Холокост на территории СССР

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Часть серии статей о

Категории:

холокост · нацизм · геноцид

Вторая мировая война

Портал:Холокост Проект:Холокост

п·о·р

Холокост на территории СССР — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами, их союзниками и коллаборационистами евреев на оккупированной территории СССР в течение Великой Отечественной войны.

Численность советских евреев, оказавшихся на территории оккупированной немцами, составила 2,75—2,90 млн человек, большинство из них погибли.[1]

Содержание

Эвакуация на Восток

После нападения Германии на СССР и оккупации западной части страны, проживавшие на Украине, в Белоруссии и Прибалтике евреи оказались жертвами нацистских преследований. Некоторая часть из них успела эвакуироваться на восток и юг страны. Исследователь Соломон Шварц, автор вышедшей в 1966 году в Нью-Йорке книги «Евреи в Советском Союзе с начала Второй мировой войны»[2], утверждал, что в СССР ничего не было сделано для своевременной эвакуации и спасения евреев от нацистов. С другой стороны, сотрудник Иерусалимского университета С. Швейбиш писал, что к началу войны в СССР проживало (без учёта беженцев из оккупированной части Польши и из Румынии) 4 855 тыс. евреев, в том числе 4 095 тыс. на территории, которая во время войны подверглась оккупации. Из них в советский тыл были эвакуированы 1 200 — 1 400 тыс. евреев. Из присоединенных к СССР к после 1939 года западных территорий, где проживало более 2 млн евреев, сумели эвакуироваться не более 100 тысяч[3].

По данным Центрального статистического управления СССР, из учтённого по спискам на 15 сентября 1941 года населения, подлежащего эвакуации (кроме детей из эвакуированных детских учреждений), доля евреев составляла 24,8 % (второе место после русских — 52,9 %).[4].

Историк Павел Полян отмечает также интересный факт. После присоединения Западной Белоруссии и Украины в результате раздела Польши между Германией и СССР в 1939 году состоялось две депортации осадников и членов их семей, некоторую часть депортированных составили евреи. Кроме того, в 1940 года состоялась депортация еврейских беженцев с территорий занятых Германией на территорию Белоруссии. Всего в Сибирь было выслано 70-90 тысяч человек, из которых 85-90 % были евреями. Фактически эта депортация спасла им жизнь.[5]

Периодизация холокоста

Илья Альтман выделяет следующие этапы в осуществлении холокоста на территории СССР:[6]

  1. 22 июня 1941 (нападение на СССР) — январь 1942 (Ванзейская конференция)
  2. февраль 1942 — осень 1943 (ликвидация гетто и рабочих лагерей в немецких зонах оккупации)
  3. зима 1943/1944 — осень 1944 (перевод уцелевших евреев в концлагеря и полное освобождение от евреев оккупированной территории СССР)

Ицхак Арад рассматривает три этапа в следующих интервалах:[7]

  1. 22 июня 1941 (нападение на СССР) — февраль 1942. За это время уничтожено большинство евреев Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, почти все евреи восточной Белоруссии, восточной Украины и занятых немцами районов РСФСР.
  2. весна 1942 — декабрь 1942. Уничтожено большинство евреев западной Украины и Белоруссии, а также южных районов РСФСР, оккупированных летом 1942 года.
  3. январь 1943 — конец лета 1944. Уничтожение оставшихся евреев на оккупированных территориях перед отступлением немцев.

Аналогичной с Арадом периодизации придерживается также профессор Аркадий Лейзеров[8]

Историк, профессор Петер Лонгерих (англ.) выделяет также две стадии уничтожения в начале войны. В течение первых 6 недель немецкие отчёты на эту тему были посвящены еврейским погромам инициированным немцами, но проходящим без прямого немецкого участия, а также массовым расстрелам гражданского населения — в основном евреев-мужчин. Расстрел всех евреев без разбора, включая женщин и детей начался с августа 1941 года.[9]

Ход уничтожения

Первый этап

Еврейское население СССР уничтожалось, как правило, непосредственно в местах его проживания т. н. айнзатцгруппами (нем. Einsatzgruppen) СС[10][11], а также украинскими и прибалтийскими коллаборационистами[12][13]. Уничтожением евреев в оккупированной Одесской области занимались румынские войска. [14] На этом этапе основным методом уничтожения евреев были массовые расстрелы.[15] (см. Холокост в Одессе)

Уже в конце июля 1941 г. в Каунасе были убиты немцами и их литовскими пособниками тысячи евреев; из 60 тыс. евреев Вильнюса около 45 тыс. погибли в ходе массовых расстрелов в оврагах около Понар, продолжавшихся до конца 1941 г. Волна убийств прокатилась по всей Литве. К началу 1942 г. остатки еврейских общин сохранялись лишь в городах Каунас, Вильнюс, Шяуляй и Швянчёнис.[16][17][18]

В Латвии в течение нескольких недель было уничтожено всё еврейское население провинциальных городов; сохранились лишь общины Даугавпилса, Риги и Лиепаи. Из тридцати трёх тысяч евреев Риги двадцать семь тысяч были убиты в конце ноября — начале декабря 1941 г. Примерно тогда же были истреблены евреи Даугавпилса и Лиепаи.[19]

Значительной части немногочисленного еврейского населения Эстонии, насчитывавшего в 1940 году примерно 4,5 тыс. человек, удалось избежать гибели. Так 14 июня 1941 года, всего за 8 дней до войны, примерно 500 евреев вместе с 10 тыс. эстонцев были депортированы органами НКВД в Сибирь, около 500 еврейских мужчин были мобилизованы в Красную армию или вступили в истребительные батальоны. Из оставшихся в Эстонии 3,5 тыс. евреев только около 950 человек не смогли или не захотели эвакуироваться, помня жестокость сотрудников советских силовых структур, проявленную в ходе недавней депортации, и наивно полагались на гуманизм немецких оккупационных властей. Примерно 2-2,5 тысячам эстонских евреев удалось эвакуироваться во внутренние регионы Советского Союза, чему способствовал тот факт, что немцы заняли Таллин только 28 августа 1941. 929 оставшихся в Эстонии евреев были расстреляны ещё до конца 1941 года силами прибывшей из Риги Зондеркоманды 1a (в составе Айнзатцгруппы A) под руководством штандартенфюрера СС Мартина Зандбергера. Расстрелы происходили в Таллине, Тарту и Пярну, в некоторых из них принимали участие и члены эстонской военизированной организации «Омакайтсе». Эстония была первой и единственной страной Европы, ставшей «свободной от евреев» (нем. «Judenfrei»), о чём было доложено в Берлин в феврале 1942 года. По данным Международной комиссии Эстонии по расследованию преступлений против человечности, войну в Эстонии пережили не больше 12 евреев.[20]

В Белоруссии лишь немногим евреям удалось эвакуироваться вглубь страны. 27 июня 1941 г. в Белостоке были убиты две тысячи евреев, а спустя несколько дней — ещё несколько тысяч. В течение пяти дней около 80 тыс. евреев Минска и его окрестностей были сконцентрированы в гетто (создано 20 июля 1941 г.). До начала зимы свыше 50 тыс. человек были убиты. В первые месяцы оккупации было истреблено также большинство евреев Витебска, Гомеля, Бобруйска и Могилёва. Двенадцать из двадцати трёх гетто, созданных в Белоруссии и в оккупированных частях РСФСР (главным образом в Смоленской области), были ликвидированы до конца 1941 г., а ещё шесть — в первые месяцы 1942 г.

На Западной Украине немцы и местное население устроили погромы уже в конце июня — начале июля 1941 г. Во Львове 30 июня — 3 июля было убито четыре тысячи евреев, а 25—27 июля — около двух тысяч. Спустя несколько дней после захвата немцами Луцка там было убито две тысячи евреев; из двадцати семи тысяч евреев Ровно двадцать одна тысяча была убита в ноябре 1941 г.

Евреи центральной и восточной Украины, которым не удалось эвакуироваться до прихода немцев, попали в руки нацистов и разделили участь еврейского населения восточноевропейских областей (см., например, Бабий Яр в Киеве, Богдановка в Николаевской области, Дробицкий яр в Харькове). Наступление немецких войск на восток и оккупация ими обширных территорий СССР привели к тому, что под власть нацистов попала часть евреев, сумевших эвакуироваться из западных районов страны в начале военных действий. Их постигла общая участь еврейского населения оккупированных территорий (например, в 1942 г. на Кубани). Многие общины Украины были уничтожены бесследно. Из семидесяти еврейских центров довоенной Украины, судьба которых известна, 43 были уничтожены ещё в 1941 г., а остальные — до середины 1942 г.

После занятия немцами в конце октября 1941 г. почти всего Крыма было убито при активном содействии местного населения около пяти тысяч крымских евреев (крымчаки) и ещё около восемнадцати тысяч еврейских жителей[21].

В оккупированных Псковской, Смоленской и Брянской областях РСФСР во всех местах со сколько-нибудь значительной концентрацией еврейского населения были созданы гетто и лишь затем начались массовые расстрелы. В Ленинградской и Новгородской областях, на Северном Кавказе и в Крыму (за небольшим исключением) уничтожение еврейского населения проводилось сразу же после захвата населенных пунктов и евреи перед расстрелом концентрировались в определенных зданиях лишь на несколько часов или дней. Однако в Калужской и Калининской областях в результате контрнаступления под Москвой в нескольких населенных пунктах оккупанты не успели уничтожить еврейское население.

Второй этап

Убийства евреев Юга России и Северного Кавказа начались летом 1942 года после оккупации нацистами этих регионов. 23 июля 1942 года произошло массовое убийство евреев Ростова-на Дону в Змиёвской балке. Всего на территории трёх автономных республик, двух краёв и трёх областей РСФСР, оккупированных летом-осенью 1942 года, погибло около 70 000 евреев.[22]

К весне 1943 года только айнзатгруппами было убито 1,25 млн евреев, а также сотни тысяч представителей других национальностей.[11]

Третий этап

Евреи-военнопленные

Специальные директивы немецкого командования указывали, что взятые в плен евреи подлежат уничтожению. Часто военнопленных-евреев убивали на месте, в остальных случаях они отделялись от других военнопленных и впоследствии отправлялись в лагеря смерти. Как подчёркивает Павел Полян, «Холокост как система физического уничтожения немцами евреев хронологически ведёт своё начало именно с систематического убийства евреев-военнопленных», поскольку такие расстрелы начались уже 22 июня 1941 года, задолго до Ванзейской конференции и на два дня ранее, чем первые акции по уничтожению гражданского еврейского населения.[23]

Почти все советские евреи-военнопленные погибли. По мнению сотрудника института «Яд ва-Шем» и автора книги «Плен» доктора Арона Шнеера, этому способствовало то, что евреев часто выдавали немцам свои же сослуживцы. Своё мнение Шнеер подкрепляет многочисленными фактами и свидетельствами.[24]

Освещение в советских источниках

После начала Великой Отечественной войны в центральной советской печати отмечались факты уничтожения нацистами еврейского населения. С 1942 года, по словам историка Олега Будницкого, эта тема не обсуждалась активно, — хотя и не замалчивалась совсем, — чтобы не способствовать нацистской пропаганде о «еврейском засилье в СССР». В номере газеты «Правда» от 18 декабря 1944 года Илья Эренбург одним из первых назвал цифру 6 миллионов убитых евреев[25], которая позже была отражена в Большой советской энциклопедии[26]. Профессор Аркадий Лейзеров считает, что официальная советская пропаганда во время войны целенаправленно замалчивала геноцид евреев на оккупированных территориях[27].

Ряд источников отмечает, что после окончания войны сущность холокоста властями СССР намеренно замалчивалась[28][29]. Во всех документах о преступлениях нацистов в Освенциме от периода освобождения Освенцима и до самого Нюрнбергского процесса упоминалось «уничтожение советских граждан» при полном замалчивании этнической составляющей. Так, в заключении государственного советника юстиции Д. И. Кудрявцева, эксперта и представителя Чрезвычайной государственной комиссии на процессе по делу военных преступников — служебного персонала концлагеря «Освенцим», представленном Верховному трибуналу Польши 13 декабря 1947 года, слово «еврей» вообще отсутствовало.[29] В 1947 году была прекращена печать подготовленной к публикации под руководством Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана «Черной книги» о преступлениях против евреев и их судьбах в годы войны[25]. В 1964 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла документальная повесть В. Р. Томина и А. Г. Синельникова «Возвращение нежелательно» о нацистском лагере смерти «Собибор», в котором уничтожались почти исключительно евреи — слово «еврей» на страницах книги не упомянуто ни разу.[30]

В то же время, как указывает Будницкий, советская Чрезвычайная государственная комиссия, созданная с целью расследования нацистских преступлений, собирала и документировала сведения об убийствах еврейского населения, для этого в её вопроснике был специальный пункт. В СССР было осуждено большее количество нацистских преступников, чем любой другой стране мира, среди них были и убийцы евреев. Часть таких судов были открытыми, и на них публично говорилось о фактах преступлений против евреев[25].

В 1965 году на 3-й Международной конференции по истории движения Сопротивления, состоявшийся в Карловых Варах в совместном докладе советских историков Болтина Е. Л., Шевченко Ф. П. и Краченко И. С. было сказано, что «правовое положение белорусов, а также другого нееврейского населения Минска мало чем отличалось от положения евреев». Аркадий Лейзеров называет этот тезис «чудовищным»[27], а Иегуда Бауэр писал: «кто не видит … разницы между положением евреев и остальных народов — тот искажает реальную историю»[31].

Характеризуя причины послевоенной информационной политики в СССР в вопросе освещения Холокоста, Олег Будницкий отмечает, что одной из основных идеологических идей советского руководства в отношении войны была идея о единстве советского народа, и в соответствии с ней отдельной памяти о войне у какого-либо народа не должно было быть. Советская власть опасалась роста национализма, в том числе еврейского, особенно после образования государства Израиль. Рост антисемитизма в послевоенные годы сделал невозможным официальное увековечивание памяти жертв Холокоста. Ещё одной причиной, по которой советская власть не хотела публичного обсуждения данного вопроса, было участие в убийствах евреев коллаборационистов: прибалтийских, украинских, отчасти белорусских. Советская власть боролась с националистами и не хотела, чтобы эти проблемы дебатировались при обсуждении преступлений против евреев.[25]

Увековечивание памяти жертв

По описанным выше причинам попытки увековечить памяти жертв холокоста наталкивались на противодействие властей. На памятниках погибшим евреям вместо слова «евреи» писали «мирные жители» или «советские граждане»[32]. Как пишет Олег Будницкий, на Украине «власти пригрозили сровнять с землей все обелиски, на которых звезда Давида не будет заменена пятиконечной советской звездой».[33] Аналогичные проблемы были в Белоруссии[34]

Примечания

  1. Статистические данные // Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944). Сборник документов и материалов / Ицхак Арад. — Иерусалим: Яд ва-Шем, 1991. — С. 6-7. — 424 с. — ISBN 9653080105
  2. Библиотечная компьютерная сеть
  3. Смиловицкий Л. Л. Эвакуация и бегство из Турова. Лето 1941 г. // Сост. Я. Басин Уроки Холокоста: история и современность : Сборник научных работ. — Минск: Ковчег, 2010. — В. 3. — С. 82. — ISBN 9789856950059.
  4. Эвакуация и национальные отношения в советском тылу в годы Великой Отечественной войны
  5. Отрицание отрицания или Битва под Аушвицем. Холокост
  6. Первая обобщающая монография о Холокосте на территории СССР
  7. Акции истребления // Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944). Сборник документов и материалов / Ицхак Арад. — Иерусалим: Яд ва-Шем, 1991. — С. 9. — 424 с. — ISBN 9653080105
  8. Трагедия евреев Белоруссии в 1941—1944 гг. Сборник документов.
  9. Советские евреи в немецком плену // Обречённые погибнуть / Составители Павел Полян, Арон Шнеер. — М.: «Новое издательство», 2006. — С. 13-14. — 576 с. — ISBN 5983790692
  10. От теории к практике: эйнзацгруппы и их деятельность
  11. 11,0 11,1 Статья «Эйнзацгруппен» в Электронной еврейской энциклопедии
  12. Романовский Д. Коллаборанты и их роль в Холокосте. — 3 октября 2007.
  13. Дюков А. Р. Второстепенный враг. ОУН, УПА и решение «еврейского вопроса». — М.: Regnum, 2008. — 152 с. — ISBN 978-5-91150-028-3
  14. Международная школа преподавания и изучения Катастрофы. Одесса.
  15. Холокост: игнорируемая реальность
  16. Международная школа преподавания и изучения Катастрофы. Литва
  17. Международная школа преподавания и изучения Катастрофы. Вильнюс (Вильно)
  18. Международная школа преподавания и изучения Катастрофы. Каунас (Ковно)
  19. Международная школа преподавания и изучения Катастрофы. Латвия
  20. Рапорты Международной комиссии Эстонии по расследованию преступлений против человечности, стр. 117
  21. Катастрофа. Нацистская политика уничтожения еврейского народа и этапы Катастрофы|http://www.eleven.co.il/article/15341|lang=ru
  22. Альтман И. А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР
  23. Советские евреи в немецком плену // Обречённые погибнуть / Составители Павел Полян, Арон Шнеер. — М.: «Новое издательство», 2006. — С. 14. — 576 с. — ISBN 5983790692
  24. Селекция на поле боя и в приемных пунктах. Поиски и уничтожение евреев в лагерях
  25. 25,0 25,1 25,2 25,3 Холокост на советской территории: Беседа с профессором Олегом Будницким
  26. Евреи. // БСЭ.
  27. 27,0 27,1 Лейзеров А. Т. Некоторые аспекты отношения советского руководства к уничтожению еврейского населения на территории Белоруссии в годы оккупации // Сост. Я. Басин. Уроки Холокоста: история и современность : Сборник научных работ. — Минск: Ковчег. — В. 2.
  28. Альтман М. М. Раздел 3. Отрицание Холокоста в России. // Отрицание Холокоста: история и современные тенденции / И. А. Альтман(состав.). — М.: Фонд «Холокост», 2001. — 88 с. — (Российская библиотека Холокоста). — ISBN 5-89897-008-8
  29. 29,0 29,1 Как освобождали Освенцим
  30. Семён Виленский. О статье Ефима Макаровского «Собибор»
  31. Бауэр И. Против мистификации // Дан Михман. Катастрофа европейского еврейства : Учебный курс. — Иерусалим: Открытый университет Израиля, 1995. — Т. 1-2. — С. 17.
  32. Смиловицкий Л. Л. Катастрофа евреев в Белоруссии, 1941-1944 гг.. — Иерусалим: 2000.
  33. Комиссары, партизаны, антисоветчики: Евреи в ВОВ — Статьи & Интервью — Еврейские тексты и темы…
  34. Это было в Червене

Литература

Ссылки


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация