Хагай (Аггей), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
(Содержание)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(оформление)
 
(13 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 11: Строка 11:
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}  {{Требует_дополнения}}
+
}}  
-
 
+
'''Кни́га проро́ка Хагая''' ({{lang-he|חַגַּי}} - «праздничный», LXX: 'AggaioV, вульгата - Aggaeus, в русской традиции - Аггей) — книга [[ТаНаХ]]а, занимающая десятое место в ряду книг двенадцати [[Пророки Малые|малых пророков]]. Хагай - первый после [[Вавилонский плен|вавилонского плена]] [[пророк]], оставивший свое писание.
-
'''Кни́га проро́ка Агге́я''' — книга [[Библия|Библии]] (часть [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]]) и [[ТаНаХ]]а, относится к книгам [[Малые пророки|Малых пророков]].
+
-
 
+
-
Пророк [[Аггей]], евр. Хаггай — «праздничный» «торжественный», LXX: 'AggaioV, Vulg: Aggaeus, книга которого как в еврейской так и в греческой Библии занимает десятое место в ряду книг двенадцати малых пророков, есть первый после [[Вавилонский плен|вавилонского плена]] [[пророк]] Божий оставивший свое писание. Важное историческое значение книги пророка Аггея, бросающей определенный свет на первые дни и годы жизни иудеев по возвращении из плена, общепризнано. Многие новые исследователи (Шрадер и др.) полагают даже, что в установленные даты начала постройки второго [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского храма]] единственно достоверным источником является сообщение книги пророка Аггея (24 и день 9-го месяца 2-го года царствования Дария Гистаспа — по Агг 2,15, 18, см. 1, 1 след., и вполне согласное с ним сообщение книги современного ему пророка Захарии (Зах 1, 16; 4,9; 6,12; 8,9), тогда как сообщение книги Ездры (1 Езд 3-4 гл.) о закладке храма в Иерусалиме еще в царствование Кира, именно во 2-й месяц 2-го года по возвращении Иудеев с Зоровавелем и Иисусом из плена 1 Езд 3,8 след.) объявляется ими лишенным исторической достоверности ввиду молчания книг пророков Аггея и [[книга пророка Захарии|Захарии]] о каких бы то ни было работах по постройке храма до их времени. Крайность и ложность этого мнения очевидна: нет никакой необходимости отрицать факт закладки второго храма еще во 2-м году по возвращении иудеев из плена около 536 г. до Р. X. ; сообщение об этом книги Ездры вполне применимо с датами книг пророков Аггея и Захария о возобновлении строительных по храму работ во 2-й год царств, в 519 или 518 году. Но здесь верно отмечается точность и определенность хронологических дат и всей вообще исторической ситуации книги пророка Аггея.
+
== Автор ==
== Автор ==
-
Сведений о жизни и деятельности пророка Аггея единственного лица этого имени известного из Библии, кроме сообщаемых книгою его имени и подтверждаемых свидетельством 1-й книги Ездры 5,1; 6,14 о выступлении пророка [[Хагай|Аггея]] вместе с прор. Захариею с проповедью о возобновлении работ по постройке второго храма Иерусалимского, — библейская письменность не сохранила.
+
Сведений о жизни и деятельности пророка Хаггая — кроме сообщаемых его же книгою и подтверждениями из 1-й книги Ездры 5,1; 6,14 о выступлении пророка Хагая вместе с прор. Захарией с проповедью о возобновлении работ по постройке второго храма Иерусалимского, — библейская письменность не сохранила.
-
Иудейское предание<ref>Вавилонский Талмуд, Бава батра 15а.</ref> называет пророка Аггея членом так называемой Великой Синагоги или Великого собрания (Кнесет hа-гдола) как к этой же Великой Синагоге раввины причисляли не только пророков Захарию и Малахию, но и многих других сколько-нибудь выдающихся деятелей послепленной эпохи; как членам этой Великой Синагоги пророкам Аггею, Захарии и Малахии, в Талмуде приписывается составление многих правил и постановлений ритуального свойства<ref>Мишна Эрувин II, 1 Шекалим III, 1</ref>.
+
[[Вавилонский Талмуд]]<ref>[[Бава батра]] 15а</ref> называет пророка Хагая членом так называемой Великой Синагоги или Великого собрания (Кнесет hа-гдола) как к этой же Великой Синагоге раввины причисляли не только пророков Захарию и Малахию, но и многих других сколько-нибудь выдающихся деятелей послепленной эпохи; как членам этой Великой Синагоги пророкам Хагаю, Захарии и Малахии, в Талмуде приписывается составление многих правил и постановлений ритуального свойства<ref>Мишна Эрувин II, 1 Шекалим III, 1</ref>. В [[Барайта|Барайте]]<ref>Иев. 16:1</ref> цитируются слова Хагая как [[Галаха|галахического]] авторитета.
-
По передаваемому Псевдо-Епифанием, Псевдо-Дорофеем и Псевдо-Исихием известно, Аггей еще в ранней юности пришел из Вавилона в Иудею, пророчествовал о возвращении народа из плена видел отчасти восстановление храма и первый воспел там «аллилуйя»; скончался в Иерусалиме и погребен там же вблизи от гробниц священников. Трудно сказать насколько достоверны эти сведения, но возможно, что в основе их лежит подлинное историческое зерно, тем более, что содержащее все эти сведения сочинение «De vita el morte prophetarum», как признается теперь в науке первоначально написано на еврейском языке.
+
По передаваемому Псевдо-Епифанием, Псевдо-Дорофеем и Псевдо-Исихием известно, Хагай еще в ранней юности пришел из Вавилона в Иудею, пророчествовал о возвращении народа из плена видел отчасти восстановление Храма и первый воспел там «[[аллилуйя]]»; скончался в [[Иерусалим]]е и погребен там же вблизи от гробниц священников. Трудно сказать насколько достоверны эти сведения, но возможно, что в основе их лежит подлинное историческое зерно, тем более, что содержащее все эти сведения сочинение «De vita el morte prophetarum», как признается теперь в науке первоначально написано на иврите.
-
При раскопках на площади Харам эс Шериф, прежде занятой иерусалимским храмом, была найдена древне-еврейская печать с вырезанною на ней буквами древне-еврейского шрифта надписью: «Аггея, сына Шевании». В виду находящегося только у пророка Аггея, упоминания о печати-перстне, носимой мужчинами не без основания видят в этой печати именно печать пророка Аггея, и предполагают, что он мог утерять ее именно вблизи храма, около которого он должен был находиться часто, так как с великим интересом следил за правильностью работ по постройке храма (Проф. А. А. Олесницкий, Ветхозаветный храм. с. 855).
+
При раскопках на площади Харам эс Шериф, прежде занятой иерусалимским храмом, была найдена древне-еврейская печать с вырезанною на ней буквами древне-еврейского шрифта надписью: «Хагая, сына Шевании». В виду находящегося только у пророка Хагая, упоминания о печати-перстне, носимой мужчинами не без основания видят в этой печати именно печать пророка Хагая, и предполагают, что он мог утерять ее именно вблизи храма, около которого он должен был находиться часто, так как с великим интересом следил за правильностью работ по постройке храма<ref>Проф. А. А. Олесницкий, Ветхозаветный храм. с. 855</ref>.
== Время создания и исторический фон ==
== Время создания и исторический фон ==
 +
Возвратившиеся по указу Кира (2 Пар 36,22-23; 1 Езд 1,1-3) в 538—537-м году иудеи — в количестве 42 360 человек свободных, 7337 рабов и 245 певцов и певиц<ref>1 Езд 2,64-65; Неем 7,66-67</ref> в первый же год в седьмом месяце ([[тишрей|тишрее]]) соорудили в [[Иерусалим]]е жертвенник Богу и восстановили правильное совершение [[жертвоприношения |жертв]] и всего богослужения вообще (1 Езд 3,2-6).
-
Возвратившиеся по указу Кира (2 Пар 36,22-23; 1 Езд 1,1-3) в 538—537-м году иудеи — в количестве 42 360 человек свободных, 7337 рабов и 245 певцов и певиц (1 Езд 2,64-65; Неем 7,66-67) в первый же год в седьмом месяце — Тисри — соорудили в [[Иерусалим]]е жертвенник Богу и восстановили правильное совершение жертв и всего богослужения вообще (1 Езд 3,2-6), а во втором месяце — Ийаре — следующего второго года, они, полные надежд на исполнение обетований, соединенных с возвращением из плена, ревностно приготовляют материалы строительные и полагают основание храму Господню (там же, 7-11 ст.). Кажущаяся поспешность эта в заботе переселенцев о построении храма совершенно естественна и вполне понятна ввиду важного значения в Ветхом Завете храма, как истинного центра и жизненного нерва теократии (см. Втор 12, 5, 11; 3 Цар 8,29; 9,3; 4 Цар 21,4; Иер 32,34). Завет Божий с избранным народом и обетования, данные Богом Израилю, требовали для осуществления благодатного общения между Богом и народом, особого места — храма, и новая иудейская община закладкою храма фактически свидетельствовала о своем искреннем желании восстановить свое общение с Богом, нарушенное и как бы прерванное по разрушении храма Соломонова, и получить исполнение обетований. Преобладающее настроение народной массы вначале было бодрое и полное энергии и радости (1 Езд 3, 7, 11). Однако, в общем хоре ликований сразу же послышался диссонанс при самой же закладке нового храма, а равно, конечно, и в последующее время наряду с ликованием молодого поколения послышался и плач стариков, видевших великолепие Соломонова храма и по закладке нового храма судивших о сравнительной бедности и ничтожестве последнего (1 Езд 3,12-13; Агг 2,4), а этим сильно ослаблялась ревность к постройке и, кроме того, представлялся повод сомневаться в осуществлении обетовании Божиих, связанных с храмом.
+
Главная тема пророчеств Хаггая — обязанность жителей [[Иудея|Иудеи]] восстановить разрушенный Храм. Персидский царь дал разрешение на это, но работы по восстановлению не ведутся, потому что время для этого якобы еще не настало (по-видимому, не прошли еще 70 лет, на протяжении которых, согласно пророчеству [[Иеремия|Иеремии]]<ref>Иер. 25:11–12; 27:4–7; ср. Зх. 1:12</ref>, Храм будет лежать в развалинах). Лишь через год, во втором месяце — [[ияр]]е евреи, полные надежд на исполнение обетований, связанных с возвращением из плена, ревностно приготовляют материалы строительные и начинают строительство Храма (там же, 7-11 ст.).  
-
Дальнейшее неблагоприятное влияние на энергию строителей и успешность постройки оказали внешние препятствия. Самаряне предложили было иудеям свое участие в постройке, и, когда предложение их было отвергнуто иудеями, начали мешать делу постройки, чему благоприятствовало отсутствие Кира, ведшего в то время роковую для него войну с Массагетами, а после гибели Кира ([[529 до н. э.|529 г.]]) Самаряне добились от Персидского двора официального запрещения постройки Иерусалимского храма (1 Езд 4,2-6, 23). Остановленная царским указом постройка, затем не возобновлялась во все царствование сына Кирова — Камбиза (529—522 гг.), а также его преемника — Лжесмердиза (522—521 гг.). Так продолжалось до начала царствования Дария Гистаспа (521—485 гг.). Самое внешнее состояние иудейской общины в первые годы по возвращении из плена совершенно не соответствовало тем блестящим надеждам, которые несомненно питали возвратившиеся на основании пророческих предвещаний, связывающих с возвращением из плена полное обновление и всемирное прославление Израиля (см. напр., Иc 60, 62 гл.): вместо этого переселенцев угнетало безотрадное сознание своей рабской зависимости от Персов (Неем 9,36), своей крайней бедности и всякого рода неудач (Агг 1,6 и др.).
+
Кажущаяся поспешность эта в заботе переселенцев о построении храма совершенно естественна и вполне понятна ввиду важного значения в ТаНаХе Храма, как истинного центра и жизненного нерва теократии<ref>Втор 12, 5, 11; 3 Цар 8,29; 9,3; 4 Цар 21,4; Иер 32,34</ref>.  
-
Все это привело к тому, что первоначальная ревность и энергия к построению храма в народе исчезла и заменилась полным равнодушием к начатому делу; явилось даже убеждение, что «не время строить дом Господень» (Агг 1,2). Вместо этого иудеи занялись созиданием собственных жилищ, иногда даже очень украшенных (Агг 1,4) и вообще устроением собственного благополучия. Но Бог не благословлял успехам этих трудов: страну постоянно посещали засухи и полные неурожаи (Агг 1,6; 9-11; 2,15-19). А это, в связи со всем упомянутым, вызывало в народе чувство оставленности Богом, представление о прекращении со стороны Бога заветных отношений к Своему народу, отнятии Им Своего Духа (Агг 2,5).
+
Завет Божий с избранным народом и обетования, данные Израилю, требовали для осуществления общения особого места — Храма, и новая община закладкою его фактически свидетельствовала о своем искреннем желании восстановить свое прерванное общение с Богом и получить исполнение пророчеств.  
-
Когда, таким образом, не только постройка храма могла быть отложенною на самое неопределенное время, но великая опасность омертвения грозила всей религиозно-нравственной жизни теократической общины, тогда Богом воздвигнут был к пророческому служению Аггей. Цель и смысл деятельности пророка Аггея, очевидно, заключались в том, чтобы объяснить народу причины его бедственного состояния и неуспеха в трудах и начинаниях его; поднять павший дух переселенцев, убедить угрозами и увещаниями к скорейшей постройке храма; вдохнуть в него веру в непреложность заветных отношений Бога к иудеям и обетований Божиих, которые имеют быть выполнены именно в строящемся храме, — убедить, что в нем явится Мессия и положит основание Своему вечному и всемирному Царству, и что имеющие предшествовать тому перевороты среди земных царств не будут роковыми для иудеев, как стоящих под покровительством Божиим.
+
Преобладающее настроение народной массы вначале было бодрое и полное энергии и радости<ref>1 Езд 3, 7, 11</ref>. Однако, в общем хоре ликований сразу же послышался диссонанс при самой же закладке нового храма, и в последующее время наряду с ликованием молодого поколения послышался и плач стариков, видевших великолепие Первого Храма и по закладке [[Второго Храма]] судивших о сравнительной бедности и ничтожестве последнего<ref>1 Езд 3,12-13; Агг 2,4</ref>, а этим сильно ослаблялась ревность к постройке и, кроме того, представлялся повод сомневаться в осуществлении обетовании Божиих, связанных с храмом.
 +
 
 +
Дальнейшее неблагоприятное влияние на энергию строителей и успешность постройки оказали внешние препятствия. [[Самаритяне]] предложили было евреям свое участие в постройке, и, когда предложение их было отвергнуто, начали мешать делу постройки, чему благоприятствовало отсутствие Кира, ведшего в то время роковую для него войну с Массагетами, а после гибели Кира ([[529 до н. э.|529 г.]]) Самаритяне добились от Персидского двора официального запрещения постройки Иерусалимского храма<ref>1 Езд 4,2-6, 23</ref>. Остановленная царским указом постройка, затем не возобновлялась во все царствование сына Кирова — Камбиза (529—522 гг.), а также его преемника — Лжесмердиза (522—521 гг.). Так продолжалось до начала царствования Дария Гистаспа (521—485 гг.).
 +
 
 +
Внешнее состояние общины в первые годы по возвращении из плена совершенно не соответствовало надеждам на полное обновление и всемирное прославление Израиля (см. напр., Иc 60, 62 гл.): вместо этого переселенцев угнетало безотрадное сознание своей рабской зависимости от персов<ref>Неем 9,36</ref>, своей крайней бедности и всякого рода неудач (Хаг 1,6 и др.).
 +
 
 +
Все это привело к тому, что первоначальная ревность и энергия к построению храма в народе исчезла и заменилась полным равнодушием к начатому делу; явилось даже убеждение, что «не время строить дом Господень»<ref>Хаг 1,2</ref>. Вместо этого иудеи занялись созиданием собственных жилищ, иногда даже очень украшенных<ref>Агг 1,4</ref> и вообще устроением собственного благополучия. Но Бог не благословлял успехам этих трудов: страну постоянно посещали засухи и полные неурожаи<ref>Хаг 1,6; 9-11; 2,15-19</ref>. А это, в связи со всем упомянутым, вызывало в народе чувство оставленности Богом, представление о прекращении со стороны Бога заветных отношений к Своему народу, отнятии [[шехина|шхины]]<ref>Хаг 2,5</ref>.
 +
 
 +
Когда, таким образом, не только постройка Храма могла быть отложенной на неопределенное время, но опасность омертвения грозила всей религиозно-нравственной жизни теократической общины, тогда Богом воздвигнут был к пророческому служению Хагай.  
 +
 
 +
Цель и смысл деятельности пророка Хагая заключались в том, чтобы объяснить народу причины его бедственного состояния и неуспеха в трудах и начинаниях его; поднять павший дух переселенцев, убедить угрозами и увещаниями к скорейшей постройке храма; вдохнуть в него веру в непреложность заветных отношений Бога к иудеям и обетований Божиих, которые имеют быть выполнены именно в строящемся храме, — убедить, что в нем явится Мессия и положит основание Своему вечному и всемирному Царству, и что имеющие предшествовать тому перевороты среди земных царств не будут роковыми для иудеев, как стоящих под покровительством Божиим.
== Содержание ==
== Содержание ==
-
Она состоит из четырех речей, точно датированных по времени произнесения. Первая речь гл. 1 ст. 1-11 произнесена была в первый день (в праздник новомесячия) 6-го месяца (Элула) 2-го года царствования Дария Гистаспа. В ней пророк вскрывает действительную причину остановки в постройке храма и показывает ее несостоятельность, настоятельно требует возобновления работ по постройке храма, указывая при этом на переживаемые народом в настоящем и возможные еще в будущем бедствия, как на проявление гнева Божия за пренебрежение делом Божиим. Речь сопровождается историческим примечанием, ст. 12-15, о благоприятных следствиях первого выступления пророка: возобновлении постройки храма. Вторая речь, 2,1-9, датирована 21 днем 7-го месяца (Тисри) того же года (в 7-й день [[праздник Кущей|праздника Кущей]]) и содержит увещание — бодро продолжать постройку, не смущаясь видимою ее бедностью и недостатком средств доставить новому храму благолепие первого, Соломонова храма; затем показывает те высокие духовные блага — милости завета Божия и благодати присутствия Господа, а затем и Мессии, — которые присущи будут новому храму еще в большей степени, чем первому. В третьей речи, 2,10-19, произнесенной в 24-й день 9-го месяца (Каслева) того же года, пророк для поддержания ревности строителей храма указывает на то, что без храма, в котором люди получают очищение и освящение, все были нечисты, самые жертвы были не угодны Богу, и Бог в гневе Своем наказывал людей неплодородием земли; но когда иудеи показали уже ревность свою к устройству храма, Господь возвещает Свое благословение народу и все духовные и материальные, блага, которые оно приносит людям. Последняя, четвертая речь, 2,20-23, произнесенная в тот же день, как и предыдущая, обращена собственно к Зоровавелю, и возвещает ему, как потомку [[Давид]]ову и верному и покорному рабу Иеговы в деле построения храма, целость, сохранение и благосостояние под особенным покровительством Иеговы в то именно время, как произойдут великие политические перевороты и мировые катастрофы.
+
Книга состоит из четырех речей, точно датированных по времени произнесения.  
-
== Теологические оценки ==
+
Первая речь гл. 1 ст. 1-11 произнесена была в первый день (в праздник новомесячия) 6-го месяца ([[элул]]а) 2-го года царствования Дария Гистаспа. В ней пророк вскрывает действительную причину остановки в постройке храма и показывает ее несостоятельность, настоятельно требует возобновления работ по постройке храма, указывая при этом на переживаемые народом в настоящем и возможные еще в будущем бедствия, как на проявление гнева Божия за пренебрежение делом Божиим. Речь сопровождается историческим примечанием<ref>ст. 12-15</ref> о благоприятных следствиях первого выступления пророка: возобновлении постройки Храма.
-
Все эти речи, как видно из беглого даже их обозрения, отличаются, во-первых, особенною краткостью в силу которой многие исследователи видели в них не более как сокращение более длинных речей, произнесенных к народу (ср. Агг 1,13), — а затем — прямым (как 1-я и 2-я речи) или косвенным (речи 3-я и 4-я) отношением к постройке храма. Последняя черта подала некоторым протестантским ученым принимать значение богословия пророка Аггея, считая, напр., недостатком его книги «непророческое усердие о восстановлении древнего культа» (Де Ветте) и допуская даже, что пророк Аггей с своей ревностью о построении храма подпадал вине обличаемых пророком Иеремиею людей, говоривших: «здесь храм Господень» (Иер 7,4) (Дум). Но подобные воззрения принципиально ложны и падают сами собою ввиду известного центрального значения храма в религии и теократии Ветхого Завета. Высокое библейское богословское значение содержания книги пророка Аггея подтверждается и другими, содержащимися в ней идеями богооткровенного учения. Такова, стоящая в связи и согласии с общебиблейским учением о промысле Божием, мысль пророка о том, что Бог небрегущих о славе имени Его наказывает бесплодием (Агг 1,6, 9-11; 2,16-17, 19, см. Втор 28,22, 23, 38; Иер 12,13; Мих 6,15; Зах 8,10).  
+
Вторая речь (2,1-9) датирована 21 днем 7-го месяца (тишрей) того же года (в 7-й день [[Суккот]] - праздника Кущей) и содержит увещание бодро продолжать постройку, не смущаясь видимою ее бедностью и недостатком средств доставить новому храму благолепие первого, Соломонова Храма; затем показывает те высокие духовные блага — милости завета Божия и благодати присутствия Господа, а затем и Мессии, — которые присущи будут новому храму еще в большей степени, чем первому.  
-
Два законодательных вопроса в Агг 2,11-14 ставятся и решаются не только в точном согласия с буквою закона (Лев 6,26; Чис 9,22), но и сопровождаются у пророка определенными и возвышенными нравственными требованиями. Наконец, высокий теологический и мессианский смысл имеет идея, что среди потрясений народов и царств, земли и неба Господь спасает избранных и всех их воспринимает в свое непоколебимое Царство (Агг 2,6-7, 21-22. См. Евр 12,26-28).
+
В третьей речи (2,10-19), произнесенной в 24-й день 9-го месяца ([[кислев]]а) того же года, пророк для поддержания ревности строителей рама указывает на то, что без этого строения, просты жертвы оказываются небогоугодны, оттого и земля неплодородна. Лишь после постройки Храма плодородие вернётся.
-
Подлинность и единство книги пророка Аггея, за единичными исключениями, в науке общепризнанны (только Андре отрицает подлинность отдела Агг 2,10-19, а Бёме считает неподлинными отдел Агг 2,20-23, но на основаниях слишком недостаточных и несостоятельных). В языке книги, как происшедшей после уже плена, справедливо указывают немало стилистических особенностей библейско-еврейского языка в его позднейшей стадии развития.
+
Последняя, четвертая речь, 2:20-23, произнесенная в тот же день, как и предыдущая, обращена собственно к [[Зерубавель|Зерубавелю]](Зоровавелю), и обещает ему, как потомку [[Давид]]а целостность, сохранение и благосостояние во время крупных политических переворотов и мировых катастроф: «В тот день, говорит Господь воинств, Я возьму тебя, Зрубавел... и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь воинств»<ref>Хаг. 2:23</ref>.
-
== Литература ==
+
Это пророчество, очевидно, связано с усилением в тот период сепаратистских тенденций, выразившихся в попытках восстановить местные царские династии в различных областях Персидской империи. Следует также отметить, что проклятие, возвещенное пророком Ирмеяhу<ref>Иер. 22:24–26</ref> иудейскому царю [[Иехояхин|Иехояхину]] («Если бы Иехояхин... был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя и отдам в руки ищущих души твоей... в руки [[Навуходоносор II|Навуходоносора]]... и выброшу тебя и твою мать... в чужую страну... и там умрете»), в пророчестве Хагая сменяется благословлением Зрубавела, потомка Иехояхина.
 +
== Текстологический анализ ==
 +
Язык пророчеств Хагая прост, но некоторые фрагменты (1:5–11, 2:6–9, 21–25) отличаются образной насыщенностью; он использует библейские выражения (ср. Хаг. 2:5 с Исх. 25:8; Хаг. 2:12 с Лев. 6:20 и другими). Хаггай переосмысливает пророчество Ирмеяhу (см. выше); в его книге содержатся аллюзии на пророчество [[Йешаяhу]] о будущем почитании Храма народами мира<ref>Ис. 60</ref> и на пророчество [[Иехезкель|Йехезкеля]] («И будет у них жилище Мое»<ref>Иех. 37:27</ref>). В вере в будущее величие Храма и величие Зрубавела Хаггай подобен своему современнику, пророку [[Зхария|Зхарии]] (ср. Зх. 6:15, 8:20–23 и 3:8).
 +
== Теологический анализ ==
 +
Все эти речи, как видно из беглого даже их обозрения, отличаются, во-первых, особенною краткостью в силу которой многие исследователи видели в них не более как сокращение более длинных речей, произнесенных к народу (ср. Хаг 1,13), — а затем — прямым (как 1-я и 2-я речи) или косвенным (речи 3-я и 4-я) отношением к постройке храма. Последняя черта подала некоторым протестантским ученым принимать значение богословия пророка Хагая, — считая, например, недостатком его книги «непророческое усердие о восстановлении древнего культа» (Де Ветте) и допуская даже, что пророк Хагай с своей ревностью о построении храма подпадал вине обличаемых пророком [[Ирмеяhу]] (Иеремиею) людей, говоривших: «здесь храм Господень»<ref>Иер 7,4</ref> (Дум). Но подобные воззрения принципиально ложны и падают сами собою ввиду известного центрального значения храма в религии и теократии ТаНаХа. Высокое библейское богословское значение содержания книги пророка Хагая подтверждается и другими, содержащимися в ней идеями богооткровенного учения. Такова, стоящая в связи и согласии с общебиблейским учением о промысле Божием, мысль пророка о том, что Бог небрегущих о славе имени Его наказывает бесплодием<ref>Агг 1,6, 9-11; 2,16-17, 19, см. Втор 28,22, 23, 38; Иер 12,13; Мих 6,15; Зах 8,10</ref>.
 +
 +
Два законодательных вопроса в Агг 2,11-14 ставятся и решаются не только в точном согласия с буквою закона (Лев 6,26; Чис 9,22), но и сопровождаются у пророка определенными и возвышенными нравственными требованиями. Наконец, высокий теологический и мессианский смысл имеет идея, что среди потрясений народов и царств, земли и неба Господь спасает избранных и всех их воспринимает в свое непоколебимое Царство<ref>Агг 2,6-7, 21-22. См. Евр 12,26-28</ref>.
 +
 +
Подлинность и единство книги пророка Хагая, за единичными исключениями, в науке общепризнанны (только Андре отрицает подлинность отдела Агг 2,10-19, а Бёме считает неподлинными отдел Агг 2,20-23, но на основаниях слишком недостаточных и несостоятельных). В языке книги, как происшедшей после уже плена, справедливо указывают немало стилистических особенностей [[Древнееврейский язык|древнееврейского языка]] в его позднейшей стадии развития.
 +
 +
== Значение ==
 +
Важное историческое значение книги пророка Хагая, бросающей определенный свет на первые дни и годы жизни иудеев по возвращении из плена, общепризнано.
 +
 +
Многие новые исследователи (Шрадер и др.) полагают даже, что в установленные даты начала постройки второго [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского храма]] единственно достоверным источником является сообщение книги пророка Хагая (24 и день 9-го месяца 2-го года царствования Дария Гистаспа — по Хагай 2,15, 18, см. 1, 1 след., и вполне согласное с ним сообщение книги современного ему пророка Захарии<ref>Зах 1, 16; 4,9; 6,12; 8,9</ref>, тогда как сообщение книги Ездры<ref>1 Езд 3-4 гл.</ref> о закладке храма в Иерусалиме еще в царствование Кира, именно во 2-й месяц 2-го года по возвращении евреев с Зерубавелем и Иисусом из плена<ref>1 Езд 3,8 след.</ref>) объявляется ими лишенным исторической достоверности ввиду молчания книг пророков Хагая и [[книга пророка Захарии|Захарии]] о каких бы то ни было работах по постройке храма до их времени.
 +
 +
Крайность и ложность этого мнения очевидна: нет никакой необходимости отрицать факт закладки [[Второго Храма]] еще во 2-м году по возвращении иудеев из плена около 536 г. до н.э. ; сообщение об этом книги Ездры вполне применимо с датами книг пророков Хагая и Захария о возобновлении строительных по храму работ во 2-й год царств, в 519 или 518 году. Но здесь верно отмечается точность и определенность хронологических дат и всей вообще исторической ситуации книги пророка Хагая.
== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
<references />
-
 
+
== Ссылки ==
 +
* [http://toldot.ru/tora/library/neviim/trejasar/chagay/ Текст книги] на русском языке
 +
* [http://www.mechon-mamre.org/i/t/t2201.htm Текст книги] на [[иврит]]е
== Источник ==
== Источник ==
-
''В данной статье использовались материалы из «Толковой Библии» под ред. А. П. Лопухина (1904—1913 гг.)''
+
* «Толковая Библия» под ред. А. П. Лопухина (1904—1913 гг.)
-
 
+
* {{ЭЕЭ|14394|Хаггай}}
-
{{bible-stub}}
+
{{Книги ТаНаХа}}
{{Книги ТаНаХа}}

Текущая версия на 20:05, 12 марта 2013

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Кни́га проро́ка Хагая (ивр. חַגַּי‎ - «праздничный», LXX: 'AggaioV, вульгата - Aggaeus, в русской традиции - Аггей) — книга ТаНаХа, занимающая десятое место в ряду книг двенадцати малых пророков. Хагай - первый после вавилонского плена пророк, оставивший свое писание.

Содержание

Автор

Сведений о жизни и деятельности пророка Хаггая — кроме сообщаемых его же книгою и подтверждениями из 1-й книги Ездры 5,1; 6,14 о выступлении пророка Хагая вместе с прор. Захарией с проповедью о возобновлении работ по постройке второго храма Иерусалимского, — библейская письменность не сохранила.

Вавилонский Талмуд[1] называет пророка Хагая членом так называемой Великой Синагоги или Великого собрания (Кнесет hа-гдола) как к этой же Великой Синагоге раввины причисляли не только пророков Захарию и Малахию, но и многих других сколько-нибудь выдающихся деятелей послепленной эпохи; как членам этой Великой Синагоги пророкам Хагаю, Захарии и Малахии, в Талмуде приписывается составление многих правил и постановлений ритуального свойства[2]. В Барайте[3] цитируются слова Хагая как галахического авторитета.

По передаваемому Псевдо-Епифанием, Псевдо-Дорофеем и Псевдо-Исихием известно, Хагай еще в ранней юности пришел из Вавилона в Иудею, пророчествовал о возвращении народа из плена видел отчасти восстановление Храма и первый воспел там «аллилуйя»; скончался в Иерусалиме и погребен там же вблизи от гробниц священников. Трудно сказать насколько достоверны эти сведения, но возможно, что в основе их лежит подлинное историческое зерно, тем более, что содержащее все эти сведения сочинение «De vita el morte prophetarum», как признается теперь в науке первоначально написано на иврите.

При раскопках на площади Харам эс Шериф, прежде занятой иерусалимским храмом, была найдена древне-еврейская печать с вырезанною на ней буквами древне-еврейского шрифта надписью: «Хагая, сына Шевании». В виду находящегося только у пророка Хагая, упоминания о печати-перстне, носимой мужчинами не без основания видят в этой печати именно печать пророка Хагая, и предполагают, что он мог утерять ее именно вблизи храма, около которого он должен был находиться часто, так как с великим интересом следил за правильностью работ по постройке храма[4].

Время создания и исторический фон

Возвратившиеся по указу Кира (2 Пар 36,22-23; 1 Езд 1,1-3) в 538—537-м году иудеи — в количестве 42 360 человек свободных, 7337 рабов и 245 певцов и певиц[5] в первый же год в седьмом месяце (тишрее) соорудили в Иерусалиме жертвенник Богу и восстановили правильное совершение жертв и всего богослужения вообще (1 Езд 3,2-6).

Главная тема пророчеств Хаггая — обязанность жителей Иудеи восстановить разрушенный Храм. Персидский царь дал разрешение на это, но работы по восстановлению не ведутся, потому что время для этого якобы еще не настало (по-видимому, не прошли еще 70 лет, на протяжении которых, согласно пророчеству Иеремии[6], Храм будет лежать в развалинах). Лишь через год, во втором месяце — ияре евреи, полные надежд на исполнение обетований, связанных с возвращением из плена, ревностно приготовляют материалы строительные и начинают строительство Храма (там же, 7-11 ст.).

Кажущаяся поспешность эта в заботе переселенцев о построении храма совершенно естественна и вполне понятна ввиду важного значения в ТаНаХе Храма, как истинного центра и жизненного нерва теократии[7].

Завет Божий с избранным народом и обетования, данные Израилю, требовали для осуществления общения особого места — Храма, и новая община закладкою его фактически свидетельствовала о своем искреннем желании восстановить свое прерванное общение с Богом и получить исполнение пророчеств.

Преобладающее настроение народной массы вначале было бодрое и полное энергии и радости[8]. Однако, в общем хоре ликований сразу же послышался диссонанс при самой же закладке нового храма, и в последующее время наряду с ликованием молодого поколения послышался и плач стариков, видевших великолепие Первого Храма и по закладке Второго Храма судивших о сравнительной бедности и ничтожестве последнего[9], а этим сильно ослаблялась ревность к постройке и, кроме того, представлялся повод сомневаться в осуществлении обетовании Божиих, связанных с храмом.

Дальнейшее неблагоприятное влияние на энергию строителей и успешность постройки оказали внешние препятствия. Самаритяне предложили было евреям свое участие в постройке, и, когда предложение их было отвергнуто, начали мешать делу постройки, чему благоприятствовало отсутствие Кира, ведшего в то время роковую для него войну с Массагетами, а после гибели Кира (529 г.) Самаритяне добились от Персидского двора официального запрещения постройки Иерусалимского храма[10]. Остановленная царским указом постройка, затем не возобновлялась во все царствование сына Кирова — Камбиза (529—522 гг.), а также его преемника — Лжесмердиза (522—521 гг.). Так продолжалось до начала царствования Дария Гистаспа (521—485 гг.).

Внешнее состояние общины в первые годы по возвращении из плена совершенно не соответствовало надеждам на полное обновление и всемирное прославление Израиля (см. напр., Иc 60, 62 гл.): вместо этого переселенцев угнетало безотрадное сознание своей рабской зависимости от персов[11], своей крайней бедности и всякого рода неудач (Хаг 1,6 и др.).

Все это привело к тому, что первоначальная ревность и энергия к построению храма в народе исчезла и заменилась полным равнодушием к начатому делу; явилось даже убеждение, что «не время строить дом Господень»[12]. Вместо этого иудеи занялись созиданием собственных жилищ, иногда даже очень украшенных[13] и вообще устроением собственного благополучия. Но Бог не благословлял успехам этих трудов: страну постоянно посещали засухи и полные неурожаи[14]. А это, в связи со всем упомянутым, вызывало в народе чувство оставленности Богом, представление о прекращении со стороны Бога заветных отношений к Своему народу, отнятии шхины[15].

Когда, таким образом, не только постройка Храма могла быть отложенной на неопределенное время, но опасность омертвения грозила всей религиозно-нравственной жизни теократической общины, тогда Богом воздвигнут был к пророческому служению Хагай.

Цель и смысл деятельности пророка Хагая заключались в том, чтобы объяснить народу причины его бедственного состояния и неуспеха в трудах и начинаниях его; поднять павший дух переселенцев, убедить угрозами и увещаниями к скорейшей постройке храма; вдохнуть в него веру в непреложность заветных отношений Бога к иудеям и обетований Божиих, которые имеют быть выполнены именно в строящемся храме, — убедить, что в нем явится Мессия и положит основание Своему вечному и всемирному Царству, и что имеющие предшествовать тому перевороты среди земных царств не будут роковыми для иудеев, как стоящих под покровительством Божиим.

Содержание

Книга состоит из четырех речей, точно датированных по времени произнесения.

Первая речь гл. 1 ст. 1-11 произнесена была в первый день (в праздник новомесячия) 6-го месяца (элула) 2-го года царствования Дария Гистаспа. В ней пророк вскрывает действительную причину остановки в постройке храма и показывает ее несостоятельность, настоятельно требует возобновления работ по постройке храма, указывая при этом на переживаемые народом в настоящем и возможные еще в будущем бедствия, как на проявление гнева Божия за пренебрежение делом Божиим. Речь сопровождается историческим примечанием[16] о благоприятных следствиях первого выступления пророка: возобновлении постройки Храма.

Вторая речь (2,1-9) датирована 21 днем 7-го месяца (тишрей) того же года (в 7-й день Суккот - праздника Кущей) и содержит увещание — бодро продолжать постройку, не смущаясь видимою ее бедностью и недостатком средств доставить новому храму благолепие первого, Соломонова Храма; затем показывает те высокие духовные блага — милости завета Божия и благодати присутствия Господа, а затем и Мессии, — которые присущи будут новому храму еще в большей степени, чем первому.

В третьей речи (2,10-19), произнесенной в 24-й день 9-го месяца (кислева) того же года, пророк для поддержания ревности строителей рама указывает на то, что без этого строения, просты жертвы оказываются небогоугодны, оттого и земля неплодородна. Лишь после постройки Храма плодородие вернётся.

Последняя, четвертая речь, 2:20-23, произнесенная в тот же день, как и предыдущая, обращена собственно к Зерубавелю(Зоровавелю), и обещает ему, как потомку Давида целостность, сохранение и благосостояние во время крупных политических переворотов и мировых катастроф: «В тот день, говорит Господь воинств, Я возьму тебя, Зрубавел... и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь воинств»[17].

Это пророчество, очевидно, связано с усилением в тот период сепаратистских тенденций, выразившихся в попытках восстановить местные царские династии в различных областях Персидской империи. Следует также отметить, что проклятие, возвещенное пророком Ирмеяhу[18] иудейскому царю Иехояхину («Если бы Иехояхин... был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя и отдам в руки ищущих души твоей... в руки Навуходоносора... и выброшу тебя и твою мать... в чужую страну... и там умрете»), в пророчестве Хагая сменяется благословлением Зрубавела, потомка Иехояхина.

Текстологический анализ

Язык пророчеств Хагая прост, но некоторые фрагменты (1:5–11, 2:6–9, 21–25) отличаются образной насыщенностью; он использует библейские выражения (ср. Хаг. 2:5 с Исх. 25:8; Хаг. 2:12 с Лев. 6:20 и другими). Хаггай переосмысливает пророчество Ирмеяhу (см. выше); в его книге содержатся аллюзии на пророчество Йешаяhу о будущем почитании Храма народами мира[19] и на пророчество Йехезкеля («И будет у них жилище Мое»[20]). В вере в будущее величие Храма и величие Зрубавела Хаггай подобен своему современнику, пророку Зхарии (ср. Зх. 6:15, 8:20–23 и 3:8).

Теологический анализ

Все эти речи, как видно из беглого даже их обозрения, отличаются, во-первых, особенною краткостью в силу которой многие исследователи видели в них не более как сокращение более длинных речей, произнесенных к народу (ср. Хаг 1,13), — а затем — прямым (как 1-я и 2-я речи) или косвенным (речи 3-я и 4-я) отношением к постройке храма. Последняя черта подала некоторым протестантским ученым принимать значение богословия пророка Хагая, — считая, например, недостатком его книги «непророческое усердие о восстановлении древнего культа» (Де Ветте) и допуская даже, что пророк Хагай с своей ревностью о построении храма подпадал вине обличаемых пророком Ирмеяhу (Иеремиею) людей, говоривших: «здесь храм Господень»[21] (Дум). Но подобные воззрения принципиально ложны и падают сами собою ввиду известного центрального значения храма в религии и теократии ТаНаХа. Высокое библейское богословское значение содержания книги пророка Хагая подтверждается и другими, содержащимися в ней идеями богооткровенного учения. Такова, стоящая в связи и согласии с общебиблейским учением о промысле Божием, мысль пророка о том, что Бог небрегущих о славе имени Его наказывает бесплодием[22].

Два законодательных вопроса в Агг 2,11-14 ставятся и решаются не только в точном согласия с буквою закона (Лев 6,26; Чис 9,22), но и сопровождаются у пророка определенными и возвышенными нравственными требованиями. Наконец, высокий теологический и мессианский смысл имеет идея, что среди потрясений народов и царств, земли и неба Господь спасает избранных и всех их воспринимает в свое непоколебимое Царство[23].

Подлинность и единство книги пророка Хагая, за единичными исключениями, в науке общепризнанны (только Андре отрицает подлинность отдела Агг 2,10-19, а Бёме считает неподлинными отдел Агг 2,20-23, но на основаниях слишком недостаточных и несостоятельных). В языке книги, как происшедшей после уже плена, справедливо указывают немало стилистических особенностей древнееврейского языка в его позднейшей стадии развития.

Значение

Важное историческое значение книги пророка Хагая, бросающей определенный свет на первые дни и годы жизни иудеев по возвращении из плена, общепризнано.

Многие новые исследователи (Шрадер и др.) полагают даже, что в установленные даты начала постройки второго Иерусалимского храма единственно достоверным источником является сообщение книги пророка Хагая (24 и день 9-го месяца 2-го года царствования Дария Гистаспа — по Хагай 2,15, 18, см. 1, 1 след., и вполне согласное с ним сообщение книги современного ему пророка Захарии[24], тогда как сообщение книги Ездры[25] о закладке храма в Иерусалиме еще в царствование Кира, именно во 2-й месяц 2-го года по возвращении евреев с Зерубавелем и Иисусом из плена[26]) объявляется ими лишенным исторической достоверности ввиду молчания книг пророков Хагая и Захарии о каких бы то ни было работах по постройке храма до их времени.

Крайность и ложность этого мнения очевидна: нет никакой необходимости отрицать факт закладки Второго Храма еще во 2-м году по возвращении иудеев из плена около 536 г. до н.э. ; сообщение об этом книги Ездры вполне применимо с датами книг пророков Хагая и Захария о возобновлении строительных по храму работ во 2-й год царств, в 519 или 518 году. Но здесь верно отмечается точность и определенность хронологических дат и всей вообще исторической ситуации книги пророка Хагая.

Примечания

  1. Бава батра 15а
  2. Мишна Эрувин II, 1 Шекалим III, 1
  3. Иев. 16:1
  4. Проф. А. А. Олесницкий, Ветхозаветный храм. с. 855
  5. 1 Езд 2,64-65; Неем 7,66-67
  6. Иер. 25:11–12; 27:4–7; ср. Зх. 1:12
  7. Втор 12, 5, 11; 3 Цар 8,29; 9,3; 4 Цар 21,4; Иер 32,34
  8. 1 Езд 3, 7, 11
  9. 1 Езд 3,12-13; Агг 2,4
  10. 1 Езд 4,2-6, 23
  11. Неем 9,36
  12. Хаг 1,2
  13. Агг 1,4
  14. Хаг 1,6; 9-11; 2,15-19
  15. Хаг 2,5
  16. ст. 12-15
  17. Хаг. 2:23
  18. Иер. 22:24–26
  19. Ис. 60
  20. Иех. 37:27
  21. Иер 7,4
  22. Агг 1,6, 9-11; 2,16-17, 19, см. Втор 28,22, 23, 38; Иер 12,13; Мих 6,15; Зах 8,10
  23. Агг 2,6-7, 21-22. См. Евр 12,26-28
  24. Зах 1, 16; 4,9; 6,12; 8,9
  25. 1 Езд 3-4 гл.
  26. 1 Езд 3,8 след.

Ссылки

Источник

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация