Финкель, Натан Цви

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Ссылки)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(дополнение)
Строка 1: Строка 1:
 +
{{Остатье\ЭЕЭ
 +
|ТИП СТАТЬИ=1
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|УРОВЕНЬ=
 +
|НАЗВАНИЕ=
 +
|ПОДЗАГОЛОВОК=
 +
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
 +
|АВТОР2=
 +
|ТЕМА=
 +
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
 +
|ИЗ ЦИКЛА=
 +
|ПУБЛИКАЦИИ=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ИСТОЧНИК=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
}}
 +
{{Персона
{{Персона
|имя              = Натан Цви бен Моше Финкель
|имя              = Натан Цви бен Моше Финкель
Строка 9: Строка 28:
|дата рождения    = 1849
|дата рождения    = 1849
|место рождения  = {{МестоРождения|Расейняй}}, [[Россия]]
|место рождения  = {{МестоРождения|Расейняй}}, [[Россия]]
-
|гражданство      = {{Флагификация|Россия}}
+
|гражданство      =  
|религия          = иудаизм
|религия          = иудаизм
|дата смерти      = 1927
|дата смерти      = 1927
-
|место смерти    = {{Место смерти|Иерусалим}}
+
|место смерти    = {{Флагификация|Израиль}} {{Место смерти|Иерусалим}}
|отец            =  
|отец            =  
|мать            =  
|мать            =  
Строка 18: Строка 37:
|дети            =  
|дети            =  
}}
}}
-
'''Натан Цви Финкель''' (''Носон Цви'', или ''Нота-Хирш Финкель''; [[1849]], [[Расейняй]], [[Российская Империя]], ныне [[Литва]] — [[1927]], [[Иерусалим]]) — [[раввин]], основатель [[Иешива «Слободка»|иешивы «Слободка»]], видный деятель движения «[[Мусар]]», педагог, известен также как «{{lang-he|Saba mi-Slobodka}}» («дедушка из Слободки»).
+
'''Натан Цви Финкель''' (נתן צבי פינקל - ''Носон Цви'', или ''Нота-Хирш Финкель''; [[1849]], [[Расейняй]], [[Российская Империя]], ныне [[Литва]] — [[1927]], [[Иерусалим]]) — [[раввин]], основатель [[Иешива «Слободка»|иешивы «Слободка»]], видный деятель движения «[[Мусар]]», педагог, известен также как «{{lang-he|סבה מסלובודקה}}» («дедушка из Слободки»).
 +
== Биография ==
 +
Осиротел в раннем детстве и воспитывался в доме дяди в [[Вильнюс|Вильне]]. Уже в 15 лет приобрел славу блестящего талмудиста. После женитьбы жил в доме тестя в местечке Кельмы Ковенской губернии.
-
Рав Финкель осиротел в раннем детстве, воспитывался у дяди в Вильне, к 15 годам уже имел репутацию блестящего талмудиста. После женитьбы жил в доме тестя близ [[Ковно]]. В 1871 году Финкель ознакомился с системой «[[мусар]]» и стал её приверженцем и пропагандистом<ref name="encyclo">{{ЭЕЭ|14289|Финкель Натан Цви}}</ref>.
+
Финкель отличался ораторскими способностями, и его приглашали в качестве [[Маггид|маггида]] в окрестные местечки. В 1871 г. на одном из его выступлений в Россиенах присутствовал местный раввин Александр Моше Лапидот (1819–1906), один из ближайших последователей основателя движения Мусар раввина [[Салантер, Исраэль|И. Салантера]]. Он рекомендовал Финкеля раввину С. З. Бройде (1824–98), известному как hа-Сабба ми-Кельм (Дедушка из Кельм), одному из руководителей движения Мусар. Под влиянием Бройды Финкель стал горячим приверженцем нового движения. Бройда основал в Кельме [[Иешива|иешиву]] «Бет-Талмуд», впоследствии она стала ведущей иешивой движения Мусар в местечке Тробин (ныне Тробиня, Латвия). Финкель помогал Бройде руководить иешивой, однако вскоре между ними возникли разногласия относительно путей развития учения. Финкель придавал интеллектуальному постижению морали большее значение, чем его учитель. Финкель оставил Тробин и решил посвятить себя распространению учения Мусар и развитию системы преподавания [[Тора|Торы]] (Пятикнижия). Большинство из существовавших в то время в Восточной Европе иешив не имело четкой программы преподавания, кроме того, не оказывало помощи семейным ученикам, поэтому многие молодые люди были вынуждены оставлять учение сразу после женитьбы.
-
Сумел добыть средства в [[Берлин]]е на создание иешивы нового типа — {{не переведено|есть=:en:Kollel|надо=коллел|текст=«коллел»}}, куда принимали с экзаменом уже женатых учеников и платили им стипендию. Такие иешивы существуют и по сей день. Создал иешивы и отделения в Ковно, Брянске, Шклове, Гродно, Тельше, Слободке и Слуцке<ref name="encyclo" />.
+
В [[Иешива «Слободка»|Слободке]] раввин Финкель занимал должность [[машгиах]]а (специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного). Рабби Финкель проводил поиск перспективных учеников по всей Европе, особо одарёнными занимался лично, и даже размещал у себя в доме, как, например, будущего выдающегося раввина [[Вайнберг, Иехиэль Яаков|Иехиэля Яакова Вайнберга]].<ref name="early4-5" >{{Книга:Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy|часть=Early Life|pages=5-10}}</ref>
-
В [[Иешива «Слободка»|Слободке]] раввин Финкель занимал должность {{lang-he|mashgiah}}<ref>Трудно переводимое слово, обычное значение «надзиратель» (например, за кошерностью пищи), но здесь скорее заместитель по воспитанию, завуч.</ref>. Рабби Финкель проводил поиск перспективных учеников по всей Европе, особо одарёнными занимался лично, и даже размещал у себя в доме, как, например, будущего выдающегося раввина [[Вайнберг, Иехиэль Яаков|Иехиэля Яакова Вайнберга]].<ref name="early4-5" >{{Книга:Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy|часть=Early Life|pages=5-10}}</ref>
+
Через одного из своих родственников Финкель познакомился с берлинским предпринимателем и филантропом О. Лехманом и убедил его выделить значительную сумму на нужды религиозного образования. На эти деньги Финкель организовал в 1880 г. в Ковне учебное заведение нового типа - [[колел]] был предназначен для способных женатых молодых людей, которые хотели углубить свои знания. Их принимали после вступительных экзаменов, и они получали ежемесячную стипендию. Первоначально колел не имел своего помещения и определенной программы, каждый из учеников занимался у себя дома или в [[Бет-Мидраш]]е. Основной задачей обучения в колеле Финкель считал подготовку нового поколения раввинов, способных принять на себя духовное руководство общинами. Новая система обучения получила вскоре всеобщее признание в еврейском религиозном мире.
 +
 
 +
В 1881 г. Финкель издал под своей анонимной редакцией книгу «Эц при» («Плодоносное древо»), в которой были собраны выступления лидеров движения Мусар — раввина И. Салантера, раввина [[Спектор, Ицхак Элханан|И. Э. Спектора]], раввина А. М. Лапидота (см. выше) и раввина И. М. hа-Кохена. Это был один из первых сборников, в котором представлены основные направления этого учения. В предисловии Финкель выдвинул программу возрождения традиционного еврейского образования.
 +
 
 +
В 1881 г. Финкель основал иешиву в [[Тельшяй|Тельшяе]], а в 1882 г. — в пригороде Ковны Слободка (см. [[Слободская Иешива|Слободская иешива]]). Иешива «Кнесет-Исраэль», духовным руководителем которой Финкель был до конца жизни, вскоре стала одной из крупнейших и наиболее значительных в мире. Финкель приглашал в иешиву раввинов, имевших репутацию крупнейших галахических (см. [[Галаха]]) авторитетов. Он отказывался получать плату за свою деятельность и жил за счет доходов от торговли, которую вела его жена.
В движении «[[мусар]]» были разные направления. В иешиве в [[Новогрудок|Наваградаке (Новардок)]], например, всё время проповедывали ничтожество человека, в то время как в Слободке царило более оптимистическое учение Финкеля, где большую роль играло понятие о достоинстве и величии Человека. Финкель стремился к тому, чтобы иешиботники пользовались уважением, чтобы они были хорошо одеты по текущей буржуазной моде, придавалось значение личной гигиене.<ref name="early4-5" />
В движении «[[мусар]]» были разные направления. В иешиве в [[Новогрудок|Наваградаке (Новардок)]], например, всё время проповедывали ничтожество человека, в то время как в Слободке царило более оптимистическое учение Финкеля, где большую роль играло понятие о достоинстве и величии Человека. Финкель стремился к тому, чтобы иешиботники пользовались уважением, чтобы они были хорошо одеты по текущей буржуазной моде, придавалось значение личной гигиене.<ref name="early4-5" />
Строка 30: Строка 55:
Система «мусар» подразумевала большую самоотдачу учеников, их сосредоточение на Торе и изоляция от посторонних влияний. В иешиве бытовало мнение, что администрация осуществляет надзор за учениками, в частности через агентов в их собственной среде. Финкель использовал дифференцированную стипендию с предпочтением к более верным последователям его движения.<ref name="early4-5" />  
Система «мусар» подразумевала большую самоотдачу учеников, их сосредоточение на Торе и изоляция от посторонних влияний. В иешиве бытовало мнение, что администрация осуществляет надзор за учениками, в частности через агентов в их собственной среде. Финкель использовал дифференцированную стипендию с предпочтением к более верным последователям его движения.<ref name="early4-5" />  
-
Но и в «Слободки» были противники «мусара», что привело в [[1897 год]]у к расколу. Определённую роль сыграло тяготение студентов к [[Гаскала|Гаскале]] и [[сионизм]]у, с которыми боролся Финкель.  
+
Но и в «Слободки» были противники «мусара», что привело в [[1897 год]]у к расколу, Финкель основал отделение Слободской иешивы в Слуцке (при поддержке сына, см. [[Финкель Элиэзер Иехуда Бен Натан Цви|Э. Финкель]]), а затем отделения и независимые иешивы в Брянске, Лодзи, Шклове, Гродно и других городах. С начала Первой мировой войны Финкель переехал вместе с иешивой в Минск, в 1916 г. — в Кременчуг, в 1920 г. вернулся в Ковно. В 1921 г. восстановил в Слободке [[колел]]: студенты должны были заниматься не менее пяти лет по единой программе и в отдельном помещении.
-
В ходе [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] иешива часть времени была закрыта, Финкель был арeстован немецкими властями, перезжал с места на место: [[Минск]], [[Кременчуг]], [[Ковно]], снова Слободка. Иешива восстановила уровень к 1920 году, после чего начался новый расцвет. Количество учеников дошло до 500<ref name="encyclo" />.
+
В 1924 г. правительство Литвы лишило студентов еврейских религиозных учебных заведений, в которых не изучался литовский язык и предметы гимназического курса, права на освобождение от армейской службы. Финкель решил перевести часть иешивы в [[Эрец-Исраэль]], в [[Хеврон]], и в 1925 г. сам переехал туда. Продолжал руководить иешивой, невзирая на преклонный возраст, и занял видное положение в жизни общины Хеврона.  
-
В [[1925 год]]у правительство независимой [[Литва|Литвы]] поставило иешиву перед выбором: ввести светские предметы или потерять право на освобождение учеников от армии. Финкель не пошёл на компромисс, а открыл отделение иешивы в Палестине в городе [[Хеврон]], куда переехала основная масса учеников и преподавателей. Сам Финкель, невзирая на преклонный возраст играл в иешиве большую роль и в Хевроне. Финкель скончался в Иерусалиме в [[1927 год]]у, и не увидел уже печально известный [[Погром в Хевроне (1929)|погром 1929 года в Хевроне]], после которого иешива переехала в [[Иерусалим]]. Один из сыновей — Моше Финкель умер в Палестине при жизни отца в [[1925 год]]у, другой сын Шмуэль руководил иешивой в [[Гродно]]<ref name="encyclo" />.
+
Финкель скончался в Иерусалиме в [[1927 год]]у, и не увидел уже печально известный [[Погром в Хевроне (1929)|погром 1929 года в Хевроне]], после которого иешива переехала в [[Иерусалим]]. Один из сыновей — Моше Финкель умер в Палестине при жизни отца в 1925 году, другой сын, Шмуэль руководил иешивой в [[Гродно]]
 +
Финкель не оставил после себя печатных трудов (кроме предисловия к сборнику «Эц при»). Его беседы, записанные учениками, были изданы под названием «Ор hа-цафун» («Скрытый свет», 1928–29 гг. и 1959–68 гг.), «Твуна» («Разумение», 1928), «Орот» («Свет», 1939), «Сихот hа-Сабба ми-Слободка» («Беседы Дедушки из Слободки», 1955).
 +
 +
В иешивах, которые основал и которыми руководил Финкель, получили образование тысячи учеников, многие из них стали выдающимися раввинами, руководителями иешив и общественными деятелями. В настоящее время значительная часть так называемых литовских иешив в Израиле принадлежит к направлению, основанному Финкелем.
== Примечания ==
== Примечания ==
{{reflist|2}}
{{reflist|2}}
== Ссылки ==
== Ссылки ==
-
* {{ЭЕЭ|14289|Финкель Натан Цви}}
 
* [http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/18-4/062.htm Соколов, Нахум] в «Еврейской энциклопедии» Брокгауза и Эфрона.
* [http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/18-4/062.htm Соколов, Нахум] в «Еврейской энциклопедии» Брокгауза и Эфрона.
*{{книга |автор = Marc B. Shapiro|часть = |заглавие = Между Иешивой и современным миром. Жизнь и труды рабби Иехиэля Яакова Вайнберга. 1884-1966. |оригинал = Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy. The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg. 1884-1966|ссылка = |издание = |ответственный = |место = London. Portland, Oregon.|издательство = The Littman library of Jewish Civilization |год = 1999|том = |страницы = |страниц = 283|isbn = 1-874774-52-8}}
*{{книга |автор = Marc B. Shapiro|часть = |заглавие = Между Иешивой и современным миром. Жизнь и труды рабби Иехиэля Яакова Вайнберга. 1884-1966. |оригинал = Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy. The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg. 1884-1966|ссылка = |издание = |ответственный = |место = London. Portland, Oregon.|издательство = The Littman library of Jewish Civilization |год = 1999|том = |страницы = |страниц = 283|isbn = 1-874774-52-8}}
-
 
+
{{ElevenCopyRight|14289|ФИНКЕЛЬ Натан Цви бен Моше}}
<!-- <ref>{{Stub-meta
<!-- <ref>{{Stub-meta
| article  = о [[раввин]]е
| article  = о [[раввин]]е
Строка 57: Строка 84:
[[Категория:Раввины России]]
[[Категория:Раввины России]]
   
   
-
 
+
<!--
[[en:Nosson Tzvi Finkel (Slabodka)]]
[[en:Nosson Tzvi Finkel (Slabodka)]]
[[he:נתן צבי פינקל]]
[[he:נתן צבי פינקל]]
-
[[yi:נתן צבי פינקל]]
+
[[yi:נתן צבי פינקל]] -->
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Версия 13:39, 26 июля 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Натан Цви бен Моше Финкель
Нота-Хирш Финкель
Файл:Alter of Slabodka.jpg
Род деятельности:

раввин , основатель иешивы «Слободка», видный деятель движения «Мусар»

Дата рождения:

1849 год(1849)

Место рождения:

Расейняй, Россия

Дата смерти:

1927 год(1927)

Место смерти:

Израиль Израиль Иерусалим

Натан Цви Финкель (נתן צבי פינקל - Носон Цви, или Нота-Хирш Финкель; 1849, Расейняй, Российская Империя, ныне Литва — 1927, Иерусалим) — раввин, основатель иешивы «Слободка», видный деятель движения «Мусар», педагог, известен также как «ивр. סבה מסלובודקה‎» («дедушка из Слободки»).

Биография

Осиротел в раннем детстве и воспитывался в доме дяди в Вильне. Уже в 15 лет приобрел славу блестящего талмудиста. После женитьбы жил в доме тестя в местечке Кельмы Ковенской губернии.

Финкель отличался ораторскими способностями, и его приглашали в качестве маггида в окрестные местечки. В 1871 г. на одном из его выступлений в Россиенах присутствовал местный раввин Александр Моше Лапидот (1819–1906), один из ближайших последователей основателя движения Мусар раввина И. Салантера. Он рекомендовал Финкеля раввину С. З. Бройде (1824–98), известному как hа-Сабба ми-Кельм (Дедушка из Кельм), одному из руководителей движения Мусар. Под влиянием Бройды Финкель стал горячим приверженцем нового движения. Бройда основал в Кельме иешиву «Бет-Талмуд», впоследствии она стала ведущей иешивой движения Мусар в местечке Тробин (ныне Тробиня, Латвия). Финкель помогал Бройде руководить иешивой, однако вскоре между ними возникли разногласия относительно путей развития учения. Финкель придавал интеллектуальному постижению морали большее значение, чем его учитель. Финкель оставил Тробин и решил посвятить себя распространению учения Мусар и развитию системы преподавания Торы (Пятикнижия). Большинство из существовавших в то время в Восточной Европе иешив не имело четкой программы преподавания, кроме того, не оказывало помощи семейным ученикам, поэтому многие молодые люди были вынуждены оставлять учение сразу после женитьбы.

В Слободке раввин Финкель занимал должность машгиаха (специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного). Рабби Финкель проводил поиск перспективных учеников по всей Европе, особо одарёнными занимался лично, и даже размещал у себя в доме, как, например, будущего выдающегося раввина Иехиэля Яакова Вайнберга.[1]

Через одного из своих родственников Финкель познакомился с берлинским предпринимателем и филантропом О. Лехманом и убедил его выделить значительную сумму на нужды религиозного образования. На эти деньги Финкель организовал в 1880 г. в Ковне учебное заведение нового типа - колел был предназначен для способных женатых молодых людей, которые хотели углубить свои знания. Их принимали после вступительных экзаменов, и они получали ежемесячную стипендию. Первоначально колел не имел своего помещения и определенной программы, каждый из учеников занимался у себя дома или в Бет-Мидраше. Основной задачей обучения в колеле Финкель считал подготовку нового поколения раввинов, способных принять на себя духовное руководство общинами. Новая система обучения получила вскоре всеобщее признание в еврейском религиозном мире.

В 1881 г. Финкель издал под своей анонимной редакцией книгу «Эц при» («Плодоносное древо»), в которой были собраны выступления лидеров движения Мусар — раввина И. Салантера, раввина И. Э. Спектора, раввина А. М. Лапидота (см. выше) и раввина И. М. hа-Кохена. Это был один из первых сборников, в котором представлены основные направления этого учения. В предисловии Финкель выдвинул программу возрождения традиционного еврейского образования.

В 1881 г. Финкель основал иешиву в Тельшяе, а в 1882 г. — в пригороде Ковны Слободка (см. Слободская иешива). Иешива «Кнесет-Исраэль», духовным руководителем которой Финкель был до конца жизни, вскоре стала одной из крупнейших и наиболее значительных в мире. Финкель приглашал в иешиву раввинов, имевших репутацию крупнейших галахических (см. Галаха) авторитетов. Он отказывался получать плату за свою деятельность и жил за счет доходов от торговли, которую вела его жена.

В движении «мусар» были разные направления. В иешиве в Наваградаке (Новардок), например, всё время проповедывали ничтожество человека, в то время как в Слободке царило более оптимистическое учение Финкеля, где большую роль играло понятие о достоинстве и величии Человека. Финкель стремился к тому, чтобы иешиботники пользовались уважением, чтобы они были хорошо одеты по текущей буржуазной моде, придавалось значение личной гигиене.[1]

Система «мусар» подразумевала большую самоотдачу учеников, их сосредоточение на Торе и изоляция от посторонних влияний. В иешиве бытовало мнение, что администрация осуществляет надзор за учениками, в частности через агентов в их собственной среде. Финкель использовал дифференцированную стипендию с предпочтением к более верным последователям его движения.[1]

Но и в «Слободки» были противники «мусара», что привело в 1897 году к расколу, Финкель основал отделение Слободской иешивы в Слуцке (при поддержке сына, см. Э. Финкель), а затем отделения и независимые иешивы в Брянске, Лодзи, Шклове, Гродно и других городах. С начала Первой мировой войны Финкель переехал вместе с иешивой в Минск, в 1916 г. — в Кременчуг, в 1920 г. вернулся в Ковно. В 1921 г. восстановил в Слободке колел: студенты должны были заниматься не менее пяти лет по единой программе и в отдельном помещении.

В 1924 г. правительство Литвы лишило студентов еврейских религиозных учебных заведений, в которых не изучался литовский язык и предметы гимназического курса, права на освобождение от армейской службы. Финкель решил перевести часть иешивы в Эрец-Исраэль, в Хеврон, и в 1925 г. сам переехал туда. Продолжал руководить иешивой, невзирая на преклонный возраст, и занял видное положение в жизни общины Хеврона.

Финкель скончался в Иерусалиме в 1927 году, и не увидел уже печально известный погром 1929 года в Хевроне, после которого иешива переехала в Иерусалим. Один из сыновей — Моше Финкель умер в Палестине при жизни отца в 1925 году, другой сын, Шмуэль руководил иешивой в Гродно

Финкель не оставил после себя печатных трудов (кроме предисловия к сборнику «Эц при»). Его беседы, записанные учениками, были изданы под названием «Ор hа-цафун» («Скрытый свет», 1928–29 гг. и 1959–68 гг.), «Твуна» («Разумение», 1928), «Орот» («Свет», 1939), «Сихот hа-Сабба ми-Слободка» («Беседы Дедушки из Слободки», 1955).

В иешивах, которые основал и которыми руководил Финкель, получили образование тысячи учеников, многие из них стали выдающимися раввинами, руководителями иешив и общественными деятелями. В настоящее время значительная часть так называемых литовских иешив в Израиле принадлежит к направлению, основанному Финкелем.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Marc B. Shapiro. Early Life // Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy: The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg, 1884–1966. — London; Portland, Or.: Littman Library of Jewish Civilization., 1999. — P. 5-10. — 288 p. — ISBN 1-874774-52-8. [— ISBN 978-1-874774-91-4 (2nd ed., 2002).] — (англ.) Между миром иешив и современной ортодоксией. Жизнь и труды рабби Иехиэля Якоба Вайнберга, 1884–1966

Ссылки

  • Соколов, Нахум в «Еврейской энциклопедии» Брокгауза и Эфрона.
  • Marc B. Shapiro Между Иешивой и современным миром. Жизнь и труды рабби Иехиэля Яакова Вайнберга. 1884-1966. = Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy. The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg. 1884-1966. — London. Portland, Oregon.: The Littman library of Jewish Civilization, 1999. — 283 с. — ISBN 1-874774-52-8
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ФИНКЕЛЬ Натан Цви бен Моше в ЭЕЭ
Время деятельности Финкель, Натан Цви в истории иудаизма

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация