Тейтельбаум, Йоэль (Сатмарский ребе)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
HAL9000 (Обсуждение | вклад)
м (Предупреждение: иллюстрации могут быть удалены!; косметические изменения)
Ast-al (Обсуждение | вклад)
м (1 версия)
Строка 1: Строка 1:
-
{{чистить}}
+
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
-
[[Файл:151px-Satmar Rebbe Yoel.bmp.png|thumb|140px|Сатмарский Ребе]]
+
| АВТОР1  =
-
Рабби '''Йоэль Тейтельбаум''' ({{lang-yi|יואל טייטלבוים}}, ''Тейтельбойм'') называемый также ''реб Йойлиш'' или просто ''Сатмарский Ребе'' ([[1887]] [[Сигет]], [[Австро-Венгрия]] — [[1979]] [[Нью-Йорк]], [[США]]). Основатель сатмарского хасидизма, один из крупнейших идеологов современного ультра-ортодоксального [[иудаизм]]а. Занимал крайне отрицательную позицию по отношению к светской культуре и государству [[Израиль]]. Прозван «строитель общины» за роль в создании хасидской общины в США.
+
| АВТОР2 =
 +
| АВТОР3 =
 +
| СУПЕРВАЙЗЕР =
 +
| ПРОЕКТ =
 +
| ПОДТЕМА =
 +
| КАЧЕСТВО  =
 +
| УРОВЕНЬ  =
 +
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
 +
| ВИКИПЕДИЯ =
 +
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
 +
}}
 +
[[Изображение:151px-Satmar Rebbe Yoel.bmp.png|thumb|140px|Йоэль Тейтельбаум]]
 +
'''Йоэль Тейтельбаум''' (Тейтельбойм) называемый также ''реб Йойлиш'' или просто ''Сатмарский Ребе'' ([[1887]] [[Сигет]], [[Австро-Венгрия]] [[1979]] [[Нью-Йорк]], [[США]]). Основатель сатмарского хасидизма, один из крупнейших идеологов современного ультра-ортодоксального [[иудаизм]]а. Занимал крайне отрицательную позицию по отношению к светской культуре и государству [[Израиль]]. Прозван «строитель общины» за роль в создании хасидской общины в США.
== Биография ==
== Биография ==
-
Р. Йоэль родился в семье [[сигет]]ских [[цаддик]]ов, ведущих свою родословную от р. Мойше Тейтельбойма, изначально обосновавшегося в г. Уйхель или [[Шаторальяуйхели]] (Sátoraljaújhely) в Венгрии. Его отец был р. Хананья Йом-Тов, ребе из Сигета. Р. Йоэль был младшим сыном и поэтому после смерти отца не занял его место. В 23 года получил звание раввина от 8 представителей раввинского суда. В [[1911]] г. занял должность раввина [[Оршива|Оршивы]] в [[Закарпатье]]. В [[1916]] избран раввином г. Сатмар ([[Сату-Маре]]) в [[Трансильвания|Трансильвании]], современная [[Румыния]]. Р Йоэль довольно быстро получил широкую известность в Сатмаре и во всей Трансильвании. Многие ездили к нему с вопросами по [[галаха|галахе]], его аскаму (в данном случае раввинская рекомендация {{lang-he|}}) пытались получить почти все авторы новых книг по галахе и другими темам по [[иудаизм]]у, только после проверки р. Йоэля общины соглашились утвердить нового раввина. В этот период начинается также широкая полемика Р.Йоэля против [[сионизм]]а, в котором он видел серьёзнейшее нарушение Торы. Хотя р. Йоэль и видел в сионизме опасность еврейскому существованию, тем не менее его взгляды не были такими крайними как у ребе из Мункача ([[Мукачево]]). Известно о широкой полемики между этими двумя крупнейшими хасидскими раввинами того периода.
+
Р. Йоэль родился в семье [[сигет]]ских [[цаддик]]ов, ведущих свою родословную от р. Мойше Тейтельбойма, изначально обосновавшегося в г. Уйхель или [[Шаторальяуйхели]] (Sátoraljaújhely) в Венгрии. Его отец был р. Хананья Йом-Тов, ребе из Сигета. Р. Йоэль был младшим сыном и поэтому после смерти отца не занял его место. В 23 года получил звание раввина от 8 представителей раввинского суда. В [[1911]] г. занял должность раввина [[Оршива|Оршивы]] в [[Закарпатье]]. В [[1916]] избран раввином г. Сатмар ([[Сату-Маре]]) в [[Трансильвания|Трансильвании]], современная [[Румыния]]. Р Йоэль довольно быстро получил широкую известность в Сатмаре и во всей Трансильвании. Многие ездили к нему с вопросами по [[галаха|галахе]], его аскаму (в данном случае раввинская рекомендация {{lang-he|}}) пытались получить почти все авторы новых книг по галахе и другими темам по [[иудаизм]]у, только после проверки р. Йоэля общины соглашились утвердить нового раввина. В этот период начинается также широкая полемика Р.Йоэля против [[сионизм]]а, в котором он видел серьёзнейшее нарушение Торы. Хотя р. Йоэль и видел в сионизме опасность еврейскому существованию, тем не менее его взгляды не были такими крайними как у ребе из Мункача ([[Мукачево]]). Известно о широкой полемики между этими двумя крупнейшими хасидскими раввинами того периода.
-
Р. Йоэль не призывал своих последователей покинуть Европу до войны и многие из его общины погибли в [[Освенцим (концентрационный лагерь)|Освенциме]]. В начале войны эвакуировался в Клаузенбург ([[Клуж]]), но там его настигли [[гестапо]]вцы и заключили в [[гетто]]. В [[1944]] г. р. Йоэль вместе с группой своих хасидов смог выбраться на поезде [[Кастнер, Рудольф|Кастнера]] в [[Швейцария|Швейцарию]]. В [[1945]] репатриировался в Палестину, где был признан лидером [[Эда Харедит]] (ультра-ортодоксальная, анти-сионистская община). Р.Йоэлю трудно было найти себя в ишуве (название еврейской общины в Палестине до 1948 г.) с его антисионистсими взглядами и он предпочел воссоздать свою общину в США в Нью-Йорке, в районах [[Квинс]] — [[Вильямсбург]], где поселилось много беженцев из Трансильвании из разных направлений хасидизма, которые постоянно призывали р. Йоэля возглавить их.
+
Р.Йоэль не призывал своих последователей покинуть Европу до войны и многие из его общины погибли в [[Освенцим (концентрационный лагерь)|Освенциме]]. В начале войны эвакуировался в Клаузенбург ([[Клуж]]), но там его настигли [[гестапо]]вцы и заключили в [[гетто]]. В [[1944]] г. р. Йоэль вместе с группой своих хасидов смог выбраться на поезде [[Кастнер, Рудольф|Кастнер]]а в [[Швейцария|Швейцарию]]. В [[1945]] репатриировался в Палестину, где был признан лидером [[Эда Харедит]] (ультра-ортодоксальная, анти-сионистская община). Р.Йоэлю трудно было найти себя в ишуве (название еврейской общины в Палестине до 1948 г.) с его антисионистсими взглядами и он предпочел воссоздать свою общину в США в Нью-Йорке, в районах [[Квинс]] [[Вильямсбург]], где поселилось много беженцев из Трансильвании из разных направлений хасидизма, которые постоянно призывали р. Йоэля возглавить их.
-
Благодаря стараниям р. Йоэля быстро была создана новая община со своими учебными учреждениями. Община получила название сатмарского хасидизма и вскором времени стала крупнейшей хасидской общиной в мире. Через несколько лет район [[Вильямсбург]] оказался слишком тесным, чтобы вместить всех хасидов и р. Йоэль создал новую общину близ г. Монро в штате Нью-Йорк, округе Оранж-каунти, названной [[Кирьяс-Йоэль]]. Сегодня население общины города составляет свыше 10 тысяч жителей.
+
Благодаря стараниям р. Йоэля быстро была создана новая община со своими учебными учреждениями. Община получила название сатмарского хасидизма и в скором времени стала крупнейшей хасидской общиной в мире. Через несколько лет район [[Вильямсбург]] оказался слишком тесным, чтобы вместить всех хасидов и р. Йоэль создал новую общину близ г. Монро в штате Нью-Йорк, округе Оранж-каунти, названной [[Кирьяс-Йоэль]]. Сегодня население общины города составляет свыше 10 тысяч жителей.
Р.Йоэль скончался в 1979 в Нью-Йорке. Его выдающуюся роль в современной еврейской истории отметили известные раввины, включая главу иешивы Понивеж, рава
Р.Йоэль скончался в 1979 в Нью-Йорке. Его выдающуюся роль в современной еврейской истории отметили известные раввины, включая главу иешивы Понивеж, рава
-
[[Элиэзер Менахем Шах|Элиэзера Шаха]].
+
[[Шах, Элиэзер Менахем|Элиэзера Шаха]].
После его смерти его место занял его племянник р. Мойше Тейтельбойм.
После его смерти его место занял его племянник р. Мойше Тейтельбойм.
-
{{История иудаизма|имя=рабби Йоэля Тейтельбойма|1887|89}}
 
-
 
-
== Взгляды<ref>{{lang-he|[http://mysatmar.com/docs/shite_hakdoshe/vayoel_moshe.pdf Рав Йоэль Тейтельбаум, «ВаЙоэль Моше»]}}</ref> ==
 
 +
== Взгляды ==
=== Сионизм ===
=== Сионизм ===
-
Попытка создать еврейское государства до прихода Машиаха (мессии) является серьёзным нарушением Торы. На основе трактата Кетубот 110A-111B в Вавилонском Талмуде: Б-г заклял тремя клятвами еврейский народ и остальные народы. Первая: не пытаться подняться на стену силой (то есть не создавать своего государства перед приходом машиаха). Вторая: не восставать против народов. Третья: народами мира не будут порабощать евреев слишком сильно.
+
Попытка создать еврейское государства до прихода Машиаха (мессии) является серьёзным нарушением Торы. На основе трактата Кетубот 110A-111B в Вавилонском Талмуде: Бог заклял тремя клятвами еврейский народ и остальные народы. Первая: не пытаться подняться на стену силой (то есть не создавать своего государства перед приходом Машиаха). Вторая: не восставать против народов. Третья: народами мира не будут порабощать евреев слишком сильно.
-
Стало быть, евреи не могут силой пытаться вернуться себе Эрец Исраэль, а только с согласия народов мира, евреи не могут восставать против существующей нееврейской власти. Следовательно те пути которыми было создано государство Израиль не соответствуют договоренности и являются запрещенными, а государство Израиль незаконным.
+
Стало быть, евреи не могут силой пытаться вернуться себе Эрец Исраэль, а только с согласия народов мира, евреи не могут восставать против существующей нееврейской власти. Следовательно те пути которыми было создано государство Израиль не соответствуют договоренности и являются запрещенными, а государство Израиль - незаконным.
=== Возрождение иврита ===
=== Возрождение иврита ===
-
Рав Йоэль считал, что [[иврит]] — святой язык, которым евреи никогда не пользовались в своем обиходе, и таким он должен оставаться. Как язык повседневного общения надлежит использовать [[идиш]]. Сатмарские хасиды следуют взглядам своего учителя очень жёстко, и во всех их общинах господствует [[идиш]]. Другие раввины поддержали взгляды р.&nbsp;Йоэля, но на практике смирились с израильской действительностью.
+
Рав Йоэль считал, что [[иврит]] святой язык, которым евреи никогда не пользовались в своем обиходе, и таким он должен оставаться. Как язык повседневного общения надлежит использовать [[идиш]]. Сатмарские хасиды следуют взглядам своего учителя очень жёстко, и во всех их общинах господствует [[идиш]]. Другие раввины поддержали взгляды р.&nbsp;Йоэля, но на практике смирились с израильской действительностью.
=== Место еврейской общины в современном мире ===
=== Место еврейской общины в современном мире ===
Большинство евреев уже не живут в местечках, где основная масса евреи, а неевреи живут обособленно и с евреями мало контактируют. Современные евреи живут массами в больших городах и намного чаще соприкасаются с неевреями и сильнее подвержены влиянию современного мира. Если не создать условий самоизоляции, евреи потеряет свой духовный облик, свою культуру и свою самобытность. Самоизоляция следовательно должна быть наиболее жёсткой.
Большинство евреев уже не живут в местечках, где основная масса евреи, а неевреи живут обособленно и с евреями мало контактируют. Современные евреи живут массами в больших городах и намного чаще соприкасаются с неевреями и сильнее подвержены влиянию современного мира. Если не создать условий самоизоляции, евреи потеряет свой духовный облик, свою культуру и свою самобытность. Самоизоляция следовательно должна быть наиболее жёсткой.
-
В соответствии с данными принципами р. Йоэлем созданы общины в Нью-Йорке, Лондоне, Антверпене и в других местах. По мнению остальных жителей этих мегаполисов, возникает ощущение, что дух восточноевропейских «штетл» перенёсся туда во всем своем величии.
+
В соответствии с данными принципами р. Йоэлем созданы общины в Нью-Йорке, Лондоне, Антверпене и в других местах. По мнению остальных жителей этих мегаполисов, возникает ощущение, что дух восточноевропейских "штетл" перенёсся туда во всем своем величии.
=== [[Галаха]] ===
=== [[Галаха]] ===
-
Придерживаться принципа «Хадаш асур мин атора» — новшества запрещены Торой, следовательно следует сохранить все старые обычаи и устои как они есть.
+
Придерживаться принципа «Хадаш асур мин атора» - новшества запрещены Торой, следовательно следует сохранить все старые обычаи и устои как они есть.
== Общественное влияние ==
== Общественное влияние ==
-
 
== Отношения с другими еврейскими лидерами ==
== Отношения с другими еврейскими лидерами ==
-
Несмотря на разницу во взглядах между р. Йоэлем и другими хасидским лидерами были в основном хорошие отношения, в том числе с [[Менахем Мендель Шнеерсон|любавическим ребе]]. Однако после его смерти, последователи р. Йоэля часто вступали в перепалки и даже зверские драки{{Нет АИ|18|05|2009}} с его хасидами. Хасидский мир разделился на 2 лагеря — сторонников р. Йоэля и его идей, и его противников, хотя многие остались и посередине. Известно о дружеском отношении между р. Йоэлем и [[Хазон Иш]]ем, а также раввином из [[Брест (Белоруссия)|Бреста]] р. [[Ицхак Зеэв Соловейчик|Ицхак Зеэвом Соловейчиком]]. Высоко отзывался о р. Йоэле и р. Ицхак Гутнер — крупнейший лидер еврейства США. К представителям ортодоксального модернизма р. Йоэль относился крайне негативно, иногда даже игнорируя их раввинские знания и уважение в общине.
+
Несмотря на разницу во взглядах между р. Йоэлем и другими хасидским лидерами были в основном хорошие отношения, в том числе с [[Шнеерсон, Менахем Мендель|любавическим ребе]]. Однако последователи р. Йоэля часто вступали в перепалки и зверские драки
 +
{{Нет АИ|18|05|2009}} и он их не осуждал. Хасидский мир разделился на 2 лагеря — сторонников р. Йоэля и его идей, и его противников, хотя многие остались и посередине. Известно о дружеском отношении между р. Йоэлем и [[Хазон Иш]]ем, а также раввином из [[Брест (Белоруссия)|Брест]]а р. [[Ицхак Зеэв Соловейчик|Ицхак Зеэвом Соловейчиком]]. Высоко отзывался о р. Йоэле и р. Ицхак Гутнер — крупнейший лидер еврейства США. К представителям ортодоксального модернизма р. Йоэль относился крайне негативно, иногда даже игнорируя их раввинские знания и уважение в общине.
== Книги ==
== Книги ==
* Вайоэль Мойше
* Вайоэль Мойше
* Диврей Йоэль
* Диврей Йоэль
-
 
== Книги о нем ==
== Книги о нем ==
-
* '''Ребе из Сатмара''' (на иврите) — Авраам Фукс — 1980, Иерусалим
+
* '''Ребе из Сатмара''' (на иврите) - Авраам Фукс - 1980, Иерусалим
== Ссылки ==
== Ссылки ==
-
* Статья [http://www.eleven.co.il/article/14064#7 «Тейтельбаум, семья»], [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
* Статья [http://www.eleven.co.il/article/14064#7 «Тейтельбаум, семья»], [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания}}
+
-
[[Категория:Википедия:Статьи с иллюстрациями без ОДИ]]
+
[[Категория:Еврейские философы]]
-
[[Категория:Еврейские богословы]]
+
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Деятели иудаизма]]
[[Категория:Деятели иудаизма]]
Строка 60: Строка 65:
[[Категория:Раввины Венгрии]]
[[Категория:Раввины Венгрии]]
[[Категория:Раввины Румынии]]
[[Категория:Раввины Румынии]]
-
[[Категория:Родившиеся в 1887 году]]
+
-
[[Категория:Умершие в 1979 году]]
+
-
[[Категория:Персоналии:Антисионизм]]
+
[[Категория:Антисионизм]]
[[Категория:Раввины Австро-Венгрии]]
[[Категория:Раввины Австро-Венгрии]]
[[en:Joel Teitelbaum]]
[[en:Joel Teitelbaum]]
-
[[fr:Joël Teitelbaum]]
 
[[he:יואל טייטלבוים]]
[[he:יואל טייטלבוים]]
[[hu:Joel Teitelbaum]]
[[hu:Joel Teitelbaum]]
[[nl:Joel Teitelbaum]]
[[nl:Joel Teitelbaum]]
-
[[yi:יואל טייטלבוים]]
+
[[yi:יואל טייטלבוים]]{{WikiCopyRight}}

Версия 10:26, 22 октября 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Файл:151px-Satmar Rebbe Yoel.bmp.png
Йоэль Тейтельбаум

Йоэль Тейтельбаум (Тейтельбойм) называемый также реб Йойлиш или просто Сатмарский Ребе (1887 Сигет, Австро-Венгрия — 1979 Нью-Йорк, США). Основатель сатмарского хасидизма, один из крупнейших идеологов современного ультра-ортодоксального иудаизма. Занимал крайне отрицательную позицию по отношению к светской культуре и государству Израиль. Прозван «строитель общины» за роль в создании хасидской общины в США.

Содержание

Биография

Р. Йоэль родился в семье сигетских цаддиков, ведущих свою родословную от р. Мойше Тейтельбойма, изначально обосновавшегося в г. Уйхель или Шаторальяуйхели (Sátoraljaújhely) в Венгрии. Его отец был р. Хананья Йом-Тов, ребе из Сигета. Р. Йоэль был младшим сыном и поэтому после смерти отца не занял его место. В 23 года получил звание раввина от 8 представителей раввинского суда. В 1911 г. занял должность раввина Оршивы в Закарпатье. В 1916 избран раввином г. Сатмар (Сату-Маре) в Трансильвании, современная Румыния. Р Йоэль довольно быстро получил широкую известность в Сатмаре и во всей Трансильвании. Многие ездили к нему с вопросами по галахе, его аскаму (в данном случае раввинская рекомендация ивр. ‎) пытались получить почти все авторы новых книг по галахе и другими темам по иудаизму, только после проверки р. Йоэля общины соглашились утвердить нового раввина. В этот период начинается также широкая полемика Р.Йоэля против сионизма, в котором он видел серьёзнейшее нарушение Торы. Хотя р. Йоэль и видел в сионизме опасность еврейскому существованию, тем не менее его взгляды не были такими крайними как у ребе из Мункача (Мукачево). Известно о широкой полемики между этими двумя крупнейшими хасидскими раввинами того периода.

Р.Йоэль не призывал своих последователей покинуть Европу до войны и многие из его общины погибли в Освенциме. В начале войны эвакуировался в Клаузенбург (Клуж), но там его настигли гестаповцы и заключили в гетто. В 1944 г. р. Йоэль вместе с группой своих хасидов смог выбраться на поезде Кастнера в Швейцарию. В 1945 репатриировался в Палестину, где был признан лидером Эда Харедит (ультра-ортодоксальная, анти-сионистская община). Р.Йоэлю трудно было найти себя в ишуве (название еврейской общины в Палестине до 1948 г.) с его антисионистсими взглядами и он предпочел воссоздать свою общину в США в Нью-Йорке, в районах Квинс — Вильямсбург, где поселилось много беженцев из Трансильвании из разных направлений хасидизма, которые постоянно призывали р. Йоэля возглавить их.

Благодаря стараниям р. Йоэля быстро была создана новая община со своими учебными учреждениями. Община получила название сатмарского хасидизма и в скором времени стала крупнейшей хасидской общиной в мире. Через несколько лет район Вильямсбург оказался слишком тесным, чтобы вместить всех хасидов и р. Йоэль создал новую общину близ г. Монро в штате Нью-Йорк, округе Оранж-каунти, названной Кирьяс-Йоэль. Сегодня население общины города составляет свыше 10 тысяч жителей.

Р.Йоэль скончался в 1979 в Нью-Йорке. Его выдающуюся роль в современной еврейской истории отметили известные раввины, включая главу иешивы Понивеж, рава Элиэзера Шаха.

После его смерти его место занял его племянник р. Мойше Тейтельбойм.

Взгляды

Сионизм

Попытка создать еврейское государства до прихода Машиаха (мессии) является серьёзным нарушением Торы. На основе трактата Кетубот 110A-111B в Вавилонском Талмуде: Бог заклял тремя клятвами еврейский народ и остальные народы. Первая: не пытаться подняться на стену силой (то есть не создавать своего государства перед приходом Машиаха). Вторая: не восставать против народов. Третья: народами мира не будут порабощать евреев слишком сильно. Стало быть, евреи не могут силой пытаться вернуться себе Эрец Исраэль, а только с согласия народов мира, евреи не могут восставать против существующей нееврейской власти. Следовательно те пути которыми было создано государство Израиль не соответствуют договоренности и являются запрещенными, а государство Израиль - незаконным.

Возрождение иврита

Рав Йоэль считал, что иврит — святой язык, которым евреи никогда не пользовались в своем обиходе, и таким он должен оставаться. Как язык повседневного общения надлежит использовать идиш. Сатмарские хасиды следуют взглядам своего учителя очень жёстко, и во всех их общинах господствует идиш. Другие раввины поддержали взгляды р. Йоэля, но на практике смирились с израильской действительностью.

Место еврейской общины в современном мире

Большинство евреев уже не живут в местечках, где основная масса евреи, а неевреи живут обособленно и с евреями мало контактируют. Современные евреи живут массами в больших городах и намного чаще соприкасаются с неевреями и сильнее подвержены влиянию современного мира. Если не создать условий самоизоляции, евреи потеряет свой духовный облик, свою культуру и свою самобытность. Самоизоляция следовательно должна быть наиболее жёсткой.

В соответствии с данными принципами р. Йоэлем созданы общины в Нью-Йорке, Лондоне, Антверпене и в других местах. По мнению остальных жителей этих мегаполисов, возникает ощущение, что дух восточноевропейских "штетл" перенёсся туда во всем своем величии.

Галаха

Придерживаться принципа «Хадаш асур мин атора» - новшества запрещены Торой, следовательно следует сохранить все старые обычаи и устои как они есть.

Общественное влияние

Отношения с другими еврейскими лидерами

Несмотря на разницу во взглядах между р. Йоэлем и другими хасидским лидерами были в основном хорошие отношения, в том числе с любавическим ребе. Однако последователи р. Йоэля часто вступали в перепалки и зверские драки

и он их не осуждал. Хасидский мир разделился на 2 лагеря — сторонников р. Йоэля и его идей, и его противников, хотя многие остались и посередине. Известно о дружеском отношении между р. Йоэлем и Хазон Ишем, а также раввином из Бреста р. Ицхак Зеэвом Соловейчиком. Высоко отзывался о р. Йоэле и р. Ицхак Гутнер — крупнейший лидер еврейства США. К представителям ортодоксального модернизма р. Йоэль относился крайне негативно, иногда даже игнорируя их раввинские знания и уважение в общине.

Книги

  • Вайоэль Мойше
  • Диврей Йоэль

Книги о нем

  • Ребе из Сатмара (на иврите) - Авраам Фукс - 1980, Иерусалим

Ссылки

nl:Joel TeitelbaumУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках