Тфилин

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Заповедь тфилин: иллюстрация)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Заповедь тфилин)
Строка 16: Строка 16:
== Заповедь тфилин ==
== Заповедь тфилин ==
-
По мнению некоторых еврейских мудрецов, источником заповеди накладывания тфилин являются следующие четыре отрывка из [[Пятикнижие|Пятикнижия]]:
+
По мнению некоторых еврейских мудрецов, источником заповеди накладывания тфилин являются следующие четыре отрывка из [[Тора|Торы]]:
  {{ВЗ|И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта. 9 И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта. |Исх|13:8|–9}}  
  {{ВЗ|И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта. 9 И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта. |Исх|13:8|–9}}  
{{ВЗ|И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, — посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца [из] сынов моих выкупаю; и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта.|Исх|13:14|–16}}
{{ВЗ|И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, — посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца [из] сынов моих выкупаю; и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта.|Исх|13:14|–16}}
-
[[Файл:Тфилин (Любаров).jpg|2500px|right|thumb|Вл. Любаров, "Дедушка Хаим"]]
+
[[Файл:Тфилин (Любаров).jpg|250px|right|thumb|Вл. Любаров, "Дедушка Хаим"]]
{{ВЗ|Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём... и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими.|Втор|6:6|–8}}
{{ВЗ|Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём... и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими.|Втор|6:6|–8}}
Строка 27: Строка 27:
Эти же слова присутствуют в молитве [[Шма Исраэль]].
Эти же слова присутствуют в молитве [[Шма Исраэль]].
-
Существует и противоположное мнение, сформулированное [[Рашбам|Рашбамом]]. Согласно этому мнению, упомянутые выше четыре отрывка имеют только аллегорическое значение (подобно аналогичной цитате из [[Песнь песней|Песни песней]] 8:6, "Положи меня, как печать, на сердце твое"). В таком случае заповедь тфилин, оставаясь в статусе [[деорайта]], не учится непосредственно из текста Письменной Торы.   
+
Существует и противоположное мнение, сформулированное [[Рашбам]]ом. Согласно этому мнению, упомянутые выше четыре отрывка имеют только аллегорическое значение (подобно аналогичной цитате из [[Песнь песней|Песни песней]] 8:6, "Положи меня, как печать, на сердце твое"). В таком случае заповедь тфилин, оставаясь в статусе [[деорайта]], не учится непосредственно из текста Письменной Торы.   
Святость тфилин уступает лишь святости [[Сефер Тора|свитка Торы]]<ref>ср. [[Талмуд]], Швуот 38б</ref>.
Святость тфилин уступает лишь святости [[Сефер Тора|свитка Торы]]<ref>ср. [[Талмуд]], Швуот 38б</ref>.

Версия 12:46, 1 мая 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Файл:YemeniJew1914.jpg
Йеменский еврей (1914); на лбу виден тфилин

Тфили́н (ивр. תְּפִלִּין‎, ед. число תְּפִלָּה, тфила́; греч. φυλακτήριον, букв. «охранные амулеты», откуда происходит русское название «филактерии»; аналогично и в других европейских языках) — две маленькие коробочки (батим, букв. `домики`) из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки (паршийот) из Торы. При помощи продетых через основания этих коробочек чёрных кожаных ремешков тфилин накладывают и укрепляют одну на обнажённой левой руке[1] («против сердца» — на бицепс, немного повернув его в сторону тела), вторую — над линией волос, между глаз.

Содержание

Заповедь тфилин

По мнению некоторых еврейских мудрецов, источником заповеди накладывания тфилин являются следующие четыре отрывка из Торы:

« И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта. 9 И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта.
»


« И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, — посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца [из] сынов моих выкупаю; и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта.
»
Вл. Любаров, "Дедушка Хаим"
« Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём... и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими.
»


« Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими; и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь
»


Эти же слова присутствуют в молитве Шма Исраэль.

Существует и противоположное мнение, сформулированное Рашбамом. Согласно этому мнению, упомянутые выше четыре отрывка имеют только аллегорическое значение (подобно аналогичной цитате из Песни песней 8:6, "Положи меня, как печать, на сердце твое"). В таком случае заповедь тфилин, оставаясь в статусе деорайта, не учится непосредственно из текста Письменной Торы.

Святость тфилин уступает лишь святости свитка Торы[2].

Строение тфилин

Тфилин изготовляются из кожи кошерных животных, таких как корова, овца, коза, или олень. Чаще всего из овечьей кожи, хотя наиболее качественными считаются коровьи.

Тфилин имеют кубическую форму. Покрашен в чёрный цвет. Размеры варьируются от 2,2 до 4 см. В коробке находятся 4 отрывка из Торы, где приводится обязанность надевать тфилин[3].

Типы тфилинов

Существует несколько традиций по поводу порядка расположения отрывка из Торы внутри тфилин. Хотя и принято называть типы тфилин по имени ришоним, упомянувшим данный тип в своих постановлениях, но само существование разных типов тфилин известно уже в гораздо более ранние эпохи. Так, р. Гай Гаон (X - XI вв.) обсуждает накладывание тфилин двух типов [4]. Исследавание найденых в пещерах Иудейской пустыни тфилин, относящихся ко времени Восстания Бар-Кохбы также подтвердило распорстранение в ту эпоху как минимум двух типов тфилин (тфилин Раши и Рабейну Тама)[5].

Наложение тфилин

Тфилин накладывают мужчины во время утренней молитвы во все дни, кроме Шаббата и всех праздничных дней. Девятого ава тфилин накладывают во время дневной молитвы Минха. В некоторых общинах при обрезании сына отец ребёнка также накладывает тфилин. Некоторые особенно благочестивые раввины ходят с тфилин весь день пока изучают Тору или заседают в суде.

Головной тфилин считается более святым, поэтому он одевается последним. Первым надевается тфилин на бицепс, затем он закрепляется вокруг руки и обматывается 7 раз. Ремешок достигает обратной части ладони и заматывается в несколько оборотов вокруг ладони. После этого одевается головной тфилин на начало волос на середину прямой линии идущий от носа наверх. Закрепляется тфилин ремешком охватывающим голову по кольцевой. Затем часть ремешка, обмотанная вокруг руки, разматывается и ей обматывается средний палец, так что очертания его становятся похожими на буквуד. По окончании процедуры ремешок обматывает начало кости мизинца и возвращается в противоположную сторону к выемке возле большого пальца, после чего процедура повторяется до тех пор, пока ремешок не заканчивается.

Между тфилином и кожей (волосами) не должно быть никакого препятствия.

Духовный смысл тфилин

Наложение тфилин на руку должно влиять на сердце и руку, «чтобы подчинить все желания и действия воле Всевышнего», а головных — на мысли, «чтобы подчинить мысли служению Всевышнему».

Сноски и источники

  1. левши — на правую руку
  2. ср. Талмуд, Швуот 38б
  3. Исх. 13:1-10, Исх. 13:11-16, Втор. 6:4-9, Втор. 11:13-21
  4. י' גרטנר, "האם הניח רב האי גאון תפילין של רבינו תם", סיני ק"ז, תשנ"א, עמ' רב – ריב
  5. ר' גורן, תורת המועדים, עמוד 496 ואילך

Ссылки



cs:Tfilin da:Tefillineo:Tefilinofa:تفیلین fi:Tefillinid:Tefillinlt:Tefilinas nl:Tefillin nn:Tefillín no:Tefillin pl:Tefilin pt:Tefilin sk:Tfilin sv:Tefillin tr:Tefilin


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация