Хешел, Авраhам Иеhошуа

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Хешел, Авраhам Иеhошуа)
 
(11 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Хешел, Авраhам Иеhошуа]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Хешел, Аврахам Иехошуа''' (Heschel, Abraham Joshua; 1907, Варшава, – 1972, Нью-Йорк), еврейский философ и ученый в области [[Наука О Еврействе|науки о еврействе]]. Хешел был потомком выдающихся деятелей [[Хасидизм|хасидизма]]: со стороны отца — [[Дов Бер Из Межирича|Дова Бера из Межирича]], а со стороны матери — [[Леви, Ицхак Бен Меир Из Бердичева|Леви, Ицхака бен Меира из Бердичева]]. Получил традиционное еврейское [[Воспитание|воспитание]]. В возрасте 20 лет поступил одновременно в Берлинский университет (в 1933 г. — степень доктора) и в [[Хохшуле Фюр Ди Виссеншафт Дес Юдентумс|Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс]], где также преподавал [[Талмуд]]. В 1937 г. [[Бубер, Мартин|М. Бубер]] назначил Хешела своим преемником в Центре еврейского образования для взрослых (Эрваксененбильдунг) и Еврейском доме учения (Юдишес лерхаус) во [[Франкфурт-На-Майне|Франкфурте-на-Майне]].
+
-
 
+
-
В октябре 1938 г. Хешел был депортирован нацистами в Польшу, где в течение восьми месяцев преподавал в Институте еврейских исследований в Варшаве (см. [[Польша]]). В 1939 г. он переехал в Англию, где стал основателем Института иудаистики (Institute for Jewish Learning) в Лондоне. С 1940 г. Хешел жил в США. В 1940–45 гг. преподавал еврейскую философию и раввинистическую литературу в [[Хибру Юнион Колледж — Джуиш Инститьют Оф Релиджн|Хибру юнион колледж]] в Цинциннати. С 1945 г. был профессором еврейской этики и мистики в [[Еврейская Теологическая Семинария|Еврейской теологической семинарии]]. Хешел — автор книг и статей о средневековой еврейской философии (о [[Саадия Гаон|Саадии]] Гаоне, [[Ибн Габирол Шломо Бен Иехуда|Ибн Габироле]] и [[Маймонид|Маймониде]]), [[Каббала|каббале]] и хасидизме, а также ряда работ по философии религии, получивших широкое признание как в еврейских, так и в христианских кругах.
+
-
 
+
-
Хешел видел задачу философии религии не в конструировании «религии разума» (см. [[Коген, Герман|Г. Коген]]), использующем, наряду с другими источниками, еврейскую традицию, и не в анализе «религиозного опыта». Если первый путь подменяет религию философией, то второй пытается подменить ее психологией, религиозными переживаниями. В своих трудах Хешел стремился постигнуть и осветить реальность, которая лежит в основе религии, живое и динамичное взаимоотношение между Богом и человеком, с помощью объективного, хотя и исполненного симпатии, понимания памятников еврейской традиции и опыта благочестивого еврея.
+
-
 
+
-
Хотя при этом Хешел использовал понятия современной философии, он неоднократно указывал, что с помощью одного рационального анализа невозможно исчерпать все богатство и глубину этой реальности. Невыразимая сущность Божества не может быть без остатка сведена к какой-либо схеме концептуальных категорий — человек постигает больше, чем способен понять разумом. Хешел посвятил свою жизнь изучению и истолкованию классических источников иудаизма и созданию на этой основе теологии, которая давала бы ответ на вопросы, стоящие перед современным евреем. Его первая книга «Пророчество» (на немецком языке, 1936) содержит феноменологическое описание пророческого сознания, а также биографию Маймонида, в которой рассматривается проблема столкновения аристотелевской философии с раввинистическим иудаизмом в жизни и трудах средневекового еврейского мыслителя. За этой книгой последовали работы, посвященные каббале и хасидизму. В написанном на иврите труде «Тора мин hа-шамаим ба-аспаклария шел hа-дорот» («Небесная Тора в зеркале поколений»; в 2-х томах, 1962–65) Хешел рассмотрел взгляды законоучителей Талмуда на Тору и [[Откровение|откровение]] и обнаружил два главных течения еврейской мысли, которые оказали формирующее влияние на всю ее последующую историю.
+
-
 
+
-
Результаты этих масштабных исследований Хешел использовал в последующих трудах, где формировал собственную философию иудаизма («Человек не одинок», 1951; «Бог в поисках человека», 1956). Хешел определяет религию как ответ на главные, «последние», вопросы человека. Так как современный человек в значительной степени отчужден от реальности, которая раскрывается в истинной религии, Хешел пытается восстановить те важнейшие экзистенциальные вопросы, ответ на которые дает иудаизм. Такая глубинная теология открывает живого Бога Библии — не философскую абстракцию или психологическую проекцию, но живую реальность Бога, исполненного страстного интереса к своему творению. Согласно Хешелу, еврейская [[Этика|этика]] и [[Мицвот|мицвот]] коренятся в способности человека подняться над своими эгоистическими интересами и ответить любовью и преданностью на Божий призыв.
+
-
 
+
-
Способность исполнять Божьи повеления — основа человеческой свободы. Драма еврейской истории — то, как еврейский народ отвечает на Божий призыв, успешен или нет ответ народа. Полярная противоположность Закона и жизни, общей схемы и спонтанного порыва, противоположность кева (`постоянство`) и каввана (см. [[Молитва]]) создает творческое напряжение, благодаря которому иудаизм вмещает в себя как предписанный порядок мицвот, так и спонтанную и всегда новую реакцию каждого еврея на Божественную реальность. Хешел развил также философию времени, в которой современной тенденции мыслить в пространственных категориях противопоставлена еврейская идея освящения времени, наиболее яркими примерами которой являются [[Суббота|суббота]] и [[Праздники|праздники]].
+
-
 
+
-
В основе учения Хешела лежит вера, что отчуждение современного человека от религии — это не просто результат интеллектуальных заблуждений части нынешнего поколения или представлений, что традиционная религия устарела, а скорее следствие неспособности современного человека постичь тот аспект бытия, в котором возможно общение между Богом и человеком.
+
-
 
+
-
В многочисленных эссе и речах Хешел применил свои философские идеи к решению конкретных вопросов современности: молитва и религиозная символика («Человек в поисках Бога», 1954; «Суббота», 1951); проблемы молодежи и пожилых людей и т. д. Он играл видную роль в движении за гражданские права в США и в диалоге евреев и христиан, начавшемся в связи с подготовкой 2-го Ватиканского собора (см. [[Церковь Католическая|Церковь католическая]]).
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11155|ХЕШЕЛ Аврахам Иехошуа}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Еврейская философия]]
+

Текущая версия на 01:26, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Хешел, Авраhам Иеhошуа
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация