Феодосия (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 16:08, 5 декабря 2010; Eytil2 (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск



Тип статьи: Текст унаследован из Википедии



Населённый пункт
{{{1}}}


Феодо́сия (укр. Феодосія, крымскотат. Kefe, Кефе, с греч. Θεοδοσία — «Богом данная») — портовый и курортный город юга Украины у Чёрного моря на юго-восточном побережье Крыма.

Содержание

История

Основная статья: История Феодосии

Основание города

Файл:Theodosia castle.JPG
Генуэзская крепость

Город был основан греческими колонистами из Милета в VI веке до н. э. С 355 года до н. э. Феодосия входила в состав Боспорского царства[1]. Разрушен гуннами в IV веке н. э. В этот период в городе и окрестностях жили аланы и поселение получило аланское название Ардабда (осет. «Авд-арди») — в переводе «семибожная». В V веке город перешёл под контроль Римской (Византийской) империи, в VI веке был захвачен хазарами, а затем вновь отошёл к Византии. На протяжении следующих веков существовал как небольшое селение, попавшее в XIII веке под влияние Золотой Орды. Впоследствии выкуплен генуэзскими купцами.

Генуэзский период

Генуэзцы создали процветающий торговый портовый город Каффа, который монополизировал торговлю в Чёрном море и служил главным портом и центром управления всех генуэзских колоний в Северном Причерноморье. В этот период город переживал свой расцвет. Генуэзцы поддерживали союзнические отношения с золотоордынскими ханами, которые формально являлись верховными владетелями территорий колоний, предоставляя им полное самоуправление в стенах городов, и назначая особого префекта из уроженцев Крыма для управления сельским округом кафинских владений[2].

Османский период

В 1475 году Каффа вместе со всеми генуэзскими владениями была аннексирована османскими войсками, во главе которых стоял полководец Гедик Ахмет Паша. Кефе (так турки называли Каффу) стал одним из главных турецких портов на Чёрном море, здесь находился крупнейший в Северном Причерноморье невольничий рынок, где ежегодно продавались тысячи невольников, захваченных крымскими татарами во время набегов на украинские, русские, польские земли. В османскую эпоху город часто называли Кючюк-Истанбул — Маленький Стамбул и Крым-Стамбул[3], подчеркивая его важность и большое население. В 1682 году в городе насчитывалось 4000 домов, 3200 мусульманских и 800 христианских. При турецком владычестве значение города понемногу снижалось, хотя он оставался укрепленным пунктом, однако сильно обезлюдел[3]. Важным промыслом в окрестностях Кафы была добыча самосадной соли в естественных лиманах[4].

В составе Российской империи

В 1771 году русские войска взяли Феодосию приступом; в 1774 году по Кучук-Кайнарджийскому миру он отошёл к России; в 1787 году включен был в состав Таврической области, тогда же, во время своего известного путешествия в Крым, его посетила императрица Екатерина II.


С 1796 году — в Новороссийской губернии; в 1798 году объявлен на 30 лет порто-франко; в 1802 году сюда переведены уездные учреждения и сам город выделен в особое градоначальство (упраздненное в 1827 г.); в 1804 году город получил свое древнее название Феодосия[3]. Несмотря на заботы правительства, Феодосия оставалась незначительным городом и начала развиваться после соединения её с внутренними губерниями России железной дорогой (1892). Во время организованного в 1778 году российским правительством переселения христианского населения Крыма в Приазовье, Кефе покинули 5511 армян, 1648 греков, 24 грузина. Население Феодосии было следующим: в 1829 г. — 3700, в 1838 г. — 4500, в 1861 г. — 8400, в 1874 г. — 10600, в 1894 г. — 17000[3].

В XIX веке в городе жил и работал великий художник-маринист Иван Константинович Айвазовский. В 1892—1895 годах в Феодосию была проведена железнодорожная ветка из Джанкоя, а в 1899 году построен новый морской порт. Это способствовало промышленному развитию и росту города. В 1897 году в Феодосии насчитывалось 27238 жителей (15995 мужчин и 11243 женщин), в том числе русских — 16000, татар — 3200, евреев — 3000, караимов — 1700, армян — 1500, других национальностей — 1800[3].

Революция и гражданская война

Непосредственно с Феодосией связаны бои частей советской Республики Таврида против австро-германских, англо-французских войск и воинских частей Белого движения[5]. В 20-х числах апреля 1918 года 2-ой Феодосийский полк предпринял попытку контрнаступления, сковавшую немецкие части на несколько дней. Во времена врангелевского правления в Феодосии действовал большевистский отряд И. А. Назукина, 28 участников которого были разоблачены контрразведкой и казнены в начале 1920 года[6]. Окончательно советская власть в Феодосии была установлена в ноябре 1920 году.

Великая Отечественная война

Основная статья: Керченско-Феодосийская десантная операция

В первый раз немецкие войска заняли Феодосию в ноябре 1941[7]. 26—30 декабря в порту Феодосии был высажен крупный десант Красной Армии. На три недели город вновь стал советским. 18 января 1942 город был вновь занят немецкими войсками. Окончательно Феодосия была освобождена 13 апреля 1944 года в ходе общего наступления Красной Армии.

Тяжелые бои привели к разрушению значительной части города. Город получил орден Отечественной войны I степени.

Послевоенный период

В 1954 году Феодосия в составе Крымской области была передана Украинской ССР. В начале 1970-х город получил статус курорта.

В начале 1990-х годов население города увеличивается в основном за счёт возвращающихся из мест спецпоселений крымских татар[8]. В конце XX — начале XXI века население города постепенно уменьшается, в связи с иссечением основного источника прироста — миграции.

Согласно данным Организации еврейских общин Украины в 1989 году в Феодосии проживало 193 еврея[9] (0,2 %).

Файл:Караимская кенасса в Феодосии.png


Феодосийская кенасса

Феодосийская синагога — перестроена в Дом офицеров флота<ref name="Лихотворик1"

Евреи в Феодосии

Нижеследующий текст взят из ЭЕЗ и должен быть обработан

ФЕОДО́СИЯ (с 1266 г. по 1783 г. — Кафа), портовый город на юго-восточном берегу Крымского полуострова (см. Крым). На Южном берегу Крыма с середины 6 в. до н. э. существовала греческая колония Феодосия-Кафа, с 380-х гг. до н. э. входившая в состав Боспорского царства. В 4 в. н. э. Феодосия была разрушена гуннами. Однако археологические раскопки, проведенные в нынешней Феодосии, не обнаружили следов поселения до середины 13 в. В связи с этим часть ученых предполагает, что отождествление генуэзской колонии Кафа, основанной примерно в 1266 г., с античной колонией Феодосия ошибочно. В 13–15 вв. Кафа стала крупнейшим центром международной торговли в Северном Причерноморье, основным портом для товаров, вывозимых из Крымского ханства, обеспечивая тем самым связь европейских рынков с Востоком.

С конца 13 в. в Кафе начинают селиться евреи из Византии, Италии и Персии, а также остатки иудейских общин Боспора, которые сформировались в хазарский период (см. Хазария). В 1309 г. в Кафе строится большая синагога (датировка ее постройки в 909 г., по всей видимости, ошибочна), в генизе которой А. Фирковичем были обнаружены многочисленные еврейские рукописи. На деревянной доске ковчега синагоги находилась надпись от 1404 г. о пожертвовании, сделанном азовскими караимами, а на ее стене была прибита мраморная доска, датированная 1460 г., с надписью на иврите: «Со знанием построй дом и с разумом подготовь; пошли Спасителя собирать изгнанников Израиля». В 14–15 вв. Кафа наряду с Солхатом (ныне Старый Крым) была основным центром распространения еврейской диаспоры в Крыму.

Важнейшим источником для изучения крымских общин раббанитов (см. Крымчаки) и караимов этого периода являются приписки на еврейских рукописях, оставляемые обычно их переписчиками и владельцами. Некоторые из них с упоминанием Кафы, содержащиеся в собрании Фирковича, датированы 8–10 вв., однако датировки на них, вероятно, подделаны, так как Кафа была основана, по археологическим данным, в 13 в.

Самая ранняя из аутентичных приписок с упоминанием Кафы — посвящение в 1277 г. общине рукописи Торы тремя братьями, сыновьями Ицхака, — Аврахамом, Мордехаем и Иосефом. В 1359 г. Шломо бен Я‘аков переписал в Кафе комментарий Аврахама Ибн Эзры на Тору. Значительное количество рукописей Библии и текстов караимских сочинений из Византии были переписаны караимом Хизкией бен Элия, жившим в Кафе и Солхате в 1360–80-х гг. На рукописи караимского сочинения «Ган Эден» («Райский сад») Ахарона бен Элияху, переписанного в Кафе в 1424 г. Адонией Кирици бен Элия, сохранилась записка-соглашение членов караимской общины Кафы о запрете выноса этой рукописи из караимской кенассы (синагоги). Соглашение скреплено несколькими подписями, в том числе некоего Эмина, управляющего местным монетным двором.

В коллекции Фирковича сохранилось также послание караима из Кафы к единоверцам из общины Киева от 1481 г., свидетельствующее о распространении сочинений византийских караимов в Восточной Европе. Известны также писцы-раббаниты из Кафы: Моше, переписавший в 1483 г. комментарий Раши на Мишлей Шломо (см. Притчей Соломоновых книга) и сочинение «Седер олам», а также Элия бен Я‘аков Манто, переписавший в 1488 г. сочинения А. Ибн Эзры.

Ряд сведений о жизни еврейской общины Кафы 14–15 вв. можно почерпнуть из различных источников. Под 1346 г. русская летопись упоминает местных «жидов» в числе пострадавших от эпидемии чумы (см. «Чёрная смерть»). Немецкий путешественник И. Шпильтбергер, предпринимавший путешествия по Крыму с 1394 г. по 1427 г., отмечал: «В Кафе есть два рода евреев [караимы и раббаниты], которые имеют две синагоги в городе и четыре тысячи домов в предместье». Устав генуэзских колоний на Черном море от 1449 г. свидетельствует о покровительстве генуэзских властей евреям Кафы: «В случае, если епископ не подчиняется постановлениям консула, то консул и совет старейшин обязаны позаботиться о том, чтобы евреи были безопасны от великого грабительства, посягательства на имение, когда кто умрет без завещания, а также и других притеснений упомянутого епископа».

Сохранилась петиция евреев Кафы от 28 июня 1455 г., адресованная правлению банка Святого Георгия в Генуе, получившему в 1453 г. право контроля над черноморскими владениями Генуи. В ней евреи просили оставить комендантом Кафы Бонавентуру, который умел навести порядок в городе и защитить его население. Среди подписей под петицией наряду с традиционными еврейскими именами встречаются такие, как Анурпотан, Адолкарем, Кая, Сагеди, Кокос, Мелица, Янибай, большинство из которых относится к именнику турецких и итальянских евреев.

Расцвет еврейской общины продолжался и после перехода города под власть Турции в 1475 г. В это время община Кафы была единственной значительной еврейской общиной Крыма.

В 1470–80-х гг. великий московский князь Иван III вел активную переписку с богатым и влиятельным евреем Кафы — Хозей Кокосом. Хозя Кокос выступал посредником при заключении союза между Иваном III и крымским ханом Менгли-Гиреем, при освобождении русских пленников, а также при сватовстве сына Ивана III к дочери православного князя Мангупа.

После перехода Кафы под власть Османской империи начинается массовый приток евреев из Стамбула, усиливший в кафской общине влияние литургии романиотов. В это же время до Крыма доходит волна изгнанников из Испании и Португалии, а после изгнания евреев из Литвы в 1495 г. в Кафу попадают ашкеназы.

Противоречия в галахической и ритуальной практике различных еврейских этнолингвистических групп Кафы привели к столкновениям в общине. Однако главному раввину Кафы Моше бен Я‘акову из Киева (Моше ха-Гола) удалось примирить противоречия и составить взаимоприемлемые правила общинного устройства. В 1510–15 гг. он выработал новый, универсальный порядок богослужения, который был кодифицирован в знаменитом «Махзоре минхаг Кафа». В основу этого молитвенника был положен ритуал романиотов и были включены элементы литургии выходцев из Персии и Восточной Европы, а также оригинальные молитвы, сочиненные в Крыму.

Согласно сообщениям польского посла в Крыму М. Броневского («Описания Татарии», Кельн, 1595), доминиканского монаха Жана де Люка (1625) и префекта Кафы доминиканца Д’Асколи (1634), евреи Кафы в 16–17 вв. были подданными крымского хана, платили ему налоги наравне с остальным населением, возделывали прекрасные сады и виноградники, занимались работорговлей и осуществляли посредничество при выкупе пленных. В 16 в. в Кафе проживали 92 еврейские семьи и один бобыль (включая караимов). Известно послание раббанитов-галахистов Кафы стамбульскому раввину Элияху ха-Леви (середина 16 в.). В нем содержались семь вопросов, связанных со взаимоотношениями евреев-раббанитов (крымчаков) с караимами и местным нееврейским населением. По мере уменьшения торговой роли Кафы большинство крымчаков в 16–17 вв. переселилось в Карасу-базар (ныне Белогорск), который стал новым экономическим центром Крымского ханства.

Известны также несколько оригинальных сочинений караимов Кафы 17 в. Так, глава караимской общины Кафы Моше бен Элияху ха-Леви Ирушалми, посетивший в 1654–55 гг. Иерусалим с группой караимских и крымчакских паломников, оставил помимо описания своей поездки также ряд драшот (см. Проповедь) по разным религиозным и галахическим вопросам: о молитве, о правилах соблюдения траура, о выполнении заповедей Торы, о благотворительности и т. д. Я‘аков бен Мордехай, известный как переписчик множества еврейских рукописей, издал также стихотворный сборник «Пниней мелицот» («Жемчужины красноречия», 1674).

Сохранилась драша, произнесенная по поводу Ава девятого Элишей, посланцем Эрец-Исраэль от общины Иерусалима, выполнявшим эту миссию в Крыму в конце 17 в. Фиркович же бездоказательно относил деятельность посланцев Эрец-Исраэль Элиши, Эфраима и Хануки ко второй половине 10 в., считая их инициаторами обращения караимов Кафы в раббанитский иудаизм. В 18 в. крымчаки и караимы Кафы также совершали паломничества в Иерусалим. Одна из таких поездок описана в сочинении Иехуды бен Шмария, хаззана еврейской общины Кафы.

После присоединения к России в 1783 г. Крым был включен в район, где разрешалось селиться евреям (впоследствии названный чертой оседлости). Численность еврейского населения Феодосии (переименована в 1783 г.) быстро росла за счет переселения в Крым ашкеназских евреев, которые в 19 в. составили большинство среди евреев города. В Феодосии проживала также значительная община караимов. В 1897 г. еврейское население Феодосии (включая крымчаков) насчитывало 3109 человек. В начале 20 в. в Феодосии функционировали талмуд-тора (с вечерними курсами), частные еврейские школы (три мужских и две женские), воскресная школа.

В феврале 1905 г. в городе произошел еврейский погром (обошлось без человеческих жертв). Во время второго погрома, 19–21 октября 1905 г., было убито более 20 евреев. Еврейская самооборона пыталась оказать сопротивление погромщикам, которые подожгли здание городской управы, где укрылись евреи и представители русской интеллигенции и молодежи, принимавшие участие в праздничном митинге по поводу царского манифеста 17 октября. Только вмешательство войск и православного священника предотвратило уничтожение всех находившихся в здании управы.

В 1912 г. в Феодосии проживало около 750 караимов.

В годы гражданской войны еврейское население Феодосии увеличилось за счет многочисленных беженцев из Украины и Центральной России. Часть еврейского населения эмигрировала из Крыма в ноябре 1920 г. вместе с армией генерала П. Врангеля. В 1920-е гг. органы советской власти закрыли многие еврейские учреждения, в первую очередь, синагоги и религиозные школы. Так, в 1923 г. в Феодосии была закрыта Старая синагога (старейшая на территории Советского Союза). В синагоге были конфискованы 27 свитков Торы, различные изделия из серебра и золота. В середине 1920-х гг. в Феодосии подпольно действовала группа социалистического движения Ха-Шомер ха-ца‘ир. В 1926 г. в Феодосии проживало 3807 евреев (включая крымчаков).

2 ноября 1941 г. Феодосия была занята немецкими войсками. Части еврейского населения удалось эвакуироваться. 4 декабря 1941 г. были расстреляны несколько тысяч евреев Феодосии, а 15 декабря 1941 г. — все крымчаки. Немцы взорвали здание Старой синагоги.

В 1948 г. в Крыму проживало около 170 крымчаков, из них в Феодосии — несколько десятков семей. Согласно переписям, в Феодосии проживало: в 1959 г. — примерно 800 евреев, в 1979 г. — около 700, в 1980 г. — около 800, в 1989 г. — около 600, а также по несколько десятков семей крымчаков. В середине 1990-х гг. в Феодосии были открыты филиалы Крымского общества еврейской культуры и общества крымчаков «Крымчахлар».ar:فيودوسيا bg:Феодосия ca:Feodòssia crh:Kefe cs:Feodosijaeo:Teodoziofi:Feodosijaja:フェオドシヤ ko:페오도시야 lij:Caffa lv:Feodosija nl:Feodosija nn:Feodosija no:Feodosija os:Феодоси pl:Teodozja (miasto) pt:Teodósia ro:Feodosia sk:Feodosija sv:Feodosija tr:Feodosyazh:费奥多西亚


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация