Хотин (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
(Наше время)
Eytil2 (Обсуждение | вклад)
Строка 17: Строка 17:
== История ==
== История ==
 +
[[Файл:Khotin.jpg|thumb|200px|Хотинская крепость]]
Известен с Х в. В X—XI вв. в составе Киевской Руси, в XII в. — Галицкого, с 1199 — Галицко-Волынского княжества. С XIV в. Хотин в разное время находился под властью Молдавии, Генуи, Турции и Польши.
Известен с Х в. В X—XI вв. в составе Киевской Руси, в XII в. — Галицкого, с 1199 — Галицко-Волынского княжества. С XIV в. Хотин в разное время находился под властью Молдавии, Генуи, Турции и Польши.
-
В [[1621]] под Хотином состоялась Хотинская битва.
+
В [[1621]] г. под Хотином состоялась Хотинская битва.
-
В [[1713]] во время Северной Войны Хотиным завладели войска Оттоманской империи, отобрав город у [[Молдавия|Молдавии]]. Хотин около ста лет оставался турецким, в нём содержался мощный гарнизон. Однако за  время русско-турецких войн русские войска овладевали Хотином четыре раза - в [[1739]], [[1769]], [[1788]] и [[1807]].
+
В [[1713]] г. во время Северной Войны Хотиным завладели войска Оттоманской империи, отобрав город у [[Молдавия|Молдавии]]. Хотин около ста лет оставался турецким, в нём содержался мощный гарнизон. Однако за  время русско-турецких войн русские войска овладевали Хотином четыре раза - в [[1739]], [[1769]], [[1788]] и [[1807]] г.г.
С [[1812]] г. отошёл к Российской империи в составе Бессарабской области (впоследствии [[Бессарабская губерния|Бессарабской губернии]]).
С [[1812]] г. отошёл к Российской империи в составе Бессарабской области (впоследствии [[Бессарабская губерния|Бессарабской губернии]]).
Строка 28: Строка 29:
В [[1918]] г. присоединен к [[Румыния|Румынии]] вместе со всей бывшей [[Бессарабия|Бессарабской губернией]]. [[28 июня]] [[1940]] года стал районным центром [[Украинская ССР|Украинской ССР]].
В [[1918]] г. присоединен к [[Румыния|Румынии]] вместе со всей бывшей [[Бессарабия|Бессарабской губернией]]. [[28 июня]] [[1940]] года стал районным центром [[Украинская ССР|Украинской ССР]].
-
== 14-18 века ==
+
== XIV - XVIII века ==
-
Вероятно, еврейское население появилось в Хотине в конце 14 в. – начале 15 в. В 15 в. и 16 в. еврейские купцы проезжали через Хотин, который был важным торговым пунктом на проходившем по Днестру пути из Турции в Польшу, и останавливались в городе для уплаты таможенных пошлин и участия в ярмарках (с 1541 г.).
+
Вероятно, еврейское население появилось в Хотине в конце XIV в. – начале XV в. В XV в. и XVI в. еврейские купцы проезжали через Хотин, который был важным торговым пунктом на проходившем по Днестру пути из Турции в Польшу, и останавливались в городе для уплаты таможенных пошлин и участия в ярмарках (с 1541 г.).
-
В 17 в. в Хотине существовала община караимов. Первое письменное упоминание об общине евреев-раббанитов относится к 1741 г.  
+
В XVII в. в Хотине существовала община [[Караимы|караимов]].Первое письменное упоминание об общине евреев-раббанитов относится к 1741 г.  
-
В 1756 г. в Хотин бежали от преследований со стороны польских евреев вероотступник Я. Франк и его последователи. Здесь же в середине 18 в. нашли убежище иудействующие из России, для которых еврейская община собирала средства в Германии.  
+
В 1756 г. в Хотин бежали от преследований со стороны польских евреев вероотступник [[Франк, Яков|Я. Франк]] и его последователи. Здесь же в середине XVIII в. нашли убежище [[Иудействующие|иудействующие]] из России, для которых еврейская община собирала средства в Германии.
-
== 18 век ==
+
== XIX век ==
-
 
+
-
В период турецкого владычества еврейская община увеличилась: в 1807 г. в городе зарегистрировано 216 еврейских домов (23% от общей застройки), в которых проживали 340 семей, на плане 1817 г. в северной части города показана синагога. Основным занятием евреев была торговля, в том числе с другими частями Бессарабии, с Украиной (иногда контрабандная), а также аренда поместий, мельниц, маслобоен и винокуренных производств.
+
 +
В период турецкого владычества еврейская община увеличилась: в 1807 г. в городе зарегистрировано 216 еврейских домов (23% от общей застройки), в которых проживали 340 семей. На плане 1817 г. в северной части города показана синагога. Основным занятием евреев была торговля, в том числе с другими частями Бессарабии; с Украиной (иногда контрабандная); а также аренда поместий, мельниц, маслобоен и винокуренных производств.
При вхождении в Российскую империю все население Бессарабии, включая евреев, было освобождено от рекрутской повинности. Это способствовало активной еврейской иммиграции в край; в 1831 г. Хотину были предоставлены особые торговые привилегии.  
При вхождении в Российскую империю все население Бессарабии, включая евреев, было освобождено от рекрутской повинности. Это способствовало активной еврейской иммиграции в край; в 1831 г. Хотину были предоставлены особые торговые привилегии.  
В 1847 г. в Хотине было уже 1067 еврейских семей, а в 1860-х гг. — шесть–семь тысяч евреев.  
В 1847 г. в Хотине было уже 1067 еврейских семей, а в 1860-х гг. — шесть–семь тысяч евреев.  
-
В 1847 г. были открыты казённое еврейское училище, в 1857 г. — частная еврейская женская школа, в 1860 г.— еврейская больница, в 1861 г. было построено здание большой каменной синагоги (достроено в 1900 г.).  
+
В 1847 г. были открыты казённое еврейское училище, в 1857 г. — частная еврейская женская школа, в 1860 г.— еврейская больница, в 1861 г. было построено здание большой каменной синагоги (достроено в 1900 г.).
-
В начале 20 в. построена талмуд-тора. В религиозной жизни большим влиянием пользовался хасидизм. В первой половине 19 в. раввином в Хотине был Исайя Шор; со второй половины 19 в. раввинский пост занимали представители семьи Старковских.  
+
-
Во второй половине 19 в. экономика Хотина пришла в упадок из-за отдаленности от железной дороги, и еврейское население практически не увеличивалось.  
+
В религиозной жизни большим влиянием пользовался [[Хасидизм|хасидизм]]. В первой половине XIX в. раввином в Хотине был Исайя Шор; со второй половины XIX в. раввинский пост занимали представители семьи Старковских.
-
В 1897 г. в Хотине жил 9291 еврей (50,2% от всего населения), в 1910 г. — 9132 еврея (43,2%). Евреи занимались главным образом ремёслами и торговлей, в том числе контрабандной. Тесные связи существовали между евреями Хотина и евреями Галиции и Подолии.  
+
 +
Во второй половине XIX в. экономика Хотина пришла в упадок из-за отдаленности от железной дороги, и еврейское население практически не увеличивалось.  
 +
В 1897 г. в Хотине жил 9291 еврей (50,2% от всего населения). Евреи занимались главным образом ремёслами и торговлей, в том числе контрабандной. Тесные связи существовали между евреями Хотина и евреями Галиции и Подолии.  
-
В Хотине евреи жили большей частью в тесных скученных кварталах Старого города на извилистых узких улочках, которые иронически именовались современниками «предвкушением Стамбула». Рассказывали, что по крышам еврейских домов можно было обойти весь Старый город.  
+
В Хотине евреи жили большей частью в тесных скученных кварталах Старого города на извилистых узких улочках, которые иронически именовались современниками «предвкушением Стамбула». Рассказывали, что по крышам еврейских домов можно было обойти весь Старый город.
 +
 +
В начале XX в. построена Tалмуд-Tора.
-
== После февральской революции ==
+
== XX век ==
 +
=== Первая половина XX века ===
 +
 +
В 1910 г. в Хотине насчитывалось 9132 еврея (43,2%).
После февральской революции в России в городе была создана первая в Бессарабии светская еврейская община (1917 г., признана румынскими властями в 1929 г.).  
После февральской революции в России в городе была создана первая в Бессарабии светская еврейская община (1917 г., признана румынскими властями в 1929 г.).  
-
В период румынской власти были основаны школа системы Тарбут с преподаванием на иврите, мужская и женская начальные школы с преподаванием на идиш, еврейский банк; существовали еврейские общественные объединения. С 1925 г. в Хотине жил цаддик рабби Мордехай Исраэль Тверский
+
В период румынской власти были основаны школа системы [[Тарбут|Тарбут]] с преподаванием на иврите, мужская и женская начальные школы с преподаванием на идиш, еврейский банк; существовали еврейские общественные объединения. С 1925 г. в Хотине жил цаддик рабби Мордехай Исраэль Тверский.
В 1930 г. еврейское население составляло 5785 человек (37,7%).  
В 1930 г. еврейское население составляло 5785 человек (37,7%).  
-
== Вторая мировая война ==
+
=== Вторая мировая война ===
Хотин был оккупирован немецкими и румынскими войсками 7 июля 1941 г. В первые же дни на городской площади были расстреляны две тысячи евреев. Вскоре всех евреев собрали по приказу в здании школы, где представители интеллигенции (в том числе раввин Тверский) были расстреляны. 1 августа группа евреев была зверски убита (закопаны заживо) рядом с деревней Барково; оставшиеся отправлены в концлагерь Секуряны, откуда затем были высланы в Транснистрию. После окончания войны в город вернулось около 300 евреев.  
Хотин был оккупирован немецкими и румынскими войсками 7 июля 1941 г. В первые же дни на городской площади были расстреляны две тысячи евреев. Вскоре всех евреев собрали по приказу в здании школы, где представители интеллигенции (в том числе раввин Тверский) были расстреляны. 1 августа группа евреев была зверски убита (закопаны заживо) рядом с деревней Барково; оставшиеся отправлены в концлагерь Секуряны, откуда затем были высланы в Транснистрию. После окончания войны в город вернулось около 300 евреев.  
-
== Наше время ==
+
== Конец XX - начало XXI века ==
 +
 
 +
[[Файл:Chotin, beit kavrot-1.jpg|thumb|left|Хотин. Надгробие девицы Михли, дочери Менахем-Нухима (1865). Характерно диалектное фонетическое написание бсилэ, Нухим, Элил]]
 +
 
 +
[[Файл:Chotin, beit kavrot-2.jpg|thumb|right|Эпитафия на идиш на надгробии Азриэля Яновера (Хотин, 1938 г.)]]
 +
 
 +
 
 +
В 1970 г. в Хотине проживало около тысячи евреев. В 2004 г. синагогу еще посещало около десяти прихожан. Как и в других бывших местечках, евреев в Хотине сейчас практически не осталось: либо уже скончались, либо выехали в Германию, Израиль, США (реже - в крупные города Украины и других стран СНГ).
 +
 
 +
 +
Сохранилось перестроенное здание синагоги и еврейское кладбище с надгробиями, на которых резьба выполнена в оригинальном местном стиле.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14554&query=%D5%CE%D2%C8%CD+ Электронная еврейская энциклопедия]</ref>, <ref>[http://berkovich-zametki.com/Nomer44/MN65.htm Заметки по еврейской истории]</ref>
 +
 
 +
 
-
В 1970 г. в Хотине проживало около тысячи евреев. Сохранилось перестроенное здание синагоги и еврейское кладбище с надгробиями, на которых резьба выполнена в оригинальном местном стиле.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14554&query=%D5%CE%D2%C8%CD+ Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
 
   
   
{{Заготовка_раздела}}
{{Заготовка_раздела}}
== Хотин в истории еврейской литературы ==
== Хотин в истории еврейской литературы ==
-
[[Изображение:Khotin.jpg|thumb|200px|[[Хотинская крепость]]]]
 
В начале XX века Хотин слыл одним из основных центров еврейской словесности Бессарабии, уступая уровнем литературной жизни пожалуй лишь [[Липканы|Липканам]] того же Хотинского уезда, которые поэт [[Бялик, Хаим Нахман|Хаим-Нахмэн Бялик]] прозвал «бессарабским Олимпом». В городке жили и начинали творить писатели и поэты:
В начале XX века Хотин слыл одним из основных центров еврейской словесности Бессарабии, уступая уровнем литературной жизни пожалуй лишь [[Липканы|Липканам]] того же Хотинского уезда, которые поэт [[Бялик, Хаим Нахман|Хаим-Нахмэн Бялик]] прозвал «бессарабским Олимпом». В городке жили и начинали творить писатели и поэты:
Строка 83: Строка 100:
* прозаик [[Гицис, Моисей|Мойше Гицис]]
* прозаик [[Гицис, Моисей|Мойше Гицис]]
* прозаик [[Липинер, Элиас|Эле Липинер]] и другие.
* прозаик [[Липинер, Элиас|Эле Липинер]] и другие.
-
В этом всплеске творческой активности немаловажную роль сыграл [[Яновер, Азриэл|Азриэл Яновер]], как учитель еврейского языка и литературы нескольких поколений хотинских литераторов.
+
В этом всплеске творческой активности немаловажную роль сыграл [[Яновер, Азриэл|Азриэл Яновер]], как учитель еврейского языка и литературы нескольких поколений хотинских литераторов, поэт и общественный деятель.
== Уроженцы-евреи ==
== Уроженцы-евреи ==

Версия 22:08, 4 апреля 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Спивак Евгений
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 15.01.2011


Хоти́н (укр. Хотин) — город в Черновицкой области Украины, административный центр Хотинского района.

Содержание

История

Файл:Khotin.jpg
Хотинская крепость

Известен с Х в. В X—XI вв. в составе Киевской Руси, в XII в. — Галицкого, с 1199 — Галицко-Волынского княжества. С XIV в. Хотин в разное время находился под властью Молдавии, Генуи, Турции и Польши.

В 1621 г. под Хотином состоялась Хотинская битва.

В 1713 г. во время Северной Войны Хотиным завладели войска Оттоманской империи, отобрав город у Молдавии. Хотин около ста лет оставался турецким, в нём содержался мощный гарнизон. Однако за время русско-турецких войн русские войска овладевали Хотином четыре раза - в 1739, 1769, 1788 и 1807 г.г.

С 1812 г. отошёл к Российской империи в составе Бессарабской области (впоследствии Бессарабской губернии).

В 1918 г. присоединен к Румынии вместе со всей бывшей Бессарабской губернией. 28 июня 1940 года стал районным центром Украинской ССР.

XIV - XVIII века

Вероятно, еврейское население появилось в Хотине в конце XIV в. – начале XV в. В XV в. и XVI в. еврейские купцы проезжали через Хотин, который был важным торговым пунктом на проходившем по Днестру пути из Турции в Польшу, и останавливались в городе для уплаты таможенных пошлин и участия в ярмарках (с 1541 г.).

В XVII в. в Хотине существовала община караимов.Первое письменное упоминание об общине евреев-раббанитов относится к 1741 г.

В 1756 г. в Хотин бежали от преследований со стороны польских евреев вероотступник Я. Франк и его последователи. Здесь же в середине XVIII в. нашли убежище иудействующие из России, для которых еврейская община собирала средства в Германии.

XIX век

В период турецкого владычества еврейская община увеличилась: в 1807 г. в городе зарегистрировано 216 еврейских домов (23% от общей застройки), в которых проживали 340 семей. На плане 1817 г. в северной части города показана синагога. Основным занятием евреев была торговля, в том числе с другими частями Бессарабии; с Украиной (иногда контрабандная); а также аренда поместий, мельниц, маслобоен и винокуренных производств.

При вхождении в Российскую империю все население Бессарабии, включая евреев, было освобождено от рекрутской повинности. Это способствовало активной еврейской иммиграции в край; в 1831 г. Хотину были предоставлены особые торговые привилегии. В 1847 г. в Хотине было уже 1067 еврейских семей, а в 1860-х гг. — шесть–семь тысяч евреев. В 1847 г. были открыты казённое еврейское училище, в 1857 г. — частная еврейская женская школа, в 1860 г.— еврейская больница, в 1861 г. было построено здание большой каменной синагоги (достроено в 1900 г.).

В религиозной жизни большим влиянием пользовался хасидизм. В первой половине XIX в. раввином в Хотине был Исайя Шор; со второй половины XIX в. раввинский пост занимали представители семьи Старковских.

Во второй половине XIX в. экономика Хотина пришла в упадок из-за отдаленности от железной дороги, и еврейское население практически не увеличивалось. В 1897 г. в Хотине жил 9291 еврей (50,2% от всего населения). Евреи занимались главным образом ремёслами и торговлей, в том числе контрабандной. Тесные связи существовали между евреями Хотина и евреями Галиции и Подолии.

В Хотине евреи жили большей частью в тесных скученных кварталах Старого города на извилистых узких улочках, которые иронически именовались современниками «предвкушением Стамбула». Рассказывали, что по крышам еврейских домов можно было обойти весь Старый город.

В начале XX в. построена Tалмуд-Tора.

XX век

Первая половина XX века

В 1910 г. в Хотине насчитывалось 9132 еврея (43,2%). После февральской революции в России в городе была создана первая в Бессарабии светская еврейская община (1917 г., признана румынскими властями в 1929 г.). В период румынской власти были основаны школа системы Тарбут с преподаванием на иврите, мужская и женская начальные школы с преподаванием на идиш, еврейский банк; существовали еврейские общественные объединения. С 1925 г. в Хотине жил цаддик рабби Мордехай Исраэль Тверский. В 1930 г. еврейское население составляло 5785 человек (37,7%).

Вторая мировая война

Хотин был оккупирован немецкими и румынскими войсками 7 июля 1941 г. В первые же дни на городской площади были расстреляны две тысячи евреев. Вскоре всех евреев собрали по приказу в здании школы, где представители интеллигенции (в том числе раввин Тверский) были расстреляны. 1 августа группа евреев была зверски убита (закопаны заживо) рядом с деревней Барково; оставшиеся отправлены в концлагерь Секуряны, откуда затем были высланы в Транснистрию. После окончания войны в город вернулось около 300 евреев.

Конец XX - начало XXI века

Хотин. Надгробие девицы Михли, дочери Менахем-Нухима (1865). Характерно диалектное фонетическое написание бсилэ, Нухим, Элил
Эпитафия на идиш на надгробии Азриэля Яновера (Хотин, 1938 г.)


В 1970 г. в Хотине проживало около тысячи евреев. В 2004 г. синагогу еще посещало около десяти прихожан. Как и в других бывших местечках, евреев в Хотине сейчас практически не осталось: либо уже скончались, либо выехали в Германию, Израиль, США (реже - в крупные города Украины и других стран СНГ).


Сохранилось перестроенное здание синагоги и еврейское кладбище с надгробиями, на которых резьба выполнена в оригинальном местном стиле.[1], [2]



Хотин в истории еврейской литературы

В начале XX века Хотин слыл одним из основных центров еврейской словесности Бессарабии, уступая уровнем литературной жизни пожалуй лишь Липканам того же Хотинского уезда, которые поэт Хаим-Нахмэн Бялик прозвал «бессарабским Олимпом». В городке жили и начинали творить писатели и поэты:

  • Лейзэр-Дувид Розенталь (1856, Хотин — 1932, Одесса) — с 1861 года жил в Теленештах, в 1918—19 годах в Теплике (Подолия), затем в Одессе, печатался с 1880-х годов в сборниках М. Спектора «hoйз-фрайнд» (Друг дома), газетах «Дэр Юд» (Еврей), «Дос Лэбм» (Жизнь), «Момент», в 1904 году выпустил при одесской газете «Дос Лэбм» серию переводов в пяти выпусках (Максим Горький, А. П. Чехов, Брэт Гарт), издал документальный материал о погромах периода Гражданской войны на Украине (на иврите в 1927—31 годах, затем и на идише)
  • Гдалье Липинер (1876—1933) — баснописец, автор детских стихотворений и просветитель
  • Шопсэ Лернер (1879—1913), учительствовавший в Бельцах, автор песен, стихов, пьес, переводов с русского и немецкого языков, книг «Ын Дэр Фрэмд» (На чужбине) и «Ди Идише Торбэ» (Еврейская торба);
  • Срул Гойхберг, работавший в Бостоне и Нью-Йорке
  • родившийся в соседних Малинцах Эйнэх Аккерман (1901—?), дебютировавший в кишинёвском журнале «Дэр Моргн» (Утро) и в 1920 году уехавший в Нью-Йорк, где публиковался под именем «А Молэницер» (Из Малинец) и где выпустил поэтический сборник «Рефлексн» (Рефлексы, 1932);
  • Гершн Киржнер (1905—?), чей стихотворный сборник «haйнт Ун Моргн» (Сегодня и завтра) вышел в Черновцах в 1935 году
  • Ривке Ройзенблат, собравшая более 2 тысяч народных песен
  • Симхэ Меламед, опубликовавший свою первую книгу «Лидэр Ун Дэрцейлунген» (Стихи и рассказы) уже в США в 1923 году
  • погибший на фронте Мэндэлэ Нерман, публиковавший поэзию в кишинёвской ежедневной газете «Ундзер Цайт» (Наше время)
  • автор нескольких книг поэзии Фройем Ройтман
  • впоследствии валлонская франкоязычная поэтесса Хелен Гительман
  • прозаик Мойше Гицис
  • прозаик Эле Липинер и другие.

В этом всплеске творческой активности немаловажную роль сыграл Азриэл Яновер, как учитель еврейского языка и литературы нескольких поколений хотинских литераторов, поэт и общественный деятель.

Уроженцы-евреи


Ссылки

Примечания

  1. Электронная еврейская энциклопедия
  2. Заметки по еврейской истории
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация