Хорватия (История евреев Хорватии)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
 
(32 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Государство
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
-
|Русское название        = Республика Хорватия
+
| АВТОР1  =  
-
|Оригинальное название  = Republika Hrvatska
+
| АВТОР2 =
-
|Родительный падеж      = Хорватии
+
| АВТОР3 =  
-
|Флаг                    = Flag of Croatia.svg
+
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
-
|Герб                    = Coat_of_arms_of_Croatia.svg
+
| ПРОЕКТ =  
-
|Форма правления        = Парламентская республика
+
| ПОДТЕМА =  
-
|На карте                = Europe-Croatia.svg
+
| КАЧЕСТВО  =  
-
|Язык                    = сербохорватский
+
| УРОВЕНЬ  =  
-
|Основано/Основана      =
+
| ДАТА СОЗДАНИЯ = 27 ноября 2011
-
|Дата независимости      = 25 июня 1991
+
| ВИКИПЕДИЯ =
-
|Независимость от        = [[Югославия - еврейская община|Югославии]]
+
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
|Столица                = [[Загреб - еврейская община|Загреб]]
+
}}{{checked_final}}
-
|Крупнейшие города      = [[Загреб - еврейская община|Загреб]], [[Сплит - еврейская община|Сплит]], Риека, Осиек
+
-
|Должности руководителей = [[Президент]]<br />[[Премьер-министр]]
+
-
|Руководители            = Иво Йосипович, Ядранка Косор
+
-
|Страны-соседи          = [[Словения - еврейская община|Словения]],<br /> [[Венгрия - еврейская община|Венгрия]],<br /> Сербия,<br /> Босния и Герцеговина,<br /> [[Черногория - еврейская община|Черногория]]
+
-
|Территория              = 56 594
+
-
|Население              = 4 290 612<ref>[http://www.dzs.hr/Hrv_Eng/publication/2011/SI-1441.pdf Результаты переписи 2011]</ref>
+
-
|Год переписи          = 2009
+
-
|Плотность населения    = 81
+
-
|Валюта                  = хорватская куна
+
-
|Часовой пояс            = +1
+
-
}}
+
-
'''Хорватия''' - государство в южной Европе, на юго-западе Балканского полуострова, с 1941 по 1945 годы существовало как марионеточное "[[Катастрофа в Независимом государстве Хорватии|Независимое государство Хорватия]]", а с 1945 до 1992 года - одна из союзных социалистических республик в составе [[Югославия - еврейская община|Югославии]]. С 1992 года - Хорватская республика
+
 
 +
'''Хорватия''' - государство в южной Европе.
 +
 
== Первые упоминания о евреях ==
== Первые упоминания о евреях ==
-
Как явствует из археологических данных, евреи жили на территории современной Хорватии уже во II - III веках. При раскопках римского города Салона, близ которого впоследствии возник город [[Сплит - еврейская община|Сплит]], были найдены еврейские надгробия и саркофаги, а также керамические светильники с изображением семисвечника [[Менора]]. Неподалеку от города Бенковац (историческая область Далмация) — могильная плита еврея из [[Тверия|Тверии]] по имени Аврелий Дионисий (II в.; хранится в [[Загреб - еврейская община|Загребском]] археологическом музее). В письме Хисдая Ибн Шапрута [[Хазария|хазарскому]]) царю Иосефу (середина X в.) упоминаются два еврея, Мар Шаул и Мар Иосеф, как члены делегации, направленной в [[Кордова|Кордову]] «царем гвалов, славян». Поскольку в этом же документе говорится, что «Царство Гвалов» граничит с [[Венгрия - еврейская община|Венгрией]], многие историки полагают, что речь здесь идет о Хорватии, где в то время правил король Крешимир.  
+
Как явствует из археологических данных, евреи жили на территории современной Хорватии уже во II - III веках. При раскопках римского города Салона, близ которого впоследствии возник город [[Сплит - еврейская община|Сплит]], были найдены еврейские надгробия и саркофаги, а также керамические светильники с изображением семисвечника [[Менора]]. Неподалеку от города Бенковац (историческая область Далмация) — могильная плита еврея из [[Тверия|Тверии]] по имени Аврелий Дионисий (II в.; хранится в [[Загреб - еврейская община|Загребском]] археологическом музее).  
== В Средние века ==
== В Средние века ==
 +
 +
В письме Хисдая Ибн Шапрута [[Хазария|хазарскому]] царю Иосефу (середина X в.) упоминаются два еврея, Мар Шаул и Мар Иосеф, как члены делегации, направленной в [[Кордова|Кордову]] «царем гвалов, славян». Поскольку в этом же документе говорится, что «Царство Гвалов» граничит с [[Венгрия - еврейская община|Венгрией]], многие историки полагают, что речь здесь идет о Хорватии, где в то время правил король Крешимир.
 +
В XIV–XV вв., когда основная часть хорватских земель находилась под властью венгерских королей, в [[Загреб - еврейская община|Загребе]], а также, предположительно, и в некоторых других городах Хорватии жили евреи (среди них были и домовладельцы), однако уже в 1456 году последовало их изгнание. В 1526 году, когда хорватская знать признала Фердинанда Австрийского своим сюзереном, евреям было запрещено посещать Хорватию.
В XIV–XV вв., когда основная часть хорватских земель находилась под властью венгерских королей, в [[Загреб - еврейская община|Загребе]], а также, предположительно, и в некоторых других городах Хорватии жили евреи (среди них были и домовладельцы), однако уже в 1456 году последовало их изгнание. В 1526 году, когда хорватская знать признала Фердинанда Австрийского своим сюзереном, евреям было запрещено посещать Хорватию.
-
Еврейское присутствие в Далмации (побережье Адриатического моря, вошедшее в состав Хорватии лишь в 1815 году) было в XIV–XVI вв. наиболее заметным. В 1368 году впервые упоминаются еврейские коммерсанты в [[Дубровник еврейская община|Дубровнике]] (в то время — независимом городе-государстве Рагуза); в конце XV–начале XVI в. здесь осела часть [[Сефарды|сефардов]], изгнанных из [[Испания|Испании]], [[Португалия|Португалии]] и Южной [[Италия|Италии]]. Неоднократные попытки изгнать их из города (в 1514, 1515, 1545 гг.) ни разу не увенчались успехом, однако в 1546 году евреев [[Дубровник еврейская община|Дубровника]] согнали в [[Гетто|гетто]] (в 1587 году в нем проживало около 50 семей) и обложили высокими налогами, а в 1622 году на одного из них был возведен [[Кровавый Навет|кровавый навет]], ставший поводом для преследований и новых ограничительных мер. В XVI–XVII вв. уже не только [[Сефарды|сефарды]], но и [[Ашкеназы|ашкеназы]] селились в [[Сплит еврейская община|Сплите (Спалато)]], принадлежавшем в то время в Венеции (к 1638 году численность еврейской общины достигла здесь 271 человека, что составляло 5–10% населения города); португальский еврей Даниэль Родрига (Родригес; 1530?–1603) сыграл важную роль в превращении [[Сплит еврейская община|Сплита]] в крупный торговый центр. В Задаре (Зара) евреи жили с конца XIV в., однако их число было, по всей видимости, невелико. Среди далматинских евреев преобладали коммерсанты (как крупные, действовавшие в международных масштабах, так и мелкие), финансисты и врачи; кроме того, многие занимались всевозможными ремёслами.
+
Еврейское присутствие в Далмации (побережье Адриатического моря, вошедшее в состав Хорватии лишь в 1815 году) было в XIV–XVI вв. наиболее заметным. В 1368 году впервые упоминаются еврейские коммерсанты в [[Дубровник - еврейская община|Дубровнике]] (в то время — независимом городе-государстве Рагуза); в конце XV–начале XVI в. здесь осела часть [[Сефарды|сефардов]], изгнанных из Испании, [[Португалия|Португалии]] и Южной [[Италия - еврейская община|Италии]]. Неоднократные попытки изгнать их из города (в 1514, 1515, 1545 гг.) ни разу не увенчались успехом, однако в 1546 году евреев [[Дубровник - еврейская община|Дубровника]] согнали в [[Гетто|гетто]] (в 1587 году в нем проживало около 50 семей) и обложили высокими налогами, а в 1622 году на одного из них был возведен [[Кровавый навет на евреев|кровавый навет]], ставший поводом для преследований и новых ограничительных мер. В XVI–XVII вв. уже не только [[Сефарды|сефарды]], но и [[Ашкеназы|ашкеназы]] селились в [[Сплит - еврейская община|Сплите (ит. Спалато)]], принадлежавшем в то время в Венеции (к 1638 году численность еврейской общины достигла здесь 271 человека, что составляло 5–10% населения города); португальский еврей Даниэль Родрига (Родригес; 1530?–1603) сыграл важную роль в превращении [[Сплит - еврейская община|Сплита]] в крупный торговый центр. В Задаре (Зара) евреи жили с конца XIV в., однако их число было, по всей видимости, невелико. Среди далматинских евреев преобладали коммерсанты (как крупные, действовавшие в международных масштабах, так и мелкие), финансисты и врачи; кроме того, многие занимались всевозможными ремёслами.
== XVII-XVIII века ==
== XVII-XVIII века ==
-
В XVII в., когда большая часть территории современной Хорватии находилась под властью Османской империи, сюда время от времени приезжали еврейские купцы из [[Стамбул|Стамбула]], [[Салоники - еврейская община|Салоник]] и других городов. Австро-турецкое мирное соглашение 1699 г., известное как «Карловицкий мир», по которому Хорватия (без Далмации) вновь вошла в состав Австро-Венгрии, содержал пункт о свободной торговле между двумя странами; однако австрийская администрация, как центральная, так и местная, под различными предлогами не допускала в Хорватию еврейских коммерсантов из Османской империи. В конце XVII в. – первой половине XVIII в. в Хорватию начали переселяться отдельные евреи из [[Венгрия - еврейская община|Венгрии]], [[Чехия - еврейская община|Богемии и Моравии]], Бургенланда (Западная Австрия) и других стран и областей; они по большей части оседали в деревнях, занимаясь мелкой торговлей и ремеслом, а в города (где муниципалитеты под влиянием торговых гильдий и ремесленных цехов, видевших в евреях опасных конкурентов, неизменно отказывали им в виде на жительство) приезжали поначалу только на ярмарки. В 1729 году хорватский Сабор (сословное собрание) подтвердил запрет на пребывание евреев в стране; но в 1746 году двум еврейским семьям (по другим данным — одиннадцати) было позволено обосноваться в Осиеке, однако уже два года спустя их изгнали. В 1750-х годах евреи получили возможность приезжать в Хорватию с торговыми целями на срок до трех дней (при условии уплаты ими особого «сбора за терпимость»), а в 1771 году еврейским коммерсантам разрешили без ограничений участвовать в хорватских ярмарках. Такого рода послабления вызвали недовольство местных властей; так, уже в 1770 году [[Загреб - еврейская община|загребский]] муниципалитет сообщал в Вену, что пребывание в городе евреев опасно для них самих. Согласно данным переписи, в 1773 году в Хорватии насчитывалось лишь 25 еврейских семей. В 1777 году шесть еврейских семей поселились в Вараждине; муниципалитет неоднократно пытался изгнать их (к 1806 г. он издал шесть постановлений соответствующего содержания), однако благодаря покровительству местного магната, графа Эрдёди, который поселил евреев в своем доме, им удалось остаться в городе.
+
В XVII в., когда большая часть территории современной Хорватии находилась под властью Османской империи, сюда время от времени приезжали еврейские купцы из Стамбула, [[Салоники - еврейская община|Салоник]] и других городов. Австро-турецкое мирное соглашение 1699 г., известное как «Карловицкий мир», по которому Хорватия (без Далмации) вновь вошла в состав Австро-Венгрии, содержал пункт о свободной торговле между двумя странами; однако австрийская администрация, как центральная, так и местная, под различными предлогами не допускала в Хорватию еврейских коммерсантов из Османской империи. В конце XVII в. – первой половине XVIII в. в Хорватию начали переселяться отдельные евреи из [[Венгрия - еврейская община|Венгрии]], [[Чехия - еврейская община|Богемии и Моравии]], Бургенланда (Западная Австрия) и других стран и областей; они по большей части оседали в деревнях, занимаясь мелкой торговлей и ремеслом, а в города (где муниципалитеты под влиянием торговых гильдий и ремесленных цехов, видевших в евреях опасных конкурентов, неизменно отказывали им в виде на жительство) приезжали поначалу только на ярмарки. В 1729 году хорватский Сабор (сословное собрание) подтвердил запрет на пребывание евреев в стране; но в 1746 году двум еврейским семьям (по другим данным — одиннадцати) было позволено обосноваться в Осиеке, однако уже два года спустя их изгнали. В 1750-х годах евреи получили возможность приезжать в Хорватию с торговыми целями на срок до трех дней (при условии уплаты ими особого «сбора за терпимость»), а в 1771 году еврейским коммерсантам разрешили без ограничений участвовать в хорватских ярмарках. Такого рода послабления вызвали недовольство местных властей; так, уже в 1770 году [[Загреб - еврейская община|Загребский]] муниципалитет сообщал в Вену, что пребывание в городе евреев опасно для них самих. Согласно данным переписи, в 1773 году в Хорватии насчитывалось лишь 25 еврейских семей. В 1777 году шесть еврейских семей поселились в Вараждине; муниципалитет неоднократно пытался изгнать их (к 1806 г. он издал шесть постановлений соответствующего содержания), однако благодаря покровительству местного магната, графа Эрдёди, который поселил евреев в своем доме, им удалось остаться в городе.
-
В 1782–89 годах император Иосиф II издал серию «указов о веротерпимости», отменявших многие антиеврейские ограничения, в том числе и запрет на постоянное пребывание в Хорватии. Уже в 1782 году Я. Штиглер из Моравии поселился в [[Загреб - еврейская община|Загребе]] (немецкое название Аграм). Муниципалитет предоставил ему вид на жительство лишь пять лет спустя. К 1806 году, когда в городе официально действовала еврейская община (фактически возникшая, по всей видимости, в конце XVIII в.), здесь уже насчитывалось 75 евреев (20 семей). В Риеке в 1781 году жили 25 евреев, в Чаковце в 1790 году — четыре еврейских семьи, в Славонска-Пожеге в 1793 году — 174 еврея, в Беловаре в 1797 году — 25 евреев, в Вараждине в том же году — 16 евреев, в Копривнице в 1810 году — 23 еврея. В 1809 году, когда [[Дубровник - еврейская община|Дубровник]], [[Сплит - еврейская община|Сплит]], Риека (Фиуме), Задар, Карловац и другие города Далмации и прилегающих к ней районов собственно Хорватии входили в состав так называемых Иллирийских провинций (вассального по отношению к Франции государства, созданного Наполеоном I, жившие здесь евреи обрели гражданское равноправие, однако утратили его в 1813 году, после того, как Иллирийские провинции оказались под властью Австрии (закреплены за ней решением Венского конгресса 1814–15 годах; с этого времени Далмация считается частью Хорватии).
+
В 1782–89 годах император Иосиф II издал серию «указов о веротерпимости», отменявших многие антиеврейские ограничения, в том числе и запрет на постоянное пребывание в Хорватии. Уже в 1782 году Я. Штиглер из Моравии поселился в [[Загреб - еврейская община|Загребе]] (немецкое название Аграм). Муниципалитет предоставил ему вид на жительство лишь пять лет спустя. К 1806 году, когда в городе официально действовала еврейская община (фактически возникшая, по всей видимости, в конце XVIII в.), здесь уже насчитывалось 75 евреев (20 семей). В Риеке в 1781 году жили 25 евреев, в Чаковце в 1790 году — четыре еврейских семьи, в Славонска-Пожеге в 1793 году — 174 еврея, в Беловаре в 1797 году — 25 евреев, в Вараждине в том же году — 16 евреев, в Копривнице в 1810 году — 23 еврея. В 1809 году, когда [[Дубровник - еврейская община|Дубровник]], [[Сплит - еврейская община|Сплите]], Риека (Фиуме), Задар, Карловац и другие города Далмации и прилегающих к ней районов собственно Хорватии входили в состав так называемых Иллирийских провинций (вассального по отношению к Франции государства, созданного Наполеоном I, жившие здесь евреи обрели гражданское равноправие, однако утратили его в 1813 году, после того, как Иллирийские провинции оказались под властью Австрии (закреплены за ней решением Венского конгресса 1814–15 годах; с этого времени Далмация считается частью Хорватии).
Строка 49: Строка 43:
[[Файл:P1050298.jpg|200px|right|thumb|Интерьер [[Дубровник - еврейская община|Дубровницкой синагоги]] ]]
[[Файл:P1050298.jpg|200px|right|thumb|Интерьер [[Дубровник - еврейская община|Дубровницкой синагоги]] ]]
[[Файл:Sinagoga Rijeka 0608.jpg|200px|right|thumb| [[Синагога в Риеке|Синагога в Риеке]] (фото после реставрации)]]
[[Файл:Sinagoga Rijeka 0608.jpg|200px|right|thumb| [[Синагога в Риеке|Синагога в Риеке]] (фото после реставрации)]]
-
В 1820–40-х годах положение хорватских евреев оставалось сложным. Христианские купцы и ремесленники не прекращали попыток добиться их изгнания, или, по крайней мере вытеснить их из экономики страны. В 1830 и 1838 годах произошли антиеврейские беспорядки в Карловаце, в 1838 году — в [[Загреб - еврейская община|Загребе]] (где их участники при попустительстве муниципалитета [[Погром|громили еврейские лавки]] и требовали удалить всех евреев из города). В 1840 году Сабор отказался утвердить принятый в [[Венгрия еврейская община|Венгрии]] (в административном отношении Хорватия являлась ее частью и в качестве таковой входила в состав Австрийской империи) закон об отмене «сбора за терпимость»; это было сделано лишь шесть лет спустя, причем с евреев взыскали остававшийся за ними долг за предыдущие годы. В 1840 году евреи получили право заниматься ремеслом без ограничений, однако в 1843 году им запретили нанимать на работу подмастерьев-христиан.  
+
В 1820–40-х годах положение хорватских евреев оставалось сложным. Христианские купцы и ремесленники не прекращали попыток добиться их изгнания, или, по крайней мере вытеснить их из экономики страны. В 1830 и 1838 годах произошли антиеврейские беспорядки в Карловаце, в 1838 году — в [[Загреб - еврейская община|Загребе]] (где их участники при попустительстве муниципалитета громили еврейские лавки и требовали удалить всех евреев из города). В 1840 году Сабор отказался утвердить принятый в [[Венгрия - еврейская община|Венгрии]] (в административном отношении Хорватия являлась ее частью и в качестве таковой входила в состав Австрийской империи) закон об отмене «сбора за терпимость»; это было сделано лишь шесть лет спустя, причем с евреев взыскали остававшийся за ними долг за предыдущие годы. В 1840 году евреи получили право заниматься ремеслом без ограничений, однако в 1843 году им запретили нанимать на работу подмастерьев-христиан.  
-
Еврейское население Хорватии большей частью приветствовало революцию 1848 году, однако она не дала им гражданского равноправия (в Хорватии, фактически отделившейся в марте–июне 1848 года от [[Венгрия - еврейская община|Венгрии]], этот вопрос даже не обсуждался) и лишь привела к усилению [[Антисемитизм|антисемитизма]]: евреев заставили покинуть Вараждин, а когда изгнанники попытались поселиться в [[Загреб еврейская община|Загребе]], их не пустили в город. В период реакции, наступившей вслед за поражением революции, многие из заведенных ранее дискриминационных антиеврейских законов были вновь подтверждены, однако в феврале 1860 года начался процесс их отмены, который завершился в декабре 1867 ода Постановление об окончательной [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]] хорватского еврейства, Сабор принял лишь в октябре 1873 года
+
Еврейское население Хорватии большей частью приветствовало революцию 1848 году, однако она не дала им гражданского равноправия (в Хорватии, фактически отделившейся в марте–июне 1848 года от [[Венгрия - еврейская община|Венгрии]], этот вопрос даже не обсуждался) и лишь привела к усилению [[Антисемитизм|антисемитизма]]: евреев заставили покинуть Вараждин, а когда изгнанники попытались поселиться в [[Загреб - еврейская община|Загребе]], их не пустили в город. В период реакции, наступившей вслед за поражением революции, многие из заведенных ранее дискриминационных антиеврейских законов были вновь подтверждены, однако в феврале 1860 года начался процесс их отмены, который завершился в декабре 1867 ода Постановление об окончательной [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]] хорватского еврейства, Сабор принял лишь в октябре 1873 года
== Численность евреев Хорватии в XIX-XX веках ==
== Численность евреев Хорватии в XIX-XX веках ==
-
В XIX – начале XX в. численность еврейского населения Хорватии быстро росла, главным образом за счет притока переселенцев из [[Венгрия еврейская община|Венгрии]], [[Чехия еврейская община|Чехии]] и других стран:  
+
В XIX – начале XX в. численность еврейского населения Хорватии быстро росла, главным образом за счет притока переселенцев из [[Венгрия - еврейская община|Венгрии]], [[Чехия - еврейская община|Чехии]] и других стран:  
* в 1835 году она составила 1610 человек, в 1870 году — около десяти тысяч,  
* в 1835 году она составила 1610 человек, в 1870 году — около десяти тысяч,  
* в 1880 году — 13 488, в 1890 году — 17263 человека,  
* в 1880 году — 13 488, в 1890 году — 17263 человека,  
Строка 64: Строка 58:
*в Риеке в 1868 году — 489 евреев, в 1895 году — 1609, в 1900 году — 2000, в 1910 году — 1696; в Чаковце в 1845 году — 108 евреев, в 1857 году — 170, в 1910 году — 300.  
*в Риеке в 1868 году — 489 евреев, в 1895 году — 1609, в 1900 году — 2000, в 1910 году — 1696; в Чаковце в 1845 году — 108 евреев, в 1857 году — 170, в 1910 году — 300.  
-
Лишь в [[Сплит еврейская община|Сплите]], экономическое значение которого стало сходить на нет, число евреев несколько уменьшилось. Во многих городах были построены [[Синагога|синагоги]], начали действовать [[Хевра Каддиша|еврейские похоронные братства]] и благотворительные организации, открылись еврейские школы. Повысился образовательный уровень еврейства (уже к середине XIX в. начальное светское образование получали около 50% еврейских детей, а в 1910 г. грамотные составляли 87,7% еврейского населения, в Вараждине — 90%), укрепился его социальный статус: в ряде городов ([[Загреб - еврейская община|Загребе]], Осиеке, Вараждине и других) среди евреев появилось большое число богатых предпринимателей, коммерсантов, финансистов, а также представителей свободных профессий (врачей, адвокатов, журналистов, художников).  
+
Лишь в [[Сплит - еврейская община|Сплите]], экономическое значение которого стало сходить на нет, число евреев несколько уменьшилось. Во многих городах были построены [[Синагога|синагоги]], действовали [[Хевра Каддиша|еврейские похоронные братства]] и благотворительные организации, открылись еврейские школы. Повысился образовательный уровень еврейства (уже к середине XIX в. начальное светское образование получали около 50% еврейских детей, а в 1910 г. грамотные составляли 87,7% еврейского населения, в Вараждине — 90%), укрепился его социальный статус: в ряде городов ([[Загреб - еврейская община|Загребе]], Осиеке, Вараждине и других) среди евреев появилось большое число богатых предпринимателей, коммерсантов, финансистов, а также представителей свободных профессий (врачей, адвокатов, журналистов, художников).  
== Исторический вклад евреев Хорватии ==
== Исторический вклад евреев Хорватии ==
-
Евреи внесли значительный вклад в индустриализацию Хорватии, развитие банковского дела, городского хозяйства, культуры: так, [[Шварц, Давид|Д. Шварц]] стал изобретателем первого управляемого дирижабля, В. Шварц проложил (в [[Загреб еврейская община|Загребе]]) первую трамвайную линию, И. Штерн открыл первую радиостанцию, Ш. Бергер стал одним из создателей Хорватского этнографического музея (которому передал в дар свою коллекцию) и его первым директором. В [[Загреб - еврейская община|Загребе]] и ряде других городов евреям принадлежала значительная часть типографий и книжных магазинов. В то же время среди самодеятельного еврейского населения (в небольших общинах — до 2/3) по-прежнему значительную часть составляли мелкие (и большей частью бедные) торговцы и ремесленники, а также работники сферы услуг.
+
Евреи внесли значительный вклад в индустриализацию Хорватии, развитие банковского дела, городского хозяйства, культуры: так, [[Шварц, Давид|Д. Шварц]] стал изобретателем первого управляемого дирижабля, В. Шварц проложил (в [[Загреб - еврейская община|Загребе]]) первую трамвайную линию, И. Штерн открыл первую радиостанцию, Ш. Бергер стал одним из создателей Хорватского этнографического музея (которому передал в дар свою коллекцию) и его первым директором. В [[Загреб - еврейская община|Загребе]] и ряде других городов евреям принадлежала значительная часть типографий и книжных магазинов. В то же время среди самодеятельного еврейского населения (в небольших общинах — до 2/3) по-прежнему значительную часть составляли мелкие (и большей частью бедные) торговцы и ремесленники, а также работники сферы услуг.
== Реформизм и ассимиляция в Хорватии ==
== Реформизм и ассимиляция в Хорватии ==
-
В 1860-х годах во многих еврейских общинах Хорватии развернулась борьба между [[Реформизм в иудаизме|«неологами»-реформистами]] и [[Ортодоксальный Иудаизм| ортодоксами]], в большинстве случаев она завершалась расколом на «неологическое» большинство и ортодоксальное меньшинство. Во второй половине XIX в.— начале XX в. значительная часть хорватского еврейства подверглась культурно-языковой [[Ассимиляция|ассимиляции]], однако в Хорватии (в отличие, например, от [[Венгрия еврейская община|Венгрии]]) переход в христианство и [[Брак смешанный|браки смешанные]] по-прежнему были сравнительно редки.  
+
В 1860-х годах во многих еврейских общинах Хорватии развернулась борьба между [[Реформизм в иудаизме|«неологами»-реформистами]] и [[Ортодоксальный иудаизм| ортодоксами]], в большинстве случаев она завершалась расколом на «неологическое» большинство и ортодоксальное меньшинство. Во второй половине XIX в.— начале XX в. значительная часть хорватского еврейства подверглась культурно-языковой [[Ассимиляция|ассимиляции]], однако в Хорватии (в отличие, например, от [[Венгрия - еврейская община|Венгрии]]) переход в христианство и [[Брак смешанный|браки смешанные]] по-прежнему были сравнительно редки.  
== Сионизм в Хорватии ==
== Сионизм в Хорватии ==
-
В конце XIX в. Хорватия стала одним из крупнейших на Балканах центров еврейского национального движения. Раввины городов Осиека и Джяково [[Каминка, Ахарон|Аарон Каминка]] и [[Эренпрайз, Мордехай|Мордехай Эренпрайз]] приняли участие в работе [[Сионистские Конгрессы|1-го Сионистского конгресса]]; идеи [[Сионизм|сионизма]] активно пропагандировало Литературное общество школьников, основанное в [[Загреб еврейская община|Загребе]] в 1898 году Хорватские евреи, учившиеся в Вене, входили в [[Сионизм|сионистские]] студенческие кружки «Бар-Гиора» ([[Сефарды|сефардско]]-[[Ашкеназы|ашкеназские]]) и «Эсперанса» ([[Сефарды|сефардский]]). В первое десятилетие ХХ в. сионистские ассоциации возникли во многих городах страны (в [[Загреб еврейская община|Загребе]] — Юдея, в Осиеке — «Теодор Герцль» и т. п.); в 1909 году на съезде в Осиеке была учреждена Южно-славянская сионистская организация, в сферу деятельности которой вошли области Австро-Венгрии, населенные южными славянами: Хорватия, [[Словения еврейская община|Словения]], Босния и Герцеговина. К началу Первой мировой войны признанным лидером сионистов Хорватии стал адвокат А. Лихт (1884–1948); в 1906–14 годах под его редакцией в Загребе выходил сионистский ежемесячник «Židovska smotra» (в Осиеке в 1909–10 годах публиковалась еженедельная газета под тем же названием).  
+
В конце XIX в. Хорватия стала одним из крупнейших на Балканах центров еврейского национального движения. Раввины городов Осиека и Джяково [[Каминка, Ахарон|Аарон Каминка]] и [[Эренпрайз, Мордехай|Мордехай Эренпрайз]] приняли участие в работе [[Сионистские Конгрессы|1-го Сионистского конгресса]]; идеи [[Сионизм|сионизма]] активно пропагандировало Литературное общество школьников, основанное в [[Загреб - еврейская община|Загребе]] в 1898 году Хорватские евреи, учившиеся в Вене, входили в [[Сионизм|сионистские]] студенческие кружки «Бар-Гиора» ([[Сефарды|сефардско]]-[[Ашкеназы|ашкеназские]]) и «Эсперанса» ([[Сефарды|сефардский]]). В первое десятилетие ХХ в. сионистские ассоциации возникли во многих городах страны (в [[Загреб - еврейская община|Загребе]] — Юдея, в Осиеке — «Теодор Герцль» и т. п.); в 1909 году на съезде в Осиеке была учреждена Южно-славянская сионистская организация, в сферу деятельности которой вошли области Австро-Венгрии, населенные южными славянами: Хорватия, [[Словения - еврейская община|Словения]], Босния и Герцеговина. К началу Первой мировой войны признанным лидером сионистов Хорватии стал адвокат А. Лихт (1884–1948); в 1906–14 годах под его редакцией в [[Загреб - еврейская община|Загребе]] выходил сионистский ежемесячник «Židovska smotra» (в Осиеке в 1909–10 годах публиковалась еженедельная газета под тем же названием).  
Некоторые евреи Хорватии участвовали в социалистическом движении и лишь немногие поддерживали хорватских националистов.  
Некоторые евреи Хорватии участвовали в социалистическом движении и лишь немногие поддерживали хорватских националистов.  
Строка 83: Строка 77:
{{main|Усташи - антисемитизм}}  
{{main|Усташи - антисемитизм}}  
{{main|Катастрофа в Независимом государстве Хорватии}}  
{{main|Катастрофа в Независимом государстве Хорватии}}  
-
Хорватские [[Усташи - антисемитизм|фашисты-усташи]] во время Второй мировой войны активно поддерживали гитлеровскую политику; марионеточный режим «[[Катастрофа в Независимом государстве Хорватии|Независимого государства Хорватия под руководством Анте Павелича осуществлял геноцид еврейского населения]]».
+
Хорватские [[Усташи - антисемитизм|фашисты-усташи]] во время Второй мировой войны активно поддерживали гитлеровскую политику; марионеточный режим «[[Катастрофа в Независимом государстве Хорватии|Независимого государства Хорватия под руководством Анте Павелича]]» осуществлял [[Катастрофа европейского еврейства|геноцид еврейского населения]].
-
В 1941 году в состав «Независимого государства Хорватия» вошли территории Хорватии, Боснии и Герцеговины, западная часть сербского края Воеводина и область Санджак. Уже в ходе военных действий войска Германии сжигали синагоги, разрушали кладбища, расстреливали руководителей еврейских общин. 30 апреля 1941 года в Хорватии были введены в действие Нюрнбергские законы, в дополнение к принятым ранее "Законам расовой чистоты хорватской нации" в мае были распущены все еврейские организации. Были опубликованы указы, запрещавшие смешанные браки, наем «арийской» и хорватской прислуги, был введен отличительный знак, все евреи были уволены с государственной службы. Однако некоторые евреи—выкресты и лица, которые внесли ценный вклад в «арийское дело», — получили звание «почетных арийцев». В конце октября 1941 года евреев стали отправлять в лагеря принудительного труда (Независимое Государство Хорватия - единственная страна, наряду с Германией, создавшая собственные лагеря смерти на своей территории): так, шесть тысяч человек были отправлены на работу на соляные копи в Карловаце и Юдово. К концу 1941 г. две трети евреев Хорватии были заключены в концентрационные лагеря, большинство было уничтожено усташами в самом большом в стране концлагере Ясеновац. 1600 евреев бежали из немецкой зоны оккупации в Герцеговину, оккупированную итальянскими войсками. Хорватские власти удовлетворяли немецкие требования о депортации различных групп еврейского населения: в мае 1942 года в [[Аушвиц - концентрационный лагерь|Освенцим]] было отправлено две тысячи евреев Хорватии (всего за 1942 год — около пяти тысяч).
+
В 1941 году в состав «Независимого государства Хорватия» вошли территории Хорватии, Боснии и Герцеговины, западная часть сербского края Воеводина и область Санджак. Уже в ходе военных действий войска Германии сжигали синагоги, разрушали кладбища, расстреливали руководителей еврейских общин. 30 апреля 1941 года в Хорватии были введены в действие [[Нюрнбергские расовые законы|Нюрнбергские законы]], в дополнение к принятым ранее "Законам расовой чистоты хорватской нации" в мае были распущены все еврейские организации. Были опубликованы указы, запрещавшие смешанные браки, наем «арийской» и хорватской прислуги, был введен отличительный знак, все евреи были уволены с государственной службы. Однако некоторые евреи—выкресты и лица, которые внесли ценный вклад в «арийское дело», — получили звание «почетных арийцев». В конце октября 1941 года евреев стали отправлять в лагеря принудительного труда (Независимое Государство Хорватия - единственная страна, наряду с Германией, создавшая собственные [[Лагеря смерти|лагеря смерти]] на своей территории): так, шесть тысяч человек были отправлены на работу на соляные копи в Карловаце и Юдово. К концу 1941 г. две трети евреев Хорватии были заключены в [[Лагеря смерти|концентрационные лагеря]], большинство было уничтожено [[Усташи - антисемитизм|усташами]] в самом большом в стране концлагере [[Ясеновац|Ясеновац]]. 1600 евреев бежали из немецкой зоны оккупации в Герцеговину, оккупированную итальянскими войсками. Хорватские власти удовлетворяли немецкие требования о депортации различных групп еврейского населения: в мае 1942 года в [[Освенцим (концентрационный лагерь)|Освенцим]] было отправлено две тысячи евреев Хорватии (всего за 1942 год — около пяти тысяч).
== В Республике Хорватия ==
== В Республике Хорватия ==
[[Файл:Mesic rabin1-160308 0.jpg|200px|right|thumb|Экс-президент Хорватии С.Месич и главный раввин Хорватии и [[Словения - еврейская община|Словении]] К.Додан]]
[[Файл:Mesic rabin1-160308 0.jpg|200px|right|thumb|Экс-президент Хорватии С.Месич и главный раввин Хорватии и [[Словения - еврейская община|Словении]] К.Додан]]
-
С провозглашением независимости Хорватии, у власти находились ультранационалисты во главе с президентом Франьо Туджманом. Деятельность президента Туджмана привела страну к гражданской войне 1992-1995 годов между католиками-хорватами и православными-сербами. Одним из первых приказов новых властей была ликвидация мемориального комплекса "[[Ясеновац|Ясеновац]]", т.к. "...он порочит Хорватию и её героев" (одно из изречений Ф.Туджмана).  
+
С провозглашением независимости Хорватии, у власти находились ультранационалисты во главе с президентом Франьо Туджманом. Деятельность президента Туджмана привела страну к гражданской войне 1991-1995 годов между католиками-хорватами и православными-сербами. Одним из первых приказов новых властей была ликвидация мемориального комплекса "[[Ясеновац|Ясеновац]]", т.к. "...он порочит Хорватию и её героев" (одно из изречений Франьо Туджмана).  
В ноябре 1991 года бывший заместитель директора мемориала Симо Брбар успел вывести из Хорватии музейные документы и перевёз их в Боснию и Герцеговину, где хранил их вплоть до того, как в 2001 году с помощью сил SFOR и тогдашнего руководства Республики Сербской передал в Американский мемориальный музей Холокоста.
В ноябре 1991 года бывший заместитель директора мемориала Симо Брбар успел вывести из Хорватии музейные документы и перевёз их в Боснию и Герцеговину, где хранил их вплоть до того, как в 2001 году с помощью сил SFOR и тогдашнего руководства Республики Сербской передал в Американский мемориальный музей Холокоста.
-
Хорватские власти в открытую сочувствовали усташской Хорватии и всячески старались обелить её и [[Усташи - антисемитизм|усташей]]: в честь [[Усташи - антисемитизм|усташей]] переименовывались улицы и районы городов. Одно из изречений Франьо Туджмана, наиболее характеризующее его режим звучит так:  
+
Хорватские власти в открытую сочувствовали [[Усташи - антисемитизм|усташской Хорватии]] и всячески старались обелить её и [[Усташи - антисемитизм|усташей]]: в честь [[Усташи - антисемитизм|усташей]] переименовывались улицы и районы городов. Одно из изречений Франьо Туджмана, наиболее характеризующее его режим звучит так:  
{{начало цитаты}}
{{начало цитаты}}
-
"Я рад, что моя жена не сербка и не еврейка!"
+
"Я рад, что моя жена не сербка и не еврейка{{конец цитаты}}
-
{{конец цитаты}}
+
С кончиной Франьо Туджмана в 1999 году, данная политика постепенно прекратилась, а с приходом к власти правительства премьер-министра Хорватии Иво Андрича, официальный [[Загреб - еврейская община|Загреб]] начал более объективно рассматривать деятельность [[Усташи - антисемитизм|фашистов-усташей]], в частности были возвращены прежние названия улиц, переименованных в честь [[Усташи - антисемитизм|усташей]] в 90-е годы. Мемориальный комплекс [[Ясеновац|Ясеновац]] восстановлен только в 2006 году.
С кончиной Франьо Туджмана в 1999 году, данная политика постепенно прекратилась, а с приходом к власти правительства премьер-министра Хорватии Иво Андрича, официальный [[Загреб - еврейская община|Загреб]] начал более объективно рассматривать деятельность [[Усташи - антисемитизм|фашистов-усташей]], в частности были возвращены прежние названия улиц, переименованных в честь [[Усташи - антисемитизм|усташей]] в 90-е годы. Мемориальный комплекс [[Ясеновац|Ясеновац]] восстановлен только в 2006 году.
-
 
== Еврейская община в Республике Хорватия сегодня ==
== Еврейская община в Республике Хорватия сегодня ==
-
В 1991 году, уже в независимой Республике Хорватия, проживало около 1500 евреев, в том числе в [[Загреб еврейская община|Загребе]] — около 1100, в [[Сплит еврейская община|Сплите]] — 165, в Осиеке — около 100, в Риеке — 80, в [[Дубровник еврейская община|Дубровнике]] — 47. Еврейские общины действуют в [[Загреб еврейская община|Загребе]], [[Сплит еврейская община|Сплите]], Осиеке, Риеке, [[Дубровник еврейская община|Дубровнике]], Чаковце, Вировитице, Славонски-Броде и Даруваре; они образовали Федерацию еврейских общин Хорватии со штаб-квартирой в [[Загреб еврейская община|Загребе]]. Работает спортивный клуб [[«Маккаби» Всемирное Спортивное Общество|«Маккаби»]], Общество еврейской культуры, Союз еврейских женщин, Союз еврейских студентов. Под эгидой загребской общины находились: детский сад, воскресная школа для детей в возрасте 7–14 лет, курсы еврейской истории и традиции, дом для престарелых, библиотека, художественная галерея; нерегулярно выходила газета «Билтен», литературно-художественный альманах «Омманут» и детский журнал «Мотек». В синагогах небольших городов богослужения проводились лишь по праздникам. В стране не было ни одного раввина; [[Мацца|мацца]] и кашерное вино доставлялись из Израиля.  
+
В 1991 году, уже в независимой Республике Хорватия, проживало около 1500 евреев, в том числе в [[Загреб - еврейская община|Загребе]] — около 1100, в [[Сплит - еврейская община|Сплите]] — 165, в Осиеке — около 100, в Риеке — 80, в [[Дубровник - еврейская община|Дубровнике]] — 47. Еврейские общины действуют в [[Загреб - еврейская община|Загребе]], [[Сплит - еврейская община|Сплите]], Осиеке, Риеке, [[Дубровник - еврейская община|Дубровнике]], Чаковце, Вировитице, Славонски-Броде и Даруваре; они образовали Федерацию еврейских общин Хорватии со штаб-квартирой в [[Загреб - еврейская община|Загребе]]. Работает спортивный клуб [[Маккабиада|«Маккаби»]], Общество еврейской культуры, Союз еврейских женщин, Союз еврейских студентов. Под эгидой загребской общины находились: детский сад, воскресная школа для детей в возрасте 7–14 лет, курсы еврейской истории и традиции, дом для престарелых, библиотека, художественная галерея; нерегулярно выходила газета «Билтен», литературно-художественный альманах «Омманут» и детский журнал «Мотек». В синагогах небольших городов богослужения проводились лишь по праздникам. В стране не было ни одного раввина; [[Маца|мацца]] и кашерное вино доставлялись из Израиля.  
-
По данным израильских демографов, в 2004 году в Хорватии проживали 1700 евреев, три четверти из них — в [[Загреб еврейская община|Загребе]]. Всего в Хорватии насчитывается девять еврейских общин. Евреи Хорватии являются официально признанным национальным меньшинством, поэтому еврейские учреждения получают государственную финансовую помощь. К таким учреждениям в [[Загреб еврейская община|Загребе]] относятся: детский сад, дом престарелых, различные еврейские культурные проекты. Община открыла летний лагерь на побережье Адриатического моря.
+
По данным израильских демографов, в 2004 году в Хорватии проживали 1700 евреев, три четверти из них — в [[Загреб - еврейская община|Загребе]]. Всего в Хорватии насчитывается девять еврейских общин. Евреи Хорватии являются официально признанным национальным меньшинством, поэтому еврейские учреждения получают государственную финансовую помощь. К таким учреждениям в [[Загреб - еврейская община|Загребе]] относятся: детский сад, дом престарелых, различные еврейские культурные проекты. Община открыла летний лагерь на побережье Адриатического моря.
-
Около 80% евреев Хорватии состоят в [[Брак смешанный|смешанных браках]], однако большинство супругов-неевреев идентифицируют себя в качестве евреев. Многие молодые люди, у которых один родитель-нееврей, входят в еврейские общины. С 1999 года главный раввин [[Загреб еврейская община|Загреба]] и Хорватии — К. Дадон. Многие евреи Хорватии возвращаются к еврейской религиозной жизни, но большинство из них далеки от религии.
+
Около 80% евреев Хорватии состоят в [[Брак смешанный|смешанных браках]], однако большинство супругов-неевреев идентифицируют себя в качестве евреев. Многие молодые люди, у которых один родитель-нееврей, входят в еврейские общины. С 1999 года главный раввин [[Загреб - еврейская община|Загреба]] и Хорватии — К. Дадон. Многие евреи Хорватии возвращаются к еврейской религиозной жизни, но большинство из них далеки от религии.
-
В начале 2000-х годов в [[Загреб еврейская община|Загребе]] был открыт научно-исследовательский Центр по изучению Катастрофы. В октябре 2001 г. хорватский историк И. Гольдштейн опубликовал книгу о Катастрофе в Хорватии. В 2002 году в музее города [[Ясеновац|Ясеновац]] были выставлены многие архивные документы и материалы, в которых рассказывается о концлагере, где были [[Катастрофа в Независимом государстве Хорватии|уничтожены большинство евреев Хорватии]].
+
В начале 2000-х годов в [[Загреб - еврейская община|Загребе]] был открыт научно-исследовательский Центр по изучению Катастрофы. В октябре 2001 г. хорватский историк И. Гольдштейн опубликовал книгу о Катастрофе в Хорватии. В 2002 году в музее города [[Ясеновац|Ясеновац]] были выставлены многие архивные документы и материалы, в которых рассказывается о концлагере, где были [[Катастрофа в Независимом государстве Хорватии|уничтожены большинство евреев Хорватии]].
-
В 2006 году в Хорватии торжественно отмечалось 200-летие со дня основания еврейской общины [[Загреб еврейская община|Загреба]]. Празднества начались с концерта [[Израильский Филармонический Оркестр|Израильского филармонического оркестра]] под управлением [[Мета, Зубин|Зубина Меты]].
+
В 2006 году в Хорватии торжественно отмечалось 200-летие со дня основания еврейской общины [[Загреб - еврейская община|Загреба]]. Празднества начались с концерта [[Израильский Филармонический Оркестр|Израильского филармонического оркестра]] под управлением [[Мета, Зубин|Зубина Меты]].
== Антисемитизм в Хорватии ==
== Антисемитизм в Хорватии ==
-
В Хорватии иногда проявляется тенденция отрицать или преуменьшать причастность режима Анте Павелича к истреблению евреев. Эта тенденция нашла выражение и в книге Франьо Туджмана - первого президента Хорватии с 1991 по 1999 годы. Лидеры хорватского еврейства считали предъявляемые Франьо Туджману обвинения в юдофобии необоснованными, тем более что впоследствии он принес извинения за свои «ненаучные» высказывания в адрес евреев.
+
В Хорватии иногда проявляется тенденция отрицать или преуменьшать причастность [[Усташи - антисемитизм|режима Анте Павелича]] к истреблению евреев. Эта тенденция нашла выражение и в книге Франьо Туджмана - первого президента Хорватии с 1991 по 1999 годы. Лидеры хорватского еврейства считали предъявляемые Франьо Туджману обвинения в юдофобии необоснованными, тем более что впоследствии он принес извинения за свои «ненаучные» высказывания в адрес евреев.
Стипе Месич, ставший президентом Хорватии после смерти Франьо Туджмана, во время официального визита в 2001 году в [[Государство Израиль|Израиль]] заявил в [[Кнесет|Кнесете]]: «Как президент Республики Хорватия я от всего сердца осуждаю преступления, которые были совершены против евреев во время Второй мировой войны коллаборационистским правительством, которое... запятнало доброе имя Хорватии».
Стипе Месич, ставший президентом Хорватии после смерти Франьо Туджмана, во время официального визита в 2001 году в [[Государство Израиль|Израиль]] заявил в [[Кнесет|Кнесете]]: «Как президент Республики Хорватия я от всего сердца осуждаю преступления, которые были совершены против евреев во время Второй мировой войны коллаборационистским правительством, которое... запятнало доброе имя Хорватии».
-
В августе 1991 году в общинном центре [[Загреб еврейская община|Загреба]] и на еврейском кладбище города были взорваны бомбы, причинившие значительный ущерб. Во время Гражданской войны в [[Югославия еврейская община|Югославии]], в результате обстрела [[Дубровник еврейская община|Дубровника]] силами Югославской Народной Армии сильно пострадала старая синагога [[Дубровник еврейская община|Дубровника]] (ценный памятник еврейской архитектуры) и еврейский общинный центр Сплита. Антисемитские инциденты в Хорватии достаточно редки. В начале августа 2006 году руководство еврейской общины [[Загреб еврейская община|Загреба]] получило два письма, в которых содержались призывы «уничтожить евреев в отместку за палестинцев», а также тексты, отрицавшие уничтожение евреев во время Катастрофы. 5 августа 2006 г. в центре [[Загреб еврейская община|Загреба]]  бандой скинхедов был избит помощник раввина Ц. Э. Аллони.
+
В августе 1991 году в общинном центре [[Загреб - еврейская община|Загреба]] и на еврейском кладбище города были взорваны бомбы, причинившие значительный ущерб. Во время Гражданской войны в [[Югославия - еврейская община|Югославии]], в результате обстрела [[Дубровник - еврейская община|Дубровника]] силами Югославской Народной Армии сильно пострадала старая синагога [[Дубровник - еврейская община|Дубровника]] (ценный памятник еврейской архитектуры) и еврейский общинный центр Сплита. Антисемитские инциденты в Хорватии достаточно редки. В начале августа 2006 году руководство еврейской общины [[Загреб - еврейская община|Загреба]] получило два письма, в которых содержались призывы «уничтожить евреев в отместку за [[Палестинцы|палестинцев]]», а также тексты, отрицавшие уничтожение евреев во время [[Катастрофа европейского еврейства|Катастрофы]]. 5 августа 2006 года в центре [[Загреб - еврейская община|Загребе]]  бандой скинхедов был избит помощник раввина Ц. Э. Аллони.
Строка 134: Строка 126:
* [[Дубровник - еврейская община|Дубровник - еврейская община]]
* [[Дубровник - еврейская община|Дубровник - еврейская община]]
* [[Синагога в Риеке|Синагога в Риеке]]
* [[Синагога в Риеке|Синагога в Риеке]]
 +
 +
 +
* [[История еврейских общин в Венгрии, Хорватии и Словакии в XI - XV веках|История еврейских общин в Венгрии, Хорватии и Словакии в XI - XV веках]]
Строка 144: Строка 139:
== Сноски ==
== Сноски ==
<references/>
<references/>
 +
 +
[[Категория:История евреев Югославии]]
 +
[[Категория:Евреи в Европе]]
 +
[[Категория:Холокост]]
 +
[[Категория:Антисемитизм]]

Текущая версия на 09:39, 21 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 27 ноября 2011



Хорватия - государство в южной Европе.


Содержание

Первые упоминания о евреях

Как явствует из археологических данных, евреи жили на территории современной Хорватии уже во II - III веках. При раскопках римского города Салона, близ которого впоследствии возник город Сплит, были найдены еврейские надгробия и саркофаги, а также керамические светильники с изображением семисвечника Менора. Неподалеку от города Бенковац (историческая область Далмация) — могильная плита еврея из Тверии по имени Аврелий Дионисий (II в.; хранится в Загребском археологическом музее).


В Средние века

В письме Хисдая Ибн Шапрута хазарскому царю Иосефу (середина X в.) упоминаются два еврея, Мар Шаул и Мар Иосеф, как члены делегации, направленной в Кордову «царем гвалов, славян». Поскольку в этом же документе говорится, что «Царство Гвалов» граничит с Венгрией, многие историки полагают, что речь здесь идет о Хорватии, где в то время правил король Крешимир.

В XIV–XV вв., когда основная часть хорватских земель находилась под властью венгерских королей, в Загребе, а также, предположительно, и в некоторых других городах Хорватии жили евреи (среди них были и домовладельцы), однако уже в 1456 году последовало их изгнание. В 1526 году, когда хорватская знать признала Фердинанда Австрийского своим сюзереном, евреям было запрещено посещать Хорватию.

Еврейское присутствие в Далмации (побережье Адриатического моря, вошедшее в состав Хорватии лишь в 1815 году) было в XIV–XVI вв. наиболее заметным. В 1368 году впервые упоминаются еврейские коммерсанты в Дубровнике (в то время — независимом городе-государстве Рагуза); в конце XV–начале XVI в. здесь осела часть сефардов, изгнанных из Испании, Португалии и Южной Италии. Неоднократные попытки изгнать их из города (в 1514, 1515, 1545 гг.) ни разу не увенчались успехом, однако в 1546 году евреев Дубровника согнали в гетто (в 1587 году в нем проживало около 50 семей) и обложили высокими налогами, а в 1622 году на одного из них был возведен кровавый навет, ставший поводом для преследований и новых ограничительных мер. В XVI–XVII вв. уже не только сефарды, но и ашкеназы селились в Сплите (ит. Спалато), принадлежавшем в то время в Венеции (к 1638 году численность еврейской общины достигла здесь 271 человека, что составляло 5–10% населения города); португальский еврей Даниэль Родрига (Родригес; 1530?–1603) сыграл важную роль в превращении Сплита в крупный торговый центр. В Задаре (Зара) евреи жили с конца XIV в., однако их число было, по всей видимости, невелико. Среди далматинских евреев преобладали коммерсанты (как крупные, действовавшие в международных масштабах, так и мелкие), финансисты и врачи; кроме того, многие занимались всевозможными ремёслами.


XVII-XVIII века

В XVII в., когда большая часть территории современной Хорватии находилась под властью Османской империи, сюда время от времени приезжали еврейские купцы из Стамбула, Салоник и других городов. Австро-турецкое мирное соглашение 1699 г., известное как «Карловицкий мир», по которому Хорватия (без Далмации) вновь вошла в состав Австро-Венгрии, содержал пункт о свободной торговле между двумя странами; однако австрийская администрация, как центральная, так и местная, под различными предлогами не допускала в Хорватию еврейских коммерсантов из Османской империи. В конце XVII в. – первой половине XVIII в. в Хорватию начали переселяться отдельные евреи из Венгрии, Богемии и Моравии, Бургенланда (Западная Австрия) и других стран и областей; они по большей части оседали в деревнях, занимаясь мелкой торговлей и ремеслом, а в города (где муниципалитеты под влиянием торговых гильдий и ремесленных цехов, видевших в евреях опасных конкурентов, неизменно отказывали им в виде на жительство) приезжали поначалу только на ярмарки. В 1729 году хорватский Сабор (сословное собрание) подтвердил запрет на пребывание евреев в стране; но в 1746 году двум еврейским семьям (по другим данным — одиннадцати) было позволено обосноваться в Осиеке, однако уже два года спустя их изгнали. В 1750-х годах евреи получили возможность приезжать в Хорватию с торговыми целями на срок до трех дней (при условии уплаты ими особого «сбора за терпимость»), а в 1771 году еврейским коммерсантам разрешили без ограничений участвовать в хорватских ярмарках. Такого рода послабления вызвали недовольство местных властей; так, уже в 1770 году Загребский муниципалитет сообщал в Вену, что пребывание в городе евреев опасно для них самих. Согласно данным переписи, в 1773 году в Хорватии насчитывалось лишь 25 еврейских семей. В 1777 году шесть еврейских семей поселились в Вараждине; муниципалитет неоднократно пытался изгнать их (к 1806 г. он издал шесть постановлений соответствующего содержания), однако благодаря покровительству местного магната, графа Эрдёди, который поселил евреев в своем доме, им удалось остаться в городе.

В 1782–89 годах император Иосиф II издал серию «указов о веротерпимости», отменявших многие антиеврейские ограничения, в том числе и запрет на постоянное пребывание в Хорватии. Уже в 1782 году Я. Штиглер из Моравии поселился в Загребе (немецкое название Аграм). Муниципалитет предоставил ему вид на жительство лишь пять лет спустя. К 1806 году, когда в городе официально действовала еврейская община (фактически возникшая, по всей видимости, в конце XVIII в.), здесь уже насчитывалось 75 евреев (20 семей). В Риеке в 1781 году жили 25 евреев, в Чаковце в 1790 году — четыре еврейских семьи, в Славонска-Пожеге в 1793 году — 174 еврея, в Беловаре в 1797 году — 25 евреев, в Вараждине в том же году — 16 евреев, в Копривнице в 1810 году — 23 еврея. В 1809 году, когда Дубровник, Сплите, Риека (Фиуме), Задар, Карловац и другие города Далмации и прилегающих к ней районов собственно Хорватии входили в состав так называемых Иллирийских провинций (вассального по отношению к Франции государства, созданного Наполеоном I, жившие здесь евреи обрели гражданское равноправие, однако утратили его в 1813 году, после того, как Иллирийские провинции оказались под властью Австрии (закреплены за ней решением Венского конгресса 1814–15 годах; с этого времени Далмация считается частью Хорватии).


XIX-XX века

Файл:Sinagoga1906 11.jpg
Загребская синагога. Фото 1906 г.
Интерьер синагоги в Сплите
Файл:Sinagoga Rijeka 0608.jpg
Синагога в Риеке (фото после реставрации)

В 1820–40-х годах положение хорватских евреев оставалось сложным. Христианские купцы и ремесленники не прекращали попыток добиться их изгнания, или, по крайней мере вытеснить их из экономики страны. В 1830 и 1838 годах произошли антиеврейские беспорядки в Карловаце, в 1838 году — в Загребе (где их участники при попустительстве муниципалитета громили еврейские лавки и требовали удалить всех евреев из города). В 1840 году Сабор отказался утвердить принятый в Венгрии (в административном отношении Хорватия являлась ее частью и в качестве таковой входила в состав Австрийской империи) закон об отмене «сбора за терпимость»; это было сделано лишь шесть лет спустя, причем с евреев взыскали остававшийся за ними долг за предыдущие годы. В 1840 году евреи получили право заниматься ремеслом без ограничений, однако в 1843 году им запретили нанимать на работу подмастерьев-христиан.

Еврейское население Хорватии большей частью приветствовало революцию 1848 году, однако она не дала им гражданского равноправия (в Хорватии, фактически отделившейся в марте–июне 1848 года от Венгрии, этот вопрос даже не обсуждался) и лишь привела к усилению антисемитизма: евреев заставили покинуть Вараждин, а когда изгнанники попытались поселиться в Загребе, их не пустили в город. В период реакции, наступившей вслед за поражением революции, многие из заведенных ранее дискриминационных антиеврейских законов были вновь подтверждены, однако в феврале 1860 года начался процесс их отмены, который завершился в декабре 1867 ода Постановление об окончательной эмансипации хорватского еврейства, Сабор принял лишь в октябре 1873 года


Численность евреев Хорватии в XIX-XX веках

В XIX – начале XX в. численность еврейского населения Хорватии быстро росла, главным образом за счет притока переселенцев из Венгрии, Чехии и других стран:

  • в 1835 году она составила 1610 человек, в 1870 году — около десяти тысяч,
  • в 1880 году — 13 488, в 1890 году — 17263 человека,
  • в 1910 году — около 26000 человек (1% всего населения).
  • В Загребе в 1835 году проживали 234 еврея, в 1880 году — 1285 евреев, в 1890 году — 1924 еврея, в 1910 году — 4233 еврея;
  • в Осиеке в 1852 году — 160 еврейских семей, в 1880 году — 1900 евреев (8% всего населения), в 1900 году — 2070 (8,3%), в 1910 году — 2370;
  • в Риеке в 1868 году — 489 евреев, в 1895 году — 1609, в 1900 году — 2000, в 1910 году — 1696; в Чаковце в 1845 году — 108 евреев, в 1857 году — 170, в 1910 году — 300.

Лишь в Сплите, экономическое значение которого стало сходить на нет, число евреев несколько уменьшилось. Во многих городах были построены синагоги, действовали еврейские похоронные братства и благотворительные организации, открылись еврейские школы. Повысился образовательный уровень еврейства (уже к середине XIX в. начальное светское образование получали около 50% еврейских детей, а в 1910 г. грамотные составляли 87,7% еврейского населения, в Вараждине — 90%), укрепился его социальный статус: в ряде городов (Загребе, Осиеке, Вараждине и других) среди евреев появилось большое число богатых предпринимателей, коммерсантов, финансистов, а также представителей свободных профессий (врачей, адвокатов, журналистов, художников).


Исторический вклад евреев Хорватии

Евреи внесли значительный вклад в индустриализацию Хорватии, развитие банковского дела, городского хозяйства, культуры: так, Д. Шварц стал изобретателем первого управляемого дирижабля, В. Шварц проложил (в Загребе) первую трамвайную линию, И. Штерн открыл первую радиостанцию, Ш. Бергер стал одним из создателей Хорватского этнографического музея (которому передал в дар свою коллекцию) и его первым директором. В Загребе и ряде других городов евреям принадлежала значительная часть типографий и книжных магазинов. В то же время среди самодеятельного еврейского населения (в небольших общинах — до 2/3) по-прежнему значительную часть составляли мелкие (и большей частью бедные) торговцы и ремесленники, а также работники сферы услуг.


Реформизм и ассимиляция в Хорватии

В 1860-х годах во многих еврейских общинах Хорватии развернулась борьба между «неологами»-реформистами и ортодоксами, в большинстве случаев она завершалась расколом на «неологическое» большинство и ортодоксальное меньшинство. Во второй половине XIX в.— начале XX в. значительная часть хорватского еврейства подверглась культурно-языковой ассимиляции, однако в Хорватии (в отличие, например, от Венгрии) переход в христианство и браки смешанные по-прежнему были сравнительно редки.


Сионизм в Хорватии

В конце XIX в. Хорватия стала одним из крупнейших на Балканах центров еврейского национального движения. Раввины городов Осиека и Джяково Аарон Каминка и Мордехай Эренпрайз приняли участие в работе 1-го Сионистского конгресса; идеи сионизма активно пропагандировало Литературное общество школьников, основанное в Загребе в 1898 году Хорватские евреи, учившиеся в Вене, входили в сионистские студенческие кружки «Бар-Гиора» (сефардско-ашкеназские) и «Эсперанса» (сефардский). В первое десятилетие ХХ в. сионистские ассоциации возникли во многих городах страны (в Загребе — Юдея, в Осиеке — «Теодор Герцль» и т. п.); в 1909 году на съезде в Осиеке была учреждена Южно-славянская сионистская организация, в сферу деятельности которой вошли области Австро-Венгрии, населенные южными славянами: Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина. К началу Первой мировой войны признанным лидером сионистов Хорватии стал адвокат А. Лихт (1884–1948); в 1906–14 годах под его редакцией в Загребе выходил сионистский ежемесячник «Židovska smotra» (в Осиеке в 1909–10 годах публиковалась еженедельная газета под тем же названием). Некоторые евреи Хорватии участвовали в социалистическом движении и лишь немногие поддерживали хорватских националистов.


Евреи в «Независимом Государстве Хорватия» (1941-1945)

Основная статья: Усташи - антисемитизм

Хорватские фашисты-усташи во время Второй мировой войны активно поддерживали гитлеровскую политику; марионеточный режим «Независимого государства Хорватия под руководством Анте Павелича» осуществлял геноцид еврейского населения.

В 1941 году в состав «Независимого государства Хорватия» вошли территории Хорватии, Боснии и Герцеговины, западная часть сербского края Воеводина и область Санджак. Уже в ходе военных действий войска Германии сжигали синагоги, разрушали кладбища, расстреливали руководителей еврейских общин. 30 апреля 1941 года в Хорватии были введены в действие Нюрнбергские законы, в дополнение к принятым ранее "Законам расовой чистоты хорватской нации" в мае были распущены все еврейские организации. Были опубликованы указы, запрещавшие смешанные браки, наем «арийской» и хорватской прислуги, был введен отличительный знак, все евреи были уволены с государственной службы. Однако некоторые евреи—выкресты и лица, которые внесли ценный вклад в «арийское дело», — получили звание «почетных арийцев». В конце октября 1941 года евреев стали отправлять в лагеря принудительного труда (Независимое Государство Хорватия - единственная страна, наряду с Германией, создавшая собственные лагеря смерти на своей территории): так, шесть тысяч человек были отправлены на работу на соляные копи в Карловаце и Юдово. К концу 1941 г. две трети евреев Хорватии были заключены в концентрационные лагеря, большинство было уничтожено усташами в самом большом в стране концлагере Ясеновац. 1600 евреев бежали из немецкой зоны оккупации в Герцеговину, оккупированную итальянскими войсками. Хорватские власти удовлетворяли немецкие требования о депортации различных групп еврейского населения: в мае 1942 года в Освенцим было отправлено две тысячи евреев Хорватии (всего за 1942 год — около пяти тысяч).


В Республике Хорватия

Экс-президент Хорватии С.Месич и главный раввин Хорватии и Словении К.Додан

С провозглашением независимости Хорватии, у власти находились ультранационалисты во главе с президентом Франьо Туджманом. Деятельность президента Туджмана привела страну к гражданской войне 1991-1995 годов между католиками-хорватами и православными-сербами. Одним из первых приказов новых властей была ликвидация мемориального комплекса "Ясеновац", т.к. "...он порочит Хорватию и её героев" (одно из изречений Франьо Туджмана).

В ноябре 1991 года бывший заместитель директора мемориала Симо Брбар успел вывести из Хорватии музейные документы и перевёз их в Боснию и Герцеговину, где хранил их вплоть до того, как в 2001 году с помощью сил SFOR и тогдашнего руководства Республики Сербской передал в Американский мемориальный музей Холокоста.

Хорватские власти в открытую сочувствовали усташской Хорватии и всячески старались обелить её и усташей: в честь усташей переименовывались улицы и районы городов. Одно из изречений Франьо Туджмана, наиболее характеризующее его режим звучит так:

"Я рад, что моя жена не сербка и не еврейка

С кончиной Франьо Туджмана в 1999 году, данная политика постепенно прекратилась, а с приходом к власти правительства премьер-министра Хорватии Иво Андрича, официальный Загреб начал более объективно рассматривать деятельность фашистов-усташей, в частности были возвращены прежние названия улиц, переименованных в честь усташей в 90-е годы. Мемориальный комплекс Ясеновац восстановлен только в 2006 году.

Еврейская община в Республике Хорватия сегодня

В 1991 году, уже в независимой Республике Хорватия, проживало около 1500 евреев, в том числе в Загребе — около 1100, в Сплите — 165, в Осиеке — около 100, в Риеке — 80, в Дубровнике — 47. Еврейские общины действуют в Загребе, Сплите, Осиеке, Риеке, Дубровнике, Чаковце, Вировитице, Славонски-Броде и Даруваре; они образовали Федерацию еврейских общин Хорватии со штаб-квартирой в Загребе. Работает спортивный клуб «Маккаби», Общество еврейской культуры, Союз еврейских женщин, Союз еврейских студентов. Под эгидой загребской общины находились: детский сад, воскресная школа для детей в возрасте 7–14 лет, курсы еврейской истории и традиции, дом для престарелых, библиотека, художественная галерея; нерегулярно выходила газета «Билтен», литературно-художественный альманах «Омманут» и детский журнал «Мотек». В синагогах небольших городов богослужения проводились лишь по праздникам. В стране не было ни одного раввина; мацца и кашерное вино доставлялись из Израиля.

По данным израильских демографов, в 2004 году в Хорватии проживали 1700 евреев, три четверти из них — в Загребе. Всего в Хорватии насчитывается девять еврейских общин. Евреи Хорватии являются официально признанным национальным меньшинством, поэтому еврейские учреждения получают государственную финансовую помощь. К таким учреждениям в Загребе относятся: детский сад, дом престарелых, различные еврейские культурные проекты. Община открыла летний лагерь на побережье Адриатического моря.

Около 80% евреев Хорватии состоят в смешанных браках, однако большинство супругов-неевреев идентифицируют себя в качестве евреев. Многие молодые люди, у которых один родитель-нееврей, входят в еврейские общины. С 1999 года главный раввин Загреба и Хорватии — К. Дадон. Многие евреи Хорватии возвращаются к еврейской религиозной жизни, но большинство из них далеки от религии.

В начале 2000-х годов в Загребе был открыт научно-исследовательский Центр по изучению Катастрофы. В октябре 2001 г. хорватский историк И. Гольдштейн опубликовал книгу о Катастрофе в Хорватии. В 2002 году в музее города Ясеновац были выставлены многие архивные документы и материалы, в которых рассказывается о концлагере, где были уничтожены большинство евреев Хорватии.

В 2006 году в Хорватии торжественно отмечалось 200-летие со дня основания еврейской общины Загреба. Празднества начались с концерта Израильского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты.


Антисемитизм в Хорватии

В Хорватии иногда проявляется тенденция отрицать или преуменьшать причастность режима Анте Павелича к истреблению евреев. Эта тенденция нашла выражение и в книге Франьо Туджмана - первого президента Хорватии с 1991 по 1999 годы. Лидеры хорватского еврейства считали предъявляемые Франьо Туджману обвинения в юдофобии необоснованными, тем более что впоследствии он принес извинения за свои «ненаучные» высказывания в адрес евреев.

Стипе Месич, ставший президентом Хорватии после смерти Франьо Туджмана, во время официального визита в 2001 году в Израиль заявил в Кнесете: «Как президент Республики Хорватия я от всего сердца осуждаю преступления, которые были совершены против евреев во время Второй мировой войны коллаборационистским правительством, которое... запятнало доброе имя Хорватии».

В августе 1991 году в общинном центре Загреба и на еврейском кладбище города были взорваны бомбы, причинившие значительный ущерб. Во время Гражданской войны в Югославии, в результате обстрела Дубровника силами Югославской Народной Армии сильно пострадала старая синагога Дубровника (ценный памятник еврейской архитектуры) и еврейский общинный центр Сплита. Антисемитские инциденты в Хорватии достаточно редки. В начале августа 2006 году руководство еврейской общины Загреба получило два письма, в которых содержались призывы «уничтожить евреев в отместку за палестинцев», а также тексты, отрицавшие уничтожение евреев во время Катастрофы. 5 августа 2006 года в центре Загребе бандой скинхедов был избит помощник раввина Ц. Э. Аллони.


Отношения с Израилем

Израиль и Хорватия установили дипломатические отношения только в 1997 году: это было вызвано тем, что президент Хорватии Франьо Туджман, как в своей книге, так и на официальном дипломатическом уровне опровергал участие в Холокосте хорватского народа. Израиль выразил недовольство этой позицией, что и послужило причиной столь позднего установления дипломатических связей между двумя странами. Позднее президент Франьо Туджман принес официальные извинения еврейскому народу. В незначительных объёмах осуществляется двусторонний туризм.

Планируемый визит президента Хорватии в Израиль вызвал резкие протесты некоторых представителей израильской общественности. Между двумя странами существует дружеские отношения, растет объем торговли между ними.


См. также



Ссылки


Сноски

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация