Тернополь (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 3: Строка 3:
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 1
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}  {{Полуфабрикат}}
+
}}   
-
 
+
{{НП
{{НП
   |статус                  = город
   |статус                  = город
Строка 88: Строка 87:
== История ==
== История ==
-
В [[1540 год]]у польский король [[Сигизмунд I]] выдал грамоту краковскому кастеляну [[Ян Тарновский|Яну Амору Тарновскому]] на учреждение города и владения землёй вокруг него. Строительство крепости на берегу [[Серет (река)|Серета]] в местности Сопильче (Топильче) длилось восемь лет.
+
В [[1540 год]]у польский король [[Сигизмунд I]] выдал грамоту краковскому кастеляну [[Ян Тарновский|Яну Амору Тарновскому]] на учреждение города и владения землёй вокруг него. Строительство крепости на берегу [[Серет (река)|Серета]] в местности Сопильче (Топильче) длилось восемь лет.
Город входил в состав Австро-Венгрии в 1772-1918 годах.
Город входил в состав Австро-Венгрии в 1772-1918 годах.
Строка 97: Строка 96:
Существуют разнообразные версии происхождения названия города. Правдоподобно выглядит версия, что название города происходит от фамилии владельца-основателя Яна Амора Тарновского. До 1944 года город назывался Тарнополь. Существует также версия о том что неподалёку от города росло терновое поле и потому так назвали этот город.
Существуют разнообразные версии происхождения названия города. Правдоподобно выглядит версия, что название города происходит от фамилии владельца-основателя Яна Амора Тарновского. До 1944 года город назывался Тарнополь. Существует также версия о том что неподалёку от города росло терновое поле и потому так назвали этот город.
-
== Еврейское население ==
+
== Еврейское население до начала XIX в.==
-
Евреи поселились в Тернополе со времени основания города и вскоре составляли большинство его населения. В XVI и XVII веках в городе проживало 300 еврейских семей. Еврейской общине была поручена оборона города и выделена команда для оборонных позиций под управлением еврейского "гетмана". Между 1622 и 1628 гг., в Тернополе была построена большая синагога в готическом стиле. Она имела сходство с фортом и возможностью вести огонь с неё во всех направлениях. Тернополь был одним из городов Западной Украины, уничтоженных Богданом Хмельницким во время своего марша от Золочова через Галицию, большинство еврейского населения было перебито. В 1665 году численность еврейской общины Тернополя была невелика, но уже в XVIII в. численность городской еврейской общины превысила все предыдущие показатели. В то время евреи составляли подавляющее большинство населения города.  
+
 
 +
Еврейская община возникла в первые годы существования Тернополя, а в 1550 г. она получила привилегии, по которым евреям дозволялось селиться во всех частях города, кроме рыночной площади. Евреи поселились в Тернополе со времени основания города и вскоре составляли большинство его населения. В 1623 г. Тернополь сильно пострадал от пожара, после которого евреям было разрешено отстроить свои дома и синагогу. В XVI и XVII веках в городе проживало 300 еврейских семей. Между 1622 и 1628 гг., в Тернополе была построена большая синагога в готическом стиле. Она имела сходство с фортом и возможностью вести огонь с неё во всех направлениях. Новая синагога крепостного типа была освящена в 1640-х гг. В 17 в. на еврейское население была возложена обязанность оборонять (под руководством особого «гетмана жидовского») синагогу и часть крепостной стены Тернополя. Тернополь был одним из городов Западной Украины, уничтоженных Богданом Хмельницким во время своего марша от Золочова через Галицию, большинство евреев Тернополя бежало из города; оставшиеся были убиты казаками.
 +
 
 +
В 1665 году численность еврейской общины Тернополя была невелика, но уже в XVIII в. численность городской еврейской общины превысила все предыдущие показатели. В то время евреи составляли подавляющее большинство населения города. Во второй половине 17 в. происходил процесс восстановления общины, и она достигла расцвета в середине 18 в., когда город принадлежал семейству Потоцких. Привилегиями киевского воеводы и гетмана И. Потоцкого в 1740 г. было подтверждено право евреев жить и торговать во всех частях города, производить водку и содержать питейные заведения. Евреям передавалась половина городской скотобойни, а еврейские ремесленники были обязаны записываться в христианские цеха, но были освобождены, при уплате определенной суммы, от участия в религиозных цеховых церемониях. В 1765 г. в Тернополе проживало 1246 евреев. Основу еврейской экономической деятельности составляло ремесло и торговля зерном и скотом. Еврейские купцы были активны на городских ярмарках, которые были центром торговли между германскими княжествами и Подолией. Община Тернополя находилась в юрисдикции органов еврейского самоуправления Червонной Руси (с центром во Львове; см. Ва‘ад четырех земель), и ее представители играли в них видную роль. С 1801 г. ТЕРНОПОЛЬским раввином был раввин Иошуа Хешель бен Ицхак Бабад (1754–1838), его потомки занимали раввинский пост в Тернополе до периода Катастрофы.
 +
 
 +
С переходом Тернополя во владение Австрии экономическое положение еврейской общины ухудшилось из-за резкого повышения налогов и запрета (в 1791 г.) производить и продавать водку. В 1788 г. Н. Х.  Хомберг (1749–1841) основал в городе еврейскую школу с преподаванием на немецком языке, однако она подверглась нападкам ортодоксов и была закрыта в 1806 г. вместе с шестью другими подобными школами в Галиции.
 +
 
 +
== Еврейское население до конца XIX в. ==
 +
 
 +
С начала 19 в., благодаря деятельности И. Перла и Д. (Б.) Гинцбурга (1776–1811), Тернополь стал центром Хаскалы в Галиции. После второго раздела Польши, Тернополь попал под австрийское владычество и Иосиф Перл смог продолжить свои усилия по улучшению условий жизни евреев, которую он начал в рамках Российской империи. В 1813 он на собственные средства создал еврейскую школу - "Бейт хинух" ( "בית חינוך"), где велось изучение иврита и различных наук. Споры между традиционным хасидизмом и модернизированным "маскилим", привели к тому, что через четыре года до победы последнего, учебное заведение получило официальное признание и было помещено под коммунальное управление. Школа сыграла большую роль в распространении идей просвещения в Галиции и в Восточной Европе.
 +
 
 +
Тернополь стал центром притяжения для видных маскилим — в 1820–30-е гг. в городе проживали Н. Крохмаль, М. Сатановер, Ш. Л. Гольдберг (1807–46). Ученики школы Перла Б. Штерн (1798–1853) и З. Димант возглавили еврейские школы в Одессе и в Бродах. В 1812 г. Н. Пинелес создал в Тернополе еврейскую типографию, которая печатала книги просветительского направления. В 1814–16 гг. И. Перл издавал в Тернополе газету на иврите «Цур нееман». В 1832 г. сын И. Перла Михаэль открыл в Тернополе первую в Австрии еврейскую аптеку. При школе Перла была создана синагога «Темпль», со временем приблизившаяся к синагогам реформистского направления (см. Реформизм в иудаизме). Во второй половине 19 в. среди ТЕРНОПОЛЬских маскилим усилилось ассимиляционное течение; некоторые из них приняли участие в польском восстании 1863 г.
 +
 
 +
В городе, была основана еврейская типографию. В 1905 году еврейская община насчитывала 14,000 человек. При тогдашней численности населения города в 30,415 человек, евреи составляли половину численности населения Тернополя. Евреи занимались, главным образом ремесленным производством - ткачеством, обувным производством, гончарным делом, гравировкой и т.д. Также евреи были вовлечены в торговлю с Российской Империей (через пограничный город Подволочиск), с городами Польши и других стран. Кроме того, евреи занимались банковским делом и ростовщичеством. Процент еврейского населения занимавшегося сельским хозяйством также был велик.
 +
 
 +
Активная деятельность маскилим вызвала противодействие ортодоксальных кругов. Львовский раввин Я. М. Орнштейн (1775–1839) в 1816 г. и жидачевский раввин Ц. Х. Эйхенштейн (?–1836) в 1822 г. объявили херем ТЕРНОПОЛЬским маскилим. Назначенный с помощью Перла ТЕРНОПОЛЬским раввином Ш. И. Л. Рапопорт был вынужден покинуть этот пост после смерти своего покровителя в 1839 г. Однако только в 1858 г. руководство общиной вновь перешло к ортодоксам. Религиозные евреи Тернополя принадлежали к митнагдим и хасидам (см. Хасидизм) разных направлений. В середине 19 в. в Тернополе поселился рабби Я‘аков Копл Ландман из хасидской династии Стрелиска.
 +
 
 +
Во второй половине 19 в. численность еврейского населения Тернополя увеличилась: в 1868 г. в городе жило 11 тысяч евреев (52% от общего числа жителей), а в 1880 г. — 13 468. В дальнейшем из-за ухудшения экономического положения и усиления эмиграции в Америку число евреев в Тернополе не увеличивалось. В 1900 г. еврейское население. Тернополя составило 13 493 человека (44% всего населения).
 +
 
 +
В конце 19 в. в Тернополе начинают активно действовать палестинофилы (см. Ховевей Цион; их первая организация — Бней-Цион — создана в городе в 1893 г.), а затем — сионисты (см. Сионизм). До Первой мировой войны поляки, украинцы и евреи сосуществовали в Тернополе без конфликтов. С 1874 г. евреи занимали половину мест в городском совете. Три улицы в Тернополе носили имена евреев (И. Перла, барона М. Гирша и раввина Иосефа Бабада, раввина Тернополя в 1839–74 гг.).
 +
 
 +
== В первой половине ХХ в. ==
 +
 
 +
С начала Первой мировой войны Тернополь был оккупирован русской армией. Экономическое положение евреев резко ухудшилось из-за прекращения традиционных торговых связей и громадного притока еврейских беженцев (в 1915 г. — десять тысяч человек). Летом 1917 г. при отступлении русской армии город подвергся разграблению. После распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. Тернополь стал столицей Западно-Украинской республики. В 1918–19 гг. во время вооруженной борьбы между поляками и украинцами в Восточной Галиции евреи Тернополя, как и все другие еврейские общины, провозгласили нейтралитет, однако некоторые евреи вступили в Еврейский курень украинской армии. 15 февраля 1919 г. еврейская милиция остановила погром, устроенный украинскими крестьянами из соседних деревень. В ходе советско-польской войны 1920–21 гг. евреи города пострадали от мародерства воюющих сторон.
 +
 
 +
После установления польской власти еврейская община не смогла достичь довоенного уровня экономической жизни. В 1920–30-е гг. еврейское производство и торговля сокращались, большинство предприятий составляли мелкие ремесленные мастерские с одним-двумя наемными работниками, росла безработица. В Тернополе действовали организации еврейской взаимопомощи, взаимного кредита, еврейские кооперативы, вступившие к этому времени в острую конкурентную борьбу с украинскими кооператорами. Здесь работали отделения всех еврейских политических партий и молодежных движений (сионисты всех направлений, Бунд, Агуддат Исраэль). Из-за внутренних противоречий влияние совета общины уменьшилось, часто общиной управляли назначенные правительством комиссары. На первом месте среди еврейских школ стояла начальная школа имени И. Перла (примерно 500 учеников). В Тернополе существовали две школы с преподаванием на иврите (системы Тарбут и Мизрахи), талмуд-тора и две частные гимназии. К 1939 г. еврейское население Тернополя составляло около восемнадцати тысяч человек.
-
После второго раздела Польши, Тернополь попал под австрийское владычество и Джозеф Перл смог продолжить свои усилия по улучшению условий жизни евреев, которую он начал в рамках Российской империи. В 1813 он создал еврейскую школу - "Бейт хинух" ( "בית חינוך"), где велось изучение иврита и различных наук. Споры между традиционным хасидизмом и модернизированным "маскилим", привели к тому, что через четыре года до победы последнего, учебное заведение получило официальное признание и было помещено под коммунальное управление. В городе, была основана еврейская типографию. В 1905 году еврейская община насчитывала 14,000 человек. При тогдашней численности населения города в 30,415 человек, евреи составляли половину численности населения Тернополя. Евреи занимались, главным образом ремесленным производством - ткачеством, обувным производством, гончарным делом, гравировкой и т.д. Также евреи были вовлечены в торговлю с Российской Империей (через пограничный город Подволочиск), с городами Польши и других стран. Кроме того, евреи занимались банковским делом и ростовщичеством. Процент еврейского населения занимавшегося сельским хозяйством также был велик.
+
17 сентября 1939 г. Тернополь был занят советскими войсками и вошел в состав Украинской ССР. Еврейская политическая жизнь была запрещена, многие зажиточные евреи были репрессированы, а их имущество конфисковано. В это время в Тернополь прибыли несколько тысяч беженцев из западных районов Польши, оккупированных немцами; советские репрессивные меры коснулись и их.
-
Еврейская община Тернополя, сильно пострадала в годы фашистской оккупации. Многие евреи были уничтожены, небольшая часть сумела эвакуироваться на восток.
+
== Холокост ==
-
{{Населённые пункты Тернопольской области}}
+
Немецкая армия вступила в Тернополь 2 июля 1941 г. Уже 4 июля украинцы и немцы начали продолжавшийся неделю погром, в котором погибло пять тысяч евреев. В сентябре 1941 г. в Тернополе было основано первое в Восточной Галиции гетто. Тысячи евреев были отправлены в рабочие лагеря (использовались, в частности, на строительстве шоссе Львов — Киев). 25 марта 1942 г. немцы расстреляли тысячу евреев. В конце августа 1942 г. четыре тысячи ТЕРНОПОЛЬских евреев и 30 сентября еще одна тысяча евреев были отправлены в Белжец. Окончательная ликвидация гетто была осуществлена 20 июня 1943 г., а 6 августа был уничтожен и рабочий лагерь в Тернополе.
-
+
После освобождения Тернополя в апреле 1944 г. в город вернулись 150 евреев, прятавшихся в округе, и 200 евреев из внутренних районов Советского Союза. В 1946–48 гг. происходили аресты бывших сионистов и членов других «буржуазных» еврейских партий. Памятник жертвам Катастрофы был разрушен в 1950-х гг. В 1970 г. в области жили около пяти тысяч евреев — 0,4% общего населения. Два уцелевших общинных здания — больница и двухэтажный молитвенный дом — использовались не по назначению. В конце 1980-х гг. в Тернополе по официальным данным проживало примерно 500 евреев.
-
+
-
+
-
{{Ternopil-geo-stub}}
+
-
[[ar:ترنوبل]]
+
Еврейская жизнь начала восстанавливаться в начале 1990-х гг. в независимой Украине. Организовано Общество еврейской культуры (председатель К. Готлиб), учреждены религиозная община, воскресная школа. Реформистская община вела борьбу за возвращение молитвенного дома, однако городские власти предложили взамен выделить земельный участок для нового строительства. По оценке Еврейского агентства, в городе в это время насчитывалось около двух тысяч евреев и членов их семей.
-
[[be-x-old:Тэрнопаль]]
+
-
[[bg:Тернопол]]
+
-
[[crh:Ternopil]]
+
-
[[cs:Ternopil]]
+
-
[[de:Ternopil]]
+
-
[[en:Ternopil]]
+
-
[[eo:Ternopilo]]
+
-
[[et:Ternopil]]
+
-
[[fi:Ternopil]]
+
-
[[fr:Ternopil]]
+
-
[[he:טרנופול]]
+
-
[[id:Ternopil]]
+
-
[[io:Ternopil]]
+
-
[[it:Ternopil']]
+
-
[[ja:テルノーピリ]]
+
-
[[ka:ტერნოპოლი]]
+
-
[[lt:Ternopilis]]
+
-
[[nl:Ternopil]]
+
-
[[no:Ternopil]]
+
-
[[pl:Tarnopol]]
+
-
[[ro:Ternopil]]
+
-
[[simple:Ternopil]]
+
-
[[sv:Ternopil]]
+
-
[[uk:Тернопіль]]
+
-
[[zh:捷尔诺波尔]]{{WikiCopyRight}}
+
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+
== Примечания ==
 +
<references />
 +
[[Категория:Евреи в СССР]]
 +
[[Категория:Холокост в СССР]]
 +
[[Категория:Иудаизм в Украине]]
 +
[[Категория:История евреев Галиции]]

Версия 09:08, 28 декабря 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Город
Тернополь
Тернопіль
Герб
Файл:Ternopilgerb.jpg
Страна Украина
Статус областной центр
Область Тернопольская область
Координаты Координаты: 49°34′00″ с. ш. 25°36′00″ в. д. / 49.566667° с. ш. 25.6° в. д. (G) (O) (Я)49°34′00″ с. ш. 25°36′00″ в. д. / 49.566667° с. ш. 25.6° в. д. (G) (O) (Я)
Городской голова Заставный Роман Иосипович
Основан 1540
Прежние названия Тарнополь
Город с 1540
Площадь 59 км²
Средняя высота 320 м
Тип климата умеренно-континентальный
Население 221 000 человек (2009)
Плотность 3 745,76 чел/км чел./км²
Национальный состав украинцы (свыше 90%),русские, евреи
Конфессиональный состав грекокатолики (УГКЦ),
римокатолики (Ватикан),
православные (УПЦ КП, УПЦ МП),
иудеи
Этнохороним тернопольчанин,
тернопольчанка
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Телефонный код +380352
Почтовые индексы 46000 — 46499
Официальный сайт http://www.rada.te.ua/ (укр.)

Терно́поль (укр. Тернопіль) — город на западе Украины, политико-административный, экономико-деловой и культурный центр Тернопольской области. Крупный город исторического региона Галиция. Четвёртый по величине город Западной Украины. Расположен на реке Серет. Город находится в центре западной Украины, здесь пересекаются важные автомобильные и железнодорожные пути.Расстояние до Киева по железной дороге 486 км (через Винницу).


Содержание

История

В 1540 году польский король Сигизмунд I выдал грамоту краковскому кастеляну Яну Амору Тарновскому на учреждение города и владения землёй вокруг него. Строительство крепости на берегу Серета в местности Сопильче (Топильче) длилось восемь лет.

Город входил в состав Австро-Венгрии в 1772-1918 годах. После Первой мировой войны город находился в составе Польши.

В 1939 году был занят Красной Армией и вошёл в состав УССР. Во время Великой Отечественной войны был в 1941 занят немецкими войсками, в 1944 году освобожден Советской армией.

Существуют разнообразные версии происхождения названия города. Правдоподобно выглядит версия, что название города происходит от фамилии владельца-основателя Яна Амора Тарновского. До 1944 года город назывался Тарнополь. Существует также версия о том что неподалёку от города росло терновое поле и потому так назвали этот город.

Еврейское население до начала XIX в.

Еврейская община возникла в первые годы существования Тернополя, а в 1550 г. она получила привилегии, по которым евреям дозволялось селиться во всех частях города, кроме рыночной площади. Евреи поселились в Тернополе со времени основания города и вскоре составляли большинство его населения. В 1623 г. Тернополь сильно пострадал от пожара, после которого евреям было разрешено отстроить свои дома и синагогу. В XVI и XVII веках в городе проживало 300 еврейских семей. Между 1622 и 1628 гг., в Тернополе была построена большая синагога в готическом стиле. Она имела сходство с фортом и возможностью вести огонь с неё во всех направлениях. Новая синагога крепостного типа была освящена в 1640-х гг. В 17 в. на еврейское население была возложена обязанность оборонять (под руководством особого «гетмана жидовского») синагогу и часть крепостной стены Тернополя. Тернополь был одним из городов Западной Украины, уничтоженных Богданом Хмельницким во время своего марша от Золочова через Галицию, большинство евреев Тернополя бежало из города; оставшиеся были убиты казаками.

В 1665 году численность еврейской общины Тернополя была невелика, но уже в XVIII в. численность городской еврейской общины превысила все предыдущие показатели. В то время евреи составляли подавляющее большинство населения города. Во второй половине 17 в. происходил процесс восстановления общины, и она достигла расцвета в середине 18 в., когда город принадлежал семейству Потоцких. Привилегиями киевского воеводы и гетмана И. Потоцкого в 1740 г. было подтверждено право евреев жить и торговать во всех частях города, производить водку и содержать питейные заведения. Евреям передавалась половина городской скотобойни, а еврейские ремесленники были обязаны записываться в христианские цеха, но были освобождены, при уплате определенной суммы, от участия в религиозных цеховых церемониях. В 1765 г. в Тернополе проживало 1246 евреев. Основу еврейской экономической деятельности составляло ремесло и торговля зерном и скотом. Еврейские купцы были активны на городских ярмарках, которые были центром торговли между германскими княжествами и Подолией. Община Тернополя находилась в юрисдикции органов еврейского самоуправления Червонной Руси (с центром во Львове; см. Ва‘ад четырех земель), и ее представители играли в них видную роль. С 1801 г. ТЕРНОПОЛЬским раввином был раввин Иошуа Хешель бен Ицхак Бабад (1754–1838), его потомки занимали раввинский пост в Тернополе до периода Катастрофы.

С переходом Тернополя во владение Австрии экономическое положение еврейской общины ухудшилось из-за резкого повышения налогов и запрета (в 1791 г.) производить и продавать водку. В 1788 г. Н. Х. Хомберг (1749–1841) основал в городе еврейскую школу с преподаванием на немецком языке, однако она подверглась нападкам ортодоксов и была закрыта в 1806 г. вместе с шестью другими подобными школами в Галиции.

Еврейское население до конца XIX в.

С начала 19 в., благодаря деятельности И. Перла и Д. (Б.) Гинцбурга (1776–1811), Тернополь стал центром Хаскалы в Галиции. После второго раздела Польши, Тернополь попал под австрийское владычество и Иосиф Перл смог продолжить свои усилия по улучшению условий жизни евреев, которую он начал в рамках Российской империи. В 1813 он на собственные средства создал еврейскую школу - "Бейт хинух" ( "בית חינוך"), где велось изучение иврита и различных наук. Споры между традиционным хасидизмом и модернизированным "маскилим", привели к тому, что через четыре года до победы последнего, учебное заведение получило официальное признание и было помещено под коммунальное управление. Школа сыграла большую роль в распространении идей просвещения в Галиции и в Восточной Европе.

Тернополь стал центром притяжения для видных маскилим — в 1820–30-е гг. в городе проживали Н. Крохмаль, М. Сатановер, Ш. Л. Гольдберг (1807–46). Ученики школы Перла Б. Штерн (1798–1853) и З. Димант возглавили еврейские школы в Одессе и в Бродах. В 1812 г. Н. Пинелес создал в Тернополе еврейскую типографию, которая печатала книги просветительского направления. В 1814–16 гг. И. Перл издавал в Тернополе газету на иврите «Цур нееман». В 1832 г. сын И. Перла Михаэль открыл в Тернополе первую в Австрии еврейскую аптеку. При школе Перла была создана синагога «Темпль», со временем приблизившаяся к синагогам реформистского направления (см. Реформизм в иудаизме). Во второй половине 19 в. среди ТЕРНОПОЛЬских маскилим усилилось ассимиляционное течение; некоторые из них приняли участие в польском восстании 1863 г.

В городе, была основана еврейская типографию. В 1905 году еврейская община насчитывала 14,000 человек. При тогдашней численности населения города в 30,415 человек, евреи составляли половину численности населения Тернополя. Евреи занимались, главным образом ремесленным производством - ткачеством, обувным производством, гончарным делом, гравировкой и т.д. Также евреи были вовлечены в торговлю с Российской Империей (через пограничный город Подволочиск), с городами Польши и других стран. Кроме того, евреи занимались банковским делом и ростовщичеством. Процент еврейского населения занимавшегося сельским хозяйством также был велик.

Активная деятельность маскилим вызвала противодействие ортодоксальных кругов. Львовский раввин Я. М. Орнштейн (1775–1839) в 1816 г. и жидачевский раввин Ц. Х. Эйхенштейн (?–1836) в 1822 г. объявили херем ТЕРНОПОЛЬским маскилим. Назначенный с помощью Перла ТЕРНОПОЛЬским раввином Ш. И. Л. Рапопорт был вынужден покинуть этот пост после смерти своего покровителя в 1839 г. Однако только в 1858 г. руководство общиной вновь перешло к ортодоксам. Религиозные евреи Тернополя принадлежали к митнагдим и хасидам (см. Хасидизм) разных направлений. В середине 19 в. в Тернополе поселился рабби Я‘аков Копл Ландман из хасидской династии Стрелиска.

Во второй половине 19 в. численность еврейского населения Тернополя увеличилась: в 1868 г. в городе жило 11 тысяч евреев (52% от общего числа жителей), а в 1880 г. — 13 468. В дальнейшем из-за ухудшения экономического положения и усиления эмиграции в Америку число евреев в Тернополе не увеличивалось. В 1900 г. еврейское население. Тернополя составило 13 493 человека (44% всего населения).

В конце 19 в. в Тернополе начинают активно действовать палестинофилы (см. Ховевей Цион; их первая организация — Бней-Цион — создана в городе в 1893 г.), а затем — сионисты (см. Сионизм). До Первой мировой войны поляки, украинцы и евреи сосуществовали в Тернополе без конфликтов. С 1874 г. евреи занимали половину мест в городском совете. Три улицы в Тернополе носили имена евреев (И. Перла, барона М. Гирша и раввина Иосефа Бабада, раввина Тернополя в 1839–74 гг.).

В первой половине ХХ в.

С начала Первой мировой войны Тернополь был оккупирован русской армией. Экономическое положение евреев резко ухудшилось из-за прекращения традиционных торговых связей и громадного притока еврейских беженцев (в 1915 г. — десять тысяч человек). Летом 1917 г. при отступлении русской армии город подвергся разграблению. После распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. Тернополь стал столицей Западно-Украинской республики. В 1918–19 гг. во время вооруженной борьбы между поляками и украинцами в Восточной Галиции евреи Тернополя, как и все другие еврейские общины, провозгласили нейтралитет, однако некоторые евреи вступили в Еврейский курень украинской армии. 15 февраля 1919 г. еврейская милиция остановила погром, устроенный украинскими крестьянами из соседних деревень. В ходе советско-польской войны 1920–21 гг. евреи города пострадали от мародерства воюющих сторон.

После установления польской власти еврейская община не смогла достичь довоенного уровня экономической жизни. В 1920–30-е гг. еврейское производство и торговля сокращались, большинство предприятий составляли мелкие ремесленные мастерские с одним-двумя наемными работниками, росла безработица. В Тернополе действовали организации еврейской взаимопомощи, взаимного кредита, еврейские кооперативы, вступившие к этому времени в острую конкурентную борьбу с украинскими кооператорами. Здесь работали отделения всех еврейских политических партий и молодежных движений (сионисты всех направлений, Бунд, Агуддат Исраэль). Из-за внутренних противоречий влияние совета общины уменьшилось, часто общиной управляли назначенные правительством комиссары. На первом месте среди еврейских школ стояла начальная школа имени И. Перла (примерно 500 учеников). В Тернополе существовали две школы с преподаванием на иврите (системы Тарбут и Мизрахи), талмуд-тора и две частные гимназии. К 1939 г. еврейское население Тернополя составляло около восемнадцати тысяч человек.

17 сентября 1939 г. Тернополь был занят советскими войсками и вошел в состав Украинской ССР. Еврейская политическая жизнь была запрещена, многие зажиточные евреи были репрессированы, а их имущество конфисковано. В это время в Тернополь прибыли несколько тысяч беженцев из западных районов Польши, оккупированных немцами; советские репрессивные меры коснулись и их.

Холокост

Немецкая армия вступила в Тернополь 2 июля 1941 г. Уже 4 июля украинцы и немцы начали продолжавшийся неделю погром, в котором погибло пять тысяч евреев. В сентябре 1941 г. в Тернополе было основано первое в Восточной Галиции гетто. Тысячи евреев были отправлены в рабочие лагеря (использовались, в частности, на строительстве шоссе Львов — Киев). 25 марта 1942 г. немцы расстреляли тысячу евреев. В конце августа 1942 г. четыре тысячи ТЕРНОПОЛЬских евреев и 30 сентября еще одна тысяча евреев были отправлены в Белжец. Окончательная ликвидация гетто была осуществлена 20 июня 1943 г., а 6 августа был уничтожен и рабочий лагерь в Тернополе.

После освобождения Тернополя в апреле 1944 г. в город вернулись 150 евреев, прятавшихся в округе, и 200 евреев из внутренних районов Советского Союза. В 1946–48 гг. происходили аресты бывших сионистов и членов других «буржуазных» еврейских партий. Памятник жертвам Катастрофы был разрушен в 1950-х гг. В 1970 г. в области жили около пяти тысяч евреев — 0,4% общего населения. Два уцелевших общинных здания — больница и двухэтажный молитвенный дом — использовались не по назначению. В конце 1980-х гг. в Тернополе по официальным данным проживало примерно 500 евреев.

Еврейская жизнь начала восстанавливаться в начале 1990-х гг. в независимой Украине. Организовано Общество еврейской культуры (председатель К. Готлиб), учреждены религиозная община, воскресная школа. Реформистская община вела борьбу за возвращение молитвенного дома, однако городские власти предложили взамен выделить земельный участок для нового строительства. По оценке Еврейского агентства, в городе в это время насчитывалось около двух тысяч евреев и членов их семей.

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация