Устная Тора

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Устная Тора)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
#redirect [[:ej:Устная Тора]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}
+
-
 
+
-
'''Устная Тора''' ({{lang-he|תּוֹרָה שֶׁבְּעַל-פֶּה}}, ''Тора ше-бе-‘ал-пэ'') общее название всей устной [[Галаха|галахической]] и [[Агада|аггадической]] традиции в [[иудаизм]]е. Возник в результате долгого развития и формирования, и позже был записан в письменном виде (вначале [[Мишна]], а затем [[Талмуд]]), а потом комментарии к ним, дополнения, кодексы и т.д.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Соотношение с ПТ ==
+
-
 
+
-
Согласно традиционному мировоззрению, Устная Тора служит дополнением [[Тора|Письменной Торе]], её расширенным вариантом, и, подобно ей, возник в результате Синайского откровения, во время которого [[Моисей|Моисеем]] были получены законы иудаизма.
+
-
 
+
-
== Признание ==
+
-
 
+
-
В разные времена существовали секты, не признававшие Устную Тору ([[самаритяне]], [[саддукеи]], [[Караимы (религиозная группа)|караимы]]). В [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксальном (раввинистическом) иудаизме]] законы Устной Торы обязательны к исполнению наряду с [[613 заповедей|законами Торы]], поскольку традиционно считается, что Моисей на горе Синай получил две Торы — Письменную и Устную, которая разъясняет Письменную. Считается также, что вся Устная Тора может быть выведена из письменной посредством ряда [[Герменевтика|герменевтических]] принципов. Тем самым, согласно традиционному подходу, Письменная Тора является подобием конспекта, в котором зашифрованы все положения Устной Торы.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Запись ==
+
-
 
+
-
 
+
-
Долгое время существовал запрет записывать Устную Тору. Однако после разрушения [[Второй Храм|Второго Храма]] и римских гонений возникла опасность утраты знаний в диаспоре. Во II веке н. э. по решению собрания законоучителей Устный Закон был собран в письменные сборники, которые впоследствии составили [[Талмуд]].
+
-
 
+
-
== История передачи Устной Торы ==
+
-
 
+
-
Согласно [[Мишна|Мишне]], «''[[Моисей|Моше]] (Моисей) получил Тору на горе Синай и передал её [[Иисус Навин|Иеhошуа]] (Иисусу Навину), Иеhошуа передал её старейшинам Израиля, старейшины — пророкам, а пророки — мужам Великого Собрания''».<ref>Мишна, Пиркей Авот, гл. 1</ref>
+
-
 
+
-
История передачи Устной Торы принято делить на следующие периоды:
+
-
 
+
-
# Библейский период — до [[Ездра|Эзры]] и [[Неемия|Нехемьи]] (приблизительно, середина V века до н. э.);
+
-
# Период ХаЗаль - Мудрецов Талмуда
+
-
## Период от Эзры и Нехемьи и до периода так называемых пар (160 г. до н. э.). Значительную часть этого периода принято называть периодом книжников.<ref>Но в последнее время раздаются обоснованные возражения против термина «книжники» применительно к учёным данного периода, так как для этого названия нет серьёзных обоснований в талмудических источниках.</ref>
+
-
## Период Пар (от 160 г. до н. э. да начала новой эры). Этот период включает в себя Пар учёных, народных руководителей и знатоков Галахи (их имена упоминаются в первой главе трактата «Поучения отцов» и во второй главе трактата «Хагига»).
+
-
##: Среди знатоков Галахи, которых мы знаем по именам из талмудической литературы периода, предшествовавшего «Парам», — [[Симон Праведный]] из «последних мужей» Великого Собрания и [[Антигон из Сохо]]. После последнего «Парного» наси Гилеля это звание унаследовал его сын Шимеон, а затем — сын Шимеона [[Раббан Гамлиэль старший]].
+
-
## Период [[танаим]] (от поколения, жившего во время гибели Второго Храма и до 220 г. н. э.). В этот период действовало пять поколений учёных, начиная с рабана Шимеона бен Гамлиэля и его современников и до рабби Иегуды Ганаси, редактора Мишны. Учёные последующего, шестого, поколения, к которым причисляют Хию Великого и его современников, были связующим звеном между периодом танаим и периодом амораим. От этого периода кодифицированной Мишны до нас дошли сборники Мидрашей и Барайты.
+
-
## Период [[амораим]] (от 220 г. до конца V века). В этот период в Эрец-Исраэль жили и действовали пять поколений амораим (до конца IV века), а в Вавилоне — семь поколений амораим. Этот период обогатил двумя Талмудами — Иерусалимским и Вавилонским.
+
-
## С конца седьмого поколения вавилонских амораим начинается переходный этап к периоду савораим (интерпретаторов). Он длится до конца VI века, а по мнению некоторых историков — до середины VII века. Эти учёные занимались, главным образом, завершением редактирования Вавилонского Талмуда, установлением правил окончательного решения (в пользу одного из вариантов) и законодательством.
+
-
# Раввинистический период - после завершения Талмуда:
+
-
## Период [[гаоны|гаонов]] (геоним). Он длился от конца периода савораим, примерно, до 1040 года, то есть до середины X века. Этот период получил название от почётного звания «гаон» (выдающийся учёный) — официальный титул глав ешив в Суре и в Пумбадите (Вавилония) того времени. Большую часть этого периода вавилонские ешивы остаются духовным центром всего еврейства, и их решения, как и ответы гаонов на запросы с мест, имели силу непреложного закона в большинстве еврейских общин. Гаоны стремились сделать Вавилонский Талмуд главным источником Галахи для всего еврейства, и это им удалось.
+
-
###: К числу наиболее известных гаонов относятся: Иегудаи, рав Амрам, [[Саадия Гаон]], рав Шмуэль бен Хофни, рав Шрира и его сын рав Гай.
+
-
###: В середине XI века закончился большой исторический период, когда существовал единый духовный центр для всей еврейской диаспоры. Отныне у каждого из центров появились свои руководители и учителя. Правда, и в дальнейшем сохранялась связь между разными центрами, и время от времени появлялись на горизонте выдающиеся личности, авторитет которых был гораздо большим и непреложным в ряде еврейских центров. Но гегемонии одного центра пришёл конец, и это имело далеко идущие последствия для развития еврейского права.
+
-
###: В период гаонов появились в еврейском праве первые признаки разделения галахической литературы на три разновидности, сохранившиеся и поныне: «Комментарии и Новшества», «Вопросы и Ответы» (сборники решений мудрецов по конкретным случаям); «Галахот и Поским» (сборники галахических и судебных постановлений).
+
-
## Этап [[ришоним]] (первых раввинов) — от XI и до XVI века, то есть до появления р. [[Каро, Йосеф|Иосефа Каро]] (Испания) и его знаменитого труда «[[Шулхан арух]]» («Накрытый стол») и рабби Моше Исерлеса из Кракова, автора капитального труда «Мапа» («Скатерть»), одного из величайших представителей польского семейства. Это классический этап раввинского периода, в котором гармонически сочетаются все три источника еврейского права — «Комментарии и Новшества», «Вопросы и Ответы» (еврейское прецедентное право), Галахот и Поским, связанные с кодификацией еврейского права. Начало этого этапа ознаменовалось расцветом испанского центра, в конце же наблюдается закат его и возвышение других центров — в Эрец-Исраэль, в странах Османской империи, в Польше и Литве.
+
-
## Этап [[ахароним]] (последних раввинов) — от Иосефа Каро и Исерлесе и до конца XVIII века и движения эмансипации. На этом этапе продолжается литературное творчество во всех упомянутых выше областях. Но особого расцвета достигает жанр «Вопросов и Ответов». От этого этапа к нам дошло много сборников Постановлений различных еврейских общин. Развитие и теоретическое обоснование этого источника права приходится на предыдущие этапы, но наибольшее количество дошедших до нас сборников падает именно на этот этап.
+
-
## Этап современности
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
<references />
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Талмуд]]
+
-
* [[Мишна]]
+
-
* [[Тосефта]]
+
-
* [[Гемара]]
+
-
* [[Мидраш]]
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* {{ЭЕЭ|14230|Устный Закон}}
+
-
* Открытый Университет "Устная Тора"
+
-
* [http://www.chassidus.ru/library/from_sinai/index.htm М. Пантелят. "От Синая до наших дней". Швут Ами, 1996] История передачи устной Торы
+
-
 
+
-
 
+
-
<!-- <ref>{{judaism-stub}}</ref> -->
+
-
 
+
-
[[Категория:Иудаизм]]
+
-
[[Категория:Еврейская философия]]
+
-
 
+
-
[[Категория:Мишна ]]
+
-
[[Категория:Талмуд]]
+
-
+
-
 
+
-
[[en:Oral Torah]]
+
-
[[cs:Ústní Tóra]]
+
-
[[fr:Torah SheBe'al Pe]]
+
-
[[he:תורה שבעל פה]]
+
-
[[ka:ზეპირი თორა]]
+
-
 
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 01:14, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Устная Тора
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация