Талмуд

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Kofman (Обсуждение | вклад)
(Слухи о Талмуде)
(Перенаправление на ej:Талмуд)
 
(48 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
[[Файл:Талмудъ (титульный листъ).jpg|thumb|right|300px|Страница из {{нет перевода|текст=Виленского издания Талмуда|есть=:en:Vilna Edition Shas|надо=Виленское издание Талмуда}}]]
+
#redirect [[:ej:Талмуд]]
-
'''Талму́д''' ({{lang-he|תָלְמוּד}}, «изучение, учёба») — центральный, наряду с [[Танах|Танахом]], текст иудаизма, запись дискуссий [[амораи|амораев]] - мудрецов Израиля периода после записывания Мишны (начало 3 в. н.э.), проживавших в Вавилонии и в Земле Израиля. В талмуде собраны и отредактированы обсуждения амораями устной традиции: высказываний [[таннаи|таннаев]], [[Мишна|Мишны]] и [[барайта|барайт]]. Цель обсуждений – прояснение и установление принципов, системы ценностей, из которых впоследствии выводится [[галаха]].
+
-
 
+
-
Дискуссии мудрецов происходили параллельно как в Эрец Исраэль, так и в Вавилонии, что привело к  написанию двух талмудов: Вавилонского Талмуда и Иерусалимского Талмуда. В силу исторических обстоятельств Вавилонский Талмуд получил большее распространение, чем Иерусалимский, так что в последующих поколениях он становится базой для вынесения галахических постановлений.
+
-
 
+
-
Вавилонский Талмуд с комментариями поколений мудрецов живших после завершения занаписания Вавилонского Талмуда – [[савораи|савораев]], [[гаоны|гаонов]], [[ришоним]] и ахароним  -  представляет собой важнейший галахический текст наряду с Мишной. Эта  книга наиболее изучаемая в ешивах и среди ученых Торы. К Вавилонскому талмуду написано огромное количество комментариев. Талмуд считается очень глубоким и сложным произведением требующим для его понимания больших знаний и искусства.
+
-
Иерусалимский Талмуд изучается существенно меньше, (в основном в теоретической учебе), и меньше используется для вынесения галахических решений.
+
-
+
-
 
+
-
см. ст. [[Вавилонский Талмуд]]
+
-
 
+
-
[[Иерусалимский Талмуд]]
+
-
 
+
-
== История ==
+
-
 
+
-
Изначально галаха передается и разрабатывается изустно, еврейская ученость имеет устный характер. см. Устная Тора. Законоучителя излагали и обсуждали положения Устной Торы, многочисленных традиций, передававшихся из поколения в поколение (хотя некоторые делали свои личные записи «мегилот сетарим», например записи судебных решений).
+
-
Ситуация коренным образом меняется с разрушением Храма и утратой еврейской автономии в 70 г. н.э. и последовавшим за этими событиями сдвигом всех еврейских социальных и правовых норм. Мудрецы столкнулись с новой реальностью: иудаизм без Храма как центра учености и учебы, и Иудея, лишенная автономии. Происходит переворот в юридическом дискурсе, поскольку старая система устной учености не может дольше продолжать существование. В этот период начинают записываться высказывания, рассуждения и дискуссии законоучителей. Создаются самые ранние формы записи устного закона – галахические  мидраши, в которых галахическая дискуссия преподносится как истолкование Пятикнижия. Однако начиная с 200 года со времени записывания Мишны рабби Иеhудой hа Наси начинает преобладать альтарнативная форма записи – тематическая.
+
-
 
+
-
Изучение Торы в двух центрах: в Эрец Исраэль и в Вавилонии привело к появлению двух  талмудов  - Вавилонского, сформированного в ешивах Вавилонии, и Иерусалимского - плода учебы мудрецов земли Израиля. Несмотря на то, что оба талмуда основываются на одной и той же Мишне и сформировались в центрах, между которыми были многочисленные связи, они различаются языком, взглядами, содержанием, стилем и в большинстве случаев даже своими галахическими выводами.
+
-
Вавилонский Талмуд называется также Гемара, `учение` — от арамейского גמיר. По мнению некоторых исследователей, название «талмуд» было заменено называнием «гемара» или «Шас»  (шесть трактов Мишны ), чтобы обмануть христианскую цензуру, выводящую талмуд за рамки закона в большинство эпох. Название «талмуд»  более древние, от эпохи таннаев его смысл:  «учеба, подробное рассмотрение и толкование».
+
-
 
+
-
После завершения составления двух талмудов  Вавилонский Талмуд стал главным произведением изучавшимся в диаспоре Израиля. Только немногие занимались Иерусалимским Талмудом и его влияние было намного меньшим (в основном среди евреев Ашкеназа и Италии). Вслед за Рифом и Рамбамом содержание Вавилонского Талмуда принято считать обязывающим  в галахическом смысле во всей диаспоре Израиля, как пишет Рамбам  пишет во введении в Мишней Тора: «…поскольку все то, что содержится в Талмуде, принял на себя весь Израиль». Исследователи объясняют это явление тем, что Вавилонский Талмуд прошел основательное редактирование савораями, а также  большим влиянием гаонов Вавилонии, стремившихся превратить Вавилонских Талмуд в единственную базу для вынесения галахических решений в народе Израиля. В галахе принято объяснять преимущество Вавилонского Талмуда перед Иерусалимским  тем обстоятельством, что он закончен последним, и существует принцип:  галаха по последнему (галаха ки батра). В распоряжении редакторов Вавилонского Талмуда имелся Иерусалимский Талмуд, завершенный за несколько столетий до Вавилонского.
+
-
 
+
-
== Структура ==
+
-
 
+
-
 
+
-
== Комментирование и изучение ==
+
-
 
+
-
Со времени его завершения Талмуд становится неотъемлемой частью еврейской учености. В этом разделе описываются некоторые бызовые направления в изучения Талмуда.
+
-
 
+
-
=== Гаоны ===
+
-
Наиболее ранние комментарии на Талмуд написаны гаонами (прибл. 800-1000) Вавилонии.  Наши основные знания об эпохе гаонов получены не из их непосредственных комментариев к отдельным трактатам Талмуда (они сохранились), но из высказываний  положений включенных содержащихся в их респонсах , которые проливают свет на многие отрывки из Талмуда. Также для дальнейшего формирования галахической мысли очень важны сделанные ими сокращенные своды еврейского закона, такие как: «Галахот псукот» Йеhудайа Гаона, «Шеелтот» Ахайа Гаона и «Галахот гедолот» Шимона Кийары. После смерти Хай Гаона , центр талмудической учености смещается в Европу и Северную Африку.
+
-
 
+
-
=== Галахические и агадические извлечения ===
+
-
Одна из сфер талмудической учености, развившаяся из необходимости устанавливать галаху – галахические и агадические извлечения. Рабби Исаак Альфаси (Северная Африка 1013-1103) пытался извлечь и определить галахически обязывающие мудрецов из всего огромного корпуса текстов Талмуда. Труд Альфаси пользовался большим влиянием и позднее послужил основой для создания других галахических сводов. Другим влиятельным средневековым трудом, следующим структуре Вавилонского Талмуда и до некоторой степени повторяющим образец Альфаси стал труд рабби Ашера бен Йехиэля (ум. в 1327).
+
-
В пятнадцатом веке испанский раввин Яаков ибн Хабиб составляет сочинение Аин Яаков, в которое помещает практически весь аггадический материал из Талмуда. Его цель - познакомить широкую публику с этическими частями Талмуда и опровергнуть многочисленные обвинения, касающиеся содержания Талмуда.
+
-
 
+
-
=== Комментарии ===
+
-
Текст Талмуда часто загадочен и труден для понимания. В его языке содержится много греческих и персидских слов, значение которых с ходом времени стало неясным. Большая сфера талмудической учености развилась из необходимости объяснить эти слова или неясные отрывки. Некоторые ранние комментаторы, такие, например, как рабейну Гершом из Майнца (10 в) и рабейну Хананель (ранний 11 век)  авторы комментариев к разлчиным трактатам. Эти комментарии  облегчают понимание текста.
+
-
Другой важной работой является «Книга ключа» («Сефер а мафтеах») Ниссима Гаона, в предисловии к ней разъясняются различные формы талмудической аргументации, а также  истолковываются  краткие и темные отрывки при помощи отсылок на параллельные места,  где те же идеи изложены более  подробно и полно.
+
-
До нашего времени дошли комментарии (хидушим) Йосефа ибн Мигаша к двум трактатам: Бава Батра и Шевуот,  основанные на трудах Хананеля и Альфаси, как и компиляция Зехарьи Агамати («Сефер hа Нер»). Рабби Натан бен Йехиэль создает в 11 веке словарь «Арух», для облегчения понимания трудных слов.
+
-
 
+
-
Самый известный комментарий на Вавилонский Талмуд – комментарий Раши (рабби Шломо бен Ицхак 1040-1105). Это обширный комментарии практически на  весь Талмуд , объясняющий  слова и логическую структуру каждой сугии. Считается незаменимым для изучающих Талмуд.
+
-
 
+
-
Средневековое ашкеназийское еврейство создало еще один крупнейший комментарий, известный как «тосафот» (добавления) . «Тосафот» плод коллективного труда различных средневековых ашкеназийских комментаторов Талмуда (известных как тосафисты ). Одна из главных целей тосафот - объяснить и проинтерпретировать противоречащие друг другу утверждения в Талмуде. В отличии от Раши, тосафот создают не комментарий ко всему тексту, а скорее комментарий к некоторым избранным темам. Часто комментарий тосафот серьезно отличается от комментария Раши и вступает с ним в полемику.
+
-
 
+
-
== История Талмуда ==
+
-
[[Файл:Талмуд вавилонский Житомир 1869.jpg|thumb|left|240px|''Талмуд Вавилонский'', [[Житомир]], [[1869]]]]
+
-
 
+
-
Расширенное устное толкование библейских законоположений было собрано и отредактировано в [[210 год]]у н. э. Йегудой а-Наси и получило название ''[[Мишна]]'' (букв. «повторение» закона).
+
-
 
+
-
Мишна вскоре сама стала предметом толкований. Этим занялись амораи (разъяснители) одновременно в [[Палестина|Палестине]] и [[Вавилония|Вавилонии]], где ко [[II век|II веку н. э.]] было уже много евреев. Собрание толкований Мишны называется ''[[Гемара]]'' (буквально «учение» по-арамейски). Мишна и Гемара и составляют Талмуд. Так как толкование Мишны происходило в Палестине и Вавилонии, то имеются два Талмуда — [[Иерусалимский Талмуд]] (''Талмуд Ерушалми'') и [[Вавилонский Талмуд]] (''Талмуд Бавли'').
+
-
 
+
-
Окончательная редакция Талмуда была осуществлена [[Савораи|савораим]], жившими вслед за [[Амораи|амораим]]. Известно несколько отрывков, добавленных савораим к предыдущей версии Талмуда.<ref>{{ЭЕЭ|13639|Савораи}}</ref>
+
-
 
+
-
== Атаки на Талмуд со стороны католической церкви ==
+
-
 
+
-
Талмуд попадает в Европу из Месопотамии примерно в 10 веке, через еврейские общины Испании, находившейся в то время под властью арабов<ref name = "per">[http://www.lechaim.ru/ARHIV/184/dostup.htm Враги Талмуда] Нехемия Переферкович</ref>.
+
-
 
+
-
Довольно продолжительное время католической церкви практически ничего не было известно о содержании Талмуда. Однако вскоре евреи перешедшие в христианство доносят содержание Талмуда до церковных иерархов. Первым и наиболее известным из таких евреев, сменивших религию, был [[Донин, Николай|Николай Донин]], живший в 13 веке. В [[1239 год]]у он направился в Рим и подал [[римский папа|римскому папе]] доклад, состоящий из 35 глав, в которых он обвинял Талмуд в поругании христианства, богохульстве, враждебности к христианам и прочем. Доклад содержал переведённые на латинский язык выдержки из Талмуда.
+
-
 
+
-
Доклад произвёл на папу [[Григорий IX (папа римский)|Григория IX]] сильное впечатление. Он разослал требования к христианским королям и архиепископам, в которых просил изъять копии Талмуда, передать их [[францисканцы|францисканцам]] и [[доминиканцы|доминиканцам]] для изучения, а в случае подтверждения того, что они содержат антихристианскую информацию и призывы — уничтожить. В своём письме королям и архиепископам Григорий IX в частности писал:
+
-
 
+
-
<blockquote>
+
-
Если то, что говорят о евреях Франции и иных земель является правдой, то никакое наказание не будет достаточно большим и достаточно достойным, принимая во внимание их преступления. Поскольку они, как мы услышали, не удовлетворяются законом, который был передан Богом через Моисея в письменном виде. Они даже полностью игнорируют его и заявляют, что Бог передал другой закон, называемый «Талмуд» или «Учение», который был сообщён Моисею устно. Они ложно утверждают, что этот закон был внедрён в их сознания, и сохранялся в неписьменной форме, до тех пор, пока не появились люди, которых они называют «Саги» или «Писари». Опасаясь, что этот закон будет утерян из сознания людей посредством забывания, они привели его в письменном виде, объем которого намного превышает текст Библии. В нём содержится материал настолько оскорбительный и невыразимо возмутительный, что он навлекает стыд на тех, кто его упоминает и ужас, на тех кто его слышит <ref name = "chaz">[http://books.google.co.il/books?id=wztlX2gDelgC&pg=PA224&lpg=PA224&dq=Donin+Nicholas&source=bl&ots=LlvR9e7X81&sig=zmNw5HJOVqStWrGBPv-72OSBdM8&hl=en&ei=dMvoSsaxFOKrjAek-o2vCA&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=2&ved=0CAsQ6AEwATge#v=onepage&q=Donin%20Nicholas&f=false Church, Jew and State in Middle Ages] Robert Chazan стр. 224—228</ref>.
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
На призывы папы из всех монархов откликнулся лишь французский король [[Людовик IX]]. Копии Талмуда были изъяты и переданы монахам францисканского и доминиканского ордена, которые приступили к их изучению, в ходе которого беседовали так же c ведущими [[раввин]]ами Франции. В дальнейшем в присутствии короля состоялся [[диспут]] между раввином [[Иехиэль из Парижа|Ихиелем Парижским]] и Николаем Донином. Раввин стремился доказать, что [[Иисус бен Пантира]], который поносится в Талмуде это другой Иисус, нежели почитаемый христианами и, что все законы и оскорбления в отношении к иноверцам, приведённые в Талмуде, не относятся к христианам. Согласно католической версии раввин признал, что в Талмуде написано, что Иисус варится на том свете в кипящих экскрементах, но указывал, что этот Иисус, хотя он и сын Марии и родился в Назарете, всё же другой Иисус. Однако католики нашли доводы раввина лживыми и неубедительными. Евреи же полагали, что в диспуте выиграли они. В результате суд постановил сжечь все копии Талмуда. В [[1242 год]]у в Париже было сожжено 24 воза изъятых копий Талмуда<ref name = "per"/><ref name = "chaz"/>.
+
-
 
+
-
В дальнейшем [[Римско-католическая церковь|Католической церковью]] в Средние века вновь устраивались публичные [[Сожжение книг|сжигания]] Талмуда и других священных книг иудаизма, которые трактовались как источник зла. Так, папа Гонорий IV в 1286 году писал архиепископу кентерберийскому об этой «''достойной проклятия книге''» (liber damnabilis), серьёзно предостерегал его и «''настоятельно''» (vehementer) требовал, чтобы он наблюдал за тем, чтобы никто не читал этой книги, «''так как отсюда проистекает всякое другое зло''».<ref>[http://khazarzar.skeptik.net/books/deytsh.htm Талмуд. Этюд Эм. Дейтша]</ref>
+
-
 
+
-
Впоследствии позиция католической церкви по отношению к Талмуду постепенно смягчается. Это произошло в том числе под давлением христианских учёных гуманистов, например [[Рейхлин, Иоганн|Иогана Рейхлина]], который считал, что свобода вероисповедания предполагает свободу использования евреями их религиозной литературы. В 1520 году римский папа дозволил издать Талмуд в Венеции для нужд еврейского населения. Однако текст Талмуда в течение последующих веков подвергается жестокой цензуре, как внешней, так и со стороны евреев, опасающихся навлечь на себя ненависть. Слова «[[гой]]» и ''мин'' (отступник) были заменены на слова ''цдуки'' (саддукей), ''эпикурос'' или ''кути'' (самаритянин), дабы избежать ассоциации законов и высказываний в отношении иноверцев с христианами. Всё, что касается Иисуса, также было вырезано из средневековых изданий книги. Однако сожжения Талмуда иногда практиковались и в дальнейшем. Последний случай был зафиксирован в Каменец-Подольском (Речь Посполита) в 1757 году<ref>[http://www.eleven.co.il/article/14021#19 Талмуд] Статья из электронной еврейской энциклопедии</ref>.
+
-
 
+
-
В некоторых современных изданиях Талмуда слова обозначающие неевреев, а также тексты об Иисусе, вырезанные средневековыми цензорами, были восстановлены.
+
-
 
+
-
== Разделы и трактаты Талмуда ==
+
-
 
+
-
* [[Зраим]] ({{lang-he|זרעים}}, посевы) — в Вавилонском Талмуде сохранился лишь один трактат, соответствующий этому разделу Мишны, — трактат Брахот («благословения»), который включает в себя галахические дискуссии, касающиеся молитвы [[Шма]], [[Амида (молитва)|Амида]], а также различных благословений и времени молитв. Существует мнение, что в Вавилонии не был создан Талмуд к этому разделу, поскольку тематика этого раздела — обсуждение законов о земледельческих работах и урожае злаковых культур в пределах Эрец-Исраэль — не была там актуальной. А также возможно, что Талмуд к трактатам раздела Зраим существовал, но был утерян.
+
-
 
+
-
* [[Моэд]] ({{lang-he|מועד}}, срок) — посвящён законам [[Шаббат|субботы]] и праздников. В нём формулируются законы, общие для всех праздников и специфические законы для некоторых из них.
+
-
 
+
-
* [[Нашим]] ({{lang-he|נשים}}, женщины) — посвящён законам заключения и расторжения брака, родительским обязанностям, воспитанию детей и обучению их ремёслам. Два трактата этого раздела — Недарим и Назир — не имеют прямого отношения к этой тематике.
+
-
 
+
-
* [[Незикин]] ({{lang-he|נזיקין}}, ущербы) — посвящён обсуждению законов о нанесенном материальном ущербе, системе наказаний и штрафов. Здесь же приводятся основные принципы еврейского права. Трактат Авода Зара обсуждает проблемы идолопоклонства, Пиркей авот — трактат, содержащий главным образом этическое учение законоучителей Талмуда.
+
-
 
+
-
* [[Кодашим]] ({{lang-he|קדשים}}, святыни) — рассматривает законы [[Жертвоприношения в иудаизме|жертвоприношений]] и храмовой службы, законы о пище ([[Кашрут]]) и [[Шхита]] (ритуальный убой).
+
-
 
+
-
* [[Техарот|Теорот]] ({{lang-he|טהרות}}, ритуально-чистые) — целиком посвящён теме ритуальной чистоты и нечистоты. В Вавилонском Талмуде есть только трактат Нидда из этого раздела.
+
-
 
+
-
== Комментаторы Талмуда ==
+
-
Талмудическая учёность до сих пор остаётся живой, а текст Талмуда адаптируется согласно велению времени. Время от времени выпускаются также издания, где приводятся новые редакции из рукописей. Выправкой текста много занимался, например, рабби Элияху из [[Вильнюс|Вильно]] (прозванному за свою ученость [[Виленский Гаон|Виленским Гаоном]], то есть гением). Он же написал из наиболее значительных комментариев к Талмуду в [[XVIII век]]е. Другие известные комментаторы Талмуда: [[Раши]], [[Тосафот]], [[Махарша]], [[Ицхак Альфаси|Ицхак Альфаси (РИФ)]], [[Рабейну Нисим]] (РАН), [[Ашер бен Иехиэль|Рабейну Ашер]] (РОШ), [[Хананель бен Хушиэль|Рабейну Хананель]], [[Яаков бен Ашер]] ([[Арба Турим]]) и многие другие. Новые книги, посвящённые Талмуду, продолжают появляться на множестве языков и по сей день. Некоторые авторы составляют комментарий к Мишне: [[Маймонид|Маймонид (РАМБАМ)]], рабби Овадия Бертиноро, Тосафот Йом Тов, большой популярностью пользуется современный комментарий к Мишне, составленный [[Кехати, Пинхас|Пинхасом Кехати]] ([[:en:Pinchas Kehati|Pinchas Kehati]]).
+
-
 
+
-
== Издания Талмуда ==
+
-
 
+
-
Установился обычай после первого венецианского издания Даниеля Бромберга([[1520]]) печатать все издания Талмуда с сохранением номеров страниц венецианского издания, даже когда текст разбит на страницы иначе (как, например, в венском издании). Поэтому в любом издании Талмуда сохраняется нумерация 2947 листов, или 5894 страницы. Таким образом сохраняется возможность ссылок на определенный отрывок Талмуда. Ссылка состоит из названия трактата, номера листа, и указания его стороны, лицевой или оборотной.
+
-
 
+
-
Первое издание Талмуда на территории Российской империи было предпринято братьями Шапиро в городе [[Славута]]. Большая работа по редакции Талмуда проделана перед выпуском знаменитого Виленского издания Талмуда ([[1880]]), она была осуществлена коллективом раввинов литовских йешив и издательством «Вдова и сыновья Ромм». Это издание положено в основу почти всех последующих. Единственным текстом кириллицей в этом издании является строчка «Дозволено цензурой».
+
-
 
+
-
== Переводы Талмуда ==
+
-
Раввин [[Адин Штейнзальц]] выполнил полный перевод Талмуда на современный [[иврит]] вместе с огласовкой и комментарием исходного текста. Иллюстрированный Талмуд издания Штейнзальца пользуется большой популярностью. Под его эгидой был выполнен перевод нескольких трактатов на русский.
+
-
 
+
-
До революции был сделан частичный перевод Талмуда Нохумом Переферковичем. В 2006—2009 годах перевод Переферковича был переиздан<ref>[http://targumpublishing.blogspot.com/2008/04/7.html Частичный перевод Талмуда Переферковичем.] Переиздание.</ref>.
+
-
 
+
-
В настоящее время ведётся работа по полному комментированному переводу Талмуда на английский: {{lang-en|[http://www.judaicaplace.com/_judaica_Artscroll_gemara.htm Artscroll Talmud Gemara. Schottenstein Edition]}}.
+
-
 
+
-
== Диалектика талмуда ==
+
-
 
+
-
В Талмуде принято открывать рассуждение мудрецов, касающееся определенной темы (сугии) цитатой из Мишны или брайты. Высказывания из них образуют стержень преемственности и авторитетности. Мудрецы Талмуда в своем большинстве не считают себя вправе спорить с ними, только истолковывать. После введения в виде цитаты чаще всего задается несколько вопросов: откуда взято суждение, приведенное в вводной цитате, не противоречит ли оно суждению, содержащемуся в другом источнике, не содержит ли оно внутреннего противоречия, можно ли выучить из него дополнительные вещи и другие подобные вопросы.
+
-
 
+
-
Иногда Талмуд приходит к заключению, что мишну необходимо понимать иначе, чем по простому смыслу,реконструирует изначальный вариант мишны, дополняя или сокращая ее текст. Дискуссия и приведение тех или иных высказываний мудрецов (меймрот) или галахических высказываний (шмуот) намечают направления возможных галахических решений поставленной этической, правовой, общефилософской и пр. проблемы, уточняют контуры проблемы и ее объем.
+
-
+
-
Талмудическое рассуждение развивается диалектически и ассоциативно, когда на каждый из вопросов дается ответ, в свою очередь вызывающий вопрос. Иногда имена задающих вопросы указываются, иногда нет. Рассуждение в Талмуде не всегда находит разрешение в [[галахическом постановлении]], что вызывает споры в последующих поколениях ученых Торы. Решения  даются не на все поставленные проблемы, нерешенные проблемы остаются в статусе «кашья»- затруднение или «тиювта»-возражение.
+
-
 
+
-
Талмуд широко пользуется прояснениями галахот по методам «толкований» [[старца Гилеля ]]и [[раби Ишмаэля]], так называемые «принципы толкования Торы». В традиции считается, что они были переданы Моше на Синае.
+
-
 
+
-
 
+
-
== [[Агада]] в талмуде ==
+
-
 
+
-
В талмуде содержится много агадического материала. Часть аггадических отрывков получила широкую известность и стала неотъемлимой частью литературного наследия Израиля. Некоторые из них загадочны и удивительны, как, например, аггадот [[Равы бар бар Ханы ]]в трактате Бава Батра, комментаторы истолковывают их в русле тайного учения. Агадот содержат много исторического материала, хотя его достоверность часто вызывает сомнения. Отрывки из агады, в которых упоминается Иисус, были удалены из изданий талмуда христианскими цензорами и вернулись в него только в новейших изданиях.
+
-
 
+
-
Мнения комментаторов расходятся в том, какой степенью авторитетности обладает агада. Многие из [[ришоним]], как например [[раби Шмуэль а Нагид]], [[раби Ицхак Абаранель ]]и другие (предположительно также и [[Рамбан]]) считают, что у них нет той авторитетности, какая присуща галахическим частям Талмуда. Но во всяком случае, все согласны в том, что, в принципе, из аггады нельзя учить галаху.
+
-
 
+
-
Иногда  агада иллюстрирует или выделяет какой либо галахический принцип. Яркий пример этому - сугия «[[печь Ахная]]». [[Рамбам]] в своем предисловии к [[Перек Хелек]] приводит несколько подходов к агаде. Он отвергает ошибочные подходы понимания агады буквально, об агаде нельзя сказать ложь она или правда. Рамбам придерживается подхода, утверждающего, что ее следует понимать аллегорически.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Цензура и антисемитские обвинения ==
+
-
 
+
-
 
+
-
Часть сугиет были уделены из Гемары из-за опасений преследований со стороны христиан, однако найденные рукописи и старые версии печатных изданий талмуда, как например венецианского издания, были собраны в отдельные сборники и в наши дни печатаются в ряде изданий талмуда. Большая часть купюр и искажений касается основателя христианства, Иисуса. Например, например из подвергнувшегося цензуре трактата Санhедрин были изъяты упоминания о Иисусе (Ешу) и его учителе Иегошуа бен Перахьи, описание того как Иисуса приговаривают к побиванию камнями «за колдовство и подстрекание к отступничеству» (43:А) и др подобные отрывки.
+
-
 
+
-
С момента завершения редактирования талмуда против него восставали многочисленные ненавистики Израиля. Они вырывают некоторые высказывания талмуда из их контекста и выставляют их как высказывания выражающие ненависть к нееврею (гою), или подстрекающие к тому, чтобы грабить его или не спасать его жизнь.
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
== Изучение талмуда ==
+
-
 
+
-
Важность  изучениея Торы в общем и Талмуда в частности  - центральный мотив в иудаизме. Известны многочисленные высказывания мудрецов Израиля в каждом поколении и поколении о важности изучения Торы и об обязанности каждого еврея заниматься ею.
+
-
 
+
-
С момента его завершения  талмуд составлял главный предмет изучения в большинстве ешив. Талмуд представляет собой плодородную почву для развития как теоретических возможностей [[галахи]], таких как [[пилпул]] (метод доказательства в талмуде), так и [[псика]] – конкретного вынесения галахических решений.
+
-
 
+
-
Сегодня как и в прежние времена талмуд представляет собой главный предмет учебы в большинстве религиозных учебных заведений, в мире ешив. Однако в колелях часто больше сосредоточены на изучении собственно галахических сочинений.
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* Ковельман А. [http://ec-dejavu.net/t-2/Talmud.html Этика и поэтика Талмуда] // Ковельман А. Б. Эллинизм и еврейская культура. — М., 2007, с. 115—122
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://he.wikisource.org/wiki/%D7%AA%D7%9C%D7%9E%D7%95%D7%93_%D7%91%D7%91%D7%9C%D7%99 Полный Вавилонский Талмуд в Викитексте в текстовом режиме с Раши и Тосафот]
+
-
* [http://www.e-daf.com/ Полный Талмуд постранично] в графическом режиме и аудио {{ref-he}} {{ref-en}}
+
-
* [http://kodesh.snunit.k12.il/ Полный текст Талмуда] с поисковой машиной на сайте Снунит {{ref-he}}
+
-
* [http://www.mechon-mamre.org/i/0.htm Полный текст Талмуда] с поисковой машиной на сайте Института Мамре {{ref-he}}
+
-
* {{ЭЕЭ|14021|Талмуд}}
+
-
* [http://www.come-and-hear.com/tcontents.html Вавилонский Талмуд (Сончино)]. Центр Религиозной истины и терпимости. {{ref-en}}
+
-
* [http://www.come-and-hear.com/talmud/rabbis.html Толкования Талмуда]. Центр Религиозной истины и терпимости. {{ref-en}}
+
-
* [http://www.come-and-hear.com/supplement/index.html Толкования Талмуда, дополнения]. Центр Религиозной истины и терпимости. {{ref-en}}
+
-
* [http://lamerkhav.wordpress.com/ПОСИДЕЛКИ-С-ТАЛМУДОМ/ Посиделки с Талмудом] [[Михаэль Дорфман]].
+
-
* [http://khazarzar.skeptik.net/thalmud/_tb_ru/index.htm Талмуд. Комментарии на русском.] Библиотека Руслана Хазарзара
+
-
* [http://www.evrey.com/sitep/talm/index.php3?trkt=zevahim&anchor=81#81 Талмуд. Комментарии на русском.]
+
-
* [http://barnascha.narod.ru/thalmud/_tb/index.htm Вавилонский Талмуд]
+
-
* [http://toldot.ru/tora/talmud/ Талмуд]. Изучение Талмуда по Интернету
+
-
* [http://www.evrey.com/sitep/talm/index.php3?trkt=berakhot&anchor=194.1#194.1 Постраничное изучение Талмуда] с раввином Элиягу Эссасом. Проект рассчитанный на постраничное изучение Талмуда в течение 7 лет (по листу в день).{{ref-ru}}
+
-
* [http://www.daatemet.org.il/issues.cfm?LANG=ru Дневная порция талмудической схоластики] Юмористические пересказы схоластических «дискуссий» мудрецов из текста Талмуда с израильского антирелигиозного сайта «Даат Эмет»{{ref-ru}}.
+
-
* [http://www.evreyatlanta.org/medias.aspx?type=5 Аудиоуроки рава И. Зельмана.]
+
-
 
+
-
 
+
-
{{Мишна}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Священные книги иудаизма]]
+
-
[[Категория:История иудаизма]]
+
-
[[Категория:Устный Закон]]
+
-
[[Категория:Иудейское богословие]]
+
-
[[Категория:Иудаизм]]
+
-
[[Категория:Талмуд| ]]
+
-
 
+
-
[[als:Talmud]]
+
-
[[ar:تلمود]]
+
-
[[arz:تلمود]]
+
-
[[az:Talmud]]
+
-
[[be:Талмуд]]
+
-
[[bg:Талмуд]]
+
-
[[bn:তালমুদ]]
+
-
[[bs:Talmud]]
+
-
[[ca:Talmud]]
+
-
[[cs:Talmud]]
+
-
[[da:Talmud]]
+
-
[[de:Talmud]]
+
-
[[el:Ταλμούδ]]
+
-
[[en:Talmud]]
+
-
[[eo:Talmudo]]
+
-
[[es:Talmud]]
+
-
[[et:Talmud]]
+
-
[[fa:تلمود]]
+
-
[[fi:Talmud]]
+
-
[[fr:Talmud]]
+
-
[[ga:An Talmúd]]
+
-
[[he:תלמוד]]
+
-
[[hr:Talmud]]
+
-
[[hu:Talmud]]
+
-
[[ia:Talmud]]
+
-
[[id:Talmud]]
+
-
[[is:Talmúd]]
+
-
[[it:Talmud]]
+
-
[[ja:タルムード]]
+
-
[[ka:თალმუდი]]
+
-
[[ko:탈무드]]
+
-
[[lt:Talmudas]]
+
-
[[lv:Talmuds]]
+
-
[[ms:Talmud]]
+
-
[[nl:Talmoed]]
+
-
[[nn:Talmúd]]
+
-
[[no:Talmud]]
+
-
[[oc:Talmud]]
+
-
[[pl:Talmud]]
+
-
[[pms:Talmud]]
+
-
[[pt:Talmude]]
+
-
[[ro:Talmud]]
+
-
[[scn:Talmud]]
+
-
[[sh:Talmud]]
+
-
[[simple:Talmud]]
+
-
[[sk:Talmud]]
+
-
[[sl:Talmud]]
+
-
[[sq:Talmud]]
+
-
[[sr:Талмуд]]
+
-
[[sv:Talmud]]
+
-
[[sw:Talmud]]
+
-
[[tl:Talmud]]
+
-
[[tr:Talmud]]
+
-
[[uk:Талмуд]]
+
-
[[yi:תלמוד בבלי]]
+
-
[[zh:塔木德]]
+
-
[[zh-yue:塔木德]]
+

Текущая версия на 01:05, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Талмуд
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация