Финкель, Натан Цви

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «а-Кохен» на «а-Коhен»)
(Перенаправление на ej:Финкель, Натан Цви)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Финкель, Натан Цви]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}}
+
-
 
+
-
{{Персона
+
-
|имя              = Натан Цви бен Моше Финкель
+
-
|оригинал имени  = Нота-Хирш Финкель
+
-
|портрет          = Alter of Slabodka.jpg
+
-
|размер          = 200px
+
-
|описание        =
+
-
|имя при рождении =
+
-
|род деятельности = {{Раввин|Ахроним|России|Эрец Исраэль|XX века}} , основатель [[Иешива «Слободка»|иешивы «Слободка»]], видный деятель движения «[[Мусар]]»
+
-
|дата рождения    = 1849
+
-
|место рождения  = {{МестоРождения|Расейняй}}, [[Россия]]
+
-
|гражданство      =
+
-
|религия          = иудаизм
+
-
|дата смерти      = 1927
+
-
|место смерти    = {{Флагификация|Израиль}} {{Место смерти|Иерусалим}}
+
-
|отец            =
+
-
|мать            =
+
-
|супруг          =
+
-
|дети            =
+
-
}}
+
-
'''Натан Цви Финкель''' (נתן צבי פינקל - ''Носон Цви'', или ''Нота-Хирш Финкель''; [[1849]], [[Расейняй]], [[Российская Империя]], ныне [[Литва]] — [[1927]], [[Иерусалим]]) — [[раввин]], основатель [[Иешива «Слободка»|иешивы «Слободка»]], видный деятель движения «[[Мусар]]», педагог, известен также как «{{lang-he|סבה מסלובודקה}}» («дедушка из Слободки»).
+
-
== Биография ==
+
-
Осиротел в раннем детстве и воспитывался в доме дяди в [[Вильнюс|Вильне]]. Уже в 15 лет приобрел славу блестящего талмудиста. После женитьбы жил в доме тестя в местечке Кельмы Ковенской губернии.
+
-
 
+
-
Финкель отличался ораторскими способностями, и его приглашали в качестве [[Маггид|маггида]] в окрестные местечки. В 1871 г. на одном из его выступлений в Россиенах присутствовал местный раввин Александр Моше Лапидот (1819–1906), один из ближайших последователей основателя движения Мусар раввина [[Салантер, Исраэль|И. Салантера]]. Он рекомендовал Финкеля раввину С. З. Бройде (1824–98), известному как hа-Сабба ми-Кельм (Дедушка из Кельм), одному из руководителей движения Мусар. Под влиянием Бройды Финкель стал горячим приверженцем нового движения. Бройда основал в Кельме [[Иешива|иешиву]] «Бет-Талмуд», впоследствии она стала ведущей иешивой движения Мусар в местечке Тробин (ныне Тробиня, Латвия). Финкель помогал Бройде руководить иешивой, однако вскоре между ними возникли разногласия относительно путей развития учения. Финкель придавал интеллектуальному постижению морали большее значение, чем его учитель. Финкель оставил Тробин и решил посвятить себя распространению учения Мусар и развитию системы преподавания [[Тора|Торы]] (Пятикнижия). Большинство из существовавших в то время в Восточной Европе иешив не имело четкой программы преподавания, кроме того, не оказывало помощи семейным ученикам, поэтому многие молодые люди были вынуждены оставлять учение сразу после женитьбы.
+
-
 
+
-
Через одного из своих родственников Финкель познакомился с берлинским предпринимателем и филантропом О. Лехманом и убедил его выделить значительную сумму на нужды религиозного образования. На эти деньги Финкель организовал в 1880 г. в Ковне учебное заведение нового типа - [[колел]] был предназначен для способных женатых молодых людей, которые хотели углубить свои знания. Их принимали после вступительных экзаменов, и они получали ежемесячную стипендию. Первоначально колел не имел своего помещения и определенной программы, каждый из учеников занимался у себя дома или в [[Бет-Мидраш]]е. Основной задачей обучения в колеле Финкель считал подготовку нового поколения раввинов, способных принять на себя духовное руководство общинами. Новая система обучения получила вскоре всеобщее признание в еврейском религиозном мире.
+
-
 
+
-
В 1881 г. Финкель издал под своей анонимной редакцией книгу «Эц при» («Плодоносное древо»), в которой были собраны выступления лидеров движения Мусар — раввина И. Салантера, раввина [[Спектор, Ицхак Элханан|И. Э. Спектора]], раввина А. М. Лапидота (см. выше) и раввина И. М. hа-Коhена. Это был один из первых сборников, в котором представлены основные направления этого учения. В предисловии Финкель выдвинул программу возрождения традиционного еврейского образования.
+
-
 
+
-
В 1881 г. Финкель основал иешиву в [[Тельшяй|Тельшяе]], а в 1882 г. — в пригороде Ковны Слободка.
+
-
 
+
-
В [[Иешива «Слободка»|Слободке]] раввин Финкель занимал должность [[машгиах]]а (специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного).
+
-
 
+
-
Иешива «Кнесет-Исраэль», духовным руководителем которой Финкель был до конца жизни, вскоре стала одной из крупнейших и наиболее значительных в мире. Финкель приглашал в иешиву раввинов, имевших репутацию крупнейших [[Галаха|галахических]] авторитетов, и проводил поиск перспективных учеников по всей Европе, особо одарёнными занимался лично, и даже размещал у себя в доме, как, например, будущего выдающегося раввина [[Вайнберг, Иехиэль Яаков|Иехиэля Яакова Вайнберга]].<ref name="early4-5" >{{Книга:Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy|часть=Early Life|pages=5-10}}</ref>. Он отказывался получать плату за свою деятельность и жил за счет доходов от торговли, которую вела его жена.
+
-
 
+
-
В движении «[[мусар]]» были разные направления. В иешиве в [[Новогрудок|Наваградаке (Новардок)]], например, всё время проповедывали ничтожество человека, в то время как в Слободке царило более оптимистическое учение Финкеля, где большую роль играло понятие о достоинстве и величии Человека. Финкель стремился к тому, чтобы иешиботники пользовались уважением, чтобы они были хорошо одеты по текущей буржуазной моде, придавалось значение личной гигиене.<ref name="early4-5" />
+
-
 
+
-
Система «мусар» подразумевала большую самоотдачу учеников, их сосредоточение на Торе и изоляция от посторонних влияний. В иешиве бытовало мнение, что администрация осуществляет надзор за учениками, в частности через агентов в их собственной среде. Финкель использовал дифференцированную стипендию с предпочтением к более верным последователям его движения.<ref name="early4-5" />
+
-
 
+
-
Но и в «Слободки» были противники «мусара», что привело в [[1897 год]]у к расколу, Финкель основал отделение Слободской иешивы в Слуцке (при поддержке сына, см. [[Финкель Элиэзер Иехуда Бен Натан Цви|Э. Финкель]]), а затем отделения и независимые иешивы в Брянске, Лодзи, Шклове, Гродно и других городах. С начала Первой мировой войны Финкель переехал вместе с иешивой в Минск, в 1916 г. — в Кременчуг, в 1920 г. вернулся в Ковно. В 1921 г. восстановил в Слободке [[колел]]: студенты должны были заниматься не менее пяти лет по единой программе и в отдельном помещении.
+
-
 
+
-
В 1924 г. правительство Литвы лишило студентов еврейских религиозных учебных заведений, в которых не изучался литовский язык и предметы гимназического курса, права на освобождение от армейской службы. Финкель решил перевести часть иешивы в [[Эрец-Исраэль]], в [[Хеврон]], и в 1925 г. сам переехал туда. Продолжал руководить иешивой, невзирая на преклонный возраст, и занял видное положение в жизни общины Хеврона.
+
-
 
+
-
Финкель скончался в Иерусалиме в [[1927 год]]у, и не увидел уже печально известный [[Погром в Хевроне (1929)|погром 1929 года в Хевроне]], после которого иешива переехала в [[Иерусалим]]. Один из сыновей — Моше Финкель умер в Палестине при жизни отца в 1925 году, другой сын, Шмуэль руководил иешивой в [[Гродно]]
+
-
 
+
-
Финкель не оставил после себя печатных трудов (кроме предисловия к сборнику «Эц при»). Его беседы, записанные учениками, были изданы под названием «Ор hа-цафун» («Скрытый свет», 1928–29 гг. и 1959–68 гг.), «Твуна» («Разумение», 1928), «Орот» («Свет», 1939), «Сихот hа-Сабба ми-Слободка» («Беседы Дедушки из Слободки», 1955).
+
-
 
+
-
В иешивах, которые основал и которыми руководил Финкель, получили образование тысячи учеников, многие из них стали выдающимися раввинами, руководителями иешив и общественными деятелями. В настоящее время значительная часть так называемых литовских иешив в Израиле принадлежит к направлению, основанному Финкелем.
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{reflist|2}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/18-4/062.htm Соколов, Нахум] в «Еврейской энциклопедии» Брокгауза и Эфрона.
+
-
*{{книга |автор = Marc B. Shapiro|часть = |заглавие = Между Иешивой и современным миром. Жизнь и труды рабби Иехиэля Яакова Вайнберга. 1884-1966. |оригинал = Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy. The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg. 1884-1966|ссылка = |издание = |ответственный = |место = London. Portland, Oregon.|издательство = The Littman library of Jewish Civilization |год = 1999|том = |страницы = |страниц = 283|isbn = 1-874774-52-8}}
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|14289|ФИНКЕЛЬ Натан Цви бен Моше}}
+
-
<!-- <ref>{{Stub-meta
+
-
| article  = о [[раввин]]е
+
-
| category  = о раввинах
+
-
| image    = Buchbinder-Rabbi Praying.jpg
+
-
| size      = 32px
+
-
| alt      = Картинка
+
-
}}</ref> -->
+
-
{{История иудаизма| Натан Цви бен Моше Финкель=|1849|78}}
+
-
 
+
-
{{DEFAULTSORT:Финкель, Натан Цви}}
+
-
[[Категория:Раввины России]]
+
-
+
-
<!--
+
-
[[en:Nosson Tzvi Finkel (Slabodka)]]
+
-
[[he:נתן צבי פינקל]]
+
-
[[yi:נתן צבי פינקל]] -->
+
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 01:17, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Финкель, Натан Цви
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация