Хасидей ашкеназ

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(История)
(Ссылки)
Строка 46: Строка 46:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
-
http://www.lechaim.ru/ARHIV/206/vexler.htm
+
* [http://www.lechaim.ru/ARHIV/206/vexler.htm Йеуда Векслер «ПЕРВЫЕ ХАСИДЫ» Журнал "Лехаим" за июнь 2009 года]
-
http://www.eleven.co.il/article/14460
+
* [[http://www.eleven.co.il/article/14460 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Хасидей Ашкеназ" на основании КЕЭ, том 9, кол. 661–664]]
   
   
При написании статьи использован материал английской и ивритской Википедии
При написании статьи использован материал английской и ивритской Википедии
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}

Версия 19:05, 15 декабря 2010

Хасидей ашкеназ (חֲסִידֵי אַשְׁכְּנַז, буквально `благочестивые Германии`), представители общественно-идеологического движения, создавшего своеобразные этические и мистические учения.

Период расцвета движения приходится на 2-ю половину XII - 1-ю половину XIII в.

Движение Хасидей Ашкеназ возникло в Регенсбурге (Южная Германия) и распространилось в общинах Шпейера, Майнца и других городов долины Рейна, а также во Франции.

Учение Хасидей Ашкеназ занимает промежуточное положение между еврейской философией и каббалой и подобно им явилось формирующим фактором, оказавшим влияние на развитие еврейской мысли в эпоху средневековья.

Содержание

История

Становление учения Хасидей Ашкеназ пришлось на тяжелый для еврейского населения Западной Европы период крестовых походов. Развитие христианских ультрарелигиозных течений оказало влияние на общий духовный климат средневековья, что отразилось в литературном творчестве Хасидей Ашкеназ.

Хасидей Ашкеназ видели в своем учении продолжение древних традиций.

Не вполне ясен маштаб движения Хасидей ашкеназ: идет ли речь об эзотерическом движении, включавшем лишь небольшие элитные группы под руководством мудрецов - ученых Торы или о движении, охватывавшем большую часть евреев Германии в тот период. В любом случае, ясно, что особых строгих правил поведения, уединения и аскезы придерживались только ученые Торы.

В результате усиления преследований и притеснений в XIII веке в Германии хасидей ашкеназ (и вообще, евреи Германии) постепенно переселились в Испанию. Там часть из них влилась в мир сефардской каббалы, расцвет которой приходится на этот период.

Хасидей ашкеназ как движение прекратило свое существование в XIV веке, однако развитые им идеи и созданные им книги, особенно Сефер хасидим и книга Рокеах раби Элазара из Вормса продолжали оказывать влияние на мысль ашкеназских общин и еврейства в целом в течении последующих поколений вплоть до нового времени.

Основоположники и особенно яркие представители движения

Согласно книге Эльазара бен Йеhуды из Вормса «Сод ха-тфилла» («Тайна молитвы»), зарождение еврейского мистического учения в Европе связано с личностью Аhарона бен Шмуэля (Абу-Аhарон) из Багдада (конец VII в. – начало VIII в.). Он учился в академиях Вавилонии и был непосредственно связан с устными эзотерическими традициями, а затем эмигрировал в Италию. Там он встретился с семейством Калонимус (Калонимос), происходившим из г. Лукка, перенявшим от Аhарона бен Шмуэля его знания. Семейство Калонимус переехало в Майнц, где основало свою династию Ашкеназ.

Известны своими литературными произведениями представители Хасидей Ашкеназ из этого рода: Шмуэль бен Калонимус, по прозванию Хасид (2-я половина XII в.); его сын Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид; его ученик и родственник Эльазар бен Йеhуда бен Калонимус, известный как Эльазар из Вормса, автор большей части дошедших до нас произведений Хасидей Ашкеназ.

Раби Шмуэль hа-Хасид и его сын раби Иеhуда hа-Хасид (1217-1150) считаются одними из основателей движения хасидей ашкеназ. Раби Иеhуда hа-Хасид, автор Сефер хасидим, вскоре стал центральной фигурой в движении. Оба происходят из семьи Калонимус, перебравшейся в середине X века из Италии в Германию (на греческом «калонимус» – «прекрасное, доброе имя», таким образом, Клонимус означает «Бааль шем» - «владеющий тайной Божественного Имени).

Идеи и установления

Эпоха деятельности хасидей ашкеназ совпадает с эпохой расцвета еврейской филососфии. Хасидей ашкеназ утверждали, что их тайное учение (торат hа-сод) - плод долгой традиции, корни которой уходят в Литературу чертогов, но с другой стороны они внесли много нового в область каббалы и этики. Это движение включает в себя мистические элементы, однако не является мистическим в собственном смысле слова.

В отличии от тосафистов, деятельность которых приходится на то же время, занятых глубоким анализом талмудических дискуссий и как результат - галахическим творчеством, новаторским и оригинальным, хасидей ашкеназ придерживались установлений и обычаев прежних поколений, были глубоко традиционны.

Хасидей ашкеназ разработали учение, охватывающее многие темы, среди них: сущность мира и связь между Богом и миром, ангелологические и демонологические системы, выработали новые понятия (или расширили значение существующих понятий). В еврейской мысли, в частности, это понятие «славы Бога» и описания Божественного откровения в мире. Кроме того, они придерживались своего, особого взгляда на жизнь общины, и, в принципе, ставили нужды общества выше нужд отдельного человека. Учение хасидей ашкеназ разрабатывает также вопросы этики и воспитания, строения души и другие вопросы. Мнения исследователей разделяются в том, в какой мере идеи хасидей ашкеназ подчерпнуты из тех, что существовали в иудаизме до них (среди прочих идеи рава Саадии Гаона и Ибн Эзры) и из воззрений древнего иудаизма Израиля или же их подход развился самостоятельно и плод эпохи. Проводятся сравнения между мыслью хасидей ашкеназ и идеями, получившими развитие в христианской теологии в Европе в тот период.

Мир мысли и мистики хасидей ашкеназ оказал влияние на развитие каббалы в более позние эпохи, хотя формирование идей каббалы и идей хасидей ашкеназ происходили независимо друг от друга. Идеи и сочинения каббалистов Прованса и Жироны не были известны хасидам Германии.

Хасидей ашкеназ дали практическое воплощение своим идеям - разработали обширную систему правил поведения и строгих установлений. Они назвали его «Путь благочестия» (дерех хасидут). Путь предполагал в том числе уединение и аскезу.

Хасидей ашкеназ разрабатывают понятие «тшуват hа-мишкаль» - «раскаяние противовеса», главный принцип которого - аскеза и уменьшение наслаждений,и занимаются миром молитвы, отношением буквального и мистического толкования слов и букв молитвы и гематрии слова.

Хасидей ашкеназ отличал уникальный подход к заповедям. Награда за доброе деяние, считали они, назначается в зависимости от степени усилия, которое прилагалось при совершении доброго деяния. Чем больше приложенное усилие – тем выше награда. Отсюда иерархия заповедей, понятая ими иначе, чем это принято. Кроме того, хасидей ашкеназ считали, что хасид, благочествый, должен брать на себя именно те заповеди, которыми пренебрегают другие евреи, например, исполнение заповедей, связанных со смертью человека.

Хасидей ашкеназ - составители известных пиютов, среди которых Шир hа-Кавод (Песнь Славы, Аним змирот)и Шир hа-Йихуд, в которую включены многочисленные идеи хасидей ашкеназ.

Ссылки

При написании статьи использован материал английской и ивритской Википедии

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация