Хмельничина

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Хмельничина)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Хмельничина]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
'''Хмельничина''' - восстание против Польско-Литовского государства в Украине и южной Белоруссии в 1648-1656 гг., сопровождавшееся геноцидом живших там евреев. Было одним из самых страшных бедствий в истории еврейского народа.
+
-
 
+
-
== Личность Богдана Хмельницкого ==
+
-
[[Файл:BChmielnicki.jpg|250px|right|thumb|Богдан Зиновий Михайлович Хмельницкий]]
+
-
'''Хмельницкий, Богдан''' (Зиновий; 1595, село Суботов близ города Чигирина, ныне Черкасская область, Украина, – 1657, Чигирин), предводитель восстания на Украине 1648–56 гг., гетман Запорожского войска.
+
-
 
+
-
Его отец, дворянин (шляхтич), по заявлению самого Хмельницкого, был чигиринским подстаростой; имеются сведения, что отец занимал более скромную должность уездного писаря. (Утверждение, что отец Хмельницкого — крещеный еврей из [[Местечко|местечка]] Хмельник, впервые появилось в сочинении польского историка начала 20 в. Ф. Равиты-Гавроньского и никак не подтверждается более ранними источниками.)
+
-
 
+
-
В сентябре 1620 г. в составе отряда «реестровых» (то есть официально записанных в польскую армию) казаков Хмельницкий вместе с отцом принял участие в битве поляков с турецко-татарским войском. Поляки потерпели поражение, отец Хмельницкого был убит в сражении, а сам Хмельницкий оказался в турецком плену. Через два года вернулся из плена и восстановился в реестровом казачестве, женился, сделал служебную карьеру.
+
-
 
+
-
В декабре 1637 г. Хмельницкий значился «писарем Войска Запорожского» в соглашении, подписанном между лояльными Польше войсками и потерпевшими поражение повстанцами Павла Бута (Павлюка).
+
-
 
+
-
Через год Хмельницкий — сотник Чигиринского полка (что было одной из высших должностей для православного реестрового казака), в январе–феврале 1639 г. участвовал в переговорах казаков с королем Владиславом IV в [[Вильно]], осенью того же года был в составе казацкой делегации на сейме Речи Посполитой в [[Варшава|Варшаве]]. В апреле 1646 г. Хмельницкий вновь принял участие в казачьих переговорах с королем в Варшаве.
+
-
 
+
-
В том же 1646 г. Хмельницкий вступил в острый конфликт с номинальным «старостой» Чигирина Александром Конецпольским и фактическим правителем местности, «подстаростой» Даниэлем Чаплиньским. Причиной были претензии Чаплиньского на участок, издавна принадлежавший Хмельницким.
+
-
 
+
-
К этому различные источники добавляют романтические мотивы, а также конкуренцию суботовского (принадлежащего Хмельницкому) и чигиринского шинков, приносивших значительный доход владельцам. По сообщению еврейского хрониста [[Ханновер, Натан Ната|Н. Ханновера]], чигиринским шинком владел арендатор «староства», еврей Захарья Собиленко.
+
-
 
+
-
По документам, исходящим от самого Хмельницкого, в конфликт определенно были вовлечены евреи. Так, в одной из жалоб высшему польскому чиновнику на Приднепровской Украине, коронному гетману Николаю Потоцкому, Хмельницкий писал: «Даже от евреев мы испытали невыносимые обиды и унижение» (последнее слово может быть переведено и как «ущерб»), в жалобе королю: «Даже евреи, надеясь на поддержку старост, также наносят нам большой ущерб». Аналогичные претензии к евреям повторяются и в сохранившихся личных письмах Хмельницкого, адресованных А. Казановскому и В. Заславскому (оба — 1648 г.).
+
-
 
+
-
В 1646 г. некий польский солдат (вероятно, подосланный Д. Чаплиньским) совершил покушение на Хмельницкого, в 1647 г. умерла или погибла жена Хмельницкого Анна. В марте–апреле 1647 г. имение Суботов было захвачено Чаплиньским, а семья Хмельницкого изгнана из дома. Жалобы пострадавшего привели лишь к его аресту по обвинению (по всей видимости, ложному) в попытке переправить оружие на Сечь.
+
-
 
+
-
В декабре 1647 г. Хмельницкий был освобожден из-под ареста под поручительство одного из своих бывших польских командиров, а в январе 1648 г. вместе с группой приближенных казаков и старшим сыном Тимошем бежал в Запорожскую Сечь.
+
-
 
+
-
== Начало восстания ==
+
-
Хмельницкому удалось стать во главе тех, кто был недоволен властями. Опираясь на крестьян и мещан, бежавших от притеснений; казаков, устраненных из списков «реестровых» и лишившихся заработка, Хмельницкий добился избрания гетманом Войска Запорожского. Хмельницкий сумел с самого начала восстания договориться с сильным врагом Речи Посполитой — крымским ханом, и это изменило расклад сил в противостоянии казаков с метрополией.
+
-
 
+
-
Начиная с 1648 г., появляются документы, подписанные Хмельницким (см. выше). В этих документах упоминаются отдельные случаи притеснения православной церкви. Современники событий и, в частности, [[Ханновер, Натан Ната|Н. Ханновера]], рассказывали также о манифестах Хмельницкого, призывавших к уничтожению поляков и евреев; против евреев в манифестах якобы выдвигались развернутые обвинения.
+
-
 
+
-
Не только социальное противостояние и религиозная рознь, но и личные счеты Хмельницкого, стоявшего во главе большого восстания, трагически отразились на судьбе украинского еврейства, которое подверглось массовому истреблению (см. [[Украина|Украина. Евреи Украины под властью Литвы и Польши]]).
+
-
 
+
-
Восстание под предводительством Хмельницкого сопровождалось изощренными жестокостями по отношению к жителям захваченных городов. Особую ненависть повстанцев вызывали католические священники, монахи и евреи, которых обычно истребляли поголовно; нередко та же судьба ожидала и горожан-поляков.
+
-
 
+
-
Основные потери еврейское население на Украине понесло в первые месяцы военных действий — весной и летом 1648 г. В ходе войны особый резонанс в еврейском мире вызвало истребление евреев [[Немиров|Немирова]] и [[Тульчин]]а (июнь 1648 г.).
+
-
 
+
-
В январе 1648 г. Б. Хмельницкий, избранный гетманом запорожского войска, отправил посольство в Крым с целью привлечь татар на войну с Польшей.<ref>[http://argumentua.com/stati/bratya-po-oruzhiyu-i-dukhu-o-druzhbe-kazakov-i-tatar Братья по оружию и духу. О дружбе казаков и татар]</ref>
+
-
 
+
-
6 мая повстанцы уничтожили польский отряд у Желтых Вод (ныне Днепропетровская область), 16 мая с помощью татар разгромили главные силы поляков под Корсунем (ныне Корсунь-Шевченковский, Черкасская область).
+
-
 
+
-
Всюду, где проходили казаки и татары, евреев и поляков, отказавшихся перейти в православие, истребляли или угоняли в рабство. Многих евреев, оказавшихся в татарском плену, [[Выкуп пленных (в еврейской традиции)|выкупили еврейские общины]] Османской империи и Западной Европы. В конце 1648 г. число полонненых было столь большим, что неслыхано упали цены: татары меняли шляхтича на коня, а еврея — на щепотку табака.
+
-
 
+
-
16 мая 1648 г. началось бегство еврейского населения из Белой Церкви (Киевская область), Паволочи, Чуднова, Любара (все — Житомирская область) в укрепленные города Полонное, Заславль (ныне Изяслав), Староконстантинов (все — Хмельницкая область), Острог (Ровенская область). Часть евреев покинула Левобережье после битвы под Корсунем вместе с отрядом «оружных людей» князя Иеремии Вишневецкого.
+
-
 
+
-
Поход проходил по территории, уже охваченной восстанием, через Прилуки, Чернигов, Любеч (все — Черниговская область), Брагин (ныне Беларусь), Овруч (Житомирская область), Житомир, Погребище (в последние два населенных пункта отряд вступил уже после того, как местные евреи были перебиты или уведены в рабство; см. ниже).
+
-
 
+
-
Вероятно, повстанцы уничтожили на Левобережье общины Березани (Киевская область) и [[Миргород]]а (Полтавская область), хотя в еврейских хрониках сведений об этом нет. Затем казаки под предводительством М. Небабы вторглись в Белоруссию, где вырезали всех евреев и поляков [[Гомель|Гомеля]] и разгромили [[Пинск]] (большинству евреев этого города, возможно, удалось бежать).
+
-
 
+
-
В середине мая 1648 г. казаки и татары захватили [[Богуслав]], Ракитное, Белую Церковь (все — Киевская область), 21 мая предприняли рейд на северо-запад, к Радомыслю (ныне Радомышль), Коростышеву, Брусилову, Котельне, Паволочи (все — Житомирская область). Еврейские жители местечек, оказавшихся в тылу повстанческой армии, — Животова (ныне Ново-Животов; Винницкая область), Бузовки (Черкасская область), Тетиева (Киевская область), — предпочли добровольно сдаться татарам, чтобы избежать гибели. По сообщениям еврейских хронистов, многие евреи из этих местечек были, тем не менее, убиты, в том числе и татарами, не желавшими брать в плен стариков и малолетних детей. Значительная часть пленных погибла по пути в Крым, не выдержав изнурительного перехода.
+
-
 
+
-
31 мая казаки без боя, выдав себя за польский отряд, вошли в [[Немиров]] (Винницкая область), где жестоко уничтожили тысячи евреев, в том числе беженцев из окрестных сел и местечек, искавших укрытия в немировской крепости. Вероятно, в этом городе число погибших было наибольшим. [[Календарь|20 сивана]], когда пал Немиров, было впоследствии объявлено днем поминовения жертв ''гзерот тах'' (см. выше). Часть евреев приняла специальную клятву верности казакам (очевидно, после крещения) и была оставлена в живых; позднее этих евреев освободил один из отрядов войска Вишневецкого.
+
-
 
+
-
После Немирова был взят [[Тульчин]] (Винницкая область). Осада этого города, находившегося на правом берегу Южного Буга, началась вечером 8 июня; вскоре он пал, а 12 июня капитулировала и крепость на левом берегу, где евреев (в том числе беженцев из других городов) было значительно больше, чем поляков.
+
-
 
+
-
После переговоров с казаками, которые обещали сохранить осажденным жизнь, поляки во главе с комендантом Четвертинским (православным по вероисповеданию) сдались и согласились выплатить контрибуцию. Евреев четыре дня держали под стражей, а 16 июня толпа крестьян из окрестных сел учинила над ними расправу; позднее были истреблены и поляки.
+
-
 
+
-
После захвата Тульчина погибли от рук повстанцев или бежали (частью в находившиеся в вассальной зависимости от Османской империи Молдову и Валахию) евреи [[Винница|Винницы]] и находящихся к югу от нее Комаргорода, Копиевки, Ладыжина, [[Шаргород]]а (последний был захвачен в конце июля отрядами Максима Кривоноса). Затем повстанцы заняли местечки Мурафа (ныне село Жданово), Красное (оба — Винницкая область), [[Рашков]] (на территории современной Молдовы), [[Умань]], [[Ямполь]] (Винницкая область).
+
-
 
+
-
Еврейская община города [[Бар]], одна из старейших и наиболее крупных в Подолии, сыграла (вместе с небольшим отрядом немецких ландскнехтов) решающую роль в его обороне. Бар пал 15 июля в результате перехода местных украинцев на сторону Хмельницкого. Жившие в городе евреи и укрывавшиеся в нем беженцы из близлежащих Могилева (ныне [[Могилев-Подольский]]) и Верховки (оба — Винницкая область) погибли. 18 июля их участь разделили евреи [[Староконстантинов]]а (Хмельницкая область).
+
-
 
+
-
22 июля были истреблены евреи, находившиеся в крепости Полонное, которую казаки взяли благодаря содействию части гайдуков (украинцев), служивших в отрядах польских магнатов. Еврейское население Литина, Уладовки и, видимо, [[Хмельник]]а (все — Винницкая область) татары угнали в неволю. Вслед за Полонным пали Заславль и Острог, где также укрывалось много евреев; большинство успело бежать.
+
-
 
+
-
[[Каменец-Подольский]] казаки так и не смогли взять, несмотря на многомесячную осаду, длившуюся до поздней осени, однако значительная часть его защитников, в том числе и евреев, умерла от голода и болезней. Натиск повстанцев выдержали также крепость [[Броды]] (согласно [[Ханновер, Натан Ната|Н. Н. Ханноверу]], многие евреи стали здесь жертвами эпидемии), [[Львов]] (выдержавший осаду в октябре 1648 г. и уплативший громадную контрибуцию), Язловец, Бучач (оба — Тернопольская область), монастырь в Сокале, [[Белз]] (оба — Львовская область), Ковель (Волынская область), [[Перемышль]] (ныне Пшемысль), Нароль (ныне на территории Польши).
+
-
 
+
-
Войско Б. Хмельницкого дошло до Замосци, после чего в ноябре 1648 г. вернулось в приднепровские районы Украины. Весной 1649 г. военные действия возобновились.
+
-
 
+
-
== Многосторонняя война в Украине ==
+
-
Зборовский мир, заключенный между Хмельницким и польским королем Яном II Казимиром в августе 1649 г. после боев у Збаража и Зборова (Тернопольская область), впервые привел к образованию украинского автономного «гетьманата» в Черниговском, Киевском и Брацлавском воеводствах, что стало фактически началом украинской государственности.
+
-
 
+
-
Седьмой пункт мирного договора специально посвящен евреям: «Жиды (по тому времени — этноним для обозначения евреев) державцами (то есть управляющими), арендаторами, ане мешканцами (жителями) не мають быти в местах украинных, где казаки свои полки мають» — что означало полное отсутствие евреев на территории украинской автономии - «гетьманата», то есть в Черниговском, Киевском и Брацлавском воеводствах.
+
-
 
+
-
Военные действия в 1649 г. затронули евреев лишь в небольшой степени, поскольку все, кому удалось избежать гибели или плена, бежали из украинских земель в Литву (включавшую в то время большую часть современной Беларуси), Молдову и Валахию, внутренние области Польши, а также в Силезию, Пруссию, Нидерланды и некоторые другие страны Западной Европы.
+
-
 
+
-
Еврейские общины сохранились лишь в западных районах Украины, до которых войско Хмельницкого не дошло, или в тех городах, которые казаки не смогли взять.
+
-
 
+
-
В сентябре 1650 г. войско Хмельницкого совершило поход в [[Молдавия|Молдавию]], сопровождавшийся грабежом и резней еврейского населения. В июне 1651 г. армия Хмельницкого была разгромлена поляками под городом Берестечко (Волынь).
+
-
 
+
-
Согласно условиям заключенного в сентябре того же года Белоцерковского мирного договора между королем и Хмельницким, евреям, по жесткому настоянию польской стороны, позволялось вернуться в «гетьманат», территория и автономия которого были существенно урезаны: «Жиды, в маетностях (имениях) Его королевские милости и в шляхетских, как бывали жителями и откупщиками, так и ныне имеют быть». Однако вновь вспыхнувшие военные действия не дали евреям возможности реализовать это право.
+
-
 
+
-
В 1653 г. сын Хмельницкого Тимош совершил с казацким отрядом новый поход в Молдавию, при этом произошла страшная резня евреев в [[Яссы|Яссах]], описанная в дневнике христианского автора-сирийца, Павла Алеппского.
+
-
 
+
-
В январе 1654 г. Хмельницкий осуществил поворот в украинской политике, перейдя после попыток перейти под власть Турции в подчинение единоверному московскому царю Алексею Михайловичу (Переяславская рада). Широкая автономия Украины первоначально сохранялась.
+
-
 
+
-
Переяславский договор дал новый толчок к военным действиям как на Украине, так и в Белоруссии и Литве. Русские войска и воевавшие на их стороне украинские казаки захватили [[Смоленск]], [[Витебск]], [[Полоцк]], [[Могилёв]], [[Быхов]], где вырезали почти все еврейское население. Пострадала община [[Вильнюс|Вильны]]) и других городов.
+
-
 
+
-
Евреев убивали практически все войска, проходившие через места их жительства.<ref name="ЕЭ1906">[http://www.jewishencyclopedia.com/articles/4346-chmielnicki-bogdan-zinovi CHMIELNICKI, BOGDAN ZINOVI Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
Вторжение шведского войска в Срединную и Западную Польшу в 1655 г. и события Северной войны нанесли также тяжелые потери евреям, в том числе беженцам с юго-востока (нынешних Украины и Белоруссии). Шведы и воевавшие с ними поляки также убивали и грабили евреев.
+
-
 
+
-
В то же время войска, подчинявшиеся непосредственно Хмельницкому, вели с переменным успехом бои непосредственно на украинской территории, а также в [[Галиция|Галиции]], осаждали [[Каменец-Подольский]], [[Львов]] и другие города.
+
-
 
+
-
Когда в конце октября 1656 г. московское государство объявило перемирие в войне с Польшей, Хмельницкий не согласился с этим и за спиной московского суверена послал казаков в помощь князю Трансильвании Дьердю II Ракоци для продолжения войны с поляками. С этого действия началось противостояние украинской автономии Москве, которое продолжили некоторые преемники Хмельницкого на посту гетмана.
+
-
 
+
-
== Последствия войны ==
+
-
События войны, развязанной восстанием Хмельницкого, а также отдаленные ее результаты привели к трагическим последствиям для населения — не только еврейского — Украины, Польши и Белоруссии.
+
-
 
+
-
Еврейские историки XIX в. (а вслед за ними и другие) буквально приняли утверждение о количестве уничтоженных евреев, зафиксированное свидетелем восстания Н. Ханновером; по его данным, речь шла о сотнях тысяч убитых. Еврейская энциклопедия 1906 года называет число 300,000 человек.<ref name="ЕЭ1906"/>
+
-
 
+
-
В XX в. начались уточнения, связанные с демографическими оценками. Историки [[Эттингер, Шмуэль|Ш. Эттингер]] и [[Вайнриб, Бернард Дов Зухер|Б. Вейнриб]] (1900–1982), ознакомившись с широким корпусом доступных источников, определили более точно количество еврейских жертв хмельничины. Так, по оценке Б. Вейнриба, на всей территории Речи Посполитой, охваченной восстаниями и войнами, в 1648–67 гг. погибло, а также умерло от эпидемий и голода 40–50 тысяч евреев, что составляло 20–25% еврейского населения страны по максимальным оценкам; еще пять–десять тысяч бежали (или не вернулись из плена). По данным Ш. Эттингера, на Украине до восстания Хмельницкого проживала 51 тыс. евреев; из них 30–35 тыс. (около 2/3) погибли или навсегда покинули край.
+
-
 
+
-
В то же время — по воле Хмельницкого или независимо от него — эти события стали основой для формирования украинской национальной мифологии, значительно позже сформулированной идеологически в «Истории русов» неизвестного автора (конец XVIII в.; впервые опубликована в 1846 г.). Личность беспощадного правителя, успешного дипломата и полководца Хмельницкого наложила отпечаток на содержание мифа; возможно, что антиеврейская составляющая мифа восходит к самому Хмельницкому.
+
-
 
+
-
В то же время сомнительно, чтобы Хмельницкий ставил целью тотальное истребление евреев даже на территории Украины. Судьба жителей любого [[Местечко|местечка]], захваченного повстанцами, зависела от произвола местного командира, которому принадлежала полная свобода действий. Известны случаи, когда евреи давали «присягу» казакам (то есть принимали крещение по православному обряду) и оставались в живых.
+
-
 
+
-
Характерно, что в Западной Украине и юго-восточной Польше, когда армия находилась под непосредственным командованием Хмельницкого, казаки порой предпочитали не идти на штурм, а брали выкуп и уходили, если осажденные соглашались платить (Львов, Жолкиев /см. [[Жолква]]/, [[Замосць]], Дубно).
+
-
 
+
-
== Память о "временах Богдана Хмельницкого" ==
+
-
В еврейском народном сознании события «хмельничины», в частности, 1648 г., когда потери евреев были особо велики и неожиданны, запечатлелись как «гзерот тах» (`Господни кары 5408` /1648/) — эпоха зверской жестокости и бед.
+
-
 
+
-
Истребление около четверти еврейского населения страны, в которой была сосредоточена самая многочисленная и образованная [[Община еврейская|община]] мирового еврейства, оказало глубокое влияние на еврейский мир. [[Раввин]]ы видели в событиях хмельничины признаки скорого прихода [[Мессия|Мессии]]. Это создало благоприятные условия для возникновения и распространения [[Саббатианство|саббатианства]].
+
-
 
+
-
В еврейском [[Фольклорсодержание|фольклоре]], литературе и историографии «Хмель-злодей» — одна из самых одиозных и зловещих фигур. Событиям эпохи гзерот тах посвящен ряд произведений еврейской литературы, в их числе драма в стихах [[Минский, Николай Максимович|Н. Минского]] «Осада Тульчина» (1888), роман [[Аш, Шалом|Ш. Аша]] «Киддуш hа-Шем» («Во славу Божию», 1919), баллада «Бат hа-рав» («Дочь раввина», 1924) [[Черниховский, Шаул|Ш. Черниховского]], роман «Дер кнехт» («Раб», 1960) [[Башевис-Зингер, Ицхак|И. Башевиса-Зингера]].
+
-
 
+
-
В свою очередь, спустя некоторое время после событий восстания под предводительством Хмельницкого в украинском фольклоре появились произведения эпического жанра («думы»), демонизирующие роль евреев в социальной жизни предшествующей эпохи. В этих произведениях фигурирует, например, еврей, насильственно загоняющий казака в шинок или взимающий с православных плату за отправление обрядов в церкви, что не соответствовало реальной жизни.
+
-
 
+
-
Выдающийся украинский историк М. Грушевский, а также писатель и филолог И. Франко отнесли возникновение «дум» к XVIII в. Однако у идеологов украинского национального движения, в сочинениях ряда писателей и историков-украинцев (в их числе Н. Гоголя, Н. Костомарова и Т. Шевченко) эти фольклорные мотивы получили значение бесспорных реалий.
+
-
 
+
-
Мифологизированное наследие периода хмельничины спровоцировало ряд жестоких расправ с евреями в истории Украины и на века омрачило отношения украинцев и евреев. Только с провозглашением Государства Израиль (1948) и обретением Украиной независимости (1991) отношения двух народов вступили в период нормализации.
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Гайдамаки]];
+
-
* [[Петлюра, Симон Васильевич|С. Петлюра]];
+
-
* [[Погромы]];
+
-
* [[Умань]];
+
-
* [[Бандеровцы]]
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* КЕЭ, том 9, кол. 852–855
+
-
* [http://ru.wikipedia.org/wiki/Хмельницкий,_Богдан_Михайлович Статья "Хмельницкий, Богдан Михайлович" из русского раздела Википедии]
+
-
* [http://www.eleven.co.il/article/15408 Статья "Украина. Евреи на территории Украины до конца 18 в." в ЭЕЭ]
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Bohdan_Khmelnytsky#cite_ref-9 Статья "Bohdan Khmelnytsky" из английского раздела Википедии]
+
-
* [http://www.polit.ru/article/2009/04/21/ukr/1346013700000/ Россия-Украина: как пишется история Беседа Алексея Миллера и Георгия Касьянова. Часть 3. От Хмельницкого до Мазепы]
+
-
 
+
-
<references/>
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|14533|ХМЕЛЬНИЦКИЙ Богдан}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Антисемитизм]]
+
-
[[Категория:Преследования евреев]]
+

Текущая версия на 01:27, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Хмельничина
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация