцатый век ===
+
-
 
+
-
==== Появление такканот, действующих в рамках местной общины ====
+
-
 
+
-
С упадком вавилонского гаоната и развитием независимых от Вавилонии центров еврейской жизни в Северной Африке и в Испании, позднее в Германии, Франции, а затем в Италии, Турции, на Балканах, в Польше, Литве и т. д. такканот, вводимые местными галахическими авторитетами, отражали специфические условия еврейской жизни в том или ином еврейском центре и действовали преимущественно в рамках данной общины. Классическим примером этого служат запрет полигамии, запрет посланцу читать переданное с ним письмо, запрет напоминать прошедшему насильственное обращение в другую веру об этом факте и т. п.
+
-
 
+
-
Начиная с 11 в. в еврейском праве начинают различаться две основные юридические формы законодательства — законодательство, основанное на галахическом авторитете, то есть законы, устанавливаемые судами или раввинами, и законы, вводимые общиной, — такканот hа-кахал (см. ниже). Зачастую между двумя законодателями — учеными и общинами — существовала тесная кооперация, и многие такканот были введены ими совместно.
+
-
 
+
-
Среди наиболее ранних такканот, введенных во вновь возникших еврейских центрах, — постановления конца 10 в. – начала 11 в. рабби [[Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола|Гершома бен Иеhуды Меор hа-Гола]], жившего в Германии.
+
-
 
+
-
Его многочисленные такканот оставили глубокий отпечаток, особенно в области семейного права.
+
-
 
+
-
Таковы, в первую очередь, его предписания, запрещающие полигамию (взгляд на полигамию как нежелательное явление в еврейской семейной жизни обнаруживается уже в Талмуде; см. [[Моногамия И Полигамия|Моногамия и полигамия]]) и развод с женой против ее воли (в противоположность древней галахе; это постановление до сравнительно недавнего времени не было принято в ряде крупных еврейских центров на Востоке).
+
-
 
+
-
Вскоре после смерти рабби Гершома был введен ряд такканот, приписываемых [[Раши]].
+
-
 
+
-
=== Двенадцатый – семнадцатый век ===
+
-
 
+
-
В 12в., на двух раввинских конференциях в Труа под председательством рабби [[Там Яаков Бен Меир|Яакова бен Меира Тама]] были введены многочисленные такканот, касающиеся разных сфер еврейского права, — «такканот Шум» (Шум — аббревиатура от названий городов Шпеер, Вормс, Майнц), которые были приняты еврейскими общинами Германии и Франции, а позднее — Польши, Литвы и других стран Восточной Европы.
+
-
 
+
-
Затем в Германии множество такканот было введено разными раввинскими конференциями (например, в Майнце в конце 14 в.) и отдельными раввинами (например, [[Меир Бен Барух Из Ротенбурга|Меиром из Ротенбурга]] в 13 в., Яаковом Вейлем в 15 в. и другими). Разные такканот были приняты в начале 17 в. на большом собрании раввинов во Франкфурте-на-Майне, последнем съезде такого рода в Германии.
+
-
 
+
-
В 11–13 вв. выдающиеся ученые [[Испания|Испании]] были широко вовлечены в законодательное творчество.
+
-
 
+
-
В отличие от ашкеназских земель (см. [[Ашкеназы]]), где такканот обычно принимались на широких межрегиональных съездах, в Испании — ввиду специфических социально-политических условий — такканот по большей части вводились отдельными галахистами или общинами.
+
-
 
+
-
Многие такканот, введенные в Испании, также затрагивали общие вопросы (например, такканот [[Толедо]] и Молины, касающиеся вопросов семейного права).
+
-
 
+
-
Многочисленные такканот были приняты на конференции представителей общин Арагона, которая состоялась около середины 14 в., по-видимому, в Барселоне.
+
-
 
+
-
Сохранилось полное собрание такканот, принятых на съезде представителей кастильских общин в Вальядолиде в 1432 г. под эгидой придворного кастильского раввина Авраhама Бенвенисте; собрание этих такканот подразделено на пять разделов, причем около половины постановлений затрагивает общие юридические вопросы; сохранилось также собрание такканот испанских изгнанников в [[Фес|Фесе]], изданных в период с конца 15 в. до конца 17 в.
+
-
 
+
-
В [[Италия|Италии]] множество такканот были введены на конференциях представителей итальянского еврейства, состоявшихся в течение 15 в. (в Форли, [[Флоренция|Флоренции]] и других городах); такканот местного характера были введены также на Крите, Корфу и в других местах.
+
-
 
+
-
К концу 16 в. в [[Польша|Польше]] был создан [[Ваад Четырёх Земель|Ваад четырех земель]], который, среди прочего, на протяжении примерно 200 лет выступал в качестве высшего законодательного органа польского еврейства.
+
-
 
+
-
С 17 в. центральным органом еврейской автономии в Литве стал Ваад hа-кехилот hа-ришонот би-мединат Лита.
+
-
 
+
-
=== Восемнадцатый век ===
+
-
 
+
-
В то время как сохранилось лишь незначительное число такканот, принятых польским ваадом, до нас дошло полное собрание такканот, принятых литовским ваадом с 1723 г. по 1761 г.
+
-
 
+
-
Наряду с польским и литовским ваадами и аналогичным органом в Моравии, действовавшим в 1650–1748 гг., большое число такканот было введено местными раввинскими судами и отдельными раввинами.
+
-
=== Прекращение издания такканот ===
+
-
 
+
-
Распространение [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]] и упразднение еврейской юридической автономии с конца 18 в. привело к резкому сокращению — вплоть до полного прекращения — издания такканот.
+
-
 
+
-
== Двадцатый век ==
+
-
 
+
-
Определенные изменения произошли с 1930-х гг., когда в Эрец-Исраэль возникли и развились национальные еврейские учреждения, в частности, Главный раввинат, созданный в 1921 г. Главный раввинат и действующий при нем Верховный раввинский апелляционный суд вскоре стали выступать с законодательной инициативой.
+
-
 
+
-
Так, в 1943 г. были введены процессуальные такканот, цель которых состояла в упорядочении судебной процедуры в судах Эрец-Исраэль; в 1944–50 гг. был введен ряд такканот, касающихся вопросов брака, и т. д.
+
-
== Такканот, вынесенные общиной ==
+
-
+
-
Такканот hа-кахал — законодательные постановления, вынесенные общиной или ее полномочными представителями, в отличие от введенных галахическими учеными авторитетами или раввинскими судами.
+
-
 
+
-
Постановления такого рода обнаруживаются уже среди древних hалахот.
+
-
 
+
-
Было установлено, что бней hа-ир (граждане города) правомочны издавать постановления, обязательные для всех еврейских жителей города, относительно цен на товары, [[Веса И Меры|весов и мер]], платы работникам и штрафов за нарушение этих постановлений (Тос. БМ. 11:23; ББ. 8б).
+
-
 
+
-
В тех же источниках говорится о правомочности профессиональных и других объединений в городе (например, ремесленных и торговых гильдий) издавать постановления, обязательные для членов этих объединений (Тос. БМ. 11:24–26).
+
-
 
+
-
Пока существовал доминирующий еврейский центр — сначала в Эрец-Исраэль, а затем в Вавилонии, законодательные постановления локального характера были незначительны, однако развитие независимых центров еврейской жизни с конца 10 в. привело к значительному увеличению законодательства такого рода.
+
-
 
+
-
Наиболее ранними проявлениями негалахической законодательной правомочности были власть царя и вышеупомянутые права бней hа-ир, которые были приняты и обоснованы галахическими авторитетами, установившими, что большинство вправе обязывать индивидуума к соответствующему поведению во всех его делах.
+
-
 
+
-
Однако законодательные права общества не распространялись на вопросы, связанные с ритуальными запретами и разрешениями, — в этой сфере община не обладала правом издания такканот, которые противоречат Галахе.
+
-
 
+
-
Такканот hа-кахал преследовали те же цели, что и постановления галахических авторитетов или раввинских судов: дополнить существующую Галаху там, где она не дает ответа на возникающие проблемы, или санкционировать отступления от существующей Галахи, когда этого требуют изменившиеся обстоятельства жизни.
+
-
 
+
-
Галахические авторитеты наделили такканот hа-кахал полной юридической силой.
+
-
 
+
-
Вместе с тем были приняты меры, которые должны были предотвратить возможность превращения таких такканот в самостоятельную правовую систему, параллельную Галахе.
+
-
 
+
-
С этой целью галахические авторитеты требовали, чтобы принятию такканот hа-кахал предшествовало их одобрение «выдающейся личностью» (адам хашув) — ученым из этой общины или, по другому мнению, одним из ее лидеров (парнас; см. [[Кагал]]).
+
-
 
+
-
Это требование далеко не всегда соблюдалось общинным руководством и нередко рассматривалось скорее как обычай, нежели как закон.
+
-
 
+
-
Другим требованием было, чтобы такканот hа-кахал, даже если они отступают от принятой галахи, не отклонялись от общих принципов еврейского права — справедливости и равенства.
+
-
 
+
-
Эти принципы служили общей основой Галахи и такканот hа-кахал и обеспечивали принципиальную возможность интеграции последних в еврейскую правовую систему.
+
-
 
+
-
Дополнительной гарантией служил тот факт, что интерпретация этих такканот обычно осуществлялась галахическими авторитетами, которые истолковывали такие постановления по аналогии и в духе существующей Галахи и при помощи методов, принятых в еврейском праве.
+
-
 
+
-
Общинные лидеры, со своей стороны, никогда не рассматривали свои такканот как способ уклонения от выполнения требований Галахи; напротив, в своей законодательной деятельности общинные руководители стремились сохранить и поддержать образ жизни, основанный на галахическом праве.
+
-
 
+
-
[[Респонсы]] 11 в. позволяют заключить, что в этот период такканот hа-кахал принимались большинством и были обязательными для оппозиционного меньшинства.
+
-
 
+
-
В 12 в. рабби Яаков бен Меир Там (см. выше) считал, что большинство не обладает правом требовать от несогласного меньшинства подчинения такканот, и лишь после того, как меньшинство принимает такканот, может заставлять отдельных лиц выполнять постановление путем наложения на них штрафа или наказания.
+
-
 
+
-
Эта точка зрения не была поддержана большинством ученых, которые полагали, что таккана, принятая большинством, обязывает также и меньшинство, потому что иначе никакое постановление не сможет быть проведено в жизнь.
+
-
 
+
-
Галахисты стремились оградить меньшинство от возможного произвола большинства. С этой целью был выработан принцип, чтобы такканот hа-кахал относились в равной мере ко всем и не были бы направлены против интересов какой-либо отдельной группы и не имели бы обратной силы.
+
-
 
+
-
Такканот hа-кахал устанавливались делегированными представителями общины.
+
-
 
+
-
Некоторые галахисты считали, что принятие постановлений должно осуществляться в присутствии всех членов общины, чтобы гарантировать согласие большинства ее членов.
+
-
 
+
-
Однако большинство галахических авторитетов полагало, что поскольку представители общины, избираемые для попечения над всеми ее делами, представляют ее большинство, они могут издавать такканот в отсутствие членов общины.
+
-
 
+
-
Сохранились многочисленные такканот hа-кахал, служащие ценным источником изучения истории еврейского права и жизни еврейских общин в разных странах.
+
-
 
+
-
С началом эмансипации и [[Хаскала|Хаскалы]] и связанной с этим дезинтеграцией традиционного общественного уклада и упадка авторитета Галахи такканот hа-кахал постепенно вышли из употребления.
+
-
== Историческая роль такканот в жизни еврейства ==
+
-
 
+
-
Такканот сыграли важную историческую роль в жизни еврейства. Благодаря такканот еврейские общины получили возможность вводить обязывающие общественно-правовые нормы и тем самым обеспечивать единый общественный порядок в рамках региона или страны.
+
-
 
+
-
Вместе с тем такканот были действенным инструментом приведения Галахи в соответствие с меняющимися экономическими, социальными и политическими условиями жизни.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|14010|ТАККАНОТ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Еврейское право]]
+
-
[[Категория:Еврейские законы и обычаи  ]]
+

Текущая версия на 01:05, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Такканот (постановления галахических авторитетов)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация