Хамиты

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 1
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
Строка 13: Строка 13:
}}   
}}   
-
{{Полуфабрикат}}
 
-
 
-
[[Файл:Shem, Ham and Japheth.jpg|thumb||300px|right|''[[Сим]], Хам и [[Иафет]]'' [[Джеймс Тиссо|Джеймса Тиссо]]]]
 
'''Хамиты''' — согласно библейским источникам, потомки [[Хам]]а, одного из трёх сыновей [[Ной|Ноя]].  
'''Хамиты''' — согласно библейским источникам, потомки [[Хам]]а, одного из трёх сыновей [[Ной|Ноя]].  
Строка 21: Строка 18:
В 9ой главе Книги Бытия повествуется, что однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно со своим сыном Ханааном) увидел «наготу отца своего», и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям. «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.»  (Быт.9:23) За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама — Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета.<ref>{{Библия|Быт|9|20|-27}}</ref>
В 9ой главе Книги Бытия повествуется, что однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно со своим сыном Ханааном) увидел «наготу отца своего», и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям. «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.»  (Быт.9:23) За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама — Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета.<ref>{{Библия|Быт|9|20|-27}}</ref>
-
Также, согласно одной из [[апокриф]]ических книг, [[Книга Юбилеев|Книге Юбилеев]], первоначальным местом расселения потомков Хама стала "вторая наследственная часть, по ту сторону [[Гигон]]а, к югу, направо от рая, и она идет к югу".<ref>[[Апокриф]] [[Книги Юбилеев]]</ref>
+
Также, согласно одной из [[апокриф]]ических книг, [[Книга Юбилеев|Книге Юбилеев]], первоначальным местом расселения потомков Хама стала "вторая наследственная часть, по ту сторону [[Гихон]]а, к югу, направо от рая, и она идет к югу".<ref>[[Апокриф]] [[Книги Юбилеев]]</ref>
== Родословная Хама и его потомков ==
== Родословная Хама и его потомков ==
-
[[Файл:Ksenophontov noah.jpg|thumb|И.Ксенофонтов. Ной проклинает Хама]]
 
[[File:Josephustable3.jpg|thumb|Карта расселения потомков Ноя по [[Иосиф Флавий|Иосифу Флавию]], ок. 100 г.н.э.; сыны Хама показаны синим цветом]]
[[File:Josephustable3.jpg|thumb|Карта расселения потомков Ноя по [[Иосиф Флавий|Иосифу Флавию]], ок. 100 г.н.э.; сыны Хама показаны синим цветом]]
=== Род Хама ===
=== Род Хама ===
Строка 49: Строка 45:
Согласно [[Быт.|Книге Бытия]], у [[Ханаан, сын Хама|Ханаана]] было одиннадцать сыновей:  
Согласно [[Быт.|Книге Бытия]], у [[Ханаан, сын Хама|Ханаана]] было одиннадцать сыновей:  
[[Сидон, сын Ханаана|Сидон]], [[Хет]], [[Иевусей]], [[Аморрей]],  [[Гергесей]], [[Евей]], [[Аркей]], [[Синей]], [[Арвадей]], [[Цемарей]] и [[Химафей]].  
[[Сидон, сын Ханаана|Сидон]], [[Хет]], [[Иевусей]], [[Аморрей]],  [[Гергесей]], [[Евей]], [[Аркей]], [[Синей]], [[Арвадей]], [[Цемарей]] и [[Химафей]].  
-
=== Альтернативные генеалогии ===
+
 
Данные из внебиблейских источников не всегда совпадают с классической «таблицей народов» из [[Быт.|Книги Бытия]].
Данные из внебиблейских источников не всегда совпадают с классической «таблицей народов» из [[Быт.|Книги Бытия]].
-
 
-
 
-
== Дальнейшее использование и толкование термина ==
 
-
[[File:T and O map Guntherus Ziner 1472.jpg|thumb|left|Расселение потомков Хама, согласно европейской средневековой [[Карта Т и О|карте Т и О типа]]]]
 
-
Представление о Хаме и его потомках стали фиксироваться исторических преданиях, хрониках и трактах, основанных на библейской истории. Так например, в «[[Повесть временных лет|Повести временных лет]]», записанной [[Нестор Летописец|Нестором Летописцем]] в XII веке о Хаме говорится следующее:
 
-
{{начало цитаты}}Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликия, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.<ref>[http://www.hrono.info/dokum/povest1.html «Повесть временных лет» в переводе Д. С. Лихачёва]</ref>{{конец цитаты|источник=[[Древнерусская литература XII века]] [[Повесть временных лет]]}}.
 
-
 
-
Также представление о хамитах, как о совокупности народов, проживающих к югу от Ханаана легло в основу средневековых европейских географических представлений, что, в частности нашло свое отражение в картах.
 
-
 
-
Уже в Новое время, когда европейцы проникли в Африку представление о детях Хама как о рабах Сима и Иафета стало одним из идеологических обоснований работорговли.
 
-
 
-
=== Хамитская теория в лингвистике ===
 
-
В середине XIX в. немецкий египтолог [[Лепсиус, Карл Рихард|Карл Рихард Лепсиус]] ввел этот термин в лингвистику, назвав хамитскими общность малоизученных к этому времени языков африканских народов. По мере изучения, оказалось, что многие из "хамитских" языков не являются генетически родственными, а другие хамитские языки близки к [[семитские языки|семитским языкам]]. Поэтому в 1887 г. лингвист [[Мюллер, Фридрих (лингвист)|Ф. Мюллер]] предложил ввести термин «семито-хамитские языки» для обозначения совокупности уже достаточно изученных семитских и хамитских языков.
 
-
 
-
В 1908 г. [[семитология|семитолог]] А.М. Крымский писал:
 
-
{{начало цитаты}}Термин "Xамиты" заимствован новейшей этиологией из Χ гл. "Бытия" для обозначения народов, которые живут в сев. и сев.-вост. Африке, говорят так наз. хамитскими языками и отличаются как от соседних негров (банту), так и от семитов (арабов и абиссинцев-эфиопов); этот общепринятый теперь термин (введен Лепсиусом и Ф. Миллером) не совсем удачен, потому что, таким образом, приходится не причислять к X. финикиян, которые составителем "Бытия", на основании культурных и политических отношений, помещены в число потомков Хама, но говорили языком не X., а семитским. Антропологически X. принадлежат к расе средиземной (см. соотв. статью), т. е. сродни и семитам, и индоевропейцам, но ближе стоят к семитам, к которым они ближе и по языку.{{конец цитаты|источник="Семитские языки" [[Нёльдеке, Теодор|Т. Нёльдеке]] в обработке А. Крымского}}
 
-
 
-
Впоследствии,  М. Коэн доказал, что термин "хамитские языки" не имеет определенного лингвистического содержания и он  уступил место термину «семито-хамитские языки». <ref>М. А. Коростовцев. Введение в египетскую филологию -М.: Восточная литература, 1963</ref>
 
-
[[Изображение:Afroasiatic-en.svg|thumb|260px|Современная карта афразийских языков]]
 
-
В 1970-е гг. американский лингвист Дж. Гринберг предложил использовать термин «[[афразийские языки]]» вместо семито-хамитских.
 
-
 
-
=== Хамитская теория в этнографии ===
 
-
Кроме того, по мере знакомства и изучения различных африканских культур европейские исследователи сделали предположение, что африканцы самостоятельно не могли сформировать какой-либо ареал цивилизации и любое государственное образование или крупная постройка (например, пирамиды [[Мероэ]], [[Большое Зимбабве]]) должны были стать следствием влияния более развитых народов, арабов, индийцев или хамитов. Так немецкий лингвист [[Карл Майнхоф]] предположил, что хамитами являются пришлые кочевники со светлой кожей, которые принесли цивилизацию во внутренние районы Африки, но затем были ассимилированы автохтонным населением.
 
-
Теория подтвреждалась существующим этнографическим материалом. Например, кочевники тутси, управлявшие земледельцами хуту, являются более светлокожими; или кочевники фульбе, создавшие халифат Сокото, в результате подчинения хауса, тив и других этнических групп, имеют, как правило, тонкие губы и узкие носы.
 
-
Расцвет хамитской теории пришелся на первую половину XX в., периода колониального управления, одной из целей которого было просветить отсталые народы. <ref>Львова Э.С. История Африки в лицах, М.:Муравей, 2001.</ref>
 
-
 
-
=== Хамиты в антропологии ===
 
-
К хамитам обычно причисляют [[афразийские языки|хамитские]] по происхождению (но не всегда по языку) народы Северной и Северо-восточной Африки и Западной Азии<ref>[http://machanaim.org/tanach/a-beresh/csoa02_2.htm#01.01 Сончино]</ref>
 
-
Таким образом, хамитскими языками называют все афразийские языки, кроме [[Семитские языки|семитских]]: [[Берберо-ливийские языки|берберо-ливийские]], [[древнеегипетский язык]], [[Кушитские языки|кушитские]], [[Омотские языки|омотские]] и [[Чадские языки|чадские]] языки.
 
-
Важно отметить, что современный ареал распространения семитских языков обусловлен средневековой арабской экспансией в Северную Африку и на Ближний Восток. В древности, территориальное соотношение семитских и хамитских языков было иным.
 
-
 
-
=== Хамиты в популяционной генетике и ДНК-генеалогии ===
 
-
[[Файл:Possible_places_of_origin_of_E1b1b1-M215M35_subclades.png|thumb|left|Возможные места возникновения субкладов Y-ДНК гаплогруппы E1b1b1]]
 
-
В генетическом отношении, библейский ареал распространения хамитских народов наиболее соответствует ареалу распространения гаплогруппы ДНК Y-хромосомы человека [[гаплогруппа E1b1b (Y-ДНК)|E1b1b1 (M35)]] и её субкладов.<ref name=Lutak&Klyosov2009>{{Harvcoltxt|С.В. Лутак и А.А. Клёсов|2009}}</ref> Места возникновения и современное распространение субкладов [[гаплогруппа E1b1b1 (Y-ДНК)|E1b1b1d (M281)]] и [[гаплогруппа E1b1b1 (Y-ДНК)|E1b1b1e (V6)]] соответствуют библейскому ареалу распространения некоторых сынов [[Хуш]]а.
 
-
 
-
Согласно некоторым исследованиям в области ДНК-генеалогии, библейский ареал распространения потомков Мицраима наиболее соответствует ареалу распространения гаплогруппы ДНК Y-хромосомы человека [[гаплогруппа E1b1b1a (Y-ДНК)|E1b1b1a (M78)]].<ref name=Lutak&Klyosov2009>{{Harvcoltxt|С.В. Лутак и А.А. Клёсов|2009}}</ref> Общего предка гаплогруппы E1b1b1a (M78) иногда называют «Y-хромосомным Мицраимом».<ref name=Lutak&Klyosov2009>{{Harvcoltxt|С.В. Лутак и А.А. Клёсов|2009}}</ref>
 
-
 
[[Библия]] даёт подробную информацию о потомках [[Мицраим|Мицраима]] ([[египтяне]], [[филистимляне]], [[кафториты]]), [[Хуш|Хуша]] ([[эфиопы]], [[Кушитские языки|кушиты]], [[сабеи]]) и [[Ханаан, сын Хама|Ханаана]] ([[ханаанеи]], [[финикийцы]]). Потомков же [[Фут, сын Хама|Фута]] (возможно, [[ливийцы]]) обходит молчанием.
[[Библия]] даёт подробную информацию о потомках [[Мицраим|Мицраима]] ([[египтяне]], [[филистимляне]], [[кафториты]]), [[Хуш|Хуша]] ([[эфиопы]], [[Кушитские языки|кушиты]], [[сабеи]]) и [[Ханаан, сын Хама|Ханаана]] ([[ханаанеи]], [[финикийцы]]). Потомков же [[Фут, сын Хама|Фута]] (возможно, [[ливийцы]]) обходит молчанием.
Строка 99: Строка 58:
* [http://www.krotov.info/library/bible/comm3/vz_apokr1.htm Книга Юбилеев]
* [http://www.krotov.info/library/bible/comm3/vz_apokr1.htm Книга Юбилеев]
* [http://www.mystudies.narod.ru/library/nochrist/flavius/aj/book01/06.htm Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 1, гл. 6 ]
* [http://www.mystudies.narod.ru/library/nochrist/flavius/aj/book01/06.htm Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 1, гл. 6 ]
-
*{{Citation
+
 
-
  | last = Cruciani et al.
+
-
  | first =
+
-
  | author-link =
+
-
  | last2 =
+
-
  | first2 =
+
-
  | author2-link =
+
-
  | title = Phylogeographic Analysis of Haplogroup E3b (E-M215) Y Chromosomes Reveals Multiple Migratory Events Within and Out Of Africa
+
-
  | journal = [[American Journal of Human Genetics]]
+
-
  | volume = 74
+
-
  | issue =
+
-
  | pages = 1014–1022
+
-
  | date =
+
-
  | year = 2004
+
-
  | url = http://www.familytreedna.com/pdf/hape3b.pdf
+
-
  | doi = 10.1086/386294|month=May |pmid=15042509 |pmc=1181964
+
-
  | id = }}
+
-
*{{Citation
+
-
  | last = С.В. Лутак и А.А. Клёсов
+
-
  | first =
+
-
  | author-link =
+
-
  | last2 =
+
-
  | first2 =
+
-
  | author2-link =
+
-
  | title = Гаплогруппа E1b1b1a (M78) - современные потомки древних египтян
+
-
  | journal = [[Вестник Российской Академии ДНК-генеалогии]]
+
-
  | volume = 2
+
-
  | issue = 4
+
-
  | pages = 639-669
+
-
  | date = апрель 2009
+
-
  | year = 2009
+
-
  | url = http://stores.lulu.com/temosh
+
-
  | doi = 
+
-
  | id = }}
+
-
* Д. А. Ольдерогге, Хамитская проблема в африканистике. — «Советская этнография», 1949, № 3, стр. 170.
+
-
* W. Vycichl, Hausa und Ägyptisch, — MSOS, Jg. 37, 1934, Abt. 3. S. 3.
+
{{Дети Ноя}}
{{Дети Ноя}}
{{Потомки Хама}}
{{Потомки Хама}}
   
   
-
 
+
[[Категория:Народы в ТаНаХе]]
-
[[ar:حاميون]]
+
[[Категория:Библейские персонажи]]
-
[[de:Hamitentheorie]]
+
-
[[en:Hamitic]]
+
-
[[fi:Haamilaiset]]
+
-
[[ko:함족]]
+
-
[[pl:Języki chamickie]]
+
-
[[tr:Hamitik]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 17:54, 8 февраля 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Хамиты — согласно библейским источникам, потомки Хама, одного из трёх сыновей Ноя.

Содержание

Источник

В 9ой главе Книги Бытия повествуется, что однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно со своим сыном Ханааном) увидел «наготу отца своего», и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям. «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.» (Быт.9:23) За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама — Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета.[1]

Также, согласно одной из апокрифических книг, Книге Юбилеев, первоначальным местом расселения потомков Хама стала "вторая наследственная часть, по ту сторону Гихона, к югу, направо от рая, и она идет к югу".[2]


Родословная Хама и его потомков

Файл:Josephustable3.jpg
Карта расселения потомков Ноя по Иосифу Флавию, ок. 100 г.н.э.; сыны Хама показаны синим цветом

Род Хама

Основная статья: Хам

У Хама после Потопа было четверо сыновей (Быт.10:6- 20).

Потомки Хуша

Основная статья: Хуш

Согласно Книге Бытия, Хуш был первым сыном Хама и имел шестерых сыновей. Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама, Савтеха и Нимрод.

Потомки Мицраима

Основная статья: Мицраим

Семь сыновей Мицраима: Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, Патрусим, Каслухим и Кафторим.

Потомки Фута

Основная статья: Фут, сын Хама

В Библии нет упоминания имён сынов Фута.

Потомки Ханаана

Основная статья: Ханаан, сын Хама

Согласно Книге Бытия, у Ханаана было одиннадцать сыновей: Сидон, Хет, Иевусей, Аморрей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей.

Данные из внебиблейских источников не всегда совпадают с классической «таблицей народов» из Книги Бытия.

Библия даёт подробную информацию о потомках Мицраима (египтяне, филистимляне, кафториты), Хуша (эфиопы, кушиты, сабеи) и Ханаана (ханаанеи, финикийцы). Потомков же Фута (возможно, ливийцы) обходит молчанием.

Примечания

  1. Быт.920
  2. Апокриф Книги Юбилеев


Источники

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация