Хадрамаут (область в Саудовской Аравии) - еврейская община
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «История евреев по странам» с помощью HotCat) |
||
(1 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Хадрамаут''', область в юго-западной части Саудовской Аравии, расположенная вдоль границы с Южным Йеменом. | + | '''Хадрамаут''', область в юго-западной части Саудовской Аравии, расположенная вдоль границы с Южным Йеменом. |
+ | == История возникновения общины == | ||
- | Евреи Хаббана составляли особую группу среди евреев юга Аравийского полуострова. Они были высокого роста с тонкими чертами лица, мужчины носили длинные до плеч волосы, подхваченные вокруг головы лентой, при этом не оставляя [[Пеот|пеот]], и брили усы; женщины покрывали голову сеткой с серебряными украшениями и носили широкий серебряный пояс. Евреи Хаббана — потомки одной семьи и делятся на четыре семейства: Матуф, Гилель, Шамух и Майфа, которые жили отдельно друг от друга в различных частях города. Между семействами существовали небольшие различия в молитвенных обрядах. Еврейская община Хаббана платила очень маленький налог — 20 реалов в год. Евреи Хаббана были в своем большинстве ювелирами по золоту и серебру; меньшинство занималось овцеводством и разведением верблюдов. В ал-Байде и Байхане лишь небольшая часть евреев была занята в ювелирном деле, в то время как большинство было лоточниками (см. [[Коробейничество]]). | + | Еврейское население Хадрамаута было сосредоточено почти исключительно в Хаббане и расположенных неподалеку от него ал-Байде и Байхане (Центральный Хадрамаут). |
+ | |||
+ | Зхария ал-Дахири, посетивший Хадрамаут в 16 в., сообщает, что там не было евреев. | ||
+ | |||
+ | Путешественники 19 в. упоминают о евреях в Хаббане, однако различно оценивают их численность — двести, тысяча и две тысячи человек. | ||
+ | |||
+ | По оценке [[Табиб, Аврахам|А. Табиба]], в начале 20 в. в Хаббане было около 200 мужчин старше 13 лет. | ||
+ | |||
+ | В 1911–12 гг. там проживало около 30 еврейских семей, в Байхане — около 50, в ал-Байде — около 40 семей. | ||
+ | |||
+ | К концу 1940-х гг. в Хаббане проживало около 60 еврейских семей. Политический статус евреев Хадрамаута ничем не отличался от статуса других евреев на Аравийском полуострове — они платили налог в качестве «защищаемых евреев» (см. [[Зимми]]). | ||
+ | |||
+ | Поскольку евреи составляли очень незначительное меньшинство, они не подвергались ограничениям и преследованиям, и еврейские юноши, подобно арабским, открыто носили на поясе кинжал. | ||
+ | |||
+ | Вследствие тяжелых экономических условий жизни мужчины были вынуждены на долгие месяцы покидать свои семьи и отправляться на заработки в отдаленные города, возвращаясь домой, как правило, на осенние [[Праздники|праздники]] и [[Песах]]. | ||
+ | == Евреи Хаббана == | ||
+ | |||
+ | Евреи Хаббана составляли особую группу среди евреев юга Аравийского полуострова. Они были высокого роста с тонкими чертами лица, мужчины носили длинные до плеч волосы, подхваченные вокруг головы лентой, при этом не оставляя [[Пеот|пеот]], и брили усы; женщины покрывали голову сеткой с серебряными украшениями и носили широкий серебряный пояс. | ||
+ | |||
+ | Евреи Хаббана — потомки одной семьи и делятся на четыре семейства: Матуф, Гилель, Шамух и Майфа, которые жили отдельно друг от друга в различных частях города. Между семействами существовали небольшие различия в молитвенных обрядах. | ||
+ | |||
+ | Еврейская община Хаббана платила очень маленький налог — 20 реалов в год. Евреи Хаббана были в своем большинстве ювелирами по золоту и серебру; меньшинство занималось овцеводством и разведением верблюдов. | ||
+ | |||
+ | В ал-Байде и Байхане лишь небольшая часть евреев была занята в ювелирном деле, в то время как большинство было лоточниками (см. [[Коробейничество]]). | ||
Хотя евреи Хадрамаута были изолированы от еврейских центров, они располагали галахическими трудами, признанными среди йеменского еврейства (см. [[Йемен]]), и ревностно хранили свои музыкальные и хореографические традиции. | Хотя евреи Хадрамаута были изолированы от еврейских центров, они располагали галахическими трудами, признанными среди йеменского еврейства (см. [[Йемен]]), и ревностно хранили свои музыкальные и хореографические традиции. | ||
+ | == Репатриация в Израиль == | ||
- | Когда в 1949 г. евреи Хадрамаута узнали о возможности репатриации в Израиль, они сделали все необходимые приготовления к отъезду, причем многие оставили работу, опасаясь оказаться вне дома, когда посланцы Израиля приедут за ними. В 1950 г. израильские эмиссары прибыли в Хадрамаут, чтобы переправить местных евреев в [[Аден]], откуда они вместе с евреями Йемена должны были быть доставлены в Израиль в ходе операции «Волшебный ковер». Этот план столкнулся с трудностями, поскольку местные мусульмане обратились к губернатору с требованием запретить евреям уезжать, не заплатив свои долги. Совокупная сумма изначального долга была невелика, однако с учетом высокого ссудного процента составляла значительную сумму. Эмиссарам удалось добиться компромисса, и после выплаты долгов евреям было разрешено покинуть Хадрамаут. Почти все они в том же году прибыли в Израиль, где их поселили в [[Мошав|мошаве]] Барекет (около 100 семей, в общей сложности 800 человек); некоторые поселились в Кфар-Шалем (юго-восточный пригород Тель-Авива). Вследствие высокого естественного прироста (к 1970 г. — около 180 семей) мошав Барекет был вскоре перенаселен, и часть хадрамаутских евреев расселилась по близлежащим поселениям. | + | Когда в 1949 г. евреи Хадрамаута узнали о возможности репатриации в Израиль, они сделали все необходимые приготовления к отъезду, причем многие оставили работу, опасаясь оказаться вне дома, когда посланцы Израиля приедут за ними. |
+ | |||
+ | В 1950 г. израильские эмиссары прибыли в Хадрамаут, чтобы переправить местных евреев в [[Аден]], откуда они вместе с евреями Йемена должны были быть доставлены в Израиль в ходе операции «Волшебный ковер». | ||
+ | |||
+ | Этот план столкнулся с трудностями, поскольку местные мусульмане обратились к губернатору с требованием запретить евреям уезжать, не заплатив свои долги. Совокупная сумма изначального долга была невелика, однако с учетом высокого ссудного процента составляла значительную сумму. | ||
+ | |||
+ | Эмиссарам удалось добиться компромисса, и после выплаты долгов евреям было разрешено покинуть Хадрамаут. | ||
+ | |||
+ | Почти все они в том же году прибыли в Израиль, где их поселили в [[Мошав|мошаве]] Барекет (около 100 семей, в общей сложности 800 человек); некоторые поселились в Кфар-Шалем (юго-восточный пригород Тель-Авива). | ||
+ | |||
+ | Вследствие высокого естественного прироста (к 1970 г. — около 180 семей) мошав Барекет был вскоре перенаселен, и часть хадрамаутских евреев расселилась по близлежащим поселениям. | ||
См. также [[Аравийский Полуостров|Аравийский полуостров]], [[Йемен]]. | См. также [[Аравийский Полуостров|Аравийский полуостров]], [[Йемен]]. | ||
{{ElevenCopyRight|14396|ХАДРАМАУТ}} | {{ElevenCopyRight|14396|ХАДРАМАУТ}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:История евреев по странам]] |
Текущая версия на 21:40, 26 января 2013
Источник: | ||||||||
|
Хадрамаут, область в юго-западной части Саудовской Аравии, расположенная вдоль границы с Южным Йеменом.
История возникновения общины
Еврейское население Хадрамаута было сосредоточено почти исключительно в Хаббане и расположенных неподалеку от него ал-Байде и Байхане (Центральный Хадрамаут).
Зхария ал-Дахири, посетивший Хадрамаут в 16 в., сообщает, что там не было евреев.
Путешественники 19 в. упоминают о евреях в Хаббане, однако различно оценивают их численность — двести, тысяча и две тысячи человек.
По оценке А. Табиба, в начале 20 в. в Хаббане было около 200 мужчин старше 13 лет.
В 1911–12 гг. там проживало около 30 еврейских семей, в Байхане — около 50, в ал-Байде — около 40 семей.
К концу 1940-х гг. в Хаббане проживало около 60 еврейских семей. Политический статус евреев Хадрамаута ничем не отличался от статуса других евреев на Аравийском полуострове — они платили налог в качестве «защищаемых евреев» (см. Зимми).
Поскольку евреи составляли очень незначительное меньшинство, они не подвергались ограничениям и преследованиям, и еврейские юноши, подобно арабским, открыто носили на поясе кинжал.
Вследствие тяжелых экономических условий жизни мужчины были вынуждены на долгие месяцы покидать свои семьи и отправляться на заработки в отдаленные города, возвращаясь домой, как правило, на осенние праздники и Песах.
Евреи Хаббана
Евреи Хаббана составляли особую группу среди евреев юга Аравийского полуострова. Они были высокого роста с тонкими чертами лица, мужчины носили длинные до плеч волосы, подхваченные вокруг головы лентой, при этом не оставляя пеот, и брили усы; женщины покрывали голову сеткой с серебряными украшениями и носили широкий серебряный пояс.
Евреи Хаббана — потомки одной семьи и делятся на четыре семейства: Матуф, Гилель, Шамух и Майфа, которые жили отдельно друг от друга в различных частях города. Между семействами существовали небольшие различия в молитвенных обрядах.
Еврейская община Хаббана платила очень маленький налог — 20 реалов в год. Евреи Хаббана были в своем большинстве ювелирами по золоту и серебру; меньшинство занималось овцеводством и разведением верблюдов.
В ал-Байде и Байхане лишь небольшая часть евреев была занята в ювелирном деле, в то время как большинство было лоточниками (см. Коробейничество).
Хотя евреи Хадрамаута были изолированы от еврейских центров, они располагали галахическими трудами, признанными среди йеменского еврейства (см. Йемен), и ревностно хранили свои музыкальные и хореографические традиции.
Репатриация в Израиль
Когда в 1949 г. евреи Хадрамаута узнали о возможности репатриации в Израиль, они сделали все необходимые приготовления к отъезду, причем многие оставили работу, опасаясь оказаться вне дома, когда посланцы Израиля приедут за ними.
В 1950 г. израильские эмиссары прибыли в Хадрамаут, чтобы переправить местных евреев в Аден, откуда они вместе с евреями Йемена должны были быть доставлены в Израиль в ходе операции «Волшебный ковер».
Этот план столкнулся с трудностями, поскольку местные мусульмане обратились к губернатору с требованием запретить евреям уезжать, не заплатив свои долги. Совокупная сумма изначального долга была невелика, однако с учетом высокого ссудного процента составляла значительную сумму.
Эмиссарам удалось добиться компромисса, и после выплаты долгов евреям было разрешено покинуть Хадрамаут.
Почти все они в том же году прибыли в Израиль, где их поселили в мошаве Барекет (около 100 семей, в общей сложности 800 человек); некоторые поселились в Кфар-Шалем (юго-восточный пригород Тель-Авива).
Вследствие высокого естественного прироста (к 1970 г. — около 180 семей) мошав Барекет был вскоре перенаселен, и часть хадрамаутских евреев расселилась по близлежащим поселениям.
См. также Аравийский полуостров, Йемен.