Таннаи (Мудрецы Мишны)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 15:56, 1 ноября 2010; Kofman (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск

Название мудрецов периода, начинающегося со времени Гиллеля и до написания Мишны (прибл. 200 год н.э.), длительностью почти 250 лет.

Содержание

Исторический период

Период таннаев начинается с воцарения Ирода и с падения дома Хасмонеев, продолжается во время римского правления. В это время происходит Великое восстание, в ходе которого разрушен Храм , восстание Бар Кохбы, заканчивающееся падением Бейтара. Период продолжается до записи Мишны в дни Раби Иеhуды hа Наси, приблизительно в 200 году.

Происхождение названия «тана»

Правильным было бы назвать этот период периодом мудрецов Мишны, поскольку почти все мудрецы, которые упоминаются в Мишне жили в этот период. Речь идет о мудрецах, наиболее часто упоминаемых в Мишне. Слово «тана» изначально означает «запоминальщик», «тот кто запоминает». Так назывались люди (в период после написания Мишны), обладавшие огромной памятью, помнившие наизусть тысячи традиций, передававшие слова мудрецов предшествовавших эпох. Таких людей в вавилонских ешивах называли «тана». Поскольку тана цитировал слова мудрецов упоминаемых в Мишне, постепенно название тана перешло на самих мудрецов Мишны, слова которых они передавали.


Жизнь и деятельность таннаев

Принято делить период таннаев на пять поколений. К ним прибавляется еще поколение полутаннаев, которые жили сразу же после завершения редактирования Мишны. Известно приблизительно 120 таннаев. Жизнь и деятельность таннаев происходит в Эрец Исраэль в различных местах. После разрушения Иерусалима центром изучения Торы под руководством рабби Йоханана бен Заккая становится Явне. Позднее его ученики создают центры изучения Торы в Лоде и в Бней Браке. На протяжении долгого времени Санhедрин "кочует", ученики раби Акивы пытаются создать центр в Уше, потом в городах Шфарам, бейт Шеарим и Циппори. В 3 веке Санhедрин обосновывается в Тверье.

Большая часть таннаев преподавала и занималась выведением судебных постановлений безвозмездно. Зарабатывали на жизнь различными ремеслами (например, раби Йоханан был сапожником). Некоторые из таннаев были руководителями народа, представляли еврейский народ перед римскими властями в Эрец Исраэль.

Принципы истолкования Торы

Таннаи представлены традицией как продолжатели фарисеев. Таннаи разрабатывают галаху, истолковывая Устную Тору. В основании их толкований лежит способ «мидраш», с которого начинается развитие института «бейт мидраша». Этот способ толкования Торы не был принят саддукеями, однако после разрушения Храма, когда таннаим становятся духовными и политическими руководителями еврейского народа, он становится преобладающим.

Период до разрушения Храма

Бейт Шаммай и бейт Гиллель

До дней Гиллеля и Шаммая разногласия были незначительны, но начиная со дней Гиллеля и Шаммая в течении двух поколений сформировалось две школы, отражавшие два различных видения еврейского закона, их мнения разделяются по всем принципиальным вопросам: бейт Шаммай и бейт Гиллель.


Период после разрушения Храма и поражения Великого восстания

Академия в Явне

Раби Йоханан бен Заккай и его ученики: раби Иеhошуа и раби Элиэзер бен Горкенос

Ученики раби Йоханана бен Заккая ученика старца Гиллеля также занимали противоположенные позиции по многим вопросам, что отразилось, в частности, в принципиальных спорах между раби Иеhошуа (последователя бейт Гиллеля) и раби Элиэзера (последователя бейт Шаммай). Например, спор о печи Ахная, в котором выясняется природа Устной Торы. Несмотря на то, что раби Элиэзер приводит доказательства своей правоты «с небес», мудрецы постановляют против него, произнося известное выражение «не на небесах она (Тора)».

Еще одним учеником раби Йоханана бен Заккая был раби Элиэзер бен Арах, учение которого не сохранилось, поскольку он отдалился от остальных мудрецов.

После ухода раби Йоханана бен Заккая в Бирор Хаиль (об этом сообщается в масехет Санhедрин 32:2), он передал пост наси раби Гамлиэлю.

Раби Акива, раби Тарфон и раби Ишмаэль

Развитие учения «торат ha меркава» - «учения о колеснице»

В окружении раби Акивы и раби Ишмаэля развивается так называемое «учение о колеснице», «торат hа меркава», «торат hа сод» таннаев - далекое продолжение пророчества Иехезкеля и всей школы пророчества. Возникает особая литература.

Раби Акива. Совмещение учения раби Иеhошуа и раби Элиэзера

Раби Акива учился у обоих учеников раби Йоханана бен Заккая раби Иеhошуа и раби Элиэзера. Он сумел совместить их учения в своем и таким образом сформировал основу для Мишны, так что Гмара сообщает нам (Санhедрин 86:2), что все мишнаёт, которые приводятся анонимно в Мишне, в Тосефте и пр. происходят из учения рабби Акивы.

Рабби Акива и Рабби Ишмаэль, разные способы истолкования Торы

Рабби Ишмаэль во многом не согласен с раби Акивой. Главная тема их разногласий - способы истолкования Торы. По раби Акиве следует истолковывать каждое слово (и даже букву) в Торе, он больше склонен к пилпулю, тогда как раби Ишмаэля отличает рационалистический подход, он считает, что Тора говорит человеческим языком, а не намеками и сокращениями.

Ученики раби Акивы. Начало собирания сборников сидрей Мишна

В поколении следующем за раби Акивой, происходит собирание традиций Мишны. Устная Тора еще не записана, но в этот период она начинает получать более менее окончательное оформление. Во всяком бейт мидраше были так называемые «сборники» галахот, которые передавались изустно, (известны мишна Абы Шауля, мишна раби Йоси, мишна раби Акивы, мишна Раби Ишмаэля, были сотни подобных сборников - сидрей Мишна, например, относящихся даже к старцу Гилелю) в которых все галахот сформулированы в очень сжатой форме, чтобы было удобно запоминать. Необходимо было проделать работу по их собиранию и редактированию и мудрецы Санhедрина решают ее проделать. Так создается первый седер Мишны и основание для галаических мидрашей.

Конец второго периода таннаев. Поражение восстания Бар Кохбы. Раби Акива провозглашает Бар Кохбу машиахом

Ученики раби Акивы после поражения восстания Бар Кохбы

Ученики раби Акивы: раби Меир раби Иегуда бар Илай раби Йоси раби Шимон бар Йохай – составляют 80 процентов имен мудрецов упоминаемых в Мишне.

Продолжение старых споров

Эти мудрецы представляют различные традиции передоваваемые из поколения в поколение,и поскольку эти мудрецы непосредственно близки по времени к написанию мишны – в ней приводятся их мнения.

После поражения восстания Бар Кохбы ученики раби Акивы заняты собиранием материала Устной Торы для будущего редактирования одной Мишны, которая, в конечном итоге, соберет в сжатом виде всю традицию Устной Торы. Через два поколения после них сын рабана Шимона бен Гамлиэля, раби Иегуда hа Наси перед угрозой рассеивания и распада народа приходит к решению записать Устную Тору.

Династии наси

Гилель hа Закен (старец Гилель)

Шимон сын Гилеля

его сын, рабан Гамлиэль hа Закен

его сын рабан Шимон бен Гамлиэль ha Закен

рабан Йоханан бен Заккай (из младших учеников Гилеля)

рабан Гамлиэль из Явны (сын раби Шимон бен Гамлиэля первого)

раби Элиэзер бен Азарья, исполнял обязанности наси в короткий период, когда рабан Гамлиэль был отстранен от должности

рабан Шимон бен Гамлиэль, второй сын рабана Гамлиэля из Явны

раби Иеhуда hа Наси (Раби)

Выдающиеся таннаи

до разрушения Храма

Рабби Гиллель hа закен пришел из Вавилонии и был назначен главой Cанhедрина (наси)

старец Шаммай

Акавья бен Меhалалэль

Шимон бен Гилель

Йонатан бен Узиэль

Рабан Гамлиэль hа закен

Поколение разрушения Храма, "первые таннаи"

Рабан Шимон бен Гамлиэль hа Закен

Рабан Гамлиэль II

Период между разрушением Храма и восстанем Бар Кохбы

Раби Йеhгошуа бен Хананья

раби Элиэзер бен Гурканос

рабан Гамлиэль из Явне

раби Элазар бен Арах

Поколение восстания Бар Кохбы

раби Акива

раби Тарфон

раби Ишмаэль

раби Элазар бен Азарья

раби Йоси hа Глили

После поражения восстания Бар Кохбы

раби Меир

раби Йоси

раби Шимон бар Йохай

раби Иегуда бар Илай

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация