Франция. Евреи Франции в 1914–39 гг.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Ast-al (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗАГОЛОВОК= |СТАТЬ…»)
Следующая правка →

Версия 18:23, 24 апреля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Франция. ЕВРЕИ ФРАНЦИИ В 1914–39 гг.

Евреи Франции принимали активное участие в Первой мировой войне 1914–18 гг. Около 35 тыс. евреев — французских граждан, проживавших во Франции и в Алжире, то есть более 20% всего еврейского населения, были мобилизованы или добровольно вступили в армию; в их числе были даже участники франко-прусской войны 1870–71 гг., как, например, капитаны Ш. Леманн и Р. Франк. Во время войны в рядах армии насчитывалось 12 генералов-евреев, в том числе: М. Ж. Валабрег (1852–1930), генерал-лейтенант, командовавший группой из двух дивизий во время битвы на Марне в 1914 г., член Высшего военного совета в 1915–16 гг., в 1917–18 гг. генеральный инспектор французской армии; генерал-майоры: Ж. Деннери (1847–1928), К. Б. Леви (1860–1933), Ж. Нейман (1850–1928); бригадные генералы: Р. Александр (1864–1931), Л. Леви (1859–1932), П. Е. Грумбе (1861–1931), Г. Гейзмар (1863–1931), А. Векслер (1865–1940); полковник Белль (?–1917), начальник отдела личного состава главного командования французской армии в 1914–16 гг., командир бригады, отправленной в Италию в 1917 г. Во французской армии служило также около четырех тысяч евреев — эмигрантов из России, не имевших французского гражданства. С самого начала войны эти люди, среди которых было много политических эмигрантов, стремились попасть на фронт. Они были направлены во французский Иностранный легион, в котором царила жесткая дисциплина, но который во время войны показал себя лучшей частью французской армии. Среди русских евреев, сражавшихся во время войны в составе Иностранного легиона, больше всего отличились З. Пешков и капитан Рехтзаммер. Многие евреи погибли в боях. Так, из 39 летчиков-евреев — 35 были убиты. Всего погибло около восьми тыс. французских евреев.

После окончания войны и присоединения к Франции Эльзаса и Лотарингии еврейское население составляло около 150 тыс. человек. В 1920–30-х гг. происходил быстрый рост еврейского населения Франции, в первую очередь за счет иммиграции. В начале 1920 г. была большая волна иммиграции из районов, прежде составлявших Российскую империю, а в конце 1920–30-х гг. — из Польши, Литвы, Румынии. Тысячи евреев бежали из-за погромов, которые происходили во время гражданской войны в России, из-за диктатуры большевиков, из-за преследований и безработицы в Польше и Румынии. Многие приезжали во Францию, так как в 1924 г. в США была введена ограничительная квота для иммиграции. Всего в 1920–30-х гг. в Париже поселилось около 70 тыс. евреев из России, Польши, Румынии, Литвы и Венгрии.

В 1930-х гг. основная волна иммиграции шла из Центральной Европы: Германии, Австрии и Чехии. Тысячи евреев бежали после прихода Гитлера к власти в Германии в 1933 г., аншлюса Австрии в 1938 г., захвата Чехословакии в 1938–39 гг. В 1933–39-х гг. во Францию приехало около 50 тыс. немецких евреев, часть из которых затем уехала в США, Палестину и другие страны. В 1920–30-х гг. во Францию приезжали евреи из стран Северной Африки, в основном из Алжира, Марокко, Туниса. В этот период в Париже поселилось 15 тыс. евреев — уроженцев этих стран. Некоторое число евреев из Северной Африки поселились в Марселе, Ницце, Лионе, Бордо. Еврейское население Франции увеличивалось за счет роста рождаемости. Так, если в 1932–36 гг. среднее количество детей, рожденных еврейской матерью, составляло — 1,67, то в 1937–40-х гг. — 2,8. Количество детей, рожденных матерью-француженкой в этот период, составило 2,7. Это был единственный период во Франции 20 в., когда коэффициент рождаемости у еврейских женщин был выше, чем у французских. Увеличение рождаемости среди евреев происходило частично благодаря иммиграции во Францию евреев из Северной Африки. Так, в 1932–36-х гг. коэффициент рождаемости у еврейских женщин — эмигранток из Северной Африки — составил 4,58, а у еврейских женщин европейского происхождения — 1,54; в 1937–40-х гг. соответственно — 4,52 и 1,97. Накануне Второй мировой войны во Франции проживало около 250–320 тыс. евреев, более двух третей из них были рождены за пределами Франции или являлись детьми иммигрантов. Большинство евреев жило в Париже и в его окрестностях; особенно среди евреев — жителей Парижа был высок процент иммигрантов из Восточной и Центральной Европы; непосредственно в Париже проживало около 150 тыс. евреев, в районе Большого Парижа — около 180 тыс.; в Страсбуре проживало около шести тысяч, в Лионе — около двух тысяч, в Марселе — немногим более двух тысяч, в Бордо — около двух тысяч; в Тулузе, Ницце, Гренобле, Дижоне, Нанте, Лилле, Монпелье — несколько сотен еврейских семей.

В 1920–30-х гг. среди французских евреев — уроженцев страны — резко возросло число директоров предприятий, руководителей компаний, представителей администрации, лиц свободных профессий, инженеров. Стремительно сокращалось количество торговцев, лавочников, ремесленников и рабочих. Среди иммигрантов из стран Центральной Европы был велик процент лиц с высоким образовательным уровнем, много представителей свободных профессий, в то время как среди приезжавших из Восточной Европы было много мелких торговцев, ремесленников, рабочих. Много мелких торговцев и ремесленников было и среди иммигрантов из Марокко и Туниса. Более высоким образовательным уровнем отличались прибывшие из Алжира, среди которых был высокий процент лиц с высшим образованием. Многие евреи сыграли заметную роль в политической жизни Франции. Наиболее известны среди них Л. Блюм, один из лидеров социалистической партии, депутат парламента в 1919–40-х гг., глава правительства Народного фронта в 1936–37-х гг., заместитель премьер-министра в 1939–40-х гг.; Ж. Мандель, глава канцелярии в военном кабинете Ж. Клемансо (1918–19), в 1919–20 гг. — независимый депутат Национального собрания, в 1934–36 гг. — министр почты, в 1936–38 гг. — министр по делам колоний, в 1939–40 гг. — министр внутренних дел; Ж. С. Мок, в 1928–40 гг. — депутат Национального собрания, в 1937 г. — генеральный секретарь правительства, в 1938 г. — министр общественных работ; П. Мендес-Франс, в 1932–40-х гг. — депутат Национального собрания, в 1938 г. — заместитель министра финансов; Ж. Зай (1904–44), министр национального образования в правительстве Народного фронта Л. Блюма; Ш. Раппопорт — один из создателей коммунистической партии Франции, депутат парламента; Б. Суварин (1895–1984) — также один из основателей коммунистической партии Франции, в дальнейшем известный критик коммунизма. По-прежнему много евреев насчитывалось в рядах офицерского корпуса французской армии. В 1920–30-х гг. генералами стали: П. Борис, Р. Ларок — оба генерал-майоры; А. Бауман — бригадный генерал, Д. П. Дассо (см. М. Дассо).

Евреи играли выдающуюся роль в экономической жизни Франции. Одним из крупнейших банкирских домов оставался банк Ротшильдов. Члены семьи занимали посты ресептов (управляющих) Французского банка, директоров правлений страховых обществ, железнодорожных компаний, предприятий по добыче золота, никеля, меди. Но в целом семья утратила свои лидирующие позиции в экономической жизни страны. Ротшильды продолжали по традиции вкладывать огромные средства в железнодорожное строительство, не уделяя внимания новым отраслям промышленности. В отличие от Ротшильдов семейство Лазаров, которое в 20 в. владело крупными банками во Франции, Англии, США, открывало металлургические и химические заводы, финансировало авиакомпании, вообще уделяло огромное внимание новейшим отраслям промышленности. В отличие от 19 в., в 20 в. ряд французских евреев заняли выдающееся положение в промышленности. Так, одним из крупнейших французских предпринимателей в первой половине 20 в. стал А. Г. Ситроен (1878–1935), талантливый инженер и организатор производства, построивший во время Первой мировой войны заводы, выпускавшие артиллерийские снаряды для французской и русской армий. После окончания войны он одним из первых в мире стал выпускать так называемый народный автомобиль. Другим крупнейшим промышленником был М. Дассо, авиаконструктор, владелец заводов, выпускавших самолеты, которыми была вооружена французская армия.

В 1920–30-х гг. во Франции было много выдающихся ученых-евреев, в том числе лауреаты Нобелевской премии: по литературе за 1927 г. — философ А-Л. Бергсон; по медицине за 1965 г. — микробиолог А. М. Львов. Известными учеными были: философ, социолог Л. Леви-Брюль, историк-мидиевист М. Блок, один из крупнейших в мире специалистов по истории Англии; Э. Халеви (1870–1937; см. Э. Х. Халеви); историк ислама Э. Леви-Провансаль; выдающийся математик П. Леви (1886–1971) и другие.

Евреи сыграли значительную роль в развитии французской музыки: композитор и дирижер Д. Мийо; композиторы П. Дюка, А. Руссель (1869–1973). Между двумя мировыми войнами в Париже продолжали творить многие выдающиеся художники, принадлежащие к так называемой Парижской школе: Ж. Паскен, М. Шагал, Х. Сутин, М. Кислинг, Мане-Кац; скульпторы Ханна Орлова, О. Цадкин, Ж. Липшиц.

Евреи внесли большой вклад в развитие французского кинематографа: это актер и режиссер М. Линдер; режиссер, сыгравший большую роль в развитии киноискусства, А. Ганс (1889–1981); крупнейший теоретик современного кино Ж. Эпштейн; режиссер Ж. Бенуа-Леви (1888–1959); художник кино, эмигрант из России Л. Меерсон (1900–1938). О роли евреев в развитии литературы во Франции см. Французская литература.

В результате переворота в октябре 1917 г. и гражданской войны в России во Францию приехало несколько сотен тыс. русских эмигрантов, среди которых было много евреев. Париж стал своеобразным русским культурным и политическим центром, и евреи играли выдающуюся роль в культурной и общественно-политической жизни русской эмиграции. В Париже выходили периодические издания на русском языке, журналы «Еврейская трибуна» под редакцией М. Винавера, «Рассвет» (1924–34), одним из редакторов которого был В. Жаботинский. В городе жили и работали многие писатели и поэты: Д. Кнут, В. Парнах, А. Гингер (1897–1965), создавшие объединение «Палата поэтов», М. Алданов, А. Седых, М. Цетлин, Саша Чёрный, Ю. Мандельштам (1908–43; погиб в нацистском концлагере), Раиса Блох (1899–1943; погибла в нацистском концлагере), М. Горлин (1904?-1942). В Париже работали многие художники-эмигранты: Л. Бакст, О. Браз (1873–1936), И. Б. Рыбак, Р. Фальк, который жил в Париже в 1928–38 гг.

После прихода А. Гитлера к власти в Германии в Париже находилась штаб-квартира «Союза русских евреев», который возглавил Я. Тейтель. В Париже проживали известные общественные деятели И. Гессен, Г. Слиозберг, И. Фондаминский и другие.

До начала 1930-х гг. антисемитские идеи разделяли во Франции в основном сторонники ультраправого лагеря, многие из которых в результате революции в России потеряли все свое состояние, вложенное в русские займы, и во всех своих бедах обвиняли «евреев-большевиков». В 1932–34 гг. Францию, позднее, чем другие страны, охватил мировой экономический кризис. Резкое падение производства, массовая безработица, разорение большого числа представителей среднего класса, все возрастающая угроза со стороны Германии, влияние нацистских идей привели к широкому распространению антисемитизма во Франции, который в 1930-х гг. стал одной из идеологических основ правого лагеря.

Одной из крупнейших антисемитских организаций была созданная еще в конце 19 в. «Аксьон франсез». Идеология организации базировалась на взглядах одного из ее руководителей, крупнейшего мыслителя ультраправого лагеря М. Барреса, который был сторонником «интегрального национализма». Евреи не входили в это понятие. Они были, с точки зрения М. Барреса, «чужаками», главными виновниками национального обезличивания, падения нравов, усиливающейся коррупции французского общества. Согласно М. Барресу, евреи входили в заговор, ставящий целью «разрушение Франции», который готовил «Союз четырех сословий», включавший, кроме евреев, протестантов, франкмасонов и вообще иностранцев. Но «Аксьон франсез» как французская ультраправая организация осуждала идеи и политику А. Гитлера. М. Баррес называл идеи расового антисемитизма «абсурдом». К 1934 г. в организацию входило около 60 тыс. человек, в основном представители мелкой и средней буржуазии, интеллигенции, студенчества. К организации примыкали два военизированных молодежных союза: студенческий и так называемые «Королевские молодчики». Другой организацией, разделявшей антисемитские и антиреспубликанские взгляды «Аксьон франсез», были «Огненные кресты» под руководством полковника в отставке, графа К.де Ла Рока. Организация состояла из бывших фронтовиков, насчитывала около 200 тыс. человек и имела ударные военизированные отряды.

Были во Франции и организации, разделявшие идеи немецких нацистов, например, крайне немногочисленная организация французских национал-социалистов во главе с редактором газеты «Виктуар» Г. Эрве.

Реакционные организации устраивали массовые демонстрации под антиреспубликанскими и антисемитскими лозунгами, используя любой повод для пропаганды своих взглядов. Так, подобная акция была проведена в Париже в 1931 г., во время премьеры в одном из парижских театров спектакля «Дело Дрейфуса». «Королевские молодчики» бросали бомбы со слезоточивым газом и зверски избивали каждого, кто говорил о невиновности Дрейфуса.

С конца 1933 г. правые организации стали готовиться к государственному перевороту, используя в качестве предлога «дело Стависского». А. Стависский (1886–1934), уроженец Одессы, международный авантюрист, основал в начале 1930-х гг. в Байонне общество «Муниципальный кредит» и выпустил через ссудо-закладной банк Байонны облигации на сумму более 150 млн. франков, для обеспечения которых передал банку драгоценности, частично краденые, частично фальшивые. Облигации по рекомендации министерства труда были приняты страховыми компаниями. Когда выяснилось, что облигации ничем не обеспечены, ссудо-закладной банк города Байонна и несколько страховых компаний разорились. Афера раскрылась в конце 1933 г. Правая пресса и антисемитские организации использовали еврейское происхождение А. Стависского, его широкие связи с крупными политиками для бешеной антисемитской и антиреспубликанской кампании. Первая крупная демонстрация фашистов состоялась в столице 9 января 1934 г. Демонстрации продолжались целый месяц. 6 февраля 1934 г., когда парламент утвердил полномочия нового кабинета радикала Э. Даладье, несколько десятков тысяч фашистов во главе с графом К. де Ла Роком пытались прорваться к Бурбонскому дворцу — резиденции парламента. Во время боя с полицией 14 демонстрантов были убиты, а 236 тяжело ранены. Эти события способствовали сплочению левых сил Франции, и в мае 1936 г. к власти пришло правительство Народного фронта во главе с Л. Блюмом.

Массовый приезд во Францию эмигрантов из Восточной Европы, в основном говорящих на идиш, изменил традиционный облик французского еврейства. Отношения между эмигрантами и французскими евреями и созданными ими общинными структурами были довольно сложными. Во многом в противовес Консистории вновь приехавшие стали создавать собственные общины и благотворительные (см. Благотворительность) организации: так, в 1930-х гг. в Париже функционировало более 150 землячеств и различных благотворительных обществ с десятками тысяч членов. Еврейские эмигранты из Восточной Европы создали сеть образовательных заведений: открылось много школ и училищ талмуд-тора, часть из которых придерживалась национального направления (больше внимания уделялось языку иврит, который часто являлся основным языком обучения). Многие школы и училища талмуд-тора были созданы различными течениями в иудаизме, в первую очередь движением Хабад для того, чтобы детям эмигрантов было проще войти в жизнь Франции. Консистория открыла четыре дневные еврейские школы для детей эмигрантов. В 1923 г. была создана Федерация еврейских общин Франции — ведущая организация французского еврейства.

1920–30-е гг. были годами расцвета еврейской прессы во Франции. В 1924–40 гг. во Франции выходило 203 периодических издания, большинство из них выпускались на идиш. Многие из новых изданий придерживались коммунистической (28, все на языке идиш) или сионистской ориентации (56, из них 21 на идиш).

В 1920–30-х гг. наблюдался подъем сионистского движения во Франции, что во многом объясняется переселением во Францию большого числа евреев из Восточной Европы, а также переходом к Франции Эльзаса и Лотарингии. Новые жители Франции были более национально ориентированы, чем ассимилированное французское еврейство. Основным районом сионистской деятельности стал район Эльзаса, Лотарингии, Бельфора, где в ноябре 1925 г. возник Региональный союз сионистов Франции с центром в Страсбуре, действовавший до 1941 г. независимо от Сионистской федерации Франции, которую он опережал по размаху деятельности и числу членов. Подробнее о деятельности французских сионистов см. в статье Сионизм.

Перед Второй мировой войной процесс сближения между новыми иммигрантами и французскими евреями шел быстрыми темпами. Вновь приехавшие евреи быстро входили в различные сферы деятельности во Франции.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ФРАНЦИЯ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация