Тернополь (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 01:52, 5 апреля 2011; Eytil2 (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Терно́поль (укр. Тернопіль) — город на западе Украины. Версии происхождения названия города:

  • от фамилии владельца-основателя Яна Тарновского. До 1944 года город назывался Тарнополь.
  • от названия дикой сливы - терна, распространенного в Западной Украине.

Крупный город исторического региона Галиция.

Файл:Ternopil .jpg
В центре города

Четвёртый по величине город Западной Украины.

Расположен на реке Серет (приток Днестра). На пересечении важных автомобильных и железнодорожных путей.

Расстояние до Киева по железной дороге - 486 км (через Винницу).

Содержание

Важнейшие даты истории города

  • 1540 г. – грамота польского короля Сигизмунда I краковскому кастеляну Яну Тарновскому

на учреждение города и владения землёй вокруг него. Строительство крепости на берегу Серета в местности Сопильче (Топильче) длилось восемь лет.

  • 1772-1918 г.г. - в составе Австро-Венгрии.
  • С 1915 г. - в составе Польши.
  • С 1939 г. - в составе УССР.
  • 1941 г. - оккупирован немецкими войсками,
  • 1944 г. - освобожден Советской армией.Современный вариант наименования города был введён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1944 года.

Еврейская история города до начала XIX в.

Евреи поселились в Тернополе со времени основания города и вскоре составили большинство его населения.

XVI век

В 1550 г. еврейская община получила привилегии, по которым евреям дозволялось селиться во всех частях города, кроме рыночной площади.

XVII век

В 1623 г. Тернополь сильно пострадал от пожара, после которого евреям было разрешено отстроить свои дома и синагогу.

В XVI и XVII веках в городе проживало 300 еврейских семей.

Между 1622 и 1628 гг. в Тернополе была построена большая синагога в готическом стиле. Здание было построено в виде крепости, так что в случае военных действий обороняющиеся могли вести огонь во всех направлениях. Открыта в 1640. В XVII в. на еврейское население была возложена обязанность оборонять (под руководством особого «гетмана жидовского») синагогу и часть крепостной стены Тернополя.

Тернополь был одним из городов Западной Украины, уничтоженных бандами Богдана Хмельницкого во время похода от Золочова через Галицию. Большинство евреев Тернополя бежало из города; оставшиеся были убиты казаками.

Во второй половине XVII в. происходил процесс восстановления общины.

XVIII в.

К середине XVIII в., когда город принадлежал семейству Потоцких, еврейская община достигла расцвета. Ее численность превысила все предыдущие показатели - евреи составляли подавляющее большинство населения города.

В 1740 г. привилегиями киевского воеводы и гетмана И. Потоцкого было подтверждено право евреев:

  • жить и торговать во всех частях города,
  • производить водку,
  • содержать питейные заведения,
  • владеть половиной городской скотобойни,
  • еврейские ремесленники, обязанные по закону записываться в христианские цеха, могли быть освобождены, при уплате определенной суммы, от участия в религиозных цеховых церемониях.

В 1765 г. в Тернополе проживало 1246 евреев.

Основу еврейской экономической деятельности составляли:

  • ремесла,
  • торговля зерном,
  • торговля скотом.

Еврейские купцы были активны на городских ярмарках, которые были центром торговли между германскими княжествами и Подолией.

С переходом Тернополя во владение Австрии экономическое положение еврейской общины ухудшилось из-за резкого повышения налогов и запрета (в 1791 г.) производить и продавать водку.

Община Тернополя находилась в юрисдикции органов еврейского самоуправления Червонной Руси (с центром во Львове), и ее представители играли в них видную роль.

В 1788 г. Н. Х. Хомберг (1749–1841) основал в городе еврейскую школу с преподаванием на немецком языке. Проект был встречен религиозными евреями города с неприязнью, и школа была закрыта в 1806 г. вместе с шестью другими подобными школами в Галиции.

XIX век

С 1801 г. тернопольским раввином был рав Иошуа Гешель бен Ицхак Бабад (1754–1838). Его потомки занимали раввинский пост в Тернополе до начала Шоа.

После второго раздела Польши город был включен в состав Австрии.

Образование и просвещение

Религиозные евреи Тернополя принадлежали к митнагдим и хасидам разных направлений.

С начала XIX в. благодаря деятельности Иосифа Перла и Д. (Б.) Гинцбурга Тернополь стал центром Хаскалы (просвещения) в Галиции. В 1813 Иосиф Перл на собственные средства создал еврейскую школу - "Бейт хинух" ( "בית חינוך"), где велось изучение иврита и различных наук.

Противостояние традиционного хасидизма и модернизированного "маскилизма" продолжалось четыре года и окончилось победой последнего.

Учебное заведение получило официальное признание и было помещено под коммунальное управление. Школа сыграла большую роль в распространении идей Хаскалы в Галиции и в Восточной Европе.

Тернополь стал центром притяжения для видных маскилим — в 1820–1830-е г.г. в городе проживали

  • Н. Крохмаль,
  • М. Сатановер,
  • Ш. Л. Гольдберг (1807–1846).

Ученики школы Перла Б. Штерн (1798–1853) и З. Димант возглавили еврейские школы в Одессе и в Бродах.

В 1812 г. Н. Пинелес создал в Тернополе еврейскую типографию, которая печатала книги просветительского направления.

В 1814–1816 гг. И. Перл издавал в Тернополе газету на иврите «Цур нееман».

В 1832 г. сын И. Перла Михаэль открыл в Тернополе первую в Австрии еврейскую аптеку.

При школе Перла была создана синагога «Темпль», со временем приблизившаяся к синагогам реформистского направления.

Во второй половине XIX в. среди тернопольских маскилим усилилось ассимиляционное течение; некоторые из них приняли участие в польском восстании 1863 г.

Активная деятельность маскилим вызвала противодействие ортодоксальных кругов.

Львовский раввин Я. М. Орнштейн (1775–1839) в 1816 г. и раввин из Жидачева Ц. Х. Эйхенштейн (?–1836) в 1822 г. объявили херем тернопольским маскилим.

Назначенный с помощью Перла тернопольским раввином Ш. И. Л. Рапопорт был вынужден покинуть этот пост после смерти своего покровителя в 1839 г.

В 1858 г. руководство общиной вновь перешло к ортодоксам.

В середине XIX в. в Тернополе поселился рабби Яаков Копл Ландман из хасидской династии Стрелиска.

Экономическая деятельность

При тогдашней численности населения города в 30,415 человек евреи составляли половину населения Тернополя.

Евреи занимались главным образом ремесленным производством:

  • ткачеством,
  • обувным производством,
  • гончарным делом,
  • гравировкой.

Также евреи занимались:

  • торговлей с Российской Империей (через пограничный город Подволочиск), с городами Польши и других стран;
  • банковским делом и ростовщичеством.

Многие евреи занимались также сельским хозяйством.

Во второй половине XIX в. численность еврейского населения Тернополя увеличилась: в 1868 г. в городе жило 11 тысяч евреев (52% от общего числа жителей), а в 1880 г. — 13 468.

В дальнейшем из-за ухудшения экономического положения и усиления эмиграции в Америку число евреев в Тернополе не увеличивалось.

Общественная деятельность

С 1874 г. евреи занимали половину мест в городском совете.

Три улицы в Тернополе носили имена евреев:

  • И. Перла,
  • барона М. Гирша
  • рава Иосефа Бабада, раввина Тернополя в 1839–1874 г.г.

В конце XIX в. в Тернополе начинают активно действовать палестинофилы - организация Ховевей Цион(их первая организация — Бней-Цион — создана в городе в 1893 г.), а затем — сионисты.

До Первой мировой войны поляки, украинцы и евреи сосуществовали в Тернополе без конфликтов.

Первая половина ХХ в.

В 1900 г. еврейское население. Тернополя составило 13 493 человека, а в 1905 году - около 14 тыс. человек (44% всего населения).

С начала Первой мировой войны Тернополь был оккупирован русской армией.

Летом 1917 г. при отступлении русской армии город подвергся разграблению.

После распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. Тернополь стал столицей Западно-Украинской республики.

В 1918–1919 г.г. во время вооруженной борьбы между поляками и украинцами в Восточной Галиции евреи Тернополя, как и все другие еврейские общины, провозгласили нейтралитет, однако некоторые евреи вступили в Еврейский курень украинской армии.

15 февраля 1919 г. еврейская милиция остановила погром, устроенный украинскими крестьянами из соседних деревень.

17 сентября 1939 г. город был занят советскими войсками и вошел в состав Украинской ССР.

Еврейская политическая жизнь была запрещена, многие зажиточные евреи были репрессированы, а их имущество конфисковано.

В это время в Тернополь прибыли несколько тысяч беженцев из западных районов Польши, оккупированных немцами; советские репрессивные меры коснулись и их.

Экономическое положение

После начала Первой мировой войны и русской оккупации экономическое положение евреев резко ухудшилось из-за прекращения традиционных торговых связей и громадного притока еврейских беженцев (в 1915 г. — десять тысяч человек).

В ходе советско-польской войны 1920–1921 гг. евреи города страдали от насилия и грабежа воюющих сторон.

После установления польской власти еврейская община не смогла достичь довоенного уровня экономической жизни.

В 1920–1930-е г.г.еврейское производство и торговля сокращались, большинство предприятий составляли мелкие ремесленные мастерские с одним-двумя наемными работниками, росла безработица.

Тем не менее, в Тернополе действовали организации еврейской взаимопомощи, организации взаимного кредита, еврейские кооперативы.

К 1939 г. еврейское население Тернополя составляло около восемнадцати тысяч человек.

Общественная жизнь

В городе работали отделения всех еврейских политических партий и молодежных движений: сионисты всех направлений, Бунд, Агудат Исраэль.

Из-за внутренних противоречий влияние совета общины уменьшилось. Часто общиной управляли назначенные правительством комиссары.

Образование

В Тернополе существовали

  • две школы с преподаванием на иврите (системы Тарбут и Мизрахи),
  • Талмуд-Тора,
  • две частные гимназии.

На первом месте среди еврейских школ стояла начальная школа имени И. Перла (примерно 500 учеников).

Холокост

Реконструкция укрытия евреев в тернопольской пещере Вертебе
Мария Гритсив - ребенком скрывалась в пещере вместе с матерью, бабушкой и братьями, бежавшими из тернопольского гетто.
  • 2 июля 1941 г. немецкая армия вступила в Тернополь.
  • 4 июля 1941 г.- начало погрома, длившегося неделю. Украинцы и немцы погубили пять тысяч евреев.
  • Сентябрь 1941 г. - основано первое в Восточной Галиции гетто. Тысячи евреев были отправлены в рабочие лагеря (использовались, в частности, на строительстве шоссе Львов — Киев).
  • 25 марта 1942 г. - немцы расстреляли тысячу евреев.
  • Конец августа 1942 г. - четыре тысячи тернопольских евреев отправлены в концлагерь Белжец.
  • 30 сентября 1942 г. - еще одна тысяча евреев были отправлены в Белжец.
  • 20 июня 1943 г. – ликвидация гетто.
  • 6 августа 1943 г. - уничтожение рабочего лагеря.
  • Апрель 1944 г. – освобождение города советскими войсками.

В город вернулись 150 евреев, прятавшихся в округе, и 200 евреев из внутренних районов Советского Союза. Некоторые евреи во время оккупации выжили, спасаясь в пещерах и подземных гротах под городом.

Послевоенное время

  • 1946–1948 г.г. - аресты бывших сионистов и членов других «буржуазных» еврейских партий.
  • 1950-е г.г. - разрушен памятник жертвам Катастрофы.

70-е - 80-е г.г.

В 1970 г. в области жили около пяти тысяч евреев — 0,4% общего населения.

Два уцелевших общинных здания — больница и двухэтажный молитвенный дом — использовались не по назначению.

Конец XX в.

В конце 1980-х г.г. в Тернополе, по официальным данным, проживало примерно 500 евреев.

В начале 1990-х г.г. еврейская жизнь начала восстанавливаться, как и во всей независимой Украине. Было организовано Общество еврейской культуры (председатель К. Готлиб), учреждены религиозная община и воскресная школа.

Реформистская община вела борьбу за возвращение молитвенного дома, однако городские власти предложили взамен выделить земельный участок для нового строительства.

По оценке Еврейского агентства, в городе в это время насчитывалось около двух тысяч евреев и членов их семей.

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация