Трумот у-маасрот (возношения и десятины)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Денежная десятина)
Строка 146: Строка 146:
По-прежнему сохраняется обязанность отделять маасер ани (десятину для бедного), однако принято выкупать ее и жертвовать на бедных вырученные деньги.  
По-прежнему сохраняется обязанность отделять маасер ани (десятину для бедного), однако принято выкупать ее и жертвовать на бедных вырученные деньги.  
-
== Денежная десятина ==
+
== Денежная десятина - благотворительность ==
Маасар ксафим, денежная десятина, не является заповедью, но принята как правильный путь поведения.  
Маасар ксафим, денежная десятина, не является заповедью, но принята как правильный путь поведения.  
Строка 153: Строка 153:
Эта история послужила в более поздних поколениях основанием для создания hалахи, согласно которой состоятельный человек должен отделять десятину от своих доходов на благотворительные нужды (Ш. Ар. ИД. 249:1).
Эта история послужила в более поздних поколениях основанием для создания hалахи, согласно которой состоятельный человек должен отделять десятину от своих доходов на благотворительные нужды (Ш. Ар. ИД. 249:1).
 +
 +
Сегодня в в еврейском религиозном мире повсеместно принято отделять 10% от дохода на различные благотворительные нужды.
== Десятина как специфическое налогообложение евреев в Средние века в Европе ==
== Десятина как специфическое налогообложение евреев в Средние века в Европе ==

Версия 17:27, 30 января 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Трумот у-маасрот (תְּרוּמוֹת וּמַעַשְׂרוֹת, мн. число /в ед. числе תְּרוּמָה וּמַעֲשֵׂר, трума у-маасер/ — буквально `возношения и десятины`) - пожертвования и приношение левитам, коhенам, в пользу Храма или для бедных.

Трума (возношение, от корня רום, поднимать, возносить) передавалась коhенам.

Маасер (Десятина, מַעֲשֵׂר) десятая часть урожая и скота, подлежащая отчислению левитам или беднякам (Лев. 27:30–32; Чис. 18:21–24; Втор. 14:22–29; 26:12–15).

Согласно Библии, обложению десятиной подлежали зерно, плоды, вино, масло, а также крупный и мелкий скот. В тех случаях, однако, когда десятина выступает вне непосредственной связи с приношением на нужды Храма, она может распространяться на все виды собственности. Так, Авраам отдает Малки-Цедеку «десятую часть из всего» (Быт. 14:20), а Иаков клянется: «Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:22).

В дальнейшем понятия трума и маасер стали означать все различные пожертвования на благотворительные нужды.

Десятина. Гравюра на титульном листе мишнаитского трактата Маасер Шени (с латинским переводом

Содержание

Десятина в древности на Ближнем Востоке

Выплата десятины на храмовые нужды в древности имела широкое распространение на Ближнем Востоке. Как следует из I Сам. 8:15, 17 и из угаритских текстов, могла взиматься и царская десятина — налог на содержание царского двора.

Из всех древних ближневосточных источников, где говорится о десятине, следует, что ее рассматривали как налог, необходимый для содержания Храма и его служителей. Сельскохозяйственные продукты преимущественно шли в пищу служителям, но также и на поддержание различных учреждений при Храме; скот в основном предназначался для жертвоприношений.

Десятина собиралась представителями храмовых властей, которые отвечали также за доставку продуктов в Храм. Уплата десятины была обязанностью каждого, включая храмовый персонал и самих сборщиков десятины. Близкое к этому понимание назначения десятины обнаруживает исследование библейских источников.

Трума

в Библейский период и в эпоху Второго Храма

Основные виды трумот, упоминаемые в Библии: полшекеля (здесь весовая мера) серебра, взимаемые с каждого совершеннолетнего еврея (Исх. 30:13, 38:26; см. также Налоги);халла — хлебное приношение (Чис. 15:19–21; Нех. 10:38; см. также Кохен);части жертвоприношений, отдаваемые коhену (Лев. 7:14);трума, отделяемая земледельцем от определенных видов урожая в пользу коhенов (Чис. 18:11–23).

Последняя называется в Талмуде трума гдола («большое приношение») в отличие от трумат маасер — десятины, отделяемой левитами от получаемой ими десятины (см. ниже) в пользу коhенов (Чис. 18:11–13).

По-видимому, название трума гдола указывает не на физические размеры приношения, а на его важность.

Предписание отделения вышеупомянутой трумы и маасера в Торе ограничено определенными видами урожая. Согласно Втор. 12:17, трумот у-маасрот отделяются от урожая пяти видов злаковых, а также от плодов виноградника и его производных и плодов оливы и ее производных.

Однако в Устном Законе расширили границы этого предписания: например, Мишна (Маас. 1:1) распространяет обязанность отделять трумот у-маасрот от всего, что произрастает из земли и употребляется в пищу.

По-видимому, уже в эпоху, предшествовавшую Мишне, было принято отделять маасер от тех видов урожая, на которые не распространяется закон Торы. Доказательством этому может служить сказанное в II Хр. 31:5, где в списке трумот у-маасрот перечисляются виды урожая, не упомянутые в Торе.

Обязанность отделения трумы относится к заповедям, имеющим силу только на земле Израиля (Чис. 15:18–19).

Согласно Втор. 12:5–6, следует приносить труму и первую десятину (маасер ришон; см. ниже) в «место, избранное Господом», то есть в культовый центр, с тем, чтобы там поделить все принесенное между коhенами и левитами.

По мнению исследователей, уже начиная с эпохи Первого храма отделяли трумот у-маасрот от большинства выращиваемых культур.

Акцентуация необходимости принесения трумот у-маасрот, наряду с жертво­приношениями, именно в центральном святилище неоднократно встречается в Библии (Втор. 12:6–14, 17) в рамках общей тенденции к максимальной централизации культа.

В Торе не указан размер трумы, однако законоучители Талмуда создали своеобразную градацию допустимых размеров трумы: «одна доля из сорока — приношение щедрого человека, одна доля из пятидесяти — приношение посредственного, одна доля из шестидесяти — приношение скаредного» (ТИ., Тр. 4:3).

Минимальный размер трумы — «сколько-нибудь», например, достаточно отделить одно зернышко от урожая, собранного с целого поля.

Трума предназначается исключительно коhену и его семье.

Трума обладает статусом священного предмета, ее может есть только коhен, пребывающий в состоянии ритуальной чистоты.

От соприкосновения с каким-либо ритуально нечистым предметом (например, с мертвым телом) трума теряет свою святость; она запрещена к употреблению и подлежит сожжению.

Требование доставлять труму в Иерусалимский храм содержится в книге Нехемии 13:5–13 и у пророка Мал’ахи 3:10, что является выражением характерной для поколения Эзры и Нехемии тенденции возрождения и укрепления централизации культа.

О приношении трумы в царствование Хизкияху свидетельствует II Хр. 31:5–12, описания этого обычая содержатся в книге Товита (1:6–7), в книге Юдифь (11:13), а также в писаниях Филона Александрийского.

После разрушения Второго храма

После разрушения Второго храма, несмотря на отсутствие культового центра, законодатели не отменили обязанность отделения трумот у-маасрот с тем, чтобы детали этого закона не забылись ко времени возрождения Храма и его ритуалов.

Земледельцы продолжали отделять трумот у-маасрот и отдавать их местным коhенам.

Урожай, от которого не отделена трума

Как Трума гдола, так и трумат маасер принадлежат Храму, и поэтому если они не отделены от урожая то его нельзя есть.

Маасер (десятина)

Предписание отделения маасрот от произрастаний земли впервые упоминается в Лев. 27:30–33, где говорится об обязанности посвящения десятой части урожая, а также о возможности выкупить ее, добавив к ней пятую часть ее стоимости. В Чис. 18:21–24 говорится о маасере как о достоянии левитов.

Начиная с эпохи Второго храма Галаха трактует приношение маасрот как годовую повинность.

Многообразные упоминания о десятинах в Библии были структуризованы и объяснены в Талмуде герменевтическими (см. Герменевтика) методами, вседствие чего были сформулированы основные виды десятин и регламентирован порядок их отделения.

Первая десятина

Маасер ришон, то есть первая десятина, принадлежат, согласно Чис. 18:21–24, левитам, которые в свою очередь должны отделить от полученного десятую часть, называемую трумат маасер, в пользу коhенов.

Маасер ришон как достояние левитов описан в талмудической литературе, однако в некоторых апокрифических источниках (Юдифь 11:13; 13:25–27) рассказывается о приношении десятин коhенам, а не левитам.

Талмудическая литература изобилует примерами приношения маасер ришон именно левитам. Существует немало дискуссий таннаев о допустимости приношения маасер ришон коhену, а не левиту (Кт. 26а; Хул. 131а; Иев. 86а), в которых мнения большинства авторитетов склоняются в пользу подтверждения прав левитов на первую десятину.

В писаниях Филона Александрийского и Иосифа Флавия иногда маасер ришон упоминается как достояние левитов, а иногда — коhенов.

Современные исследователи полагают, что с периода Эзры у жреческой аристократии возникла тенденция к безраздельному господству в сфере храмового культа вообще и храмовых посвящений в частности, нашедшая свое выражение в том, что представители жреческих кругов пытались ограничить права левитов.

Свидетельства этой борьбы сохранились у Иосифа Флавия (например, рассказ о том, как Юлий Цезарь приказал населению Эрец-Исраэль выплатить первосвященнику Гиркану II и его роду причитающиеся им десятины, по-видимому, по просьбе самого Гиркана /Древ. 14:203; 20:181/). После разрушения Храма распространилось обыкновение отдавать маасер ришон любому коhену по выбору жертвователя.

Вторая десятина

Маасер шени — вторая десятина (Втор. 14:22) — отчислялась от урожая, оставшегося после отделения первой десятины.

В дни паломнических праздников ее следовало привезти в Иерусалим для употребления самим владельцем, его семейством и его гостями, а также нищими и неимущими паломниками.

Десятина для бедных

В третий и в шестой год семилетнего цикла вместо "Маасер шени" выделялась маасер они («десятина для бедного»), и она предназначалась для неимущих (сирот, вдов, левитов и прозелитов; Втор. 14:27–29) что было важным требованием социального законодательства о дарах беднякам (см. также Лекет, шихеха у-феа).

Десятина, отделявшаяся от приплода скота

Маасар беhема — десятина, отделявшаяся от приплода скота. Об обязанности отделения этой десятины, а также о способе ее отделения говорится в книге Левит (27:30–33) и у пророка Иехезкеля (34:12–20, 37).

Согласно Мишне (Бр. 9), закон, обязывающий скотовода отделять маасар бехема, имел силу как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре, при существовании Храма и при отсутствии его. После разрушения Второго храма эта практика была прекращена.

Проблема исполнение закона о десятине в эпоху Мишны

В эпоху Второго храма и талмудическую эпоху существовала проблема, связанная с тем, что многие представители ам hа-арец (буквально «народ земли»; в Талмуде — "простонародье", название социальной группы, не соблюдавшей детали галахи) пренебрегали законом отделения десятин, и их урожай фарисеи считали сомнительным с точки зрения его разрешенности для использования.

Трумот у-маасрот от сельскохозяйственной продукции в современном Израиле

В современном Израиле предписание отделения трумот у-маасрот остается в силе. Как Трума гдола, так и трумат маасер принадлежат Храму, и поэтому если они не отделены от урожая то его нельзя есть. Однако ввиду того, что коhены (каки все остальные) сегодня ритуально нечисты (и ввиду отсутствия "пепла красной коровы" они не могут очистится) они тоже не могут есть труму, и поэтому ее отделение носит формальный характер.

Принято от собранного урожая отделять немногим более 1/100 и тем самым исполнить обязанность трума гдола и трумат маасер. Отделенные плоды принято выбрасывать, предварительно завернув в оберточную бумагу.

Сельскохозяйственные и торговые предприятия, выполняющие обязанность отделения трумот у-маасрот, могут обратиться в отдел кашрута в раввинате, который выдает им специальное свидетельство о проверке их товара.

Маасер шени не привозится в Иерусалим, а выкупается за символическую сумму (прута).

По-прежнему сохраняется обязанность отделять маасер ани (десятину для бедного), однако принято выкупать ее и жертвовать на бедных вырученные деньги.

Денежная десятина - благотворительность

Маасар ксафим, денежная десятина, не является заповедью, но принята как правильный путь поведения.

В Талмуде (ТИ., Пеа 1:1; ТБ., Кт. 50а) рассказывается о том, как Санhедрин в городе Уша постановил жертвовать 1/5 дохода на благотворительные нужды.

Эта история послужила в более поздних поколениях основанием для создания hалахи, согласно которой состоятельный человек должен отделять десятину от своих доходов на благотворительные нужды (Ш. Ар. ИД. 249:1).

Сегодня в в еврейском религиозном мире повсеместно принято отделять 10% от дохода на различные благотворительные нужды.

Десятина как специфическое налогообложение евреев в Средние века в Европе

Со второй половины 11 в. церковные власти западноевропейских стран стали обязывать еврейских землевладельцев отчислять на церковь десятую часть ежегодного урожая. В 1067–1068 гг. Геронский собор обложил десятиной лишь продукты земель, купленных евреями у христиан; в 1078 г. другой Геронский собор расширил сферу взыскания десятины на все земли, находившиеся во владении евреев.

Четвертый Латеранский собор (1215) провозгласил, что это решение распространяется на все христианские страны и относится к землям, ранее принадлежавшим христианам и перешедшим во владение евреев. В 1233 г. папа Григорий IX подтвердил постановление Геронского собора 1078 г., распространив его, сверх того, на земли евреев, находящиеся в бывших мусульманских областях.

Десятина взималась с евреев вплоть до введения запретов на владение ими землей (Англия — 13 в., Франция и Германские княжества — 14 в.).


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТРУМОТ У-МААСРОТ в ЭЕЭ
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДЕСЯТИНА в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация