Ханаанеи

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Письменность)
(Контакты с еврейским народом)
Строка 94: Строка 94:
[[ТАНАХ]] рисует их в отрицательном свете — как воплощение идолопоклонства и распутства. [[Тора]] (Чис. 23:23; Втор. 7:1 и другие) запрещает израильтянам вступать в союзы и браки с ханаанеями и поклоняться их богам. Отрицательное отношение к бракам с ханаанеями ярко проявляется в библейском повествовании о патриархах: [[Авраам]] и [[Ицхак]] запрещают своим сыновьям брать в жены ханаанеянок (Быт. 24:3; 28:6). В Лев. 18:3 содержится запрет «поступать по делам земли Ханаанской», за чем следует список половых запретов (Лев. 18:6–23) и предостережение «не делать мерзостей», которым предавались ханаанеи (Лев. 18:24, 26, 27).
[[ТАНАХ]] рисует их в отрицательном свете — как воплощение идолопоклонства и распутства. [[Тора]] (Чис. 23:23; Втор. 7:1 и другие) запрещает израильтянам вступать в союзы и браки с ханаанеями и поклоняться их богам. Отрицательное отношение к бракам с ханаанеями ярко проявляется в библейском повествовании о патриархах: [[Авраам]] и [[Ицхак]] запрещают своим сыновьям брать в жены ханаанеянок (Быт. 24:3; 28:6). В Лев. 18:3 содержится запрет «поступать по делам земли Ханаанской», за чем следует список половых запретов (Лев. 18:6–23) и предостережение «не делать мерзостей», которым предавались ханаанеи (Лев. 18:24, 26, 27).
-
Многие выражения, встречающиеся в [[ТАНАХе]], содержались в угаритских текстах. Например, «'''מטל השמיים ומשמני הארץ'''» - «от росы небесной и от туков земных». Из этого следует, что эти обиходные формулировки были обычными для западносемитских языков в те времена, когда происходили события, описанные в [[Тора|Торе]].<ref>Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982) Стр. 147-148</ref>
+
Многие выражения, встречающиеся в [[ТАНАХ]]е, содержались в угаритских текстах. Например, «'''מטל השמיים ומשמני הארץ'''» - «от росы небесной и от туков земных». Из этого следует, что эти обиходные формулировки были обычными для западносемитских языков в те времена, когда происходили события, описанные в [[Тора|Торе]].<ref>Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982) Стр. 147-148</ref>
После возвращения из египетского рабства народ Израиля завоевал землю Ханаана принятыми в те времена способами. Население захваченных городов истреблялось или изгонялось.
После возвращения из египетского рабства народ Израиля завоевал землю Ханаана принятыми в те времена способами. Население захваченных городов истреблялось или изгонялось.

Версия 17:40, 2 февраля 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 31/01/2011


Ханаанеи - древнее семитское население страны Ханаан, поселившиеся там не позднее 4-го тысячелетия до н.э.

Были предками финикийцев, жителей многих финикийских колоний в Северной Африке и Испании. Говорили на языке, близкородственном ивриту. Изобрели алфавитную письменность. Первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды.

Соседствовали, взаимодействовали и воевали с еврейским народом со времён Авраама до раннего средневековья, когда они полностью растворились среди других народов. Многократно упоминаются в ТАНАХе. Некоторые учёные считают, что часть их на разных стадиях истории влилась в еврейский народ.[1]

Файл:CanaanMap.jpg
Карта древнего Ханаана

Содержание

Географическое расположение

Ханаа́н (финикийск. kĕnaʿan, ивр. כְּנַעַן‎ , араб. کنعان‎‎) — западная часть Плодородного полумесяца. Слово «Ханаан» ([ārāṣ] kĕnaʿan) означает „страна пурпура[2][3].

В Амарнских письмах (IV век до н.э. жители Ханаана называли себя аккадскими кинаху (Kinahu) или кинану (Kinanu). .[4]

В ТАНАХе Ханаан — земля, обетованная Богом Израилю (Быт. 17:8; Исх. 6:4).

В ТАНАХе название иногда употребляется применительно ко всей территории Сирии и Страны Израиля, однако обычно оно относится только к прибрежной полосе. Согласно Быт. 10:19, Ханаан простирался от Сидона на севере до Газы на юге и до южной оконечности Мертвого моря на востоке.

Согласно детальному описанию границ Ханаана в Чис. 34:2–12, южная граница проходила от южной оконечности Мертвого моря через синайский Кадеш-Барнеа к Средиземноморскому побережью. На севере граница начиналась возле прибрежной горы Яор и шла на восток к северу от современного Баальбека (в современном Ливане) и оттуда — на северо-восток, проходя приблизительно в 100 км к северу от Дамаска. На востоке в Ханаан входили район Дамаска, Хауран, Башан и Голан — вплоть до озера Кинерет, от которого вдоль русла реки Иордан граница шла до северной оконечности Мертвого моря. ТАНАХ не включает в Ханаан Заиорданье. Ученые указывают, что эти границы приблизительно совпадают с границами египетских владений в Азии в 3-й четверти II тыс. до н. э.[5]

В Древнем Ханаане, кроме хананеев, жили хетты, иевусеи, амореи. Он представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств.

Расположенный между Междуречьем и территорией Древнего Египта, Ханаан, с одной стороны, находился в центре цивилизации Древнего Востока, а с другой стороны, постоянно подвергался внешним нашествиям.

В Амарнских письмах содержатся данные, что земля Ханааская в период перед приходом евреев была одной из египетских провинций, административным центром которой была Газа. В Газе, а также в Яффе и Бейт-Шеане стояли египетские гарнизоны, а небольшие подразделения «лучников» (50–300 человек) размещались по мере необходимости в других местах. Местные правители были вассалами фараона (в письмах из Ханаана и Сирии только фараон именуется царем). Они платили Египту дань сельскохозяйственными продуктами, предметами роскоши и рабами, отвечали за безопасность торговых путей и за снабжение находившихся на их территории египетских войск. Они также были обязаны в случае необходимости передавать в распоряжение египтян собственные воинские контингенты. Хотя вся территория Ханаана считалась принадлежащей фараону, внутренние границы вассальных царств постоянно менялись в результате войн между местными правителями, которые часто образовывали более или менее прочные коалиции.[6]

Культура ханаанеев

Многие черты ханаанской культуры вошли в современную цивилизацию, в том числе - через еврейскую культуру. Их письменность стала предком практически всех алфавитов мира, в первую очередь финикийского, которым был впервые записан ТАНАХ. Для строительства Первого Храма царь Шломо привлёк финикийских специалистов. Влияние ханаанеев на Древний Израиль было так велико, что часто приводило к соскальзыванию в идолопоклонство. Об этом написано в соответствующих главах ТАНАХа. Развитая технология мореплавания позволила ханаанеям (прежде всего, финикийцам) основать калонии по всему Средиземноморью. Они передали эту технологию соседним еврейским племенам. Согласно легендам средиземноморских общин, их предки участвовали в колонизации наравне с финикийцами уже во времена царя Шломо.

Файл:ProtoCanaan.jpg
Изображение протоханаанейских надписей

Письменность

Самым большим вкладом хананеев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600 гг. до н. э.[7] Благодаря влиянию египтян основным писчим материалом в Ханаане стал папирус. Поскольку папирус в здешних климатических условиях хранится очень недолго (в отличие от Египта), образцы раннего алфавитного письма чрезвычайно редки. До нашего времени дошло лишь несколько надписей на более прочных материалах, например имена, нацарапанные на чашах.

Несколько угаритских табличек найдено в Израиле – в Бейт-Шемеше, Таанахе и на горе Тавор.[8]

Торговля

Основным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни хананеев, что в иврите слово «хананей» стало означать «купец» — именно такое значение оно имеет, например, в Притч 31:24.

Главными портами были Тир, Сидон, Бейрут и Библ, расположенные в северной части Ханаана (на побережье современного Ливана).Отсюда в Египет, Грецию и на Крит везли кедровую древесину, кувшины с оливковым маслом и вином, другие товары. Привозили же сюда предметы роскоши и папирус из Египта, гончарные и металлические изделия из Греции. Важной статьей средиземноморской торговли хананеев была работорговля. На севере ханаанского побережья (близ современной Латакии) лежал крупный город Угарит, население которого было близко хананеям по языку, культуре и уровню экономического развития. Угарит был одним из важнейших и богатейших торговых центров Восточного Средиземноморья.

Положение страны на пути между Египтом и Азией и активная торговля делали хананеев открытыми для самых разнообразных культурных влияний. В городах, находившихся под властью египтян, дворцы и храмы возводились в египетском стиле, по-соседству мог господствовать ассирийский стиль. В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии. Показательно, что хананеи использовали одновременно египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

Города и их правители

Ханаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой — подобное можно встретить на Ближнем Востоке и сегодня. Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремеслами. Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

Правители городов постоянно ссорились и воевали друг с другом. Иногда города подвергались нападениям скрывавшихся в лесах разбойничьих шаек. Такого было положение дел в Ханаане около 1360 г. до н. э. Об этом свидетельствуют документы, найденные при раскопках города Эль-Амарна в Египте. Междоусобная вражда хананеев значительно облегчила евреям завоевание страны. Объединенным Ханааном овладеть было бы неизмеримо труднее.

Религия хананеев

Ханаанская ритуальная маска, найденная на горе Кармель

Ханаанские боги и богини были персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал), означающее «господин», было титулом Хаду, бога грома и дождя (в самом слове «Баал» слышится звучание грома). Поскольку Баал ведал дождями, туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего хананского общества.

Женой Баала была Астарта, или, иначе, Анат, богиня любви и войны, отцом — Эль, повелитель богов, который ко времени израильского завоевания превратился в довольно туманную фигуру. Женой Эля была Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли Баалат («хозяйка»).

К числу главных божеств принадлежали также Шамаш (бог солнца), Решеф (бог войны), Дагон (бог хлеба). Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств. Это общая картина варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального покровителя или свое любимое божество, часто именовавшееся «Господином» или «Госпожой» этого места.

Файл:Baal Ugarit Louvre AO17330.jpg
Статуэтка хананейского бога Ваала. Поднятая правая рука, вероятно, некогда сжимала оружие.

Скотоложество было у ханаанеев частью культа Ваала. Об этом написано в угаритских текстах.[9]

Рассказы о богах

Рассказы о богах хананеев известны как из собственно ханаанских (угаритских), так и из иноземных источников. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях. В человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемых людям страданиях. Однако порой боги хананеев могли быть добрыми и щедрыми. Словом, они представляли собой не более чем отражение тех, кто им поклонялся. Естественно, подобная мифология оказывала влияние на ханаанский культ. Религиозные празднества превращались в разгул самых худших, животных свойств человеческой натуры. Греческие и римские писатели ужасались бесчинствам, которые хананеи творили во славу своей религии. Неудивительно, что и Библия сурово осуждает эту развращенность. Втор.18:9 ; 3Цар.14:22-24; Ос.4:12-14.

Храмы и жрецы

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший ее местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими. По случаю большого праздника к процесии мог присоединиться и простой народ — ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвященные. Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах. Кроме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Ваала был бык, Ашеры — львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов. Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»). Здесь тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы (см.Втор.12:3)

Жертвоприношения

В жертву богам обычно приносили животных и пищу. По свидетельствам греческих и римских источников, у хананеев практиковалось и человеческие жертвоприношения. Ханаане приносили детей в жертву Молоху. Археологи нашли в Мегиддо руины храма, посвященного богине Астарте, жене Ваала. В нескольких шагах от этого места было кладбище, где найдены в кувшинах останки детей, приносимых в жертву... Жрецы Ваала и Астарты были официальными убийцами маленьких детей. Другой ужасный обычай назывался „жертвоприношением на основания“. Когда заканчивалась постройка нового дома, то в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого позже замуровывалось в стену (См. Мелахим-I, 21:25, 26). Неясно, однако, насколько широко они были распространены. Не исключено, что к этому обряду прибегали лишь при чрезвычайных обстоятельствах, когда только ценой великой жертвы можно было снискать расположение божества.

Контакты с еврейским народом

Как только Авраам пришёл в Ханаан, он вступил в деловые отношения с ханаанеями. Местные жители не одобрили появление нового соседа и всячески пытались его выжить. В частности, засыпАли колодцы, которые выкапывали люди Авраама. Но, убедившись в тщетности этих попыток, заключили с ним договор о мирном сосуществовании.

Род Авраама жил среди ханаанеев три поколения, до ухода в Египет.

ТАНАХ рисует их в отрицательном свете — как воплощение идолопоклонства и распутства. Тора (Чис. 23:23; Втор. 7:1 и другие) запрещает израильтянам вступать в союзы и браки с ханаанеями и поклоняться их богам. Отрицательное отношение к бракам с ханаанеями ярко проявляется в библейском повествовании о патриархах: Авраам и Ицхак запрещают своим сыновьям брать в жены ханаанеянок (Быт. 24:3; 28:6). В Лев. 18:3 содержится запрет «поступать по делам земли Ханаанской», за чем следует список половых запретов (Лев. 18:6–23) и предостережение «не делать мерзостей», которым предавались ханаанеи (Лев. 18:24, 26, 27).

Многие выражения, встречающиеся в ТАНАХе, содержались в угаритских текстах. Например, «מטל השמיים ומשמני הארץ» - «от росы небесной и от туков земных». Из этого следует, что эти обиходные формулировки были обычными для западносемитских языков в те времена, когда происходили события, описанные в Торе.[10]

После возвращения из египетского рабства народ Израиля завоевал землю Ханаана принятыми в те времена способами. Население захваченных городов истреблялось или изгонялось.

Однако изложенные в Торе правила ведения войны включали также инструкции брать себе девушек, не бывших замужем. Имелось также правило жениться на пленнице, если еврейский воин вошёл с ней в половое сношение. Тем самым, следует предположить, что уже в XIII веке до н.э. часть еврейского народа была рождена ханаанскими женщинами.

На севере Страны Израиля наступавшие еврейские племена не смогли изгнать всех ханаанеев. Остатки прежнего населения продолжили жить в соседстве с евреями. Некоторые из них постепенно растворились в еврейском народе. Другие, наоборот, влияли на евреев, порождая рецидивы идолопоклонства. Так, отец судьи Гедеона держал на своей земле жертвенник Ваалу.

В эпоху Судей (рубеж XII - XI вв до н.э.) северные колена Израиля подверглись нападению сильной армии ханаанеев. Судя по её численности и оснащению (тысячи боевых колесниц), это не могли быть отряды остаточных ханаанейских племён, живших среди еврейской территории. Следует предположить, что войско, с которым воевало ополчение Израиля у потока Кишон, пришло из Финикии.

Для строительства Первого храма царь Шломо попросил помощи у царя Тира Хирама. Тот прислал архитекторов, инженеров, материалы. План Первого Храма, описанный в ТАНАХе, очень похож на планы финикийских храмов, найденных в Сране Израиля.[11] За помощь царь Шломо расплатился несколькими пограничными крепостями, которые, однако, не понравились Хираму.

Царь Шломо наладил морскую торговлю. Учитывая финикийскую гегемонию на морях в X веке до н.э., это не могло быть сделано без содействия финикийцев. Легенды евреев Марокко и острова Джерба говорят, что их предки пришли туда во времена царя Шломо. Именно в это время был пик финикийской колонизации Западного Средиземноморья. Поскольку нет упоминаний об отдельных еврейских колониях за морем, следует предполагать, что евреи селились в финикийских городах.

После разделения Страны Израиля Израильское царство оказалось под сильным влиянием финикийских государств. Необходимость торговых отношений и военных союзов привела к династическим бракам царей Ираильского царства с принцессами из Тира и Сидона. Оборотной стороной этих союзов была деятельность языческих жрецов, совращавших народ Израиля. С этим боролись пророки.

Еще одно значение слова «ханааней» — «торговец», «купец». Так, в частности, пророк Хошеа (12:8), порицая упадок морали жителей Ираильского царства, называет его жителей «ханаанеями»: «Ханаанеянин с неверными весами в руке любит обижать», а Иехезкель называет Вавилонию «землей Ханаанской, городом торговцев».

В персидской империи, эллинистических государствах и царстве Хасмонеев евреи продолжали интенсивно торговать с финикийцами. Небольшие торговые колонии евреев образовались в финикийских городах Ливана и Западного Средиземноморья.

После появления христианства и его превращения в господствующую религию в регионе среди остатков финикийского населения, не желавшего поддаваться религиозному гнёту, распространился прозелитизм. Таким образом, часть потомков ханаанских колонистов в Северо-Западной Африке и на Пиренейском полуострове влилась в еврейские общины.[12]

Источники

Литература

  • «Библейская энциклопедия» — ISBN 5-85524-022-3
  • Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)
  • Дональд Харден. Финикийцы. Москва, Центрполиграф 2002 (Donald Harden. The Phoenicians: Penguin, Harmondsworth, 1971)

Примечания

  1. Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 8, кол. 1088–1099
  2. И. Ш. Шифман. Финикийский язык. М.: Едиториал УРСС, 2010.
  3. "Ср. аккад. kinaḥḥu "пурпур". Там же.
  4. Дональд Харден. Финикийцы. Москва, Центрполиграф 2002 (Donald Harden. The Phoenicians: Penguin, Harmondsworth, 1971) стр. 12
  5. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ханаан"
  6. http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=15076&query=%C0%CC%C0%D0%CD%D1%CA%C8%C5+%CF%C8%D1%DC%CC%C0 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 10, кол. 603–605
  7. The Cambridge ancient history, том 2; часть 1
  8. Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982) Стр. 148
  9. Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982) Стр. 148
  10. Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982) Стр. 147-148
  11. Дональд Харден. Финикийцы. Москва, Центрполиграф 2002 (Donald Harden. The Phoenicians: Penguin, Harmondsworth, 1971) стр. 93
  12. Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 8, кол. 1088–1099

См. также


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация